|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ре- аль- ные
|
|
Фи- нан- совые |
|
Не- пря- мые |
|
Пря- мые |
|
Дол- го- сро- чные
|
|
Крат- косро- чные |
Инвестиции внутри страны
Инве-
стиции
за рубежом
Совместные
Иностранные
Государ-ственные
Частные
В научной литературе приводятся и другие классификации инвестиций. Все эти классификации имеют право на жизнь как в практическом плане, но особенно в научном, так как они позволяют более детально представить инвестиции и более глубоко проводить анализ с целью повышения эффективности их использования. Но в современных условиях этих классификаций явно недостаточно.
На уровне предприятия крайне необходима следующая классификация инвестиций (рис.2). Преимущество этой классификации перед ранее рассмотренными заключается в том, что она дает реальное представление о том, на какие цели предприятия могут расходовать свои инвестиции. По сути, эта классификация характеризует инвестиционный портфель предприятия. Оптимизация этого портфеля по минимуму риска и максимуму получения экономической выгоды является одной из важнейших проблем на предприятии.
Эффективность использования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Под структурой инвестиций понимаются их состав по видам, направлению использования и их доли в общих инвестициях.
Различают общие и частные структуры инвестиций.
К общим структурам инвестиций можно отнести их распределение на реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые).В общем объеме инвестиций наибольшую долю составляют капиталообразующие инвестиции. Так в 1996 году, из общего объема инвестиций доля капиталообразующих составила 81%, а финансовых- лишь 19% . В некоторые частные структуры включаются следующие виды структур капитальных вложений: технологическая, воспроизводственная, отраслевая и территориальная.
Под технологической структурой – понимаются состав затрат на сооружение какого-либо объекта по видам затрат и их доля в общей сметной стоимости, т.е. показывается, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на строительно-монтажные работы (СМР), на приобретение машин , оборудования и их монтаж, на проектно-изыскательские и другие затраты. Технологическая структура капитальных вложений оказывает самое существенное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этой структуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимости проекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальных вложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственных фондов будущего предприятия.
Увеличение доли машин и оборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущего предприятия, способствует увеличению его производственной мощности, а следовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции. Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизации и автоматизации труда и снижения условно-постоянных затрат на единицу продукции. Анализ технологической структуры капитальных вложений имеет важное значение как в научном, так и практическом плане.
Воспроизводственная структура - также оказывает существенное влияние на эффективность их использования.
Под воспроизводственной структурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение в общей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственных фондов. Можно определить, какая доля капитальных вложений в их общей величине направляется на: новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства. Теория и практика свидетельствует о том, что реконструкция и техническое перевооружение производства намного выгоднее, чем новое строительство, по многим причинам:
Во – первых, сокращается срок ввода в действие дополнительных производственных мощностей;
Во – вторых, в значительной мере сокращаются удельные капитальные вложения;
Динамика изменения воспроизводственной структуры реальных инвестиций в основной капитал может показать определенные сдвиги или тенденции как в позитивном, так и в негативном плане. Негативный аспект заключается в том, что повышение доли реальных инвестиций в новое строительство автоматически может привести к снижению их доли, направляемой на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производства, что может отрицательно отразиться на техническом уровне производства и на эффективности инвестиций, а следовательно, и на экономике в целом. Позитивный же аспект в этой тенденции, видится в том, что за анализируемый период ,например, довольно бурно протекал процесс создания малых предприятий и именно за счет этого повысилась доля инвестиций, направляемых на новое строительство. Создание малого бизнеса в РК и повышение его роли в экономике являются необходимым и прогрессивным процессом.
Важное значение для экономики республики имеет также распределение реальных инвестиций по отраслям экономики РК, так как именно от этого распределения в значительной степени зависит ее будущее. Экономическая эффективность капитальных вложений существенно зависит от отраслевой и территориальной (региональной) их структуры.
Под отраслевой структурой – понимается их распределение и соотношение по отраслям промышленности и экономики в целом. Ее совершенствование заключается в обеспечении пропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которые обеспечивают ускорение НТП во всем народном хозяйстве РК.
От планирования отраслевой структуры капитальных вложений зависит очень многое, прежде всего сбалансированность в развитии всех отраслей, оптимальность его отраслевой структуры, ускорение научно-технического прогресса и эффективность функционирования всей экономики республики. Государство при помощи например, бюджетных средств и других рычагов может существенно влиять на тенденцию изменения отраслевой структуры инвестиций в прогрессивном направлении.
Важное значение для эффективности инвестиций в экономике имеет структура инвестиций по источникам финансирования и формам собственности.
Под структурой инвестиций по формам собственности понимаются их распределение и соотношение по формам собственности в общей их сумме, т. е. кому они принадлежат: государству, муниципальным органам, частным юридическим или физическим лицам, или к смешанной форме собственности. Существует мнение, что повышение доли частных инвестиций в общей их сумме положительно влияет на уровень их использования, а следовательно, и на экономику республики.
Под структурой инвестиций по источникам финансирования соответственно понимаются их распределение и соотношение в разрезе источников финансирования. Совершенствование этой структуры инвестиций заключается в повышении доли внебюджетных средств до оптимального уровня. На основе динамики изменений по годам можно представить и проанализировать те изменения, которые произошли под влиянием таких факторов, как в негативных так и в позитивных отношениях. (Например, все большую роль, как источник финансирования стали играть амортизационные отчисления).
В данный момент, когда доля государственных инвестиций резко снижается, а доля инвестиций предприятий в общей их величине увеличивается, общая эффективность инвестиций все в большей мере зависит от эффективности их использования непосредственно на предприятии, а, по сути, от общей структуры инвестиций на предприятии.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод – анализ структуры инвестиций по различным направлениям имеет научное и практическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается в том, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и на этой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционную политику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций заключается в том, что на основе этого анализа выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие на инвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что также очень важно для разработки инвестиционной политики.
2. 1. Инвестиционная деятельность в РК.
В процессе перехода Республики Казахстан на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно – законодательная база в области инвестиций.
28 февраля 1997 года №75- 1 ЗРК вышел Закон “О государственной поддержке прямых инвестиций”, в котором регулировались отношения, возникающие в процессе поддержке прямых инвестиций в РК, и в котором определялся единственный государственный орган, уполномоченный осуществлять государственную поддержку и представлять РК – “Агентство РК по инвестициям”, председатель которого назначается и освобождается от должности только Правительством РК.
Кроме того 5 апреля 1997 года №3444 Указом Президента “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций “, был определен список наиболее приоритетных и важных производств для привлечения инвестиций до 2000 года . В частности, такие отрасли как:
1. Производственная инфраструктура.
2. Обрабатывающая промышленность.
3. Объекты г. Акмолы.
4. Жилье, объекты социальной сферы и туризма.
5. Сельское хозяйство.
Указом Президента РК от 6 марта 2000 года №349 были утверждены правила предоставления льгот и преференций при осуществлении инвестиционной деятельности.
Но иностранных предпринимателей не устраивала неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, действовавшая система бухгалтерского учета и отчетности, высокий уровень налогообложения ( несовершенство налоговой системы в РК) и ее изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие бухгалтерского учета международным стандартам. Все это сыграло и большую положительную роль.
Так как бухгалтерский учет – это международный учет бизнеса, то его надо было в первую очередь усовершенствовать и привести к международному образцу, так как действующий до 1996 года в РК не соответствовал этому.
Первым и важным этапом реформирования системы бухгалтерского учета было отменено старое положение и Указом Президента имеющим силу Закона, 26 декабря 1995 года №2732 было введено новое Положение о бухучете и отчетности с 1 января 1996 года, которое регулировало систему бухгалтерского учета и финансовую отчетность. Кроме того Национальная комиссия по бухучету была преобразована в Департамент бухгалтерского учета и аудита при Министерстве финансов Республики Казахстан. Был принят и введен с 1 января 1997 года новый Генеральный план счетов хозяйственно-финансовой деятельности, на основе разработанных к нему Стандартов и Методических указаний к ним – все это позволило приблизить систему бухгалтерского учета к международному уровню.
Следующим этапом было совершенствование налоговой системы, так как все налоги в конечном итоге отражаются на финансовом результате – чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и которая является одним из источников для осуществления инвестиций.
В РК был принят новый налоговый кодекс, который разработан в области налогообложения с учетом лучших наработок в этой области как в нашей республике так и за рубежом, что несомненно улучшило правовую базу налогообложения.
Закон РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет” № 2235 от 24 апреля 1995 года, предусмотрел в основном одинаковые ставки налогов как для резидентов так и для нерезидентов и других инвесторов.
На улучшение инвестиционной деятельности влияет также и уровень развития малого и среднего бизнеса в республике., так как экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса, причем малый бизнес играет все возрастающую роль в экономике республики. Поэтому было принято ряд постановлений, направленных на развитие, улучшение и защиту среднего и малого бизнеса ( на поддержку малого предпринимательства).
Но эффективное использование инвестиционных ресурсов не мыслимо без Рынка ценных бумаг и в частности – Фондового Рынка, который в Казахстане по сути отсутствует, а значит, это является еще одной проблемой которую необходимо решить.
И вот, в целях реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года, 28 января 1998 года за №3834 был принят Указ Президента РК, в котором была принята программа действий и в том числе в области инвестиционной политики, определены цели и приоритеты. В Указе рассмотрены вопросы по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Республике в условиях рыночной экономики, (наряду с экономическими и соц.вопросами), а также освещены вопросы, связанные с обеспечением эффективной защиты иностранных инвестиций. В разделе “Благоприятный инвестиционный климат” принято решение о ускоренном развитии Фондового Рынка, защите и поддержке малого бизнеса, и др.
Таким образом, в политическом и правовом плане в Республике Казахстан создан весьма благоприятный инвестиционный климат.
2.2. Иностранные инвестиции в РК.
Иностранные инвестиции играют очень важную роль в экономике любого государства или отдельной республики. Уже не первое десятилетие прямые иностранные инвестиции растут быстрее, чем международная торговля. Основными инвесторами, вложившими в экономику Республики Казахстан свои капиталы являются такие крупные страны как США, Германия, Великобритания, Япония, Южная Корея, Франция и др. Эти страны не только оживляют инвестиционный климат в РК, но и помогают развитию отечественной экономики.
Иностранные инвестиции разделяют на государственные и частные.
Под государственными инвестициями понимаются главным образом займы, кредиты, которые одно государство или группа государств предоставляют другому государству и которые регулируются международными соглашениями, к которым применяются нормы международного права.
Под частными инвестициями понимают инвестиции, осуществляемые частными предприятиями, гражданами одной страны в предметы инвестиций, расположенные на территории другой страны.
Иностранные инвесторы имеют право на осуществление инвестиций в РК в следующих формах:
1. Долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с казахскими юридическими лицами и гражданами РК.
2. Учреждение предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам.
3. Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, государственными предприятиями.
4. Приобретение иных имущественных прав и другое.
Основной формой является долевое участие в создании совместных и зарубежных предприятий.
В соответствии с действующим законодательством РК иностранные инвесторы на территории РК обеспечиваются полной и безусловной правовой защитой.
Так, принятый 27 декабря 1994 года № 266 – XIII “Закон об иностранных инвестициях” определяет правовые и экономические основы привлечения иностранных инвестиций в экономику РК, закрепляет государственные гарантии и защиту иностранных инвестиций. Предприятия с иностранным участием могут создаваться в форме хозяйственного товарищества, акционерного общества, а также иных формах (кооперативы), не противоречащих законодательству РК. Предприятия с иностранным участием учреждаются в таком же порядке, в каком учреждаются юридические лица.
Иностранные инвестиции могут вкладываться в любые объекты и виды деятельности, не запрещенные для таких инвестиций законодательством РК.
В соответствии с Законом “Об индивидуальном предпринимательстве”, принятым 19 июня 1997 года иностранные организации могут быть субъектами малого предпринимательства,
т. е. Численность работающих в этих фирмах не более 50 человек и стоимость активов за год не более 60 тысяч месячных расчетных показателей.
Принятие Закона об инвестициях способствовало привлечению иностранных инвестиций в экономику РК, что оказало влияние на повышение производительного потенциала и послужило важным инструментом в передаче технических и управленческих навыков из – за границы.
Взносы в уставный капитал иностранными инвесторами могут вноситься в установленном законодательством РК порядке в виде зданий, сооружений, оборудования и других материальных ценностей, право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, а также иными имущественными правами, включая право на интеллектуальную собственность.
В целях упорядочения заключения контрактов с иностранными инвесторами установлены единые правила, понятия и процедура оформления контрактов, что нашло отражение в Постановлении № 1 – 206 от 21 марта 1997 года “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставления мер стимулирования инвестору осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.
Согласно данным Нацстатагенства в 1998 году в РК действовало 1475 предприятий с иностранным участием из которых почти 60 % в форме совместных предприятий.
В привлечении прямых иностранных инвестиций в 1998 году лидировала нефтегазовая отрасль (64, 9 % ), вторым идет энергетический комплекс (8, 7 %).
Среди стран – доноров в период с 1995 – 1997 года лидировали Великобритания, Южная Корея, Япония, США. А уже в первой половине 1998 года стали преобладать инвестиции США (19, 5 %), а Южнокорейские корпорации стали наоборот сокращать сферы своей деятельности.
Доля иностранных инвестиций в основной капитал РК возросла с 1% в 1994 году до 20 % в 1997 году.
Между тем потребность РК в притоке иностранных инвестиций очень велика. Только в ключевые отрасли промышленности требуется десятки миллиардов долларов (обрабатывающая, топливная, металлургическая).
Большой круг инвестиционных проблем в легкой и пищевой промышленностях, а также в сельском хозяйстве.
Предполагается, что в 2001 году РК получит прямых инвестиций на общую сумму около 2, 5 миллиарда долларов. А объем иностранных инвестиции к 2001 году составит не меньше, чем 1, 5 – 2 миллиарда долларов.
Иностранные инвестиции не могут быть национализированы, экспроприированы или подвергнуты иным мерам, имеющим такие же последствия, как национализация или экспроприация, за исключением случаев, когда такая экспроприация осуществляется в общественных интересах, с соблюдением надлежащего законного порядка и производится без дискриминации с выплатой немедленной адекватной и эффективной компенсации.
2. 3. Инвестиционная политика предприятия в РК, ее сущность и роль.
Инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости от экономической, в том числе и инвестиционной политики. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решения многих социальных проблем.
Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех объектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности.
В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:
· кредитно – финансовой и налоговой политики;
· предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на развитие производства и техническое перевооружение;
· амортизационной политики;
· путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;
· научно – технической политики и другое.
Целью инвестиционной политики является реализация стратегического плана экономического и социального развития РК, направленная на оживление инвестиционной деятельности, а также на подъем отечественной экономики и эффективности общественного производства.
Кроме общей государственной инвестиционной политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Все они находятся в тесной взаимосвязи между собой, но определяющей является общая государственная инвестиционная политика.
Структура инвестиционной политики
Государственная экономическая и социальная политика
Государственная инвестиционная политика
Региональная инвестиционная политика
Отраслевая инвестиционная политика
Инвестиционная политика отдельных субъектов хозяйствования
Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из стратегических целей его бизнес – плана. И если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной деятельности не может быть и речи. Кроме этого необходимо придерживаться и определенных принципов, учет которых позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики на предприятии.
Наиболее важными принципами инвестиционной политики на предприятии являются:
· нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
· учет инфляции и фактора риска;
· экономическое обоснование инвестиций (бизнес - план);
· ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации, исходя из имеющихся ресурсов;
· выборы надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций и другое.
2. 4. Принципы стратегии экономического роста.
Мировая общественность в последнее время относится к Казахстану с большим доверием. Это основано на социальной и политической стабильности, на созданной законодательной базе, - и это позволяет надеяться на большой приток инвестиций в приоритетные отрасли экономики и повышение ее экономического потенциала.
30 июня 1998 года Указом Президента РК образован СОВЕТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ – консультативно – совещательный орган при Президенте РК. Он призван разрабатывать рекомендации по улучшению инвестиционного климата, стратегии привлечения иностранных инвестиций в экономику РК. При этом большую роль в осуществлении отбора инвестиционных проектов и включения их в Программу государственных инвестиций играют Министерство финансов, Министерство экономики, Агентство по стратегическому планированию РК.
В Указе Президента РК от 28 января 1998 года № 3834 “О мерах по реализации стратегии развития Казахстана до 2030 года”, принятым в г. Астане определены кроме общих вопросов развития экономики РК, еще и принципы стратегии экономического роста:
1. Ограниченное прямое вмешательство государства в экономику. Возложить на Агентство по стратегическому планированию и реформам РК координацию деятельности государственных органов по выполнению стратегических планов развития республики и контроль за их реализацией.
2. Макроэкономическая стабильность. Ее целью является снизить уровень среднегодовой инфляции, сохранить управляемый бюджетный дефицит и устойчивый курс тенге.
Приоритетным является:
- Ужесточение денежно-кредитной политики;
- Развитие финансовых институтов и углубление финансовых рынков;
- Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики и не инфляционное финансирование бюджетного дефицита;
- Координация денежно-кредитной политики с налоговой и бюджетной политикой и пенсионной реформой;
- Укрепление платежного баланса.
3. Либерализация цен.
4. Открытая экономика и свободная торговля. Целью ее является – завершить в основном структурные реформы в экономике. Приоритетным является:
- ускоренное развитие экспортной транспортной инфраструктуры и коммуникаций;
- рост внешней торговли с улучшением структуры и географии экспорта и импорта;
- усиление государственного контроля на отдельных рынках при ограничении государственного регулирования на других рынках.
5. Укрепление институтов частной собственности. Оздоровление и укрепление отечественной банковской системы и стимулирование кредитования частного сектора. Развитие фондового рынка Казахстана. Совершенствование форм и методов финансирования частного сектора.
6. Приватизация.
7. Обеспечение эффективной защиты иностранных инвестиций. Жесткое пресечение финансовых махинаций со средствами индивидуальных инвесторов, формирование благоприятных условий для прекращения оттока и начала репатриации капитала. Развитие международной компании “Инвестирование в Казахстан”.
8. Разработка энергетических и других природных ресурсов. Целью является формирование экспортоориентированного, технологически связанного топливно-энергетического комплекса. Создание эффективных энерготехнологий с использованием разнообразных энергоресурсов. Создание евразийской сети экспортных нефтепроводов и газопроводов. Рост объемов добычи нефти и газа, повышение конкурентоспособности и внедрение передовых технологий и др.
9. Формирование индустриальной технологической стратегии.
10. Диверсификация производства. Целью этого является Формирование экспортоориентированного промышленного комплекса страны, базирующейся на производстве продукции преимущественно из отечественных минерально-сырьевых ресурсов и продукции производственно-технического назначения. Развитие машиностроительных производств, ориентированных на нужды отечественных производителей. Подготовка и расширение рынков сбыта казахстанской продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В последние годы в Казахстане инвестиции и инвестиционная политика стали актуальным объектом многих научных разработок и исследований.
Ситуация в экономической жизни, на пороге XXI века, изменяется стремительно.
Разразившийся глобальный финансовый кризис конца 90-х годов потребовал переосмысления многих вопросов в области экономической политики в Казахстане в том числе и инвестиционной.
В настоящее время не всякое приобретение собственности иностранцами на территории РК можно считать инвестициями, а скорее наоборот. Продажа (часто ниже номинальной цены) производственных объектов - особенно сырьевых, является для государства дезинвестицией. А “портфельные инвестиции” по большей части формируют спекулятивный капитал “горячие деньги”, которые быстро приходят на рынок и в случае неблагоприятной конънктуры быстро уходят с него. Поэтому необходимо выработать стратегию заимствований и разумные критерии отбора проектов инвестирования. Правительство Республики в последнее время много делает для этого, свидетельством тому являются последние принятые законодательные акты – Указы и постановления в области инвестиций.
В данной работе я постаралась показать суть государственных и иностранных инвестиций, их структуру и классификацию, а также разумное применение их в
экономике, а также сформировать благоприятный инвестиционный климат.
Зачастую на практике фирмы с сомнительной репутацией паразитирующие на национальных богатствах Казахстана должны быть поставлены в более жесткие условия и в перспективе вытеснены отечественными предпринимателями.
Необходимо также изыскивать внутренние (национальные) источники инвестиций, которые являются самыми надежными – самофинансирование и окупаемость.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Закон РК от 27. 12. 1994 года № 266 – XIII “Об иностранных инвестициях”.
2. Закон РК от 24. 04. 1995 года № 2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”.
3. Закон РК от 28. 02. 1997 года № 75 – 1 ЗРК “О государственной поддержке прямых инвестиций”.
4. Постановление № 1 – 206 от 21. 03. 1997 года Государственного Комитета РК по инвестициям “Об утверждении Рамочного контракта о государственной поддержке и предоставлении мер стимулирования Инвестору, осуществляющему инвестиционную деятельность в приоритетные сектора экономики РК”.
5. Указ Президента РК от 5. 04. 1997 года № 3444 “Об утверждении перечня приоритетных секторов экономики РК для привлечения прямых отечественных и иностранных инвестиций”.
6. Указ Президента РК от 6. 03. 2000 года “Об утверждении Правил предоставления льгот и преференций при заключении контрактов с инвесторами, осуществляющими инвестиционную деятельность в приоритетных секторах экономики”.
7. Указ Президента РК от 28. 01. 1998 года № 3834 “О мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года”.
8. А. А. Рогачева “Cоциально – экономические приоритеты в системе финансовых координат”, Алматы, 1999 год.
9. И. В. Сергеев, И. И Веретенникова “Организация и финансирование инвестиций”, Москва, 2000 год.
10. М. Н. Чепурин “Курс экономической теории”, Алматы, 1994 год.
11. “Инвестиционная деятельность”. Сборник законодательных актов. Алматы, 2000 год.
12. Иностранные инвестиции в РК. Алматы, 2000 год.
13. А. Б. Идрисов “Планирование и анализ эффективности инвестиций”. Москва, 1994 год.
14. П. И. Вахрин “Организация и финансирование инвестиций”. Москва, 1999 год.
Страницы: 1, 2