бесплатные рефераты

Концепция бизнес-плана

 


 

  

 


   

 

 

  























14.            Особенности проработки финансовых вопросов в проектах бизнес-планов предприятий

 

 В условиях перехода к рыночным отношениям инвестиционные ресурсы (их финансовая составляющая) приобретают качественно иные черты, чем привычная практика «выбивания» государственных капитальных вложений. В этой ситуации они становятся предметом купли-продажи, т.е. товаром, который имеет своего собственника, рыночный механизм определения цены, свои особенности при осуществлении полного воспроизводственного цикла.

 Конкретным отражением таких изменений является необходимость поиска, проведения переговоров и заключения договоров между несколькими экономически независимыми сторонами, которые участвуют в инвестиционном проекте, об условиях получения и обязательствах возврата полученных финансовых ресурсов.

 В принципе существуют два основных типа участия собственников финансовых ресурсов в том или ином проекте: это предоставление кредитов и долевое участие в собственности будущего производственного объекта. Данная ситуация вынуждает хозяйствующих субъектов-инициаторов проекта более взвешенно относиться к обоснованию необходимости получения инвестиций и определению их использования, т.е. к проработке вопросов экономического и финансового обоснования проектов. Практика показывает, что руководители действующих промышленных предприятий не всегда имеют достаточно навыков работы с возвратными инвестиционными ресурсами. Это ведет к тому, что у них возникают проблемы с поиском и привлечением внешних негосударственных инвестиций, с расчетами по кредитам, полученным на невыгодных для предприятия условиях, или же управленческие конфликты по поводу претензий «сторонних» собственников.

 В условиях рыночной конъюнктуры будущее предприятий во многом зависит от эффективности проводимой ими инвестиционной политики. Поэтому большое значение приобретают расчеты экономического эффекта от использования как всей суммы средств, которыми располагает предприятие, так и отдельно собственных и привлеченных финансовых ресурсов.

 В решении подобных вопросов большое значение имеет правильно составленный бизнес-план, одним из центральных звеньев которого является расчет экономической эффективности принимаемых решений и оценка результатов их реализации.

 При централизованном плановом хозяйстве экономическая эффективность далеко не всегда являлась решающим аргументом при принятии решений о выделении капитальных вложений; в народном хозяйстве допускались затраты, не приносящие прямой экономической выгоды. Но главное, что единственным инвестором выступало государство, регулирующее отношения в инвестиционной сфере на основе командно-административных подходов к управлению экономикой. Исходя из этого, на практике не имел широкого применения принцип возврата выделяемых средств и реальной результативности их использования уделялось недостаточно внимания.

 Здесь, на наш взгляд, следует особо подчеркнуть, что претворение в жизнь экономической реформы в финансировании инвестиционных проектов. Произошел не только отказ от принципа безвозвратного выделения средств, но и изменились сами методы принятия соответствующих решений. Государственные ответственные органы также строго требуют глубоких экономических проработок, как и коммерческие негосударственные организации, которые очень придирчиво отбирают конкретные объекты для финансирования.

 Для выбора подходов к оценке инвестиций в проекте бизнес-плана предприятия необходимо в первую очередь определить основные требования, которым должны удовлетворять такие подходы. Основополагающим является принцип реальности оценки. Оценка эффективности инвестиций, полученная в результате расчета, должна максимально соответствовать реальным значениям тех результатов, которые ожидаются получить от реализации проекта.

 При выборе подхода учитываются две основные особенности:

   современный период экономической реформы;

   объект оценки.

 Современные условия хозяйствования предъявляют ряд новых требований, которых не существовало в условиях централизованного распределения капитальных вложений. И основное из них – это прямая и однозначно объективная заинтересованность инициаторов проекта о конечных и промежуточных результатах реализации задуманного начинания. Кроме того, поскольку параллельно с проработкой заключительной стадии проекта бизнес-плана предприятия осуществляется работа по привлечению сторонних инвесторов, просчеты охватывают динамику разнообразных аспектов эффективности использования финансовых средств. Эти показатели предназначаются преимущественно для определившихся участников проекта и постоянно уточняются по мере отбора наиболее приемлемого варианта реализации проекта и оформления соответствующих решений. При этом в зависимости от хода переговоров с конкретными инвесторами дополнительной проработке подвергаются те или иные экономические аспекты реализации проекта, которые в первую очередь могут их заинтересовать.

 Эти требования порождают ряд условий к методам оценки инвестиций, применяемым при подготовке проекта бизнес-плана предприятия:

   использование для оценки проекта широкого множества выходных показателей;

   учет возможной недостоверности выходной информации и расчетов рисков;

   учет динамики реализации инвестиционного проекта;

   повышение роли экспертных оценок.

 Существует несколько десятков экономических критериев выгодности инвестиций. Они делятся на две основные группы абсолютных и относительных показателей.

 Абсолютные показатели – это суммарное превышение дохода над затратами, выраженное в денежной форме. Классическими из них являются балансовая прибыль, чистая прибыль, годовая или кумулятивная прибыль за период с учетом фактора времени (т.е. дисконтированная) или без учета ее изменения во времени.

 К относительным показателям относятся различные формы соотнесения денежного дохода к инвестициям и находящимся в производстве средствам. Прежде всего это показатели рентабельности, срока окупаемости в годовом или кумулятивном исчислении с учетом (или без) фактора времени. Первая группа – это показатели эффекта, а вторая – показатели эффективности.

 Как отмечалось выше, разных участников реализации проекта в первую очередь интересуют более близкие им характеристики. Так, кредиторам для принятия решений об участии в проекте необходимо достоверно знать:

   внутреннюю норму прибыли, т.е. динамическую норму прибыли на капитал, которую обеспечивает данный проект. Необходимое условие выгодности участия в проекте – некоторое превышение прогнозируемой величины прогнозируемого банковского процента на каждом этапе реализации, достаточное – превышение требуемой нормы;

   период возврата общей суммы инвестиций (кредита) или срок окупаемости. Расчеты определяют количество лет, в течение которых доход от продаж за вычетом издержек возмещает вложенные средства;

   отношение заемных средств к собственным средствам инициаторов (и других кредиторов). Для акционерных предприятий может рассчитываться как отношение суммы долговых обязательств и привилегированных акций к суммарной стоимости обыкновенных акций;

   индекс покрытия процентных платежей как отношение доходов предприятия (до вычета налогов и выплаты процентов) к суммарным процентным платежам. Показатель характеризует способность инициаторов проекта регулярно выплачивать проценты.

 Для участников проекта, привлекаемых на основе совместного владения собственностью, первостепенный интерес вызывают показатели:

   максимальный денежный отток, т.е. наибольшее отрицательное значение чистой текущей стоимости, рассчитанной нарастающим итогом. Этот показатель отражает размеры необходимого финансирования проекта;

   рентабельность активов – отношение величины чистой прибыли к среднегодовой сумме активов, что характеризует эффективность использования активов компании;

   рентабельность инвестиций – отношение чистой прибыли к объему инвестиций (сумме акционерного капитала компании и долгосрочного долга);

   рентабельность инвестированного капитала. Показатель определяется путем деления величины прибыли (до выплаты процентов и налогов) на сумму заемного и собственного капитала и характеризует способность проекта генерировать прибыль;

   индекс текущей ликвидности – отношение оборотных активов к текущим обязательствам предприятия. Показатель свидетельствует о достаточности оборотного капитала и стабильности финансового положения компании в текущий момент.

 Для инициаторов проекта бизнес-план должен быть проработан, безусловно, по максимальному числу параметров эффективности. Но главенствующее место среди них будут занимать:

   чистая прибыль (годовая или среднегодовая) как балансовая прибыль предприятия за вычетом налогов, выплачиваемых из прибыли;

   чистая текущая стоимость, т.е. разность между дисконтированным потоком денежных доходов и расходов за период реализации проекта, а также на этапе эксплуатации. По существу, это -–долговременная дисконтированная чистая прибыль. Неотрицательное значение является необходимым условием выгодности проекта;

   норма безубыточности проекта.

 Это минимальный размер выпускаемой продукции, при котором обеспечивается нулевая прибыль для инициатора. Норма безубыточности равна отношению постоянных издержек к разности удельной цены и удельных переменных издержек, включая необходимые налоговые платежи;

   рентабельность собственного (акционерного) капитала. Чистая прибыль предприятия в процентном отношении к собственному капиталу;

   рентабельность продаж. Показатель определяется как отношение чистой прибыли к объему продаж в каком-либо заданном периоде. Он отражает ожидаемую эффективность производственной деятельности после реализации проекта.

 Помимо этих показателей в рамках проекта бизнес-плана предприятия при необходимости (для более успешной работы с инвесторами) рассчитывается блок показателей, которые характеризуют ожидаемый уровень управления реализацией проекта и его последующую эксплуатацию.

 Среди них:

   индекс оборачиваемости товарно-материальных запасов. Показатель рассчитывается путем деления себестоимости продукции, реализованной за период, на среднюю величину запасов в этом же периоде;

   отношение суммы обязательств предприятия-инициатора по проекту к его суммарным активам проекта, характеризующее, насколько деятельность созданного объекта финансируется инициатором;

   быстрый индекс (или индекс «лакмусовой бумажки»), т.е. отношение суммы денежных средств, быстро реализуемых ценных бумаг и дебиторской задолженности к сумме краткосрочных обязательств. Показатель характеризует уровень ликвидности проекта, способность фирмы оперативно расплачиваться со своими кредиторами.

 Необходимость обращения ко всей совокупности перечисленных показателей вызвана тем, что их набор и взаимодополняемость создают условия для более рационального принятия таких решений, как выбор организационной формы реализации проекта; проработка нескольких вариантов схем кредитования и финансирования; согласование и форма фиксации интересов участников на различных этапах реализации и эксплуатации проекта.

 Проработка финансовой составляющей бизнес-плана наиболее ярко и последовательно характеризует качество и достоверность подготовки других разделов этого документа. На этой стадии осуществляется объединение и взаимосогласование таких аспектов, как прогноз объемов продаж и политики цен и расчеты по ожидаемой динамике затрат на производство. При этом в числе затрат инициаторов проекта изначально закладываются такие статьи расходов, как обязательные платежи в бюджет, внебюджетные и социальные фонды, определяемые существующей (а в ряде случаев и прогнозируемой) системой обязательных платежей.

 Здесь следует добавить, что интерес региональных органов к соответствующему проекту также может конкретизироваться в показателях эффективности. К ним относятся: общий объем производства или продаж, прибыль и рентабельность, размеры фонда оплаты труда, соотношение негосударственных и государственных (различного уровня) инвестиций и некоторые другие.

 Неразрывное соотношение между проблемами получения максимальных доходов на основе максимального объема производства (продаж) и минимальных издержек реализации проекта и последующей эксплуатации создаваемого объекта не позволяет отдать однозначное предпочтение разработке того или иного раздела бизнес-плана. Без маркетинга продаж и поставок невозможно сформировать стратегию достижения цели проекта. Подсчет динамики финансовых показателей необходим для привлечения сторонних участников к инвестированию проекта. Без определения динамики и качественных сдвигов в структуре затрат на производство и уровне цен нельзя снизить риск вложений до приемлемой величины.

 Разумеется, существуют проекты, для которых нет необходимости привлекать все перечисленные показатели, однако при необходимости должно использоваться любое их подмножество. Оценка по нескольким разнородным и неприводимым параметрам требует привлечения экспертов.

 Сложность проблем, стоящих перед разработчиками проекта бизнес-плана предприятия, вызывает необходимость учета ненадежности входной информации и расчетов риска. Чем крупнее проект, тем опаснее для его инициаторов допустить промах в прогнозах производственных и инвестиционных затрат, цен, спроса и возможностей реализации. Поэтому расчет должен включать анализ рисков, являющихся определяющим при принятии решения об инвестиции. Для анализа проектов в условиях неопределенности используется анализ безубыточности и динамичности, а также вероятностный анализ.

 В «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования» выделяются следующие, наиболее существенные виды неопределенности и инвестиционных рисков:

   риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

   внешнеэкономический риск, т.е. вероятность введения ограничений на торговлю и поставки, возможность закрытия границ и т.п.;

   неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе. Подобные вопросы обычно решаются путем проведения периодических исследований о состоянии инвестиционного климата в стране, регионе, городе;

   неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии. Ответы могут сформулировать лишь высококлассные специалисты – эксперты, привлечение которых зависит от сложности проекта;

   колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п. Решение этих проблем непосредственным образом связано с качеством проведенных маркетинговых исследований;

   неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

   производственно-технологический риск (аварии и отказ оборудования, производственный брак и т.п.). Оценку вероятности этих ситуаций могут дать только отраслевые специалисты-технологи на основе накопленного опыта;

   неопределенность целей, интересов и поведения различных участников;

   неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

 В условиях рыночной экономики сильно ограничено использование нормативно заданных значений входных данных (например, структуры цен, коэффициента дисконтирования, ожидаемого объема производства и др.). Расчеты приходится вести на основании их прогнозных значений, которые носят вероятностный характер.

 Отсюда можно сделать следующие выводы: приход к оценке инвестиций должен быть вариантным, связанным с различными возможными сценариями развития экономики. При этом, наряду со значениями выходных показателей, соответствующих тем или иным параметрам, должна учитываться зависимость реализации проекта от изменения входных параметров, включая их вероятностный разброс;

   в выводах должна в явной форме оцениваться степень ожидаемого риска. Рисковый характер проектов, требующих государственной или муниципальной поддержки, весьма вероятен;

   оценка инвестиций должна в минимально возможной мере зависеть от тех входных параметров, значение которых не поддается четкой надежной оценке;

   поскольку точность прогноза входных параметров неизбежно убывает с увеличением периода прогноза, то среди выходных показателей должны обязательно учитываться показатели, характеризующие реализацию проекта в динамике;

   для более эффективного учета факторов риска при расчетах желательно применение специализированных компьютерных программ.

 Необходимость учета динамики реализации проекта при оценке экономической эффективности инвестиций определяется увеличением входных параметров и выходных показателей, многие из которых определяются именно динамикой (например, годовые денежные потоки). Для полного учета динамики реализации проекта целесообразно использование имитационных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, которые в зарубежной литературе называют корпоративными. Эти модели просчитывают максимально приближенную к реальности динамику реализации проекта через описание денежных потоков как событий, происходящих в различные периоды.

 Вариантный и вероятностный характер многих процессов в рамках инвестиционных проектов повышает роль экспертных оценок при определении их экономических и финансовых показателей. Такие оценки употребляются достаточно регулярно как в отечественной, так и в зарубежной практике. Так, выбор методов оценки эффективности уже основан на некотором экспертном заключении. В переходный период роль экспертных заключений при определении соответствующих показателей существенно возрастает, поскольку используемые для расчета показатели не являются ни директивными (как при административно-командной системе), ни равновесными (как в развитой рыночной экономике). Соответствующая экспертная оценка может быть получена как после проведения специальных исследований, так и при использовании накопленного опыта ведущих специалистов.

 Возрастание степени риска при осуществлении проектов требует более тщательной оценки критических моментов его реализации. Широкое множество выходных показателей, часто конкурирующих между собой, предполагает использование экспертных оценок для конструирования критерия качества проекта. Поэтому система оценки эффективности инвестиций в современных условиях по необходимости становится «человеко-алгоритмической», причем роль человека-эксперта является определяющей.

 В условиях постижения рыночных отношений роль бизнес-плана важна не только при подготовке инвестиционных проектов, но и в процессе их текущего функционирования. Однако этот неоспоримый факт часто не до конца осознается руководителями, отрицающими целесообразность выделения средств как на разработку, так и на презентацию бизнес-плана. Такая «экономия» может привести к значительным потерям и заметно осложнить будущее предприятия, поскольку не используется апробированный метод организации инвестиционной деятельности и последовательного продвижения любого конкретного проекта к инвесторам.








































15.Особенности использования бизнес-плана в деятельности региональных органов управления

 

 В традиционном смысле основой разработки бизнес-плана является либо уже находящийся в проработке конкретный проект, либо некий замысел, не имеющий однозначного решения по расширению действующих или созданию новых производств (объектов). Поэтому основными заказчиками таких работ становятся руководители предприятий или группы предпринимателей, готовые профинансировать эти работы. Однако использование элементов бизнес-плана вполне соответствует специфике положения отечественных региональных органов власти. Это связано с тем, что в ходе проводимых реформ их роль в управлении экономическими процессами хотя и изменилась, но влияние по-прежнему остается весьма существенным.

 Оставив в прошлом методы прямого административного распоряжения региональной частью общегосударственной собственности, государственные региональные органы власти ведут активную работу по созданию и поддержанию организационно-правового механизма гибкого реагирования на социально-экономическую ситуацию, которая складывается в результате хозяйственной деятельности самостоятельных субъектов различных форм собственности. На этой основе развиваются тесные качественно новые взаимоотношения с товаропроизводителями, что выражается в специфическом участии региональной администрации в бизнес - планировании.

 Одновременно с этим региональные органы власти ответственны за развитие значительной части объектов, находящихся на бюджетном финансировании. По каждому из таких объектов разработка бизнес-плана является единственным способом найти рациональный путь их развития в системе рыночных отношений. Такие бизнес-планы должны учитывать отраслевой профиль фирмы, перспективы развития регионального потребительского рынка, динамику уровня доходов и необходимость изменений материально-технической базы соответствующего вида деятельности, чтобы поддержать конкурентоспособный уровень предлагаемых работ и услуг. Такая разработка обеспечивает адаптацию к новым экономическим условиям и приведение в соответствие целей развития объектов (или целых отраслей) и их финансового обеспечения.

 Разнообразие отраслей, в развитии которых региональные органы власти принимают непосредственное участие (в частности, заказ на разработку бизнес-плана не может быть оформлен, если финансирование последнего не предусмотрено в смете расходов и не согласовано с местной администрацией), требует дифференцированного подхода и специфического подбора финансовой, технико-экономической и социально-экономической информации.

 Здесь предлагается один из аспектов разработки бизнес-плана по региональному заказу, а именно по организации регионального рынка продуктов питания.

 При разработке подобного документа особое внимание должно уделяться маркетинговым исследованиям состояния регионального рынка по каждому из рассматриваемых продуктов и перспективных путей его наполнения.

 В этом разделе бизнес-плана рассматриваются характеристики основных производителей, действующих или способных выйти на региональный рынок продукции. При этом дается оценка как тех товаропроизводителей, которые находятся в данном регионе, так и тех, кто занимается соответствующей деятельностью за его пределами. Эти данные в бизнес-плане могут быть приведены в табл. 7.

 Указанные данные собираются для поставщиков, с которыми имеются традиционно налаженные связи и степень риска срыва договоров ниже среднего уровня.

 Для посреднических организаций по аналогичному виду продукции данные собираются исходя из накопленного опыта совместной работы с выделением основных крупных организаций (10-15) и группы прочих, объем поставок которых в сумме ориентировочно должен составлять не более 10-12% общего объема товарооборота данного продукта в регионе. Для этих организаций данные собираются по табл. 8.

 По аналогичной таблице собираются данные о наличии на региональном рынке соответствующей продукции импортного производства (при этом в бизнес-плане должны быть учтены условия взаимных расчетов, предусмотренные в межгосударственных соглашениях, особенности законодательства стран-экспертов в части, касающейся производства и вывоза данной продукции).

 Суммируя соответствующие показатели объема продукции, получаем характеристику наполнения регионального рынка как исходный пункт для определения продовольственной политики в регионе и выработки стратегии администрации по укреплению и повышению надежности снабжения населения (прежде всего городского) продуктами питания.

 На основании маркетинговых исследований проводится анализ перспективности сотрудничества с теми или иными товаропроизводителями и поставщиками.

 Кроме того, в рамках этих исследований дается оценка общего социально-экономического положения в регионе и через мультипликаторы спроса и доходов определяется возможный объем потенциального спроса, а также рассматриваются традиции и сложившиеся в регионе особенности потребления соответствующего продукта, что позволяет разработчикам бизнес-плана сделать своевременной и действенной рекламную кампанию, уточнить условия и провести дополнительные переговоры с участниками рынка.

  При поставках продукции из других регионов специальный анализ проводится по вопросам транспортной составляющей цены соответствующей продукции. В бизнес-плане предусматривается отдельный раздел, который обосновывает схему эффективной организации перевозок, обеспечивающую минимизацию транспортных расходов и бесперебойную доставку продукции. При использовании собственного транспорта в бизнес-плане должно быть отражено состояние парка и даны перспективы его развития. При необходимости осуществления больших объемов перевозок из районов с неразвитой транспортной инфраструктурой вопросы доставки продукции могут стать определяющими для выработки совместных межрегиональных решений по преодолению данного «узкого места».

 В отдельном разделе бизнес-плана обосновывается выбор форм взаимодействия и степень участия в реализации проекта иностранных партнеров; оценивается возможность организации импортозамещающего производства в регионе, в том числе и с участием иностранных фирм.

 В рамках разработки бизнес-плана создания регионального рынка продуктов специальное внимание отводится вопросам организации самого процесса торговли данной продукцией, оценке возможности приспособления существующей торговой сети к требованиям проекта и условий создания новых торговых точек. В данном разделе рассматриваются варианты оптимального соотношения оптовой (через постоянно действующие или периодически открытые аукционы) и розничной торговли; определяется степень необходимого участия региональной администрации в различных звеньях продовольственного рынка. С особо надежными партнерами рассматривается возможность и целесообразность создания фирменных магазинов.

 Успешная реализация проекта во многом зависит от правильной организации рекламной кампании, учитывающей местную специфику, возможности средств массовой информации и готовности населения поддержать некоторые новые для данного региона формы реализации продукции.

 Важной частью бизнес-плана является разъяснение вопросов, связанных со взаимоотношениями организаторов проекта и органов региональной власти. В случае особой актуальности проблемы высокая заинтересованность последних в реализации проекта требует более разнообразного и глубокого их участия в его осуществлении; в случае меньшей заинтересованности участие может ограничиваться общими организационными вопросами. В бизнес-плане обязательно отражаются принятые или разрабатываемые местными властями законодательные акты, постановления, распоряжения, инструкции и т.д., способствующие созданию соответствующего товарного рынка. При необходимости развития производственных связей с другими регионами в бизнес-плане предусматривается заключение межрегиональных договоров и соглашений, способствующих облегчению связей.

 Особенностью бизнес-плана организации регионального рынка продукции является необходимость более полного расчета бюджетной эффективности проекта, который выделяется в самостоятельный раздел. В нем определяется состав доходов и расходов бюджета (или средств внебюджетных фондов) региона в связи с осуществлением данного проекта, их соотношение с общим объемом финансирования, сроки и условия возврата средств, косвенные результаты  реализации.

 В составе доходов бюджета учитываются:

   все налоговые поступления и платежи юридических лиц в региональный бюджет (внебюджетные фонды), непосредственно связанные с реализацией проекта;

   подоходный налог с заработной платы, начисленной за выполнение предусмотренных проектом работ и услуг;

   прирост налоговых поступлений от предприятий, связанный с влиянием реализации проекта на их финансовое положение.

 Возможные налоговые поступления в региональный бюджет приводятся в табл. 9 на каждый год осуществления проекта, а также на период после окончания его реализации.

 Расчет поступлений в бюджет выполняется в соответствии с действующей на момент разработки проекта нормативной базой. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект Бt для t–го шага осуществления проекта, определяемый как превышение доходов бюджета над расходами.

 Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов по формуле

             Т             1

 Бинт = S Бt                                              

               t=0       (1+Е)t

где t – номер шага расчета (t = 0, 1, 2, ...., Т);

      Т – горизонт расчета;

      Е – норма дисконта.

 При оценке бюджетной эффективности норма дисконта не только отражает финансовые интересы региона, но и учитывает социальный эффект от реализации проекта.

 В случае участия региональных органов управления в прямом финансировании проекта в полном объеме бюджетная эффективность определяется суммарными поступлениями от налоговых и иных выплат, а также остающейся в распоряжении предприятий чистой прибылью, при этом в состав расходов включаются все инвестиционные затраты по проекту.

 Для разработки финансовых схем реализации других вопросов социально-экономического развития региона (жилищной, экологической проблемы и т.п.) используются несколько иные подходы, но методической основой остается бизнес-план.

 Иная роль отводится региональным (местным) органам управления в организации разработки бизнес-планов на самостоятельных производственных предприятиях.

 Одним из важнейших направлений формирования современного экономического механизма на уровне региона является активная работа региональных и местных органов власти по выработке рыночных подходов к инвестиционной деятельности на предприятиях и в организациях. Дело в том, что спектр внешних и внутренних факторов (как современных, так и сохранившихся от традиций прошлого периода) определяет особенности поведения управленческих звеньев независимых организаций – товаропроизводителей. Это связано с отсутствием навыков разумного риска; весьма скромным опытом работы с коммерческими кредитными ресурсами, эмиссией и обращением собственных ценных бумаг; с непоследовательностью в формировании своей сбалансированной политики потребления и накопления. Поэтому для средних (и особенно малых) предприятий теснота общения с местными органами власти зачастую полностью определяет перспективы их существования и возможности привлечения инвестиций.

 На уровне областей, районов, городов специфика отношений между хозяйственными структурами (самостоятельными товаропроизводителями) и местными органами власти определяется тем, что за последними признаются дополнительные возможности защищать экономические интересы производителей на вышестоящих уровнях. И эти возможности объективно опираются на активные административно-правовые связи и личные контакты с представителями финансовых и правительственных структур (как отечественных, так и зарубежных); на более прогрессивные взгляды, увязанные с текущим и перспективным нормативно-правовым процессом; а также на единство целей местных органов власти и предпринимательских структур в части создания благоприятных условий для устойчивого социально-экономического развития региона (области, района, города).

  Разработка бизнес-плана по международным стандартам существенно отличается от подготовки технико-экономических обоснований, которые готовились к проектам в период централизованного планирования. Данная работа требует разработки таких принципиально новых вопросов, как анализ условий реализации производимой продукции и возможностей формирования соответствующего рыночного сектора (маркетинговые исследования); обоснование графика расчетов с кредиторами; разработка схемы привлечения финансовых ресурсов и выбор варианта подбора инвесторов; расчет финансовых и производственных рисков на всех стадиях реализации проекта и последующего использования создаваемых объектов собственности и некоторых других проблем. Для этого требуется привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение довольно больших объемов расчетных работ, что делает в целом разработку бизнес-плана достаточно дорогостоящим мероприятием.

 Не всякие руководители морально и финансово готовы сделать подобный шаг, хотя и понимают в целом необходимость проведения таких работ.

 Предприятия, расположенные в малых и средних городах и не являющиеся производствами республиканского или регионального значения, как правило, ищут прямую поддержку местных властей для осуществления подобных начинаний. Однако перед последними неизбежно встает вопрос выбора: какие предприятия и в какой форме поддерживать; в какой последовательности и каким образом принимать участие в их деятельности; как сформулировать и защищать интересы региона на вышестоящем уровне.

 Основной объединяющей их задачей становится формирование инвестиционного климата, соответствующего рыночным стандартам организации воспроизводственных процессов, с одной стороны, и максимально учитывающего разнообразие региональных особенностей хозяйственной деятельности – с другой.

 Практика работы с региональными и местными органами власти показывает, что для правильного использования ими такого инструмента инвестирования, как бизнес-план производственного предприятия, необходимо уточнить место последнего в общей схеме инвестиционной политики региона (включая районы, города).

 С точки зрения региональной (местной) администрации исходным условием поддержки того или иного существующего предприятия является комплексный анализ всех инвестиционных проектов, которые могут быть реализованы в данном регионе. При этом в зависимости от глубины проработки и масштаба рассматриваемого хозяйственного проекта по заказу администрации готовятся четыре типа документов, характеризующих инвестиционную привлекательность и готовность в регионе.

 Первый и наиболее обобщающий документ – это характеристика инвестиционного климата в регионе в целом. Данный материал может опираться на анкетный опрос специально отобранных групп экспертов. По заданной шкале проставляется оценка 60-70 факторов, определяющих уровень экономического потенциала по основным элементам производства (включая земельные и природные ресурсы, научно-технический потенциал, кадровое обеспечение и т.д.), инженерной и социальной инфраструктуры; организационно-правовой атмосферы и социокультурной и политической среды; а также по уровню развития элементов рыночных отношений и собственного финансового потенциала.

   В результате такого исследования определяется рейтинг рассматриваемых регионов и выделяются наиболее сильные и слабые стороны каждого из них. Подобная работа проводится, как правило, на уровне субъектов РФ и фактически показывает готовность администрации и предпринимателей к коммерческому освоению инвестиционных ресурсов.

  Второй тип документов – это сравнительный (иногда называемый «структурным») анализ экономики региона (области, района, города). Подготовка этих материалов опирается на обработку статистической информации о состоянии и динамике развития отраслей в целом и отдельных предприятий, которые действуют на соответствующей территории. В результате исследований формируется перечень приоритетных объектов инвестирования. По мере уточнения информации о проектах – заявках на новое строительство со стороны предпринимательских кругов (а подобная информация может концентрироваться только у местной администрации) – перечень объектов к инвестированию с прямой или косвенной поддержкой со стороны региональной (местной) администрации составляется уже с учетом как коммерческой, так и региональной социально-экономической значимости. На этом этапе фактически определяется уровень заинтересованности местных органов власти в реализации проекта.

 Третий тип документов – пилотный проект бизнес-плана. На данной стадии по ограниченному кругу показателей разрабатывается сокращенный вариант бизнес-плана для каждого проекта, претендующего на поддержку администрации в получении инвестиций. Заказчиками таких проработок являются уже те организаторы проекта, которые его ведут и которым принадлежит задуманная идея. Одной из основных составляющих пилотного проекта бизнес-плана является раздел с вариантами схем финансирования проекта и определением условий возврата и использования привлекаемых финансовых средств, оценка степени риска на различных стадиях осуществления проекта, готовность и подготовленность организаторов к полной реализации проекта и т.д.

  Для региональной (местной) администрации встает задача организации экспертизы соответствующих проектов и принятие необходимых решений для их реализации. Пир этом форма участия определяется, исходя из специфики рассматриваемых проектов и необходимости обеспечения максимально эффективного использования как финансовых средств, так и материально-вещественных факторов производства (земли, производственных зданий и площадей, нежилых помещений, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и т.д.).

 И наконец, четвертый тип документов – это полный бизнес-план по конкретным проектам.

 Роль региональной (местной) администрации в подготовке и финансировании проекта входит в качестве составной части бизнес-плана, глубина этого участия определяется степенью заинтересованности региона в быстрой реализации проекта.

 Практика показывает, что для реальных, коммерческих привлекательных проектов наиболее оптимальной формой участия администрации в их продвижении является совместная работа с непосредственными предпринимателями в части выбора реальной схемы привлечения инвестиций не столько из «дальних» (включая иностранные), сколько организация работы по привлечению средств населения и юридических лиц, проживающих и размещающихся в регионе.

 Получение иностранных кредитов, а уже тем более продажа контрольного пакета акций внерегиональным (в том числе зарубежным) партнерам в каждом втором случае ставит вопрос о смене руководства, выдвижении на первый план коммерческих интересов, смене (или сокращении) определенной части занятого персонала и т.д. Иными словами, наряду с преимуществами подобное предприятие получает (иногда и не ожидая) набор дополнительных проблем.

 Разработка реальных бизнес-планов при совместной с местной администрацией деятельности позволяет предвосхищать подобные ситуации, не доводя их до острого состояния, и в то же время ориентируясь на коммерческое использование региональных и производственных ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ