бесплатные рефераты

Кредитно-денежная политика

Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды.

Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сроки, предусмотренные кредитным договором.

Ответственность за невыполнение заемщиками своих обязательств предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), залога, гарантии, страхования кредитного риска.

Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на стройку машин и оборудования, строительных конструкций, деталей, блоков и материалов, а также выполненных строительно-монтажных, проектных и других работ. Банки должны возмещать заемщику расходы по уплате пени поставщикам, за несвоевременные расчеты с ними, если это вызвано неполным и несвоевременным предоставлением кредита.

После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заемщик оформляет в установленном порядке задолженность по кредиту срочным обязательством. Погашение кредита обычно начинается со следующего квартала после принятия ответственного решения о вводе объекта в эксплуатацию и производится за счет собственных средств заемщика.

Коммерческие банки используют собственные и привлеченные кредитные ресурсы не на инвестиции в техническое развитие предприятий, а главным образом на выдачу им краткосрочных ссуд для производства расчетов и выплаты заработной платы. Такое состояние сказывается на материально-технической базе народного хозяйства страны, вызывая спад производства продукции и углубление других кризисных явлений в экономике страны.

Государственный кредит используется инвесторами для оплаты расходов, связанных со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, строек и объектов. Погашение государственного кредита начинается через год после окончания нормативного срока строительства (реконструкции, технического перевооружения) объекта кредитования и производится за счет собственных средств инвестора или заемных средств. Кредит на приобретение оборудования, которое не входит в сметы строек, погашается, начиная со следующего за годом его выдачи в течение не более двух лет.

Гарантом погашения государственного кредита выступает министерство, ведомство или другой орган хозяйственного управления.

Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кредиту, а также значительная часть платы за пользование этим кредитом перечисляются финансирующими банками в доход государственного бюджета. На покрытие расходов по обслуживанию государственного кредита эти банки оставляют О,4 начисленных процентов за пользование кредитом и О,3 так называемых "штрафных" процентов.

При нарушении сроков строительства более чем на 3 месяца и при консервации или прекращении строительства на такой же срок по инициативе инвестора процентная ставка повышается на 100%. Инвесторы, не соблюдающие сроки платежей, должны уплачивать дополнительно 25% годовых от сумм, которые не уплачены в установленные сроки.

Контроль за целевым использованием инвесторами государственного кредита, а также за своевременным его возвратом в государственный бюджет осуществляют финансирующие банки и Министерство финансов.

Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производственной программы, но не может превышать 5 лет.

Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает ее в министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой программе, составляет смету затрат и представляет обслуживающему его коммерческому банку заявку на долгосрочный кредит с обоснованием его потребности и эффективности намеченной программы.

Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной заявки. При необходимости получения централизованных ресурсов Центрального банка коммерческие банки подают заявки областному управлению Центрального банка.

Региональные управления Центрального банка анализируют заявки коммерческих банков и свои предложения относительно целесообразности кредитования целевых производственных программ и экономических возможностей этих банков направляют в управление кредитного регулирования Центрального банка.

Целесообразность предоставления долгосрочного кредита коммерческим банком предварительно рассматривается в кредитном комитете и утверждается правлением Центрального банка.

Центральный банк заключает с коммерческими банками, кредитующими целевые программы, договор, где определяет размеры платы за кредит и маржи.

Центральный банк открывает коммерческому банку кредитную линию, что должно обеспечить оперативное целевое и эффективное использование централизованных ресурсов для кредитования производственных программ.

Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только на цели, предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах средств, перечисленных им Центральным банком для целевого кредитования.

Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммерческому банку о необходимой ему сумме кредита для оплаты расчетных документов по кредитуемому объекту. Только при соблюдении этого условия Центральный банк сможет своевременно предоставлять коммерческому банку средства в пределах открытой ему кредитной линии.

Использование, погашение кредита и уплата процентов за пользование им производятся в установленном порядке.

Контроль за целевым использованием кредита коммерческими банками осуществляет Центральный банк и его региональные управления, а за целевым использованием кредита заемщиками - коммерческие банки. При выявлении фактов нецелевого использования кредита Центральный банк (региональные управления Центрального банка) взыскивает с коммерческого банка штраф в размере 5% суммы кредита, использованной не по назначению.

Опыт свидетельствует, что долгосрочный кредит, предоставляемый на капитальные вложения, способствует сокращению сроков строительства, снижению его себестоимости и ускорению окупаемости затрат, если строительный объект своевременно обеспечен качественной проектно-сметной документацией, оборудованием, строительными материалами, конструкциями и деталями, а капитальные вложения и средства выделяются соответственно нормам продолжительности строительства.

Стройка также должна быть обеспечена достаточными мощностями строительной индустрии, которые следует эффективно использовать.

 

4.2. Долгосрочное кредитование населения на потребительские цели

 

Долгосрочные кредиты населению на потребительские нужды предоставляют в основном учреждения Сбербанка. Объектами кредитования являются затраты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, дач, благоустройство садовых участков, строительство гаражей, на приобретение квартир в жилищном кооперативе, в личную собственность, на покупку у граждан индивидуальных жилых домов с надворными постройками, на хозяйственное обзаведение семейным студентам и другие цели.

Кредиты выдаются на коммерческой основе при соблюдении принципов целевой направленности, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Кредиты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, дач и других строений предоставляются в размере до 75% сметной стоимости строительства, ремонта или инвентарной стоимости строения в пределах размеров, устанавливаемых Сбербанком в зависимости от уровня цен и в пределах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а также приобретаемых в других банках.

Кредиты населению выдаются на основании заключаемых между ссудозаемщиком и банком кредитных договоров по месту их постоянного жительства (прописки), за исключением кредитов на строительство и покупку индивидуальных жилых домов, на покупку квартир в жилищных кооперативах, которые выдаются по месту застройки или нахождения индивидуального дома или кооперативной квартиры, а также кредитов семейным студентам, которые предоставляются по месту нахождения вузов.

Сроки представления документов, подтверждающих целевое использование средств по ссуде, определяется в кредитном договоре, в зависимости от объекта кредитования, и не позднее установленного срока освоения. При этом срок освоения кредитов, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов, не должен превышать 2-х лет, а по ссудам, предоставляемым на приобретение домов и квартир - 2 месяца. Кредитный договор оформляется на всю сумму кредита, заключается на срок пользования ссудой и подписывается руководителем банка и заемщиком. Долгосрочные кредиты могут выдаваться частями таким образом, чтобы расходы, сроки погашения, процентные ставки по частично выданным суммам соответствовали условиям кредитного договора. Каждая сумма кредита, получаемая заемщиком в рамках условий кредитного договора, оформляется срочным обязательством заемщика и подписывается заемщиком.

Для получения кредита и оформления кредитного договора индивидуальные заемщики предоставляют банку следующие документы:

- паспорт или другой заменяющий его документ;

- справку с места работы ссудозаемщика и поручителя с указанием получаемого дохода (среднемесячного заработка) и размера производимых из него удержаний. Пенсионеры представляют банку удостоверение, сведения из которого проставляются в кредитном договоре заемщика;

- документы, необходимые для определения платежеспособности клиента;

- договор залога имущества или договор страхования;

- поручительство одного или более трудоспособных граждан, имеющих постоянный источник дохода;

- документ, подтверждающий право на соответствующие льготы.

Кроме того, заемщики представляют в финансирующее учреждение банка для получения кредита следующие документы:

- на строительство индивидуального жилого дома - заверенную в установленном порядке выписку из решения госадминистрации о выделении земельного участка под застройку дома, а также разрешенный и приложенный проект дома с указанием сметной стоимости строения или сведения из проектно-сметной документации, заверенные районным архитектором. При совместном строительстве многоквартирных жилых домов представляется также один экземпляр договора, заключенного между участниками застройки с указанием сведений об участниках и доли каждого из них в совместном строительстве;

- на строительство надворных построек - справку госадминистрации о том, что заемщик является владельцем дома и не имеет указанных построек, а также паспорт с постоянной пропиской в этом доме;

- на реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального жилого дома с надворными постройками, присоединение их к инженерным сетям, на приобретение оборудования для инженерного обустройства дома - документ, удостоверяющий право собственности на жилой дом, а также паспорт с пропиской в этом доме и перечень предстоящих работ;

- на покупку у граждан индивидуального жилого дома с надворными постройками (дом покупается как основное жилье) - справку бюро технической инвентаризации о балансовой (остаточной) стоимости строения. При отсутствии указанной справки можно представить справку органов Госстраха о страховой стоимости строений;

- на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков - справку правления садоводческого товарищества о том, что заемщик является его членом с указанием подлежащих выполнению работ;

- на покупку квартиры в жилищном кооперативе - справку кооператива, свидетельствующую о том, что заемщик является его членом, а также копию акта о приемке дома в эксплуатацию;

- на внесение первоначального взноса в жилищный кооператив - справку о том, что заемщик является членом ЖСК, и справку о сумме первоначального взноса;

- на покупку квартир в личную собственность - решение госадминистрации на выкуп квартиры, справку об оценочной стоимости квартиры;

- на строительство гаражей - справку гаражно-строительного кооператива либо госадминистрации с указанием сметной стоимости предстоящих работ.

По ссудам на покупку у граждан жилых домов оформляется гарантийное письмо на имя продавца о перечислении на его вклад суммы получаемого покупателем кредита после оформления в установленном порядке договора купли-продажи дома.

Кредитный работник проверяет правильность оформления договора залога имущества, поручительств граждан, а также других справок и документов, определяет платежеспособность заемщика, устанавливает суммы платежа основного долга по ссуде и составляет график платежей заемщика, производит расчет общей суммы процентов, подлежащих оплате за весь срок пользования кредитом, согласовывает с заемщиком способы, порядок погашения кредита и процентов по нему, оформляет совместно с заемщиком кредитный договор и срочное обязательство. На основании подписанного руководителем банка кредитного договора бухгалтерия оформляет индивидуальному заемщику лицевой счет.

В случае увеличения предельного размера кредита на строительство, реконструкцию или капитальный ремонт индивидуального жилого дома и садовых домиков банки могут выдать дополнительный кредит из расчета максимально возможного размера при условии соблюдения установленных сроков освоения кредита.

Дополнительный кредит на окончание строительства индивидуального жилого дома может быть выдан только после предварительной проверки целевого использования ранее полученного кредита на основании справки районной госадминистрации или районного архитектора об измененной сметной стоимости строительства с учетом ранее приобретенных материалов и выполненных работ по старым ценам. По остальным видам кредитов предварительные проверки на месте целевого использования не производятся, но обязательно должен быть представлен промежуточный отчет об использовании ранее полученного кредита.

Дополнительная выдача кредита производится на условиях, действующих на момент его получения. Если процентная ставка не изменялась, то кредитный договор и срочное обязательство оформляются на всю сумму долга с учетом остатка задолженности по ранее выданной ссуде. По тем кредитам, по которым установлена новая процентная ставка, кредитный договор и срочное обязательство оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий и документов по первоначальной выдаче.

При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредитного договора кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательство по ссуде на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения в графики платежей.

Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляются на беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка.

Погашение задолженности по ссудам и процентов по ним производится заемщиками в сроки, установленные срочными обязательствами. По ссудам, выдаваемым населению, устанавливаются, как правило, месячные сроки платежей. Первый срок платежа по кредитам устанавливается не позднее, чем через 3 месяца после получения ссуды или первой ее части, если ссуда выдается частями. Погашение ссуд, связанных со строительством и ремонтом домов, может начинаться после истечения сроков освоения кредитов. Размер ежемесячных платежей основного долга определяется путем деления суммы кредита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах. По желанию заемщиком может быть предусмотрена возможность досрочного погашения задолженности по ссуде. В этом случае платежи производятся с объединением суммы ежемесячных платежей. При последнем платеже заемщику возвращаются проценты, полученные с него за недоиспользованный кредит. Погашение задолженности по ссудам и процентам по ним может производиться заемщиками через учреждения банка наличными деньгами, переводами через предприятия связи либо перечислением со счетов по вкладам, а также путем удержания из заработной платы, стипендии, пенсии на основании поручения заемщика бухгалтерии по месту работы (учебы) или органу, назначившему пенсию. Не внесенные в срок платежи перечисляются на счета просроченных ссуд. Просроченные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в бесспорном порядке по исполнительным надписям нотариальных контор. Банк обязан в месячный срок оформить в установленном порядке исполнительную надпись на взыскание просроченной задолженности по ссуде и процентов с заемщика или с его поручителя. При неуплате заемщиком очередных платежей, включая проценты, свыше 6 месяцев, банк вправе обратиться с иском в суд о досрочном взыскании всей задолженности по ссуде, числящейся за заемщиком.

За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, установленные на договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном договоре. Договорные процентные ставки применяются в ряде отдельных случаев, когда в соответствии с банковским законодательством Центральным банком и Советом Сбербанка вводятся особые условия кредитования по некоторым видам ссуд и категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет координацию уровня процентных ставок между учреждениями банка, находящимися на территории страны, путем установления минимальных и максимальных границ величины процента за соответствующие виды кредита и в зависимости от сроков выдачи ссуд заемщикам. Минимальная граница процентных ставок устанавливается в зависимости от стоимости кредитных ресурсов, затрат по их привлечению и расходов по совершенствованию кредитных операций и должна обеспечивать определенный уровень рентабельности кредитных операций учреждений банка. Максимальная граница устанавливается в зависимости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения на отдельные виды потребительского кредита, может быть одинаковой для всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентные ставки могут устанавливаться и областными управлениями банка в пределах, предусмотренных Сбербанком. Конкретные размеры применяемых процентных ставок по кредитам внутри установленных границ определяются, как правило, непосредственно учреждениями банка при выдаче кредита в зависимости от условий их коммерческой деятельности, спроса на конкретные виды ссуд и учетом платежеспособности заемщика.

Размер ежемесячного платежа по ссуде определяется путем деления суммы процентов за весь период пользования кредитом на время пользования им, исчисленные в месяцах. За сумму процентов всего периода пользования принимается их величина, исчисленная исходя из условных сроков платежей через равный период времени. В условиях растущей конкуренции со стороны других банков учитывается необходимость приоритетного предоставления кредитов ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка не менее 1 года или получает заработную плату через его учреждения независимо от сроков.

В процессе кредитования населения банк осуществляет контроль за правильным и целевым использованием заемщиком ссуд путем проверки документов, предоставленных для оформления кредита, отчетов о расходовании средств и других документов, предусмотренных в кредитном договоре, а также путем проверок на местах. При нарушении сроков платежей по ссуде и возникновении просроченной задолженности, неосвоении кредита в установленный срок, нецелевом его использовании банк удерживает штраф в размере не ниже О,5% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, что также предусматривается в договоре.


Глава 5. Некоторые аспекты кредитно-денежной политики на примере Японии и Мексики

Мировой экономикой накоплен огромный опыт функционирования денежно-кредитных и финансовых институтов, позволяющий оценить их роль в общем денежном регулировании экономики, поддержания ликвидности рынка, эффективном осуществлении платежей, переливе сбережений в инвестиции. В условиях перехода нашей страны к рыночной экономике определенный интерес составляет ознакомление с зарубежным опытом решения ряда проблем финансово-экономической стабилизации, в частности, на примере одной из наиболее развитых стран мира – Японии, и Мексики, которая является одной из самых развитых стран Латинской Америки.


5.1 Денежно-кредитная политика в Японии

 

Обращаясь к опыту японских экономистов в области кредитно-денежного регулирования, необходимо отметить следующие моменты, которые могли бы быть полезны для решения наших проблем в области кредитно-денежного регулирования.

Производственные корпорации в Японии имели слабые финансовые возможности в первые послевоенные десятилетия, поэтому банковская система сыграла огромную роль в  формировании условий для ускоренного роста промышленности в 50-е и 60-е годы.

Нужно отметить, что главной особенностью функционирования банковской системы в Японии в течение почти всего послевоенного периода была высокая степень правительственного контроля. Опираясь на такой инструмент, как кредиты Центрального банка частному финансовому сектору на льготных условия, государственная бюрократия фактически регулировала как процентные ставки, так и направления кредитования, что позволяло сравнительно успешно реализовывать го-дарственные приоритеты. Вместе с тем, в основе механизма такого регулирования лежали чрезвычайно высокий спрос на деньги со стороны нефинансового сектора и постоянное превышение размеров кре-дитов над объемом средств на банковских депозитах. В последующем постепенное возрастание роли  самофинансирования и соответственно меньшая зависимость промышленных корпораций от банковского кредитования в итоге подорвали возможности административного руководства со стороны Центрального банка и стали одной из причин либерализации кредитно-денежного рынка.

В последние десять лет основной особенностью современного японского рынка ссудных капиталов была искусственная структура и жесткое регулирование процентных ставок. При этом либерализация процентных ставок в последнее десятилетие была определена не столько соображениями эффективности, сколько необходимостью размещения на рынке громадного количество облигаций госзаймов и нажимом  извне, а ставки  долгосрочного кредита не являются вполне рыночными по нынешней день".

Что касается инструментариев кредитно-денежной политики Центрального банка, то такие классические средства, как манипулирование учетной ставкой и нормами резервов, а также операциями на открытом рынке ценных бумаг в Японии в течение нескольких послевоенных десятилетий имели весьма малое значение, уступая в этом качестве прямому количественному рационированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента.

В последнее время, правда, ситуация несколько меняется: ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной мере ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному, классическому инструментарию. Увеличилась степень гибкости процентных ставок и учетная ставка была увеличена  дорыночного  уровня. С 1971 года Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями госзаймов, перейдя к системе открытой подписки на них. Наконец, был сформирован рынок краткосрочных ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала. Все это говорит о качественной смене модели регулирования кредитно финансовой сферы с упором на косвенные методы такого регулирования, опосредованные ликвидными позициями банков, выступающие в роли непосредственных субъектов кредитной экспансии.

Рассмотрим конкретные цели и механизм кредитно-денежной политики. В основе подхода к данной политике лежала идея избирательной поддержки -"своего рода искусственной селекции предприятий".Инициативу в проведении реформ в данной сфере взяло на себя правительство. И здесь оно активно использовало двойной эффект занижения процентных ставок: с одной стороны, административное установление процентных ставок на чрезвычайно низком уровне (с 1962 по 1977 год) искусственно превышало норму накопления,  перераспределяя средства в пользу банковского сектора, а с другой стороны, регулирование кредитных ставок и создаваемый таким образом дефицит ссудного капитала позволяли Центральному банку и правительству в приказном по сути порядке направлять его  крупнейшим корпорациям в сфере тяжелой индустрии и экспортных отраслей. Главный тезис проводимой политики - ни Банк Японии, ни правительство не считали для себя возможным оставить решение вопроса о направлении перераспределения средств, а соответственно и имевшихся редких ресурсов стихийному  рыночному  процессу. "Именно  способность высшего государственного аппарата избежать чрезмерной зависимости от сиюминутных интересов первоначального накопления и использовать всю силу государственного принуждения для соблюдения устанавливаемых "правил игры" и стал, по-видимому, одной из причин быстрого и здорового экономического подъема страны в 50-е - 70-е годы

Сходные черты  можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения  и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

5.2.Кредитно-денежная политика в Мексике


В первой половине 80-х годов мексиканская экономика находилась в кризисном состоянии, усугубленном острейшим кризисом внешней  задолженности,  нарастающей  инфляцией  и  массовым бегством  частных капиталов из страны. К тому же особенностью развития Мексики традиционно были довольно сильные позиции государства в экономике, жесткая регламентация режима деятельности иностранных банков, суровая централизованность государственного регулирования деятельности национальных банков. В этих условиях правительство начало проводить экономическую реформу.

В результате антикризисных мероприятий правительства начался поворот финансово-экономической политики в сторону модернизации и либерализации экономики,  развития рыночных механизмов, а также большой "открытости" экономики и интегрированности ее в мировое хозяйство.

Остановимся на основных моментах стабилизационной политики Мексики. Регулирование денежного обращения мексиканское правительство и центральный банк страны - Банк Мексики - старались использовать как инструмент деструктивной монетарной политики и придерживаться следующих положений: денежная масса в обращении не должна была превышать более чем в четыре раза стоимость официальных инвалютных резервов страны; лимиты финансирования, предоставляемого Банком  Мексики, определялись "потолком" (максимальной суммой, который устанавливался конгрессом ежегодно при рассмотрении федерального бюджета. Кредитные рестрикции обеспечивались довольно жестким регулированием финансовых операций мексиканских коммерческих банков, особенно в форме режима "обязательных вложений", который применялся до недавнего времени. Помимо обычных резервных требований, для мексиканских банков был увеличен размер обязательных специальных депозитов в Банке Мексики, а также размер нормативов селективного отраслевого кредита и так называемый коэффициент обязательной ликвидности (покупка федеральных ценных бумаг). Вплоть до 1989 года регулированию подлежали ставки процентов по пассивным операциям коммерческих банков.

Денежно-кредитное регулирование в Мексике традиционно было довольно жестким и сложным. Кредитным учреждениям приписывалось  обязательное кредитование приоритетных (с точки зрения государственных экономических программ) отраслей. Административному регулированию подлежали также ставки банковского процента и кассовая наличность банков. "Зарегулированность " банковской деятельности существенно ограничивала финансовую базу для активных операций, сужала маневренность банков. Поэтому в конце 80-х годов начинается постепенный переход к ослаблению государственной регламентации банковской сферы. Были "опущены" банковские ставки, также были отменены некоторые нормативы обязательного страхования. Однако при этом в 1990 году вводилась такая форма регулирования, как "коэффициент обязательной ликвидности" в национальной валюте в виде государственных ценных бумаг ("бон экономического развития").

В 1991 году ситуация в кредитной сфере заметно изменилась: началась активная приватизация банков, потребовавшая и больших сумм наличности, и банковских кредитов. Спрос на кредит резко возрос. В таких условиях коэффициент обязательной ликвидности становился нежелательным ограничителем банковской маневренности. Отмене его (в октябре 1991 года) способствовал и такой фактор, как бездефицитный государственный бюджет, нетребующий теперь принудительного вложения банковских средств в правительственные ценные бумаги. Отмена вышеуказанного инструмента банковского регулирования проводилась почти одновременно с введением другого регулирующего показателя- "коэффициента инвалютной ликвидности", который предписывал банкам держать часть своих пассивов в иностранной валюте в виде правительственных ценных бумаг. Данная политика была вызвана опасениями центральных банковских властей, что обильный приток в Мексику иностранных капиталов, а также частных мексиканских капиталов из-за рубежа, репатриация так называемых"беглых" капиталов из зарубежных  банков могут иметь некоторый инфляционный эффект и влияние на денежную массу в обращении.

Либерализация государственного  регулирования  банковской системы не означает полной его отмены и осуществляется теперь

по следующим направлениям:

- операции Банка Мексики как кредитора всех банков в последней инстанции;

- поддержание нормативов минимума собственного капитала банков (теперь они устанавливаются не в пропорции к пассивам, как ранее, а в зависимости от степени рискованности банковских операций;

- хранение всеми банками депозитов  до  востребования, а также кассовой наличности в Банке Мексики;

- интервенции Центрального банка на денежном рынке;

- осуществление и регулирование селективного кредитования приоритетных отраслей в основном  через государственные банки развития, предоставляющие дешевые кредиты и техническую помощь;

- введения для банков нового норматива контроля -  "коэффициента инвалютной ликвидности";

- создание специальных резервов банков  под  сомнительные

долги;

- разработка более строгих  правил  и  условий  для  предоставления кредита лицам и организациям, связанные с акционерами и руководством банка;

- более четкое определение содержания должностного преступления в банковской сфере и применение соответствующих санкций к банковским служащим, совершающим такие преступления;

- разрешение на ассоциирование банковских и небанковских финансовых учреждений.

Весь этот комплекс мер  позволил  к 1992 году добиться успеха  в  деле стабилизации национальной валюты и внутренних цен, снизить темпы инфляции до 9,7%,  достичь темпа роста ВНП на 4%, увеличить финансирование частного сектора на 20,2%.

Заключение

В настоящее время денежно-кредитная сфера в России переживает, как, впрочем, и остальные государства, нелегкие времена.

На современном этапе Центральный банк РФ использует все вышеперечисленные инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические.

Важнейшим способ решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики, прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственного положительного влияния на сферу производства.

В этой связи необходимо осуществить поворот к использованию кредита в качестве важного рычага роста производства и предложения товаров, что будет способствовать снижению инфляции.

Важное направление преодоления негативных результатов осуществления жесткой кредитно-денежной политики может состоять, прежде всего, в расширении кредитования массы платежных средств в обороте. В интересах развития производства, улучшения соотношения между спросом и предложением и, в конечном итоге для уменьшения инфляции – целесообразно несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения использования кредита предприятиями, а также населением.

Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационные займы, при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц. Крупные банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы.

И в заключение, в свете всего вышеизложенного, хочется пожелать главному органу денежно-кредитного регулирования в нашей стране - Центробанку удачи в его непосредственной деятельности.

Список использованной литературы

1) Аукуционес С.П., «Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ.» М: Наука., 1984.

2) Исаева Е. Б., «Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты.» Деньги и кредит. 1993. № 9.

3) Казаков А.А., Минаев Н.В. «Экономика» Учебное пособие. М., «Тандем» 1998 г.

4) Мамедов О.Ю., «Современная экономика.» М: Феникс .,  1996.

5) Обухов Н. П., «Кредитный рынок и денежная политик.а» Финансы. 1995. № 2.

6) Симонов В. В., «Кредитная система и государственное регулирование.» Деньги и кредит. 1992. № 4.

7)Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. «Экономика» М:«Дело» 1993 г.

8) Хансен Э. «Экономические циклы и национальный доход. М:1959.

9) Хаберлер Г. «Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний» М., 1960.

10) Чекмаева Е. Н. «Межбанковский кредитный рынок и его регулирование» Деньги и кредит. 1994. № 5-6.


[1] Симонов В. В. Кредитная система и государственное регулирование // Деньги и кредит. 1992. № 4.

[2] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995. № 2.

[3] Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы Россиии // Деньги и кредит. 1993.

[4] Чекмаева Е. Н. Межбанковский кредитный рынок и его регулирование // Деньги и кредит. 1994. № 5-6.

[5] Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты // Деньги и кредит. 1993. № 9.

 

[7] Обухов Н. П. Кредитный рынок и денежная политика // Финансы. 1995.

[8] Мамедов О.Ю.  Современная экономика.   М: Феникс .,  1996.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ