Кредитно-денежная политика ЦБ
Кредитно-денежная политика ЦБ
Томский государственный университет Экономический факультет Кафедра государственного регулирования национальной экономики Денежно-кредитная политика центральных банков. Научный руководитель: Доктор экономических наук, профессор Шушарин А.Л. Томск 1997 План. 1. Введение 2 2. Роль и значение центрального банка . 4 2.1 Цель денежно-кредитной политики центрального банка. 4 2.2 Функции центрального банка 7 2.3 Типы денежно-кредитной политики 11 3. Инструментарий денежно-кредитной политики. 11 3.1 Контроль над банковской системой. 16 3.2 Регулирование системы платежей. 22 3.3 Операции на открытом рынке 24 3.4 Учетная политика 25 3.5 Резервные требования 31 4. Заключение 34 5. список ипользованной литературы 36 Введение Ключевым элементом финансово-кредитной системы любого развитого
государства сегодня является центральный банк, выступающий проводником
официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь денежно-кредитная
политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного
регулирования экономики. Соответственно без овладения методами деятельности
центральных банков, инструментами денежно-кредитной политики не может быть
эффективной рыночной экономики. В этой работе мы попытаемся вкратце
рассмотреть функции и методы центрального банка при проведении денежно-
кредитной политики, а также затронем мировой опыт использования
инструментов данной политики. На современном этапе развития многих государств мира дискуссия о роли и
функциях центральных банков, начавшаяся практически с момента их
возникновения, получила дополнительный импульс. Коренные перемены в бывших
социалистических странах и их переход к рыночной экономике отчетливо
показали огромную роль центрального банка западного образца в осуществлении
важнейших социально- экономических преобразований. Недавно новый статус
центрального банка принят во Франции, на самом высоком уровне идут дебаты
по правам центрального банка в Великобритании, обсуждается положение о
чрезвычайных экономических полномочиях центрального банка в США.
Эффективность осуществляемой центральным банком финансовой политики в этих
условиях многие банковские специалисты, ученые и обозреватели связывают их
с полномочиями и степенью независимости от правительственных органов. На нынешнем этапе банковские системы оказались в эпицентре влияния двух
долгосрочных процессов: радикального совершенствования технологий на основе
широкомасштабного внедрения автоматизированных систем обработки информации
и средств дальней связи в банковской деятельности; снижение барьеров на
экономических и политических границах. Эти процессы открывают новые
возможности для развития системы платежей и расширения финансовых рынков. В
то же время они оказывают влияние на изменение управленческой структуры,
частью которой является центральный банк со своей особой ролью в
регулировании этих процессов. Роль и значение центрального банка . Цель денежно-кредитной политики центрального банка. Любое государство ставит перед собой цели экономического развития,
основными из которых являются: обеспечение устойчивых темпов роста
производства, достижение высокого уровня занятости, стабильность цен,
сохранение внешнеэкономического равновесия. Важно при этом отметить, что среди конечных, стратегических целей
существует одна, ответственность за реализацию которой несет во всем мире
центральный банк - это сохранение внутренней и внешней стоимости
национальной валюты. Эта цель достигается с помощью различных инструментов
денежно-кредитного регулирования экономики, суть которого заключается в
том, что центральный банк воздействует на объем денежной массы в обращении
и цену кредита, т.е. процентную ставку. Эти два компонента находятся
постоянно в поле зрения центрального банка. Для устойчивого функционирования банковской системы любой страны также
необходимо формирование гибкого механизма денежно-кредитного регулирования
экономики, позволяющего центральному банку эффективно воздействовать на
хозяйственную активность, контролировать деятельность банковских
институтов, добиваться стабилизации денежного обращения. Денежно-кредитная роль центрального банка по мнению председателя Совета
управляющих ФРС США Алана Гринспэна(1) сводится к достижению двух главных
целей: с одной стороны, обеспечивать ликвидностью, с другой - согласовывать
степень совокупной ликвидности со стабильными ценами. Если фискальная
политика фокусирует свои взгляды на составе и уровне правительственных
расходов и налогов, то кредитно-денежная - на необходимом уровне
ликвидности в данной экономики. Важным моментом оказывается вопрос о
степени независимости центрального банка от правительства, чтобы не было
возможности получения прямых займов для покрытия бюджетного дефицита, так
как такой способ финансирования дефицита бюджета ведет к высокому уровню
инфляции. При этом под независимостью понимается лишь часть вопроса о
разделении функций. Независимость центрального банка является довольно ограниченной, и ее
следует понимать главным образом как некую самостоятельность внутри системы
государственного регулирования, строго в пределах полномочий, данных
законодательной властью. Политика центральных банков ставит своей конечной целью долговременную
стабильность цен, чтобы инфляционные ожидания не оказывали сильного влияния
на принятие хозяйственных решений. (1) Алан Гринспэн Коммерческие банки и центральный банк в рыночной
экономике // Вопросы экономики -1991-№12-С.87-113 Стабильность цен предполагает снижение степени неопределенности в прогнозах
соотношения цен, имеющих решающее значение для инвестиционных решений.
Однако центральные банки прибегают и к другим кратко- и среднесрочным
макроэкономическим целям, чтобы сгладить конъюнктурные колебания в
экономике, например, сохранение низких темпов инфляции, чтобы поддержать
экономический рост. Вообще меры кредитно-денежной политики обычно оказывают
воздействие на экономику и цены на протяжении длительных периодов, так как
решениям в области этой политики внутренне присуща ориентация на будущее.
Подтверждением этого служит то, что для достижения макроэкономических целей
применяются цели или показатели, представляющие собой нечто среднее между
политическими решениями и конечными результатами, например, темпы роста
номинального и реального доходов или номинальные или реальные процентные
ставки. Особенность кредитно-денежной политики как орудия государственного
регулирования заключается в косвенном характере ее воздействия на
производство. Такая политика может повлиять на принятие тех или иных
хозяйственных решений участниками процесса воспроизводства через изменения
финансовых факторов. Процесс кредитного регулирования можно разделить на
два этапа: на первом центральный банк воздействует на соотношение между
спросом и предложением на кредитно-денежные ресурсы путем воздействия на
изменения денежной массы и процентных ставок, объемов кредитных операций,
условий кредитования и т.д. Соответственно цели кредитно-денежной политики
подразделяются на промежуточные (процентные ставки, денежная масса, объем
кредитов и т.д.) и конечные (национальный доход, занятость, темпы роста цен
и т.д.). Задачи кредитно-денежной политики можно сформулировать так:
смягчение циклических колебаний в экономике, стабилизация цен и
стимулирование экономического роста, обеспечение оптимального платежного
баланса. Эти цели за довольно длительный срок не претерпели значительных
изменений, только периодически происходит смена приоритетов и идут большие
дискуссии о методах решениях поставленных задач. В России статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и
деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации,
законом «О Центральном банке РСФСР (Банке России) и другими федеральными
законами. Основными целями деятельности Банка России, выделенными в законе «О
Центробанке» являются: «защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы
расчетов. Получение прибыли не является целью деятельности Банка
России»(1). Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая Функции центрального банка «На этапе формирования центральных банков в различных странах их
основной функцией было кредитование. По мере международного разделения
труда и развития внешнеэкономических связей сфера их кредитной деятельности
постоянно расширялась. В связи с этим наряду с укреплением положения
центрального банка в национальных финансовых системах возросла их роль и
активность в международном кредитовании»(1). Однако в процессе дальнейшего развития экономической деятельности
функции центрального банка значительно диверсифицировались. Главной их
заботой стало проведение денежно-кредитной политики. Сейчас уже никто не
отрицает важности такой функции центрального банка, как обеспечение
надежной системы платежей. Осуществляемая центральным банком во многих
промышленно развитых странах роль распределителя финансовых средств и
контролера банковской системы не менее важна, чем денежная политика. Современные центральные банки формировались главным образом в процессе
фундаментального изменения денежной системы - в период перехода от
технологии платежей, построенной на товарных деньгах, к технологии
доверительных (бумажных) денег. Ответственность за платежи в этом случае (в
отличии от технологии расчетов с помощью товарных денег) несет третья
сторона. Надежность долговых обязательств, а также качество платежей
зависят от финансового положения и оперативности этой третьей стороны.
Поэтому система базирующаяся на доверительных деньгах, требует надежного
гаранта, чьи обязательства всеми принимаются и пользуются общим доверием.
Именно этим объясняется, почему после ряда неудачных экспериментов с
неуправляемыми частными гарантами- банками было признано, что роль
безусловного конечного гаранта должна быть центральному банку, призванному
выполнять эту важную общественную функцию . Таким образом, центральные
банки были созданы, чтобы гарантировать выполнение финансовых обязательств,
принимаемых всеми в экономике, и, по существу, обеспечивать доверие к
системе платежей на основе бумажных денег, придавая всем уверенность в ее
единстве, надежности, эффективности. С расширением денежной сферы и возможностей коммерческих банков
центральные банки стали выполнять другую общественную функцию, хотя и менее
заметную, -оказания банкам платежных услуг, аналогичных тем услугам,
которые эти банки оказывают частным лицам и фирмам. Когда платежи
осуществляются между банками, то центральный банк служит единственно
возможным посредником, выступая как представитель банковской системы в
целом. Перевод оплаты через центральный банк - единственная платежная
операция, Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28 которая немедленно и полностью погашает обязательство и завершает сделку,
исключая любой риск. Деньги центрального банка, хранимые в банках или
резерве, исключаются из общего денежного снабжения и практически невидимы,
но, тем не менее, действует как необходимый «смазочный материал» для всей
денежной системы. В связи с этим современную систему платежей можно
представить в виде пирамиды, в основании которой находятся индивидуальные
вкладчики и фирмы, а в середине - коммерческие банки, оказывающие им
платежные услуги, а на вершине - центральный банк, выполняющий подобную
сервисную роль для коммерческих банков. «Основные функции банков, как отмечается в трудах классиков-
финансистов, вытекают из трех главных функций денег: средство платежа, мера
стоимости и средство накопления (еще выделяют две - средство обращения и
мировые деньги). В соответствии с этим рассматривается тройная функция
центрального банка: 1) осуществление денежной политики; 2) организация системы платежей; 3) контроль банковской деятельности»(1). Денежная политика призвана способствовать стабилизации реальной
стоимости денежной единицы измерения. Контроль банковской деятельности
должен обеспечивать защиту вкладов, являющихся средствами денежного
обращения и средствами накопления. Система платежей призвана сделать деньги
эффективным и безопасным средством расчетов. Все эти кажущиеся различными
функции в реальных условиях тесно взаимосвязаны. Поэтому, чтобы избежать
внезапных финансовых потрясений, необходимо учитывать в банковской
деятельности все особенности очень строгих и, вместе с тем, достаточно
гибких законов денежного обращения. Основной функцией любого центрального банка является осуществление
контроля за движением денежной массы и кредита, но это общее положение ,
безусловно, нуждается в конкретизации. Давайте с вами посмотрим какие
функции декларирует и стремится выполнять ФРС США: «формулирует и проводит денежно-кредитную политику, стремясь
сбалансировать рост денежной массы с потребностями экономики. Конечными
целями служит неинфляционный экономический рост, высокий уровень занятости,
оптимизация платежного баланса; осуществляет регулирование и надзор за финансовыми операциями для
поддержания устойчивости и одновременно динамичности кредитной системы. ФРС
также осуществляет контроль за выполнением многих финансовых законов, будь
то деятельность Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28 холдингов или предоставление потребительского кредита. ФРС имеет
монопольное право эмиссии банкнот, и денежное обращение в США состоит
только из ее банкнот; играет роль «банка банков», поскольку все сберегательные институты
обязаны держать на счетах в окружных федеральных банках резервы от
определенной доли их депозитов; кроме того, ФРС снабжает наличными деньгами
и обслуживает чековое обращение в стране; как «кредитор последней инстанции», обеспечивает важную функцию защиты
от финансовой паники, которая может быть вызвана крахом крупного банка или
корпорации; выступает в качестве финансового агента американского правительства,
выпускает и погашает государственные ценные бумаги, управляет
правительственными счетами и финансовыми активами различных федеральных
ведомств; может также воздействовать на объем биржевого кредита, изменяя правила
для гарантийных взносов инвесторов, берущих сумму на покупку акций (маржу); ведет дела с центральными банками других стран и вообще осуществляет
международные операции от имени американского правительства»(1). А теперь можно сравнить функции ФРС США с функциями, обозначенными в
законе о Банке России: 1) «во взаимодействии с правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ; 5) устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 1) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций; 7) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; Степанов Ю. Опыт организации работы центральных банков в зарубежных
странах// Вопросы экономики-1995-№10-С.20-28. 9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все
виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка
России; 10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами; 11)организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так
и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ; 12)принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и
организует составление платежного баланса РФ; 13)в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам, прежде всего
денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует
соответствующие материалы и статистические данные; 14)осуществляет иные функции в соответствии с федеральными
законами»(1).(ст. 4) После такого сравнения можно сделать вывод, что функции, возложенные
на центральные банки в разных странах, почти не отличаются, за исключением
некоторых аспектов. Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая. Типы денежно-кредитной политики В зависимости от состояния хозяйственной конъюнктуры Центральный банк
делает выбор между двумя основными типами монетарной политики, для
каждого из которых характерен свой набор инструментов и определенное
сочетание экономических и административных методов регулирования. Рестрикционная (рестриктивная) денежно-кредитная политика (так
называемая политика "дорогих денег") направлена на ужесточение условий и
ограничение объема кредитных операций коммерческих банков и повышение
уровня процентных ставок. Ее проведение обычно также предполагает и
сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов,
а также другими мероприятиями, направленными на преодоление инфляции.
Рестрикционная денежно-кредитная политика может быть использована не только
в целях борьбы с инфляцией, но и для сглаживания циклических колебаний
деловой активности. Экспансионистская денежно-кредитная политика сопровождается расширением
масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом количества
денег в обращении, понижением уровня процента. Иначе эту систему методов
называют еще политикой дешевых денег. Денежно-кредитная политика как экспансионистского, так и
рестрикционного типа может иметь тотальный либо селективный характер. При
тотальной монетарной политике мероприятия Центрального банка
распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной -
на отдельные кредитные институты либо их группы или же на определенные
виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика
позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в
определенном направлении. При ее проведении практикуется использование
следующих инструментов или их разнообразных сочетаний: лимитирование
отдельных видов операций банков (или их групп, например по регионам),
установление размеров вознаграждения коммерческих банков при проведении
различных финансово-кредитных операций, регламентация условий выдачи
отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков, установление кредитных
потолков. Выбор типа проводимой монетарной политики, а соответственно и набора
инструментов регулирования деятельности коммерческих банков
осуществляется Центральным банком в каждом конкретном случае исходя из
состояния хозяйственной конъюнктуры. Разработанные на основе такого
выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются
законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг
между проведением того или иного мероприятия монетарного регулирования и
проявлением эффекта от его реализации. Инструментарий денежно-кредитной политики. Механизм регулирования банковских операций зависит от форм организации
банковской деятельности в стране, места, роли и функций центрального банка,
степени его независимости от правительства и других факторов. Он включает
как методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских
операций, так и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы,
банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и
микроэкономическом уровне. Достижение поставленных задач по управлению платежным оборотом в
едином экономическом пространстве достигается центральным банком путем
разработки и реализации комплекса мер на макроэкономическом уровне, а также
посредством регулирования операций отдельных банковских учреждений или их
групп. При этом могут использоваться как прямые (административные), так и
косвенные (экономические) методы воздействия на деятельность банков.
Реакция рынка банковских услуг на прямые на прямые административные методы
вмешательства в деятельность банков более ощутима во времени и
пространстве. Использование же косвенных экономических методов предполагает
высокую степень развития процессов саморегулирования на микроэкономическом
уровне, а эффект применения замедлен и неоднозначен. «К административным методам относятся прямые ограничения (лимиты) или
запреты, устанавливаемые центральным банком в отношении количественных и
качественных параметров деятельности банков. При использовании
административных методов воздействия наиболее широко применяются такие
инструменты как квотирование отдельных видов пассивных и активных операций;
введение потолков (лимитов) на выдачу различных категорий ссуд и на
привлечение кредитных ресурсов; ограничение на открытие филиалов и
отделений и т.д.; лимитирование размеров комиссионного вознаграждения,
тарифов за оказание различных видов услуг, процентных ставок; определение
номенклатуры операций, видов обеспечения, а также перечня банков,
допущенных к отдельным видам операций (контингентирование)»(1). Административные методы, как правило, используются в странах с
развитой системой государственного планирования экономики. Правда, довольно часто административное регулирование преимущественно применялось в странах
с рыночной организацией хозяйственной жизни, но лишь на период
глобального кризиса. Так, в США такие денежно-кредитные инструменты ФРС
применяла в эпоху Великой Депрессии, а также во время корейской войны. Банковское дело :Справ. пособие /М.Ю. Бабичев, Ю.А. Бабичева и др.; Под
редакцией Ю.А. Бабичевой. - М.: Экономика, 1994.-397 с. Банк России чаще использует такие административные меры как
регулирование общего объема, выдаваемых им кредитов в соответствии с
принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики. В прямые количественные ограничения включают установление лимитов на
рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных
банковских операций. Банк России в праве применять прямые количественные
ограничения в исключительных случаях в целях проведения единой
государственной денежно- кредитной политики после консультаций с
Правительством РФ. «Банк России устанавливает роста одного или нескольких показателей
денежной массы исходя из основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики. Центральный банк РФ ежегодно не позднее 1
декабря представляет в Государственную Думу основные направления денежно-
кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект этой политики
представляется Президенту РФ и Правительству РФ. Основные направления
денежно-кредитной политики на предстоящий год включают следующие положения:
анализ состояния и прогноз развития экономики РФ; основные ориентиры,
параметры и инструменты денежно-кредитной политики»(1). К экономическим методам управления совокупным денежным оборотом и
регулирования банковских операций относятся мероприятия, использование
которых оказывает в основном косвенное воздействие и не предполагает
установление прямых запретов или лимитов. Выделяются три основные группы
экономических методов управления: налоговые, нормативные (размер вводимых
ограничений или льгот увязываются с масштабом операций) и корректирующие.
Использование налоговых методов является прерогативой финансовых органов, в
то время как нормативных и корректирующих - центрального банка. К нормативным методам воздействия относится использование таких
инструментов воздействия, как отчисления в фонд регулирования кредитных
ресурсов, коэффициенты ликвидности и достаточности банковского капитала, а
также иные виды отчислений и коэффициентов, обязательных к исполнению и
устанавливаемых в виде норматива; к корректирующим - учетная политика и
операции на открытом рынке. Нормативные методы применяются путем установления и периодического
пересмотра в сторону увеличения или уменьшения контрольных цифр в виде
соотношения двух величин, скорость их воздействия невелика, и эффект от
вводимых нормативов проявляется Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая. через относительно длительный промежуток времени. Основным нормативным
инструментом является изменение нормы обязательных резервов, которая во
многом определяет размер денежного мультипликатора. Банк России по вопросам, отнесенным также к его компетенции, издает
нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной
власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц. При этом по закону нормативные акты
Центробанка не могут противоречить федеральным законам. Они вступают в силу
со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России
(«Вестнике Банка России»), за исключением случаев, установленных Советом
директоров и эти документы не имеют обратной силы. Нормативные акты Банка
России обязательно регистрируются в Министерстве юстиции РФ и в полном
объеме отправляются во все зарегистрированные кредитные организации.(ст. 6) Корректирующее воздействие осуществляется путем проведения кредитных
операций Центральным банком (когда Центробанк выступает в качестве
кредитора в последней инстанции) и операций с ценными бумагами, которые
могут проводиться по усмотрению Центрального банка в необходимых масштабах
и с нужной периодичностью, за счет чего эффект достигается более быстро.
Эта форма воздействия отличается гибкостью и оперативностью,
возможностью оказывать стимулирующее либо ограничивающее воздействие на
кредитно-депозитную эмиссию в зависимости от ситуации. «Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики, которые
использует Банк России являются: 1)процентные ставки по операциям Банка России; 2)нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России
(резервные требования); 3)операции на открытом рынке; 4)рефинансирование банков; 5)валютное регулирование; 6)установление ориентиров роста денежной массы; 7)прямые количественные ограничения»(1). Можно увидеть, методы денежно-кредитной политики Центробанка РФ уже не
ограничиваются преимущественно административными мерами. Такой
инструментарий оглашен в законе о Банке России. Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)»// Экономика и жизнь- 1995-
19 мая. Экономические методы в наибольшей степени присущи экономике рыночного
типа с сильными традициями высококонкурентных рынков. В частности,
Федеральная Резервная Система, осуществляя контроль за финансовыми
посредниками, в настоящее время меньше использует административных
методов. В большинстве стран в целях управления и регулирования банковских
операций Центральный банк ориентируется в основном на использование
экономических методов, работая, впрочем, и с административными
инструментами. Согласно установкам официальной денежно-кредитной политики
разрабатываются основные мероприятия по денежно-кредитному регулированию в
каждый конкретный период, определяются наиболее эффективные в данный момент
методы управления и инструменты воздействия на деятельность банков.
Тактические действия на краткосрочных временных отрезках во многом
определяются долгосрочными стратегическими планами, не нарушая сложившейся
системы приоритетов. В действующем банковском законодательстве нашей страны юридически
закрепляется переход от чисто административных к использованию
экономических методов регулирования денежного обращения и кредитной
эмиссии, уровня банковских процентных ставок. Принципы взаимоотношений Центрального банка с коммерческими банками
построены так, чтобы минимизировать вмешательство государства в действия
субъектов рыночной экономики: Центральный банк не имеет права вмешиваться в
текущую деятельность коммерческих банков; его регулирующие и контрольные
функции ограничиваются пределами действия соответствующих законов и
направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, но не
тотальный контроль за банками второго уровня. В сегодняшних условиях инструментами реализации установок денежно-
кредитной политики, проводимой Центральным банком, должны стать
минимальные резервных требования, определение размеров рефинансирования
коммерческих банков и установление учетной ставки, а также операции на
открытом рынке. В этой главе мы рассмотрим более подробно использование
этих методов регулирования. Контроль над банковской системой. В начале века необходимость наделения центрального банка контрольными
полномочиями над коммерческими банками недооценивалась. Первый центральный
банк получил такие полномочия в 1913 году, хотя многие годы их практически
не использовал. Другие центральные банки стали осуществлять надзор за
банками в 30-х годах прямо или косвенно через институт так называемых
«банковских инспекторов». Банк Англии официально принял на себя
ответственность за банковский надзор только к концу 70-х годов, а в ряде
стран, например в Германии, центральный банк формально не имел
контролирующих прав, хотя постоянно способствовал укреплению положения
частных банков. Эти обстоятельства важно учитывать при оценке специфики
национальной финансовой структуры и реально существующей ситуации. Дебаты об эффективности контроля банковской системы со стороны
центрального банка возобновились в последнее время во Франции,
Великобритании и США. Конечно, технически можно лишить центральный банк
ответственности за банковский контроль, так же, как теоретически возможно
разделить функции денег - меры стоимости и средства платежа. Однако
выдвигаемые при этом аргументы, по оценкам экспертов БИ, не имеют
достаточно глубокого обоснования. Более тщательный анализ показывает, что в
этом случае возникает острое противоречие между ценовой и банковской
стабильностью. Опыт стран Запада свидетельствует о том, что управление
денежной политикой через единый центр значительно легче и эффективнее, чем
координация деятельности различных финансовых институтов. Потери от
подобной децентрализации становятся еще более очевидными при рассмотрении
конкретных направлений финансовой политики. В то же время четкое
представление о текущем положении банков необходимо для центрального банка,
даже если он и не наделен контролирующими полномочиями. Эффективность этих
полномочий может быть гораздо выше, если они переданы центральному банку,
финансовому институту, который непосредственно знает, как функционируют
коммерческие банки, денежный рынок и система платежей. «В эволюции финансовой структуры за последние двадцать лет выделяются
три главных направления: 1)диспропорционально быстрое развитие финансовых рынков и сделок по
отношению к реальным экономическим процессам; 2)расплывчатость границ финансовой специализации; 3)интернационализация финансовой сферы»(1). Характерной чертой для многих финансовых систем является то, что их
развитие сопровождалось значительной эрозией одной из опор Силаев В.П. Эволюция центральных банков: функции, организация,
технология.// Банковское дело - 1995 - №8 - С.24-28 традиционной модели: прочной связи между центральным банком и всей
банковской системой. Со стиранием операционных границ между различными
видами финансового посредничества все три основные функции, выполняемые
центральным банком, были задеты. Денежная политика, как приводной механизм,
перестала вращать механизм банковской системы. Контроль, направленный на
обеспечение стабильности, становится все менее эффективным, если он не
охватывает внебанковские финансовые институты. Это связано с тем, что
растущие возможности рынка ценных бумаг означают, что у внебанковских
посредников есть способности и желание предлагать свои услуги в области
платежей. «В странах с развитой рыночной экономикой административные меры чаще
применяют в условиях кризисов. Так, например, по причине сильной инфляции и
неэффективного воздействия центральным банком на процесс кредитования к
началу 1958г. во Франции возникла необходимость дополнить регулирование
банковской ликвидности прямым вмешательством в распределение кредитов. В
феврале каждому банку было предложено при предоставлении кредитов не
превышать, за незначительными исключениями, максимальную сумм, равную
средней арифметической сумме кредитов, выданных 30 сентября и 31 декабря
1957г. Этот порядок был отменен в феврале 1959г., как только условия
позволили это сделать. Позже, с февраля 1963г. по июнь 1965г., а затем с
октября 1968г. по октябрь 1970г., французские финансовые органы снова
прибегли к этому лимитированию, чтобы создать условия для восстановления
денежного и финансового равновесия»(1). Банк России также выполняет функцию банковского регулирования и надзора
за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор
за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства,
нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных
нормативов. Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных
организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Эту функцию осуществляет непосредственно орган банковского надзора,
созданный внутри центрального банка. Центробанк РФ устанавливает обязательные для кредитных организаций
правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,
составление и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности. Для
осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем,
установленным Советом Берже П. Денежный механизм. Пер. с фр. Красавиной Л.Н. - «Прогресс», 1993.-
144с. директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций
необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по
полученной информации. Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа
экономической ситуации Банк России имеет право запрашивать и получать
необходимую информацию у федеральных органов федеральной власти. Поступившие от кредитных организаций данные по конкретным операциям
нельзя разглашать без согласия соответствующей организации, за исключением
случаев, предусмотренных федеральными законами. Банк России публикует
сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе РФ. Банк России регистрирует кредитные организации в книге государственной
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии
на осуществление банковских операций и имеет право отозвать их. По закону
Центробанк РФ в праве предъявлять квалификационные требования к
руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру
кредитной организации. Необходимо уведомлять Банк России о приобретении в результате одной или
нескольких сделок одним или группой юридических и физических лиц, связанных
между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними
или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций кредитной
организации, а если более 20 % - требуется предварительное согласие
Центробанка. Не позднее 30 дней с момента получения ходатайства он сообщает
заявителю в письменной форме о своем решении - согласии или отказе. Отказ
должен быть мотивирован. Если Банк не сообщил о принятом решении в течение
указанного срока, сделка купли - продажи акций кредитной организации
считается разрешенной. Банк России в рамках осуществления своих надзорных функций имеет право
запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой
репутации участников кредитной организации в случае приобретения ими более
20 % акций кредитной организации. Он также может отказать в даче согласия
на совершение сделки купли - продажи более 20 % акций кредитной организации
при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей
акций. Приобретение акций кредитной организации за счет средств
нерезидентов тоже регулируется федеральными законами. «В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России
может устанавливать им обязательные нормативы: 1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых
кредитных организаций, минимальный размер собственных средств для
действующих кредитных организаций; 2) предельный размер неденежной части уставного капитала; 3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков; 3) максимальный размер крупных кредитных рисков; 4) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); 5) нормативы ликвидности кредитной организации; 6) нормативы достаточности капитала; 7) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения; 8) размеры валютного, процентного и иных рисков; 9) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые активы; 10) нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций других юридических лиц; 11) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим участникам. Минимальный размер собственных средств по закону устанавливается как
сумма уставного капитала, фондов кредитной организации и нераспределенной
прибыли. Об изменении минимального размера собственных средств Банк России
официально должен объявить не позднее чем за три года до момента его
введения. Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков, являющихся по отношению друг к другу зависимыми или дочерними,
устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации.
При определении размера риска учитывается вся сумма кредитов кредитной
организации данному заемщику, а также гарантии и поручительства,
предоставленные кредитной организацией заемщику. Максимальный размер крупных кредитных рисков устанавливается как
процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных
средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объем
кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше
5 % собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных
кредитных рисков не может превышать 25 % собственных средств кредитной
организации. Банк России в праве вести реестр крупных кредитных рисков
кредитных организаций. Максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) кредитной
организации устанавливается как процентное соотношение величины вклада или
полученного кредита, полученных гарантий и поручительств, остатков по
счетам одного кредитора и собственных средств кредитной организации.
Страницы: 1, 2
|