бесплатные рефераты

История экономики

Итогом многократных заимствований стало накопление значительного внешнего долга.

№ 145. Роль таможенного тарифа 1891 г в развитии промышленности России.

Таможенный тариф 1891 г был разработан при участии Д.И.Менделеева. Он был направлен на ограничение импорта промышленных товаров. Целью запретительного таможенного тарифа было направление средств в развитие тяжелой промышленности.

№ 146. Государственная винная монополия (1894) и ее роль в развитии финансовой системы России.

6 июня 1894г. была введена винная монополия.  До этого момента действовала акцизная система (с 1863г.) , т.е.   просто взимался налог, еще до этого действовала система откупов. Теперь весь спирт подлежал  сдаче на государственные склады где он подвергался очистке и разливу. Только после этого он выходил на рынок . Итоги: повышение качества винных изделий и его гарантирование, контроль за ценами (они устанавливались государством), поступления в казну. Благодаря этому государство получило большую часть прибыли, остававшейся до этого в частных руках – «пьяный бюджет».

№ 147. Двойственная оценка роли иностранного капитала в развитии российской промышленности в конце 19 – начале 20 веков.

В 1900г. около 70 %  горной промышленности находилось в руках иностранцев.

Предприятия южнорусской металлургии принадлежали бельгийцам, французам и англичанам. К концу 19в. из 17 чугунно- литейных  предприятий южного бассейна 13 принадлежало иностранцам.  Англичане контролировали добычу золота, нефти («SHELL” и  “Oil” – 57%); немцы – добычу угля, химическую и электротехническую промышленности (“Simens” и др.)  Нужно признать, что производство на иностранных предприятиях отличалось большей организованностью.

В С-Пб., Москве и Одессе были пущены первые трамваи.

1887г. происходит ухудшение отношений  между Берлином ( центром рынка внешних заимствований) и Санкт-Петербургом из-за   националистской политики Александра 3.  В связи  с этим в отношении внешних займов происходит переориентация на Францию, которая надеялась таким образом приобрести себе союзника в борьбе  с Германией.  В 1888г. был сделан 1-ый заем в  размере 500.000.000. франков под 4% годовых. 1906г. – был сделан крупнейший заем в 2,5 млрд. франков, кот позволил расплатиться по расходам связанным с русско-японской войной. Уже в 1889г. немцы, испугавшись, предложили России сделать займы в Берлине, а с 1906г. аналогичную возможность предложила и Англия. Помимо правительства займы делались и отдельным городами (например, Москва и СП б.)

Итогом многократных заимствований стало накопление значительного внешнего долга (а экономическая зависимость автоматически предполагает и политическую зависимость).    

№ 148.  Экономическая политика С.Ю.Витте и денежная реформа 1895 – 1897 гг.

     К 1890-м гг.  финансовая система страны была почти полностью расстроена.  Для перехода к золотому стандарту необходим был достаточный золотой запас государства, на создание которого были направлены усилия С.Ю.Витте в качестве министра финансов.

     Сначала Витте обеспечил введение гос. монополии на производство и продажу водки, повышение косвенных налогов-акцизов на товары массового потребления. Все эти мероприятия позволили в 1894-1895гг. стабилизировать рубль и в 1897г. провести денежную реформу:  вводилась система обеспечения рубля золотом, его свободная конвертируемость. При этом на треть осуществлялась девальвация кредитного рубля. Это уменьшало государственный долг.  Данная реформа была проведена столь виртуозно, что практически это не отразилось на ценах. Она усилила прилив отечественных и иностранных капиталов в экономику, и к концу века Россия превратилась из чисто аграрной страны в аграрно-индустриальную  державу со средним уровнем развития.


№ 149. Аграрный вопрос в России в конце 19 – начале 20 веков.

Несмотря на бурное экономическое развитие, Россия по-прежнему оставалась преимущественно аграрной страной – 85 % населения были связаны с с/х.

            Начиная  с реформы 1861г., за 50 лет сельское население увеличилось почти вдвое, а крестьянские наделы постоянно уменьшались. Малоземелье в большой степени было обусловлено низкой с/х культурой. Одним из немаловажных факторов отставания с/х была крестьянская община. 1908-1909гг. – период наибольшего выхода крестьян из общины. Крестьянский банк, обладавший большими запасами земель, начал продавать их крестьянам, одновременно осуществляя скупку земли у дворян.   Земля продавалась  крестьянам в рассрочку на 50 лет под низкий %.

Задача аграрной реформы П. А. Столыпина – создание слоя фермеров, который стал бы опорой порядка.


№ 150. Аграрная реформа П.А.Столыпина.

Задача аграрной реформы П. А. Столыпина – создание слоя фермеров, который стал бы опорой порядка.

1906г. – вышел указ, получивший силу закона только в 1910г. (когда его утвердила 3 Государственная дума):  право крестьянина выйти из общины, утвердив за собой причитающийся ему надел. 

  1908-1909гг. – период наибольшего выхода крестьян из общины. Крестьянский банк, обладавший большими запасами земель, начал продавать их крестьянам, одновременно осуществляя скупку земли у дворян.   Земля продавалась  крестьянам в рассрочку (на 50 лет) под низкий %.

 Переселенческая политика  была  обусловлена тем, что реформа шла не совсем удачно.  Переселению способствовало строительство  Сибирской ж.д.

Однако, итоги реформы были неоднозначны:

1 Проблема малоземелья не была решена в предполагавшемся масштабе.

2.В деревне появились собственники, которые стали одной из опор существовавшего порядка (программа левых потеряла былую привлекательность для большого слоя крестьян).

 3. Имел место значительный подъем с/х.

№ 151. Экономика России в годы Первой мировой войны.

Экономическое положение страны в годы Первой мировой войны ухудшилось. Происходил спад в важнейших отраслях хоз-ва, снизились добыча угля, производство металла, в тяжелейшем положении находился железнодорожный транспорт. Особенно катастрофически война сказалась на с/хоз-ве. Лишение деревни миллионов работников, лошадей, оккупация западных областей привели к сокращению валового сбора зерна. Сократился также сбор всех с/х культур. Продовольствия в городах промышленного центра и севера стало не хватать, т.к. нарушился товарооборот между городом и деревней. В 1916 г началось постепенное введение карточной системы, а в 31 губернии была введена хлебная продразверстка.

 Кроме того, война требовала огромных финансовых расходов. Эти расходы покрывались за счет:

1. государственных займов, внешних и внутренних, значительно увеличивших государственный долг России;

2. бумажно-денежной эмиссии (увеличения выпуска бумажных денег), приведшей к инфляции.


№ 152. Экономические последствия Первой мировой войны для России.

Первая мировая война не привела Россию к хозяйственной разрухе. Не только военное производство добилось исключительных успехов, но и промышленность в целом в первые годы войны продолжала развиваться. Некоторый спад наметился лишь в 1916 г в легкой промышленности, но металлургическая промышленность продолжала увеличивать производство. Наращивались железнодорожные перевозки. Не было и настоящего голода. Несмотря на отдельные перебои, система нормированного распределения продовольствия оказалась довольно эффективной.

Или все наоборот!!!

По другим источникам, экономическая разруха, вызванная войной, привела большинство населения к обнищанию и голоду, что стало одной из причин февральской революции.

№ 153. Роль особых совещаний и Военно-промышленных комитетов в развитии экономики России в 1915 г.

В 1915 г были созданы 4 «Особых совещания», регулирующих и управляющих хозяйством – по обороне, по топливу, по перевозкам и по продовольствию. Главным из них было Особое совещание по обороне, которое ведало военной промышленностью, распределяло военные заказы, а также объединяло действия трех остальных Особых совещаний. Действия Особых совещаний по топливу, по перевозкам и по продовольствию были направлены на налаживание расстроившихся экономических связей. Особое совещание по перевозкам организовало строительство новых железных дорог и вторых путей, а также регулировало движение грузов по дорогам, определяя очередность их перевозки. Особое совещание по топливу распределяло уголь, обеспечивая в первую очередь выполнение военных заказов. Особое совещание по продовольствию закупало хлеб в деревнях, выменивало его на специально для этого выделенные промышленные товары, устанавливало нормированное распределение продовольствия в городах по карточкам по твердым ценам.

ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ КОМИТЕТЫ - это организации российских предпринимателей, созданные в 1915 с целью мобилизации промышленности для военных нужд. Они способствовали формированию государственно-монополистического капитализма.


№ 154. Февральская буржуазная революция: причины, цели.

ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1917 года, свергнувшая самодержавие, была вызвана резким обострением социально-экономического и политического кризиса в связи с внешними поражениями, хозяйственной разрухой, продовольственным кризисом.


Задачами февральской буржуазно-демократической революции были:

1. свержение монархии;

2. установление демократической республики;

3. ликвидация помещичьего землевладения;

4. введение 8-часового рабочего дня и рабочего законодательства;

5. прекращение русификационной политики, введение более широкой автономии для национальных меньшинств;

6. прекращение войны.

№ 155. Промышленный переворот в России в конце 19 – начале 20 века.

Промышленный переворот в России не был полностью завершен: ручной труд не был вытеснен машинами, а буржуазия и наемные рабочие не стали основными классами общества. По концентрации производства и рабочей силы Россия занимала первое место в мире. Это объяснялось, в частности, низким техническим уровнем, необходимостью применять подсобную рабочую силу. Российские монополии, в отличие от монополий Запада, возникли не в результате технического прогресса, а за счет искусственного сдерживания царизмом свободных рыночных отношений. Происходила быстрая монополизация прежде всего отраслей тяжелой промышленности.

В начале 20 века в России было 30 монополий, в основном синдикатов. Процесс возникновения высших форм (трестов, концернов) только начинался, он был прерван во время Первой мировой войны и прекратился после Октябрьской революции 1917 года.

№ 156. Причины неспособности российской буржуазии самостоятельно управлять страной перед революцией 1917года.

Медлительность и непоследовательность действий Временного правительства после Февральской революции в решении рабочего, аграрного, национального вопросов, продолжавшееся участие России в войне привели к углублению общенационального кризиса и создали предпосылки для усиления крайне левых партий в центре и националистических партий на окраинах страны. В стране нарастала анархия, правительство было неспособно решить вопросы войны, земли, хлеба. Русская буржуазия, не имевшая опыта управления государством, к тому же связанная с государственным аппаратом хозяйственного регулирования, зависимая от этого аппарата, не смогла удержать власть, когда царская политическая система стала разваливаться.

№ 157. Кризис российской экономики 1873 – 1877 гг.

Несмотря на быстрое развитие, российская промышленность значительно отставала от передовых стран по размерам производства на душу населения, в техническом отношении – по темпам роста производства. Вместе с тем, к 70-ым годам Россия в определенной степени была уже втянута в мировую капиталистическую систему, и в 1873 г ее впервые затронул мировой промышленный кризис. В начале 80-х гг в стране резко снизились темпы производства по следующим причинам: огромные средства были истрачены на войну с Турцией 1877 – 1878 гг; выкупные платежи крестьян, огромные налоги ограничивали покупательную способность населения; произошло снижение цен на зерно на мировом рынке. Но после спада вскоре вновь начался экономический подъем.


№ 158. Экономическое развитие Юго-Западной части Российской империи – Польши.

Польша была отсталой страной, не имеющей даже очагов капитализма. Однако, после заключения в 1815г личной унии с Российской империей, в Царстве Польском стала развиваться капиталистическая мануфактура. В 1828 г был основан Польский банк, являвшийся одновременно эмиссионным, ссудным, депозитным, ипотечным и промышленным. В 1850-е годы восточные рынки обеспечили быстрое развитие польской промышленности. В составе Российской империи Польша стала одним из наиболее развитых индустриальных районов в Восточной Европе.


№ 160. Основные виды монополий в промышленности России и отрасли, в которых они развивались.

Первые объединения монополистического типа возникли еще в 1880-е годы в отраслях, обслуживающих железнодорожное строительство, горнодобывающей, металлургической и нефтяной промышленности. Решающий этап образования промышленных монополий в экономике страны наступил в начале 20-го века, после мирового экономического кризиса, сильно ударившего по российской промышленности. Процесс монополизации охватил также и такие отрасли легкой промышленности, как хлопчатобумажная, текстильная.  Затруднения в сбыте товаров, падение ценных бумаг и рыночных цен, угроза разорения – все это заставило предпринимателей договариваться между собой об ограничении размеров производства и о порядке сбыта товаров. В России возникают монополии низших типов – картели и синдикаты. Первые картели и синдикаты возникали в особо покровительствуемых государством отраслях промышленности, вокруг государственных заказов. Процесс возникновения высших форм (трестов и концернов) только начинался, он был прерван во время Первой мировой войны и прекратился после Октябрьской революции 1917 г.

№ 161. Основные направления привлечения иностранных инвестиций в экономику России в начале 20-го века.

Наибольший рост инвестиций наблюдался в горнодобывающей, металлургической промышленности и машиностроении. Именно сюда в первую очередь вкладывался иностранный капитал. Но это не привело к созданию иностранных зон влияния, приток иностранного капитала сопровождался сращиванием его с капиталом отечественным, что способствовало включению России в мировую экономику.

№ 162. Основные причины социалистической революции 1917 года.

Медлительность и непоследовательность действий Временного правительства после Февральской революции в решении рабочего, аграрного, национального вопросов, продолжавшееся участие России в войне привели к углублению общенационального кризиса и создали предпосылки для усиления крайне левых партий в центре и националистических партий на окраинах страны. В стране нарастала анархия, правительство было неспособно решить вопросы войны, земли, хлеба.


№ 163. Этапы возникновения командной экономики в СССР.

Становление командной экономики проходило в четыре этапа:

1.        Ноябрь 1917 – весна 1918 – захват большевиками политической власти в Петрограде и Москве, национализация земли, банков, транспорта, отделение национальных окраин бывшей Российской империи, начало гражданской войны.

2.        Лето 1918 – весна 1921 – гражданская война и иностранная интервенция, политика «военного коммунизма».

3.        Весна 1921 – 1928г – период однопартийной диктатуры и НЭПа.

4.        1928 – 1941 – «сталинские пятилетки» и репрессивный режим личной власти.




№ 164. Основные декреты Советской власти и их роль для развития экономики.

ДЕКРЕТ О МИРЕ, принят в ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября) 1917 2-ым Всероссийским съездом Советов. Призвал участников 1-й мировой войны начать переговоры о справедливом, демократическом мире.

ДЕКРЕТ О ЗЕМЛЕ, принят в ночь с 26 на 27 октября (с 8 на 9 ноября) 1917 2-ым Всероссийским съездом Советов. Включал общекрестьянский наказ о земле, составленный на основании 242 местных наказов. Все помещичьи, царские, церковные, монастырские земли конфисковывались вместе с инвентарем и постройками и передавались крестьянским комитетам и Советам для распределения между крестьянами.


№ 165. Основные черты политики «военного коммунизма» в СССР.

ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ, система социально-экономических отношений, основанная на ликвидации товарно-денежных отношений и концентрации всех ресурсов в руках большевистского государства в условиях Гражданской войны; предусматривала введение продовольственной диктатуры, продразверстки, прямого продуктообмена между городом и деревней; государственного распределения продуктов по классовому признаку (карточная система); натурализации хозяйственных отношений; всеобщей трудовой повинности; уравнительного принципа в оплате труда.

Политика военного коммунизма» позволила большевикам победить в Гражданской войне, но способствовала окончательному разорению страны.

№ 166. Экономические последствия гражданской войны и «военного коммунизма».

Последствия гражданской войны и «военного коммунизма» были катастрофическими. Значительно сократилось промышленное и с/хозяйственное производство. Погибло в боях, от белого и красного террора , голода и эпидемий огромное количество людей. Самая низкая точка разрухи, самый низкий уровень производства приходился на 1921 год, когда гражданская война уже была закончена. Для прекращения разрухи и перехода к восстановлению хозяйства политику «военного коммунизма» сменила новая экономическая политика (НЭП).


№ 167. Основные направления НЭП в области денежного обращения и технической политики.

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (нэп), принята весной 1921 10-м съездом РКП(б); сменила политику «военного коммунизма». Была рассчитана на восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму. Главное содержание: замена продразверстки продналогом в деревне; использование рынка, различных форм собственности. Привлекался иностранный капитал (концессии), проведена денежная реформа (1922-24), приведшая к превращению рубля в конвертируемую валюту. Быстро привела к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. Но нэп не мог обеспечить модернизации промышленности, а следовательно резкого подъема экономики. С середины 1920-х гг. начались первые попытки свертывания нэпа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жесткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы). И. В. Сталин взял курс на принудительное изъятие хлеба и насильственную «коллективизацию » деревни. Проводились репрессии против управленческих кадров (Шахтинское дело, процесс Промпартии и др.). К началу 1930-х гг. нэп был фактически свернут.

Нэп стал первой системой государственного регулирования индустриально-аграрной экономики в условиях мирного времени.


№ 168. Цели и направления индустриализации. Дискуссия о ее методах.

В  декабре 1925г.  был принят курс на Индустриализацию. Идея об индустриализации принадлежала еще Ленину и состояла в четком снабжении промышленных предприятий всем требуемым  оборудованием для ускоренного развития.

Концепция индустриализации была спорной. Троцкий и его сторонники выдвигали идеи сверхиндустриализации. Речь шла о сверхэксплуатации крестьянства. Троцкому противостояли Сталин и Бухарин, которые отстаивали позиции умеренных темпов индустриализации с сохранение рынка. Их победа над Троцким свершилась на 15 Съезде в декабре 1925г.  Троцкий был выслан заграницу. Сталин сразу круто сменил свой курс и стал осуществлять программу противников.

Для индустриализации характерна закупка промышленного оборудования за границей, добыча валюты идет путем продажи леса, льна, пушнины нефтепродуктов, художественных произведений. Происходит увеличение экспорта хлеба. Вывоз хлеба происходил в ущерб внутреннего рынка, а с осени 1928г. была введена карточная система. Особенно тяжело далась индустриализация деревне.   Зимой 32-33 гг. разразился голод, унесши 6-8 млн. жизней. Главным элементом индустриализации был план, который  стал директивным. В задачу планирования входило научное обоснование финансирования тех или иных объектов, баланс ресурсов и производства.


№ 171. Главные этапы Великой отечественной войны и их экономические задачи.

1-й этап (лето 1941 - весна 1942) – вторжение на территорию СССР гитлеровских войск, отступление Красной Армии до Москвы, провал немецкого «блицкрига». Экономической задачей данного этапа стало восполнение экономических ресурсов, потерянных в результате боевых действий и оккупации.

2-й этап (лето 1942 – конец 1943) – период коренного перелома в войне, когда гитлеровцы были разгромлены под Сталинградом, на Курской дуге и Северном Кавказе. Экономическая задача на этом этапе состояла в увеличении ВВП, в в количественном и качественном перевесе вооружения.

3-й этап (1944 – 1945) – разгром фашистской Германии и японского милитаризма. В этот период проходила реэвакуация предприятий, однако многие из них остались в азиатской части СССР, создав там новую производственную инфраструктуру.

№ 172. Экономика СССР в годы Великой Отечественной Войны.

Во время войны. Перебазирование производительных сил на Восток, эти предприятия стали основным поставщиком важнейших видов продукции. Главным доходом государства продолжали оставаться  поступления от гос. предприятий, дополнительным источником были поступления от населения (налоги, займы), также были привлечены народные средства. Проблемы дополнительных трудовых ресурсов решалась вовлечением в промышленность женщин, детей и пенсионеров. В результате войны СССР потерял около 30% национального богатства.


№ 174. Послевоенное восстановление экономики СССР.

После ВОВ переход к мирному строительству совершался в очень трудных условиях. Война задержала развитие народного хоз-ва примерно на 10 лет. На период с 1946 по 1950 гг был разработан 4-й пятилетний план восстановления и дальнейшего развития народного хоз-ва. Основными задачами плана были: перевод экономики на мирные рельсы, демобилизация воинов, оказание им материальной помощи, возрождение промышленного потенциала, дальнейшее развитие тяжелой промышленности, восстановление с/х. К марту 1948г была завершена демобилизация воинов Советской Армии. Постепенно возрождались разрушенные города, строились новые. За короткий срок были восстановлены разрушенные электростанции, шахты, заводы. К 1950 г официально было объявлено, что пятилетний план выполнен досрочно. После войны крестьянство было обложено огромными налогами – денежными и натуральными. Крестьяне получали буквально копейки за трудодни, а порой и вообще ничего не получали. В 1947 г был установлен минимум трудодней, за невыполнение которого грозила ссылка. В начале 50-х гг с/х достигло довоенного уровня.

№ 179. Денежная реформа в СССР 1947 г и ее воздействие на положение трудящихся.

14 декабря 47г. – денежная реформа. Обмен денег старого образца на новый,  в соотношении  10 руб. старыми  за 1 руб. новых. Обмен должен был быть окончен в течение 2 недель.  Цены, и заработная плата у людей осталась прежней в целях уменьшения денег на руках у населения. Вклады до 3000 руб. переоценке не подвергались. Суммы от 3 тыс. руб. до 10тыс.р. в соотношении 3/2 более 10тыс.р. уменьшились в 2 раза. Были подвергнуты консолидации облигаций внутреннего займа: их уменьшили в 3 раза. Были отменены продуктовые карточки. Цены стали в 3 раза выше довоенных а зарплата в 2 раза. Население вышло из реформы обобранным государством. Эта реформа решила проблемы государства. Очереди стали еще больше не было масла, хлеба. Очень низок был уровень социального обеспечения, не говоря уже об инвалидах войны. Все средства были брошены на восстановление тяжелой промышленности.


№ 187. Экономические последствия «нефтяного шока»для экономики СССР в середине 1970-х годов.

В 1970 г в результате мирового сырьевого и энергетического кризиса цены на западных рынках на энергоносители возросли. Было принято форсировать поставки нефти и газа на Запад. Доля топлива и сырья в экспорте поднялась до 54,4%. Доходы от реализации нефти и нефтепродуктов составили 176 млрд.долларов. Но эти баснословные средства оказали скромное влияние на развитие экономики страны. Они уходили в пропасть. Когда в 80-е годы цены на нефть начали падать и на нее понизился спрос, это отрицательно сказалось на развитии советской экономики.

№ 188. Оценка состояния советской экономики в конце 1980-х годов.

В качестве одного из первых шагов по выходу из кризисного состояния был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны на ежегодный прирост национального дохода на 4 %. Необходимо было поднять производительность труда. Был принят Закон о госпредприятиях, по которому руководители получили широкие полномочия. Было разрешено открывать частные предприятия, введено рабочее самоуправление, начали развиваться арендные отношения, широкое распространение получили новые формы производственных объединений.

№ 193. Причины и сущность технологической деградации советской экономики в 1970-80-е годы.

Постепенно нарастала целая система блокирования экономики и окончательно сформировался механизм социально-экономического торможения. На 40 % упал среднегодовой объем производимой продукции в стране. Наступил острый дефицит всех необходимых товаров, отсутствовал стимул к труду. Все это вело к деградации общества. В экономике продолжали нарастать негативные процессы. В стране не хватало денег и образовывались бюджетные дыры. Разорялось с/х. в 1985 г был взят курс на перестройку.

№ 197. Сущность и значение политики перестройки советской экономики.

ПЕРЕСТРОЙКА в СССР (1985-1991 гг) – это инициированный М.С.Горбачевым и его ближайшим окружением процесс реформирования тоталитарной системы в СССР.

Начинается открытая номенклатурная приватизация, част­ная собственность узаконивается, о реально-го­сударственной (тоталитарной собственности) уже и речи нет. Номенклатура открыто превра­щается в капиталистическую. К концу этого пе­риода строй похож уже не на «империализм» в классически - ленинском описании, а на что-то переходное к «западной» модели, к рыночной экономике, к открытому обществу и свободному капитализму.  По­литически все это идет на фоне тотального раз­грома государства, полностью проигравшего психологическую и холодную войну как во внеш­нем мире, так и внутри страны. Поражение за­канчивается распадом, исчезновением прежне­го могущественного государства СССР.

№ 198. Внутренние и внешние причины экономических реформ М.С.Горбачева.

1. В начале 1980-х гг. СССР столкнулся с целой группой кризисов. Во-первых, это был кризис сверхдержавы, выразившийся в том, что СССР стал отставать в гонке вооружений и усугубившийся безвыходным положением в Афганистане.

2. Назрел кризис государственного социализма, то есть государственно-монополистического индустриального общества. Система социально-экономических отношений, основанная на массовом стандартизированном производстве, лишении работника инициативы, бюрократическом управлении всеми экономическими процессами, уже не могла обеспечить дальнейшего роста эффективности производства, выпуска продукции, которая требовалась для нужд обороны и для удовлетворения растущих потребностей населения. Обострился кризис сельского хозяйства. За продуктами (уже не только дефицитными) стали выстраиваться километровые очереди.

3. Кризис авторитарной политической системы. Советские люди уже не хотели мириться с ролью бессловесных объектов управления, тем более, что коммунистическая идеология объявляла, что в СССР существует демократия, и народ является хозяином страны. Всеобщее возмущение вызывали номенклатурные привилегии, неэффективность работы бюрократического аппарата, произвол и безответственность чиновников, коррупция.

№ 199. Причины провала реформ М.С.Горбачева.

Экономические реформы должны были сопровождаться внедрением новой техники, которая должна была способствовать улучшению качества продукции до уровня капиталистических стран.

Однако некоторые действия Горбачева в самом начале перестройки оказались непродуманными, в частности, антиалкогольная кампания привела к негативному результату

До некоторой степени стимулировав начало преобразований в СССР, внешнеполитические трудности заметно сократили средства на их проведение. Таким образом, геополитическая ситуация затруднила (а тем самым и затянула) экономическую составляющую реформ и способствовала обострению более поздних социальных столкновений.

С распадом СССР потерпела поражение и политика перестройки. Но она привела к формированию основ рыночных отношений.

№ 201. Роль «Закона о государственном предприятии» в экономическом развитии СССР.

В июне 1987 был принят закон о государственном предприятии, который предоставлял заводам и фабрикам широкую хозяйственную самостоятельность. Руководители должны были избираться трудовыми коллективами и могли сменяться, если их работа была признана неэффективной и отрицательно сказывалась на заработках работников. Такое самоуправление должно было превратить работников в хозяев предприятий, заинтересовать их в более эффективном труде. Однако система таких советов на большинстве предприятий не заработала, так как они действовали по-прежнему под твердым контролем партийных и профсоюзных организаций.

№ 203. Начало экономических реформ 1992 – 1993 гг.

Официальный курс предложил на 5 съезде народных депутатов президент Б.Н.Ельцин. он обещал, что период реформ продлится всего 6 – 8 месяцев и что уже к осени 1992 г страна получит реальные положительные результаты. С 1 января 1992 г началась либерализация цен, россияне лишились всех своих сбережений, освобожденные цены на товары к концу 1992 г подскочили в 100 – 150 раз. Рост зарплаты и социальные компенсации сильно отставали от развивавшейся гиперинфляции. Летом 1992 г была утверждена программа приватизации госсобственности, согласно которой началась выдача ваучеров всем россиянам, включая младенцев. Однако, почти все акции оказались сконцентрированы в руках номенклатуры и управленческой бюрократии, владельцев коммерческих структур и т.д. В ходе реформы значительно сократилось потребление населением продуктов питания. Резкое снижение доходов населения, ухудшение медицинского обслуживания, ухудшение положения детей, пенсионеров привело к сокращению продолжительности жизни, превышению смертности над рождаемостью.


№ 204. Трансформационный спад переходной экономики России.

Кризис в России был частью мирового финансового кризиса. Отсутствие подготовительных мероприятий в виде коммерциализации и реструктуризации предприятий и шоковый характер проведения рыночных реформ поставили предприятия в чрезвычайно сложное положение. Устране­ние централизованного планирования с одномоментной ликвидацией сис­темы регулирования ресурсных, товарных и финансовых потоков, обвальная либерализация цен, сокращение бюджетного финансирования создали со­вершенно особые экономические условия хозяйствования. Процесс индиви­дуального воспроизводства оказался в тисках таких факторов, как галопи­рующая инфляция, стремительный рост цен на производственные ресурсы, резкое сжатие спроса, чрезвычайное удорожание кредитных ресурсов. Это привело к нарушению процесса индивидуального воспроизводства на всех его стадиях, начиная с подготовки производства и кончая реализацией про­дукции.

Высокие темпы инфляции 1992 – 1993 гг. практически полностью обесценили оборотные фонды предприятий и ли­шили их собственных оборотных средств. Это проявилось в высоком уровне дебиторской задолженности, хроническом недостатке производственных за­пасов и нарастающем дефиците высоко ликвидных средств.





№ 205. Причины роста инфляции в переходной экономике России.

1.Основная причина роста инфляции заключается в несоответствии проводимых реформ социально-политической обстановке в стране и реальному экономическому состоянию общества.

2. Резкий рост импорта товаров народного потребления с 1992г. означал усиление зависимости от заграницы, начало долларизации хозяйственных отношений в стране, предполагал «жизнь взаймы», наращивание внешнего и внутреннего долга.

3. Неверное представлении о природе инфляции в России и соответственно  неправильный выбор средств борьбы с ней. Была взята на вооружение одна из разновидностей количественной теории денег (монетаризм).


№ 206. Жесткая монетарная политика правительства Е.Т.Гайдара и ее последствия для экономики.

Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, по существу, конфискованы.

                В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов. И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100 – 150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10 – 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).

                Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35%. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денег в 4 раза больше; чем их было в июле 1992 г. Это привело к новой волне инфляции.

                 Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки»» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.

                Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.


№ 207. Проблема внутреннего и внешнего долга в современной российской экономике.

Внешний долг России обычно делится на обязательства, взятые российским правительством, и обязательства, унаследованные от СССР. До августа 1998 г. Россия выплачивала оба внешних долга, но августовская девальвация снизила возможности государства обслуживать внешние долги. Было принято решение прервать выплаты основной части долга и процентные платежи по советским обязательствам, но выплачивать по долгам, взятым РФ как суверенным государством.

На международной кредитной арене СССР выступал одновременно и как должник, и как кредитор, однако с большой и неблагоприятной асимметрией в геополитическом и валютном плане. В условиях фактического банкротства государства в 1991 г. Российская Федерация была вынуждена обратиться к международным финансово-кредитным организациям (МВФ, Мировой банк и т.д.) за финансовой помощью для проведения реформ по переводу экономики на рыночные принципы хозяйствования. В 1996 г. после длительных переговоров, продолжавшихся фактически с 1992г., было подписано рамочное соглашение со странами-участницами Парижского клуба кредиторов о 25-летней реструктуризации задолженности бывшего СССР в размере около 40 млрд долл. Соглашение предусматривало предоставление России 6-летнего льготного периода, в течение которого осуществляется только выплата процентов. Погашение же основной суммы долга началось в 2002 г. и завершится через 20 лет.

Для того чтобы внешний долг не превратился в острую экономическую проблему для страны, ей требуется активное управление своим внешним долгом. Этот термин применяется для обозначения набора мер по предотвращению или смягчению долгового кризиса. В их числе меры экономические (минимизация величины внешних заимствований, реструктуризация накопленной задолженности, повышение эффективности использования привлеченных финансовых ресурсов, повышение возможностей госбюджета по обслуживанию внешнего долга), политические (поддержание политической стабильности в стране и хороших отношений с внешними кредиторами), социальные (обеспечение социальной стабильности), а также по обеспечению национальной безопасности (прежде всего сохранение независимой от кредиторов внешней и внутренней политики).

№ 208. Стабилизационная программа правительства В.С.Черномырдина и причины ее невыполнения.

В декабре 1992 г. новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин. С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты. В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере. Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.

                В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой политики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.


№ 209. Приватизационный процесс и криминализация российской экономики.

Процесс приватизации, мягко говоря, не был безупречным. Когда объявили о ваучерной программе, то пытаясь заручиться общественной поддержкой, обещали каждому гражданину обеспечить хотя бы минимальную долю государственной собственности. Однако после 70 лет советской власти в стране мало кто понимал в полной мере возможности рынка ценных бумаг. Зато у определенной части дальновидных директоров предприятий появилась возможность приобрести за бесценок ваучеры у населения, сосредоточив в своих руках значительный финансовый потенциал. Многим директорам удалось захватить контроль над предприятиями, которыми они раньше управляли. Некоторые не захотели этого делать, так как управление предприятием не означает права собственности на него. Но хуже всего то, что представители теневой экономики и преступные элементы воспользовались возможностью всплыть на поверхность общественной жизни и усилить свое влияние, используя любые средства.

В результате приватизации олигархи захватили контроль над огромной частью национального богатства. Положение усугублялось еще и тем, что основная часть сбережений населения была уничтожена инфляцией 1992г. Еще больший ущерб был нанесен ему инвестиционными фондами во главе с МММ, большинство которых обанкротилось и исчезло с рынка вместе со вкладами граждан.


№ 212. Финансово-промышленные группы и цели их создания в РФ.

Финансово-промышленные группы представляют собой организационную форму соединения капитала с характерным для России промышленным производством крупного масштаба. Принципиальная особенность состоит в том, что в группах привлечение финансовых ресурсов совмещается с процессом их концентрации на направлениях, обеспечивающих закрепление и расширение собственной доли внутреннего рынка, а также активное продвижение на мировой рынок.

Исходя из специфики российского рынка, группы можно подразделить на три основных типа:

1. Группа промышленных предприятий с банком в качестве спонсора, образованная по распоряжению властей ("официозные");

2. Холдинг, создающий банки ("холдинговые");

3. Банк, создающий холдинг («банковские империи»).

Важными целями создания финансово-промышленных групп являются:

  1. управление и контроль за финансовыми потоками:
  2. получение мощных источников финансирования расширенного воспроизводства;
  3. повышение эффективности собственного производства;
  4. ориентация производства на активное продвижение на внешний рынок;
  5. подключение к товарообороту с внешним рынком не только отдельно взятых предприятий, но целых технологических связок.

№ 215. Последствия промышленного переворота для ведущих стран.

  1. Произошли коренные изменения в экономических отношениях, на смену феодализму пришло машинное, фабричное производство, что было связано с утверждением капиталистического уклада в экономике.
  2. Был осуществлен переход от аграрной экономики к новому типу экономики, в котором промышленность стала занримать господствующее положение. Создались реальные условия для индустриализации.
  3. Начала развиваться тяжелая промышленность.
  4. Внедрение машин позволило привлекать к работе неквалифицированных рабочих.
  5. Началось быстрое развитие городов и городского населения.
  6. Появились новые классы, характерные для буржуазного общества – буржуазия и рабочие.

№ 216. ОПЕК в 70-е годы.

ОПЕК – это организация стран экспортеров нефти, основанная в 1960 г в целях защиты интересов основных нефтедобывающих государств Азии, Африки и Латинской Америки от произвола нефтяных монополий. Членами ОПЕК являются 13 стран. В конце 60 – начале 70 годов удалось сломать монополию низких цен на нефть, навязанную нефтяными ТНК и добиться изменения договоров в свою пользу. В результате их доходы на своей территории составили 90 %. В 70 г ОПЕК неоднократно повышала и вводила единую продажную цену на нефть. Резко повысились цены на нефть в период нефтяного кризиса, в результате введения эмбарго против стран, поддерживающих Изр. Многие Западные страны снизили потребление нефти из-за высоких цен. Различие в уровне социально-экономического развития серьезно затрудняет выработку ими единого ценового курса и установление квот.

№ 217. Барьеры, воздвигаемые монополиями для стран Западной Европы.

Свое господство на рынке монополисты сохраняют не благодаря экономическим преимуществам, а путем возведения барьеров, мешающим конкурентам нарушить их монополию. Такие барьеры могут быть нескольких типов:

  1. Естественные барьеры. Закон защищает права собственника, даже если он монополист.
  2. Юридические барьеры. Вход на монополистический рынок может быть ограничен с помощью юридических законов, патентов.
  3. Технический прогресс.

№ 218. Сравнить изменения, произошедшие в США, Англии, Германии после Первой мировой войны.

Первая мировая война вошла в историю как одна из самых кровопролитных и жестоких войн. Германия, признав себя побежденной, обязалась немедленно вывести свои войска с западных территорий. Военный крах совпал в Австро-Венгрии с революционным кризисом. В Германии началась революция. Революция произошла и в России. Тяготы и лишения военного времени выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, разорили и довели до нищеты жителей городов и сёл. США поздно вступили в войну, понесли небольшие людские потери, но выгоды получили большие. Из должника Европы США превратились в кредитора. В Великобритании политический процесс протекал в рамках парламентаризма. Экономика восстанавливалась медленно, нарастала социальная напряженность. В 1929 г разразился экономический кризис, который потряс весь капиталистический мир.


№ 219. Два этапа современной НТР.

I этап – с середины 40 – 60 гг – телевидение, транзисторы, атомная бомба, искусственные спутники Земли и т.д.

II этап – с 70-х гг по наше время – промышленные роботы, биотехнология, компьютеры 5-го поколения, генная инженерия и т.д.

Границей между двумя этапами третьей НТР считают создание и внедрение в народное хозяйство ЭВМ 4-го поколения, на основе которых была завершена комплексная автоматизация и начат переход к новому технологическому состоянию всех отраслей экономики.


№ 220. Особенности промышленного переворота в Европе.

В Европе происходили серьезные технико-экономические изменения. Массовые наемные армии и непрерывные войны изымали из хозяйства много людей. В этих условиях новшества в промышленности и с/х приобрели особое экономическое значение – это сдвиги в энергетике и металлургии. Появился ветряной двигатель, водяное колесо. Горнорудная промышленность оснастилась водоотливными насосами, подъемниками, углубились шахты. Рост спроса на текстиль привел в действие самопрялку, а ручной ткацкий станок снабдил ножным педальным аппаратом. Появилось книгопечатание. Технологии с/х развивались значительно медленнее.


221. Почему открытие Америки привело к экономическому кризису в странах Европы.

Добившись независимости, американцы усиливают экспансию на Запад. Они захватывают земли индейцев, развивают фермерское хозяйство минуя феодализм. В Европу хлынул дешевый хлеб, который разорил европейских крестьян. Это привело к мировому аграрному кризису. В Европу хлынуло большое количество свинины, консервированного мяса, виски. В Америке начало развиваться машиностроение, строиться железные дороги и т.д.  Главной причиной экономических успехов Америки было то, что капитализм развивался с чистого листа и личная инициатива никем и ничем не ограничивал.

№ 222. Германское чудо или экономический рост Германии и его причины.

·         Валовой национальный продукт утроился.

·         Восстановление, реконструкция промышленности на новой технической основе.

·         Резко сокращены военные расходы.

·         Была проведена денежная реформа.

·         Высокая концентрация производства и капитала.

·         Новая социальная политика, которая защищала обнищавшее население.

·         Начали развиваться те отрасли производства, которые подавлялись фашистским государством.

№ 223. Два центра древнерусской государственности.

В 9 веке князь Олег с дружиной уничтожил сопротивление киевских князей и создал Киевское государство. Киевские князья на протяжении 9 – 10 веков проводили активную политику по насильственному соединению восточных славян. Другим центром был Новгород, который сохранил самостоятельность, имел свое вече и вел активную торговлю с Западными странами.

№ 224. Как гидрорежим земледелия влияет на характер цивилизации в Древнем Востоке.

В странах Древнего Востока режим земледелия полностью зависел от гидрорежима. Поэтому главным условием производства с/х культур, а следовательно самого существования людей, было искусственное регулирование режима рек при помощи дамб и каналов для обводнения исключительно плодородной почвы. При жарком климате это обеспечивало высокие урожаи злаков, овощей и фруктов.

№ 225. Почему феодализм сумел обеспечить хозяйственный прогресс.

В отличие от рабовладельческой, феодальная система хозяйства явилась почти универсальной для Европы. Непосредственный производитель при феодализме был нечто среднее между рабом и свободным фермером. Каждое сословие точно знало свои права и обязанности. Это давало определенную социально-экономическую защищенность и психологическую устойчивость. В этом заключалось очень важное условие того, что феодализм сумел обеспечить хозяйственный прогресс.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ