Изучение и анализ рынка товаров, закупаемых и реализуемых торгово-закупочным предприятием (на примере Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования) )
Изучение и анализ рынка товаров, закупаемых и реализуемых торгово-закупочным предприятием (на примере Белгородского территориального фонда обязательного медицинского страхования) )
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ РАЗРАБОТКИ
СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА НА
ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Описание предметной области
1.1.1 Деятельность торгово-закупочного
предприятия и общие подходы к ее оптимизации
1.1.1.1 Понятие коммерческой организации
1.1.1.2 Работа с посредниками
1.1.1.3 Практическое применение маркетинга
1.1.1.4 Размещение заказов через торги
1.1.1.5 Информационный обмен на
торгово-закупочном предприятии
1.1.2. Территориальный фонд ОМС –
организация, осуществляющая деятельность во многом аналогичную деятельности
торгово-закупочного предприятия
1.2 Техническое задание к разработке
системы поддержки принятия решений для формирования заказа на
торгово-закупочном предприятии
1.2.1 Цель разработки и ее назначение
1.2.2 Постановка задачи
1.2.3 Требования к программному и
аппаратному обеспечению
1.2.4 Основные требования к
разрабатываемому программному обеспечению
1.3 Выбор и обоснование математического
метода решения задачи
1.3.1 Аналитический обзор состояния
проблемы
1.3.2 Генетические алгоритмы
1.3.3 Возможные случаи применения
генетического алгоритма
1.3.4 Символьная модель генетического
алгоритма
1.3.5 Работа генетического алгоритма
2 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ
ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА НА ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Обоснование выбора
инструментальных и аппаратных средств
2.1.1 Языки программирования
2.1.1.1 Язык Turbo Pascal
2.1.1.2 Язык Turbo С
2.1.1.3 Язык Delphi Client/Server Suite
2.1.1.4 Язык C++ Builder
2.1.2 Системы управления базами
данных
2.1.2.1 СУБД Paradox и dBase
2.1.2.2 СУБД InterBase
2.1.3 Выбор аппаратных средств
2.2 Выбор алгоритма решения задачи
формирования заказа
2.3 Инженерное решение задач дипломного
проекта
2.3.1 Общая структура проекта
2.3.2 Представление проекта в модульных
диаграммах
2.3.3 Базы данных системы.
2.3.3.1 Справочники для автоматического
занесения входной информации
2.3.3.2 База входных данных
2.3.3.3 База выходных данных
2.3.4 Подсистема конвертирования и
наполнения базы входных данных
2.3.5 Подсистема формирования
заказов на товары
2.4 Методы уменьшения затрат
машинного времени, методы отладки и тестирования
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ОЦЕНКА
РАЗРАБОТАННОГО ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
3.1.Испытание системы
3.2. Оценка надежности
4 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОЕКТА
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Каждое
предприятие, будь то производственное или торгово-закупочное предприятие,
стремится максимизировать свою прибыль добиваясь того, чтобы именно его товар
(или услуга) пользовалась наибольшим спросом на рынке. Чем выше качество
товара, чем меньше его себестоимость и больше объем реализации, тем больше
масса прибыли.
Все предприятия,
в той или иной степени делают покупки, продают товары или услуги, получают
прибыль.
Торгово-закупочное
предприятие – это предприятие, которое в целях получения прибыли периодически закупает товары
у различных фирм-поставщиков и реализует их потребителям в условиях рынка оптом
или в розницу. Условимся далее по тексту торгово-закупочное предприятие
именовать словом предприятие.
Предприятию
важно иметь больше потенциальных поставщиков, чем ему необходимо. Чем больше
поставщиков, заинтересованных в предприятии, тем больше у него возможностей
получить товар не только хорошего качества, по низким ценам, со скидкой, но и
на хороших условиях, таких как кредит, поставка и гарантийное обслуживание.
Новых поставщиков предприятию следует искать даже тогда, когда имеющиеся
поставщики его удовлетворяют.
Одним из наиболее распространенных
методов современной торговли является размещение заказов через внутренние и
международные торги. Торги — метод заключения договоров купли-продажи
или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов
(поставщиков) на товар или услуги с заранее определенными характеристиками и
после сравнения полученных предложений подписывает контракт с тем продавцом
(поставщиком), который предложил товар на более выгодных для покупателя
(заказчика) условиях.
Белгородский территориальный фонд
обязательного медицинского страхования – это внебюджетное некоммерческое
учреждение Российской Федерации. В Законе «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» (статья 1) сказано, что обязательное медицинское
страхование – это часть государственного социального страхования; что граждане
Российской Федерации имеют равные возможности в получении лекарственной и
медицинской помощи, которая предоставляется за счет средств обязательного
медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам
ОМС.
Важнейшей функцией территориального
фонда ОМС является обеспечение лечебно-профилактических учреждений
Белгородской области и ее населения жизненно-необходимыми медицинскими
средствами. Необходимые денежные средства в ТФОМС поступают с обязательных
отчислений других предприятий и их подразделений.
Фонд ОМС производит закупки
медикаментов по аналогии с торгово-закупочными предприятиями. Поставщики лекарственных
средств ТФОМС – это: оптовые, торгово-закупочные предприятия, аптеки;
потребители – больные, медицинские учреждения. Поставщики являются
посредниками между производителями лекарственных средств и территориальным
фондом ОМС.
Выбор поставщиков медикаментов осуществляется на конкурсной основе через
проведение тендера. Победители конкурса заключают договора с территориальным
фондом на поставку товаров, осуществляют поставку медикаментов в соответствии
со спецификацией и разнарядкой, отчитываются перед фондом за выполнение договорных
обязательств.
Формируя заказ на закупку товаров предприятие может
учитывать такие факторы как: качество товара, цена товара, скидки на закупочную
стоимость, надежность поставщика, упаковка и т.д. Таким образом, учитывая
конкретные критерии, предприятие может составить оптимальный по этим критериям
заказ (у какого поставщика какой товар и в каком количестве необходимо
приобрести). Когда номенклатура товаров велика и предприятие имеет информацию о
большом количестве поставщиков, то переработка имеющейся информации и формирование
оптимального по каким-либо критериям заказа вручную займет много сил и времени.
Учесть же скидки на каждом шаге поиска оптимального заказа просто невозможно.
Россия переходит к компьютеризации
управления делопроизводством, применение которой позволяет достичь более
высокой четкости и оперативности коммерческой работы. Основными задачами компьютеризации
делопроизводства являются следующие:
· ускорение доведения
коммерческой информации до исполнителей, координация принятия решений и
подготовки ответов;
· комплексность в проработке
коммерческой документации;
· обеспечение возможности
осуществления постоянного контроля за проработкой коммерческой документации,
принятием решений и подготовкой ответов;
· установление четких
направлений потоков коммерческой документации и определение мест хранения ее
оригиналов;
· резкое уменьшение бумажных
потоков коммерческих документов.
При формировании оптимального заказа на закупку
товаров ЭВМ поможет принять правильное решение, освободив человека от
длительной и рутинной работы.
Цель дипломного
проекта:
изучение и анализ рынка товаров, закупаемых и реализуемых торгово-закупочным
предприятием; поддержка в принятии управленческих решений на такое приобретение
необходимых партий товаров требуемых характеристик и качества, чтобы общая
стоимость покупки и доставки всех приобретаемых у поставщиков товаров была
минимальной.
Система поддержки принятия решений
для формирования заказа на торгово-закупочном предприятии должна обеспечивать
выполнение следующих задач:
1) сбор информации;
2) анализ собранной информации;
3) формирование оптимального
заказа на закупку товаров;
1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКАЗА НА
ТОРГОВО-ЗАКУПОЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Описание предметной области.
1.1.1 Деятельность
торгово-закупочного предприятия и общие подходы к ее оптимизации.
1.1.1.1 Понятие коммерческой
организации
Фирма – самое общее название
предприятия, компании, хозяйственного общества, торгово-закупочного предприятия
и т.д..
Независимые коммерческие фирмы,
работающие по заказам клиентов разнообразны по размерам привлеченного капитала,
численности персонала, номенклатуре товаров и масштабу территорий, охваченных
их коммерческой деятельностью.
Это могут быть маленькие семейные фирмы, вложившие в
коммерческий бизнес свои сбережения; более крупные, созданные в форме
товариществ или обществ с ограниченной ответственностью путем сложения
капиталов нескольких физических и юридических лиц, и, наконец, большие фирмы,
представляющие закрытые или открытые акционерные общества, образованные в
результате приватизации или инвестирования капиталов банками, страховыми
компаниями, фондами, предприятиями и другими организациями. Акционеры,
обладающие наиболее крупными пакетами акций, управляют такими компаниями в
интересах получения прибыли на вложенный капитал, определяя их общую
коммерческую политику.
Мелкие, средние и крупные фирмы
юридически и финансово независимы от своих клиентов. Малые фирмы, найдя на
рынке нишу для сбыта определенных товаров, сами выбирают поставщиков и потребителей
товаров, выступая посредниками между ними. Риск вложений капитала в малые фирмы
достаточно велик, поскольку им трудно конкурировать с крупными коммерческими
образованиями, занимающими ту же нишу на рынке. Малые фирмы, как правило, не
обладают достаточными резервами капитала для покрытия временных убытков, а их
удельные издержки обращения обычно выше, чем у крупных фирм. Однако мелкие
фирмы могут обладать и определенными преимуществами, например меньшей инерционностью
вложенного капитала с возможностью быстрой переориентации на другие секторы
рынка, большей оперативностью в принятии решений, относительно низкими административными
расходами и т.д.
Средние и крупные фирмы обычно
специализируются на торговле товарами предприятий одной или нескольких
отраслей. Они вкладывают средства в серьезные исследования рынка, рекламные
кампании, создание сбытовых сетей и систем технического обслуживания, что
часто не могут себе позволить мелкие фирмы. Средние и крупные фирмы сами
определяют обслуживаемый ими круг поставщиков и покупателей, коммерческие
операции с которыми способны обеспечить стабильную и достаточно высокую
прибыль. Если новые поставщики или потребители обратятся с предложением о
сотрудничестве, то такие фирмы, оценив ситуацию на рынке, могут принять
наиболее выгодные заказы на сбыт или приобретение товаров.
Независимые коммерческие фирмы
выполняют посреднические функции обычно за счет своих клиентов, т. е.
поставщики сами финансируют разработку, изготовление и поставку своих товаров,
выплачивая посредническим фирмам вознаграждение из полученной выручки.
Покупатели также финансируют коммерческие операции, вознаграждая фирмы за
выполнение заказов.
Если исследование рынка показывает
перспективу роста спроса на определенные виды товаров, коммерческие фирмы
ориентируют на этот сегмент рынка своих традиционных поставщиков. Если крупная
коммерческая фирма заинтересована в содействии сбыту или приобретению
определенных товаров, она может авансировать рекламные кампании, кредитовать
расходы по обращению товаров, а также финансировать их разработку и изготовление.
Таким образом, чем крупнее коммерческая компания, тем большими она обладает
возможностями, с одной стороны, воздействовать на увеличение спроса, а с другой
— стимулировать производство наиболее перспективных товаров. В Российской
Федерации даже крупные коммерческие фирмы, действующие на внутреннем рынке,
пока работают в основном односторонне, ограничиваясь стимулированием спроса.
Только некоторые, наиболее крупные акционерные общества имеют возможность
финансировать производителей, привлекая для этой цели кредиты.
Коммерческие фирмы, выполняющие
оптовые посреднические функции с выходом на внутренний и внешний рынки, обычно
создаются в форме обществ с ограниченной ответственностью либо в форме закрытых
или открытых акционерных обществ.
1.1.1.2 Работа с посредниками
Товары торговля получает как путем
прямых связей с предприятиями (прямые закупки товаров), так и через товарные
биржи, оптовые ярмарки и т. п. (закупки товаров через посредников). Как
правило, приобретение оптовых партий товаров осуществляется через
агентов-посредников, брокеров, дилеров. Торговыми посредниками выступают
специальные коммерческие фирмы, которые получают прибыль за счет разницы между
закупочной и реализационной ценой или за счет комиссионного вознаграждения,
выплачиваемого посреднику продавцом или покупателем, а также иные предприятия
и фирмы, занимающиеся посредничеством.
В условиях цивилизованного рынка
торговые посредники освобождают предприятие от необходимости создавать сбытовую
сеть, которая требует крупных инвестиций (в свою материальную базу, в рекламу,
транспорт, складское хозяйство и т. д.). Они оказывают производителям и
покупателям полный комплекс услуг, связанных с заключением и реализацией коммерческой
сделки — от поиска партнера и составления контракта до гарантийного и
послепродажного обслуживания, включая поставку, монтаж, наладку, испытания,
запуск в работу оборудования.
Чем больше посредников использует предприниматель,
тем меньше непосредственных контактов с потребителями он получит, и,
следовательно, ниже будет степень его контроля за рынком.
Торгово-посреднические операции по характеру
взаимоотношений между предприятием и посредником в практике зарубежного рынка
делятся на следующие основные виды:
· операции по перепродаже,
когда посредник покупает товар у производителя, т. е. становится его
собственником;
· комиссионные операции —
строятся на основе договора комиссии между предприятием и посредником. При этом
посредник не покупает товар у производителя, а совершает сделки купли-продажи
за его счет и за вознаграждение, обусловленное договором комиссии;
· агентские операции — строятся
на основе агентского соглашения не на конкретную сделку, а на срок с
распространением на определенный регион (заключаются между предприятием и посредником
на осуществление операций купли-продажи за счет и от имени предприятия);
· брокерские операции, при
которых посредник осуществляет контакт между продавцом и покупателем. Брокер
за услугу получает вознаграждение до 2-3 процентов. Такие операции почти
всегда используются на биржах и аукционах и при купле-продаже одного или двух
товаров.
1.1.1.3 Практическое
применение маркетинга
Поиск поставщиков подразумевает:
· знание необходимого
количества каждого вида продукции или услуг;
· определение коммерческих
требований, таких как уровень обслуживания, поставка товара и т.д.;
· эффективное использование
источников информации.
Для того, чтобы предприятие процветало, ему желательно
иметь больше потенциальных поставщиков или заказчиков, чем необходимо.
Предприятие должно иметь возможность обратиться еще куда-нибудь, если услуги
поставщика стали обходиться чересчур дорого или он перестал удовлетворять
предъявляемым ему требованиям, – часто возникают такие ситуации, как доставка, с опозданием,
доставка лишь части заказанного или поставка слишком большого количества непригодной
продукции. В противном случае это вызовет потерю товаров, потому что они не будут
проданы, или потерю времени, потраченного на препирательства с поставщиком,
либо на попытки найти другого поставщика. Кроме того, не попадая в зависимость
от слишком маленького количества поставщиков, можно избежать ситуации, когда те
смогут увеличить давление на себестоимость товаров предприятия-заказчика,
повысив для него цены.
Существуют
разные типы поставщиков:
·
Консервативные поставщики не
обновляют свой ассортимент из года в год, пока их собственные поставщики не
сменят продукцию. Они больше рассчитывают на изменение цен, чем на новые
продукты. Они могут оказать значительную поддержку в настоящий момент.
·
Новаторы, использующие новые
идеи в области товаров и услуг.
Каждой фирме
нужны и консервативные поставщики и новаторы.
Предприятию необходимо делать регулярный обзор поставщиков.
Перечень требований к поставщику может включать следующее:
·
индивидуальный размер заказа;
·
частоту заказов;
·
подробное описание товаров с
техническими подробностями;
·
качество;
·
срок ожидаемого ответа;
·
цены товаров;
·
система скидок, которые
позволят покупать большие партии товаров;
·
налоги;
·
обычные кредитные льготы;
·
минимальный уровень заказа;
·
временной интервал между
заказом и доставкой;
·
условия оплаты и доставки;
·
наличие возможности получать
товар частями в течение оговоренного периода, т.е. возможность подписать общий
договор и в течение всего срока получать часть товаров в пределах оговоренного
в общем договоре количества;
·
условия срочных поставок.
Информация,
полученная от поставщиков, фиксируется и может составить базу для постоянно
ведущейся картотеки поставщиков.
В момент, когда планируется новый
заказ, очень важно иметь возможность быстро и легко получить справку о
предыдущих поставках данного поставщика. Поспешная покупка дорого обходится. Процедура
оформления заказа и процедура контроля за ходом сделки основаны на картотеке
поставщиков. Обзор состояния закупок, основанный на картотеке поставщиков,
должен проводиться для того, чтобы оценить степень соответствия каждого
поставщика требованиям данного заказчика.
Большие фирмы обладают так называемыми
списками поступивших товаров. Это копии бланков заказов, используемые отделом,
занимающимся приемкой заказанных товаров как для того, чтобы проверить
соответствие доставленных товаров заказанным, так и для того, чтобы выявить
несоответствия в количестве и дефекты в качестве полученных товаров.
Любой товар всегда производится по определенной технологии,
позволяющей достигнуть его желаемых характеристик. Сейчас подавляющее
большинство товаров изготовляется в соответствии с разработанными техническими
требованиями, обычно четко изложенными в документации. Необходимо, чтобы технический
уровень товара соответствовал мировому уровню аналогичных товаров на данный
момент времени.
Качество товара – важнейший уровень конкурентоспособности –
это степень достижения заданного технического уровня в каждой единице продукции
при ее массовом производстве.
Значимость фактора сертификации
продукции определяется тем, что товар, не прошедший требования обязательной
сертификации, вообще не может продаваться потребителям.
В Российской Федерации введена
обязательная сертификация, которую организует и контролирует Госстандарт России
и иные государственные органы управления РФ. Госстандарт РФ утвердил перечень
товаров, подлежащих обязательной сертификации. К ним относятся товары, пользование
которыми может быть опасным для здоровья потребителей. В этот перечень входят
лекарства, медицинское оборудование, детские товары, наземные, водные и
воздушные транспортные средства и т.д.
При импорте лекарств и других
товаров, срок годности которых отсчитывается от даты их выпуска, в контрактах
необходимо оговаривать, что срок годности, оставшийся к моменту поставки таких
товаров, должен составлять не менее, например, 80% от срока годности,
указанного на их упаковке. При импорте товаров в Россию следует согласовывать с
иностранным продавцом более длительные гарантийные периоды с даты поставок,
компенсирующие затраты времени на перевозки товаров на большие расстояния до
потребителей.
1.1.1.4
Размещение заказов через торги
В современных условиях торги являются
распространенным способом размещения заказов на поставки массовых товаров,
машин и оборудования, крупных партий сырья, выполнение научных, проектных и
изыскательских работ, сооружение промышленных и социальных объектов. Торги
проводят покупатели и заказчики государственного и частного секторов экономики
развивающихся и промышленно развитых стран. Законодательства большинства
развитых стран разрешают организациям с участием государственного капитала
размещать заказы на приобретение товаров и услуг только через торги. Исключение
может составлять оборудование уникальных технологических процессов, не имеющее
конкурирующих аналогов. Размещение заказов без торгов разрешается в случае
заказов запасных частей, при необходимости экстренных закупок для ликвидации
последствий стихийных бедствий, а также приобретений в счет специальных
межправительственных соглашений.
Покупатели, принявшие решение о
размещении заказов через торги, создают тендерные комитеты, в состав
которых входят технические и коммерческие эксперты, представители
администраций. Председателями тендерных комитетов обычно назначаются
руководители организаций, производящих закупки. Тендерные комитеты осуществляют
всю организационную работу по проведению торгов. Они публикуют объявления о
торгах, распространяют их условия между участниками, анализируют представленные
предложения и выносят решения о передаче заказов.
Условия торгов обычно представляют
собой отпечатанные типографским способом документы, содержащие порядок
представления предложений, рассмотрения их тендерным комитетом и принятия решений
о передаче заказов. Они включают технические и коммерческие условия контрактов,
которые будут подписаны между заказчиками и выигравшими торги поставщиками, а
также перечни специальных гарантий, подлежащих представлению участниками торгов.
В современной международной торговле
применяются различные виды торгов, различающиеся между собой способами
привлечения участников и гласностью результатов.
Объявления о проведении открытых
торгов публикуются покупателями в газетах или специализированных журналах.
Поэтому часто такие торги называют публичными. Понятие «открытые торги» происходит
не от того, что об их проведении даются открытые публикации, а в связи с
возможностью участия в них всех желающих фирм. Обычно открытые торги проводятся
при размещении заказов на массовые товары, относительно несложное оборудование
и услуги, которые могут предложить многие фирмы.
Продавцы, принявшие решение об
участии в объявленных торгах, выкупают их условия у тендерных комитетов. Выкуп
условий торгов не накладывает никаких обязательств ни на продавцов, ни на устроителей.
Приглашения к участию в таких торгах
рассылаются их устроителями непосредственно наиболее известным поставщикам и
подрядчикам, имеющим достаточно высокий авторитет на внутреннем или мировом
рынке. Получив такие приглашения, продавцы выкупают условия торгов у тендерных
комитетов.
Закрытые торги обычно проводятся на поставки
дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками
и на сложные подрядные работы, требующие высокой квалификации.
При объявлении как закрытых, так и
открытых торгов на сложное оборудование, при значительных объемах поставок и
работ продавцы обычно объединяются в консорциумы, состоящие из
нескольких иностранных фирм — поставщиков основного оборудования и одной или
нескольких национальных фирм, привлекаемых в качестве поставщиков
вспомогательного оборудования или исполнителей строительных и монтажных работ.
Открытые торги дают возможность
бороться за получение заказов гораздо большему числу фирм и консорциумов.
Обычно в открытых и предквалификационных торгах принимают участие до нескольких
десятков фирм и консорциумов, в закрытых торгах число участников сокращается до
5—7.
К установленному тендерным комитетом
сроку закрытия торгов участники готовят комплексные технические и коммерческие
предложения. С целью сохранения коммерческой тайны участники торгов передают
свои предложения в последние минуты перед закрытием торгов. После закрытия торгов
участники не имеют права менять условия своих предложений и обязаны в случае
получения заказа выполнить его строго в соответствии с представленными
предложениями. Чтобы исключить возможность отказа участников от своих
предложений, условия торгов предусматривают обязанность претендентов предоставлять
банковские гарантии серьезности предложений (bid bond) в размере 1—3% от общей
суммы предложения.
В день закрытия торгов тендерные
комитеты организуют публичное вскрытие предложений. В присутствии всех участников
торгов руководители тендерных комитетов вскрывают пакеты с предложениями,
называют фирмы или составы консорциумов, подавших предложения, а также
объявляют предложенные участниками цены. Такие торги называются гласными.
При проведении негласных торгов тендерные комитеты не производят публичного
вскрытия предложений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими
условий.
Объявление цен предложений еще не
позволяет судить о том, кто из участников торгов получит заказ. Тендерные
комитеты в течение определенного срока (от 1 до 3 месяцев) изучают представленные
предложения в комплексе с техническими характеристиками, ценами, условиями
кредитов и платежей, которые могут иметь существенные различия у участников.
Каждый тендерный комитет пользуется своей методикой сопоставления предложений.
В процессе рассмотрения предложений тендерные комитеты имеют право обращаться
к участникам с просьбами сделать дополнительные уточнения и разъяснения их
предложений. Нередко это право используется тендерными комитетами как повод для
дополнительного согласования предложений участников в свою пользу.
Если участники торгов по каким-либо
каналам получают информацию о конкурентоспособности своих предложений, то они,
давая разъяснения и уточнения, имеют возможность косвенно улучшить технические
и коммерческие условия. Известны случаи, когда тендерные комитеты явно
преднамеренно способствовали утечке информации о положении участников торгов.
Такая практика является грубым нарушением общепринятого порядка торгов. Особенно
часто подобные нарушения допускаются при проведении торгов в странах с
коррумпированной системой государственного управления. Другие участники
торгов, чьи интересы оказываются ущемленными, практически не имеют никаких прав
опротестовать действия и решения тендерных комитетов.
При гласных торгах решения тендерных
комитетов о передаче заказов победителям, а также информация о приведенных
ценах других участников публикуется в печати или сообщается заинтересованным
фирмам. При негласных торгах тендерные комитеты не публикуют никакой
информации. Решение о передаче заказов при негласных торгах сообщается
победителям в конфиденциальной форме.
Негласные торги обычно проводятся в
тех случаях, когда покупатели планируют дополнительное размещение аналогичных
заказов и не хотят ориентировать конкурентов в уровне приемлемых условий.
Схема проведения торгов представлена
на рис. 1.1.
Контракты подписываются после
предоставления поставщиками или подрядчиками банковских гарантий должного
исполнения обязательств (performance bond) в размерах до 10% от общей суммы полученного
заказа.
Размещение заказов через торги дает
значительное преимущество покупателям. Проведение торгов обостряет конкуренцию
между поставщиками, а в случае участия в них консорциумов поднимает ее на
уровень состязания союзов крупнейших компаний.
В Российской Федерации принят Закон
РФ от 06.05.99 №97-Ф3 «О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
1.1.1.5 Информационный обмен
на торгово-закупочном предприятии
У торгово-закупочного предприятия
имеется сеть собственных складов, где хранится приобретенная у
фирм-поставщиков продукция, и торговых точек (контрагентов), на которых
происходит ее продажа. Условимся торгово-закупочное предприятие именовать
термином "предприятие". Предприятие также может реализовывать объект
потребления оптом заказчикам, предоставившим ему заказ на определенное
количество товара одного или нескольких наименований. Причем товары могут
поставляться заказчику со складов и торговых точек фирмы, если запасы товаров
данных наименований на складах и торговых точках не иссякли. Иначе предприятие
учтет заказ этих товаров при составлении собственного заказа фирмам-поставщикам
для последующего приобретения продукции.
Собственным заказом предприятия
является общий заказ, в который входят неудовлетворенные со складов и торговых
точек заказы заказчиков и заказы на товары самих складов и торговых точек.
Здесь склады и торговые точки выступают в роли заказчиков. Они могут также
выступать и в роли поставщиков, которые предлагают предприятию товары по
нулевой цене, так как товар находящийся, в торговых точках и на складах, уже
оплачен. В этом случае собственным заказом предприятия будет являться общий
заказ, в который входят все заказы заказчиков, складов и торговых точек.
На рисунке 1.2 показан информационный
обмен на торгово-закупочном предприятии. Информация о потребностях товаров от
заказчиков, о потребностях товаров и излишках товаров от складов и торговых
точек поступает в центральный офис предприятия. В центральном офисе принимают
решение о том, где покупать заказанные товары, если их нет в наличии, на основе
анализа поступивших предложений товаров от предполагаемых поставщиков.
Сформировав общий заказ товаров предприятие дает команды перемещения товаров со
складов в торговые точки, если на складах имеются товары, необходимые торговым
точкам; со складов и торговых точек заказчикам, если там есть товары для заказчиков.
Раньше предприятие могло приобретать
товары у единственного поставщика – государственного предприятия, цены на
товары у которого не менялись. В связи с этим у него не вставал вопрос о том, у
кого и по какой цене можно приобрести продукцию, насколько она качественна,
надежен ли поставщик и т. д.
Сейчас, в условиях перехода к
рыночной экономике, ситуация поменялась: у предприятия появился выбор среди
фирм, предлагающих свои товары. А значит, предприятие должно решить у какого
поставщика наиболее выгодно (дешевле) приобрести тот или иной товар, надежен ли
выбранный поставщик; должно оценить, насколько качественен предлагаемый
поставщиком товар, что зависит от производителя товара. Существует также и
другие критерии, которыми может руководствоваться предприятие при выборе
фирмы-поставщика. Одним из таких критериев является гибкая система скидок, суть
которой состоит в том, что фирма-поставщик, предлагая свою продукцию
оговаривает скидки на определенные суммы закупок (часть стоимости закупок, выраженная
в процентах, – вычитается из этой стоимости, если она равна указанной сумме
или превысила ее).
Таким образом предприятие может
добиваться уменьшения общей стоимости приобретенной продукции не только за счет
выбора поставщика, предлагающего товар по минимальной цене, но и за счет
скидок, варьируя размер партий закупаемых товаров у определенных поставщиков.
1.1.2 Территориальный фонд
ОМС – организация, осуществляющая деятельность во многом аналогичную
деятельности торгово-закупочного предприятия
Белгородский территориальный фонд
обязательного медицинского страхования – это внебюджетное некоммерческое
учреждение Российской Федерации.
Важной его функцией является
обеспечение всех лечебно-профилактических учреждений города и области жизненно-необходимыми
медицинскими
средствами. При этом территориальный фонд ОМС не взимает платы с ЛПУ за
доставленные лекарственные средства.
Денежные средства в фонд ОМС
поступают с обязательных отчислений других предприятий и их подразделений.
Лечебно-профилактические учреждения
нуждаются в лекарственных средствах для лечения и профилактики заболеваний
своих пациентов.
Территориальный фонд ОМС обеспечивает
ЛПУ области только теми медицинскими препаратами, которые входят в ОМС – 70%
жизненно необходимых области медицинских препаратов. Причем ЛПУ направляют
информацию о собственных потребностях в управление здравоохранения, которое
анализирует полученную информацию, корректирует ее и отправляет сводные заявки
лекарственных средств в территориальный фонд ОМС. Фонд составляет по этим
спискам общий заказ предприятиям, поставляющим лекарственные средства, проводя
между ними тендер. Выигравшим в тендере предприятиям он предоставляет
разнарядки (каким ЛПУ, в каком количестве они обязаны поставить определенные медицинские
препараты и в течение какого времени), заключает с этими предприятиями договора
и производит оплату указанных в разнарядке медицинских препаратов.
Предприятия-поставщики соответственно
разнарядкам в течение оговоренного в договорах времени поставляют товары ЛПУ.
Разнарядки также рассылаются и
заказчикам (ЛПУ области). Эти разнарядки уже содержат иную информацию: какие
предприятия обязаны поставить данному ЛПУ определенные медицинские препараты, в
каком количестве и в какой промежуток времени.
Заказчики (ЛПУ области)
соответственно полученным разнарядкам ведут учет получаемых лекарственных
средств и периодически предоставляют эту информацию территориальному фонду ОМС.
Таким образом территориальный фонд ОМС контролирует выполнение договоров фирмами-поставщиками.
Заказ формируется с периодом в 1
месяц с помощью программного обеспечения, реализующего составление заказа по
минимальным ценам медикаментов.
На рисунке 1.3 показаны связи между
субъектами системы лекарственного обеспечения региона.
1.2 Техническое задание к
разработке системы поддержки принятия решений для формирования заказа на
торгово-закупочном предприятии
1.2.1 Цель разработки и ее
назначение.
Целью разработки является изучение и
анализ рынка товаров, закупаемых и реализуемых торгово-закупочным предприятием,
а также, поддержка торгово-закупочного предприятия в принятии управленческих
решений на такое приобретение необходимых партий товаров требуемых
характеристик и качества, чтобы общая стоимость покупки и доставки всех приобретаемых
у поставщиков товаров была минимальной.
Целью разработки в частном случае
является изучение и анализ рынка лекарственных средств, реализуемых в
Белгородской области Белгородским территориальным фондом обязательного медицинского
страхования, а также поддержка БТФОМС в принятии решений на наиболее выгодное в
стоимостном отношении приобретение жизненно необходимых медицинских препаратов
для Белгородской области, обладающих требуемыми характеристиками и качеством.
Разработка предназначена для: автоматизации
обработки информации о ценах на товары (в частном случае, лекарственные
средства) и скидки на суммы закупок у поставщиков, обработки информации
(заказов), поступающей от заказчиков, проведения анализа состояния рынка
товаров, проведения анализа спроса на товары, формирования оптимальных по
закупочной стоимости и другим критериям вариантов заказов на товары. Критерии
могут задаваться как заказчиками торгово-закупочного предприятия, так и самим
торгово-закупочным предприятием.
1.2.2 Постановка задачи.
Система поддержки принятия решений
для торгово-закупочного предприятия должна обеспечивать выполнение следующих
задач:
1) Сбор информации.
2) Анализ собранной информации.
3) Формирование оптимального
заказа.
1) Сбор информации.
Система должна предусматривать сбор и
периодическое обновление сведений от организаций, торгующих необходимыми
торгово-закупочному предприятию товарами, а также – сведений от заказчиков.
Предложения и заказы товаров могут
поступать в файлах различных форматов или на бланках. Следовательно данные,
находящиеся на бланках должны быть занесены в компьютер, файлы данных разных
форматов должны быть преобразованы к единому формату и единой структуре данных.
Наименования одних и тех же товаров и производителей в различных листах заказов
и прайс-листах могут отличаться, поэтому для согласования информации требуется
ведение справочника наименований. Также необходимо наличие справочника
поставщиков, справочника заказчиков и других необходимых для решения задачи
справочников.
2) Анализ собранной информации.
Система должна обеспечивать
проведение анализа предложений товаров и анализа спроса на товары
3) Формирование оптимального
заказа.
Система должна позволять формировать
оптимальный заказ на приобретение товаров у фирм-поставщиков по заданным
критериям и учитывать собственные складские запасы товаров и запасы в торговых
точках (см. п. 1.1.1.5).
В связи с тем, что в роли
торгово-закупочного предприятия выступает Белгородский территориальный фонд
обязательного медицинского страхования, в роли товаров – жизненно-необходимые
медицинские препараты для Белгородской области, а в роли заказчиков –
лечебно-профилактические учреждения Белгородской области, то в качестве
критериев для формирования оптимального общего заказа могут быть использованы
следующие критерии:
a) закупочная стоимость
(интересует и само торгово-закупочное предприятие, БТФОМС, и его заказчиков,
ЛПУ) – формирование заказа с минимальной общей стоимостью закупки;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|