бесплатные рефераты

Кредитно-денежная система. Кредитная система РФ

Займы, ден. ед.

Добавлено в денежное предложение, ден. ед.

100

20

16

80

64

80

64

Всего: 100+80+64 = 244

Но процесс создания банками денег на этом не заканчивается. Он будет продолжаться до тех пор, пока сумма потенциального кредита не приблизится к нулю.

Формализация описанного выше примера выглядит следующим образом: банк А привлек депозит  в размере D1 при норме обязательного резерва rr и предоставил кредит в сумме K1 = (D1 – D1*rr/100) = D1(1-rr/100). Появление нового депозита D2 = K1 в банковской системе предоставляет возможность выдать новый кредит на сумму K2 = (D2 – D2 rr/100) = (D1 – D1*rr /100) – ((D1 – D1*rr/100) * rr/100) = D1(1-rr/100) – (D1*(1 - rr/100)*rr/100). Затем появляется новый депозит D3 = K2 и т. д.

Общая сумма кредитно-денежной эмиссии MS будет выглядеть следующим образом:

MS = D1 + D1(1 – rr100) + (D1(1  - rr/100) – D1(1 – rr/100)*rr/100) +…+ n раз.

Применив формулу суммы бесконечной геометрической прогрессии при знаменателе меньше единицы, получим сумму кредитно-денежной эмиссии банковской системы, выраженную следующим образом:

MS = D1/(1 – (1 – rr/100)) = D1 * 100/rr,

если r выражен в процентах.

Таким образом, первоначальное внесение денег в банковскую систему в размере D1 вызвало мультипликативный эффект. Банковский мультипликатор (mb) равен:

mb = 1/rr*100,

если rr выражен в процентах.

В приведенном выше числовом примере при rr = 20% mb = 1/20*100 = 5.

Таким образом, первоначальный   вклад в 100 ден. ед. может увеличить количество денег в обращении до 500 ден. ед.

Стоит заметить, что банковский мультипликатор работает как на увеличение, так и на уменьшение. Предположим, что фирма изымает деньги для покупки товара за границей. Изъятие 100 ден. ед. (изъятие депозита из банковской сферы) в примере, рассмотренном выше, приведет к обратному мультипликативному уменьшению безналичных денежных средств, эмитированных банковской системой, в размере 500 ден. ед.

Описанный процесс создания денег банковской системой следует рассматривать как идеальную, абстрактную схему, действующую при условии, что все фирмы все полученные деньги относят в банк, никто не изымает свои вклады, а банки строго придерживаются норматива обязательного резервирования. В реальной жизни нормы резервов могут меняться, банки вовсе не обязаны отдавать в кредит всю сумму избыточных ресурсов. Кроме того, есть еще одно, весьма существенное, обстоятельство  - превращение части средств в банкноты.


1.6. Цели и инструменты кредитно-денежной (монетарной) политики

 

Денежно-кредитная политика государства традиционно рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.

Цели и средства, которыми государство осуществляет денежное предложение и регулирование денежной массы, составляют содержание кредитно-денежной политики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью, стабильностью цен и  устойчивым платежным балансом.

Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать  денежное  предложение,  а  в  период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис.  Поэтому необходима взвешенная государственная политика  регулирования  денежного обращения.  Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет эмиссионный банк.

Основные задачи денежно-кредитной политики:

§        обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;

§        выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;

§        воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.

Для реализации этих задач Центральный банк использует определенный набор инструментов. Как уже говорилось, только Центральный банк может осуществлять денежную эмиссию, имея исключительное право на печатание банкнот.

Кроме того, в целях регулирования величины и структуры денежной массы Центральный банк применяет специфические инструменты денежно-кредитной политики, важнейшими из которых являются:

§        учетная политика;

§        политика открытого рынка;

§        резервная политика;

При проведении своей политики Центральный банк исходит как из стратегических задач развития экономики страны, так и преследует частные тактические цели краткосрочного характера. Пи этом он может проводить как самостоятельную политику, так и идти в “фарватере” политики правительства.

Политика Центрального банка в значительной степени определяется характером его взаимоотношений с другими государственными органами, вытекающим из специфики законодательства о Центральном банке и денежном обращении в той или иной стране, а также сложившимися в стране традициями и характером развития политических институтов.

Теперь рассмотрим подробнее каждый инструмент монетарной политики.

Резервная политика заключается в том, что Центральный банк устанавливает  нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов (то есть гарантируют определенную величину нерисковых банковских активов), что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы.

Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной массы, а, следовательно, и на величину денежного предложения. Так, повышение (понижение) нормы обязательных резервов приводит к уменьшению (увеличению) величины денежной массы, которую может поддерживать заданная величина резервов. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки.

Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой – эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций.

Однако применение политики минимальных резервных требований имеет и существенные ограничения, обусловленные как институциональными факторами, так и состоянием конъюнктуры финансового рынка.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

Этот инструмент монетарной политики  является  наиболее  мощным, поскольку он  затрагивает  основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. Впервые данный метод был применили в США в 1933 г.                  В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.        

 

                                  

Политика открытого рынка, то есть проведение операций на  открытом рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью этой политики является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Термин “открытый рынок” означает, что Центральный банк продает и покупает ценные бумаги на общедоступных институциональных площадках капли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений. Сделки совершаются с коммерческими банками или частными лицами.

Операции на открытом рынке различаются в зависимости:

§        Условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);

§        Объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;

§        Срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;

§        Сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и не банковский сектор рынка ценных бумаг;

§        Способа установления ставок – определяемые центральными банком или рынком.

Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х гг. и сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеется развитый финансовый рынок. Например, в активе баланса ФРС США доля ценных бумаг приблизительно составляет 80 %

Действенность политики открытого рынка заключается в практически моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный банк снижает резервы банковской системы, и соответственно – денежную массу, покупая, наоборот – увеличивает.

Учетная (дисконтная) политика представляет собой классический инструмент в практике эмиссионных банков. Суть ее состоит в том, что Центральный банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставленные ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой ссудой и возможности ее получения различаются по странам.

Термин “учетная ставка” означает ставку процента (или дисконта), по которой выдается кредит коммерческим банкам.

Повышение учетной ставки  приводит к тому, что коммерческие банки также увеличивают процент за кредит, так как им будет нужно за счет этого источника погасить процент Центральному банку и получить прибыль. А в результате этого количество желающих взять кредит под высокий процент сократится, значит, снизится возможность расширения производства, и наоборот.

Учетная политика не является инструментом оперативного воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стараются проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в некоторых странах, например, в РФ, ставка рефинансирования имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.

При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложения денег, в периоды “перегрева” экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.

Учитывая взаимосвязь большинства макроэкономических параметров, могут возникать определенные противоречия между различными тактическим целями, а также проблемы, связанные с различием в краткосрочных и долгосрочных последствиях изменения параметров финансового рынка для экономической конъюнктуры.                                                                                                                                                                              1.7. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство.

 

Механизм воздействия денежно-кредитной политики по-разному расценивается в кейнсианской и монетаристской теориях.

 

Модель IS-LM [Прилож.1]

 

Предположим, что монетарная политика предполагает рост денежного предложения.

Рассмотрим сначала кейнсианское описание действия данного механизма (рис.1.1, а, б, в, г).

В модели IS-LM кривая LM выражает положительную зависимость между ставкой процента и доходом.

В краткосрочном периоде при данном уровне цен на факторы производства рост предложения денег понижает ставку процента (рис.1.1 а) и увеличивает тем самым уровень дохода. Кривая LM1 в модели IS-LM сдвигается вправо – вниз, что иллюстрирует рис. 1.1, б. Номинальный национальный доход возрастает, ставка процента падает.

Сдвиг кривой LM1 вправо – вниз происходит вдоль кривой IS, отражающей возможные варианты состояния  частичного равновесия на инвестиционном рынке. Снижение ставки процента приводит к сдвигу вправо – вниз вдоль кривой плановых инвестиций и вызывает рост инвестиций (рис. 1.1, в).

Увеличение плановых инвестиций, в свою очередь, вызывает сдвиг кривой совокупного спроса AD вправо – вверх, поскольку уровень инвестиций “встроен” в кривую совокупного спроса.

В модели IS-LM представлено теоретическое описание кривой совокупного спроса AD, отражающей зависимость между уровнем цен и доходом. Сдвиг кривой LM1 вправо – вниз при данных ценах отражает сдвиг AD1 вправо – вверх (рис. 1.1, г) вдоль кривой совокупного предложения AS, которая имеет положительный наклон, поскольку рассматривается в данном случае краткосрочный период с фиксированными ценами на факторы производства (затратные цены).

Такое смещение кривой AD1 означает увеличение объема производства и цен на конечные товары и услуги. Рост номинального дохода (частично рост реальный, а частично обусловленный ростом цен) смещает кривую спроса на деньги из положения MD1  до MD2 (рис. 1.1, а). Это, конечно, ограничит падение процентной ставки, но полностью не остановит ее снижения. Денежный рынок приходит в новое равновесие в точке E2, где пресекаются кривые MD2 и MS2 (рис. 1.1, а). Точка равновесия в модели IS-LM перемещается от E1 до Е2 ставка процента падает от r1 до r2 (рис. 1.1, б). Плановые инвестиции увеличиваются с I1 до I2 (рис. 1.1, в). В модели AD-AS кривая совокупного спроса AD1 перемещается в положение AD2 (рис. 1.1,г). Новое краткосрочное равновесие будет достигнуто в точке T2 где реальный национальный продукт Y2 и цена P2.

Экспансионистская политика в краткосрочном периоде приводит к понижению учетной ставки; увеличению объема производства; росту уровня цен.

Денежно-кредитная политика, направленная на уменьшение денежной массы в обращении, приводит соответственно к противоположному результату: ставка процента повышается; объем производства снижается; уровень цен падает.

Теперь  рассмотрим влияние экспансионистской монетарной политики на национальную экономику в долгосрочном периоде.

На рис. 1.1, г Т2 – точка краткосрочного равновесия экономической системы. Однако экономическая система не может оставаться в этом положении неопределенно долго. Когда экономическое равновесие переместилось из Т1 в Т2 уровень цен на конечные товары и услуги возрос. В долгосрочном периоде этот рост цен повлечет за собой и рост цен на факторы производства. Эти изменения в ценах приведут к смещению кривой совокупного предложения AS вверх – влево вдоль кривой AD2, до ее возвращения к естественному уровню объема производства при точке равновесия Т3, что иллюстрирует рис. 1.2, г.

В точке Т3 (рис. 1.2, г) цены на конечные товары и услуги и на факторы производства согласованно повышаются пропорционально росту денежной массы в обращении, вызванному экспансионистской денежно-кредитной политикой.

Этот рост цен вызывает дальнейшее смещение кривой спроса на деньги MD на денежном рынке (рис. 1.2, а) вдоль кривой денежного предложения MS2 из положения MD1 в положение MD2. Равновесие устанавливается в точке Е3. Это вызывает увеличение процентной ставки с r2 до r3. Рост цен сдвигает кривую LM2 вверх до положения LM3 (рис. 1.2, б), точка равновесия в модели IS-LM устанавливается в E3. Реальные плановые инвестиции (рис. 1.2, в), которые увеличивались, когда процентная ставка падала, уменьшаются вновь при росте процентной ставки с r2  до r3 и возвращаются к начальному уровню.

При новом положении равновесия на денежном рынке в моделях IS-LM и AD-AS и на инвестиционном рынке в долгосрочном периоде реальный объем производства и процентная ставка вернулись к исходному уровню.

Этот результат известен в экономике как “нейтральность денег в долгосрочном периоде”.

Деньги нейтральны в том смысле, что однократное необратимое изменение количества денег в обращении вызывает в долгосрочном периоде лишь пропорциональное изменение уровня цен, не оказывая воздействия на реальный объем производства, реальные плановые инвестиции и процентную ставку.

 

Монетаристский подход

 

Монетаристский подход предполагает прямую связь между денежным предложением и объемом национального производства. Функция контроля за денежным предложением возложена на Центральный банк. Если он успешно ее выполняет, то он имеет реальную возможность контролировать и темпы роста ВНП, и темпы инфляции в стране.

Рассмотрим влияние денежной массы на национальную экономику, применяя монетаристские подходы к изучаемой проблеме. Для этого выразим количество денег в обращении через количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти деньги, т.е. через их покупательную способность, зависящую от уровня цен.

Количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную массу, находящуюся в обращении, выражается как М/Р, где М – масса денег в обращении, Р- средний уровень цен, и называется “реальными денежными остатками” или “запасами денежных средств в реальном выражении”.

Из схемы кругооборота товаров и услуг в рамках национальной экономики следует, что ВНП характеризует также общий объем доходов в рамках национальной экономики, т. е. если рассматривать ВНП(Y) как общий доход, то в уравнении количественной теории денег V будет скоростью обращения денег по отношению к доходу и покажет среднегодовое количество владельцев, в состав дохода которых вошла одна и та же денежная единица. Если допустить, что величина V постоянна и обозначить ее через коэффициент 1/k, то, используя уравнение количественной теории денег, получим M/P = kY, т.е. предложение запасов реальных денежных средств пропорционально доходу.

Введем дополнительное условие – равенство спроса на реальные денежные остатки (M/P)d и их предложения (M/P), тогда (M/P)d = kY, т.е. спрос на запасы реальных денежных средств также пропорционален доходу. Таким образом, рост общего дохода приводит к росту спроса на реальные денежные остатки (запас денег в реальном выражении), иначе говоря, рост общего дохода в рамках национальной экономики стимулирует хранение богатства в виде денег.


2. Кредитная система Российской Федерации.

 

Созданию современной кредитной системы России предшествовал длительный исторический период. За более чем семидесятилетнюю историю кредитная система России прошла несколько этапов своего развития. Главными особенностями всего периода были ориентация на административные методы руководства экономикой, концентрация финансовых ресурсов и властных функций у государственных органов и полное несоответствие кредитным системам промышленно развитых стран. На последнем этапе административно-командного функционирования кредитная система СССР выглядела так:

-Госбанк СССР;

-Стройбанк СССР;

-Банк для внешней торговли;

-Система Гострудсберкасс;

-Госстрах и Ингосстрах,                                                          

т.е. господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших этот рынок между собой.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее низкую эффективность. Большая часть кредитов предприятиями не возвращалась, и банки практически выполняли функцию не кредитования, а финансирования предприятий.

В середине 80-х годов была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую кредитную систему.

На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов опять практически отсутствовала.

В качестве ответа на последствия этой банковской реформы в стране стали создаваться коммерческие и кооперативные банки в основном на  базе денежных накоплений различных отраслей промышленности и населения.

В конце 1990 г. в стране окончательно установилась двухъярусная банковская система в виде ЦБ РФ, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики.

В настоящее время структура кредитной системы России выглядит следующим образом:

1. Центральный банк России.

2. Банковская система:

     - коммерческие банки;

     - Сберегательный банк России;

     - иные специализированные банки.

3. Специализированные кредитно-финансовые институты:

     - страховые компании;

     - негосударственные пенсионные фонды;

     - инвестиционные компании;

     - финансово-строительные компании.

Безусловно, новая структура кредитной системы в большей степени отражает потребности цивилизованного рыночного хозяйства.

 

Согласно Федеральному закону (1995 г.), Банк России признается независимым; федеральные органы не имеют право вмешиваться в его деятельность. Нормативные акты Банка, принимающиеся в пределах его функций, обязательны для исполнения федеральными и региональными органами власти.

Вместе с тем ежегодно, не позднее 1 октября, Банк России представляет на рассмотрение Думы, Президенту и правительству проект основных направлений кредитно-денежной политики на предстоящий год. Отчет о деятельности Банка за прошедший год представляется органам власти не позднее 15 мая.

Председатель Банка назначается Думой по представлению Президента сроком на 4 года; одно и то же лицо не может занимать этот пост более чем три срока подряд.

Уставный капитал Банка России определен в размере 3 млрд. руб.; 50 % прибыли от операций вносится в федеральный бюджет; учреждения Банка освобождены от уплаты налогов.

Подобно центральным банкам других стран Банк России не имеет право осуществлять кредитные операции с юридическими лицами небанковского сектора, приобретать доли (акции) в кредитных и иных организациях, осуществлять операции с недвижимостью, заниматься торговой или производственной деятельностью, пролонгировать предоставленные кредиты (за исключением случаев, оговоренных законодательством).

Контрагентами Центрального Банка в современной России являются коммерческие банки – акционерные и кооперативные, численность которых составляла в конце 1996 г. 2098 с общим капиталом в 15,9 трлн. руб. [Прилож.2]

В России эксперты выделяют следующие типы банков:

1)     Биржевые. Они обслуживают биржевые оперции, а порой и сами превращаются в центры особого рода торговли – торговли свободными денежными ресурсами фирм, других банков и граждан (Всероссийский биржевой банк, Российский национальный коммерческий банк и др.);

2)     Страховые. За ними стоят крупнейшие страховые компании, которые эти банки обслуживают в первую очередь (АСКО-банк, Русский страховой банк и др.);

3)     Ипотечные. Эти банки пытаются вести в России операции по предоставлению кредитов для покупки объектов недвижимости (Ипотечный акционерный банк, Сибирский ипотечный банк и др.);

4)     Земельные. Такого рода банки помогают проводить операции по покупке и продаже земли, а также обслуживают сельскохозяйственные предприятия (Нижегородский земельный банк, Межрегиональный земельный банк и др.);

5)     Инновационные. Эти банки стремятся вкладывать существенную долю своих средств в кредитование тех новых производств, которые имеют хорошие шансы на быстрое развитие и повышенный уровень доходности (Инновационный банк экономического сотрудничества и др.);

6)     Торговые. Они созданы, как правило, крупными торговыми фирмами и специализируются на их обслуживании (Европейский торговый банк, Внешторгбанк и др.);

7)     Залоговые. Эти банки ведут операции по кредитованию под залог, то есть под имущество заемщика, которое передается им в распоряжение как гарантия возврата кредита (РЭМ-банк и др.);

8)     Конверсионные. Их целью является поддержка тех проектов конверсии военных заводов в гражданские, которые сулят высокую доходность (Конверс-банк и др.);

9)      Трастовые. Такого рода банки зарабатывают деньги на оказании услуг клиентам по управлению их свободными денежными средствами (Мострастбанк и др.).

И это еще не все разновидности банков, которые уже существуют в России, хотя система коммерческих частных банков реально развивается только с начала 90-х годов.

В числе крупнейших российских банков – наследники советских спецбанков: Промстройбанк, Агропромбанк, преобразовавшиеся в товарищества. Продолжая традиции, они зачастую действуют как распределительный аппарат Центрального банка России. Сберегательный банк работает на коммерческих началах, концентрирует более 60% вкладов физических лиц. Сбербанк находится на первом месте в списке крупнейших банков России. Его собственный капитал к началу 2002 г. составил 95,7 млрд. руб.(3,2 млрд. долл.). Уровень рентабельности капитала в 2001 г. – 31,2%. Наконец, чистая прибыль выросла на 40%, достигнув 18 млрд. руб. А сумма чистых активов (кредиты, ценные бумаги и т.д.) является рекордной для всей кредитно-финансовой сферы России – 798 млрд. руб. (26,5 млрд. долл.). По данным журнала TheBanker  Сбербанк входит в первые две сотни крупнейших банков в мире.

Среди новых банков также есть уже довольно крупные, капиталы некоторых из них превысили триллионы рублей. Основное количество кредитных учреждений сосредоточено в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге. Регионы в значительно меньшей степени насыщены кредитными учреждениями, в основном там преобладают филиалы кредитных учреждений, головная контора которых находится в Москве. Здесь же находятся и большинство из 30 крупнейших российских банков [Прилож.3]. За первые десять месяцев 2000 г. доля этих 30 крупнейших банков (без Сбербанка и ВТБ) в активах банковской системы не претерпела существенных изменений по сравнению с соответствующим периодом 1999 г. - снизилась с 36,8% до 35,5%;  в кредитах реальному сектору – с 41,6% до 39,6%, в депозитах физических лиц – с 10,4% до 7,9%. Несмотря на некоторое снижение, это очень высокие доли.

 В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные проблемы и недостатки во всех ее структурных звеньях. К основным можно отнести следующие:

- продолжают существовать мелкие коммерческие банки, которые из-за слабой финансовой базы не могут справиться с потребностями клиентов;

- монопольное, ничем не ограниченное положение на банковском рынке, продолжает занимать Сберегательный Банк;

- главная проблема ипотечной системы в России заключается в неразвитости рынка жилья и несоответствии цен на жилье среднему уровню доходов населения;

- отсутствие реальных условий для развития рынка корпоративных  ценных бумаг в качестве основы для функционирования инвестиционных банков;

- отсутствие реальной законодательной базы для регламентации рынка специализированных небанковских институтов.

Все эти проблемы существенным образом тормозят развитие кредитной системы России в ее скорейшем  приближении к состоянию кредитных систем промышленно развитых стран.

На XI банковском конгрессе в Санкт-Петербурге первый заместитель  председателя  ЦБ РФ А.Козлов ратовал за конкурентную систему развития денежно-кредитной системы в России, т.е. снижение роли государственных банков, сочетание продолжающейся концентрации  банковского капитала с расширением конкурентного поля.

 


Заключение

 

Таким образом, кредитно-денежная система представляет собой сложную структуру, включающую банковскую систему, которая в свою очередь состоит из Центрального (эмиссионного) банка, коммерческих банков  и небанковских кредитно-финансовых институтов.

Центральный банк играет важную роль в экономике. Его основные задачи состоят в проведении политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечении устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулировании и контроле деятельности коммерческих банков, хранении золотовалютных резервов. Осуществляя свою деятельность, Центральные банки выполняют целый ряд функций.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ