Использование финансов в условиях рыночного хозяйства
Использование финансов в условиях рыночного хозяйства
Использование
финансов в условиях рыночного хозяйства
Содержание
Введение. 3
1.
Сущность и функции финансов. 5
2.
Понятие государственных финансовых ресурсов. 9
3.
Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве 12
3.1 Распределение финансовых ресурсов для финансового
обеспечения
воспроизводственного процесса. 12
3.2 Использование финансов в системе платежно-расчетных
отношений. 15
Заключение. 18
Список
используемой литературы.. 20
Введение
Финансы – это
система экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных
средств на основе распределения и перераспределения национального дохода.
Для современного развития экономической науки
данная тема весьма актуальна, так как экономика может развиваться эффективно и
устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между
потреблением и накоплением) естественному уровню, определяемому
социально-экономическими условиями общественного производства (развитием
производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае
пропорции перераспределения валового внутреннего продукта согласуются с
пропорциями его первичного распределения и приводят к формированию конечных
доходов, отвечающих структуре его использования, то есть обеспечивают сбалансированность
между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами процесса
национального производства.
При выполнении
данной работы автором была поставлена следующая цель: изучить основные пути
использования финансов в условиях рыночного хозяйства.
Представляется
целесообразным постановка следующих задач:
– раскрыть сущность и функции финансов;
– рассмотреть понятие государственных
финансовых ресурсов;
– проанализировать основные направления
использования финансов в общественном воспроизводстве.
Объектом
исследования данной контрольной работы являются финансы как составная часть
рыночных отношений и одновременно важнейший инструмент реализации
государственной экономической политики.
Предметом
исследования являются основные направления эффективного использования финансов
в общественном воспроизводстве.
Теоретической основой контрольной работы
явились труды ведущих отечественных ученых и экономистов: А.М. Емельянова, Г.Б. Поляк, А.М.
Бабич, С.И. Лушина, А.С. Нешитой, Н.Е. Заяц.
Цели и задачи определили структуру работы,
которая состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка
использованной литературы.
Макроэкономическая
категория «финансовые ресурсы» обретает смысл тогда, когда общество переходит к
регулированию экономического развития и появляется потребность в обеспечении
сбалансированности материальных и финансовых потоков.
1. Сущность и
функции финансов
Финансы – это экономические отношения,
осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими
субъектами – предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Эти экономические отношения осуществляются:[1]
– по поводу перераспределения дохода общества в
пользу одного из них;
– для обеспечения адекватного исполнения
государством функций, в которых нуждается общество;
– в процессе неэквивалентного обмена на основе
долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.
Финансы,
обеспечивающие функционирование государства, называются государственными
финансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних
хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и
коммерческих организаций или фирм и корпораций.
Для наглядности необходимо представить
национальную экономику в виде системы, в которой в качестве элементов выступают
хозяйствующие субъекты (производители, потребители, финансовые посредники), в
качестве центра – государство, а структуру системы формируют взаимосвязи. Они
могут быть денежными, когда деньги опосредуют движение материальных активов в
эквивалентных сделках купли-продажи. В результате таких сделок не происходит
перераспределения доходов общества в пользу одного из субъектов за счет
другого, а следовательно, не существует и финансов как механизма такого
перераспределения. Финансовые взаимосвязи между хозяйствующими субъектами
возникают в ситуации, когда деньги перемещаются без эквивалента в виде
материальных или денежных активов, а лишь на основе обязательств одной из
сторон сделки. Так, население и предприятия платят налоги государству в
денежной форме в обмен на обязательство государства выполнять свои функции. В
результате этих сделок происходит перераспределение дохода общества в пользу
одного из партнеров по сделке.
Таким образом, финансы – это денежные отношения хозяйствующих субъектов, включая
государство, в результате которых доход общества меняет свою структуру путем
увеличения его в руках одного субъекта за счет изъятия (неэквивалентного) этой
части у другого.
Если форма активов меняется с денежной на
товарную при эквивалентном обмене между хозяйствующими субъектами, то, являясь
денежными, эти отношения вряд ли могут быть отнесены к финансовым.
Поскольку современные финансовые рынки на три
четверти опосредуют спекулятивные операции – денежные выигрыши за счет
проигрыша другого, – то слово финансовые в их названии вполне оправданно: одна
часть игроков в случае проигрыша перераспределяет часть своего денежного
дохода в пользу выигравших. Так включается финансовый механизм содержания одной
части общества за счет другой. Разница только в том, что в случае государства
отношения по поводу выплаты налогов являются императивными, а в случае
спекуляции на рынках производных финансовых инструментов эти отношения
возникают добровольно.
Другими
словами, финансы являются механизмом неэквивалентного перераспределения
доходов общества в пользу одного из агентов за счет другого с целью обеспечения
возможности выполнения им его функций, в которых общество нуждается.
Можно сказать, что финансы представляют собой структурные связи в экономической системе
(т.е. денежные отношения определенного свойства между хозяйствующими
субъектами, включая государство) или механизм поддержания того социального
института, без которого общество было бы менее эффективным.
Если сущность финансов можно выразить многоаспектно,
то столь же многогранно она выражается в функциях финансов.
Функции финансов состоят в следующем:[2]
– перераспределяют доход общества в пользу одного
из хозяйствующих субъектов за счет другого;
– способствуют формированию фонда денежных
средств государства или хозяйствующих субъектов;
– обеспечивают выполнение соответствующими
хозяйствующими субъектами функций, в которых общество нуждается.
– регулируют мотивацию хозяйствующих субъектов
с целью достижения целей общества на том или ином этапе его развития;
– контролируют, оценивают эффективность использования
перераспределенных денежных средств с целью изменения параметров такого
перераспределения.
В рамках нормативной теории финансов если
вмешательство государства в социально-экономическую систему необходимо и от
этого выигрывает общество в целом, то объективно должен сформироваться
механизм перераспределения денежных средств в пользу государства, достаточных
для обеспечения возложенных на него функций. В этой связи встает вопрос о том,
сколько средств следует выделять государству, чтобы экономика была эффективной;
в какой мере это будет ущемлять интересы хозяйствующих субъектов; какие выбрать
показатели оценки эффективности государственных расходов; кто будет
регламентировать последние; каковы условия достижения «золотой середины» между
бюрократическими структурами государства и корпоративным менеджментом (а в целом
– между рынком и государством) в управлении денежными средствами,
циркулирующими в национальном хозяйстве, и так далее.
Для
современной России этот вопрос далеко не риторический, поскольку более половины
всех произведенных в обществе товаров и услуг в текущих ценах ежегодно
перераспределяется посредством финансов в пользу государства. А их эффективное
либо неэффективное использование обеспечивает адекватное развитие общества,
изменение доходов населения и организаций. Сокращение реальных доходов в
стране однозначно свидетельствует о неэффективности государства, о
неадекватности финансов как механизма перераспределения дохода общества в
пользу государственных институтов. В этом случае целесообразным может быть
использование финансов для перераспределения доходов общества в пользу частного
бизнеса или домашних хозяйств.
2. Понятие
государственных финансовых ресурсов
Финансовые ресурсы государства – это совокупность
всех фондов денежных средств и поступлений, которыми располагает государство,
его предприятия, организации, учреждения как хозяйствующие субъекты для
покрытия своих затрат.
В теории и на практике финансовые ресурсы
подразделяются на централизованные фонды (государственный бюджет,
внебюджетные фонды) и децентрализованные финансовые ресурсы (денежные фонды
предприятий).
Необходимость определения объема финансовых ресурсов
связана с определением оптимальной структуры производства, сбалансированности
финансовых ресурсов с капитальными и материальными затратами.
Неточности
в определении объема финансовых ресурсов снижают возможности воздействия
финансов на результаты производства и воспроизводства основных фондов. Уменьшение
финансовых ресурсов при определении их объема приводит к структурной
несбалансированности, к нарушению финансирования инвестиционных программ.
Объемы государственных финансовых ресурсов определяются,
прежде всего, источниками их образования.
Финансовые ресурсы создаются в процессе
распределения совокупного общественного продукта и национального дохода.
Первым и основным источником формирования централизованных
финансовых ресурсов (централизованных фондов) на общегосударственном уровне
(макроуровне) является национальный доход. На основе распределения и
перераспределения национального дохода создаются централизованные фонды
денежных средств.
Часть национального дохода формируется и остается
в распоряжении предприятий, то есть создаются децентрализованные ресурсы на
микроуровне, которые используются на затраты производства на предприятиях.
Одним из главных источников формирования финансовых
ресурсов государства выступают денежные доходы организаций и предприятий
производственной сферы. Прежде всего, к ним относится прибыль, выступающая в
качестве одной из форм стоимости прибавочного продукта.
Объем финансовых ресурсов, как правило, больше национального
дохода, потому что кроме стоимости прибавочного продукта и части необходимого
продукта финансовые ресурсы включают амортизационные отчисления.
Вторым важным источником формирования финансовых ресурсов
является амортизационный фонд, образуемый за счет части стоимости основных
производственных фондов.
Централизованные финансовые ресурсы – это результат
перераспределения чистого дохода через налоговые и неналоговые платежи и
отчисления.
Кроме указанных важными источниками формирования
централизованных фондов финансовых ресурсов являются отчисления предприятий в
централизованные фонды государственного социального страхования,
имущественного и личного страхования, в различные внебюджетные фонды.
Кроме того, централизованные финансовые ресурсы
формируются за счет части национального богатства, вовлекаемой в хозяйственный
оборот (от продажи золотого запаса страны, продажи энергоносителей, поступлений
от внешнеэкономической деятельности и др.), а также за счет средств,
полученных от реализации государственных ценных бумаг (облигаций, размещения
займов и так далее).
Незначительная часть централизованных финансовых
ресурсов создается за счет поступлений от населения (налогов, сборов, доходов
от займов и лотерей). С переходом к рыночным отношениям этот источник
финансовых ресурсов увеличивается.
Централизованные финансовые ресурсы сосредоточиваются
в основном в государственном бюджете, внебюджетных фондах, в фонде
имущественного и личного страхования.
Целесообразно включать в финансовые ресурсы также
кредитные ресурсы Центрального банка как государственный денежный резерв,
закрепленный за Центральным банком в виде уставного, резервного и других
фондов.
Таким образом, финансовые ресурсы государства –
это фонды денежных средств, поступающие от предприятий, организаций и
населения, находящиеся в распоряжении государства и предназначенные для
обеспечения расширенного воспроизводства и общегосударственных потребностей.
Основным источником финансовых ресурсов являются национальный доход, прибыль
организаций независимо от форм собственности, амортизационный фонд, страховые
фонды.
Использование финансовых ресурсов осуществляется
в основном через денежные фонды специального назначения, хотя возможна и
нефондовая форма их использования.
Финансовые фонды – составная часть общей системы
денежных фондов, функционирующих в народном хозяйстве. Фондовая форма
использования финансовых ресурсов обладает некоторыми преимуществами:
обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития экономики,
дает возможность полнее увязать общественные и личные интересы и активнее
воздействовать на производство.
Финансовые ресурсы государства и предприятий являются
непосредственными объектами управления финансами, то есть управления
формированием, использованием и движением денежных потоков.
3. Основные направления использования финансов в общественном
воспроизводстве
3.1 Распределение
финансовых ресурсов для финансового обеспечения
воспроизводственного
процесса
Финансовое обеспечение воспроизводственного
процесса осуществляется путем распределения национального дохода. Материальными
носителями финансовых распределительных отношений являются финансовые ресурсы,
представляющие собой денежные средства, накапливаемые государством и
экономическими (хозяйствующими) субъектами.
Финансы используют для достижения конечной цели
распределения ресурсов – финансового обеспечения воспроизводственного процесса
и укрепления обороноспособности государства, повышения жизненного уровня
населения.
Государство использует финансы как действенное
орудие в распределении финансовых ресурсов, которые представлены совокупным
общественным продуктом и национальным доходом.
Основными экономическими агентами, доходы которых
перераспределяются с помощью финансов, являются:[3]
– частный бизнес – производители материальных и
нематериальных благ и услуг;
– население – потребители этих ценностей;
– государство как институт, создающий условия для
максимизации полезностей частного бизнеса и населения.
Основные взаимосвязи между ними могут быть
описаны с помощью таких макроэкономических показателей, как:[4]
– валовой внутренний продукт (ВВП – текущая
стоимость всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в течение
определенного периода времени (главным образом, года) на экономической
территории страны);
– национальный доход (НД – вновь созданная за год
стоимость, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом
амортизации и косвенных налогов);
– инфляция (устойчивый рост среднего уровня цен
на товары и услуги в экономике в процентах);
– сальдо бюджетов всех уровней государственной
власти (соотношение доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется
либо в дефиците – при превышении расходов над доходами, либо в профиците – при
превышении доходов над расходами);
– сальдо текущих операций (соотношение совокупной
кредиторской и дебиторской задолженности в национальной экономике);
– потребительский и отложенный спрос населения
(часть национального дохода, которая расходуется на потребление, и часть его,
которая сберегается соответственно);
– сальдо торгового и платежного балансов
(результат операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и
т.п.
Максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции,
дефицита) тех или иных макроэкономических показателей выступает той целью
развития экономической системы, которая реализуется (или должна
реализовываться) с помощью финансов.
При помощи финансов государство обеспечивает
целесообразное распределение совокупного общественного продукта в денежной
форме и соблюдение нужных пропорций в развитии отраслей народного хозяйства.
Перспективное регулирование экономики, в том числе отраслевые и территориальные
пропорции, формирование фонда резервов, фонда накопления и фонда потребления
обеспечивается главным образом распределением валового внутреннего продукта и
национального дохода.
Финансы практически используют во всех аспектах
экономического роста страны. С помощью финансов осуществляется распределение
валового внутреннего продукта на фонды накопления и потребления (таблица
3.1).
Таблица 3.1[5]
Структура использования
валового внутреннего продукта России, %
Валовой
внутренний (национальный) продукт
|
1985 г.
|
1990 г.
|
2000 г.
|
2003 г.
|
Всего
|
100
|
100
|
100
|
100
|
В том числе: на
потребление
|
54,3
|
56,9
|
61,3
|
67,7
|
на накопление
|
31,9
|
30,1
|
18,6
|
20,8'
|
экспорт товаров
и услуг
|
13,8
|
13,0
|
20,1
|
11,5
|
Как видно из таблицы 3.1, доля внутреннего
продукта России, распределяемая на накопление, снижается, а на потребление –
увеличивается. Размеры этих долей в странах различны и, в конечном счете,
зависят от уровня развития экономики. Тем не менее, в развивающихся странах
снижение доли средств на накопление признается негативной тенденцией.
В результате распределения национального дохода
часть его образует фонд накопления, который используется на увеличение
основных и оборотных фондов, формирование страховых запасов и др. На практике
накопление на увеличение основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
Фонд накопления, его объем и структура являются решающим фактором, определяющим
темпы расширенного производства.
Использование финансов на предприятиях осуществляется
на цели финансового обеспечения воспроизводственного процесса путем покрытия
производственных затрат за счет финансовых ресурсов предприятий и государства.
Важную роль играют финансы в использовании денежных
средств на цели капитального характера (инвестиции на новое строительство,
расширение, реконструкцию предприятий и техническое перевооружение).
3.2 Использование
финансов в системе платежно-расчетных отношений
Особое место занимают финансовые отношения между
государством и экономическими (хозяйствующими) субъектами, то есть
предприятиями (организациями). Они охватывают систему платежей предприятий
(организаций) в государственный бюджет, внебюджетные социальные фонды и иные
денежные фонды общегосударственного и территориального уровней. Через
финансовые отношения с помощью различных способов (налогов, сборов, пошлин и так
далее) осуществляется изъятие части доходов предприятий (организаций),
формируется государственный бюджет и региональные бюджеты. При этом
предприятия (организации) при определенных условиях получают финансовую
поддержку в виде различных налоговых льгот или прямых ассигнований из государственного
бюджета.
Существенное значение в системе
платежно-расчетных отношений имеют финансовые отношения между предприятиями
(организациями). Они складываются при заключении хозяйственных договоров,
которые регламентируют взаимные финансовые обязательства поставщиков и
покупателей по платежам. Финансовые отношения такого рода охватывают
взаимосвязи не только между экономическими субъектами, но и государственными
организациями по поставкам продукции и товаров для государственных нужд.
Финансы используются в отношениях между предприятиями
и организациями в процессе их производственной и коммерческой деятельности при
расчетах за поставленные (отгруженные) товарно-материальные ценности (сырье, материалы,
топливо, электроэнергию), при реализации готовой продукции и оказании услуг.
Предприятие реализует свою продукцию, оказывает услуги и получает
соответствующую выручку. В этом случае происходит смена форм стоимости (Т – Д)
и возникают платежно-расчетные отношения, в результате которых предприятие
получает соответствующую сумму валового дохода, являющегося основным источником
образования прибыли и денежных фондов.
Финансовые отношения между государством и
организациями регулируются с использованием экономических рычагов (системы
налогов и предоставления кредитов, регулирования процентных ставок за кредит и
пошлин, предоставлением различного рода экономических льгот).
В стране действуют различные общественные
организации и учреждения в сфере нематериального производства (учреждения
культуры, образования, медицинского обслуживания, физкультуры и спорта),
которые также используют платежно-расчетные инструменты. Каждое учреждение
имеет свой бюджет, формируемый за счет средств бюджета либо независимо от
государства (членские взносы, пожертвования, доходы от побочной деятельности).
Финансовые отношения государства с общественными организациями и учреждениями
непроизводственной сферы возможны и на двусторонней основе: бюджетное
финансирование может сочетаться с системой налогообложения (долевого участия в
доходах), а средства общественных организаций могут вкладываться на
добровольных началах в развитие учреждений государственного сектора.
Применяется
широкий спектр финансовых отношений между государством и населением. Финансовые
отношения между государством и населением возникают, прежде всего, по поводу
получения от государства различного рода выплат (пенсии, пособия, стипендии) и
льгот из общественных фондов потребления. К последним относятся средства на образование,
лечение, покрытие расходов на другие цели, предоставляемые населению
бесплатно, полностью либо частично.
Заключение
Финансовые
ресурсы – это объективная макроэкономическая категория, содержание которой
определяется условиями материально-финансовой сбалансированности экономики.
Равенство поступления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о
том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, формирующийся в
результате финансирования затрат на развитие национального хозяйства и
функционирование государственных учреждений, имеет материальное покрытие,
поскольку соответствует созданным финансовым ресурсам. Поэтому условие
материально-финансовой сбалансированности может быть представлено как в форме
соответствия суммы финансовых ресурсов и объема материальных благ, так и в
виде балансового равенства их поступления и расходования.
Поскольку необходимость финансов обусловлена
рядом причин: наличием товарного производства и товарно-денежных отношений;
действием закона стоимости; потребностью распределительных процессов в обществе
и финансового обеспечения воспроизводственного процесса целесообразно
рассмотреть основные направления использования финансов в экономике страны.
Одна
из важных задач государства – решение проблемы экономического роста, в котором
воплощается расширенное воспроизводство. Вопрос об экономическом росте очень
важен для определения перспектив развития страны и регионов, развития
отраслей. Это ставит задачу эффективного использования финансов в
распределительных процессах и во всем воспроизводственном процессе народного
хозяйства. Объективные предпосылки сознательного использования финансов в
общественном воспроизводстве заключаются, прежде всего, в экономической
сущности финансов, в их распределительной и контрольной функциях.
Можно выделить следующие основные направления эффективного
использования финансов в общественном воспроизводстве:
1) распределение финансовых ресурсов для
финансового обеспечения воспроизводственного процесса;
2) использование финансов в системе
платежно-расчетных отношений хозяйствующих субъектов с государством и другими
экономическими субъектами;
3) использование финансов как инструмента
экономического стимулирования производства и труда.
4) финансирование бюджетных расходов
государства, в том числе на содержание государственного аппарата управления,
на правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности государства,
финансирование международной деятельности, финансирование фундаментальной и
отраслевой науки, финансирование развития отраслей экономики и социальной
сферы, обслуживание государственного долга, финансирование инвестиционных
программ и капитальных вложений, а также других программ и затрат, предусмотренных
законом о федеральном бюджете.
Список используемой
литературы
Нормативно-правовые
документы
1) Конституция
Российской Федерации: Официальный текст. ─ М.: Рольф, 2002.
2) Бюджетный
кодекс РФ. Официальный текст. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2000.
3) Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.) (ред. от 15 мая 2001 г.).
4) Гражданский
кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 22 декабря 1995 г.) (ред. от 17 декабря 1999 г.).
5)
Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, частям первой и второй.
– М.: Изд-во Экемо, 2005. – 1120 с.
6) Федеральный
закон «Об акционерных обществах» от 26.12.95, №39-ФЗ.
Учебная
и учебно-методическая литература
1) Бабич, А.М.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н.
Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
2) Емельянов,
А.М. Финансы, налоги и кредит: Учебник / А.М. Емельянов, И.Д. Мацкуляк, Б.Е.
Пеньков. – М.: РАГС, 2002. – 546 с.
3) Заяц, Н.Е.
Теория финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. –
Мн.: БГЭУ, 2005. – 381 с.
4) Лушин, С.И.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник / С.И. Лушин, В.А. Слепова. –
М.: Экономисть, 2006. – 763 с.
5) Нешитой, С.И. Финансы:
Учебник; 6-е изд., перераб. и доп. / А.С. Нешитой. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 512 с.
6) Поляк, Г.Б.
Финансы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим
специальностям «Финансы и кредит» (080105); 3-е изд., перераб. и доп. / Г.Б.
Поляк. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 703 с.
[1] Поляк, Г.Б. Финансы:
Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям
«Финансы и кредит» (080105); 3-е изд., перераб. и доп. / Г.Б. Поляк. – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – С. 15.
[2] Лушин, С.И.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник / С.И. Лушин, В.А. Слепова. –
М.: Экономисть, 2006. – С. 89.
[3] Заяц, Н.Е. Теория
финансов: Учеб. пособие / Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.В. Сорокина и др. – Мн.:
БГЭУ, 2005. – С. 99.
[4] Бабич, А.М.
Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов / А.М. Бабич, Л.Н.
Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2002. – С. 102.
[5] Нешитой, С.И. Финансы:
Учебник; 6-е изд., перераб. и доп. / А.С. Нешитой. – М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и Ко», 2006. – С. 80.
|