бесплатные рефераты

Кредитование в РФ

В настоящее время наиболее действенную работу по реализации этой программы ведет Сбербанк РФ. Так, из 34 отделений Московского банка Сбербанка РФ 15 за последние два года, непосредственно действуя в рамках программы, выдали более 2000 кредитов, из них 80% микрокредитов (до 30 тыс, долл. в рублевом эквиваленте). Кредитная политика Сбербанка предполагает, что такого рода кредиты предназначены преимущественно для пополнения оборотных средств и поэтому они выдаются не более чем на год. (Юридические лица, то есть МП как таковые, могут получать кредиты в размере до 125 тыс. долл. в рублевом эквиваленте, причем сроком на 2 года. Подобные кредиты уже могут использоваться на инвестиционные нужды.)

Ограничения на выдачу кредитов касаются лишь некоторых областей предпринимательской деятельности: игорного бизнеса; производства табачных изделий, алкогольных напитков; операций по торговле ценными бумагами. Процентную ставку льготной назвать нельзя, но тем не менее определенный спрос на такие кредиты Сбербанка все же имеется, что обусловлено относительной простотой их получения. В Московском банке Сбербанка РФ отказ получают лишь 20% обратившихся за кредитом.

КМБ-Банк создан на базе Российского банка проектного финансирования специально для реализации программы ЕБРР как банк только с иностранным участием. Основными акционерами КМБ-Банка являются ЕБРР и некоммерческая организация “Фонд экономического развития Сороса” (ФЭРС). Наряду с Москвой и Подмосковьем КМБ-Банк активно кредитует малый бизнес в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Самаре, Тольятти, Барнауле, Екатеринбурге и Томске. Максимальный размер кредита в этом банке установлен в 155 тьтс. долл. на срок в 2 года, то есть данные кредиты могут использоваться для инвестиций в оборудование при условии быстрой окупаемости инвестиционных проектов. Декларации банка о поддержке малого предпринимательства сочетаются с жесткой нацеленностью на получение максимальной прибыли. Из этого следует вывод, что кредитование российских МП при правильной организации является весьма выгодным делом хотя бы потому, что в Европе ставка процента для аналогичных кредитов ниже как минимум в полтора раза. Деятельность этого банка можно рассматривать в качестве своего рода эталонной, показывающей российским банкам как можно разумно кредитовать малый бизнес.

Среди российских банковских учреждений, реально занимающихся кредитованием малого бизнеса, можно назвать АКБ «Пробизнесбанк», но при этом количество выданных им мелких кредитов невелико, кредит выдается под стандартный процент и залог. Кредитование МП является для банка лишь вспомогательным видом деятельности. Процент отказов обратившимся за кредитом существенно больше, чем в Сбербанке. Кредитная политика банка трактует кредитование малых предприятий как перспективную сферу деятельности, которая в будущем, возможно, станет привлекательной.

Следует особо подчеркнуть, что банковское требование о залоге заведомо “отсекает” от кредита “венчурных” предпринимателей. У них, как правило, нет производственных помещений, оргтехники, нередко плохо и с личным имуществом. А ведь именно такие предприниматели больше других нуждаются в кредите. Чаще всего здесь необходимы иные - небанковские - институты кредитования малого бизнеса.[10]

Рассмотрев все приведенные варианты кредитования малого бизнеса разными банками можно сделать вывод о том, что политика банков нацелена на помощь малому предпринимательству. Об этом говорят размеры выдаваемых кредитов, сроки (хотя они и не велики, но всё же дело сдвинулось с мёртвой точки), процентные ставки и ограничения на выдачу кредитов. Плохо то, что в число их клиентов не попали «венчурные» предприниматели.

Фонды поддержки предпринимательства

Номинально действенным инфраструктурным звеном сферы кредитования (финансовой поддержки) МП должны были стать специализированные фонды поддержки малого предпринимательства. За ними законодательно закреплено право заниматься кредитной деятельностью. Так, кредитование МП осуществляет Федеральный фонд поддержки малых предприятий (ФПМП). В 1998 г. ФПМП через банки-партнеры предоставил МП около 8 тыс. кредитов на сумму около 120 млн. долл., в 1999 г. - примерно столько же, но на сумму, в два раза меньшую. В 2000 г. ФПМП вышел на докризисные объемы кредитования, что в значительной мере связывается с ростом спроса на кредиты со стороны производственных МП. Конечно, объемы кредитования МП в рамках ФПМП с учетом общего числа трудно считать весомыми, основная нагрузка здесь ложится на региональные фонды поддержки.

Существуют позитивные примеры кредитной деятельности региональных фондов поддержки малого предпринимательства. Так, в Свердловской области 15 муниципальных фондов осуществляют микрокредитование МП. Основным кредитополучателем являются МП и ПБОЮЛ, занимающиеся торговой деятельностью. Кредиты выдаются максимум на 2-3 месяца. Чаще всего заемщики их берут под оборотные средства на 1-2 недели. Оформление первого займа занимает в среднем 5 дней. Повторный кредит может быть получен в течение часа. Кредиты предоставляются без залога, при отсутствии кредитной истории заемщика, даже с пониманием того, что деятельность мелких торговцев относится к категории “непрозрачной”. Тем не менее норма возврата кредитов близка к 100%. Конечно, кредиты выдаются не всем, а только “проверенным” предпринимателям. Кроме того, используется практика “тесного контакта” с заемщиком: последний платит проценты по кредиту раз в 3-4 дня, даже если их сумма невелика. Но главное - своего рода “круговая порука” (не имущественная, а цеховая) части тех, кто занимается этим видом бизнеса в Свердловской области. Она важнее, чем формальные кредитные истории.

Уникальность свердловского опыта состоит в достаточно широком охвате МП. В большинстве же фондов кредитуются от силы несколько десятков предприятий, что, как правило, составляет доли процента от общего числа желающих получить кредит. Абсолютное большинство российских региональных фондов поддержки малого предпринимательства, привыкших к постоянной бюджетной “подпитке”, в настоящее время вообще не имеет средств на организацию кредитования в экономически значимых масштабах.[11]

Одной из важных структур кредитования малого предпринимательства должны стать фонды поддержки малого предпринимательства, но пока они не могут оказать должного влияния, хотя для этого есть условия. Невозможность их большего развития возможно связана с «непрозрачностью» экономики.

Общества взаимного кредитования

Еще одной организационной формой кредитования малых пред приятий могут служить общества взаимного кредитования и взаимного страхования. Однако под их деятельность не подведен правовой фундамент, что является следствием отсутствия закона о подобного рода обществах. Проект закона “О потребительских обществах взаимного кредитования и взаимного страхования” уже не первый год блокируется сильным банковским лобби, противодействующим появлению у банков дееспособных конкурентов на кредитном рынке. В настоящее время потребительские общества взаимного кредитования и взаимного страхования (ОВК) либо вообще не регистрируются, либо регистрируются как МП или даже как подразделения общественных организаций. Для них это не столь важно, поскольку вся их деятельность полностью опирается на собственные средства, формируемые из членских и паевых взносов участников. Принцип работы ОВК аналогичен принципам работы касс “взаимопомощи” при месткомах профсоюзов на советских предприятиях. Для получения кредита в ОВК, как правило, не нужен залог, а процентная ставка только покрывает минимальные накладные расходы. Естественно, получить такие кредиты могут лишь члены ОВК.

Сейчас не так легко сформировать даже маленький коллектив предпринимателей, в котором каждый поручился бы за всех остальных. Возможность присвоения кем-либо кассы общества достаточно велика. Именно поэтому кредитные ресурсы ОВК чрезвычайно малы и призваны удовлетворять только самые острые финансовые потребности предпринимателей. Немногие ОВК официально заявили о себе. Так, в Национальную ассоциацию организаций финансовой взаимопомощи, учрежденную Гильдией купцов и промышленников России, в Москве входят только 4 таких общества. Снова приходится констатировать, что здесь имеет место феномен локального кредитования малого предпринимательства, но не более того.

Зарубежный опыт показывает, что ОВК не являются устойчивым элементом кредитной системы. Их возникновение чаще всего связано с банковскими “провалами” или просто с временным кризисным состоянием финансово-кредитной системы. При нормализации функционирования этой системы одна часть ОВК преобразуется в банки или другие кредитные учреждения, другая - просто прекращает свою деятельность. Тем не менее пока в России финансовая инфраструктура не так сильна, ОВК должны были бы играть куда более весомую роль в финансовом обеспечении малых предпринимательских структур. Кроме того, во многих случаях развитая сеть таких обществ - эффективный посредник между малыми предприятиями и банками.[12]

Общества взаимного кредитования могут играть весомую роль в кредитовании малого предпринимательства, но на данном этапе в РФ это не так. Их деятельность зависит от правовой базы, которой в РФ пока нет, и от масштабов и размеров кредитования.

Рассмотрев деятельность организаций, кредитующих малое предпринимательство, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день самым доступным способом получения кредита является банковское кредитование.


3.2. Формы кредитования малого предпринимательства


Гарантии и залоги

Создание системы гарантий, расширяющей возможности банковского кредитования для различных категорий российских МП, предусматривалось еще Федеральной программой поддержки малого предпринимательства 1994—1995 гг., затем программой 1996—1997 гг., но так и не получило целостного воплощения (сегодня действует лишь несколько региональных схем подобного рода). Очевидно, важнейшим вопросом, связанным с разрешением указанной проблемы, является вопрос о гаранте - “держателе риска” по кредитам для малых предприятий. Здесь возможны четыре варианта.

Первый вариант - коммерческие банки (как правило, имеющие прочные финансовые “тылы”) на свой страх и риск по своим технологиям принимают решения по кредитованию малого бизнеса. Но сегодня такие банки, скорее, - исключение, в большинстве своем кредитные учреждения не доверяют субъектам малого предпринимательства, не принимая на себя риски возможных потерь из-за невозврата кредитов.

Второй вариант - гарантии по банковским ссудам малым предприятиям обеспечивают специализированные фонды и иные институты поддержки малого бизнеса. То есть финансовые ресурсы фондов не должны непосредственно ссужаться отдельным предпринимателям, а стать обеспечением по коммерческим кредитам. Такие функции должны выполнять в первую очередь региональные фонды поддержки малого бизнеса. Однако препятствием здесь выступает скудость финансовых ресурсов последних, связанная с недостаточным бюджетным финансированием.

Третий вариант - гарантии по ссудам МП, работающим в социально значимых отраслях российской экономики или принимающих участие в выполнении государственных заказов обеспечивает государство. Этот вариант “работоспособен”, но роль его в плане поддержки сферы малого предпринимательства в целом не может быть значимой, так как рамки привлечения МП в процессе контрактации по государственным заказам очень ограничены, хотя могут и должны быть существенно расширены.

Наконец, четвертый вариант - создание коммерческих схем гарантирования кредитов для МП (продажа гарантий как форма вложения капитала в расчете на некую прибыль). Такие схемы реально “работают” в экономически развитых странах, однако в России они не применимы прежде всего из-за особо высоких рисков и низкого объема кредитования.

Развитию банковского кредитования МП препятствует также отсутствие адекватного залогового законодательства и инфраструктуры реализации залогов. При следовании действующим законодательным актам залог, как правило, реализуется не более чем за половину его действительной стоимости. Продажа залога осуществляется через систему тендеров, что и обусловливает резкое уменьшение его цены вследствие плохой организации торгов. Поэтому банки-кредиторы требуют от потенциальных заемщиков 200-процентного залогового обеспечения кредита.[13]

Брать на себя риски по кредитованию малого предпринимательства не хочет никто, поэтому здесь наблюдается стагнация, но есть и перспективы для развития. Хотя для развития тоже не созданы условия, например, отсутствие залогового законодательства и инфраструктуры реализации залогов.

Лизинг как форма кредитования малого бизнеса

Особой формой кредитования малых предприятий может стать финансовый лизинг, по сути, равносильный долгосрочному кредитованию. В результате лизинговой сделки лизингодатель приобретает у производителя права собственности на некоторый товар (оборудование) и сдает его в аренду лизингополучателю. Договор финансового лизинга заключается, как правило, на нормативный срок службы имущества, передаваемого по лизингу (с учетом норм простой или ускоренной амортизации). До истечения этого срока и завершения процесса выплат лизингодатель сохраняет за собой право собственности на объект лизинга.

В странах с развитой рыночной экономикой в настоящее время на долю операций лизинга приходится примерно до 30% всех инвестиций в основной капитал. В России доля лизинга в общем объеме инвестиций в 2000 г., по некоторым оценкам, достигала около 3 - 5%. Формально в России зарегистрировано несколько сот лизинговых компаний. При этом наблюдается огромная концентрация рынка лизинговых услуг: крупнейшие лизинговые компании, сосредоточенные в Москве, контролируют примерно 70-80% этого рынка. Действующие на российском рынке лизинговые компании “привязаны” к источникам финансирования, поэтому они являются либо дочерними компаниями банков, либо отраслевыми компаниями ( либо имеют государственную или муниципальную поддержку (“Московская лизинговая компания” - МЛК). Кстати, деятельность последней обычно приводится в качестве образца. На оборудовании, поставленном МЛК, работает значительное число московских МП, производящих продукты питания, строительные материалы, полиграфическую продукцию, оказывающих медицинские, фотографические и другие услуги. Сроки контрактов финансового лизинга в МЛК составляют до 2 - 3 лет.

Защита лизинговой сделки включает страховой залоговый платеж, осуществляемый самой компанией, страхование оборудования, залог имущества, в том числе недвижимости. Кроме того, ежемесячные арендные платежи позволяют контролировать финансовое состояние лизингополучателя. В договоре лизинга предусматриваются условия, по которым лизингодатель может вступить во владение имуществом при невыполнении лизингополучателем соответствующих обязательств в течение определенного времени.

Опыт МЛК свидетельствует о высокой эффективности лизинга как механизма финансовой поддержки МП. Он получил развитие в новой Программе развития и поддержки малого предпринимательства г. Москвы на 2001 - 2003 гг. Лизинг станет дешевле, структура потенциальных объектов лизинга расширится, будет развиваться практика “пакетных услуг”, когда получение услуг по лизингу будет сопровождаться предоставлением на той или иной основе производственных помещений, обучением и технической поддержкой и пр. Но опыт МЛК, несомненно, уникален и не может получить широкого распространения, поскольку он основывается на развитой организационной инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Москве. Если бы инфраструктура такого уровня имелась в других российских регионах, распространенность и доступность лизинговых услуг для малого бизнеса были бы намного больше.

Важным аспектом правового регулирования лизинговых отношений является юридическое закрепление различного рода льгот, которыми пользуются участники этих отношений. Среди них - право ускоренной амортизации имущества, полученного по лизингу (до трехкратного увеличения годовых амортизационных списаний по активной части основных фондов), что позволяет ограничить срок договора лизинга 2 - 3 годами. Региональные налоговые льготы, как правило, относятся к лизингу определенных видов имущества, в частности, оборудования для АПК.

Таким образом, именно лизинг может стать наиболее эффективным способом расширения кредитования малого предпринимательства. Тем более он способствует развитию производственного малого бизнеса. Однако широкое распространение лизинга тормозится ограниченностью финансовых ресурсов лизинговых компаний. Какой путь можно предложить для решения этой проблемы?

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства по инициативе программы ТАСIS разработал несколько вариантов проекта, включающего формирование системы кредитных гарантий и развитие лизинговой формы инвестирования в малый бизнес. Проблема дефицита кредитных ресурсов на российском рынке лизинговых услуг решается с помощью привлечения финансовых средств с западных кредитных рынков. Разумеется, каждый отдельный инвестиционный проект российского малого бизнеса, даже самый многообещающий, чрезмерно мал и рискован для европейских кредиторов. Преимущество предлагаемой системы кредитования состоит в том, что она позволяет создать институционально-финансовую схему, превращающую совокупность малых российских инвестиционных запросов в один большой европейский инвестиционный проект.

В результате реализации данного проекта дополнительный стимул развития получит региональная структура поддержки малого предпринимательства, прежде всего в виде гарантийных агентств, специализирующихся на работе с малым бизнесом лизинговых компаний. В региональное звено российской экономики начнут регулярно поступать западные кредитные ресурсы. Структура проекта предполагает высокую степень защиты всех инвестированных капиталов и “справедливое” распределение рисков среди всех участников проекта, в том числе и западных инвесторов. Участие региональных властей в реализации проекта способно придать поддержке малого бизнеса действительно целостный или, как говорят специалисты, “пакетный” характер.

Важной компонентой работы по реализации данного проекта должна стать маркетинговая поддержка. Региональные институты поддержки малого бизнеса, положительно относясь к участию в схеме лизинговой поддержки малых предприятий, имели весьма ограниченные представления о том, каков потенциальный спрос (по объему и структуре) на данный вид лизинговых услуг, каковы приемлемые условия лизинга, какие дополнительные факторы требуются для реализации инвестиционных проектов, в чем различие в спросе на лизинговые услуги со стороны “стартовых” и действующих малых предприятий и пр. Поэтому необходимы специальные исследования, прогнозирующие потребности российского малого бизнеса в лизинговых услугах и уточняющие место лизинга в общей системе мер по совершенствованию финансовой поддержки малого предпринимательства как важнейшего слагаемого современной рыночной экономики.[14]

Лизинг – хорошая форма кредитования малого предпринимательства, но пока она развита только в Москве. Если бы такая система существовала бы и в регионах, то распространенность и доступность лизинговых услуг для малого бизнеса были бы намного больше. Но даже в Москве есть проблемы – это ограниченность финансовых ресурсов лизинговых компаний. Положительным аспектом является то, что за участниками лизинговых отношений юридически закреплены различные льготы.


3.3. Поддержка малого предпринимательства со стороны банков


На начало 2002 г. в России действовало около 880 тыс. малых предприятий. В расчете на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в развитых странах Запада не менее 30. Численность занятых на малых предприятиях составила 7,6 млн. человек, а с учетом индивидуальных предпринимателей – 11,6 млн. человек. Не смотря на наметившуюся тенденцию роста производства, их вклад в ВВП не превышает 12%. Сложившаяся отраслевая структура по числу занятых показывает, что малое предпринимательство (МП) развивается преимущественно в сфере торговли и общественного питания (32,4% от общего числа работников всех малых предприятий), в промышленности и строительстве, соответственно, 15,3 и 14,4%, в предприятиях инновационного малого предпринимательства – 2,5%. Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России крайне неравномерны. (Таблица 1)





 
Таблица 1 - Распределение малых предприятий и численность работающих в них по России


Федеральный округ РФ

Численность малых предприятий (тыс.)

Среднесписочная численность работающих (тыс. чел.)

Центральный

308,2

2394,6

Северо-Западный

156,3

1028,0

Южный

82,2

660,3

Приволжский

131,4

1038,2

Уральский

56,2

424,4

Сибирский

103,8

752,3

Дальневосточный

41,2

298,0

Итого по РФ

879,3

6596,8

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.15.

Больше всего предприятий МП приходится на Центральный ФО (35%), но в самом округе еще большая дифференциация таких предприятий по областям. Если в Смоленской, Орловской, Курской областях их насчитывается соответственно, 2,5 тыс., 2,6 тыс. и 2,8 тыс., то в Москве 180 тыс., в Московской области 46 тыс. предприятий малого предпринимательства.

За последние 10 лет в России так и не сложилось более-менее стройной и отлаженной кредитно-финансовой системы поддержки малого предпринимательства.

Существующая точка зрения о том, что банки не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса, опровергается существующей практикой. Средние и небольшие банки кредитуют сейчас в основном малое предпринимательство. Ассоциация региональных банков России при участии Института социально-экономического анализа и развития предпринимательства провела обследование банков по вопросу кредитования малых предприятий. Так, у 46% банков имеется собственная кредитная политика по отношению к МП. За 2001 г. доля кредитов, выданных МП и предпринимателям без образования юридического лица (ПБОЮЛ), увеличилась у 83% банков и только у 17% кредитных организаций. Эта доля не изменилась или уменьшилась. Внешние заимствования малые предприятия осуществляют в основном в региональных банках. Структура заимствований МП в 2002 г. в региональных банках РФ выглядит следующим образом. (Таблица 2)

Таблица 2 - Структура заимствований малых предприятий в 2002 г. в региональных банках

приобретение сырья и материалов

86%

переоборудование производства

77,3%

расширение производства

77,3%

погашение задолженности

перед поставщиками


45,5%

выплата зарплаты

36,4%

НИОКР

22,7%

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.

Абсолютное большинство малых и средних региональных банков в своей ресурсной базе на 1 января 2002 г. имеет удельный вес кредитов на развитие среднего и малого предпринимательства свыше 90%, в том числе малого бизнеса – более 45%. И все же инвестиционно-кредитное сотрудничество региональных банков и предприятий малого бизнеса не является в должной мере эффективным и прочным. Этому мешают общая экономическая ситуация в стране, не четко обозначенная государственная политика в развитии малого предпринимательства, малая капитализация коммерческих баков. Сдерживающим фактором развития предприятий МП остается и отсутствие информационной базы по кредитным историям заемщиков.

В настоящее время, региональные банки стремятся обеспечить финансирование МП на более полный производственный цикл. Фактическая структура кредитного портфеля банков по срокам кредитования МП на 01.08.2001 г. следующая:

до 3-х месяцев                                              - 18,6%;

от 3-х месяцев до 1 года                              - 48,5%;

от 1 года кредитная линия

(реально выделенные средства)                - 9,6%;

овердрафт                                                       -7,0%.

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.

Для данного периода развития МП характерен более высокий удельный вес малых предприятий, занятых в торговле и общественном питании, затем промышленности, строительстве и в транспорте. Этой ориентации соответствует и структура кредитного портфеля региональных банков для МП:

торговля и общепит                                 -  62,8%;

промышленность                                      - 17,3%;

строительство                                            -   4,0%;

транспорт                                                   -   4,0%;

другие отрасли                                          -  12,1%.

Примечание - Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело. 2002 г. №6. – с.16.   

Такая структура кредитного портфеля объясняется не только незрелостью, ненадежностью предприятий малого бизнеса, но и слабо разработанной законодательной базой деятельности как банков и малого предпринимательства, так и отсутствием правовых гарантий возврата кредита.

Субъекты МП в большинстве обслуживаются в региональных средних и малых банках и составляют костяк клиентской базы. Однако при кредитовании банки сталкиваются с рядом проблем, существование которых не дает в полной мере оказывать финансовую поддержку субъектам МП. Большая часть предприятий применяет упрощенную систему учета, отчетности и налогообложения, в результате чего невозможно полностью проанализировать финансово-хозяйственную деятельность и стоимость имеющегося имущества. В этой связи необходимо, скорейшее принятие закона, регламентирующего создание кредитных бюро и их деятельность по формированию информационной базы кредитных историй заемщиков как на федеральном, так и на межрегиональном и региональном уровнях.

Также у большинства предприятий малого бизнеса, отсутствуют собственные средства, необходимые в качестве залога. В связи с этим у банков нет надежной гарантии возврата кредитов. Кроме этого, согласно Инструкции ЦБ РФ № 62 ''О порядке формирования и использования резерва возможные на потери по ссудам'', кредиты из-за этих факторов должны относиться к более высокой группе риска с созданием резерва на возможные потери от 20 до 100% от суммы кредита, что ухудшает финансовые показатели банка. В итоге существующая в России система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем предприятиям, которые могут предоставить необходимое залоговое обеспечение, а для большинства МП это является недоступным. В то же время поручительство, не являющееся формой обеспечения, дает более широкие возможности для погашения долга, чем залог, так как поручитель отвечает перед банком всем своим имуществом, а не только заложенным.

Для решения этой задачи, по мнению Совета Ассоциации региональных банков России, необходимо, прежде всего, создать систему гарантий банковских кредитных вложений: федеральный центр и местные органы власти формируют целевой гарантийный фонд за счет средств бюджета для обеспечения вложения банков с пределом гарантий на один бизнес-проект.

Второй важной задачей является создание условий удешевления самих кредитов для МП.

Третьим направлением в создании кредитно-финансового механизма МП должно стать развитие негосударственных небанковских организаций, которые должны осуществлять микрофинансирование. Они должны осуществлять поддержку субъектов малого предпринимательства, с помощью предоставления им небольших средств на короткий срок. Деятельность таких кредитных организаций может находиться под патронажем региональных коммерческих банков. В этом случае кредиты банков будут направлены на пополнение фондов кредитования кредитных организаций (кооперативов).[15]

Заключение


Нынешняя структура кредитной системы РФ приближается к модели кредитной системы промышленно развитых стран.

Рассмотрев все действующие способы кредитования можно сделать выводы.

В России слабо развиты небанковские кредитные учреждения, вследствие этого существует так называемая монополия банков на кредиты.

Осуществляя кредитование на условиях срочности, возвратности платности и под обеспечение, регламентируя отношения кредитора и заемщика посредством кредитного договора (соглашения), банки и кредитные организации стремятся предоставлять ссуды надежным клиентам, чтобы исключить риск не погашения, обеспечить своевременный возврат выданных средств.

Предоставить малым предприятиям и предпринимателям надежный и стабильный источник финансирования для развития бизнеса призвана программа микрокредитования. Особое внимание здесь уделяется предприятиям, которые до настоящего времени не имели доступа к банковским услугам, и в особенности, к кредитованию. В условиях продолжающегося кризиса платежей, простоя предприятий, хронической задолженности государства по заработной плате малые предприятия возникли там, где возможности крупного бизнеса оказались ограниченными. Они могут сыграть незаменимую роль в развитии научно-технического прогресса: стремление выстоять в конкурентной борьбе подталкивает их к активному использованию патентов, лицензий, внедрению новых технологических разработок. Задача кредитных организаций – предоставить малым предприятиям кредит для пополнения их оборотных и основных средств.

Следует отметить, что в некоторых случаях под кредитование не подведён правовой фундамент, что является более сложной проблемой, чем какие бы то ни были. Так же сдерживающим фактором развития предприятий малого бизнеса остается и отсутствие информационной базы по кредитным историям заемщиков.

Возможные пути решения этих проблем видится в разработке нормативно-правовой базы, привлечении финансовых ресурсов с западных рынков и создание системы залогового обеспечения.

Но можно и выделить положительные моменты – это возможность дальнейшего развития лизинга, развитие обществ взаимного кредитования, системы залогового обеспечения, возможность привлечения ресурсов с западного кредитного рынка.

Устойчивость кредитной системы Российской Федерации и рост ее качественных показателей должны является приоритетными целями для нашего государства, так как без четко отлаженного механизма кредитования невозможно устойчивое развитие экономики страны.

Литература


1.      Абрамова Л.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ИНФРА М, 1996.

2.      Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: Финстатинформ, 1997. – 272 с.

3.      Афанасьева О.Н. Тенденции развития и направления совершенствования краткосрочного кредитования предприятий // Банковское дело - 2002. - №6. - С 9–13.

4.      Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. – СПб.: Питер, 2000. – 192 с.

5.      Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

6.      Глазьев С. Критические замечания по фундаментальным вопросам денежной политики // Вопросы экономики - 1999. - №2. – с. 49-51.

7.      Денежное обращение, финансы и кредит: Уч. Пособие / Под ред. А.А. Земцова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2003.- 512 с.

8.      Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000. – 528 с.

9.      Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Пути совершенствования кредитной политики //Финансы и кредит - 2002. - №4. - С 2-8.

10.  Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Стратегия и тактика коммерческих банков в области кредитования // Финансы и кредит - 2002. - №3. с. 2 – 8.

11.  Жуков Е.Ф., Л.М. Максимова А.В. и др. Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов / Под ред. Жукова Е.Ф. М.: Банки и биржи – ЮНИТИ, 2003. – 600 с.

12.  Лаврушин О. И. Кредит. / Российская банковская энциклопедия / Под ред. Лаврушина О.И. Москва,1996.

13.  Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики //Банковское дело - 2002. - №5. – С 2 – 5.

14.  Общая теория денег и кредита./Под ред. Жукова Е. Ф. - Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

15.  Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 218 с.

16.  Совет Ассоциации региональных банков России. Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело - 2002. - №6. – с.14 – 17.

17.  Финансы России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. – 208 с.

18.  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2002. – 496 с.

19.  Финансы, деньги, кредит: Учебник / С.И. Долгов, С.А. Бартенев, А.В. Беликова и др. / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. 783 с.

20.  Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2001. – 894 с.


[1] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2001. – 894 с.

[2] Российская банковская энциклопедия / Гл. ред. О. И. Лаврушин. – М.: Финансы и статистика, 1995. – 218 с.

[3] Денежное обращение, финансы и кредит: Уч. Пособие / Под ред. А.А. Земцова. – Томск: Изд-во НТЛ, 2003.- 512 с.

[4] Дробозина Л. А., Окунева Л. П., Андрисова Л. Д. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.

[5] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2002. – 496 с.

[6] Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во БЕК, 2001. – 894 с.

[7] Финансы России. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1998. – 208 с.

[8] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2002. – 496 с.

[9] Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2002. – 496 с.

[10] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[11] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[12] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[13] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[14] Бухвадьд Е.Б., Виленский А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики -2001. - № 4. – С 92 – 99.

[15] Совет Ассоциации региональных банков России. Малое предпринимательство нуждается в поддержке // Банковское дело - 2002. - №6. – с.14 – 17.


Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ