История экономических учений (краткие ответы на вопросы)
История экономических учений (краткие ответы на вопросы)
Краткие ответы на
вопросы к зачету по дисциплине История Экономических Учений. Выполнила:
студентка ФНО Широкова Татьяна.
1 Предмет истории эк. учений.
1)
Эк. теория – изучает поведение людей при реализации эк.
Отношений (это поведение неоднозначно, оно развивается вместе с развитием эк-ки
по ее законам)
2)
История эк. Учений – изучает развитие эк. Теории, ее эволюцию.
3)
Как наука ИЭУ сформировалась
300 лет назад – в период развитого капитализма, когда возникла
необходимость определить наиболее эффективные формы и методы эк. Деятельности.
Но до 18 века эк. Теория существовала фрагментально.
4)
1 в. до н.э. – Древняя
Греция, Аристотель, Ксенофонт – первые исследования в этой области.
Наука получила название Политической экономии.
17-18вв – Россия, «Домострой».
5) Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и
Средневековье, т.к. тогда не было крупномасштабного производства, а
следовательно и специальных рынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит
внедрение в производство машин. Затем происходит ряд географических открытий,
связанных с поиском новых рынков сырья и потребителей. Следствием такого
развития становится поиск новых более эффективных форм и методов эк.
деятельности, что дает новое развитие эк. теории, которая начинает
рассматриваться уже не фрагментально, но как целостная самостоятельная наука.
2 Ранний и поздний меркантелизм.
Мерканто (итал.) – рынок
Создателями этой
теории были англичане, т.к. Англия это первая капиталистическая страна, и
наиболее развитая в 16-20вв.
1)
Ранний меркантелизм.
Эта теория возникает, когда в крупных масштабах начинает проявляться
международная торговля (сырьем, гот. продукцией, рабами). И те, кто
более активно торгует, получают больше прибылью. И тогда
основатели этой теории делают вывод, что источник богатства – торговля, а
инструмент – деньги.
2)
Поздний меркантелизм.
Разработка программ – рекомендаций правительству о политике протекционизма,
которая заключалась в том, что государство должно поддерживать национальных
производителей в условиях международной торговли (и торговли вообще).
3) Но в к. 18в стала очевидна ошибочность данной теории, которая
заключалась в том, что деньги играют лишь промежуточную роль.
3 Зарождение классической политэкономии.
4 Экономические взгляды физиократов.
К. 18в – Франция – Француа
Кене (врач, естествоиспытатель)
Кене разработал
таблицу кругооборота капитала. Он и др. физиократы делили общество на классы:
1)
Производители.
2)
Бесплодный класс.
3)
Класс земельных
собственников.
Между ними необходимо установить правильные пропорции доя более
эффективного функционирования эк-ки.
Физиократы были более близки к идее источника богатства, т.к. в отличие
от меркантилистов, считали им труд в области с/х, тогда как источником
на самом деле является труд вообще.
5 Общая хар-ка классической школы: теория Смита и
Рикардо.
К.18 – н.19вв – А.
Смит и Д Рикардо – первая целостная эк. Теория.
«Исследования о
природе и причинах богатства народов»
1) Эк. отношения
в своем развитии связаны с общественным разделением труда.
2) Они первые исследовали
рыночный механизм: СП-ПР-Цена, где
Сп –
платежеспособная потребность людей
ПР –
возможность производителя поставить товар по определенной цене.
Цена –
денежное выражение стоимости труда.
3) Открыли «Правило
невидимой руки»: производитель, вынося товар на рынок, стремится
удовлетворить свои потребности путем удовлетворения потребностей покупателя,
т.е. сводит индивидуальный интерес к общественному. Реализуя свои
интересы, производители конкурируют между собой, постоянно совершенствуясь,
следовательно дают толчки для НТП. Т.о. конкуренция – это довольно
положительное явление эк-ки, однако у него есть минусы:
-
дифференциация
производителей
-
монополия
4)
Они идеализировали
капитализм, но уже в 20х гг 19в возник первый кризис, и оказалось, что
капитализм неидеален.
5)
ТТС – первичным звеном эк-ки является товар, а его
производство связано с трудом, а труд – источник богатства, т.е. товар – это
предмет труда, предназначенный для обмена или продажи.
Свойства: - потребительская стоимость (качество)
- меновая стоимость (способность обмениваться на др.
товары)
Свойства труда: - конкретный
- абстрактный
6) Рикардо
исследовал ценообразование на с/х продукцию, и пришел к определениям РЕНТА
и ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РЕНТА.
6 Историческая школа Германии.
1) С.19в – новая
стадия капитализма с основным машинным производством (для чего необходимы
были некоторые условия, в том числе и наличие больших территорий). Поэтому в
ряде стран Европы происходит процесс объединения.
2) 40-50е гг 19в
– объединение Германии – Германская историческая школа.
3)
Эк. Законы существуют в реальности, но они конкретны и особенны
для каждой страны.
4)
Классификация общества:
- дикость
-
пастушество
-
земледельческо-мануфактурное
-
пастушеско-земледельческое
-
земледельческо-мануфактурно-коммерческое
7 Эк. учение марксизма.
1) С.19в – кризисы,
разрозненность общества. Появление нового класса – пролетариата, который
вынужден продавать свой труд. В результате возникают два течения в защиту этого
класса:
А) Реформаторы
Лосаль, Прудон
Б)
Революционеры
Маркс и Энгельс
2) Считали
несправедливым и ошибочным обогащение одних людей (собственников) за счет
других (пролетариат). Идея равенства и справедливости.
«Капитал»
8 Общая хар-ка маржинализма.
1)
60-70е гг 19в – в Европе кризис
в эк-ке, пол-ке, науке.
Стала ясна ошибочность ТТС, т.к. один и тот же товар имеет разную
стоимость в зависимости от различных факторов и условий. Появляется новое
направление – Маржинализм, который исследует теперь уже качественную сторону
товара.
Равновесная цена – определяется
разными факторами рынка и неодинакова, определяется полезностью последующей
единицы товара.
2) Теория
предельной полезности – при всех постоянных условиях увеличение рабочей
силы приведет к меньшему кол-ву товара, произведенного одним рабочим.
9 Эк. концепция неоклассической школы.
Представитель:
Маршалл. Теория этой школы основывается на классической и маржиналистской
школах.
10 Теория Джона Кейнса.
1)
20в. – английский экономист
Джон Кейнс – основатель нового раздела – макроэкономики.
2)
Регулирование эк-ки с
помощью государства.
3)
Кризис – инфляция,
которая бывает в краткосрочном периоде в долгосрочном.
При чем в первом она не страшна, если
принять экстренные меры – увеличить кол-во рабочих мест (это временно вызовет
усиление инфляции), что приведет к увеличению денег у народа, а следовательно,
и к увеличению спроса на товар (теория мультипликатора: цепная реакция одной
отрасли на другую, одного слоя населения на другой, что в итоге приведет к
росту эк-ки). Но есть такой фактор, как склонность к накопительству – реально
спрос увеличится на меньше, чем мог бы.
11 Теория неоклассического синтеза.
Заключается, главным
образом в синтезе двух школ классической (основана на свободе рыночных
отношений) и Кейнсианской (гос.регулирование).
Т.е. когда достигнута
полная занятость, начинает действовать механизм рыночного саморегулирования.
12 Теория монетаризма.
1)
70е гг 20в. – продолжатели
теории Кейнса, только в условиях НТР.
2)
Кризисы становятся уже
отраслевыми, а не
общеэкономическими. Выход: уменьшение ден. массы, находящейся в стране
на данный момент через центральный банк.
3)
Вмешательство гос-ва должно быть минимальным/ограниченным.
13 Эк. мысль в России времен Петра 1 (17-18вв).
1)
Эк. мысль в России
развивалась медленнее, чем в Европе (татаро-монгольское нашествие и поздняя
отмена крепостного права).
2)
Впервые эк. Теория
появилась при Иване Грозном – переписка с Курбским, в которой
последний описывал/предлагал пути увеличения объема денежных средств,
привлеченных в гос-во.
3)
Дальнейшее развитие эк.
Теория получила при Петре 1 – его экономический советник Посашков считал,
что для более эффективного функционирования экономики необходимо хотя бы часть
гос. Собственности предать в руки богатых купцов. Также он разработал
наиболее эффективную для того времени систему налоговых сборов.
4)
Декабристы (большая часть – воевавшие в 1812-1814гг) –
принимали еще бескризисную Европу как идеал для России.
Пестель, Тургенев.
Они хотели хотя бы небольшую часть земель передать уже освобожденным
от крепостного права крестьянам, но при этом оставить в стране монархию.
14 Эк. мысль в России в 20в.
1)
19-20вв – развитие получают
идеи марксизма.
Плеханов
(эволюция) и Ленин (революция).
А) Одна работа Ленина была связана с развитием капитализма в
России.
Б) Вторая – с империализмом как высшей стадией капитализма.
Свойства: монополия, сокращение конкуренции, передел в эк. Сферах
влияния между странами. После череды военных событий наступает мировой кризис,
из которого выходят страны с усиленным гос. Регулированием.
Становится очевидна ошибочность теории Ленина – социализм неизбежен,
империализм не последняя стадия капитализма.
2)
20е гг 20в:
-
Кондратьев – цикличность экономики
-
Чаянов – необходимость хоз. Объединений.
-
Гастев – НОТ.
3)
Сталин: максимальное удовлетворение народа.
Ошибка:
нельзя максимально удовлетворить людей, т.к. это невозможно.
4)
90е гг 20в. – переход от
АКМ к рыночной экономике:
-
процесс разгосударствления
-
создание сети коммуникаций,
в частности банковских
-
установление правил
игры
|