Инвестиционный климат Республики Мордовия в 2004-2007 гг.
Инвестиционный климат Республики Мордовия в 2004-2007 гг.
Мордовский государственный университет им Н.П.Огарёва.
Экономический факультет.
Макроанализ
на тему:
Инвестиционный климат Республики Мордовия в
2004-2007гг.
Выполнили: студентки 202 группы
экономического
факультета
специальности
«ЭУАПК»
Сидорова
Ю.В и Артюшкина Л.П.
Проверил:
Окунев Д.В.
Оценка:
Саранск 2008 г
Содержание:
Введение
1. Определение
инвестиций. Основные принципы инвестиционной политики
2. Инвестиционный
климат Мордовии.
2.1
Характеристика инвестиционной деятельности республики.
3. Внешнеэкономическая
деятельность республики.
4. Приоритеты
инвестиционной политики в 2006-2007 гг.
5.1 Основные инвестиционные
проекты, реализуемые в 2007 г. Заключение.
Список используемых
источников.
1
Введение
Трансформационные преобразования,
происходившие в стране на протяжении
90- х гг. XX века
и в начале ХХI века, изменили инвестиционную модель развития
российской экономики. Изменились цели и мотивы инвестирования, отраслевая
структура, источники и механизмы финансирования капиталовложений, появились
новые субъекты инвестиционной деятельности, активно привлекается в страну
иностранный капитал. С 1999г начался и продолжается до сих пор период
восстановительного роста инвестиций по отношению к докризисному уровню.
Особое значение в
современный период на федеральном и региональном уровне имеет инвестиционная
политика, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата,
стимулирование ускоренного развития «точек роста» в экономике, создание
институциональных условий инвестиционного процесса и переход к экономике
инноваций.
На протяжении
90-х гг 20 века основные усилия государства были направлены на минимальное
поддержание жизнеспособности отраслей и сфер народного хозяйства, остановку
набиравшей все большую силу тенденции спада производства и капиталовложений,
снижение высокой инфляции, преодоление острых политических и социальных проблем
в обществе.
В посткризисный
период развития экономики появляются новые акценты инвестиционной политики
государства. Её роль не сводится только к удержанию инвестиционного процесса от
«провала», появляются ряд новых задач, связанных с ускоренным восстановлением
базовых отраслей и развитием новых секторов экономики.
Одним из основных
показателей результативности инвестиционной политики является достигнутый
уровень активности или интенсивность привлечения инвестиций в регион.
Инвестиционная активность в Республике Мордовия оценивалась по показателям
объёма и темпам изменения абсолютного объёма инвестиций в основной капитал.
2
Определение
инвестиций. Основные принципы инвестиционной политики.
Инвестиции
(капитальные вложения) - совокупность затрат материальных, трудовых и денежных
ресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всех
отраслей народного хозяйства. Инвестиции - относительно новый для нашей
экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалось
понятие "валовые капитальные вложения", под которыми понимались все
затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт.
Инвестиции - более широкое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные
инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные
вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть
вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с
титулом собственника, дающим право на получение доходов от собственности.
Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных
вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Но часть
портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей
материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых
инвестиций в производство.
В журнале
"экономист" определены основные направления инвестиционной политики.
Были выделены следующие главные задачи инвестиционной политики: формирование
благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности
негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных
инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка
важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении
эффективности капитальных вложений.
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и
ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается
осуществлять на основе следующих принципов: - последовательная децентрализация
инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности,
повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования
их инвестиционных проектов; - государственная поддержка предприятий за счет
централизованных инвестиций; - размещение ограниченных централизованных
капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов
производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми
программами и исключительно на конкурентной основе; - усиление государственного
контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета; -
совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
- значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого
финансирования инвестиционных проектов.
3
Инвестиционный климат Мордовии
Повышение экономического потенциала республики,
увеличение объемов производства, создание новых рабочих мест, рост
благосостояния населения – основные задачи инвестиционной деятельности
Республики Мордовия. Продуманная социально-экономическая политика и эффективная
работа с инвесторами позволили создать в республике благоприятный
инвестиционный климат.
По данным рейтингового Агентства «Эксперт РА» Мордовия
занимает 7 место по оценке интегрального инвестиционного риска, а по степени
внутриполитической стабильности является лидером среди регионов России.
В результате конкретных усилий по созданию
благоприятных условий для привлечения капитала республика занимает устойчивое
положение среди российских регионов по темпам роста капитальных вложений. Так,
за период 2001-2005 годы инвестиции в основной капитал увеличилось более чем в
2 раза, в экономику было вложено около 50 млрд. рублей. В 2005 году их объем
составил 13,0 млрд. руб., что больше уровня предыдущего года на 19,7
процентов.
4
Значительно увеличился приток иностранных
инвестиций, объем которых в 2005 году составил 43,4 млн.долл.США с ростом к
предыдущему году на 25%, при этом большая часть этих средств, почти
80 процентов, поступили как прямые иностранные инвестиции.
По величине прямых иностранных инвестиций, в расчете на душу населения
в Приволжском федеральном округе республика по итогам 2005 года заняла 1
место.
Приоритетными направлениями экономического развития
были и остаются инновации, модернизация и создание высокоэффективных производств,
экономическая инфраструктура (транспортная, телекоммуникационная, финансовая),
малый бизнес и социальная сфера. Наиболее привлекательными для инвестиций
являются машиностроение, пищевая промышленность, сельское хозяйство, транспорт.
Всего на отрасли производящие промышленные и потребительские товары приходится
более 30 % всех капитальных вложений.
Положительная динамика инвестиций в основной капитал
обеспечивается мобилизацией всех источников финансирования, где наиболее важные
- собственные средства предприятий и организаций, бюджетные фонды, ресурсы
коммерческих банков.
Рост инвестиций в основной капитал в целом подкреплен
увеличением собственных вложений организаций в дальнейшее развитие
производства.
5
За прошедший год за счет внутренних источников освоено
около 40 % общего объема капиталовложений.
За
счет банковских кредитов осуществляется 11 % инвестиций в основной
капитал. Показательно то, что доля этих источников имеет тенденцию к росту.
Перспективным направлением инвестиционной политики
становится вхождение в динамично развивающийся рынок ценных бумаг, который
позволит в дальнейшем обеспечить привлечение сбережений населения как
дополнительный источник финансирования и сейчас формируется действенный
механизм, который позволит использовать частные накопления в качестве
финансовой базы для обновления производственных фондов, внедрения новых
технологий, дальнейшего развития социально-экономической инфраструктуры.
Активная государственная поддержка организациям,
реализующим инвестиционные проекты, положительно сказывается на результатах
всей экономики республики. Использование механизма выделения субсидий на
частичное возмещение уплаченных процентов по кредитам позволяет дополнительно
вовлечь в инвестиционный процесс ресурсы банковской системы, что очень важно
для экономики Мордовии, существенно увеличив при этом объемы долгосрочного
кредитования в наиболее инвестиционно-привлекательные отрасли реального сектора
экономики.
За последние годы сложилась эффективная, прочная
система деловых взаимоотношений Мордовии со стратегическими инвесторами.
6
Сотрудничество республики с транснациональной
компанией «Сан Интербрю» позволило саранскому филиалу ОАО «Объединенные
пивоваренные заводы» усовершенствовать технологию производства, значительно
увеличить объемы производства пива.
С участием компании на предприятии реализован
инвестиционный проект по розливу пива в ПЭТ- бутылку, построен крупнейший в
России солодовенный завод мощностью до 130 тысяч тонн солода в год, что в свою
очередь послужило мощным стимулом для выращивания пивоваренного ячменя
сельхозпроизводителям, обеспечило им гарантированный долгосрочный рынок сбыта.
В ближайшей перспективе начнется реализация проекта по розливу пива в
металлическую банку.
При участии крупного санкт-петербургского
холдинга «Веда» в республике открылся современнейший завод по производству
слабоалкогольных напитков. Инвестиции в этот проект составили порядка 200 млн.
рублей, оснастив его одним из самых совершенных на сегодняшний день видов
оборудования. Еще около 10 млн.долл. планируется вложить в расширение
мощностей. На предприятии уже создано свыше 200 рабочих мест. Установленная
линия сможет ежегодно перечислять в бюджет Мордовии десятки миллионов рублей,
причем только в виде акцизов. Совместно с этим инвестором начата подготовка
производства стеклянных бутылок на свободных площадях ранее простаивавшего
завода. Ежегодный выпуск составит около 2 млрд. рублей в год или 553 млн.
бутылок. Для этого в производство инвестировано 60 млн. долларов США.
Развитие вагоностроительного производства в
республике возродило к жизни ранее простаивающие площади трех крупнейших
предприятий, которые ныне не останавливаются ни на минуту. В прошлом году
численность персонала занятого в данном производстве возросла в пять раз, при
этом рабочие имеют неплохую зарплату, выпуск железнодорожных цистерн увеличился
в 3,4 раза. Уже в ближайшей перспективе будет значительно расширен ассортимент
вагоностроительной продукции. Помимо вагонов-цистерн будут выпускаться
вагоны-хопперы, полувагоны, железнодорожные платформы различного назначения,
тележки для грузовых вагонов и другие виды продукции. В результате реализации
проекта прирост объемов производства только за 2004-2008 гг. составит свыше 38
млрд. руб.
Кроме того, в республике реализованы проекты по
вводу в действие новых и модернизации действующих производств, в числе которых:
организация производства с качественно новыми характеристиками силовых кабелей
(ОАО «Завод "Сарансккабель"), организация производства серии
преобразователей собственных нужд на IGBT – транзисторах для электровозов (ОАО
«Электровыпрямитель»), организация производства алюминиевой катанки (ЗАО
"Цветлит"), производство фанеры (ЗАО "Плайтерра"),
организация качественной сушки лесоматериалов и установка линии по изготовлению
оконных блоков ("ЗАО "Ельниковская ДСПМК»),
7
реконструкция технологических линий по розливу
ликероводочных изделий (ОАО «Мордовспирт»), развитие производства свинины (ЗАО
"Мордовский бекон"), модернизация производств в акционерных обществах
«Ардатовский светотехнический завод», «Кадошкинский электротехнический завод»,
«Ламзурь», «Сырокомбинат «Ичалковский», в сельском хозяйстве начата организация
производства молока на основе новейших технологий содержания и выращивания КРС
и другие.
Принимаемые меры по созданию благоприятных
условий и поддержке предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию,
позволили сохранить позитивные тенденции и высокие темпы роста в базовых
отраслях экономики, увеличить налогооблагаемую базу и доходы бюджетов всех
уровней, направить дополнительные денежные средства на решение социальных
проблем.
В республике сформирована благоприятная
нормативно-правовая база для осуществления инвестиционной деятельности.
Действуют законы "О государственной поддержке инвестиционной деятельности
в Республике Мордовия", "Об условиях эффективного
использования социально-экономического потенциала Республики Мордовия",
"О снижении ставок налога на прибыль организаций", "О налоге на
имущество организаций» и другие. В результате Мордовия может предложить
инвестору максимально возможные, в соответствии с российским законодательством,
налоговые льготы для реализации значимых для региона проектов.
8
Характеристика внешнеэкономической деятельности
республики.
Развитие
внешнеэкономической деятельности в последние годы происходило под влиянием
устойчивого роста объемов промышленного производства и расширения спроса на
инвестиции.
Внешнеторговый оборот Республики Мордовия
за 2006г. составил 184,7 млн дол. США, что в 3,5 раза выше 2000г., в том числе
по экспорту - 77,5 млн.дол. США, по импорту - 107,2 млн. дол. США.
Внешнеторговую деятельность осуществляли свыше 120 предприятий и организаций
различных форм собственности, торговые партнеры которых находятся в 55 странах
дальнего и ближнего зарубежья. В
макроотраслевой структуре экспорта преобладала продукция машиностроительного
комплекса (68% в стоимостном выражении), а также химическая и
химико-фармацевтическая отрасли промышленности. Главная
особенность структуры экспорта республики - значительная доля стран СНГ – 77%,
в т.ч. в Казахстан - 42,2%. Крупнейшие экспортеры Республики Мордовия – ОАО
«Рузхиммаш», его удельный вес 19%. Другие участники экспортных операций – ОАО
«Сарансккабель» (14,6%), ОАО "Ламзурь" (5,7%), ОАО «Саранский завод
Резинотехника» и ОАО "Электровыпрямитель"
(5,3%). Значительная доля внешнеторгового оборота со
странами дальнего зарубежья - это импорт новой техники и инновационных
технологий. Структура импорта отражает устойчивую тенденцию роста импорта
товаров из стран дальнего зарубежья. Основными импортерами товаров выступают
Германия (47,6% всего импорта), Нидерланды (6,5%), Испания (4,9%), Китай (4,5%)
и США (4,2%).
9
Среди импортеров –
стран СНГ наиболее активно отношения развиваются с Республикой Беларусь и
Украиной.
Главной задачей в области внешнеэкономической деятельности остается повышение
экспортного потенциала и конкурентоспособности продукции республиканских
предприятий, ускоренный рост высокотехнологичной и наукоемкой продукции в
общем объеме экспорта. Улучшение
динамики внешней торговли будет обеспечиваться за счет: реализации системы
мер государственной поддержки отечественных экспортеров, направленной на
ускоренную модернизацию существующих в республике мощностей, развитие
экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств; развития
перспективных форм и методов стимулирования экспортной активности предприятий
республики и оказание им необходимой помощи, повышения уровня
конкурентоспособности продукции региона на внешнем рынке, налаживания
устойчивых связей с зарубежными контрагентами, использования человеческого
капитала, информационных ресурсов, ускорения внедрения современных наукоёмких,
энерго- и ресурсосберегающих технологий и методов управления.
За
период 2007 – 2010 гг. прогнозируется рост внешнеторгового оборота в 1,2 раза,
в том числе экспорта и импорта на 30 и 8% соответственно.
10
Основные приоритеты инвестиционной политики Мордовии в
2006-2007гг
В Мордовии созданы
максимально благоприятные условия для организации и ведения бизнеса.
Инвестиционные возможности республики ведущие российские эксперты оценивают как
одни из лучших в Приволжском федеральном округе. Для этого в последние 2-3 года
существенно доработали инвестиционное законодательство, предоставив инвесторам
все возможные льготы. При этом, что очень важно, обеспечивается их
стабильность. Другими словами, инвестор может быть уверен в том, что в течение
срока окупаемости проекта принципы взаимодействия с республиканскими органами
власти будут неизменны. В целях дальнейшего повышения
инвестиционной привлекательности республики в 2007 году разработана специальная
программа. Большое
значение имеет удобное географическое положение республики в центре европейской
части России на пересечении важнейших транспортных магистралей. В
непосредственной близости от нас расположены наиболее крупные города Поволжья,
что с точки зрения организации логистики, создания крупных распределительных
центров создает дополнительные возможности. Относительная близость
Мордовии к Москве также является нашим конкурентным преимуществом. И значение
этого фактора будет только возрастать. Дело в том, что Москва и граничащие с
ней регионы избалованы вниманием инвесторов и с точки зрения инвестиционных
возможностей «перегреты». Очевидно, инвестиционный бум будет распространяться от
Москвы и Подмосковья в другие российские регионы. Из которых Мордовия является
одной из самых близких. Безусловно,
значимой составляющей нашей инвестиционной привлекательности является наличие
квалифицированной и сравнительно дешевой рабочей силы. Немаловажно и то, что
республика демонстрирует устойчивый экономический рост на протяжении последних
10 лет. Это наглядно подтверждает, что у нас есть необходимый опыт реализации
крупных инвестиционных проектов, а также значительный научно-инновационный и
производственный потенциа. Как показывает опыт
общения с крупными зарубежными и отечественными инвесторами при принятии
решения об организации бизнеса во внимание принимается буквально все: начиная
от возможности подключения к электрическим и газовым сетям на приемлемых
условиях и качества автомобильных дорог до уровня медицинского обслуживания в
регионе, качества образования, возможностей организации досуга.
На сегодня высокий уровень развития инфраструктуры ведения бизнеса:
качественные дороги и связь, наличие крупного железнодорожного узла, аэропорта,
практически стопроцентная газификация республики, широкая сеть финансовых
институтов и страховых компаний, развитая социальная инфраструктура (театры,
парки отдыха, развлекательные центры и мн. другое), большое количество
спортивных сооружений самого разного профиля и самого высокого уровня (только
за последние 3 года построено 20 таких объектов,
11
до конца 2007 года планируется
ввод еще 17) сам облик столичного города – нашебезусловное конкурентное
преимущество. Это следствие большой работы, которая проделана в республике для
комплексного развития территории. Все это создает
комфортные условия для жизни и делает Мордовию еще более привлекательной для
инвестора. Мы
видим, что такой подход приносит хорошие результаты. Серьезные деловые
партнеры, которые пришли в Мордовию 10 лет назад и успели успешно завершить
реализацию первых проектов, продолжают развивать свой бизнес в республике,
инициировать новые инвестиционные проекты. Среди них – компания «ИнБев»,
холдинг «Веда», АФК «Система», «Сибур» и др. Создана группа компаний «ВКМ»,
которая, начав практически с «нуля», сегодня является одним из лидеров в
производстве цистерн и грузовых вагонов в России. Продукция компании пользуется
спросом и за рубежом. Все это результат налаживания взаимовыгодных отношений
между республикой и бизнес-сообществом, которыми мы весьма дорожим.
В июле 2007 года в г.Саранске прошел первый в истории финно-угорских народов
Международный фестиваль национальных культур и саммит лидеров стран,
представляющих финно-угорский мир. В эти дни репортажи с главных фестивальных
площадок транслировали ведущие телеканалы нашей страны и крупнейшие зарубежные
телекомпании, работу фестиваля освещали более 200 российских и иностранных
журналистов. Фестиваль стал ярким, запоминающимся событием не только для его
участников, но и для жителей многих других стран и регионов. Значение фестиваля
трудно переоценить. Он по-новому открыл Мордовию для мирового сообщества,
наглядно продемонстрировал наши возможности в организации и проведении
масштабных мероприятий международного значения, готовность республики и наличие
инфраструктурных объектов для обеспечения качественного приема и условий жизни
для гостей любого, в том числе и самого высокого, уровня. Мы считаем, что еще
одним результатом проведения фестиваля станет не только развитие туризма, но и
повышение инвестиционной активности в Мордовии и рост инвестиций, в том числе
из-за рубежа.
7 место Республики Мордовия среди 88 субъектов РФ – действительно высокий
результат. Мордовия впервые вошла в первую десятку регионов России с
наименьшими инвестиционными рисками, демонстрируя устойчивую тенденцию к их
снижению с 1996 года. Для сравнения тогда Мордовия была лишь 66. Мордовия
обошла в рейтинге такие экономически развитые регионы, как Республику Татарстан
(9 место), Краснодарский край (10), г. Москву (11), Нижегородскую (15) и
Самарскую (22) области. Среди регионов ПФО мы уступаем лишь Башкортостану.
За предыдущий год республика поднялась в рейтинге на 4
позиции. Среди основных слагаемых этого роста есть ряд критериев, или иначе
рангов, в которых республика традиционно сильна. Политический
ранг является отражением политической стабильности в регионе. Это, прежде
всего, степень консолидации общества, предсказуемость и однородность его
реакции на изменения.
12
В Мордовии этот
показатель традиционно высок, о чем свидетельствуют результаты выборов
последних 10 лет, когда все население республики продемонстрировало высокую
явку избирателей, понимание и консолидированную поддержку
социально-экономической политики, которая проводится в республике и в стране.
Как результат – 1-е место в рейтинге 2006 года. Эта
составляющая безусловно важна, поскольку инвесторы очень хорошо чувствуют
политическое «настроение» населения и особо ценят стабильность и
предсказуемость завтрашнего дня.
Управленческий ранг – новый показатель, который впервые оценивался в 2006 г., отражает степень профессионализма управленческой команды региона, способность решать
актуальные задачи социально-экономического развития региона. 11 место
республики – результат успешной реализации крупных инвестиционных проектов,
высоких темпов экономического роста, увеличения притока инвестиций, которые
демонстрирует республика все последние годы. Все это сказалось также и на
существенном улучшении нашего экономического ранга. Особенно следует отметить
высокое 8 место, которая республика заняла по результатам оценки криминального
риска. Это объясняется продолжающимся сокращением общего числа преступлений
(только в 2006 г. на 7%), прежде всего за счет за счет уменьшения числа особо
тяжких и тяжких преступлений (на 15,5%), высоким уровнем раскрываемости (одним
из лучших в России), который демонстрируют правоохранительные органы Мордовии в
последние годы.. Высокое место Мордовии по социальному рангу – дань развитию
социальной инфраструктуры в регионе, о чем уже говорилось выше. Большое
значение сыграло и то, что на протяжении 3-х последних лет Саранск является
одним из победителей конкурса на звание «Самый благоустроенный город России».
Одно из главных богатств Мордовии – высококвалифицированные и относительно
недорогие трудовые ресурсы. На каждые 10 тысяч населения приходится 16 докторов
и кандидатов наук, около 500 студентов. Это очень высокие показатели, одни из
лучших в России. Этим объясняются наши достаточно хорошие позиции в ранге
трудового потенциала. Если
говорить о потенциале Республики Мордовия в целом, то по объективным причинам
он не может быть оценен как очень высокий: на нашей территории нет разведанных
месторождений стратегических природных ресурсов, с точки зрения развития
производительных сил Мордовия также всегда была среди отстающих регионов России.
В
целом, итоги рейтинга за 2006 г. – адекватная оценка достижений республики в
плане консолидации усилий общества, социально-экономического развития, создания
благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечения инвестиций. Наша
республика уверенно идет по пути инновационного развития. К нам пришли крупные
инвесторы, получили развитие наукоемкие производства. В целом, в республике
созданы все необходимые предпосылки, чтобы уже в ближайшей перспективе
реализовать накопленный инновационный потенциал.
13
Основные инвестиционные
проекты, реализуемые в 2007г.
Самым масштабным и
динамично развивающимся производством в республике сегодня является
вагоностроение. В настоящее время на основе концентрации технологически
связанных промышленных предприятий уже созданы комплектные мощности для
изготовления 9000 грузовых вагонов в год. Наличие платежеспособного спроса на
эту продукцию определяет необходимость дальнейшего развития производства:
необходимо создание нового поколения вагонов, транспортно-логистического
центра, освоение выпуска стального литья, что потребуют немалых средств. Хорошие перспективы есть для развития и у
кабельной промышленности. Несмотря на то, что за последние 10 лет объем
производства вырос практически в 10 раз, мы считаем, что потенциал ОАО
«Сарансккабель» и его управленческой команды далеко не исчерпан. Об этом
свидетельствуют и новые проекты, которые разрабатываются в настоящее время.
Скорейший вывод отечественной
светотехники из затянувшегося кризиса особенно актуален в свете вступления
России в ВТО и роста конкуренции со стороны иностранных производителей. Перед
ОАО «Лисма» стоит задача обновления производственных мощностей, скорейшего
освоения современных технологий и видов продукции, повышения эффективности
производства, снижения его энерго- и материалоемкости. Еще одним из востребованных направлений
инвестиций является развитие лесоперерабатывающей промышленности. Так как в
республике в последние годы используется менее 1/3 расчетной лесосеки,
потенциал лесозаготовок очень высок. Финской фирмой «Якко Поюрю» по заказу
Правительства Республики Мордовия проведена работа по разработке стратегии
создания в республике современных конкурентоспособных деревоперерабатывающих
производств. Анализ показал, что исходя из особенностей лесосеки наиболее
целесообразным и рентабельным является организация производства плит ДСП
мощностью 450 тыс.м3. В результате роста доходов и повышения
качества жизни населения постоянно увеличивается спрос на потребительские товары.
Крайне необходимым и актуальным для Мордовии является создание современных
логистических центров и оптовых торговых комплексов, прежде всего в сфере
строительных материалов и продуктов питания. К сожалению, имеющаяся торговая и
складская инфраструктура также не способствует развитию оптовой торговли.
Отдельно следует выделить реализацию приоритетных национальных
проектов.
Для нас очень важно
развитие села, поскольку там проживает 40 % населения Мордовии, а доходы на
селе традиционно низки. Уникальный шанс для обеспечения перспективного развития
сельскохозяйственного производства, а, следовательно, и повышения уровня и
качества жизни на селе, дает нам активное участие в реализации приоритетного
национального проекта «Развитие АПК».
14
Привлеченные в 2006 г. инвестиционные ресурсы в размере 2,7 млрд рублей уже обеспечили прирост производства скота и
птицы в общественном секторе на 14 % к 2005 году (до 53,0 тыс. тонн), молока –
на 8,9 % (до 221,8 тыс. тонн). Только за 9 месяцев 2007 г. привлечено более 3 млрд рублей новых инвестиционных кредитов. По итогам года мы ожидаем
прирост производства мяса скота и птицы еще на 17 % (до 62 тыс. т), молока – на
7,3 % (до 238 тыс. тонн). Однако
помимо производства сельскохозяйственной продукции важно организовать ее
качественную и глубокую переработку, довести ее до уровня конечного продукта. И
именно это направление – еще один приоритет инвестиционной деятельности.
Другим приоритетом является реализация национального проекта «Доступное и
комфортное жилье гражданам России». Помимо инвестиций в собственно жилищное
строительство большой задачей является укрепление материально-технической базы
строительных организаций, ускоренное развитие производства высококачественных
строительных материалов, расширение их ассортимента, освоение современных
технологий строительства.
Улучшение ситуации в жилищной сфере должно идти в ногу с одновременным
реформированием жилищно-коммунального комплекса. Большую проблему представляет
на сегодня высокий износ коммунальной инфраструктуры. Привлечь инвесторов в эту
отрасль еще одна важная задача. Мы вышли на практически 100-процентную оплату
жилищно-коммунальных услуг – это первый шаг к повышению инвестиционной
привлекательности отрасли. Планируется привлечение частных инвесторов к
модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, расширение
государственно-частного партнерства. Отдельное и очень
перспективное направление инвестиций –создание и развитие совместно с
федеральными органами власти республиканского технопарка в сфере высоких
технологий. Эта работа уже начата в текущем году. Проект предполагает
строительство технопарка на площади 40 га в черте города Саранска, в том числе более 50 тыс. кв.м офисных, производственных и учебных помещений, более 100
тыс. кв.м жилья и социальной инфраструктуры. В рамках технопарка планируется
создание 5000 рабочих мест в 30 компаниях-резидентах. В результате создания
технопарка в республике получат дальнейшее развитие и будут созданы новые научные
направления в области электроники, приборостроения, светотехники и источников
света, информационных, оптических технологий, биотехнологий, создания новых
материалов и пр. Высокие технологии, сконцентрированные в технопарке, позволят
вывести многие важнейшие отрасли на принципиально новый качественный уровень. К
тому же это поможет развивать собственные ноу-хау, обеспечить непрерывность и
преемственность исследований.
Также необходимо
выполнить следующие проекты:
-техническое
перевооружение сталелитейного производства «ВКМ-Сталь»;
15
-производство
современной высоковольтной аппаратуры и оборудования в ОАО «Орбита»;
-организация
производства новейшего счетчика расхода нефтепродуктов на «Саранском
приборостроительном заводе»; модернизация, совместно с концерном «РТИ Системы»,
мощностей Саранского телевизионного завода;
-в акционерном
обществе «Мордовцемент» предстоит ввести мощности по выпуску цемента
«полусухим» способом, приступить к реализации проекта по модернизации процесса
добычи и доставки сырья, приступить к строительству новой линии по производству
цемента «сухим» способом;
- освоение
мощностей по производству фиброцементных плит, запуск технологической линии по
нанесению на них декоративного покрытия в акционерном обществе «Лато;
- модернизация
оборудования и установка новой линии «ТетраПак» для увеличения выпуска молока
длительного хранения на Саранском молочном комбинате; -
строительство комбикормового завода на Октябрьской птицефабрике;
- создание
современного перерабатывающего комплекса европейского уровня для производства
замороженных продуктов на консервном заводе «Саранский»;
- достройка нового
комплекса на Саранском элеваторе для полного обеспечения качественным
пивоваренным ячменем солодовенного завода компании «СанИнтербрю»;
16
Заключение
В современных
условиях инвестиционная политика должна носить целенаправленный и селективный
характер, исходить из приоритетности решаемых задач и выбора «точек роста»
экономики. Средства, аккумулируемые из различных источников, необходимо
направлять на реализацию тех мероприятий и проектов, которые обеспечивают рост
на «ПРОРЫВНЫХ» НАПРАВЛЕНИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА. Инвестиционная
политика республики должна быть направлена на объединение усилий участников
инвестиционного процесса (организации, банки, страховые компании,
негосударственные пенсионные фонды), создание эффективно действующей
инвестиционной инфраструктуры, консолидацию инвестиционных ресурсов. При этом
привлечение отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли и
сферы рассматривается как одно из главных направлений инвестиционной
политики.
В рамках обеспечения эффективности инвестирования бюджетных средств и
государственной поддержки инвестиционных проектов предприятий и организаций
должен быть создан механизм стимулирования привлечений дополнительных
инвестиционных ресурсов из других источников, т.е механизм государственной
поддержки видится в качестве мультипликатора инвестиционных ресурсов. При
правильной организации он может обеспечивать многократное увеличение
инвестиционных ресурсов за счет мобилизации средств частных инвесторов. Такой
подход позволит косвенно стимулировать рост производства в смежных отраслях,
производствах, тем самым, расширяя налогооблагаемую базу.
17
Список используемых источников
1.
Маколов В.И Инвестиционная
политика региона в посткризисный период.-
М: Финансы и статистика, 2006 г – 520 с
2. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации
за 2004-2005 годы / Министерство экономического развития и торговли
РФ. – Февраль 2003.
3. Игонина
Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А Слепова. – М.: Юритс, 2002 -420 с
4.Финансовые руководители об итогах
2005 года и планах на 2006 год // Чужие деньги. - 2006. -
№4 (37).
5. Янковский К.П., Мухарь И.Ф.
Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб.: Питер, 2001. –
327с.
6.
Глазьев С. Пути преодоления
инвестиционного кризиса // Вопросы экономики. – 2000. - №11. С.19-22.
7. Бажилина Э. Инвестициям -
новые цели // Экономика и жизнь. - 2002. - № 13. С.13-14.