|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: “Экономика Узбекистана 1/05” Обязательные резервные требования формировались путем ежемесячного депонирования коммерческими банками своих обязательств на счетах обязательных резервов ЦБУ. На протяжении 2004г норма резервирования оставалась на отметке 20%. Дальнейшие действия ЦБУ были связаны с куплей и продажей иностранной валюты. В 2004г результате валютной либерализации, введения конвертируемости национальной валюты объемы осуществляемых операций на внутреннем валютном рынке существенно возросли. Рост экспорта позволил добиться положительного сальдо внешнеторгового баланса 1,037 млрд. США. Результаты проводимой монетарной политики: Выше указанные действия ЦБУ были увязаны с общеэкономической политикой направленной на укрепление макроэкономической стабильности и стимулирования экономического роста. Осуществление комплекса мероприятий в сфере денежно-кредитной политики позволили ЦБУ в долгосрочном периоде обеспечить стабильность национальной валюты и положительного платежного баланса. По итогам 2004г ИПЦ составил 3,7 % а снижение обменного курса по отношению к доллару 8%. Низкий уровень инфляции, снижение ставки рефинансирования ЦБУ и процентных ставок коммерческих банков способствовало росту объема кредитования реального сектора экономики что соответствовало долгосрочным целям ЦБУ.
Денежно-кредитная политика в Казахстане и задачи на 2005 г.Макроэкономическая ситуация: Сохранение благоприятных условий в мировой экономике и на внешних финансовых и торговых рынках способствовали достижению Казахстаном устойчивого экономического роста и улучшению макроэкономической ситуации в стране. В 2001 году в Казахстане экономический рост превысил показатель 2000 года. И составил 10%. В этих условиях основные мероприятия Национального Банка по денежно-кредитной политике были направлены на обеспечение низких темпов инфляции и поддержание стабильного номинального обменного курса тенге. Инфляция за 2001 год составила 6,4 %. За 2001 год снижение курса тенге к доллару США составило 1,7 %. Денежная база с начала года расширилась на 14,7 % до 154,2 млрд.. За 10 месяцев денежная масса увеличилась на 31,1 % до 523,7 млрд.. Замедление темпов инфляции и снижение доходности на финансовом рынке позволили НБК поэтапно снизить ставку рефинансирования с 14 % ( начало года) до 9. Ориентиры кредитно- денежной политики 2002 года С 2002 года ориентиры кредитно- денежной политики были направлены на достижение в стране относительной макроэкономической стабильности. Основным направлением денежно-кредитной политики НБК в этот период была подготовка и переход к принципам инфляционного таргетирования, что предполагало постепенный отход от целевых показателей по денежной базе золотовалютным резервом к главным показателям по инфляции. Такая денежно кредитная политика отвечает основной цели НБ по снижению инфляции и кроме того обеспечивает ей более большее доверие участников рынка и проводимой денежно- кредитной политики. Опыт стран показывает, что основой для успешного введения системы целевых показателей инфляции являются следующие факторы: · Устойчивое состояние бюджета · Гарантии макроэкономической стабильности · Стабильность финансовой системы · Независимость Центрального Банка · Достаточное понимание взаимосвязей между инструментами ЦБ · Информационная открытость В 2002-2004 годах денежно-кредитная политика НБК была направлена на обеспечение внутренне и внешней устойчивости тенге. Основной целью денежно кредитной политики было удержание инфляции в пределах 5-7 % в 2002 году и в пределах 4-6% в 2004 году Для достижения поставленных целей ЦБК использовал в качестве своего основного инструмента операции на открытом рынке и переучетные операции с векселями В долгосрочном периоде это привело к росту денежной базы на 24%. Это мультиплицировало прирост денежной массы на уровне 700 млрд. тенге.. На конец 2004 года инфляция составила 6,7 %. Сохранению инфляции в этих пределах способствовал Существенный экономический рост, сопровождаемый высоким потребительским спросом и инвестиционной активностью. За период с 2000 года по 2004 ВВП в реальном отражении вырос на 69% при увеличении реальной заработной платы на 60% и инвестиций в основной капитал- более чем в 5,5 раза. Однако сохранению инфляции в экономике способствовал значительный рост денежных агрегатов. Следствием высокого потребительского спроса было увеличение наличных денег в обращении на 59% до 379,3 млрд. Чтобы не допустить значительного укрепления реального обменного курса тенге, а также для сглаживания колебаний курса НБК участвовал на внутреннем валютном рынке в качестве покупателя. Всего ха 2004 год объем чистой покупки иностранной валюты НБК составил 3,6 млрд. долларов США. В результате за 2004г чистые международные резервы НБК увеличились на 87,1% до 9,3 млрд. Для сдерживания темпов роста инфляции НБК в 2004г предпринимал меры по усилению регулирующих воздействий официальных ставок. Для повышения роли ставки рефинансирования с 2004г переучет векселей производится в соответствии с официальной ставкой рефинансирования. Цели и возможные результаты монетарной политики в 2005г. Исходя из сложившейся ситуации в Казахстане и на мировых рынках нефти основной целью НБК будет обеспечение стабильности цен. Существующие в последнее время на мировых рынках оказывают позитивное влияние на макроэкомическое развитие Казахстана и в тоже время вызывают ряд проблем. Одна из них заключается в избытке ликвидности банковской системы, обусловленной в том числе внешними заимствованиями предприятий реального сектора и коммерческих банков, что ведет к быстрому росту кредитов в экономике. Положение обостряется значительным притоком иностранных инвестиций , а также ростом расходов госбюджета в последние годы. В этих условиях возможна угроза перегрева экономики. Целью денежно-кредитной политики станет удержание инфляции. Для достижения данной цели НБК усиливает меры воздействия по операциям денежно-кредитной политики м способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок. Одной из мер также может быть повышение ставки рефинансирования к середине 2005г. Однако по мере снижения инфляционного потенциала в экономике предполагается постепенное её снижение. Предусмотренные выше действия НБК в ближайшей перспективе будут воздействовать на ликвидность банковской системы, что совпадает с промежуточными целями проводимой НБК монетарной политики. Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности в предстоящие три года годовые приросты денежных агрегатов будут обеспечивать сохранению существующих темпов экономического роста. Ужесточение денежно-кредитной политики предполагает изменение направления влияния официальных ставок НБК на рыночные ставки по кредитам. Если в предыдущие годы меры НБК были направлены на решение задачи по активизации деятельности банков по кредитованию экономики в том числе и по снижению ставок, то в условиях необходимости недопущения перегрева экономики вопрос снижения ставок уже не ставится как самоцель.
Денежно-кредитная политика за 2002-2005 Казахстан | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2002 (оценка) |
2003 |
2004 |
2005 прогноз |
||||||||||||||||||||||||||||
Инфляция |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
в среднем за год, % |
6 |
7 |
6.9 |
3-5 |
||||||||||||||||||||||||||||
Ставка рефинансирования |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
на конец года |
7,5 |
6-7 |
7 |
4,5-6 |
||||||||||||||||||||||||||||
Валовые золотовалютные резервы |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
млн. долл. США |
3008 |
3355 |
3541 |
3673 |
||||||||||||||||||||||||||||
изменение в % |
16 |
11,5 |
5,5 |
3,7 |
||||||||||||||||||||||||||||
Денежная база |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
млрд. тенге |
207 |
237 |
268 |
304 |
||||||||||||||||||||||||||||
изменение в % |
18,1 |
14,8 |
12,9 |
13,9 |
||||||||||||||||||||||||||||
Денежная масса |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
млрд. тенге |
707 |
865 |
1008 |
1168 |
||||||||||||||||||||||||||||
изменение в % |
22,7 |
22,4 |
16,6 |
15,9 |
||||||||||||||||||||||||||||
Депозиты резидентов в банковской системе |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
млрд. тенге |
544 |
671 |
788 |
910 |
||||||||||||||||||||||||||||
изменение в % |
22,3 |
23,3 |
17,4 |
15,5 |
||||||||||||||||||||||||||||
Кредиты банков экономике |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||
млрд. тенге |
614 |
767 |
905 |
1059 |
||||||||||||||||||||||||||||
изменение в % |
25,3 |
25 |
18,0 |
17,0 |
Source www.centralbank.kz
На мой взгляд, в последующих годах направление нашей кредитно-денежной политики должно меняться. Не только направление, но и её воздействие на макроэкономические показатели. Если на протяжении 14 лет наш ЦБ проводил жесткую денежно-кредитную политику, ориентированную на подавлении инфляции и укрепления Сума, то теперь она должна быть направлена на стимулирование инвестиции и экономического роста. Мы не должны останавливаться на достигнутых нами высокого экономического роста 7,7, напротив нам надо совершенствоваться и улучшать нашу банковскую систему.
Несомненно, проводимая политика заметно снизило инфляцию с 30% в 1994г до 3,7 на конец 2004г. Такой инфляции можно позавидовать, но не пора ли и подумать о не менее важных показателях? Основной целью нашего ЦБ в проводимой им монетарной политики, на мой взгляд, должна стать привлечение как местных так и иностранных инвестиций, путем снижения ставок коммерческих банков на предоставляемые им кредиты и создания более выгодных условий на их пользование. Хоть это и может обернуться нам не большой инфляцией скажем в пределах 4-8% для такой динамично развивающейся страны как Узбекистан это вполне допустимые пределы и не приведёт к серьёзным осложнениям тем более что у нас проводится сильная социальная политика. Постоянное сдерживание инфляции имеет свои минусы. Во первых это сдерживает потребительский спрос а следовательно и производство, что в свою очередь приводит к сокращению рабочих мест и безработице. Жертвуя небольшой инфляцией и относительно не большой девальвацией сума наш ЦБ должен придерживаться долгосрочных целей, т.е стимулирование инвестиций, создание рабочих мест и увеличение выпуска продукции. Только добиваясь одних целевых показателей и не жертвуя другими нам не достигнуть в последующих годах высоких темпов роста.
С другой стороны жесткая политика ЦБ дала нам одну из самых низких инфляций в Центральной Азии и в мире в целом, но ценой чего? Очевидно что у нас безработица, бегство рабочей силы в соседние республики и самое худшее для нашей страны низкий уровень инвестиций, что чревато своими последствиями в долгосрочном периоде.
Проводя жесткую кредитно-денежную политику наш ЦБ стремится укрепить национальную валюту Сум и сделать её для населения предпочтительней доллару или другим иностранным валютам. На мой взгляд наш ЦБ не может ожидать того что наш народ будет хранить свои деньги в банках. Куда более выгодней купить стадо овец, чем вкладывать в банк под мизерные проценты а ещё если и учесть инфляцию. Частично это потому что у нас в стране еще не достаточно развита финансовая система, частично еще и от сложившихся у нас традиций все свои сбережения, хранимые в чулках, тратить разом на торжества и выполнение обрядов.
Что касается применяемых нашим Центральным Банком инструментов, то как известно его арсенал немного беден. В связи с неразвитостью рынка ценных бумаг, наш ЦБ не может проводить активную политику по купле и продаже ГКЦ. Следовательно нам надо развивать быстрыми темпами ранок ценных бумаг, и увеличивать операции на открытом рынке который является наиболее рыночным инструментом в проводимой ЦБУ денежно-кредитной политики.
Что касается Казахстана, то сложившееся на мировых рынках нефти ситуация в целом благоприятствует развитию Казахстана, учитывая что он является одним из крупнейших её экспортёров в центральной Азии. В целом ожидается, что в этом году экономический рост Казахстана будет выше 2004г из-за высоких цен на нефть. Экспорт нефти приведёт к большому притоку иностранной валюты в республику. На столько большому что даже есть предположение перегрева экономики. Поэтому, на мой взгляд ЦБ Казахстана должен ужесточить проводимую им кредитно-денежную политику. Тем более что в долгосрочном периоде это приведет к снижению инфляции и укреплению национальной валюты. На этой экономике низкая инфляция не сильно повлияет на уровень безработицы, тем более что большая часть привлекаемых инвестиций Центральной Азией приходятся именно на эту страну.
В заключении мне бы хотелось бы добавить то, что развивающиеся страны при разработке своей собственной кредитно-денежной политики не должны в слепую копировать опыт и результаты своих соседей и других развивающихся и развитых стран. Одна и та же кредитно-денежная политика может привести к абсолютно разным результатам. Это исходит прежде всего из предпосылок вынуждающих ЦБ проводить соответственную монетарную политику
В моей курсовой работе была проделана следующая работа:
1. Была описана макроэкономическая ситуация для каждой страны до проведения соответствующей кредитно-денежной политики
2. Была представлена относительная эффективность инструментов применяемых ЦБ Узбекистана и Казахстана в регулировании предоставляемых кредитов и денежной массы в обращении.
3. Были отмечены результаты проводимой монетарной политики в краткосрочном и долгосрочном периодах.
4. Было сделано предложение для проведения монетарной политики.
В поделанной курсовой работе, я пришел к следующим выводам:
Во-первых: любое государство как развитое так и развивающее должно придавать большое значению ЦБ и проводимой им денежно-кредитной политики. ЦБ должен быть полностью независим в проводимой им политики. При этом важно учесть, чтобы цели правительства не противоречили проводимой ЦБ кредитно-денежной политики. Плачевный опыт ЦБ Бразилии и Аргентины показал необоснованность и однобокость целей правительства. В целях привлечения инвестиций правительство принуждало ЦБ снижать процентные ставки по кредитам что противоречило проводимой ЦБ политики инфляционного таргетирования, где главной целью ЦБ была направлена на подавления инфляции. Еще долгое время пришлось Аргентине и Бразилии восстанавливаться после процессов гиперинфляции.
Во-вторых: в процессе осуществления денежно-кредитной политики ЦБ должен стараться обеспечить необходимое расширение кредитов и размеров денежной массы, соответствующих долгосрочным нуждам растущей экономики развивающихся стран, соблюдая при этом стабильность внутренних цен. В более короткий период денежно-кредитная политика не должна допускать нежелательных инфляционных или дефляционных процессов.
В-третьих: наиболее важной целью денежно-кредитной политики должно быть стабильность цен, при обеспечении которой создаются условия способствующие экономическому росту. Для эффективного осуществления денежно-кредитной политики в развивающихся странах, необходимо чтобы органы денежно-кредитного регулирования определили приоритеты, цели и пути их достижения опираясь на опыт развитых и успешно развивающихся стран.
В-четвертых: Перед проведением денежно-кредитной политики как мощного инструмента регулирования экономики, должна быть дана объективная оценка сложившейся ситуации в денежно-кредитной сфере и в экономике в целом. Органы разрабатывающие и оценивающие денежно-кредитную политику должны постоянно контролировать развитие событий в экономике.
Так же необходимо отметить, что эффективность применения типов денежно-кредитной политики, как и отдельных инструментов регулирования банковских операций, определяется тем насколько дестабилизация денежного обращения вызвана чисто монетарными, а не общеэкономическими или политическими причинами. Только поняв причины дестабилизации экономики можно проводить успешную денежно-кредитную политику как в развивающихся так и развитых странах.
1. Узбекистан по пути углубления экономических реформ. И. А. Каримов
2. Узбекистан на пороге 21 века. И.А. Каримов
3. Деньги и финансовые рынки. А. Чжен
4. Деньги и банковская система А. Долан
Журналы
1. Рынок Деньги Кредит 6/1998
2. Рынок Деньги Кредит 12/2000
3. Рынок Деньги Кредит 6/2002
4. Рынок Деньги Кредит 11/2003
5. Экономическое обозрение 12/2004
6. Экономика Узбекистана 12/2004
7. Экономический Вестник 9/2003
Интернет ресурсы
1. www.cer.uz
3. www.centralbank.kz