бесплатные рефераты

Кредитная система РФ: проблемы и перспективы

Кредитная система РФ: проблемы и перспективы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по предмету «Экономическая теория»

на тему «Кредитная система РФ: проблемы и перспективы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   Выполнила : студентка 1 курса

                                                                                   Экономического факультета

                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2007

 

 

 

 

Содержание


Введение……………………………………………………………………………..3

1.     Понятие и развитие кредитной системы РФ…………………………………..5             

1.1 Кредит: понятие, источники, функции………………………………………..5

1.2 Принципы организации кредитной системы…………………………………8

2.     Современная кредитная система РФ………………………………………….10

2.1 Структура кредитной системы………………………………………………..10

2.2 Специализированные финансово-кредитные учреждения………………….15

3.     Проблемы и перспективы развития кредитной системы России……………27

3.1 Проблемы развития кредитной системы РФ…………………………………27

3.2 Перспективы развития кредитной системы РФ……………………………...29

Заключение…………………………………………………………………………34

Литература………………………………………………………………………….37
















Введение

 

         Денежно-кредитная политика является, как известно, одним из важнейших факторов косвенного воздействия государства на экономику. Данная политика имеет национальный и региональные аспекты. До 70-х годов предыдущего столетия в теориях регионального экономического развития основное внимание уделялось наличию реальных ресурсов: природных, рабочей силы, производственных мощностей. В то же время значимость финансовых ресурсов недооценивалась.

         В 70-х – 80-х годах XXв. в связи с усилением позиций монетаризма в экономической теории в странах с развитой рыночной экономикой активизировались исследования влияния состояния денежно-кредитной сферы на развитие регионов. Они показали, что наличие и доступность кредитных ресурсов являются важными факторами регионального экономического развития.

         Итоги последних трех лет развития экономики России свидетельствуют об определенных успехах в области общегосударственной денежно-кредитной политики. Во многом благодаря достаточно невысокому и предсказуемому уровню инфляции, стабильному курсу рубля наблюдается положительная динамика развития экономики. В то же время нерешенной остается проблема взаимодействия банковского и реального ее секторов. Об этом свидетельствует, в частности, низкий удельный вес кредитов банков в инвестициях в основной капитал.

         Основными целями денежно-кредитной политики, как и прежде, остаются поддержание стабильности национальной валюты, сдерживание инфляции и обеспечение экономического роста. Но в условиях системных банковских кризисов денежно-кредитная политика становится важной частью мер по реструктуризации банковских систем, и это приводит к определенной корректировке ее целей. Центральные банки в условиях кризиса нередко вынуждены искать компромисс между поддержанием стабильности национальной валюты и банковской системы.

         Как показывает опыт последних лет, эффективность денежно-кредитной политики в преодолении последствий и предотвращении системных банковских кризисов зависит от согласованности ее целей и инструментов с задачами и механизмами структурных, институциональных и налоговых реформ. Монетарные институты могут с успехом использовать инструменты денежно-кредитной политики в комплексе мер по преодолению системных банковских кризисов. Вместе с тем ошибки в определении стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики могут даже ухудшать ситуацию.

         Учитывая разрушительные результаты системных кризисов, представляется крайне важным не только бороться с их последствиями, но прежде всего предотвращать такие кризисы. Этому бы способствовало в числе других мер создание ограничительных механизмов для спекулятивного движения капитала как на валютном, так и на финансовом рынках, а также выравнивание доходности и рисков в финансовом  и реальном секторах экономики.

         Адаптация денежно-кредитной политики к реалиям финансовой глобализации позволит повысить эффективность не только в преодолении системных банковских кризисов, но и в их предотвращении.










1. Понятие и развитие Кредитной Системы РФ


1.1  Кредит: понятие, источники, функции

 

 

         Кредит – это разновидность экономической сделки, договор между юридическими и физическими лицами о займе, или ссуде. Один из партнеров (кредитор) предоставляет другому (заемщику) деньги (в некоторых случаях имущество) на определенный срок с условием возврата эквивалентной стоимости, как правило, с оплатой этой услуги в виде процента. Срочность, возвратность и, как правило, платность – принципиальные характеристики кредита.

         Благодаря кредиту сократилось время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей. Предприятие – заемщик за счет дополнительного привлечения ресурсов получило возможность их преумножить, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей. Граждане, воспользовавшись кредитом, получают возможность направить полученные дополнительные ресурсы для расширения своего дела либо приблизить достижение своих потребительских целей, ускорить процесс получения распоряжение вещи, предметы, ценности.

         Кредит используют как крупные предприятия и объединения, так и малые производственные, сельскохозяйственные и торговые предприятия. Им пользуются как государства и правительства, так и отдельные граждане.

         При помощи кредита свободные денежные капиталы и доходы предприятий, граждан и государства аккумулируются, превращаясь в ссудный капитал, который за плату передается во временное пользование. Необходимость и возможность кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других возникает потребность в них.

         Кредит – основной источник удовлетворения огромного спроса на денежные ресурсы. Он необходим для поддержания непрерывности кругооборота фондов действующих предприятий, обслуживания процесса реализации произведенных товаров, что особенно важно на этапе становления рыночных отношений.

         Кредит способен оказывать активное воздействие на объем и структуру денежной массы, платежного оборота, скорость обращения денег. Благодаря кредиту происходит более быстрый процесс капитализации прибыли, т. е. превращения прибыли в дополнительные производственные фонды, что ведет к концентрации производства. Кредит стимулирует развитие производительных сил, ускоряя формирование источников капитала для расширения производства.

         Необходимость существования, образования и использования ресурсов для кредитования (или ссудного фонда) и конкретной формы его движения – кредита вызывается следующими обстоятельствами:

1.     Необходимостью преодоления противоречий между постоянным образованием денежных резервов, оседающих в процессе оборота у предприятий разных форм собственности, бюджета и населения, и использованием их для нужд и потребностей воспроизводства;

2.     Необходимостью обеспечения непрерывного процесса кругооборота капитала в условиях функционирования многочисленных отраслей и предприятий с различной длительностью кругооборота средств;

3.     Необходимостью коммерческой организации управления предприятием в условиях рынка, когда на каждом предприятии в процессе кругооборота индивидуального капитала возникает потребность в дополнительных суммах или, наоборот, временно высвобождаются денежные ресурсы.

         Сущность кредита проявляется в его функциях. В свою очередь функция кредита есть проявление его сущности, выражение общественного назначения кредита. …….кредит выполняет следующие три основные функции:

1.     Распределительную;

2.     Эмиссионную;

3.     Контрольную.

         Распределительная функция кредита заключается в распределении на возвратной основе денежных средств. Она проявляется при аккумуляции средств, а также при их размещении. Конкретно эта функция проявляется в процессе временного предоставления средств предприятиям и организациям для удовлетворения их потребностей в денежных ресурсах. Предприятия таким образом обеспечиваются необходимым оборотным капиталом и ресурсами для инвестиций.

         Содержание эмиссионной функции заключается в создании кредитных средств обращения и замещения наличных денег. Она проявляется в том, что в процессе кредитования создаются платежные средства, т. е. в оборот наряду с деньгами в наличной форме входят также деньги в безналичной форме. Действие данной функции проявляется и тогда, когда на основе замещения наличных денег происходят безналичные расчеты.

         Содержание контрольной функции состоит в осуществлении контроля за эффективностью деятельности экономических субъектов. На базе кредитных отношений строится наблюдение за деятельностью заемщиков и кредиторов, оценивается кредитоспособность и платежеспособность предприятий.







1.2  Принципы организации кредитной системы

 

 

         При кредитных сделках должны соблюдаться важнейшие принципы, т. е. главные правила, которые позволяют обеспечивать возвратное движение средств. На основе этих принципов устанавливаются порядок выдачи и погашения ссуд, их документальное оформление. Эти положения и правила определяются природой, ролью, функциями кредита и теми конкретными общественными условиями, в которых они проявляются.

         Банковское кредитование предприятий и других структур на производственные и социальные нужды осуществляется при строгом соблюдении принципов кредитования, которые представляют собой основу, главный элемент системы кредитования. Принципы кредитования отражают сущность и содержание кредита, а также требования основных экономических законов в области кредитных отношений.

         Принципами кредитования являются: возвратность, срочность, дифференцированность, обеспеченность ссуд и платность.

         Возвратность означает, что средства должны быть возвращены. Экономической основой возвратности является кругооборот средств и их обязательное наличие к сроку возврата ссуды.

         Принцип срочности кредитования означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок. Срочность кредитования представляет собой необходимую норму достижения возвратности кредита. Установленный срок кредитования является предельным временем нахождения ссуженных средств у заемщика. Если срок пользования ссудой нарушается, то искажается сущность кредита, он утрачивает свое подлинное назначение. Практика длительного нарушения принципа срочности в кредитовании предприятий и отдельных отраслей оказывает отрицательное воздействие на состояние денежного обращения в стране.

         Дифференцированность кредитования означает, что коммерческие банки не должны одинаково подходит к решению вопроса о выдаче претендующим на получение кредита клиентам. Банки стремятся предоставлять кредит лишь тем клиентам, которые в состоянии его своевременно вернуть.

         Обеспеченность ссуд как принцип кредитования означает, что имеющиеся у заемщика имущество, ценности или недвижимость позволяют кредитору быть уверенным в том, что возврат ссуженных средств будет обеспечен в срок. Этот принцип предполагает реальное обеспечение предоставленных заемщику ссуд различными видами имущества или обязательствами сторон.

         Принцип платности кредита означает, что предприятие-заемщик должно внести банку определенную плату за временное заимствование у него денежных средств. На практике этот принцип осуществляется с помощью механизма банковского процента.

        
















2. Современная кредитная система РФ

 

2.1 Структура кредитной системы

 

 

         Современная кредитная система России функционирует в соответствии с двумя специализированными федеральными законами: Законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР» 1990г. и Законом 1990г. «О Центральном банке РСФСР», а также Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами.

         Согласно этим нормативным актам кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ имеет право осуществлять банковские операции.

         По состоянию на 1 апреля 2000 г. в РФ действовали 1333 кредитные организации, из них банков – 1299, небанковских кредитных организаций – 34.

         Обособленным звеном кредитной системы можно считать Федеральную службу почтовой связи и государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО), банковские операции которых регулируются специальными федеральными законами.

           Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлекать во вклады денежные средства физических и юридических лиц, размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц.

         Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Центральным банком.

         Российская банковская система – двухуровневая. На первом уровне находится ЦБ России, который работает в основном с кредитными организациями, на втором – российские коммерческие банки, а также филиалы и представительства иностранных банков.

         Современный коммерческий банк – это организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

         Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям.

         Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, биржи, брокерские, дилерские фирмы и др. Но банки как субъекты финансовой системы имеют два существенных признака, отличающих их от всех других субъектов.

         Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозитные и сберегательные сертификаты, облигации, векселя), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.

         Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости их активов и пассивов, распределяют среди своих акционеров.

         По российскому законодательству, банк отличается от всех других финансовых посредников тем, что только он имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

·        Привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

·        Размещение привлеченных денежных средств юридических и физических лиц от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

·        Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

         Кроме банков банковские операции могут осуществлять и организации, которые называются небанковскими кредитными организациями. Эти организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, предусмотренные законодательством. При этом допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.

         Но не многообразие услуг, представляемых банками, объясняет их роль в современной экономике. Исключительное значение банков определяется, во-первых, тем, что они могут:

·        Образовать платежные средства;

·        Выпускать платежные средства в оборот;

·        Осуществлять изъятие платежных средств из оборота.

         Банки создают новые деньги в виде кредитов. Выпуск их в оборот осуществляется в виде записи на счет клиента суммы кредитных денег. Изъятие из оборота производится в процессе погашения кредита заемщиком.

         Таким образом, банки могут влиять на развитие отраслей и сфер экономики, кредитуя это развитие.

         В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ «О банках и банковской деятельности». В соответствии с этим законом:

1.     Банк является коммерческим юридическим лицом, т. е. таким организационным образованием, деятельность которого направлена на извлечение прибыли;

2.     Банк создается в форме хозяйственного общества (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью);

3.     Банк является кредитной организацией, т.е. организацией, созданной для осуществления банковских операций;

4.     Банк действует на основе лицензии, выдаваемой Центральным банком РФ;

5.     Банк обладает специальной компетенцией (извлекает прибыль путем совершения специальных операций);

6.     Банк рассматривается законодателем как один из элементов банковской системы.

         Таким образом, российские коммерческие банки действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке, таких как:

• Предоставление различных по видам и срокам кредитов;

• Покупка-продажа и хранение валюты, ценных бумаг;

• Привлечение средств во вклады;

• Осуществление расчетов;

• Выдача гарантий, поручительств и иных обязательств;

• Посреднические и доверительные операции и др.

         В России банки могут создаваться на основе следующих организационно-правовых форм: акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. Исключается возможность формирования уставных фондов за счет средств, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

         В Российской Федерации кредитная организация действует на основании специального разрешения – лицензии. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.

         Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является Центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляют основу всего государственного регулирования экономики. Поэтому эффективная деятельность Центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

         Центральные банки могут иметь смешанную форму собственности на капитал, когда часть капитала Центрального банка принадлежит государству, а часть находится в руках юридических и (или) физических лиц.

         В большинстве случаев капитал Центрального банка полностью принадлежит государству. Первоначально выделившись из числа коммерческих банков по размеру капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на финансовую систему модифицировались, а степень влияния на состояние денежно-кредитной системы страны неизмеримо возросла. При этом степень влияния Центрального банка на формирование денежно-кредитной системы в различных странах неодинакова и зависит от степеней свободы, какими обладает Центральный банк и его руководство.

         Центральный банк Российской Федерации занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью.

         С одной стороны, он представляет собой орган государственного управления; с другой стороны – Центральный банк выступает как коммерческий банк, хотя получение прибыли не служит целью деятельности Центрального банка РФ.

         Банк России по вопросам своей компетенции издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, внутри субъектов Российской Федерации, а также местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

         В число основных мер денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Центральным банком РФ, входят следующие:

• Операции на открытом рынке;

• Рефинансирование банков;

• Валютное регулирование;

• Управление наличной денежной массой;

• Резервирование денег коммерческих банков путем депонирования в ЦБ РФ.



2.2 Специализированные финансово- кредитные учреждения

 

 

         В послевоенные годы на национальных рынках ссудных капиталов экономически развитых стран важную роль  стали выполнять специализированные небанковские кредитно-финансовые институты, которые заняли видное место в накоплении денежного капитала. К числу этих учреждений следует отнести страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные компании, финансовые компании, благотворительные фонды, кредитные союзы.

         В разные годы эти институты существенно потеснили банки в аккумуляции сбережений населения и стали важными поставщиками ссудного капитала.

         Рост влияния специализированных небанковских учреждений объясняется тремя основными причинами:

1.     Рост доходов населения в развитых капиталистических странах;

2.     Активное развитие рынка ценных бумаг;

3.     Предоставление этими учреждениями специальных услуг, которые не могут предоставлять банки.

         Кроме того, ряд специализированных небанковских учреждений (страховые компании, пенсионные фонды) в отличие от банков могут аккумулировать денежные сбережения на довольно длительные сроки и, следовательно, делать долгосрочные инвестиции. Основные формы деятельности этих учреждений на рынке ссудного капитала сводятся к аккумуляции сбережений населения и предоставлению кредитов через облигационные займы корпорациям и государству, мобилизации капитала через все виды акций, предоставлению ипотечных и потребительских кредитов, а также кредитной взаимопомощи.

         Указанные институты конкурируют между собой как за привлечение денежных сбережений, так и в сфере кредитных операций. Страховые компании конкурируют с пенсионными фондами за привлечение пенсионных сбережений и вложений в акции. Финансовые компании конкурируют со страховыми компаниями в сфере потребительского кредита. Инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды конкурируют между собой за вложения в акции.

         Кроме того, все эти учреждения конкурируют с коммерческими и сберегательными банками за привлечение сбережений слоев населения. При этом конкуренция как между специализированными небанковскими учреждениями, так и между ними и банками носит так называемый неценовой характер. Это объясняется прежде всего спецификой пассивных операций каждого вида кредитно-финансовых учреждений. Так, в банковском деле действует процентная ставка по вкладам, депозитам и предоставляемым ссудам и кредитам. В страховом деле действует страховой тариф, определяющий размер страховой премии и страхового возмещения. У инвестиционных компаний действует курсовая разница выпускаемых и приобретаемых ими акций. Поэтому неценовая конкуренция определяется прежде всего несопоставимостью операций и цен на них.

         Российские страховые компании, занимающиеся классическим страхованием, в основном работают на ближайшую перспективу с короткими деньгами. Высокий уровень инфляции и отсутствие свободных средств у большинства физических и юридических лиц привели к низкому объему денежных поступлений по этому виду страхования, тогда как в развитых западных странах страхование жизни составляет 50% объема всей собираемой страховой премии.

         На российском рынке в настоящее время монопольное положение занимают две полугосударственные компании: «Росгосстрах» и «Ингосстрах». Хотя через рынок проходят крупные денежные средства, страховой рынок еще недостаточно развит (отсутствует страхование займов, вкладов). В России нет института актуариев, без которого невозможна нормальная страховая деятельность. В то же время в западных странах актуарии рассчитывают вероятность страховых случаев и на этой базе определяют ставки страхования. Основной принцип российских компаний – как можно больше «выбить» денег из страхователей. Страховые ставки определяются «с потолка» и поэтому страхование является очень дорогим и недоступно многим клиентам. Борьба за клиентуру не ведется, отсутствует страховой маркетинг. Компании практически не ориентированы на средние и бедные слои населения. Страхование жизни в результате этого стало дорогим и поэтому перестало быть массовым.

         В этих условиях государственное регулирование отраслевого бизнеса в России должно включать в себя сохранение государственных компаний, для осуществления обязательного страхования создание одинаковых правил деятельности компаний всех видов собственности, разработку жестких правил работы компаний с целью избежания финансовых пирамид в страховом деле, создание конкурентоспособного рынка.

         В последние годы российский страховой рынок переживает кризис. Во-первых, он характеризуется окончанием этапа увеличения числа страховых компаний, стремящихся как можно быстрее получить доходы, что не отражает основного принципа их работы. Страхование – это прежде всего механизм защиты, который предусматривает достаточно крупные начальные вложения капитала и большой период их окупаемости.

         Налоговое законодательство 90-х годов давало возможность компаниям уклоняться от налогов и обеспечить значительную часть прибыли. Однако эффективность этого упала в последнее время и эту схему все сложнее реализовать. Таким образом, первоначальная сверхдоходность исчезла и возможности уклонения от налогов резко сократились. В этих условиях компании либо становятся банкротами, либо стремятся развивать нормальную страховую деятельность. С последним связаны реструктуризация компаний, их слияния и перестановка кадров. Это позитивная сторона развития страхового дела.

         Развитие страхового дела в России – это не только развитие страховых операций для возмещения потерь общества, но это также источник для инвестиций. Поэтому остро встает вопрос о рациональном размещении денежных фондов российских страховых компаний, чтобы они реально работали на экономику страны.

         Для того чтобы компании имели такую возможность, необходимо развивать различные виды страхования: имущественное, страхование жизни и ответственности.

         Особенно это касается обязательного страхования и гражданской ответственности владельцев автотранспорта, которыми должны заниматься как государственные, так и частные компании. Последнее должно быть обязательным страхованием для удовлетворения потребностей российских авто владельцев по опыту западных стран.

         Отечественный рынок страхования должен защищать государство, учитывая потребности российского рынка и создавая здоровую конкуренцию на нем.

         Принятие Гражданского кодекса РФ, Законов «О страховании», «Об ответственности организации страхового дела» и специальных подзаконных актов с конца 1997 г. создало определенные перспективы для нормального развития деятельности российских страховых компаний.

         Четыре десятых процента – такова доля России в мировом страховом рынке, оборот которого оценивается в 1,5 трлн. Долл.

         Темпы развития классических видов страхования в России почти нулевые. Из года в год одной из основных причин застоя страховщики называют отсутствие платежеспособного спроса. В целом по России этот аргумент действительно неоспорим. Однако в Москве и ряде других индустриальных центров у населения есть деньги, которые оно потенциально могло бы потратить на страхование, но не делает этого, так как предложение сведено к минимуму. В настоящее время в России существует более полусотни видов страхования, тогда как в Западной Европе их около 500, в США – 3000. Но и об имеющихся услугах мало знает, маркетинг практически отсутствует.

         Национальной особенностью является и отношение в России населения к собственной жизни. В списке ценностей она стоит на последнем месте, в то время как на Западе именно страхование жизни – самый распространенный вид долгосрочного страхования.

         Развитие частных пенсионных фондов в России началось с понятия Закона РФ «О негосударственных пенсионных фондах» №1077 от 16 сентября 1992. Однако практически фонды стали официально действовать лишь с 1994 г.

         Частный пенсионный фонд, согласно закону, образуется как некоммерческая организация, аккумулирующая пенсионные взносы и производящая пенсианные выплаты в соответствии с условиями договора. Для прироста собранных средств с условиями договора. Для прироста собранных средств пенсионный фонд должен передавать их специальному учреждению по управлению активами пенсионного фонда. За исключением заранее оговоренной доли в виде комиссионных весь получаемый комиссией доход используется исключительно на определенные уставом фонда цели (в основном на выплату пенсий). В этом проявляется некоммерческий характер негосударственного пенсионного фонда. Частные пенсионные фонды используют различные схемы пенсионных выплат: выплата пожизненной пенсии; пенсионные выплаты в течение оговоренного ряда лет, но не менее пяти; единовременная выплата части пенсионной суммы и гарантированный размер пенсионных выплат в течение оговоренного периода. При этом фонды используют варианты с наследованием пенсионных сумм.

         Инвестиционная компания ПФ должна базироваться на принципах диверсификации, минимального риска и долгосрочных вложений. Однако высокая инфляция заставляет маневрировать. Когда возникает альтернатива между короткими деньгами и вложениями их в долгосрочные программы, то инфляция подталкивает к коротким деньгам. В то же время для долгосрочных вложений ПФ необходимо находить значительный начальный капитал, а не размениваться на так называемые конъюнктурные вложения.

         Официальными документами предусматривается свобода перемещения вкладов между различными негосударственными пенсионными фондами, что при определенных условиях создает конкуренцию между ними. Средства клиентов постепенно будут перемещаться в более выгодные для них фонды, которые сумели лучше использовать аккумулированные средства. Когда этот механизм начнет работать, число различных негосударственных пенсионных фондов, быстро растущее сейчас, со временем начнет уменьшаться.

         За привлекаемые средства негосударственные пенсионные фонды ведут борьбу с коммерческими банками, страховыми компаниями и другими финансовыми посредниками. Доля пенсионных фондов окажется тем большей, чем ниже темп инфляции в стране.

         Одним из классических способов массированного привлечения новых вкладчиков служит реклама. На нее обычно тратятся значительные средства, особенно в период становления. Однако главная реклама для пенсионных фондов определяется началом выплат и спектром оказываемых услуг.

         Чем этот спектр шире, тем лучше. В спектр оказываемых услуг, в частности, входят: страхование жизни пожилых людей; льготное страхование жизни любого участника фонда; обеспечение медицинской страховки; накопительные счета для приобретения собственного дома, садового участка, товаров длительного пользования; выдача для определенных категорий вкладчиков беспроцентных ссуд на приобретение недвижимости и пр.; частичная или полная оплата услуг, необходимых престарелым людям. При этом в разных регионах ведущими могут быть различные услуги.

         Для быстрого накопления средств вновь создаваемый негосударственный пенсионный фонд начинает не столько с физических лиц, сколько с предприятий. Поэтому важное значение (сравнимое по значимости с рекламой) имеют отработка процедуры заключения коллективных договоров на пенсионное обслуживание с предприятиями, а также технологии втягивания в сферу своего влияния мелких негосударственных пенсионных фондов, создаваемых обычно на отдельных предприятиях. При этом должна использоваться различная тактика для рентабельных и убыточных предприятий (банкротов).

         Взнос, как правило, представляет собой определенный процент от фонда оплаты труда предприятий, а выплачивается он из прибыли. В результате пенсионный фонд получает сразу солидные накопления, да и для клиентов фонда это выгодно – не страдает их заработная плата. В перспективе выгодными сферами вложений активов служат жилье, недвижимость, высокие технологии и человеческий капитал (здоровье, образование, переквалификация, трудоустройство и пр.).

         Интерес предприятий к пенсионному фонду в принципе устойчив и серьезен. Благодаря такому фонду они могут получить значительные налоговые льготы, решить проблему закрепления кадров, получить необходимые финансовые средства для развития собственного производства.

         Существует недоверие многих граждан к негосударственным пенсионным фондам, поскольку эти фонды еще не зарекомендовали себя как надежные, добросовестные и выгодные населению финансовые посредники.

         Расцвет негосударственных пенсионных фондов в России наступит, когда:

·        Темп инфляции уменьшится и долгосрочные вложения капитала на основе современных достижений НТП станут прибыльными;

·        Процесс обновления постоянного капитала в России за счет национальных, а не только иностранных инвестиций станет массовым;

·        Начнется массовая выплата пенсий;

·        Появятся серьезные налоговые льготы для предприятий, переводящих часть средств в пенсионные фонды;

·        Совокупные активы негосударственных пенсионных фондов станут сравнимы с совокупными активами коммерческих банков.

         В России за счет бюджета планируется выплачивать только социальные пенсии, а одним из основных институтов станут негосударственные пенсионные фонды, в которых будут формироваться базовые, дополнительные и льготные пенсии.

         На рынке в настоящее время работают  две группы фондов: открытые, в которых может открыть счет каждый желающий, и корпоративные. Перспективы открытых фондов сомнительны, особенно в условиях отсутствия федерального закона о НПФ. Практика показала, что открытые фонды не могут окупить расходы на свою деятельность (реклама, офисное обеспечение), будучи некоммерческими организациями. При банкротстве такого фонда получить с него деньги крайне проблематично. В качестве достаточно надежных открытых фондов специалисты называют фонд «Доброе дело», входящий в группу «СБС-Агро», Первый пенсионный фонд, выросший из Первого ваучерного фонда, и Фонд Сбербанка.

         Лучшее положение у корпоративных фондов. Они строго контролируются учредителями , а деньги в них отчисляются предприятиями в приказном порядке. Крупнейшие корпоративные пенсионные фонды, учрежденные Онэксимбанком, «ЛУКойлом», «Газпромом», банком «Менатеп», формировались в основном за счет сумм, выводимых из-под налогообложения на предприятиях ФПГ. Это помогало предоставлять финансовые ресурсы новым структурным подразделениям. Сегодня фонды превратились из вспомогательных структур в неотъемлемый элемент корпорации, начали играть роль не только накопителя ресурсов, но и внутриотраслевого инвестора.

         В целях пресечения массового обмана вкладчиков негосударственных пенсионных фондов ГУВД Москвы руководствуется указанием мэра Москвы «О принятии мер по предотвращению массового обмана вкладчиков негосударственных пенсионных фондов».

         Потенциальные вкладчики – юридические и физические лица при обращении в НПФ должны не забывать прежде всего о законности деятельности фонда: регистрация, лицензия, наличие солидной управляющей компании.  Необходимую информацию о любом фонде можно получить и в Межведомственной комиссии по оценке рисков инвестиций НПФ.

         Инвестиционные компании – это новая форма кредитно-финансовых институтов, активно развивающаяся в послевоенные годы в западных странах, хотя существовавшая и в довоенное время.

         Инвестиционные компании путем выпуска собственных акций привлекают денежные средства, которые затем вкладывают в ценные бумаги промышленных и других корпораций. Таким образом, за счет приобретения ценных бумаг они осуществляют наравне с другими кредитно-финансовыми институтами финансирование различных сфер экономики.

         В настоящее время инвестиционные компании разделяются на два типа: закрытые и открытые.

         Инвестиционные компании закрытого типа осуществляют выпуск своих акций сразу в определенном количестве. Новый покупатель может купить их только у прежних держателей по рыночной цене.

         Инвестиционные компании открытого типа, которые называются взаимными фондами, выпускают свои акции постепенно определенными порциями в основном новым покупателям. Эти акции, как правило, могут передаваться или перепродаваться.

         Особенность инвестиционных компаний состоит в том, что среди их покупателей ценных бумаг возрастает доля кредитно-финансовых учреждений и торгово-промышленных корпораций.

         Развитие инвестиционных компаний зависит от состояния рынка ценных бумаг, в основном акций. Поэтому частые колебания курсов акций оказывают воздействие на финансовое состояние инвестиционных компаний. Падение курсов акций и особенно биржевые крахи замедляют развитие инвестиционных компаний, а в ряде случаев ведут к банкротству.

         Инвестиционные компании привлекают к инвестиционной деятельности широкие слои населения, т. е. мелкого инвестора. Благодаря этому удается, во-первых, мобилизовать значительные средства для капиталовложений в экономику, а во-вторых, создать определенную иллюзию, что каждый может стать владельцем акций и таким образом собственником. С этой целью цены на ценные бумаги устанавливаются низкие, доступные для средних слоев населения.

         Правительство Российской Федерации последовательно проводит политику, направленную на активизацию инвестиционной деятельности в стране. Эта политика исходит из того, что для оживления экономики необходим приток средств частных инвесторов, прежде всего корпоративного национального капитала, сумевшего адаптироваться к условиям рынка и способного обеспечить высокую отдачу от инвестируемых средств.

         Состояние инвестиционной деятельности в настоящее время характеризуется сохраняющимися крайне ограниченными возможностями внутренних накоплений в стране. Частные инвесторы не могут в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Повышение инвестиционной активности во многом зависит от результативности формируемой в настоящее время институциональной среды для инвестиционной деятельности, предполагающей внедрение эффективных форм организации инвестиционного процесса, в том числе создание финансово-промышленных групп, инвестиционных банков, паевых инвестиционных фондов, лизинговых и инвестиционных компаний, а также дальнейшее развитие рынка корпоративных ценных бумаг.

         В России действуют два вида паевых инвестиционных фондов – открытый и интервальный: открытый паевой фонд – когда паи могут продаваться свободно, а в интервальном – через определенный период с разрешения правления. К открытым фондам относятся, например, фонд краткосрочных рублевых и валютных инвестиций «Кредит Свисс», «Краткосрочные взаимные инвестиции», «Фонд корпоративных бумаг», «Илья Муромец», «Петр Столыпин» и др. К интервальным – «АВО-Дубна».

         Проведение в жизнь инвестиционной политике возможно только при условии развитой и надежной нормативно-законодательной базы.

         Ссудо-сберегательные ассоциации представляют собой кредитные товарищества, созданные для финансирования жилищного строительства. Их ресурсы складываются в основном из взносов пайщиков, представляющих довольно широкие слои населения. Основная деятельность ссудо-сберегательных ассоциаций – предоставление ипотечных кредитов под жилищное строительство как в городах, так и в сельской местности. Поэтому активные операции в основном состоят из ипотечных ссуд и кредитов, которые составляют 90%, и вложений в государственные ценные бумаги.

         В последние годы ссудо-сберегательные ассоциации стали серьезными конкурентами коммерческих и сберегательных банков в борьбе за привлечение сбережений населения. Это объясняется высоким процентом, а также стремлением населения с помощью этих учреждений решить жилищную проблему посредством приобретения собственной квартиры или дома. Ссудо-сберегательные ассоциации носят в основном кооперативный характер, так как базируются на взносах пайщиков.

         Финансовые компании представляют собой особый тип кредитно-финансовых учреждений, которые действуют в сфере потребительского кредита. Организационной формой финансовых компаний может быть акционерная и кооперативная. Финансовые компании бывают двух видов: компании по финансированию продаж в рассрочку и компании личного финансирования.

·        Компании по финансированию продаж в рассрочку занимаются продажей в кредит товаров длительного пользования (автомобили, телевизоры, холодильники и т. п.), машин фермерам, предоставлением ссуд мелким предпринимателям, финансируют розничных торговцев.

·        Компании личного финансирования, как правило, предоставляют ссуды в основном потребителям. Эти компании иногда финансируют продажи только одного предпринимателя или одной компании. Обычно оба вида компаний предоставляют потребителям ссуды на срок от 1 года до 3 лет.

         Финансовые компании служат важным инструментом продвижения товаров длительного пользования на рынке для крупных промышленных корпораций, особенно в условиях низкого спроса при ухудшении экономической конъюнктуры. Особое место здесь занимает продажа автомобилей, так как большая часть их на Западе приобретается в кредит.

         Потребитель или заемщик в случае невозможности возврата потребительской ссуды лишается своего компании. Они осуществляют также реализацию своих долгов на рынке ценных бумаг в связи с финансовыми трудностями и не возвратом долгов от клиентов, взявших у них потребительский кредит.








3. Проблемы и перспективы развития кредитной системы России

 

3.1 Проблемы развития кредитной системы РФ

 

 

         Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты. Стабильно низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

         В 2006 г., как и в 2005 г., денежно-кредитная политика будет осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.

         На данном этапе решение этих задач требует применения режима управляемого плавающего валютного курса, который позволяет при учете фундаментальных факторов формирования валютного курса корректировать темпы его изменения в соответствии с целями экономической политики.

         Опыт последних лет показывает, что достижение целевого ориентира по инфляции возможно только путем реализации комплекса согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной и структурной политики  Правительства Российской Федерации.

         Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля – снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограничены.

         Перед Банком России стоит важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями  инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.

         Из оценки складывающейся к настоящему времени ситуации следует, что итоги 2005 г. могут осложнить стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2006 году. Рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В связи с этим расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

         В рамках этой стратегии Банк России совместно с Правительством Российской Федерации ставит своей целью снизить инфляцию к 2008 г. до 4 – 5,5% в соответствии с основными параметрами разработанных Правительством РФ сценарных условий социально-экономического развития  на 2006 г. и на период до 2008 г. При этом на 2006 г. ставится цель снизить инфляцию до 7 – 8,5%.







3.2 Перспективы развития кредитной системы

         В 2006 г. Банк России продолжит проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет по-прежнему направлена на сглаживание резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.

         В преддверии окончательной либерализации трансграничных операций с капиталом в 2007 г. Банк России своей перспективной задачей видит создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.

         В 2006 г. Банк России намерен продолжить работу по совершенствованию системы инструментов денежно-кредитной политики, чтобы оперативно и адекватно реагировать на изменение ситуации в денежно-кредитной сфере при различных сценариях социально-экономического развития с учетом необходимости предотвращения возможных угроз для финансовой стабильности, обусловленных действием как внешних, так и внутренних факторов.

         Несмотря на то, что в следующем году прогнозные показатели платежного баланса по всем сценариям социально-экономического развития характеризуются заметным приростом международных резервов РФ и сохраняется устойчивость состояния бюджетной сферы, конкретный набор инструментов денежно-кредитной политики, которые будут востребованы в этот период, в существенной мере будет зависеть от факторов, имеющих высокую степень неопределенности: состояния международных рынков товаров и капиталов, курсов основных мировых валют, экономических ожиданий участников внутреннего финансового рынка, направления и масштабов капитальных потоков в платежном балансе страны, динамики внутреннего и внешнего спроса.

         Вместе с тем действия Банка России, направленные на формирование условий для развития межбанковского рынка и постепенного перехода к более гибкому курсообразованию и системе управления, опирающейся преимущественно на процентные ставки, предопределяют совершенствование и развитие инструментов денежно-кредитной политики с учетом приоритета рыночных инструментов в сочетании с использованием инструментов постоянного действия.

         В 2006 г. Банк России продолжит использование операций с собственными облигациями в качестве инструмента стерилизации избыточного денежного предложения. В результате принятия федерального закона, упрощающего процедуру эмиссии облигаций Банка России, Возможности по использованию данного инструмента стерилизации денежного предложения существенно возрастают. В частности, в этом направлении Банк планирует следующие мероприятия:

·        Размещение собственных облигаций будет проводиться на стандартный срок (6 месяцев) и в соответствии с унифицированным графиком (15-е число последнего месяца каждого квартала) с последующим регулярным доразмещением;

·        На аукционах новые выпуски ОБР будут размещаться как на основе продажи за денежные средства, так и путем обмена уже обращающихся выпусков ОБР. Данная схема предполагает поддержку постоянного срока обращения выпусков и аккумуляцию ликвидности в ограниченном числе выпусков облигаций Банка России;

·        В период обращения выпуска ОБР со сроком до погашения от 3 до 6 месяцев Банк будет выставлять двусторонние котировки купли-продажи облигаций, тем самым осуществляя функции маркетмейкера. В результате участникам рынка будет предоставлена возможность покупки выпуска из не размещенного ранее остатка, а также в случае необходимости продажи выпуска Банку России.

         Такая политика обеспечит минимальный стартовый уровень ликвидности выпусков, а также будет способствовать дальнейшей активизации операций кредитных организаций с ОБР.

         Банк России в следующем году также будет использовать депозитные операции в качестве инструмента связывания свободных денежных средств кредитных организаций на краткосрочном сегменте рынка.

         В 2006 г. Банк России будет применять рыночные инструменты и инструменты постоянного действия для предоставления денежных средств кредитным организациям. В качестве основных инструментов предоставления ликвидности кредитным организациям будут выступать операции Банка России на открытом рынке. Банк России также продолжит использование инструментов постоянного действия (сделок «валютный своп», ломбардных кредитов по фиксированным процентным ставкам). Внутридневные кредиты и кредиты «овернайт» Банка России, предоставляемые кредитным организациям, будут использоваться для обеспечения бесперебойного осуществления расчетов.

         В 2006 г. действия Банка будут направлены на дальнейшую унификацию, совершенствование и повышение доступности механизмов предоставления и изъятия ликвидности. Эффективности воздействия указанных инструментов денежно-кредитной политики  на ситуацию в банковском секторе России во многом будет способствовать дальнейшее развитие платежной системы и финансового рынка.

         Деятельность Банка по совершенствованию платежной системы в 2006 г. будет направлена на обеспечение финансовой стабильности и реализацию денежно-кредитной политики.

         Банк России будет продолжать работу по развитию методологической базы в области платежных систем, проведению мероприятий по расширению безналичных платежей, внедрению современных технологий и методов передачи информации, обеспечению эффективного, надежного и безопасного обслуживания всех участников расчетов. Указанная работа будет проводиться с учетом международных стандартов и практики зарубежных центральных банков.

         Ключевым моментом в развитии платежной системы Банка России будет осуществление мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам как важного фактора для эффективного и стабильного финансового и экономического развития страны.

         Особое внимание будет уделено мерам по совершенствованию регулирования действующих в стране частных платежных систем, которые обеспечивают внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений, а также клиринговые (неттинговые) расчеты, осуществляемые небанковскими кредитными организациями.

         Будут также поддерживаться инициативы кредитных организаций по созданию клиринговых систем, которые смогут предоставлять платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать их распределению в РФ.

         Будет продолжена работа по совершенствованию тарифной политики в сфере предоставления платежной системой услуг пользователям.

         Развитие экономики страны, рост запросов в финансовых и нефинансовых секторах экономики требуют наличия надежных, безопасных и эффективных механизмов проведения расчетов в сфере розничных платежей, внедрения современных платежных услуг.

         Банк России намерен продолжить осуществление мониторинга состояния розничных платежей в экономике, в том числе проводимых посредством расчетов наличными деньгами.

         В соответствии с современными международными подходами Банк намерен совершенствовать надзор за платежными системами с учетом законодательства Российской Федерации и банковской практики. Это позволит конкретизировать состав и порядок сбора информации и формы аналитической работы.

         Учитывая существующие международные тенденции, Банк России будет осуществлять совершенствование технической инфраструктуры платежной системы. Будет продолжено создание централизованной вычислительной инфраструктуры для обработки платежных сообщений территориальных учреждений, что позволит в дальнейшем использовать единые высокопроизводительные и надежные аппаратно - программные платформы, сократить количество используемых учетно-операционных комплексов.











Заключение

         Денежно-кредитная политика наряду с бюджетной, структурной и налоговой политикой является в руках государства важнейшим инструментом регулирования экономики в целях обеспечения стабильного роста. Государство, используя те или иные монетарные инструменты, оказывает воздействие на объем и структуру денежной массы, темпы инфляции, нивелирует последствия неблагоприятной экономической конъюнктуры.

         Банковская система по отношению к денежно-кредитной политике играет двойственную роль: с одной стороны, банковская система является передающим звеном монетарной стратегии, с другой стороны, ликвидность и финансовая устойчивость кредитных организаций нередко выступают в качестве одной из целей или объектов такой политики.

         В современном понимании денежно-кредитная политика имеет своим основанием как минимум три элемента: эластичную денежную массу, состоящую не только из наличных денег, но и из банковских депозитов; развитые кредитные учреждения, осуществляющие безналичные расчеты, операции с валютой, векселями, государственными и корпоративными ценными бумагами; единый эмиссионный и регулирующий орган, именуемый центральным, национальным или государственным банком. Традиционно для регулирования применяются такие монетарные инструменты, как учетная политика центрального банка, операции на открытом рынке с ценными бумагами и валютой.

         Учетная политика, или политика рефинансирования коммерческих банков, всегда играла значительную роль в монетарной политике государства. Изменяя ее, центральные банки развитых стран регулируют банковскую ликвидность, и в конечном счете оказывают воздействие на экономическую ситуацию в стране.

         Банковский сектор России сегодня подходит к тому рубежу, после которого он либо приобретет новый импульс и новое качество своего развития, либо как финансовый посредник экономики постепенно будет оттесняться на вторые роли.

         Данный тезис подтверждается двумя основными тенденциями. С одной стороны, в последнее время наблюдается снижение темпов развития банковского сектора: замедление темпов роста всех видов кредитования, отстаивание прироста банковского капитала от темпов роста активов, относительно невысокие темпы прироста вкладов населения, которые в 2005 г. остаются практически на уровне прошлого, неблагоприятного для данного рынка, года. С другой стороны, все активнее развиваются небанковские финансовые посредники, трансграничное кредитование, рынок корпоративных облигаций и т. п.

         Темпы роста кредитов физическим лицам по итогам 2005 г. составляет 70% против 110% в 2003 и 2004 гг., темпы роста кредитов корпоративным клиентам – 27% против 40% в 2003 – 2004 гг. Темпы прироста активов банковской системы в 2004 – 2005гг. на 5 – 10 процентных пунктов опережали темпы прироста капитала банковской системы. Среднегодовые темпы роста вкладов населения снизились с 50% в 2001 – 2003 гг. до 30 – 35% в 2004 – 2005 годах.

         Отдельного рассмотрения при разработке долгосрочных программ развития банковского сектора требуют программы развития ипотечного кредитования и кредитования малого и среднего бизнеса. Сегодня достаточно трудно делать прогнозы в отношении ожидаемых темпов роста данных сегментов рынка, так как не все здесь зависит от банков

         Ожидаемое увеличение масштабов и значимости данных рынков для банков говорит о необходимости уже сейчас учесть роль ипотеки, малых и средних предприятий при принятии решений о развитии бизнеса российских банков, обозначить основные источники финансирования таких организаций, понять, как развитие данных направлений бизнеса отразится на возможностях банков по работе на других рынках.

         Как мы видим развитие кредитной системы России очень противоречиво и проблемно. Еще нужно сделать очень многое для дальнейшего развития и поддержания на должном уровне кредитной системы. И это развитие будет зависеть не только от Банк России, но и от руководителей кредитных организаций.

























Список литературы


1.     Банки и банковские операции. Учебник./ Под редакцией проф. Чл.-корр. РАЕН. – М.: «Юнити», 1997.

2.     Деньги и финансовые институты. Учебник./ Балабанов И. Т., Гончарук О. В., Савинская Н. А. – Санкт-Петербург, 2000.

3.     Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. / Под редакцией В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. – М.: «Проспект», 1999. – 496 с.

4.     Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./ Под редакцией профессора чл.-корр. РАЕН Л. А. Дробозиной. – М.: «Юнити», 1997

5.     Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник./ Под редакцией академика Г. Б. Поляка. – М.: «Юнити», 2001.

6.     Инвестиционные институты. Учебник./ Жуков Е. Ф. – М.: «Юнити», 1998.

7.     Казьмин А. И. «Развитие банковской системы»// Деньги и кредит 2005 г. №11.

8.     Ковзанадзе И. К. «Роль денежно-кредитной политики в преодолении последствий банковских кризисов»// Деньги и кредит 2003 г. №2.

9.     Махотаева М. Ю., Николаев М. А. «Практика применения денежно-кредитных инструментов»// Деньги и кредит 2003 г. №10.

10. Митрохин В. В. «Диагностика и мониторинг устойчивости банковской системы»// Деньги и кредит 2005 г. №11.

11. Меликьян Г. Г. «Развитие банковской системы России и инвестиции: достижения и проблемы»// Деньги и кредит 2006г. №1.

12. «Принципы денежно-кредитной политики»// Деньги и кредит 2005г. №12.

13. «Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2006 году» // Деньги и кредит 2005г. №12





© 2010 РЕФЕРАТЫ