Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации
Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации
РЕФЕРАТ
на тему: Конституционные гарантии
предпринимательства
в Российской Федерации.
Кафедра учёта и финансов
Группа:
969-дк
Составитель: Андрукович К. В.
С 1 января 1995
года был признан утратившим силу Закон РСФСР «О предприятиях и
предпринимательской деятельности», ст. 20 которого предусматривала гарантии
предпринимательской деятельности. В новом Гражданском кодексе аналогичной
статьи нет. В этой ситуации важное значение приобретают конституционные
гарантии предпринимательской деятельности. Существенным новшеством Конституции
1993 г. является признание прямого действия конституционных норм. Статья 18
Конституции предусматривает, что «права и свободы человека и гражданина
являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и
применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти,
местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Конституционные
юридические гарантии неразрывно связаны с основными правами человека и
гражданина.
Большинство
конституционных гарантий носят всеобщий характер и касаются как
предпринимателей, так и всех других граждан: необходимость официального опубликования законов и неприменимость
неопубликованных нормативно-правовых актов (4.3 ст. 15), право граждан
обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в
государственные органы (ст. 33), гарантия государственной защиты прав и свобод
человека и гражданина (ч. 1 ст. 45) и право каждого защищать свои права и
обязанности всеми способами, не запрещёнными законом (ч. 2 ст. 45), гарантии
судебной защиты (ст. 46, 47), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и
возмещение государством вреда (ст. 53), недопустимость обратной силы законов,
устанавливающих или утягчающих ответственность и устанавливающие новые налоги
или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 54 и 57). Гарантии от
недобросовестной конкуренции (ч. 2 ст. 34), свободного перемещения товаров,
услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74) адресованы непосредственно предпринимателям.
Гарантия
государственной защиты прав и свобод человека и гражданина предполагает
конституционное право предпринимателей быть выслушанным (ч. 1 ст. 4). Если, к примеру,
органы исполнительной власти намерены прибегнуть к принудительному отчуждению
имущества предпринимателя для государственных нужд, предварительно надо
обязательно выслушать и выяснить позицию того, чьи законные экономические
интересы затрагивает предполагаемый акт.
В соответствии с
ч. 2 ст. 45 Конституции «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом». В эту многозначительную конституционную
формулу укладывается многое: и использование возможностей средств массовой
информации, и подключение других институтов гражданского общества к
формированию благоприятного общественного мнения, и лоббирование
предпринимателями своих экономических интересов в органах государственной
власти.
Важными
конституционными гарантиями предпринимательской деятельности являются:
устойчивость рубля (ч. 2 ст. 75), неприкосновенность частной собственности (ст.
35), компенсация причинённого ущерба (ст. 52) и возмещение государством вреда
(ст. 53).
Обеспечение
устойчивости национальной валюты - рубля - рассматривается как основная функция
ЦБ РФ. Устойчивость рубля прежде всего связана с денежной эмиссией. В
соответствии с ч. 1 ст. 75 Конституции «денежная эмиссия осуществляется
исключительно Центральным Банком Российской Федерации».
В соответствии с
законом РФ от 25 сентября 1992 года «О денежной системе Российской Федерации»
ЦБ регулирует свободную денежную массу, находящуюся в обращении для поддержания
покупательной способности рубля (ст. 6).
Денежная эмиссия,
осуществляемая исключительно ЦБ РФ, охватывает:
- сокращение и контроль над
кредитами, предоставляемыми государством сектору предпринимательства;
- проведение политики в вопросе
об учётной ставке (повышение учетной ставки до уровня инфляции - положительной
ставки), устранение разницы между учётными ставками ЦБ и ставками, сложившимися
на рынке кредитов, ликвидацию льготных кредитов;
- контроль над кредитами,
предоставляемыми странам СНГ, особенно в форме «технических кредитов»;
- необходимость включения всех
федеральных расходов в федеральный бюджет.
В связи с тем, что вопросы
денежной эмиссии являются кардинальными в экономической политике, Конституция
гарантирует определенную степень независимости Центральному Банку. Это -
конституционная гарантия «устойчивости рубля». Обеспечение устойчивости рубля -
основная функция ЦБ РФ, которую он «осуществляет независимо от других органов
государственной власти» (ч. 2 ст. 75).
В ст. 35
Конституции содержатся сразу три важнейшие конституционные гарантии
предпринимательской деятельности: никто не может быть лишён своего имущества
иначе как по решению суда; принудительное отчуждение
имущества для государственных нужд может быть произведено при условии предварительного
и равноценного возмещения; право наследования
гарантируется. Конституционные гарантии права частной собственности
предопределяют содержание юридических гарантий собственности в гражданском,
уголовном, земельном, финансовом законодательстве. Например, в ст. 306
Гражданского кодекса установлено, что «в случае принятия Российской Федерацией
закона, прекращающего права собственности, убытки, причинённые собственнику
причинённые собственнику в результате этого акта, в т. ч. Стоимость имущества,
возмещаются государством. Споры о возмещении убытков решаются судом».
Конституционной
юридической гарантией является положение об официальном опубликовании
нормативно-правовых актов. Этот фундаментальный конституционный принцип имеет
всеобщее применение. Им нужно пользоваться независимо от того, идёт ли речь о
законах или о нормативных актах органов исполнительной власти. Действует
принцип: то, что делается для общества, должно делаться на глазах общества.
Конституционные
нормы ст. 54 о том, что «закон, устанавливающий или утягощающий ответственность
обратной силы не имеет», и ст. 57 о том, что «законы, устанавливающие новые
налоги или более ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не
имеют», являются важными конституционными юридическими гарантиями.
Недопустимость обратной силы закона обеспечивает правовую стабильность для
предпринимателя. В качестве примера можно привести Указ Президента Российской
Федерации от 24 декабря 1993 года №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции
при пользовании недрами», п. 11 которого гласит: если в течение срока действия
соглашения законодательными актами Российской Федерации будут установлены
нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках
соглашения, в него вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие
результаты, которые могли быть получены при применении норм законодательства,
действовавших на момент заключения соглашения.
Литература:
Журнал «Хозяйство
и право», 1995 год, №8.
|