·
квартирная плата, включая
плату на проживание в общежитиях;
·
стоимость выкупаемого в
порядке приватизации имущества государственных предприятий, стоимость
приобретаемых гражданами жилых помещений в домах государственного и
муниципального жилищного фонда (в порядке приватизации) и в домах, находящихся
в собственности общественных объединений (организаций), а также арендная плата
за арендные предприятия, образованные на базе государственной собственности;
·
операции по страхованию и
перестрахованию, выдаче и передаче ссуд, а также банковские операции;
·
операции, связанные с
обращением валюты, денег, банкнот, являющихся законными средствами платежа
(кроме используемых в целях нумизматики), а также ценных бумаг (акций,
облигаций, сертификатов, векселей и др.), кроме брокерских и других посреднических
услуг. Исключение представляют операции по изготовлению и хранению указанных
платежных средств и бумаг, по которым налог взимается;
·
продажа почтовых марок
(кроме коллекционных), маркированных открыток, конвертов, лотерейных билетов;
·
действия, выполняемые
уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, а
также услуги, оказываемые членами коллегии адвокатов;
·
плата за недра;
·
патентно-лицензионные
операции (кроме посреднических), связанные с объектами промышленной собственности,
а также получение авторских прав;
·
услуги в сфере
образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом;
услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги,
оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги
по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и
престарелыми; услуги вневедомственной охраны Министерства внутренних дел РФ.
Под услугами в сфере образования следует понимать услуги, оказываемые образовательными
учреждениями в части их уставной непредпринимательской деятельности независимо
от их организационно-правовых форм: государственными, муниципальными,
негосударственными, включая частные, общественные, религиозные. Указанная
льгота предоставляется при наличии лицензии на право ведения образовательной
деятельности;
·
товары (работы, услуги),
вырабатываемые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений
(включая учебно-производственные мастерские), при условии направления
полученного от этой деятельности дохода в данном образовательном учреждении на
непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования
образовательного процесса;
·
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств
Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического
развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством
внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки
на основе хозяйственных договоров;
·
услуги учреждений культуры
и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные,
культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ. Под
услугами религиозных объединений следует понимать услуги, связанные с осуществлением
уставной деятельности, в том числе изготовление и реализацию их предприятиями
предметов культа и религиозного назначения;
·
обороты казино, игровых
автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;
·
ритуальные услуги
похоронных бюро, кладбищ и крематориев, включая изготовление памятников и надгробий,
проведение обрядов и церемоний религиозными организациями;
·
обороты по реализации
конфискованных, бесхозяйственных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а
также ценностей, перешедших по праву наследования государству;
·
обороты по реализации для
дальнейшей переработки и аффинирования руды, концентратов и других промышленных
продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов,
а также обороты по реализации в Государственный фонд РФ драгоценных металлов и
драгоценных камней;
·
платные медицинские услуги
для населения, лекарственные средства (в том числе лекарства-субстанции),
изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская
техника, а также путевки (курсовки) в санаторно-курортные и оздоровительные
учреждения, учреждения отдыха, туристско-экскурсионные путевки; технические
средства, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе,
как для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов;
·
сбор (плата) за выдачу
лицензий на осуществление отдельных видов деятельности и регистрационный сбор
(плата) за выдачу документов, удостоверяющих право собственности граждан на
землю.
Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от НДС, является единым
на всей территории РФ,
устанавливается
законодательными актами и не может быть изменен решениями местных органов
государственной власти.
Плательщиками НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, являются
предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с таможенным
законодательством РФ.
Не
уплачивают налог физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица.
В
настоящее время НДС установлены в следующих размерах:
а) 10% - по
продовольственным товарам (кроме подакцизных), товарам для детей по перечню,
утвержден-
ному
Правительством РФ;
б) 20% по
остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные
товары.
При
реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам и
тарифам, при уплате НДС с суммы разницы между ценой реализации и приобретения
товаров, а также при реализации услуг, в стоимость которых включен налог (при
осуществлении торговой, закупочной, посреднической деятельности и т.д.), вместо
ставок 10 и 20 % применяются расчетные ставки соответственно 9,09 и 16,67 %.
При
оформлении расчетных документов (счетов-фактур, актов выполненных работ, счетов
на услуги и др.), предъявляемых покупателям (заказчикам) на реализуемые товары
(работы, услуги), сумма НДС выделяется отдельной строкой.
При
отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом
налогообложения, расчетные документы - выписываются без выделения сумм налога и
на них - делается надпись или ставится штамп «Без налога на добавленную
стоимость».
Расчетные
документы, в которых не выделена сумма налога, учреждениями банков не должны
приниматься к исполнению. В случае частичной оплаты расчетных документов, в
которых был выделен налог, соответственно уменьшаются суммы, причитающиеся поставщику.
Реализация
товаров (работ, услуг) населению производится по свободным и регулируемым
розничным ценам и тарифам, включающим сумму НДС по установленной ставке. На
ярлыках товаров и ценниках, выставляемых в торгующих организациях, сумма налога
не выделяется.
Поскольку
НДС исчисляется исходя из размера чистого дохода, созданного на каждой стадии
производства и обращения, а установленная ставка налога согласно действующему
законодательству применяется к облагаемому обороту, то для окончательного определения
суммы налога, подлежащ0ей уплате в бюджет, из НДС, полученного от покупателей и
заказчиков, необходимо вычесть налог, уплаченный поставщикам и подрядчикам.
Поэтому НДС
на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия,
основные средства и нематериальные активы, используемые для производственных
целей (включая товары, вводимые на территорию РФ), на издержки производства и обращения
не относится.
Сумма НДС,
подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между суммами налога,
полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и
суммами налога по оплаченным материальным ресурсам, топливу, работам, услугам,
стоимость которых относится издержки производства и обращения.
Предприятия, выпускающие и реализующие товары, облагаемые ставкам НДС в размерах
10 и 20 %, должны вести раздельный учет реализации товаров и сумм налога по ним
в разрезе применяемых ставок и указывать в расчетных документах суммы – налога
по видам товаров в зависимости от применяемых ставок.
Полностью
возмещаются из государственного бюджета суммы НДС, уплаченные предприятиями и
организациями поставщикам и подрядчикам за материальные ценности и услуги
производственного характера, использованные при производстве следующих видов
товаров (выполнении работ, оказании услуг):
·
товаров, экспортируемых
непосредственно предприятиями-изготовителями, экспортируемых услуг и работ, а
также услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке экспортируемых
товаров и при транзите иностранных грузов через территорию РФ;
·
товаров и услуг,
предназначенных для официального использования иностранными средствами, а также
для личного пользования дипломатического и административно-технического
персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с
ними.
При
реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) за иностранную валюту
взимание налога осуществляется также в иностранной валюте по установленной
ставке. НДС уплачивается в доход бюджета, как правило, ежедекадно, ежемесячно
или ежеквартально исходя из фактически облагаемых оборотов в зависимости от
суммы налога и особенностей условий хозяйственной деятельности в различных
отраслях народного хозяйства.
Контроль за
полнотой исчисления с своевременностью перечисления НДС в бюджет осуществляется
налоговыми органами на основании данных, сообщаемых налогоплательщиками в
налоговых расчетах, представляемых в сроки, установленные действующим законодательством».
.
«Налог на
добавленную стоимость имеет устойчивую базу обложения, которая мало зависит от
текущих материальных затрат. В бюджет начинают поступать средства задолго до
того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг).
Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться
от уплаты налога сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной
строкой в расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым
инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет
на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов,
полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует затраты, перекладывая
их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения
заканчивается.
У этого
налога имеется и ряд других преимуществ, как у любого косвенного налога. Но у
него есть и отрицательные стороны. Главная из них – неизбежное повышение цен,
что усиливает инфляцию, снижает конкурентоспособность отечественных
производителей.
Это
обстоятельство привело к идее в течение 1999 – 2000 гг.существенно снизить налоговую
ставку НДС. Однако данное стремление вошло в противоречие с реальными возможностями
сбалансирования федерального бюджета, в связи с чем пришлось отказаться от
радикальных изменений.
Опыт
подтверждает, что НДС прочно вошел в налоговую систему Российской Федерации.
Он имеет свои достоинства и недостатки. С его помощью не удалось сразу решить
все финансовые проблемы, накопившиеся в стране. Да это вряд ли было возможно,
так как решить их может только масштабный комплекс мер. Но в целом, он имеет позитивное
значение, и будет функционировать в России в обозримом будущем.
При
снижении ставки НДС с 28 до 20 и 10 % образовался дополнительный бюджетный
дефицит. Чтобы его частично заполнить, в 1994 -1995 гг. действовал специальный
налог для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства. Этот
налог рассчитывался по базе НДС и взимался в размере сначала 3 %, а позднее –
1,5 % от налогооблагаемой базы. Плательщики налога, объект обложения, порядок и
сроки уплаты, налоговые льготы определялись законом о НДС. Фактически
специальный налог не имел самостоятельного значения, а был скрытой формой НДС и
носил характер чрезвычайного налога. Теперь, оглянувшись назад, можно сказать,
что необходимость во введении специального налога отсутствовала. Думается, что
плавным снижением НДС не до 20 и 10 % сразу, а, например, до 23 и 13 %, можно
было добиться тех же самых, а при необходимости и более высоких финансовых
результатов. С течением времени можно было также постепенно снизить налог до
сегодняшнего уровня. Издержки такого курса налоговой политики были бы меньше,
поскольку он был бы более последователен». .
«Акцизы относятся к косвенным налогам,
включаемым в цену товара. Ими облагается установленный законом перечень
товаров, включая: спирт этиловый из всех видов сырья, кроме спирта коньячного,
спирта-сырца и спирта денатурированного, спиртосодержащая продукция, кроме
денатурированной, алкогольная продукция: спирт питьевой, водка, ликероводочные
изделия, коньяки, вино натуральное, вино специальное и другая пищевая продукция
с содержанием этилового спирта более 1,5 % от объема единицы алкогольной
продукции, кроме виноматериалов, пиво, табачные изделия, ювелирные изделия,
нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые
автомобили, кроме автомобилей с ручным управлением, в том числе ввозимых на
территорию РФ, реализуемых инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ,
отдельные виды минерального сырья в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством
РФ.
Перечисленные выше группы товаров называются подакцизными товарами.
Плательщиками акцизов
являются:
1.
по подакцизным товарам,
производимым на территории РФ, в том числе из давальческого сырья, - производящие
и реализующие их предприятия – юридические лица, их филиалы и другие
обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, иностранные
юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные
подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций,
созданные на территории РФ, иностранные организации, не имеющие статуса
юридического лица, и простые товарищества, индивидуальные предприниматели;
2.
по подакцизным товарам,
используемым для производства товаров, не облагаемых акцизами, и для собственных
нужд, производящие их организации;
3.
по подакцизным товарам,
производимым за пределами территории РФ из давальческого сырья, принадлежащего
организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в РФ, -
организации – собственники давальческого сырья;
4.
организации,
осуществляющие первичную реализацию конфискованных и бесхозяйных подакцизных товаров
и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства;
5.
организации,
осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на
территорию РФ без таможенного оформления при наличии соглашений о едином
таможенном пространстве с другими государствами, или использующие эти товары
при производстве неподакцизных товаров.
Объекты налогообложения:
1. По товарам, производимым на территории РФ:
1) для организаций, производящих и реализующих подакцизные товары, на
которые установлены адвалорные в процентах ставки акцизов, кроме подакцизных
товаров из давальческого сырья; для организаций, использующих производственные
подакцизные товары для производства товаров, не облагаемых акцизами, и для
собственных нужд, - стоимость подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных
цен без учета акциза;
2) для организаций, производящих подакцизные товары из давальческого
сырья, осуществляющих первичную реализацию конфискованных и бесхозяйных подакцизных
товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства,
а также товаров, которые ввезены на территорию РФ без таможенного оформления
при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами
и на которые установлены адвалорные ставки акцизов, - стоимость этих товаров,
определяемая исходя из применяемых в данной организации максимальных отпускных
цен без учета акциза на аналогичные товары собственного производства на
момент передачи подакцизных товаров, а при их отсутствии – исходя из рыночных
цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на алогичные товары в
предыдущем отчетном периоде;
3) по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки
акцизов и которые производятся за пределами территории РФ из давальческого
сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве
налогоплательщиков в РФ, - стоимость реализуемых подакцизных товаров, определяемая
исходя из отпускных цен без учета акциза;
4) по подакцизным товарам, на которые установлены твердые специфические
ставки акцизов в абсолютной сумме на единицу обложения, - объем реализованных
подакцизных товаров в натуральном выражении.
2. По товарам, ввозимым на таможенную территорию РФ, объектом налогообложения является
таможенная
стоимость, увеличенная на
сумму таможенной пошлины и таможенных сборов. При установлении специфических
ставок акцизов объектом налогообложения является объем ввозимых на территорию
РФ подакцизных товаров в натуральном выражении.
3.При
натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, на
которые установлены адвалорные ставки акцизов, при обмене с участием этих
подакцизных товаров, при их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночных
объектом налогообложения является стоимость подакцизных товаров, определяемые исходя
из максимальных, отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары собственного
производства на момент передачи готовых товаров, а при их отсутствии – исходя
из рыночных цен без учета акциза, сложившихся в данном регионе на аналогичные
товары в предыдущем отчетном периоде. При натуральной оплате труда подакцизными
товарами собственного производства, по которым установлены твердые ставки
акцизов, при обмене с участием этих подакцизных товаров, при их передаче
безвозмездно объектом обложения является объем переданных подакцизных товаров в
натуральном выражении.
4.Акцизы
уплачиваются также с сумм денежных средств, получаемых организациями за
производимые и реализуемые ими подакцизные товары, на которые установлены
адвалорные ставки акцизов, в виде финансовой помощи, пополнения фондов
специального назначения, а также со стоимости опциона.
Ставки
акцизов по подакцизным товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья, в
том числе ввозимым на территорию РФ, являются едиными на всей территории РФ и
устанавливаются законом в процентах к стоимости товаров по отпускным ценам без
учета акцизов или в рублях и копейках за единицу измерения.
Например,
по спирту этиловому из всех видов сырья – 12 руб.за 1 л; винам игристым и
шампанским – 7 руб. за 1 л; пиву – 72 коп. за 1 л;, табачным изделиям: табаку
трубочному, кроме табака трубочного по ГОСТу, - 168 руб. за 1 кг; табаку
трубочному по ГОСТу – 16 руб.50 коп. за 1 кг; табаку курительному, за
исключением используемого в качестве сырья для производства табачной продукции,
- 72 руб. за 1 кг. табака; сигариллам, сигаретам с фильтром – 30 руб. За
1 000 шт. длиной свыше 85 мм; сигаретам без фильтра – 7 руб. за 1 000
шт.; ювелирным изделиям – 15 %; нефти, включая стабилизированный газовый конденсат
– 55 руб. за 1 т; бензину автомобильному с октановым числом до «80» включительно
– 350 руб. за 1 т; бензину автомобильному с другими октановыми числами – 450
руб. за 1 т; автомобилям легковым с рабочим объемом двигателя более 2 500
куб.см – 10 %.
Ставки
авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора по отдельным
видам подакцизных товаров утверждаются Правительством РФ.
Ставки
акцизов и порядок их определения по подакцизным видам минерального сырья, кроме
нефти, включая газовый конденсат, утверждаются Правительством РФ дифференцированно
геологических и экономико-географических условий. Дифференцированные ставки
акцизов на нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, утверждаются
Правительством РФ для отдельных месторождений в соответствии со средневзвешенной
ставкой акциза в зависимости от их горно-геологических и
экономико-географических условий.
Сумма
акциза определяется плательщиками самостоятельно. В расчетных документах и
первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, она выделяется
отдельной строкой.
При
использовании в качестве сырья подакцизных товаров, кроме подакцизных видов
минерального сырья, по которым уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая
уплате по готовому подакцизному подакцизному товару, уменьшается на сумму
акциза, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для
его производства. Сумма акциза, подлежащая уплате по винам и напиткам,
виноградным и плодовым, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по спирту
этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства
виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства этих вин и
напитков. При этом отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по
подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, для производства других
подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным
товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета
не подлежит, а относится на финансовые результаты.
Сумма
акциза, уплаченная по товарам, кроме подакцизных видов минерального сырья,
использованным в дальнейшем в качестве сырья для производства товаров, вывезенных
за пределы территории РФ, за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства
– участники СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных
товаров, вывезенных в порядке товарообмена, по спирту этиловому, вырабатываемому
из всех видов сырья, за исключением пищевого, в дальнейшем использованному в
качестве сырья для производства товаров, не облагаемых акцизами, на себестоимость
этих товаров не относится, а засчитывается в счет предстоящих платежей или
возмещается за счет общих поступлений налогов. При этом зачету или возмещению
подлежит сумма акциза по этим товарам, стоимость которых фактически отнесена в
отчетном периоде на себестоимость.
По
подакцизным товаром, не реализуемым на сторону и используемым организациями для
производства товаров, не облагаемых акцизами, начисление сумм акцизов производится
в момент передачи в производство этих товаров для изготовления неподакцизных
товаров с отнесением суммы акцизов на их себестоимость. По спирту этиловому, вырабатываемому
из пищевого сырья, не реализуемому на сторону и используемому организацией для
производства денатурированного спирта, не облагаемого акцизом, акцизы при
передаче его в производство для изготовления денатурированного спирта не начисляются
и не уплачиваются.
Сумма
акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным
товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории РФ, кроме подакцизных
товаров, вывезенных в государства – участники СНГ, подакцизных видов минерального
сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена, после документального
подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров
налоговому органу засчитывается этим налогоплательщикам в счет предстоящих
платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов.
Организациям, производящим подакцизные товары, которые в дальнейшем вывезены за
пределы РФ, кроме подакцизных товаров, вывезенных в государства – участники
СНГ, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров,
вывезенных в порядке товарообмена, налоговыми органами может быть предоставлена
отсрочка по уплате акцизов по отгруженным подакцизным товарам при условии
предоставления ими гарантий уполномоченных банков в том, что при
непредставлении организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента
отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этих банков по
истечении 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма
акцизов.
По товарам,
подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного
образца, плательщики вносят авансовый платеж, сумма которого засчитывается при
окончательном расчете суммы акциза, определяемого исходя из облагаемого оборота.
Плательщики
представляют налоговым органам по месту своего нахождения не позднее 20-го
числа месяца, следующего за отчетным, налоговый расчет – декларацию.
Моментом реализации подакцизных товаров, за
исключением природного газа, является день отгрузки.
Акцизы
зачисляются в бюджеты соответствующих уровней в порядке и на условиях,
устанавливаемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый
год.
Сумма
акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с
территории государств – участников СНГ, уменьшается на сумму акциза, уплаченного
в стране их происхождения». .
«К
настоящему времени имеется достаточно полная отчетная информация по ставкам
акцизов и доходам бюджета с 1997 по 2001 гг., сведенная в следующей таблице:
Таблица 3
Год
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
отчет
отчет
отчет
отчет
отчет
прогноз
прогноз
прогноз
Доход в ДЦ, млрд.руб.
4,2
4,4
9,2
12,0
17,9
20,6
21,2
22,3
Ставка акциза*
45,0
50,0
60,0
84,0
88,2
98,8
114,0
125,4
Индекс цен по алкогольной продукции
100,0
150,8
143,2
125,0
122,0
120,0
127,9
124,5
Доход в СЦ, млрд.руб.
13,7
9,7
14,1
14,6
17,9
17,2
13,8
11,7
Ставка акциза*, в СЦ
148,2
109,2
91,5
102,5
88,2
82,3
74,3
65,6
ДЦ –
действующие цены, СЦ – сопоставимые цены
*ставка
акциза на водку и ЛВИ указана в рублях за литр безводного спирта, содержащегося
в подакцизных
товарах.
При
сравнении данных за различные годы, в связи с наличием инфляции, в расчете
используются приведенные к 2001 году данные, корректируемые с применением
индекса цен по алкогольной продукции.
В расчетах
используются показатели поступлений акцизов в федеральный бюджет по статье
бюджетной классификации «водка и ликероводочные изделия».
Изменение
показателей поступления акцизов по водке и ЛВИ в федеральный бюджет и ставок
акцизов по алкогольной продукции крепостью свыше 25 %.» .
Рассмотрим
зависимость бюджетных доходов для значений ставок акцизов от 10 до 160 с
интервалом в 10 рублей в следующей таблице:
Зависимость бюджетных доходов от ставок
акциза Таблица 4
Ставка
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
110
120
130
140
150
160
Доход
11,2
18,1
22,0
23,8
24,2
23,5
22,2
20,6
18,8
16,9
15,1
13,4
11,7
10,3
8,9
7,7
На графике
(см.Приложение, график 1) дано графическое представление рассмотренной
зависимости.
«Полученные
данные свидетельствуют о том, что, во – первых, данная модель достаточна близка
к существующей ситуации, во – вторых, установление оптимальной ставки на уровне
50 – 55 руб.за литр безводного спирта в подакцизной продукции позволит увеличить
поступления федерального бюджета по акцизам на данный вид продукции до 25 – 30
млрд.руб. Определенная в качестве оптимальной ставка акциза на уровне 50 – 55
руб. является таковой для сопоставимых цен 2001 года. С учетом инфляции и
размер оптимальной ставки должен быть увеличен. Следует отметить, что ставка
акциза на этом уровне была установлена до 2000 года, в котором наблюдался
резкое увеличение ставок с одновременным падением доходов федерального бюджета.
Кроме того, в этот период нелегальный оборот увеличился примерно с 40 до 60 %.
Вместе с тем, негативное влияние завышенной в 2000 году ставки будет
нивелироваться по мере инфляционных колебаний, в случае если темпы роста ставок
будут ниже темпов роста инфляции.
Согласно
проведенному исследованию дальнейшее увеличение ставок акцизов на алкогольную
продукцию может привести к снижению бюджетных поступлений. В то же время,
снижение уровня ставок до оптимального значения окажет положительное влияние на
сокращение нелегального оборота. Более того, это приведет к уменьшению доли
акциза в цене спиртных напитков, что снизит налоговое бремя на конечного потребителя
указанной продукции.» .
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ
При пересечении таможенной границы
взимаются разнообразные таможенные платежи:
·
таможенная пошлина;
·
НДС;
·
акцизы;
·
сбор за выдачу лицензий и
возобновление их действий;
·
сбор за выдачу
квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его
действия;
·
таможенные сборы за
таможенное оформление;
·
таможенные сборы за
хранение товаров;
·
таможенные сборы за
сопровождение товаров;
·
плата за информирование и
консультирование по вопросам таможенного дела;
·
плата за принятие
предварительного решения;
·
плата за участие в
таможенных аукционах.
«Таможенные
пошлины – это денежный сбор, взимаемый государством через сеть
таможенных органов с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы
страны. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях таможенные
платежи, в том числе и таможенные пошлины, удерживаются государственным предприятием
связи.
Таможенные
пошлины относятся к числу налогов на потребление. В промышленно развитых
странах основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего
рынка, а также национальной промышленности и сельского хозяйства. Таможенные пошлины
выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны
уравнивать цены на импортируемые товары и аналогичные товары внутреннего рынка.
В развивающихся странах таможенные пошлины используются в значительной мере как
средство бюджетных поступлений. Для экономически развитых стран фискальное
значение этих пошлин ничтожно и представляется историческим анахронизмом.
В налоговой
и таможенной практике различают:
·
импортную таможенную
пошлину – сбор в связи с ввозом иностранного товара в страну. Применение этой
пошлины способствуют повышению цен на импортные товары внутри страны и снижению
их конкурентоспособности по сравнению с местными товарами;
·
экспортную таможенную
пошлину – сбор в связи с вывозом отечественного товара за границу. Применение
этой пошлины обеспечивает увеличение доходов государственного бюджета за счет
развития экспорта и стимулирование поставок товара на внутренний рынок за счет
снижения прибыли при экспорте;
·
транзитную таможенную
пошлину – сбор при провозе иностранного товара через территорию страны. Международный
транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и
назначения находятся за пределами данной страны. Доходы от таких перевозок
являются активной статьей в балансе услуг государства. Благодаря географическому
положению важными странами транзита являются Германия, Швейцария, Россия и ряд
других стран. Было время, когда транзитные пошлины были существенным источником
дохода, но сейчас они почти повсеместно ликвидированы в соответствии с
международными договорами.
По способу
исчисления различают следующие виды таможенных пошлин:
1.
адвалорную пошлину,
взимаемую с грузовладельца в процентах от таможенной стоимости облагаемого
товара. В современной таможенной политике роль адвалорных пошлин растет, и к настоящему
времени 70 – 80 % всех таможенных пошлин приходится на их долю. Адвалорные
пошлины более приемлемы при импорте машинотехнических изделий, для которых
характерна значительная дифференциация производимой продукции. Эта пошлина
чутко реагирует на колебания цен, оставляя неизменным уровень защиты от попыток
избежать налогообложения;
2.
специфическую пошлину,
взимаемую по твердым ставкам в зависимости от физических характеристик товара
(веса, количества, площади, объема и т.п.). Так, на основании веса устанавливаются
пошлины на кофе, табак и др.; на основании длины в метрах – на игровые фильмы;
на основании количества в литрах – на вино, коньяк и др. При применении
специфических пошлин требуется более детальная разбивка товаров по позициям с
тем, чтобы каждый товар имел свой фиксированный уровень налогообложения. Их
практическое использование не связано с техническими сложностями.
Специфическими являются по преимуществу экспортные таможенные пошлины на
сырьевые товары, т.е. стандартные, большие по объему товарные массы;