бесплатные рефераты

Классификация управленческих решений

Модель формирования нового УР. Методика формирования новых решений может быть представлена в виде схемы алгорит­ма, включающего 24 этапа (рис. 5.4).

Этап 1. Руководитель или специалист в области управления должны либо измерять параметры текущих процессов, либо хо­рошо «чувствовать» их значения. В случае еле заметных откло­нений параметров текущей ситуации от запланированных необ­ходимо выявить тенденцию их дальнейшего развития.

Этап 2. Отклонения могут быть несущественные либо сами по себе с течением времени могут уменьшиться (рис. 5, область 2 — пунктирная линия уменьшения проблемы) и тогда никаких но­вых решений принимать не следует. Если отклонения парамет­ров ситуации существенны (рис. 5, область 2 — сплошная ли­ния), то это должно насторожить руководителя.


1 Выявление тенденций от­клонения параметров ситуации от запланированных

 

8 Формирование средств и методов уменьшения негативных тенденций развития проблемы

 
 


                                                                                                        

 





11 Корректировка средств и ме­тодов РУР.

 

10 Утверждение технологии РУР вышестоящим руководством

 

4 Установление приоритетов отклонений ключевых парамет­ров от допустимых значений

 

3 Оценка проблемы и ее от­клонений от допустимых значе­ний

 





                                                              




 


23 Составление отчета о вы­полненном УР и конечном со­стоянии проблемы

 

18 Юридическое оформление УР в форме приказа, распоряже­ния и т.д.

 
 

 


                                             Рис 5. Модель формирования нового решения

Этап 3. Руководитель должен сравнить конкретные пара­метры ситуации с плановыми (с целью) и определить состоя­ние проблемы. Напомним, что проблема оценивается как раз­ность между параметрами цели и конкретной ситуации. Такими параметрами могут быть время, качество выполняемых поруче­ний, дисциплина работников, эффективность управленческой деятельности, состояние контактов с заказчиками и поставщи­ками и др.

Этап 4. Руководитель должен установить приоритеты откло­нений ключевых параметров проблемы от допустимых значений. По наиболее важным отклонениям руководитель должен соста­вить для вышестоящего руководства и внешних заинтересован­ных лиц аналитическое заключение о причинах и возможных из­менениях отклонений.

Этап 5. Производится согласование аналитического заклю­чения с заинтересованными сторонами с целью выявления при­оритетных отклонений.

Этап б. Руководитель должен сформировать идею решения

для уменьшения негативных тенденций развития проблемы. По­сле этого он определяет вид целевой технологии для РУР. Выбор осуществляется среди трех технологий: инициативно-целевой,

программно-целевой и регламентной.

Этап 7. Для выбранной целевой технологии формируется со­став процессорных технологий в качестве инструментария для РУР. Набор формируется из следующих технологий: по резуль­татам, на базе потребностей и интересов, путем постоянных проверок и указаний, в исключительных случаях, на базе «ис­кусственного интеллекта», на базе активизации деятельности

персонала.

Этап 8. Руководитель разрабатывает на базе идеи решения

(этап 6) набор средств и методов для уменьшения отклонений в

развитии проблемы.

Этап 9. Руководитель прогнозирует возможные результаты

реализации УР при предложенном наборе средств и методов.

Этап 10. При удачных прогнозах руководитель утверждает технологии РУР у вышестоящего руководства. Если результаты прогнозов отрицательные, то руководитель должен вернуться к

этапу 6.

Этап 11. В результате возможных замечаний при утвержде­нии вышестоящим руководством руководитель должен скоррек­тировать набор средств и методов для РУР.

Этап 12. Руководитель должен на время отложить выпол­ненную работу и подумать о новой идее решения. Если он на­шел более эффективную идею решения, ему необходимо воз­вратиться на этап 6. Если более эффективных идей решения не найдено, то формирование решения продолжается.

Этап 13. Руководитель или специалист в области управления выбирают критерии оценки либо одного решения, либо не­скольких решений, полученных в результате многократного прохождения по этапам 6—12.

Этап 14. Для каждого критерия формируются модель оценки и шкалы (единицы измерения). Результаты согласовываются с заинтересованными лицами.

Этап 15. По результатам оценки руководитель выбирает УР для реализации.

Этап 16. Выбранное УР утверждается вышестоящими орга­нами компании.

Этап 17. Руководитель создает рабочие материалы, раскры­вающие смысл УР, его формулировку, перечисляет набор необ­ходимых средств и методов.

Этап 18. Руководитель юридически оформляет УР в форме приказа, доверенности, договора и т.д.

Этап 19. Руководитель организует подготовку к выполнению УР, в том числе распределяет права и ответственность, ресурсы, инструкции среди участвующего в выполнении УР персонала. Указывается время начала и конца процесса реализации УР.

Этап 20. Руководитель объявляет о начале практической реализации УР.

Этап 21. Уполномоченные руководителем лица проводят промежуточный контроль хода выполнения УР.

Этап 22. Инициатор решения информируется уполномочен­ными лицами или непосредственно исполнителями о ходе вы­полнения УР.

Этап 23. По итогам выполнения УР составляется отчет, в который включаются сведения о конечном состоянии проблемы и прогнозе ее дальнейшего развития (благоприятном или не­благоприятном).

Этап 24. Руководитель должен аккуратно по заданной струк­туре ввести в базу данных все сведения о формировании УР для возможного дальнейшего использования.

3.2 Аналитические, статистические и математические методы

Аналитические методы

Данные методы основаны на работе руководителя или спе­циалиста с набором аналитических зависимостей. Они опреде­ляют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотноше­ний, например, «Тише едешь — дальше будешь». «Тише едешь» — это условие, а «дальше будешь» — это результат. В деятельности организаций имеется много типовых зависимостей, имеющих объективный характер: зависимости между спросом и предложе­нием, жизненного цикла продукции от времени, производитель­ности труда от квалификации персонала, стиля управления от характера деятельности компании, качества УР от полноты и ценности информации и др. Каждый руководитель имеет неко­торый набор таких зависимостей, выработанных интуитивно в течение ряда лет или полученных в результате обучения. Многие эффективные зависимости так и остаются неизвестными ряду руководителей. Иногда приходится искать эффективные зависи­мости путем проб и ошибок, неоправданно затрачивая ресурсы. Большой набор ценных зависимостей обычно объявляется кон­фиденциальной информацией конкретной организации. В век всеобщей информатизации продажа новых разработок в области РУР постепенно становится частью бизнеса.

На рис. 6. приведен характер графической зависимости рос­та производительности труда от материального поощрения ра-боников.

Производительность труда

100%

                                                            Материальное поощрение

Рис. 6. Характер зависимости производительности труда от материального поощрения

Рост производительности труда объясняется повышением степени удовлетворения основных потребностей работника. Размер области роста сильно зависит от количества удовлетво­ряемых потребностей и интересов со стороны как материально­го, так и морального стимулирования. Область стабилизации определяется достижением работником физического предела нагрузок. Область спада объясняется снижением качества рабо­ты в погоне за увеличением материального стимулирования.

Основу этих методов составляют: теория вероятностей, тео­рия марковских процессов, теория массового обслуживания.

Статистические методы

Методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельно­сти для разработки или реализации УР другими компаниями. Данные методы реализуются путем сбора, обработки и анализа статистических материалов, как полученных в результате реаль­ных действий, так и выработанных искусственно, путем статисти­ческого моделирования на ЭВМ. К этим методам относятся: по­следовательный анализ и метод статистических испытаний.

Статистические методы можно применять как на стадии раз­работки, так и на стадии выбора решений (рис. 7).

а)





Фильтр






Компания



Выработка предваритель­ного решения


Принятие окончательного решения


Набор реальных УР и возможных результатов








б)










Компания


Набор практических решений и возможных результатов


Выбор окончательного решения





Рис. 7. Варианты использования статистических методов:

а) на стадии разработки УР, б) на стадии выбора окончательного УР


На стадии разработки после выработки предварительного ре­шения оно обсуждается с коллегами своего или родственного предприятия для учета их положительного опыта (фильтр). Затем принимается окончательное решение. Например, работники бух­галтерии разных организаций часто консультируются друг с дру­гом, прежде чем окончательно оформить набор документов для отчета в налоговой инспекции; руководители многих компаний периодически собираются вместе для обсуждения опыта работы, используя для этого различные поводы: рыбалку, охоту и др.

На стадии выбора окончательного УР у работников предпри­ятия уже имеется в наличии (в ЭВМ или в виде различных кар­тотек) постоянно пополняемый набор УР. На самой начальной стадии разработки решений работники используют положитель­ный опыт других организаций и принимают с учетом его окон­чательное УР. Затем это новое решение с результатами выпол­нения также войдет в набор УР.

Метод математического программирования

Этот метод позволяет рассчитывать лучший вариант решения по критериям оптимальности (например, минимум времени, максимум качества и др.) программы действий УР (рис. 8.).

 


                                                                                                                      Критерии


Рис. 8. Схема реализации метода  математического программирования

 

Работник, разрабатывающий решения, вводит в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению в соответствии с це­лью, а также критерии. Компьютер на базе математических со­отношений либо разрабатывает новое решение, либо выбирает подходящее из набора альтернативных решений.

Метод хорошо работает только при наличии четко сформу­лированной цели.

Матричный метод

Метод реализует выбор лучшего решения из набора альтер­натив на основе компромисса признаков (критериев), достигну­тых заинтересованными сторонами. Компромисс может быть достигнут между двумя, тремя или более заинтересованными сторонами, поэтому матрица признаков может быть двухмерная, трехмерная и т.д. (рис. 9.).

Критерии поставщиков

 




Критерии заказчиков                                                                           Критерии экологов


Рис. 9. Схема матричного метода (трехмерная матрица)

Матричный метод относится к объективным методам РУР. Он применяется при возникновении повторяющихся или сход­ных ситуаций. При этом в базе данных должен иметься набор альтернативных решений и различных критериев. Задача руко­водителя состоит в согласовании значений критериев и установ­лении их приоритетов.

3.3 Активизирующие методы

Методы имеют несколько вариантов реализации. К ним от­носятся методы психологической активизации и методы подклю­чения новых интеллектуальных источников. К психологическим относятся: конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Методы подключения основаны на приобщении чело­века к коллективному мышлению под надзором высококвали­фицированного специалиста или искусственного интеллекта. Это теоретико-игровой, метод наставничества, работа с консуль­тантами.

Методы психологической активизации

Методы конференции идей, мозговой атаки, вопросов и от­ветов широко известны.

Метод конференции идей основан на стимулировании процес­са мышления на уровне сознания. Базовые правила использова­ния данного метода состоят в следующем:

·         запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки;

·         число участников в диапазоне 4—12;

·         формулируются одна-две зависимые друг от друга задачи;

·         время обсуждения ограничивается 30—50 минутами;

·         ведется запись всех предложений, включая и абсурдные.

На Западе и в США распространен метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Считается, что подсознание является неиссякае­мым источником человеческого духа, базой для интуиции и ис­точником неосознанного появления блестящих идей.

Метод вопросов и ответов основан на предварительном со­ставлении набора вопросов, ответы на которые могут сформиро­вать новый подход к решению заданных проблем.

Приведем набор активизирующих вопросов для данного ме­тода:

• Можно ли получить тот же результат, не используя дан­ный продукт?

• Можно ли достичь тех же результатов вообще не делая этой работы?

• Можно ли сделать продукт или работу более легкими?

• Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?

• Можно ли сделать это более приятным?

• Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?

• Можно ли сделать это более безопасным?

• Можно ли сделать это более полезным?

• Можно ли сделать это более удобным?

• Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?

• Можно ли сделать это более надежным?

Теоретико-игровой метод

Теоретико-игровой метод применяют при большом объеме информации, трудностях ее обработки или недостатке времени. Не всегда руководители знают современные методы экономиче­ских или организационных расчетов. А в памяти компьютера эти методы постоянно хранятся и вводятся новые. Теоретико-игровой метод основан на создании человеко-машинной систе­мы разработки решений. Эта система очень плодотворна, так как использует большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки ре­шений. Метод позволяет корректировать модель системы управ­ления после каждого сеанса проведения игры.

Предшественником теоретико-игрового метода были тради­ционные совещания на различных уровнях управления. Обычно на таких совещаниях принимаются важные технологические, экономические и социальные решения. На рис. 10 и в табл. 2. приведены типовая схема взаимодействия субъектов управления и их профессиональные (должностные) интересы при решении вопросов, связанных с переходом на выпуск нового изделия.


                                                           Президент

Председатель профкома

 

Стол для заседаний

 
 


Главный экономист                                                         Главный инженер

                          Начальник отдела материального обеспечения и сбыта


Рис. 10. Схема взаимодействия субъектов управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Профессиональные интересы участников

Наименование участника

Предмет заинтересованности

Президент

Повышение имиджа предприятия Увеличение конкурентоспособности Увеличение чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании

Главный инженер

Использование прогрессивной технологии и современных материалов

Привлечение высококвалифицированного пер­сонала Достижение высокого качества изделий

Главный экономист

Увеличение прибыли и сокращение затрат Уменьшение налогооблагаемой базы Привлечение солидных инвесторов

Начальник отдела ма­териального обеспече­ния и сбыта

Сокращение количества комплектующих из­делий

Сохранение налаженных связей с поставщи­ками и потребителями

Возможность использования новой продукции как средство бартерного обмена

Председатель профкома

Увеличение отчислений от прибыли в фонд социального развития коллектива Увеличение затрат на техническую безопас­ность труда

Как видно по таблице, профессиональные интересы участ­ников совещаний существенно расходятся. Этим объясняются многочисленные случаи негативных последствий таких совеща­ний, проявляющиеся в необоснованных нервных напряжениях, давлении на участников. Решения, принимаемые на таких сове­щаниях, не всегда были эффективными.

Качественным развитием методики проведения деловых со­вещаний стало внедрение в процесс разработки УР интеллекту­альной вставки в виде компьютерной модели организации.

Эта модель представляет собой набор:

• справочных данных (например, полные данные о потенци­альных поставщиках и их продукции);

• имитационной модели компании;

• методик экономического расчета и прогнозирования;

• информации о решениях в аналогичных ситуациях в дру­гих организациях и реальных полученных при этом ре­зультатах;

• законодательных актов и др.

В результате совещание резко меняет эмоциональную окра­ску, становясь во многих отношениях позитивным и более ре­зультативным (рис. 11.).

                  

                           Главный экономист           Главный инженер

 


    Президент                          Стол для заседаний                                          Обоснованное решение

 


                          Начальник отдела материального          Председатель профкома
                                   обеспечения и сбыта

Рис. 11. Схема взаимодействия субъектов управления при теоретико-игровом методе РУР

 


По схеме рис. 11. совещание проходит за несколько сеансов игры — обычно 10—12. На первом сеансе все участники вводят в компьютер свои максимальные требования. После обработки этих данных компьютер выдает вариант решения каждому участнику совещания. Если данный вариант по отношению к заложенной модели является некорректным или невыполнимым, то каждому участнику даются рекомендации о желательных изменениях первоначальных требований. После обсуждения участники вво­дят коррективы и процесс продолжается либо до достижения консенсуса, либо до принятия общего решения о неэффектив­ности нового изделия и нецелесообразности его производства (отрицательное решение).

Любая формальная модель компании обедняет содержательный аспект исследуемого объекта и не в полной мере учитывает особен­ности его развития. Поэтому опыт профессионального руководите­ля служит дополнительным источником корректировки модели.

3.4. Экспертные методы

Общие сведения о критериях оценки

Для выбора наилучшего УР необходим набор критериев эф­фективности. Каждый критерий такого набора может иметь ко­личественное или качественное выражение, быть простым и по­нятным для специалистов. Критерии могут быть единичными и составными. В набор критериев для выбора УР чаще всего включают следующее: выполнимость, прибыль, время, произво­дительность труда, затраты, использование имеющегося обору­дования и производственных фондов, экологическую и техниче­скую безопасность, качество продукции. Каждый критерий ха­рактеризуется набором показателей и их значениями.

Например, критерий «время» может иметь несколько показа­телей: время реализации, время разработки, время согласования и др. Значения данных показателей задаются в месяцах, днях, часах и т.д. Показатели можно дробить на более мелкие, напри­мер, показатель «время согласования УР» можно представить в виде трех подпоказателей — время согласования с заказчиками, время согласования с департаментом экологической безопасно­сти, время согласования с пожарными службами.

Показатели критериев могут иметь максимальные, мини­мальные, промежуточные численные или качественные значе­ния. Часто указывают не конкретное значение параметра, а на­правление, например, максимальная прибыль, наименьшее вре­мя, минимальные финансовые затраты. Это не всегда правильно и не всегда нужно. Приоритет максимальной прибыли может привести к криминалу, минимальное время — к низкому каче­ству продукции или к выходу продукции на неподготовленный рынок, а минимальные финансовые ресурсы для разработки и реализации УР — к возможному прекращению выполнения УР на промежуточных стадиях.

В набор могут входить один, два или более критериев. Ра­зумность их количества определяется руководителем на базе опыта. С увеличением критериев возрастает правильность выбо­ра УР, однако увеличивается стоимость оценки УР, так как нужно оплачивать труд экспертов, приобретать необходимые для оценки материалы и технику. Руководителю не стоит гнаться за большим количеством критериев. Если критериев достаточно много, их необходимо сгруппировать вокруг основного критерия путем формирования набора коэффициентов приоритета.

Экспертные методы основаны на совокупном мнении спе­циалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности, например, в социологии, психологии, РУР. Они относятся к субъективным методам. Субъективное не всегда синоним непра­вильного или неэффективного.

Основные условия применения экспертных методов:

• в состав экспертной комиссии должны входить общепри­знанные специалисты в соответствующей области РУР;

• решения, принимаемые членами экспертной комиссии, должны быть безусловными для участников, представляю­щих на оценку свои варианты решений;

• области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.

Экспертные методы применяются преимущественно в соци­альной и биологической системах, например, при консилиумах, на конкурсах, дегустациях и т.п. Существуют четыре основных направления экспертных методов: метод простой ранжировки (метод предпочтения), метод задания весовых коэффициентов, метод последовательных сравнений и метод парных сравнений.

Метод простой ранжировки

Метод основан на том, что каждый эксперт располагает на­бором признаков, например, время реализации, финансовые за­траты, повышение объема сбыта, величина дополнительной прибыли, качество продукции. Эти признаки располагают для каждого решения в порядке предпочтения. Цифрой 1 обознача­ется наиболее важный признак, цифрой 2 — следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводятся в таблицу и об­рабатываются либо вручную, либо с помощью методов матема­тической статистики.

Метод задания весовых коэффициентов

Метод заключается в том, что каждому решению ставится в соответствие весовой коэффициент (коэффициент значимости). Используются два варианта формирования весовых коэффици­ентов:

• сумма всех коэффициентов должна быть равна какому-нибудь целому числу, например, для шести признаков ре­шения устанавливаются коэффициенты 0,3; 0,1; 0,2; 0,2;

0,1; 0,1 — в сумме это составляет .1;

• для наиболее важного признака решения устанавливают предельный коэффициент (например, 8), все остальные коэффициенты равны долям этого числа (например, 1, 2, 4, 6).

Метод последовательных сравнений (сортировки)

В состав метода входят'следующие операции:

1. Составляется перечень признаков решений.

2. Перечень записывается в таблицу в порядке убывания зна­чимости.

3. По каждому признаку в таблицу записывается оценка реа­лизации каждого признака по всем решениям — макси­мальная оценка 5 (см. пример в табл. 3.).


Таблица .3. Оценки признаков по каждому решению

№п/п

                                        Признак

Оценка реализации

Наименование

Коэффициент значимости

Решение №

1

2

3

4

1

Время реализации

1

4

5

3

3

2

Финансовые затраты

0,8

5

3

4

4

3

Повышение объема сбыта

0,6

5

3

2

1

4

Величина дополнительной прибыли

0,6

2

4

4

5

5

Качество продукции

0,5

2

5

4

3

Сумма

13,2

14,1

11,8

11,3

4. По каждому столбцу находится сумма произведений оцен­ки на соответствующий коэффициент значимости признака. 5. Производят сортировку полученных значений по макси­мальному значению суммы и определяют предпочтительный ва­риант решения. По данным примера предпочтительный вариант имеет решение № 2 с суммой в 14,1 балла.

Метод парных сравнений (парная сортировка)

Метод реализуется путем парных сравнений признаков каж­дого УР и дальнейшей статистической обработкой УР (рис. 12). На схеме УР1—УР5 — варианты УР, сравниваемых по набору их признаков.

Рис. 12. Схема реализации метода парных сравнений

УР1

 
 


УР1

 
                                                              Первый выбор

УР3

 
 


                                                                      Второй выбор

УР3

 
 


                                                                                              Третий выбор

 


                                                                                                                     Окончательный выбор

Для осуществления парных сравнений по приведенной схеме УР записываются подряд в любом порядке. Затем эксперты сравнивают два первых УР, лучшее из них сравнивается с треть­им УР и т.д. В результате парных сравнений выбирается одно лучшее УР.

3.5. Эвристические методы

Основы эвристические методов

Эвристические методы основаны на логике, здравом смысле и опыте при РУР, при которых выявляется новая существенная информация. Они используют метод Сократа — извлекать скры­тую в человеке информацию с помощью искусных наводящих вопросов. Методы применяются при недоступности или отсутст­вии условий для использования формализованных методов РУР. Основу эвристических методов составляет метод индукции, т.е. переход от частного к общему. При этом проблема разделяется на несколько относительно простых подпроблем. Для каждой подпроблемы формируются набор задач и набор соответствую­щих решений. Считается, что при успешном выполнении всех решений проблема будет разрешена в целом. Данные методы j практически целиком относятся к искусству в управленческой деятельности. .Эти методы эффективны, если руководитель смог так разделить проблему, что получившиеся подпроблемы явля­ются типовыми (штатными) для конкретной компании и имеет­ся типовая методика их реализации.

Разработка управленческих решений для нетиповых, обычно творческих задач — довольно трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Это связано с новыми условиями, в которые попадает человек или коллектив в производственной деятельности. Обычно такие задачи решаются постепенно путем обсуждения, концентрации идей, развития но­вых подходов и стимулирования мышления. Неслучайно собра­ния, заседания, летучки, планерки и другие формы проведения обсуждения новых проблем и разработки решений прочно вошли в практику работы руководителей. На подобных мероприятиях руководители и специалисты принимают такие эффективные ре­шения, которые не под силу одному даже очень умному человеку. Подавляющее большинство открытий и изобретений сделано при коллективном обсуждении или с их подачи, а известные слова: «эврика» и «эвристика» дали название этим методам.

Собрания и совещания можно проводить двумя способами:

без подготовки и с подготовкой. Без подготовки такие меро­приятия малоэффективны и не дают удовлетворения их участ­никам. Часто работники с большой неохотой идут на собрания и совещания. Известен закон Паркинсона о том, что эффек­тивность совещания обратно пропорциональна затраченному времени и количеству приглашенных людей. Подготовленные собрания основаны на различных методах, в том числе и на эвристических. Эвристика состоит в последовательном выделе­нии целей и ситуации, а также в уменьшении их различий.

Характерные наборы приемов эвристических методов

В специальной литературе рассматривается около тридцати наборов приемов эвристических методов. Приведу два из них:


Набор 1

 

·         Обобщение задачи

·         Конкретизация задачи

·         Формулирование обратной задачи

·         Включение в другую структуру

·         Критика очевидных решений

·         Поиск привнесенных условий

·         Движение от конца к началу

·         Сближение данных и цели

·         Перекодирование текста в модель

·         Использование сходных задач Рассмотрение с различных сторон

·         Анализ условий Анализ конфликта

·         Выдвижение любых идей

·         Переструктурирование

Набор 2

·         Включение в другую структуру

·         Выдвижение противоположных ги потез

·         Перерыв в решении нескольких задач

·         Вживание в образ явлений задачи

·         Регуляция уровня уверенности в себе

·         Движение от общих целей к частным

·         Символическая запись условий

·         Определение области поиска неиз­вестного

·         Включение в деятельность

·         Введение дополнительных эле­ментов или отношений

·         Деление задачи на части

·         Выделение доминирующих целей

·         Подведение под логические кате­гории

·         Подведение под диалектические категории

·         Резонанс

·         Замена терминов определениями

Данные приемы составляют три фазы разработки решения (рис. 12.): анализ условий задачи, поиск решения, проверка решения.

 


Рис12. Схема осуществления эвристических методов

3.6. Метод сценариев

Типовой вид сценария. Метод сценариев представляет собой набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным положительным и отрицатель­ным последствиям. Сценарии по каждому решению обычно фиксируются на бумаге, в памяти компьютера, на магнитной ленте. Они напоминают литературные сценарии с прологом, ос­новной частью и эпилогом.

Сценарии всех спектаклей по сути также представляют про­гнозы решений необычных или классических жизненных про­блем, при этом зрители играют роль арбитров. Спектакли с пло­хими вариантами решений являются провальными и их обычно не спасает талантливая игра актеров.

Сценарий для УР. При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом (рис. 13.):

• руководитель подразделения составляет подробное описа­ние задания: цели, существующую ситуацию и проблему;

• одному из опытных работников поручается разработать ва­рианты решения проблемы;

• специалисту, обладающему еще и литературными способ­ностями, дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных спе­циалистов;                                    I

• текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения;

• созывается совещание по обсуждению сценария. Возмож­ны три варианта результатов обсуждения:

полное одобрение сценария и утверждение технологии разработки и реализации решения, внесение в него коррективов, утверждение технологии разработки и реализации решения, очевидное несогласие и переделка сценария;

составление окончательного сценария для ввода в базу

данных компании.

                                            Рис.  13.  Структура содержательной части сценария


Структура сценария состоит из содержательной части и ко­личественных параметров. В состав содержательной части реко­мендуется включать:

• историю развития объекта управления;

• ситуацию, приведшую к необходимости РУР, и историче­ские параллели решения аналогичных проблем;

• цель, вытекающую из инициирующей ситуации;

• действующих лиц внешней и внутренней для организации среды;

• психологический конфликт между участниками внутрен­ней и внешней среды;

• перечень технических и социальных проблем исходя из цели;

• решения по каждой проблеме;

• возможные результаты.

Условия эффективности метода. Для управленческих решений соотношение объема содержательной и количественной инфор­мации должно составлять примерно 70% и 30%. Существенное преобладание содержательной информации (более 80%) снижает доказательную ценность сценария. Аналогично существенное преобладание количественной информации (более 40%) снижает эмоциональное воздействие сценария на соответствующего спе­циалиста.

Метод сценариев относится к комплексным методам разра­ботки, выбора и реализации УР. Применение метода сценариев эффективно при разработке УР для:

• большой группы людей или компаний (для нескольких со­тен человек или компаний);

• людей, имеющих разный менталитет, вероисповедание, жизненные ценности (наглядность метода сценария в зна­чительной мере объединяет оценки людей);

• пессимистов или враждебно настроенных к руководителю или компании людей;

• гуманитариев, для которых представление важнее расчетов.

3.7. Метод дерева решений

Общая идея метода. Метод дерева решений аналогичен ме­тоду сценариев с его эмоциональным содержанием, но предпо­лагает аналитический подход к выбору наилучшего решения. Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветв­ляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представ­ляет собой графическое изображение связей основных и после­дующих вариантов УР. В ней приводятся сведения о наименова­ниях УР, основных результатах каждого решения и ожидаемой эффективности.

Данный метод хорошо работает совместно с экспертными методами, так как некоторые этапы требуют оценки результатов специалистами. Реализация метода эффективна для типовых управленческих процессов, по которым накоплен значительный опыт и имеется обширная документация о решениях, условиях их реализации и самих результатах.

Основные этапы реализации метода.

Основные этапы разра ботки или выбора РУР по методу дерева решений:

1)      составление новой цели развития или совершенствования компании;

2)      сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по новой цели;

3)      формулирование проблемы как разности между новой це­лью и обобщенной ситуацией в компании;

4)      выбор или разработка критериев оценки проблемы;

5)      декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части;

6)       поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблем;

7)      разработка вариантов основных решений и их предпола­гаемая эффективность;

8)      для каждого варианта основных решений разработка вари­антов детализирующих решений;

9)      для каждого варианта детализирующего решения разра­ботка вариантов очередного набора детализирующих ре­шений и-т.д.;

10)   оценка каждой ветви взаимодействующих решений на эф­фективность действий и возможности достижения цели;

11)   выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов реше­ний;

12)   практическая реализация выбранного варианта сочетания

      решений.

Список использованной литературы

 


1. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.


2. Ременников В.В. Разработка управленческого решения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.


3. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Учебник. М., 2000

 


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ