бесплатные рефераты

Классификация ценных бумаг и их виды

Сберегательный сертификат может быть выдан гражданину России, а депозитный - только органи­зации, являющейся юридическим лицом, зарегист­рированным на территории России.

Депозитные и сберегательные сертификаты яв­ляются срочными ценными бумагами. Срок обраще­ния по депозитным сертификатам (с даты выдачи сертификата до даты, когда владелец сертификата получает право востребования депозита или вклада    по сертификату) ограничивается одним годом. Срок обращения сберегательных сертификатов - тремя годами.

B случае, если срок обращения в сертификате не оговорен или срок получения депозита или вклада по сертификату просрочен, то такой документ считается документом до востребования. В этом случае банк несет обязательство по такому сертификату и должен оплатить указанную в нем сумму немедленно по первому требованию владельца. К тому же следует отметить, что банк не обязан возвращать деньги при досрочном предъявлении к оплате срочного сертификата, если иное не предусмотрено условиями выпуска сертификата.

Ставка процента по сертификату указывается в условиях выпуска сертификата и не изменяется в зависимости от времени приобретения сертификата.

 

II.3  Государственные ценные бумаги

Рынок ценных государственных бумаг — исключительно важный элемент экономической структуры страны с рыночной экономикой, представляющий для государства неинфляционный механизм ликвидации бюджетного дефицита, а для инвесторов — выгодное направление инвестиций, так как операции с ценными государственными бумагами имеют ряд существенных налоговых льгот. Кроме того, ценные государственные бумаги — наиболее надежный инструмент финансового рынка и,  как это ни странно, весьма доходный на российском рынке ценных бумаг. Например, во втором квартале 1996 г. доходность к погашению ряда выпусков государственных краткосрочных бес купонных облигаций достигала 180% годовых, тогда как инфляция за тот же  период составляла 20% годовых. В силу отмеченных причин объем операций со всеми видами ценных государственных бумаг на российском фондовом рынке составляет  более 95% общего объема операций.   

Вложения средств банков в ценные государственные бумаги.

 № - позиция банка при ранжировании таблицы по объему государственных бумаг в порядке убывания значений.

ГДО/А - доля государственных долговых обязательств в активах - нетто банка.

Доходы - объем доходов от операций с ценными государственными бумагами за 9 месяцев 1997 года.

Доля - доля доходов от операций с ценными государственными бумагами в доходах

банка за 9 месяцев 1997 года.

 

N           Банк

  №

ГДО/А

Доходы

Доля

1.  Сбербанк России

  1

59%

21313.3

67%

2.  Инкомбанк

  5

16%

    570.1

16%

3.  ОНЕКСИМ банк

11

  7%

    283.4

12%

4.  Внешторгбанк

  3

26%

  1039.6

37%

5.  СБС Агро

  2

31%

    833.7

47%

 

Ценные государственные бумаги - это долговые обязательства правительства. Они различаются по датам выпуска срокам погашения, размерам процентной ставки. Ценные российские государственные бумаги в настоящее время представлены:

  • государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
  • казначейские обязательства (КО) в бездокументальной форме в  виде           
  • записи на счетах, так же как и ГКО;
  • облигации государственного федерального займа (ОФЗ);
  • облигации  государственного  сберегательного займа (ОСЗ);
  • облигации внутреннего государственного валютного облигационного (ВЭБ) займа;
  • облигации золотого федерального займа;
  • облигации  государственного российского республиканского внутреннего 5%-ного
  • займа 1990 г.;
  • облигации выигрышного российского внутреннего займа РСФСР 1992 г.;  

Учитывая важность рынка ценных государственных бумаг, рассмотрим его более подробно.

 

II.3.1 Государственные краткосрочные бескупонные облигации.

Среди рассмотренных выше видов ценных государственных бумаг наибольшее распространение получили государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).

Общие принципы функционирования государственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны в рамках Российско-американского банковского форума. Для их реализации в Центральном банке Российской Федерации создано управление ценных бумаг, которое занимается размещением гособлигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 г. Центральный банк Российской Федерации провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ). Ей было поручено создание и поддержание технологической части рынка ГКО - торговой, расчетной и депозитарной системы.

К непосредственным операциям на рынке ГКО допускаются только специально отобранные Центральным банком Российской Федерации дилеры, первоначальное количество которых составляло 24.

18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аукцион по размещению трехмесячных ГКО.

С целью территориального расширения рынка ГКО были активизированы работы по созданию системы региональных торговых площадок, а в перспективе - единой общероссийской системы электронного финансового рынка. Уже подключены к действующему комплексу региональные торговые площадки в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Новосибирске.

Основными документами регулирующими рынок ГКО, являются постановление Совета Министров - Правительства РФ № 107, постановление Верховного Совета РФ от 19.02.93 г. и приказ Центрального банка Российской Федерации от 06.05.93 г., утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций.

Эмитентом ГКО является Министерство финансов РФ. При принятии решения о выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Банк России проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3, 6, и 12 месяцев). Номинал облигаций, выпущенных до 27 сентября 1994 г., составлял 100’000 рублей. С 27 сентября 1994 г. номинал облигаций равен 1’000’000 рублей. Размещение их происходит в виде аукциона с дисконтом от номинальной цены. Облигации не имеют купонов.

Выпуск осуществляется на безбумажной основе в виде записей на счетах “депо”. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух подлинных экземплярах, хранящихся вечно в Министерстве финансов РФ и Банке России.

Сведения о параметрах очередного выпуска объявляются не позднее, чем за семь дней до его размещения. Владельцами ГКО могут быть российские юридические и физические лица, а также нерезиденты, с учетом ограничений, устанавливаемых отдельно для каждого выпуска.

Выпуск ГКО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее двадцати процентов от количества облигаций, предлагавшихся к выпуску.

Обращение облигаций может осуществляться только в результате заключения договоров купли-продажи. Переход права собственности от одного владельца к другому наступает в момент перевода облигаций на счет “депо” их нового владельца. Московская межбанковская валютная биржа за проведение операций на рынке ГКО взимает комиссия в размере 0,075% от суммы каждой сделки, кроме операций по погашению облигаций.

Действия Министерства финансов РФ и Центрального банка Российской Федерации в этих случаях оговорены специальным договором № 5-2-1 “О размещении и обслуживании выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций” от 6 мая 1993 г.

 

Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным долгом.

Обращение ГКО в России регламентируется "Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций РФ", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993г. №107 Совета Министров.

      Создание рынка ГКО решает следующие задачи:

  • финансирование бюджета из неинфляционного источника (привлечение финансовых ресурсов с рынка);
  • определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентная ставка ГКО определяется рынком);
  • установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового и денежного рынков;
  • предоставление участникам рынка высоконадёжного, высоколиквидного инструмента для размещения свободных финансовых ресурсов;
  • предоставление в распоряжение ЦБ инструмента для проведения денежно-кредитной политики посредством операций на "открытом рынке";
  • организация широкой сети коммерческих посредников, охватывающих значительные слои инвесторов;
  • внедрение современной электронной технологии торговли, расчётов и депозитарного учёта.

ГКО являются высоконадёжным финансовым инструментом, так как являются государственными обязательствами. ГКО обращаются в безбумажной форме - в виде записей на счетах владельцев, что резко сужает круг возможных махинаций, исключает возможность краж и подделок.

Все облигации являются именными. Облигации выпускаются на срок 3 и 6 месяцев. Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков.

Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала.

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагается налогом.

При совершении сделок с ГКО с покупателя взимается налог на операции с ценными бумагами в размере 0,1% от величины сделки.

Реальная доходность от вложений в ГКО определяется с учётом размеров налогообложения субъектов инвестирования: для банков 30%, для небанковских организаций - 32%. Следовательно, при прочих равных условиях доходность по ГКО для небанковских организаций несколько выше. В капиталистически развитых странах реальные доходы по ГКО не превышают 6-7%.

На сегодняшний день рынка ГКО фактически не существует. 14 августа правительство приостановило выплаты по ГКО и ОФЗ, что стало одной из причин кризиса в августе 1998г. По данным Доклада, подготовленного сотрудниками Департамента финансовой политики МЭКа (Межгосударственного Экономического Комитета) и Исполнительной дирекции МВК (Межгосударственного Валютного Комитета) под редакцией д.э.н. Д.А. Чегодаева на основании материалов Государственного комитета Российской Федерации по статистике, Межгосударственного статистического комитета СНГ, министерств экономики, финансов и Центрального Банка Российской Федерации и публикаций в средствах массовой информации, причинами кризиса явилось то, что:

·        Правительство проглядело смену экономических фаз и не смогло (или не захотело) скорректировать систему экономических регуляторов;

·        Правительство не увидело специфики настоящего кризиса, приняв его за классический “кризис бюджетных дефицитов”. В результате меры, примененные им, были направлены на реструктуризацию внутренних обязательств, а не на приведение к реальности завышенной системы цен, эти обязательства спровоцировавшие;

·        Правительство пыталось одновременно условно девальвировать рубль и санировать рынок ГКО - ОФЗ, повысить налоговые поступления и заморозить обязательства крупных российских банков перед иностранными кредиторами. Полученные результаты не имели ничего общего с поставленными задачами: на рынок хлынул шквал “отсроченной инфляции”, была спровоцирована паника и “расходы будущих периодов” неумелыми действиями были переведены в “текущие обязательства”;

·        Попытка Правительства ослабить давление на валютный сегмент финансового рынка, образовавшийся в результате оттока больших объемов рублевой денежной массы из корпоративного сектора, вследствие резкого снижения привлекательности арбитражных сделок путем увеличения доходности ценных государственных бумаг, привела к критическому росту бюджетных расходов по обслуживанию внутреннего долга;

·        Фактической ликвидацией 14 августа рынка ГКО Правительство только усилило это давление, и вся высвободившаяся рублевая масса хлынула на валютный рынок;

·        Принятие правительством и ЦБ РФ 17 августа экстренных защитных мер спровоцировало резкое снижение ликвидности банковской системы России, многие из банков оказались на грани банкротства. Население начало скупать доллары в обменных пунктах, снимать вклады с рублевых и валютных банковских счетов, начался ажиотажный спрос на все товары и продовольствие.

Кризиса можно было избежать или, по крайней мере, смягчить, если бы вместо панического повышения доходности ГКО и ОФЗ был найден иной доходный сегмент рынка, куда были бы направлены финансовые потоки, высвобожденные после краха рынка корпоративных бумаг, например в реальный сектор российской экономики, способный при правильном управлении эффективно использовать значительный объем инвестиций

Также можно было бы расширить объемы денежных масс за счет увеличения капитализации предприятий, введения в финансовый оборот земельных участков, принадлежащих предприятиям.

Практически невостребованной оказалась и интеллектуальная собственность не только в России, но и во всех странах СНГ. Имея огромный интеллектуальный потенциал, наши государства так и не смогли вовлечь интеллектуальную собственность в хозяйственный оборот, как это уже давно сделано в развитых странах. Так, по некоторым оценкам экспертов, в составе основных фондов технологических фирм развитых стран доля интеллектуальной собственности в виде нематериальных активов составляет до 40%, в то время как на подобных предприятиях государств СНГ, в лучшем случае, - доли процента. Однако это вопрос перспективы, и он не решается в течение года.

Как известно, ситуация на финансовых и фондовых рынках является только индикатором общего экономического состояния государства. Поэтому все достижения в области валютной стабилизации, не подкрепленные позитивными изменениями в “реальном секторе”, крайне уязвимы под воздействием внешнего кризиса.

Хотя тенденции последних дней дают надежду на улучшение ситуации, пока рано говорить о завершении кризиса, и еще долго придется преодолевать его последствия.

В первую очередь необходимо сохранить объемы товарооборота между нашими странами, снижение которого вызвано как финансовым кризисом, так и защитными мерами, введенными для пополнения валютных резервов, не допустить паралича в платежно-расчетных отношениях.

Также в случае продолжения снижения курса доллара по отношению к рублю, ряд крупных банков стран Содружества может испытать значительные трудности. Это обстоятельство, а также сокращение объемов золотовалютных резервов могут вызвать проблемы в банковских системах этих государств

На сегодняшний день можно сказать, что правительство борется с кризисом в большей степени административными методами, нежели чем экономическими. Правительство, дабы не допустить резкого роста цен, ограничило перемещение денег по рынкам. Сейчас рублю абсолютно некуда податься. Рынок ценных бумаг – как государственных, так и корпоративных – фактически не работает. Обновленные ГКО торгуются мизерными по сравнению с серединой 1997 года объемами. Валютный рынок пребывает в стагнации после того, как правительство и Центральный банк жестко привязали покупку долларов к наличию у покупателя импортного контракта.

 

II.3.2 Облигации государственного российского республиканского внутреннего 5%-ного займа 1990 г.

Были выпущены 1 января 1990 г. сроком на 16 лет. Номинал облигаций — 5000, 10000, 25000 и 100000 руб. Размещались облигации среди юридических лиц. Доход по облигациям фиксирован в размере 5% от номинала и выплачивается один раз в год.

 

II.3.3 Облигации выигрышного российского внутреннего займа 1992 г.

Выпущены 1 октября 1992 г. сроком на 10 лет. Номиналы облигации 500 и 1000 руб. Характерная особенность этого займа - он выпускался отдельными разрядами по 5 млрд. руб. и общий объем займа при выпуске не устанавливался. Доход по облигациям выплачивается в форме выигрышей из расчета 30% в год. В течение 10 лет обращения облигаций предусмотрен выигрыш 32% всех облигаций. Остальные облигации по истечении этого срока погашаются по номиналу.

 

II.3.4 Облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (облигации ВЭБ) эмитированы Министерством финансов РФ в 1993 г.

Для компенсации валютных средств предприятий, находившихся на счетах Внешэкономбанка. Облигации выпущены в бумажной форме номиналом в 1000,  10000 и 100000 долл. в виде семи серий (траншей) со сроками  погашения 14 мая 1994 г., 1996 г., 1999 г., 2003 г., 2008 г.,  2006 г. и 2011 г. По облигациям начисляется 3% годовых с  14 мая 1993 г. Проценты уплачиваются держателям облигаций раз в год 14 мая по предъявлении ими соответствующего  купона. После погашения облигаций ВЭБ первого транша в 1994 г. доверие инвесторов к ним заметно повысилось, в результате чего начал быстро формироваться вторичный рынок. В настоящее время облигации продаются на договорной основе с дисконтом в цене (скидкой в процентах от номинала). Значение цены этих облигаций (на начало июня 1996 г.) в процентах от номинала для разных траншей, а также эквивалентная величина доходности валютных вложений на соответствующие сроки (с учетом выплачиваемых 3% годовых) представлены в таблице.

 

Номер

Транша

Год погашения

Цена, % от номинала

Доходность к погашению

3

1999

70,5-70,9

16,3

4

2003

40,9-41,25

19,0

5

2008

28,9-29,25

17,6

6

2006

31,6-31,65

18,5

7

2011

    24,5

17,5

 

II.3.5 Облигации государственного сберегательного займа (ОСЗ)

Эмиссия ОСЗ проводится в форме отдельных выпусков в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на соответствующий  финансовый год.

Выдержка из приказа Минфина РФ от 11.02.98 г. '' О выпуске облигаций государственного сберегательного займа РФ двадцать шестой серии. '' Утвердить прилагаемые Условия выпуска облигаций государственного сберегательного займа РФ двадцать  шестой серии, определив следующие параметры эмиссии:

Владельцами ОСЗ могут быть юридические  и физические лица, являющиеся по российскому законодательству резидентами и нерезидентами. С облигациями государственного сберегательного займа можно совершать сделки купли-продажи в течение одного года — срока их обращения.   

Облигации выпускаются в документарной форме, являются  государственными ценными бумагами на предъявителя и предоставляют право их владельцам на получение процентного  дохода, начисляемого ежеквартально к номинальной стоимости  при их погашении. Купонный период составляет три календарных месяца. Процентный доход по купону определяется эмитентом на каждый  купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов  с переменным купонным доходом плюс установленная Министерством финансов РФ премия. Таким образом, процентный  доход по рассматриваемым облигациям превышает уровень доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. При  этом владельцу выплачивается номинальная стоимость облигации и процентный доход по последнему купону. Банки и финансовые организации, участвующие в размещении ОСЗ, в течение 60 дней с момента начала выпуска  обязаны продать по рыночным ценам не менее 90% купленных  ими у эмитента облигаций.

 

II.3.6 Облигации золотого федерального займа

Президентом РФ был подписан Указ «О выпуске государственных ценных бумаг, обеспеченных золотом» №899 от 5 95 г. В соответствии с этим документом Правительством РФ принято Постановление «О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота» № 1091 от 5 ноября 1995 г.

Условия эмиссии облигации золотого федерального займа следующие. Срок обращения — три года. Предусмотрено право владельцев при погашении на получение слитков золота. Количество выпускаемых облигаций 300 тысяч. Номинальная стоимость облигации выражается в рублях и определяется из стоимости 100 граммов золота на Лондонском рынке драгоценных металлов в слитках (второй фиксинг) в долларах США, веденной по официальному курсу Центрального банка РФ, на дату начала эмиссии облигаций. Процентный доход по облигациям золотого федерального займа равен годовой ставке ЛИДОР по долларам США на предшествующий рабочий день перед датой его объявления плюс один процент, приблизительно 7% в год.

 

II.3.7 Облигации государственного федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК)

Выпускаются в бездокументарной форме  номинальной стоимостью 1 млн. руб. с 1995 г., обращаются в единой системе вместе с ГКО в безналичной форме с переменным купонным процентом и сроком действия более одного года. Срок обращения первого  выпуска - 378 дней. Параметры отдельных выпусков облигации определяет эмитент в глобальном сертификате и объявляет их за 7 дней до начала размещения.

ОФЗ-ПК — процентная ценная бумага, т. е. владелец облигации имеет право на  получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, и на доход в виде  процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации. Поэтому рыночная стоимость ОФЗ-ПК определяется номинальной стоимостью облигации и накопленным купонным процентом.

Эмитентом облигаций федеральных займов выступает Министерство финансов РФ. Эмиссия осуществляется в форме отдельных выпусков. Владельцем облигаций может быть и физическое, и юридическое лицо, как резидент, так и нерезидент, если иное не предусмотрено условиями выпусков. Право собственности на облигации ус­танавливается с момента осуществления приходной записи по счету депо, который служит для учета и хранения облигаций в депозитарии и субдепозитарии. Поскольку облигации федеральных займов выпускаются в бездокументарной форме, то владельцы не имеют права требовать их выдачи на руки. Вместе с тем владелец облигации имеет право на получение суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при погашении выпуска, или имущественного эквивалента, если это предусмотрено условиями выпуска, а также на получение дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации федеральных займов.

 Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Банк России, который по согласованию с Министерством финансов РФ устанавливает порядок заключения и исполнения сделок с облигациями через уполномоченные организации на осуществление депозитарной, брокерской или дилерской функции. Основным документом, удостоверяющим права, закрепляемые облигациями, является глобальный сертификат, оформляемый на каждый  выпуск в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Процентная ставка купонного дохода определяется на текущий день как средневзвешенная доходность к погашению по средне-взвешенной цене на вторичных торгах на ММВБ и рассчитывается по тем выпускам ГКО, погашение которых будет произведено в период от 30 дней до даты выплаты очередного купонного дохода до 30 дней после даты выплаты очередного купонного дохода. Доходность определяется как средневзвешенная за последние 4 торговые сессии до даты объявления доходности. Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигаций до даты его выплаты. Проценты по другим купонам, включая последний, начисляются с даты выплаты  предшествующего купонного дохода до даты выплаты соответствующего купонного дохода (даты погашения).

 

II.4 Муниципальные  облигации

Наряду с центральным правительством и его органами ценные бумаги для кредитования задолженности выпускают местные органы власти. Это уже иной тип ценных бумаг - муниципальные  облигации. Как и другие облигации, они представляют собой обязательства по возмещению долга к определенному сроку с выплатой фиксированных процентов.

 


ЗА К Л Ю Ч Е Н И Е

 

Несмотря на многие  проблемы,  с  которыми  столкнулся в настоящее  время российский фондовый рынок,  следует отметить, что это молодой,  динамичный и  перспективный  рынок,  который развивается на основе позитивных процессов, происходящих в нашей экономике: массового выпуска ценных бумаг в связи с приватизацией государственных предприятий,  быстрого создания новых коммерческих образований и холдинговых структур,  привлекающих средства на акционерной основе и т.п. Кроме того, рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения  финансовых ресурсов государства, а также,  необходим для нормального функционирования рыночной экономики. Поэтому  восстановление  и регулирование  развития фондового рынка является одной из первоочередных задач,  стоящих перед правительством, для решения которой необходимо принятие долгосрочной государственной программы развития и регулирования фондового рынка и строгий контроль за ее исполнением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.      Боровиков В.И. Денежное обращение, кредит и финансы. Воронеж. Издательство ВГУ. 1996.

2.      Вложения в государственные ценные бумаги //Финансы и кредит. 1998. №2(38). - с.11.

3.      Рынок ценных бумаг / под редакцией В.А. Галанова, А.И. Басова Москва. Финансы и статистика.  1998.

4.      Фельдман А.А. Лоскутов А.Н. Рынок ценных бумаг в России.Москва.

Аналитика-пресс : Академия. 1997.

5.      Практикум по Российскому рынку ценных бумаг / Под ред. Килячкова А. А. - М.: Издательство БЕК, 1997. - с. 70-83.

6.      Курс экономической теории / под редакцией Чепурина М.Н., Басовой Е.А. Издательство “АСА“. Киров 1997

7.      Последствия августовского кризиса 1998 года // Вопросы экономики 1999. №8 - с.42-46

8.      Интернет, сервис ММВБ.

9.      Критические замечания по фундаментальным вопросам   денежной политики // Вопросы экономики» №2 1999г. С.Глазьев.

10.  Федеральный закон от 22.04.96 г. N 39 «О рынке ценных бумаг»

 

 

 

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ