Предмет "Экономика и управление
производством" дает студентам представление о проявлениях общих
экономических законов в условиях изучаемой отрасли – на железнодорожном
транспорте. Кроме того он знакомит будущих специалистов с основными принципами
и методами управления на предприятии, что в дальнейшем призвано значительно
упростить их работу как руководителей среднего звена. Данный предмет можно
условно разделить на два: экономика и управление (т.е. менеджмент).
Экономическое образование студентов
является важной и неотъемлемой частью профессиональной подготовки инженеров,
развитие их экономического мышления, готовности решать практические задачи
экономики на предприятиях транспорта.
Им необходимо отслеживать основные изменения,
связанные с коренными преобразованиями в экономике страны: теоретические
положения о транспорте, о рынке транспортной продукции, работ, услуг как особых
формах товаров, о теории спроса и предложения, а так же вопросах хозяйственного
механизма, хозяйственного расчета, его форм и коммерческой деятельности; иметь
понятие об основных формах собственности, возможности приватизации и
акционирования предприятий транспорта; знать научные основы организации,
управления и планирования, методы их реализации; представлять себе проблемы
развития материально-технической базы железнодорожного транспорта и др.
Изучение экономики в специальных учебных
заведениях необходимо для того, чтобы будущий специалист мог в достаточной
степени освоить и уметь: ставить эксперименты, разрабатывать планы и программы
на предприятиях; прогнозировать рост производительности труда, снижения
себестоимости перевозок; самостоятельно расчитывать эффективность внедрения
новой техники, производства, технологии и рационализаторских предложений
работников; определять издержки производства по элементам затрат и
себестоимости перевозок, количественные и качественные показатели работы
транспорта, дороги, предприятия, расчитывать эффективность их улучшения,
использовать все лучшее из зарубежного опыта, пользоваться системой тарифных
руководств на перевозки грузов, пассажиров, почты и багажа и нетрадиционные
услуги железных дорог клиентуре, а так же знать основы ценообразования
транспортной продукции, работ и услуг.
Успешное изучение экономики транспорта
позволит инженерам на производстве грамотно решать комплекс экономических,
технологических и технических задач, управлять звеньями производства и
коллективами участков, предприятием, управлять экономическими интересами,
мотивациями к производительному труду, изучать и использовать новые методы
работы на железных дорогах России и зарубежных стран, овладеть экономическими
методами управления, уметь самостоятельно разрабатывать нормативы процессов
производства в интересах предприятия и человека.
Экономика железнодорожного транспорта изучает
транспорт с точки зрения производственных отношений в процессе производства.
При этом экономика ориентируется на человека как на главную производительную
силу, на его интересы и управление ими.
Транспорт обслуживает все предприятия и
отрасли народного хозяйства независимо от форм собственности и общественного
строя. Он должен четко и в сроки обеспечивать перевозки грузов, пассажиров,
почты, багажа, выполнять многочисленные нетрадиционные услуги с высоким
качеством и с постоянным стремлением к снижению издержек, тарифов и цен на все
виды услуг, работ и продукции.
В курсе экономики транспорта излагаются
основополагающие документы, законы, постановления, приказы, указания,
анализируются отчетные данные о развитии хозяйства. Но при этом нельзя превращать
экономику в предмет изучения быстро меняющейся обстановки. Чтобы развивать
полноценный курс экономики, как отрасли народного хозяйства, необходимо
исходить из познания и использования объективных экономических законов, их
отражения в изучаемой отрасли.
Экономические законы действуют при всех
способах производства. Таким образом, экономика изучает конкретные проявления
объективных экономических законов той социально-экономической формации, в
которой они действуют, а также закономерности развития и функционирования
железнодорожного транспорта как сферы материального производства.
Кроме экономического образования нельзя
забывать и о второй части курса "Экономики и управления
производством". Любой организацией, будь то учебное заведение,
министерство или локомотивное депо, нужно управлять. Когда говорят об
управлении предприятием, имеют в виду действия его руководства, направленные на
достижение определенной цели. Сегодня чаще всего слово «управление» заменяют
английским словом «менеджмент». В современном понимании его начали употреблять
тогда, когда владельцы предприятий начали использовать для осуществления
руководства организациями труд специалистов, профессионалов в области
менеджмента.
В России понятие «менеджмент» получило широкое
распространение одновременно с развитием рыночных отношений. "Именно
менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат.
Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно
капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, кода мы смогли породить
энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными
словами, – дело скорее человеческой энергии, а не экономического богатства.
Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента".
Осуществляя управленческие функции,
руководители обеспечивают условия для производительного и эффективного труда
работников с целью получения результатов. Поэтому менеджмент – это еще и умение
добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект и мотивы поведения
людей, поэтому менеджмент рассматривается и как орган управления. Он является
составной частью любой организации. Без него организация как целостное
образование не может существовать и эффективно работать. Менеджмент как наука
направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда,
установление связей между причиной и следствием, выделение факторов и условий,
при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Знания в
области управления необходимы тем, кто занимается практикой управления, для
того чтобы не только своевременно и качественно управлять текущим событиями, но
и прогнозировать их развитие, разрабатывая в соответствии с этим стратегию и
тактику организации.
На железнодорожном транспорте, в его многочисленных
организациях работает немало руководителей. Они решают сложные задачи в рамках
своих полномочий, занимаясь управленческой деятельностью. Многие из них уже
сегодня имеют специальную подготовку и, кроме профессионального образования,
получили знания в области менеджмента и маркетинга. Кроме того, не следует
забывать, что управление может быть и эклектическим, т.е. основанным на опыте,
приобретенных навыках, анализе собственных ошибок и удач. Из всего этого
следует, что термин «менеджер» можно применять для определения роли сотрудника,
занимающегося управленческой деятельностью в организации железнодорожного
транспорта, а работу, которую он выполняет, мы вправе называть менеджментом.
Аспекты управленческой деятельности являются общими для всех руководителей во
всех организациях, хотя увидеть это общее достаточно сложно.
Исходя из того, что и экономические знания и
знания в области управления играют важную роль в организации процесса
производства можно утверждать, что изучение дисциплины "Экономика и
управление производством" просто необходимо для будущих специалистов.
Особенно значительного эффекта можно ожидать в случае использования на практике
знаний полученных при обучении руководителями. Это будет способствовать лучшей
организации труда и, как следствие, увеличению его производительности.