|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С ростом располагаемого дохода растут и потребление и сбережения. На таблицу 1 мы видим, что сбережения принимают отрицательное значение при относительно низком уровне доходов, например, при доходе в 300 млрд. р. фактическое потребление равно 320 млрд. р., т.е. расходы превышают расходы, это происходит за счет влезания долгов, либо за счет ликвидирования части накопленного богатства (продажа за наличные). На графике потребления вертикальный отрезок выше биссектрисы равен вертикальному отрезку на графике сбережений ниже горизонтальной оси при уровне производства и дохода 300 млрд. р. Каждый из этих вертикальных отрезков указывает на отрицательные сбережения, равные 20 млрд. р. при уровне дохода в 300 млрд. р. (см. рис. 4)
Уровень дохода в 350 млрд. р. является пороговым, т.е. таким доходом который полностью потребляется. На графике при пороговом доходе кривая потребления пересекает биссектрису, а кривая сбережений пересекает горизонтальную ось (S=0). При более высоком уровне дохода домохозяйства будут стараться отложить часть своего дохода в виде сбережений. Вертикальный отрезок под биссектрисой указывает на размеры этих сбережений, так же как и горизонтальный отрезок на графике сбережений выше горизонтальной оси. Глядя на график и на таблицу, мы видим, что потребительские расходы с возрастанием дохода начинают отставать от него, в то время как сбережения, напротив, растут быстрее. Мы можем заметить, что существует пропорция в использовании каждой дополнительной денежной единицы дохода. Уровень дохода определяет уровень потребительских расходов, т.е. уровень потребительских затрат есть функция располагаемого дохода (потребительская кривая). Из данных рассуждений сделаем вывод. Средняя склонность к потреблению – та часть располагаемого дохода, которая полностью потребляется. ССП = Потребление/Доход Средняя склонность к сбережению – та часть располагаемого дохода, которая полностью сберегается. ССС = Сбережения/Доход Поскольку располагаемый доход либо потребляется, либо сберегается, то при любом уровне РД сумма потребляемой и сберегаемой части должна исчерпать весь доход, т.е. ССП + ССС = 1. Предельная склонность к потреблению – та часть изменения в доходе, которая приходится на потребление. MPC = Изменение в потреблении/Изменение в доходе. Предельная склонность к сбережению – та часть изменения в доходе, которая приходится на сбережение. MPS = Изменение в сбережении/Изменение в доходе. Сумма MPC и MPS при любом изменении величины совокупного дохода равна единице. Прирост дохода идет либо на потребление, либо на сбережения; та доля любого изменения в величине дохода, которая не потребляется, идет на сбережения. Поэтому MPS + MPS = 1. Так как наклон любой кривой можно определить как отношение вертикального смещения к горизонтальному смещению, которое происходит при движении по этой кривой от одной точки к другой, то придельная склонность к потреблению – это числовое значение угла наклона потребительской кривой, а предельная склонность к сбережению – числовое значение угла наклона кривой сбережений (рис. 5).
Уровень располагаемого дохода является основным фактором, определяющим объемы потребления и сбережения. Но существуют и недоходные детерминанты: Богатство. Под богатством мы понимаем реальные активы, такие как дома, автомобиль, телевизор, и финансовые активы, такие как наличные денежные средства, сберегательные счета, акции и др. Как правило, чем больше богатства накоплено, тем больше объем потребления и тем меньше сумма сбережений при любом уровне текущего дохода. Чем больше богатств накоплено, тем меньше стимулов к сбережению для накопления дополнительного богатства. Ожидания. Ожидания, касающиеся будущих цен, доходов и доступность товаров, могут оказать существенное влияние на текущие расходы и сбережения. Например, если ожидается повышение цен и дефицит товаров, то в это время люди тратят больше денег, а откладывают меньше. Задолженность потребления. Когда растет задолженность потребителей, они могут увеличить текущее потребление. Рост задолженности дает им возможность расширить потребление при каждом уровне располагаемого дохода. Однако когда уровень задолженности слишком высокий, потребители могут решить сократить текущее потребление, чтобы погасить долги. Налогообложение. Изменение в налогообложении повлияет как на потребление, так и на сбережение. Налоги выплачиваются частично за счет потребления, частично – за счет сбережений. § 3. Инвестиции.Равновесный уровень национального дохода определяется в точке, где кривая совокупных расходов пересекает биссектрису. Если на время исключить из анализа правительственные расходы и внешнюю торговлю, то национальный доход определяется как сумма потребления и инвестиций. Кривая потребления показывает нам уровень потребительских расходов, планируемых на каждом уровне располагаемого дохода. Но кроме потребления имеются и другие составляющие части совокупных расходов в экономике. Одна из них – инвестиции. Инвестиции – это затраты на производство и накопление средств производства и увеличение материальных запасов, это форма инъекций, которая возвращает в кругооборот вычтенные из него прежде сбережения. Инвестиции осуществляются в зависимости от соотношения предельной выгоды и предельных издержек, т.е. от соотношения нормы чистой прибыли и затрат на привлечение займа. В отличие от потребления инвестиции, во-первых, намного более изменчивы, а, во-вторых, меньше зависят от доходов. Среди причин нестабильности инвестиций выделяют: долгосрочность, нерегулярность нововведений, изменчивость прибыли и изменчивость ожидания. Главными детерминантами инвестиций являются их предполагаемая прибыльность, ставка процента за кредит, налоги, имеющиеся запасы капитальных товаров, технологические изменения, расходы на техническое обслуживание и эксплуатацию. Частично инвестиции зависят и от уровня национального дохода, но эта зависимость скорее психологическая (рис.6). Общие оптимистические ожидания процветания подтолкнут фирмы инвестировать больше. И наоборот. Если же национальный доход не влияет на объем инвестиций, то функция будет иметь вид горизонтальной прямой, т.е. инвестиционная функция станет константой (рис.7). Важнейшей детерминантой инвестиций является процентная ставка за кредит. Например, если кредит стоит дорого, то это ослабит стимулы к инвестированию по двум причинам: во-первых, дорогой кредит бать невыгодно, во-вторых, если у фирмы есть свой доход и она могла бы не прибегать к кредиту, то при дорогом кредите эти средства выгодней обратить в кредит.
§ 4. Равновесие национального дохода и другие детерминанты.Деятельность правительства связана с расходами на товары и услуги, налогами и трансфертами. Налоги это – утечки из кругооборота доходов, в то время как правительственные расходы и трансферты – инъекции. Налоги существенно влияют на потребительские расходы, поскольку снижают главную детерминанту потребления – располагаемы доход. Трансферты, напротив, увеличивают РД. С учетом правительственной деятельности получаем что S + T = I + G, а совокупные расходы равны сумме потребления, инвестиций и общих расходов государства: AE = C + I + G. Нужно заметить, что G не зависят от доходов, и являются константой. Четвертый компонент совокупных расходов – это чистый экспорт (Xn), т.е. разница между экспортом и импортом. Экспорт зависит от уровня доходов в других странах. В свою очередь импорт зависит от доходов внутри страны. Поэтому Кейнс считал, что между доходами и чистым экспортом существует обратная связь. § 5. Равновесный уровень совокупных расходов и ПНД.Внедрение идеи потенциального национального дохода в кейнсианскую модель позволяет определить текущее состояние экономики. На рис. 8. вертикальная линия, показывающая Yp, потенциальный национальный доход, говорит нам о том, что уровень Yp не зависит от совокупного спроса и не изменяется, когда изменяется совокупный спрос.
Рассмотрим ситуацию, когда равновесие оказывается ниже уровня Yp, точка E1 (рис. 8). Это говорит о появлении рецессионного разрыва – ситуации, когда уровень совокупных расходов слишком низок, а цены слишком высоки, чтобы экономика могла достичь точки равновесия на уровне потенциального национального дохода. Рецессионный разрыв может быть следствием слишком высоких цен. А цены – детерминанта, которая сдвигает потребительскую функцию, а следовательно и функцию всех совокупных расходов. Именно это и отраженно на рис. 8, когда цены выросли. Если цены упаду, то потребительская функция сдвинется вверх. Потребительская функция поднялась, и новое равновесие возникло в точке E1. Фактическая безработица оказалась ниже естественной. Возник инфляционный разрыв – ситуация, когда уровень совокупных расходов слишком велик, а цены слишком низки, чтобы экономика могла достичь равновесия на уровне Yp. Рецессионный и инфляционный разрывы – явления кратковременные, которые преодолеваются благодаря автоматическим механизмам, уравновешивающим совокупные расходы с уровнем Yp (перестройка ценового уровня, с тем, чтобы сдвинуть кривую совокупных расходов). Однако Кейнс считал, что этот механизм действует слишком медленно, особенно когда нудно преодолеть рецессионный разрыв. Основываясь на этом, Кейнс считал, что государству необходимо вмешиваться в экономику. Глава 2.§ 1. Фискальная политика государства.С переходом к рыночной форме хозяйствования изменилась и формы влияния государства на экономику от прямого влияния на цены и на объемы производства к «косвенному», т.е. регулирование величины спроса. С развитием рынка в России появляются институты способные осуществлять такое регулирование. Фискальная политика. Что же такое фискальная политика? Это сознательное применение расходных и налоговых функций правительства для достижения поставленных правительством макроэкономических целей. Рассмотрим, каким образом фискальная политика государства влияет на совокупный спрос и предложение. Различают расширительную, ограничивающую и антициклическую фискальную политику. Расширительная фискальная политика осуществляется государством за счет государственных расходов и снижения налоговых ставок, как правило, это ведет к дефициту бюджета. Расширительную фискальную политику целесообразно проводить, когда в экономике наблюдается спад. Согласно классикам экономика самостоятельно вернется в точку полной занятости, однако, этот процесс очень медленный, так как, по мнению Кейнс цены на ресурсы обладают очень низкой эластичностью в сторону снижения. Именно поэтому государство должно помочь этому механизму. Предположим, что экономика находится в точке E (рис.2), которая указывает на более низкий, чем Yp, уровень реального национального дохода. При автоматической перестройки экономики цены на факторы производства упадут, издержки фирм снизятся, и кривая краткосрочного совокупного предложения сдвинется вправо, возвращаясь к уровню Yp, и таким образом равновесие восстановится в точке E3. Но быстрее будет действовать государственное вмешательство. Правительство, увеличивая расходы и снижая налоги, стимулирует совокупный спрос, и кривая AD сдвинется вправо, возвращая экономику к равновесному уровню реального национального дохода, точка E2. Таким образом, расширительная фискальная политика проводится в случае рецессионного разрыва, когда экономика действует ниже своих потенциальных возможностей. Ограничительная фискальная политика основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Этот тип фискальной политики применяется для снижения инфляции. Снижение правительственных расходов и повышение налогов приведет к уменьшению совокупного спроса. Антициклическая фискальная политика состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположному тому, куда ее толкают силы циклического развития, т.е. стимулирование спроса во время спада и ограничение его во время оживления. Государство должно поддерживать достаточный уровень совокупного спроса для обеспечения полной занятости, причем, оно должно это делать так, чтобы не спровоцировать инфляцию. Фискальная политика способна повлиять не только на спрос, но и на предложение. Снижение налогов приведет к сдвигу совокупного предложения вправо. Это произойдет, во-первых, потому что более низкие налоги увеличат размер доходов после уплаты налогов и таким образом увеличат сбережения домохозяйства, а снижение налогов на бизнес повысит рентабельность инвестиций. Снижение налогов увеличит объемы сбережений и инвестиции, что приведет к росту нормы накопления капитала. Таким образом, масштабы производственных мощностей возрастут более быстрыми темпами, чем прежде. Во-вторых, снижение личного подоходного налога увеличит также посленалоговую величину зарплаты труда и, следовательно, усилится стимул к труду. Многие из тех, кто все еще не входит в состав рабочей силы, будут стремиться предложить свои услуги при более высокой зарплате после уплаты налогов, а те, кто уже работают, согласятся на более продолжительный рабочий день и согласятся на сокращение отпусков. В-третьих, снижение ставок налога – это также хороший импульс для тех, кто берет на себя риск. Частные лица и предприниматели с гораздо большей готовностью станут рисковать своими усилиями и финансовым капиталом, внедряя новые производственные технологии и новые продукты, так как снижение налоговых ставок обещает им более высокую отдачу от капиталовложений.
Главным инструментом фискальной политики в России являются федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Ежегодно государственная дума утверждает законопроект госбюджета на текущий год, в котором указываются статьи доходов и расходов бюджета. Для контроля исполнения госбюджета создается счетная палата. На местах контроль исполнения бюджетов осуществляет казначейство РФ. К фискальной политике также относят налоговое законодательство. Налоговая инспекция РФ осуществляет сбор налогов, а также - контроль над их поступлением. § 2. Денежно-кредитная политика государства.Денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика – сознательный контроль за денежной массой в целях поддержания экономической стабильности, максимального уровня производства и занятости при минимальной инфляции. Кредитно-денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это означает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов. Денежно-кредитную политику проводит Центральный Банк, в России это Центральный Банк России или, как его еще называют, Банк России. Банк России подчиняется правительству. ЦБ осуществляет регулирование размеров избыточных резервов[2], имеющихся у коммерческих банков и, следовательно, влияет на способность банков создавать деньги. Существует три механизма регулирования: операции на открытом рынке, норма обязательных резервов и учетная ставка. Операции на открытом рынке – наиболее важное средство контроля ЦБ за денежным предложением. Термином операции на открытом рынке обозначают куплю-продажу на открытом рынке государственных облигаций, – т.е. покупку и продажу облигаций коммерческим банкам и населению. При покупке государственных облигаций ЦБ увеличивает резервы коммерческих банков. Рассмотрим, как это происходит. Коммерческий банк передают часть своих ценных бумаг центробанку, в свою очередь, ЦБ, покупая облигации у коммерческого банка, увеличивает его резервы на сумму покупки, следовательно, способность банка к кредитованию возрастает. Тоже самое происходит и в случае покупки центробанком ценных бумаг у населения: купив у фирмы ценные бумаги ЦБ перечисляет деньги на расчетный счет фирмы в банке, другими словами ЦБ увеличивает резервы банка, в котором находится этот расчетный счет. Покупка государственных облигаций центральным банком сама по себе увеличивает предложение денег независимо от расширения денежного предложения, которое может произойти вследствие увеличения резервов коммерческого банка. Покупка центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков отличается от покупки у населения. Если предположить что у коммерческого банка отсутствуют кредитные возможности, то приобретение центробанком облигаций у коммерческого банка увеличит его фактические[3] и избыточные резервы. Вместе с тем покупка центральным банком облигаций у населения увеличивает фактические резервы банка, но вместе с тем увеличивает и обязательства банка перед владельцем расчетного счета. Таким образом, покупка облигаций у населения повысит фактические резервы банка на сумму покупки, но при этом избыточные резервы банка будут меньше, в зависимости от нормы обязательных резервов. Тем не менее, в обоих случаях результат будет одним и тем же: резервы коммерческих банков возрастут. При продаже ценных бумаг на открытом рынке коммерческим банкам и населению резервы коммерческих банков сокращаются, что вызывает сокращение предложения денег. Может возникнуть вопрос: что побуждает коммерческие банки и население продавать государственные облигации? Так как цены облигаций и их процентные ставки находятся в обратное пропорциональности, то с ростом спроса их цена возрастет, а процентная ставка упадет, и это побудит держателей облигаций продавать их, а в случае роста предложения цены упадут, процентные ставки вырастут. Норма обязательных резервов.Норма обязательных резервов – это установленная законом доля средств коммерческих банков и других кредитных учреждений, которую они обязаны хранить на депозитах в Центральном банке страны. Главное назначение обязательных резервов в том, что изменение их размеров помогает Центральному банку контролировать сумму депозитов, создаваемых банками, и соответственно регулировать предложение денег и кредита в стране, влиять на динамику инфляции, а также обеспечивать работоспособность банков, обеспечивать способность банков выполнять свои обязательства клиентами. Повышение резервных требований увеличивает объем обязательных резервов, которые должны держать банки. В подобной ситуации либо банки теряют часть избыточных резервов, что снижает их кредитные возможности, либо же вынуждает уменьшать депозиты, а также банк может продать часть своего портфеля ценных бумаг, добавляя полученную выручку к своим резервам, и таким образом сократится и денежное предложение. Снижение резервной нормы переводит обязательные резервы в избыточные и увеличивает способность банков создавать новые деньги путем кредитования. Изменение резервной нормы воздействует на способность банковской системы к кредитованию двумя путями: во-первых, влияет на размер избыточных резервов, во-вторых, меняет величину мультипликатора (m= 1/R, где m – денежный мультипликатор; R – норма обязательных резервов). Учетная ставка. Центральный банк может предоставлять краткосрочные ссуды банкам, занимающим твердое финансовое положение. Когда коммерческие банк берет ссуду, он выписывает вексель центробанку, обеспеченный приемлемым залогом – чаще всего государственными ценными бумагами. Процент, под который ЦБ дает кредит называется учетной ставкой. Давая ссуду, ЦБ увеличивает резервы коммерческого банка-заемщика. Так как для поддержания ссуд, полученных у центробанка, не требуется держать обязательные резервы, все новые резервы представляют собой избыточные резервы. Одним словом ссуды коммерческим банкам увеличивают их способность расширять кредит. Снижение учетной ставки поощряет коммерческие банки к приобретению дополнительных резервов путем заимствования у ЦБ. Ссуды коммерческих банков, опирающиеся на эти новые резервы, увеличивают денежное предложение. И наоборот, повышение учетной ставки ослабляет заинтересованность коммерческих банков в получении дополнительных резервов путем заимствования, и как следствия этому произойдет снижение денежной массы. ЗаключениеОбщий экономический анализ Кейнса явился следствием впервые тогда произведенного, ставшего теперь уже привычным, деления науки на микро- и макроэкономику. О не тривиальности нового подхода свидетельствует хотя бы тот факт, что многие ошибки экономистов докейнсианской эпохи проистекали из их попыток дать микроэкономические ответы на макроэкономические вопросы. Например, на основе теории цены объяснять уровень занятости. Сегодня нам кажется вполне понятным, что большая система, состоящая из малых подсистем — фирм, домашних хозяйств — в целом представляет собой уже не просто большую фирму или большое домашнее хозяйство, а нечто качественно иное. Но очевидным это сделал Кейнс. Он показал, что экономика страны в целом не может быть адекватно описана в терминах простых рыночных отношений. Кейнсу принадлежит открытие того, что факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто увеличенной, версией факторов, управляющих поведением ее «малых» частей. Различие между макро- и микросистемами предопределяет разницу в терминах и методах анализа. Кейнсианская модель макроэкономического регулирования воспринималась как якорь спасения в США и Великобритании, начиная со времени «великой депрессии» 30-х гг. и, особенно, в послевоенный период, но она обнаружила свое несовершенство в последней трети XX в. Появилась новая болезнь — «стагфляция», сочетавшая в себе инфляцию и стагнацию, угнетенное состояние конъюнктуры. Между тем, правоверные кейнсианцы «спасали» экономику от стагнации или кризиса посредством дозированной инфляции. Очевидным стал тот факт, что властные рычаги государства, создающие посредством займов, налогов и денежной эмиссии дополнительный спрос, неспособны создать товарного предложения, что они недостаточны для преодоления всех и всяческих экономических бедствий. Ведь модель Кейнса ориентировалась, помимо всего прочего, на кризисы перепроизводства, была призвана поэтому активизировать спрос. Недостаток места не позволяет нам развивать далее дискуссию о судьбах кейнсианства. Хотелось лишь заметить, что произошедшие в последние десятилетия изменения в мировой экономике не могут расшатать фундамент кейнсианского учения, даже если его отдельные практические выводы не сочетаются с требованиями дня. «Истины кейнсианства» важно иметь ввиду, когда мы размышляем над судьбами России. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа, разумной кредитно-денежной политики, изучения обратной связи между безработицей и инфляцией. Список использованной литературы1. Основы экономических знаний /Под ред. Л.Л. Любимов, Н.А. Раннева М.: «Вита-Пресс», 2002 2. Экономикс: принципы, проблемы и политика /Под ред. К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю М.: Инфра М, 2002 3. Макроэкономика: учебник /Под ред. Т.А. Агапова, С.Ф. Серенина М.: «ДИС» 1997 4. Костюк В.Н. История экономических учений М.: Центр 1997 [1]СЭВ - Совет экономической взаимопомощи [2]Избыточные резервы – сумма, на которую фактические резервы банка или сберегательного учреждения превышают его обязательный резерв; фактические резервы за вычетом обязательных резервов. [3]Фактические резервы – сумма депозитов банка в федеральном резервном банке. |
|