|
Крупная бытовая техника
Крупная бытовая техника
Предмет
«Экономика отраслевых рынков»
Тема: «Крупная бытовая
техника»
Ольховенко Е.А.
4 курс
г. Москва
Рынок крупной бытовой техники, как и любой другой,
который относится к сфере FMCG (Fast More Consumer Goods), напрямую зависит от экономической ситуации в стране.
Рынок крупной бытовой техники можно разделить на две составные части – отдельно
стоящая и встроенная бытовая техника. В свою очередь здесь можно выделить
несколько продуктовых групп: к отдельно стоящей технике - холодильники,
стиральные и посудомоечные машины, плиты и т.д.; к встроенной технике – также
холодильники, стиральные и посудомоечные машины, вытяжки, духовки и т.д. У
каждой составной части есть свои особенности развития, так, например, рынок
отдельно стоящей техники на данный момент в России является наиболее динамично
развивающимся.
До начала 90-х годов на рынке преимущественно
преобладали марки российских производителей. В начале 90-х на рынок вышли
иностранные производители бытовой техники. Российский рынок динамично рос в
основном в крупных городах, таких Москва и С.-Петербург. В то время покупка
бытовой техники иностранных марок - было прежде всего ради имиджа и престижа,
именно поэтому размеры рынка были незначительными.
После кризиса 1998 года рынки товаров длительного
спроса (в том числе и бытовой техники) находились в достаточно плачевном
состоянии, многие западные производители на время свернули свои программы
продвижения в России, поскольку считали нецелесообразным инвестировать в рынок.
Это продолжалось недолго, уже с середины 1999 года начался так называемый
эффект импортозамещения, который привел к возрождению отечественного
производства как крупной, так и мелкой бытовой техники. Возобновили работу
заводы по выпуску холодильников «Бирюса» и «Позис», получили новый импульс
многие заводы по производству бытовых плит – торговые марки «Де люкс»,
«Лысьва», «ЗВИ» и другие. Был построен завод по производству бытовых плит под
торговой маркой «Дарина». А лидеры этого рынка – заводы «Стинол», «Атлант» и
«Брестгазоаппарат» - нарастили объемы производства (имея загрузку мощностей от
80% до 100%). На основании последних маркетинговых исследований рынок товаров
длительного спроса, в том числе бытовой техники, в 2001 году вырос на 7-10%, и
будет расти по прогнозам до 2004 года (в среднем на 7-8% в год).
Рост рынка холодильников в нынешнем году, возможно,
достигнет 20%. Особенно активно развивается сегмент добротной и относительно
недорогой техники, который представляют такие отечественные марки, как «Стинол»,
«Атлант», «Мир», «Бирюса» и т.д.
Совсем иная ситуация в сегменте бытовых газовых плит
– на них заметно вырос спрос, поскольку в большинстве российских домов плиты
сильно обветшали и требуют замены. Из серьезных игроков в данном сегменте можно
выделить следующих производителей: Белорусско-российское АО «Брестгазоаппарат»
г. Брест (газовые и электрические плиты «Гефест»), ОАО «Дарина» г. Чайковский
(газовые плиты «Газмаш-Дарина»). Ряд предприятий исчерпал свои производственные
мощности, другие получили шанс существенно увеличить свои объемы и присутствие
на отечественном рынке (это касается торговых марок «Дарина» - возможный рост
от 30-70%, а также «Де люкс» - рост объемов на 20-50%). В то же время на
растущий рынок нацелен ряд западных производителей – компания «Мерлони» успешно
продвигает на российский рынок плиты торговой марки «Индезит» польской сборки.
Другие компании, в частности, турецкая фирма «Веко» распространяет свою
продукцию через создаваемую дилерскую сеть, ориентируясь на ценовую нишу между
лучшими отечественными марками и марками известных западных фирм, причем
применяются достаточно смелые дизайнерские решения. Турецкая фирма «Тева»
планирует организовать сборочное производство в России. Есть информация о
других производственных проектах западных производителей в России, но она пока
не подтверждается официальными источниками. Если все прогнозы сбудутся, то
рынок бытовых газовых плит в 2002 году может вырасти на 30-50%.
Ноябрьский индекс потребительских настроений (ИПН)
снизился с 97,0 в сентябре до 93,3 в ноябре. Реже появляется у россиян желание
совершать крупные покупки: в ноябре индекс крупных покупок упал до 4,5%.
Учитывая, что динамика этого показателя опережает динамику продаж на 3-4
месяца, реальное снижение потребительского спроса следует ожидать в
марте-апреле 2002 года. При этом особенно заметное падение может произойти в
низко ценовых нишах, спрос же на товары, предназначенные для обеспеченных
граждан, останется, скорее всего, стабильным.
В 2002 году ожидается рост рынка стиральных и
посудомоечных машин. Это связано в первую очередь с заменой существующего
парка, поскольку основной пик покупок пришелся на 1994-95 годы, а срок службы
составляет в среднем 7-8 лет. Кроме того, финансовые возможности покупателей
улучшились, и теперь подобная продукция считается не роскошью, а предметом
первой необходимости. Данный сегмент полностью насыщен импортом, из
отечественной продукции можно отметить присутствие торговых марок «Вятка» и
«Ока», которые занимают не более 2-3% рынка.
Существенный рост спроса наблюдается на рынке
встроенной техники. В 2001 году этот сегмент вырос в два раза, здесь уверенно
чувствуют себя западные производители, которые предлагают широкий спектр
дорогих предметов встроенной техники – от варочных поверхностей до больших
холодильников. Отечественные производители пока отстают в этом отношении –
однако, уже появилась информация о том, что в нынешнем году некоторые заводы по
выпуску бытовых плит запустят в серийное производство встроенные духовки и
варочные поверхности. Борьба за этот рынок будет продолжена в течение всего
года, по прогнозам, он вырастет в 2 - 2,5 раза, и спрос в этой нише будет
достаточно стабильным.
Кроме того, по
оценке Госкомстата, денежные расходы населения России на покупку потребительских
товаров и услуг в 2001 году составили 131,7% по отношению к 2000 году. На
Украине – 132,7%, а в Белоруссии расходы увеличились в два раза.
Производство
важнейших видов промышленной продукции в Центральном федеральном округе по
данным Госкомстата:
|