бесплатные рефераты

Конкуренция как механизм саморегулирования рыночной экономики

Для начала поясним, что же такое конкурентоспособность. Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка.

Понятие конкурентоспособности товара не вызывает ни у кого сомнений. Тем более, что в первой части определения говорится об объекте, который удовлетворяет потребности, а потребность удовлетворяется только товаром, работой или услугой. Для доказательства того, что конкурентоспособность продукта реально оценивается, можно привести несколько параметров, которые позволяет (конечно, не с абсолютной точностью) оценить конкурентоспособность того или иного товара.

Для начала несколько слов о том, какие же показатели используются. Существует три группы основных параметров: технические параметры, которые отражают потребительские свойства товара; нормативные показатели, которые характеризуют соответствие товара обязательным нормам и стандартам; и наконец экономические параметры, говорящие о величине затрат, связанных с эксплуатацией или потреблением данного товара, которые еще называют ценами потребления. Как известно, конкурентоспособность товара или иного объекта - понятие относительное, то есть о нем можно говорить только при сравнении с другим объектом. Поэтому при расчете показателей конкурентоспособности товара в качестве сравниваемого объекта обычно берут или товар-аналог (прямой метод), или образец (косвенный метод), который уже пользуется спросом. Затем эти показатели собираются в один интегрированный показатель, который по смыслу отражает различие в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат потребителя на их приобретение и использование.

Иными словами мы с помощью цифр можем охарактеризовать конкурентоспособность товара по отношению к другим товарам. А как на счет конкурентоспособности фирмы? Интересный вопрос. Ведь существуют определенные экономические, финансовые показатели, которые показывают прибыльность, производительность, оборачиваемость, деловую активность, ликвидность. И на мой взгляд, эти показатели тоже ведь характеризуют деятельность фирмы, от них просто так отмахнуться нельзя, это так же результат, который поддается анализу. Действительно, если объем продаж позитивен, то в большинстве случаев экономические параметры говорят о хорошем положении дел. Пусть у фирмы на какой-то определенный момент, например в момент составления годового, баланса показатели финансового состояния и экономической деятельности говорят о том, что организация работает успешно. Но получается вот какая ситуация: несмотря на благополучные данные экономического анализа, некоторые товары идут на рынке хорошо, а некоторые плохо. В данном случае мы с полным правом можем сказать, что первая группа товаров конкурентоспособна, а вторая нет. Но можно рассмотреть и иное положение вещей. Положение предприятия на рынке весьма устойчиво, конкурентов не много, продукция продается хорошо, но показатели финансового состояния, к сожалению, говорят о наличии проблем в части платежеспособности.

Так же в качестве объективного показателя конкурентоспособности предприятие можно привести его имидж. Имидж (по словарю) - образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей. Казалось бы имидж фирмы складывается из имиджа товара, но не всегда это так. Например, если фирма добросовестно выполняет все условия сделок, если в части деловых отношений она отличный партнер, то и имидж у нее соответственный.

В качестве заключения мне хотелось бы сказать, что на счет данного вопроса спорить можно достаточно долго, но как мне кажется, эти два понятия имеют право на существование. Еще необходимо добавить, что эти два понятия очень тесно связаны. Докажем это на примере того же самого имиджа. Конечно, сначала имидж формируется товаром, а уже потом самим положение фирмы в деловом мире. То есть одно понятие вытекает из другого.

Таким образом, продукция Daimler Benz и BMW является конкурентоспособной. Между ними возникает на рынке такая ситуация, при которой фирмы независимо друг от друга борются за покупателей, необходимых для достижения определенных хозяйственных целей, таких, как получение прибыли, осуществление продаж и/или увеличение доли рынка. Конкурентное соперничество между Daimler Benz и BMW имеет место в отношении цены, качества продукции, предоставления услуг или совокупности всех этих и других факторов, важных для покупателя.

    Экономика все больше становится зависимой от знаний. Поиск новых путей в производстве всегда служил основным источником долгосрочного роста экономики. В нашем случае новым является то, что в современной экономике все большая доля продукции носит неосязаемый характер и основывается на эксплуатации идей, а не материальных предметов — так сказать, “невесомая экономика”. В 1900 году лишь одна треть американских рабочих была занята в сфере услуг, а в настоящее время уже две трети . Все больше товаров, от “Мерседесов” до спортивной обуви, несут в себе наукоемкие составляющие — в конструкции или в обслуживании клиентов.

     Экономисты испытывают со знанием проблемы, поскольку, на их взгляд, оно противоречит основному экономическому закону дефицита. Если продается материальный предмет, скажем, лопата, продавец перестает быть его собственником. Однако если продается идея, продавец остается ее владельцем и может продавать ее снова и снова. Сколько бы знание ни использовалось, оно не перестает быть полезным. Рыночная же система, описанная Адамом Смитом двести лет назад, была основана на понятии дефицита и содержала такую структуру ценообразования, по которой производство двух предметов всегда оказывается дороже производства одного такого предмета.

Традиционная экономическая теория предполагает, что большинство отраслей в какой-то момент подходит к точке “убывающей доходности”, поскольку себестоимость единицы продукции начинает расти, и поэтому ни одна отдельная фирма не может захватить весь рынок.

        В идее “растущей доходности” нет ничего нового. Альфред Маршалл, британский экономист, рассматривал ее еще в 1890 году. Газ, электричество и железные дороги демонстрировали рост доходности задолго до информационной революции. Однако в информационных продуктах рост доходности может проявиться в большей степени из-за структуры их себестоимости. Кроме того, эффект масштаба стал заметно сильнее. Во времена “Стандарт Ойл” в начале XX века, если фирма была вдвое крупнее своих соперников, ее средние издержки на единицу продукции могли быть на 10% ниже. В наши дни, если программистская фирма в два раза крупнее своего конкурента, ее средние издержки на единицу продукции могут оказаться на 50% ниже. Это сильно затрудняет выход на рынок новых действующих лиц.

    Из этого следует, что антимонопольным органам скучать не придется. Однако многие аналитики отмечают, что старые правила конкуренции в условиях информационной экономики становятся неуместными. В частности, они утверждают, что правительству следует ослабить вожжи в работе с высокотехнологичными компаниями. При быстрых темпах технологического прогресса и яростной конкуренции, говорят они, текущая доля рынка практически ничего не значит; ни одна монополия не продержится долгое время. Кроме того, раздел монополии может пойти во вред потребителям. Традиционная монополия наращивает свои прибыли за счет ограничения предложения и взвинчивания цен.

       Пол Ромер, главный сторонник идеи о важности технологического прогресса для развития, твердо убежден в том, что конкуренция в большей степени способствует прогрессу, чем монополия. Ромер не приемлет идеи о том, что ввиду высоких скоростей технологических изменений антимонопольные законы в наше время становятся менее актуальными. Эта идея, говорит он, основана на ложной посылке экзогенности технологических новшеств, то есть на утверждении их внеземного происхождения. Будь это так, быстрые технологические изменения и вправду подрывали бы силу монополии быстрее, а обществу это стоило бы дешевле. Напротив, говорит он, на темпы технологического развития оказывают влияние экономические стимулы. А поскольку новые технологии подрывают монопольное положение существующей технологии, у нее появляется гигантское искушение душить все новшества в зародыше, защищая свое монополистское положение, то есть всячески не поощрять инновации со стороны новых фирм. Если Ромер прав, политика конкуренции приобретает в условиях быстрых технологических изменений не меньшую, а большую важность, поскольку здесь создается больше условий препятствовать инновациям.

             Большинство предшествующих технологических революций приводили к увеличению оптимального размера фирм либо за счет снижения производственных издержек и увеличения эффекта масштаба, как это произошло в случае с внедрением электричества и пара, либо за счет снижения транспортных издержек, как в случае с железными дорогами, что привело к повышению концентрации производства. Интернет же, напротив, в отраслях, не связанных непосредственно с цифровыми технологиями, как, например, создание программ, в большинстве случаев сокращает эффект масштаба за счет увеличения возможностей поиска внешних источников (аутсорсинга) и сокращения постоянных издержек.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1.  Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и М.,Центр экономики и маркетинга  

 2. Додан Э. Дж., Линдеей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель

      СПб., 1992. Гл.7, 8, 9.

 3.  Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М., 1996

 4.  Кирцнер И.:  Конкуренция и предпринимательство Пер. с англ. Под                                                       редакцией проф. А.Н. Романова. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2001

     с. 94-98 

 5.  Мякконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М., 1992. Т. 2. Гл. 25-28,34

 6. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции

     Пер. с англ. М., 1986

 7.  Райзберг Б.А Рыночная экономика: Учебн.пособие-2-еизд..перераб.и                          доп.,М. 1995

  8.  Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика. М., 1997. Части 11,1

  9.  Смит Адам. Исследованиео природе и причинах богатства            народов,М.:Соцэкгиз,1962

  10. Стародубровская И. От монополии к конкуренции. М,, 1990

  11. Портер М. Международны\ая конкуренция:Пер. с англ./Под ред. И с        предисловием В.Д.Щетинина.М.:Международные отношения,1993

  12. ФишерС, ДорнбушР., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993. Гл.11,

       12, 14

  13. Фатхудинов Р.А.Конкурентоспособность: экономика, стратегия,       управление. - М.: ИНФРА-М.-2000.

  14. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация     теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959.

  15. ХяйекФ. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика

       и международные отношения. 1989. № 12.

  16. ХейнеП. Экономический образ мышления. М., 1991. Гл.8,10

  17. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебн.пособие, 2-е     изд.,М.: Гном-Пресс,1998

  18. Журнал «За рулем», март 2001 г.

  19. Журнал «Автопилот», апрель 2001 г.

  20. Журнал «Мотор», ноябрь 2000 г.

  21. Журнал «Колесо», март 2001 г.

  22.Ресурсы Сети Internet : 

         www.autoworld.agava.ru

         www.cardesign.ru

         www.auto.germany.ru

         www.bmw.ru

         www.maprf.ru

         www.zr.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Сравнение технических характеристик                                                                                                                             BMW 3 и  Mercedes C-class

 

 

           

Модель

BMW 316 i

Mercedes C-class

Год выпуска

1990-1998

1993-1999

Кузов

Седан

Седан

Количество дверей/мест

4/5

4/5

Снаряженная масса, кг

1235

1350

Полная масса, кг

1695

1830

Максимальная скорость, км/ч

195

193

Время разгона

с места

до 100 км/ч, с

12,7

12,2

Мин. Радиус поворота, м

Н/Д

Н/Д

Объем багажника min/max, л

435

430

Размеры, мм

Длина

4430

4487

Ширина

1700

1720

Высота

1390

1414

Колесная база

2700

2690

Колея передняя/задняя

1420/1430

1505/1476

Дорожный просвет

110

150

Двигатель

Тип

Бензиновый с распределенным впрыском топлива

Бензиновый с распределенным впрыском топлива

Расположение

Спереди продольно

Спереди продольно

Рабочий объем, см

1596

1799

Степень сжатия

9,7

9,8

Число и расположение цилиндров

4 в ряд

4 в ряд

Диаметр цилиндра и ход поршня, мм

84,0х72,0

85,3х78,8

Число клапанов

8

16

Мощность л.с. при об,/мин.

102/5500

122/5500

Максимальный крутящийся момент Нм при об./Мин.

150/3900

170/4200

Трансмиссия

Тип

Механическая 5-ступенчатая

Механическая 5-ступенчатая

Привод

На задние колеса

На задние колеса

Подвеска

Передняя

Независимая, пружинные стойки, треугольные поперечные рычаги, стабилизатор поперечной устойчивости

Независимая, двойные поперечные рычаги, винтовые пружины, стабилизатор поперечной устойчивости

Задняя

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ