Исследование бюджетного процесса в Российской Федерации
Все изменения бюджета, связанные с его
исполнением, должны обязательно отражаться через бюджетную роспись.
Завершается работа по исполнению
бюджета, и это касается бюджетов всех уровней, 31 декабря. Лимиты бюджетных
обязательств прекращают свое действие 31 декабря. Принятие бюджетных
обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение бюджетных
обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря. До 31
декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и
подтвержденные бюджетные обязательства. Счета, используемые для исполнения
федерального бюджета, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Средства, полученные бюджетными
учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по
состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые
соответствующими бюджетными учреждениями лицевые счета.
После завершения операции по принятым
бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете
федерального бюджета подлежит учету в доходах федерального бюджету наступившего
финансового года в качестве остатка средств.
Важнейшая задача исполнения бюджета -
обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в
целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и
сроки, утвержденные бюджетом.
Глава 2. Доходы и расходы федерального бюджета
2.1 Структура доходов федерального бюджета в январе 2007 года
(в % к общей
сумме доходов)
2006
2007
Налог на прибыль
3,5
6
НДС
34,6
29
НДПИ
18,6
18
Акцизы
2
2,2
Таможенные пошлины
31,1
33,8
ЕСН
3,1
4,4
Прочие доходы
7,1
6,6
ИТОГО
100
100
2.2. Структура расходов федерального бюджета в январе 2007
года (в % к
общей сумме расходов)
2006
2007
Общегосударственные вопросы, без процентных
расходов
2,4
3,4
Национальная оборона, безопасность
22,1
23,9
И правоохранительная деятельность
Образование
2,3
2,9
Национальная экономика
1,7
2,9
Социальная политика, здравоохранение и спорт
4,1
3,9
Межбюджетные трансферты
62,2
58,2
Обслуживание государственного долга
4,5
4,4
Прочие
0,7
0,4
ИТОГО
100
100
2.3. Прогноз поступления доходов федерального бюджета на
2007-2008 годы
(млн. рублей)
Наименование налогов и платежей
Бюджет на 2007 год (Федеральный
закон
от 19.12.2006
№ 238-ФЗ)
Прогноз на 2007 год (ПФП
утвержденный распоряжением Правительства РФ
от 30.12.06 № 1860-р)
Прогноз на 2007 год
Отклонение от бюджета
Отклонение от ПФП
Прогноз на 2008 год (ПФП
утвержденный распоряжением Правительства РФ
от 30.12.06 № 1860-р)
Прогноз на 2008 год
Отклонение
Налог на прибыль организаций
580 408,8
601 802,5
595 962,0
15 553,2
-5 840,5
560 731,3
533 375,2
-27 356,1
Единый социальный налог, зачисляемый в
федеральный бюджет
368 773,9
371 061,5
375 276,6
6 502,7
4 215,1
426 718,3
435 786,5
9 068,2
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 485 042,9
1 372 814,3
1 154 034,8
-331 008,1
-218 779,5
1 586 118,5
1 404 051,5
-182 067,0
Налог на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
1 378 729,9
1 266 855,4
1 048 870,8
-329 859,1
-217 984,6
1 468 663,8
1 284 512,6
-184 151,2
Акцизы по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории Российской Федерации
106 313,0
105 958,9
105 164,0
-1 149,0
-794,9
117 454,7
119 538,9
2 084,2
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья
(в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на
территории Российской Федерации
5 232,3
4 997,0
5 783,4
551,1
786,4
5 576,7
6 850,4
1 273,7
Акцизы на спирт этиловый (в том числе
этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории
Российской Федерации
5 190,0
4 856,0
5 360,4
170,4
504,4
5 426,1
6 216,6
790,5
Акцизы на спирт этиловый (в том числе
этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого,
производимый на территории Российской Федерации
42,3
141,0
423,0
380,7
282,0
150,6
633,8
483,2
Акцизы на спиртосодержащую продукцию,
производимую на территории Российской Федерации
321,3
321,3
321,3
1 160,4
1 161,4
1,0
Акцизы на табачную продукцию, производимую на
территории Российской Федерации
48 813,7
48 940,1
48 883,1
69,4
-57,0
57 071,7
58 709,1
1 637,4
Акцизы на бензин, производимый на территории
Российской Федерации
38 304,5
38 353,7
36 641,5
-1 663,0
-1 712,2
39 655,4
38 380,9
-1 274,5
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы,
производимые на территории Российской Федерации
822,6
827,2
1 080,1
257,5
252,9
1 099,9
1 319,0
219,1
Акцизы на дизельное топливо, производимое на
территории Российской Федерации
11 861,0
11 736,6
11 570,7
-290,3
-165,9
12 109,8
12 234,2
124,4
Акцизы на моторные масла для дизельных и
(или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории
Российской Федерации
957,6
783,0
883,9
-73,7
100,9
780,8
883,9
103,1
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
713 432,8
743 294,3
759 844,7
46 411,9
16 550,4
882 950,5
888 967,7
6 017,2
Налог на добавленную стоимость на товары,
ввозимые на территорию Российской Федерации
693 062,4
722 925,8
739 434,3
46 371,9
16 508,5
859 461,4
860 402,8
941,4
Акцизы по подакцизным товарам (продукции),
ввозимым на территорию Российской Федерации
20 370,4
20 368,5
20 410,4
40,0
41,9
23 489,1
28 564,9
5 075,8
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
1 068 990,2
1 043 511,5
939 889,6
-129 100,6
-103 621,9
956 479,8
906 325,8
-50 154,0
Налог на добычу полезных ископаемых
1 037 739,6
1 013 922,2
911 477,1
-126 262,5
-102 445,1
927 853,8
876 877,4
-50 976,4
Налог на добычу полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья
1 030 375,2
1 006 583,2
904 709,5
-125 665,7
-101 873,7
920 135,6
869 758,0
-50 377,6
Нефть
935 175,0
909 559,2
806 462,5
-128 712,5
-103 096,7
820 326,9
769 088,5
-51 238,4
Газ горючий природный из всех видов
месторождений углеводородного сырья
88 714,8
90 551,1
90 340,5
1 625,7
-210,6
92 590,9
91 948,6
-642,3
Газовый конденсат из всех видов месторождений
углеводородного сырья
6 485,4
6 472,9
7 906,5
1 421,1
1 433,6
7 217,8
8 720,9
1 503,1
Налог на добычу прочих полезных ископаемых
(за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов)
7 364,4
7 339,0
6 767,6
-596,8
-571,4
7 718,2
7 119,4
-598,8
Регулярные платежи за добычу полезных
ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции
12 742,5
11 081,2
9 943,8
-2 798,7
-1 137,4
12 450,4
11 781,0
-669,4
Водный налог
13 843,1
13 843,1
13 803,7
-39,4
-39,4
13 843,1
13 002,4
-840,7
Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
4 665,0
4 665,0
4 665,0
2 332,5
4 665,0
2 332,5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ
26 314,4
26 269,3
30 422,4
4 108,0
4 153,1
27 889,1
32 239,6
4 350,5
Ввозные таможенные пошлины
395 339,5
430 132,7
422 727,7
27 388,2
-7 405,0
516 651,0
494 747,9
-21 903,1
Вывозные таможенные пошлины
1 998 844,2
1 953 068,4
1 629 066,9
-369 777,3
-324 001,5
1 814 974,0
1 629 958,5
-185 015,5
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую
1 266 133,8
1 264 666,3
1 003 641,5
-262 492,3
-261 024,8
1 164 855,9
1 003 550,9
-161 305,0
Вывозные таможенные пошлины на газ природный
373 836,6
352 738,4
325 958,8
-47 877,8
-26 779,6
343 482,3
338 795,5
-4 686,8
Вывозные таможенные пошлины на товары,
выработанные из нефти
321 854,7
297 899,3
265 743,7
-56 111,0
-32 155,6
268 395,1
253 572,5
-14 822,6
Прочие вывозные таможенные пошлины
37 019,1
37 764,4
33 722,9
-3 296,2
-4 041,5
38 240,7
34 039,6
-4 201,1
Таможенные сборы
19 878,6
19 992,2
19 366,8
-511,8
-625,4
20 991,9
20 703,0
-288,9
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
307 809,9
316 413,3
322 087,7
14 277,8
5 674,4
317 363,2
325 795,2
8 432,0
Целевые отчисления от всероссийских
государственных лотерей
482,0
482,0
482,0
1 288,0
1 288,0
ВСЕГО ДОХОДОВ
6 965 317,2
6 878 842,0
6 249 161,2
-716 156,0
-629 680,8
7 112 155,6
6 673 238,9
-438 916,7
2.4. Прогноз поступления доходов федерального бюджета на
2007-2008 годы
(млн. рублей)
Наименование налогов и платежей
Прогноз на 2009 год (ПФП
утвержденный распоряжением Правительства РФ
от 30.12.06 № 1860-р)
Прогноз на 2009 год
Отклонение
Прогноз на 2010 год (МЭ
15.12.06)
Прогноз на 2010 год
Отклонение
Налог на прибыль организаций
597 409,0
583 761,4
-13 647,6
637 064,9
636 278,0
-786,9
Единый социальный налог, зачисляемый в
федеральный бюджет
483 548,8
496 359,8
12 811,0
546 439,7
562 797,2
16 357,5
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ) РЕАЛИЗУЕМЫЕ
НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 154 448,2
1 914 468,2
-239 980,0
2 450 704,6
2 206 464,0
-244 240,6
Налог на добавленную стоимость на товары
(работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации
2 020 847,8
1 776 490,8
-244 357,0
2 306 058,8
2 047 181,0
-258 877,8
Акцизы по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории Российской Федерации
133 600,4
137 977,4
4 377,0
144 645,8
159 283,0
14 637,2
Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья
(в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на
территории Российской Федерации
6 082,2
7 726,2
1 644,0
6 606,6
8 781,8
2 175,2
Акцизы на спирт этиловый (в том числе
этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории
Российской Федерации
5 921,4
6 841,8
920,4
6 435,6
7 589,0
1 153,4
Акцизы на спирт этиловый (в том числе
этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого,
производимый на территории Российской Федерации
160,8
884,4
723,6
171,0
1 192,8
1 021,8
Акцизы на спиртосодержащую продукцию,
производимую на территории Российской Федерации
1 184,2
1 184,2
1 207,9
1 206,0
-1,9
Акцизы на табачную продукцию, производимую на
территории Российской Федерации
67 015,4
70 275,0
3 259,6
71 526,5
84 032,4
12 505,9
Акцизы на бензин, производимый на территории
Российской Федерации
43 743,7
42 733,9
-1 009,8
48 011,3
47 518,8
-492,5
Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы,
производимые на территории Российской Федерации
1 416,6
1 617,8
201,2
1 792,4
1 931,2
138,8
Акцизы на дизельное топливо, производимое на
территории Российской Федерации
13 326,8
13 480,5
153,7
14 618,1
14 781,3
163,2
Акцизы на моторные масла для дизельных и
(или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории
Российской Федерации
831,5
959,8
128,3
883,0
1 031,5
148,5
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 011 230,5
1 029 764,9
18 534,4
1 171 694,0
1 182 537,0
10 843,0
Налог на добавленную стоимость на товары,
ввозимые на территорию Российской Федерации
983 929,8
996 975,6
13 045,8
1 140 299,5
1 145 006,5
4 707,0
Акцизы по подакцизным товарам (продукции),
ввозимым на территорию Российской Федерации
27 300,7
32 789,3
5 488,6
31 394,5
37 530,5
6 136,0
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА
ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
892 306,0
885 275,3
-7 030,7
879 001,6
883 785,5
4 783,9
Налог на добычу полезных ископаемых
862 614,1
853 275,8
-9 338,3
850 304,2
854 370,4
4 066,2
Налог на добычу полезных ископаемых в виде
углеводородного сырья
854 489,3
845 776,9
-8 712,4
841 762,7
846 476,5
4 713,8
Нефть
750 557,1
742 203,3
-8 353,8
734 538,6
741 107,2
6 568,6
Газ горючий природный из всех видов
месторождений углеводородного сырья
95 494,1
93 311,9
-2 182,2
97 818,2
94 333,8
-3 484,4
Газовый конденсат из всех видов месторождений
углеводородного сырья
8 438,1
10 261,7
1 823,6
9 405,9
11 035,5
1 629,6
Налог на добычу прочих полезных ископаемых
(за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов)
8 124,8
7 498,9
-625,9
8 541,5
7 893,9
-647,6
Регулярные платежи за добычу полезных
ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции
13 516,3
14 800,9
1 284,6
12 521,8
12 508,1
-13,7
Водный налог
13 843,1
12 533,6
-1 309,5
13 843,1
12 242,0
-1 601,1
Сборы за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических ресурсов
2 332,5
4 665,0
2 332,5
2 332,5
4 665,0
2 332,5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ
28 270,2
34 494,5
6 224,3
28 384,1
36 557,7
8 173,6
Ввозные таможенные пошлины
600 102,1
550 522,6
-49 579,5
694 135,8
600 903,9
-93 231,9
Вывозные таможенные пошлины
1 693 660,7
1 573 263,6
-120 397,1
1 615 023,6
1 565 973,0
-49 050,6
Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую
1 067 795,2
969 724,8
-98 070,4
995 993,3
957 395,7
-38 597,6
Вывозные таможенные пошлины на газ природный
341 699,9
324 885,0
-16 814,9
335 404,4
328 822,2
-6 582,2
Вывозные таможенные пошлины на товары,
выработанные из нефти
244 381,3
245 442,3
1 061,0
241 188,7
245 508,3
4 319,6
Прочие вывозные таможенные пошлины
39 784,3
33 211,5
-6 572,8
42 437,2
34 246,8
-8 190,4
Таможенные сборы
22 314,4
21 945,2
-369,2
24 099,5
23 547,2
-552,3
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
311 327,1
329 232,8
17 905,7
311 537,6
333 713,1
22 175,5
Целевые отчисления от всероссийских
государственных лотерей
2 140,0
2 140,0
2 140,0
2 663,0
523,0
ВСЕГО ДОХОДОВ
7 796 757,0
7 421 228,3
-375 528,7
8 360 225,4
8 035 219,6
-325 005,8
Глава
3. Проблемы в области бюджетного процесса и способы их решения
Ключевая проблема межбюджетных отношений - незавершенность
децентрализации бюджетной системы. Расходы субнациональных бюджетов перегружены
обязательствами, установленными федеральным законодательством («федеральные
мандаты»), основная часть их доходов формируется за счет отчислений от
федеральных налогов и финансовой помощи (в том числе – неформализованной),
имеет место резкая несбалансированность расходных обязательств и возможностей
их финансирования. Официальная система межбюджетных отношений остается
чрезмерно централизованной, заведомая невыполнимость (нерациональность) ее
требований позволяет субнациональным властям переложить основную политическую и
финансовую ответственность на федеральный центр. Для решения этой проблемы необходимо
существенно расширить налогово-бюджетные полномочия региональных и местных
властей и повысить ответственность за их использование при одновременном
поддержании конкурентной среды, жёстких бюджетных ограничений и увеличении доли
федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета.
Существует также проблема нецелевого использования бюджетных
средств. Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным,
подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования
бюджетных средств и само расходование. Иными словами, бюджет Федерации,
республики, края, области или района должен быть более подробным и выполняться
согласно по каждому направлению бюджетных средств, вплоть до небольших сумм,
чтобы все видели, на что власти собираются потратить и как в действительности
тратят деньги налогоплательщиков. Для этого бюджет должен быть
детализированным, открытым и понятным. Есть надежда, что
контроль за движением средств федерального бюджета и их
использованием действительно усилится с полным переходом России на казначейскую
систему исполнения бюджета.
До сих пор остаётся нерешённой проблема чрезмерной бюджетной
и налоговой нагрузки на экономику. По мнению экспертов, условием экономического
роста является предел этой нагрузки в 25% ВВП. По официальным данным, она
находится на уровне 33% ВВП и выше. Характерный признак чрезмерной нагрузки –
значительная доля теневой экономики. Единый социальный налог в размере 35%, по
международным нормам, чрезмерен для такой страны, как Россия. Значит, государственная
администрация плохо работает, государственные расходы не стали эффективными и
социально направленными. Нужно освободить экономику из под государственной
опеки, с одновременным
подкреплением рыночного механизма сильной государственной
властью. Однако она должна не командовать бизнесом, а освободить рынок от
монополизма, ведомственного произвола, региональной замкнутости, коррупции,
которые препятствуют рыночным отношениям.
Ещё одна немаловажная проблема –
низкая эффективность расходования бюджетных средств. Для её решения необходимо
пересмотреть структуру бюджетных расходов, сокращая ненужные расходы, повышать
долю капитальных вложений в бюджетных расходах, улучшать сферу образования и
здравоохранения, выплачивать достойную заработную плату работникам социальной
сферы, создать механизм, связывающий доступ граждан к общественным благам с
уплатой налогов. Открытые конкурсы по закупкам товаров и предоставлению услуг
для бюджетных организаций оздоровят экономику, сократят число злоупотреблений.
Заключение
Бюджетное
законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его.
Понятие бюджетного процесса четко раскрывает задачи, которые поставлены перед
органами государственной власти. Составной частью бюджетного процесса является
бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение
финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Большое значение при
регулировании бюджетного процесса имеет бюджетная классификация.
В основе
бюджетного процесса лежат определенные, присущие только бюджетному процессу
принципы, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и
исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с
максимальной пользой для развития общества.
В процессе
данной деятельности общественные отношения регулируются нормами бюджетного
права и являются бюджетными правоотношениями. Субъекты данных правоотношений-
органы государственной власти, местного самоуправления и иные субъекты.
Бюджетные полномочия законодательных органов включают рассмотрение и
утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, осуществление последующего
контроля за исполнением бюджетов, формирование и определение правового статуса
органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджета соответствующего уровня
бюджетной системы и иные полномочия.
Бюджетные
полномочия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления
связаны: с составлением проекта бюджета; внесением его с необходимыми
документами и материалами на утверждение законодательного органа; с исполнением
бюджета; управлением государственным, муниципальным долгом; ведомственным
контролем за исполнением бюджета; представлением отчета об исполнении бюджета и
другими полномочиями.
Весь
бюджетный период делится на стадии бюджетного процесса: стадии составления,
рассмотрения, утверждения бюджета, стадия исполнения бюджета и стадия
составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, которые периодически
сменяют друг друга.
Составлению
проекта бюджета предшествует разработка планов и прогнозов развития территорий
и целевых программ. Решение о начале работы над составлением проекта
федерального бюджета принимается Президентом РФ. Правительство РФ организует
поэтапную работу по составлению проекта бюджета.
Рассмотрение
проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта
бюджетного права предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных
расходов, которое является правовой основой для выделения бюджетных
ассигнований. Бюджетное законодательство предусматривает возможность
утверждения проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех
чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета рассматривается на
пленарном заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Федеральный
закон "О Федеральном бюджете на соответствующий год" в соответствии
со ст.105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом
Федерации и Президентом.
Исполнение
бюджета совпадает с бюджетным годом и длится 1 год. Исполнение возложено на
соответствующие органы исполнительной власти. Исполнение бюджета заключается в
обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджетах
доходов и финансировании соответствующих расходов. Оперативное исполнение
бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется
соответствующим финансовым органом. Исполнение бюджета завершается 31 декабря.
Рассмотрение
и утверждение отчета об исполнении бюджета осуществляется представительным
органом власти. Отчет об исполнении федерального бюджета должен быть составлен
в соответствии со структурой и бюджетной классификацией, которые применялись
при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на отчетный год.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении бюджета за отчетный
финансовый год. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении бюджета
после получения заключения Счетной палаты и принимает соответствующее решение.
Список литературы
1.
Бюджетный Кодекс
Российской Федерации
2.
Вахрит П.И. Бюджетная система
РФ: Учебник. – М.: "Дашков и Ко", 2006
3.
Литовченко В.П. Финансы.
Учебник. – М.: "Дашков и Ко", 2007
4.
Лушин С.И., Слепов В.А.
Финансы. Учебник. 2 – е изд. – М.: "Экономистъ", 2007
5.
Романовский М.В.,
Врублёвская О.В. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. – М.:
"Юрайт", 2007