Лекции по аудиту
Лекции по аудиту
Содержание раздела III
Глава 9. Аудит
отдельных хозяйственных операций
1.
Аудит учредительных документов и учетной политики организации
2.
Аудит основных средств
3.
Аудит производственных запасов
4.
Аудит кассовых операций
Глава 10. Особенности проведения аудита
отдельных экономических субъектов
1.
Аудит государственных унитарных предприятий
2.
Аудит участников внешнеэкономической деятельности
3.
Аудит субъектов малого предпринимательства
Глава 11. Особенности выполнения аудиторами
некоторых специальных заданий и сопутствующих услуг
1.
Налоговый аудит и сопутствующие услуги в области налогообложения
2.
Проверка прогнозной финансовой информации
Глава 9. Аудит отдельных хозяйственных операций
1. Аудит учредительных документов и учетной
политики организации
Аудит учредительных документов
Аудиторская
проверка начинается с просмотра учредительных документов: учредительного
договора, устава организации, свидетельства о государственной регистрации,
свидетельства о внесении в государственный реестр предприятий на право
осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с учредительными
документами в рамках законодательства Российской Федерации (в случае наличия в
уставном капитала организации доли иностранного участника). Проверка
учредительных документов может осуществляться как аудиторами, так и экспертами
по отдельным вопросам, в частности юристами, принимающими участие в аудиторской
проверке.
При
проверке учредительных документов устанавливаются:
•
организационно-правовая форма и вид собственности организации;
•
вид деятельности организации согласно уставу и фактически осуществляемая
деятельность;
•
соответствие вида деятельности коду отрасли народного хозяйства по ОКОНХ;
•
принадлежность организации к субъектам малого предпринимательства в
зависимости от источников формирования уставного капитала и численности
персонала.
Учредительные
документы организации должны быть оформлены в соответствии с требованиями
Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (ст. 52).
Организационно-правовая
форма организации должна соответствовать действующему гражданскому
законодательству. В частности, учредительные документы акционерных обществ
должны быть оформлены в соответствии с нормами Федерального закона «Об
акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (в редакции последующих
изменений); обществ с ограниченной ответственностью — нормами Федерального
закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. (в
редакции последующих изменений и дополнений). Следуем проверить, соблюдено ли
требование п. 3 ст. 59 закона, согласно которому число участников общества с
ограниченной ответственностью не должно превышать 50. В противном случае
необходимо либо уменьшить число участников до установленного предела, либо
преобразовать ООО в акционерное общество или производственный кооператив.
Следует
также проверить, внесены ли в учредительные документы проверяемой организации
решения о выпуске ценных бумаг, проспекты эмиссии ценных бумаг и планы
приватизации, изменения, связанные с изменением нарицательной стоимости
российских денежных знаков и масштаба цен.
В
ходе аудита проверяются полнота формирования уставного капитала, соответствие
его величины установленным нормам. В частности, минимальный уставный капитал
открытого акционерного общества должен составлять не менее 1000 МРОТ,
установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого
акционерного общества — не менее 100 МРОТ на дату государственной регистрации
общества. Для ООО размер уставного капитала должен быть не менее 100 МРОТ на
дату представления документов для государственной регистрации общества.
Уставный капитал организации должен быть полностью оплачен в течение срока,
определенного ее уставом. При этом не менее 50% уставного капитала должно быть
оплачено к моменту регистрации, а оставшаяся часть — в течение года с момента
государственной регистрации.
При
наличии в составе проверяемой организации обособленных подразделений, не
являющихся юридическими лицами (представительств и филиалов), следует
проверить, указаны ли эти обособленные подразделения в учредительных документах
создавшего их юридического лица согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ. Одновременно
следует проверить, включены ли показатели деятельности филиалов,
представительств иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные
балансы в бухгалтерскую отчетность проверяемой организации в соответствие с п.
8 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ
4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06 июля 1999 г.
Проверяются
также регистрационные документы, подтверждающие постановку организации на
налоговый учет в территориальной налоговой инспекции и во внебюджетных фондах:
Фонде социального страхования, Пенсионном фонде Российской Федерации, фондах
обязательного медицинского страхования.
Вышеуказанные
документы проверяются на предмет их наличия, своевременности внесения в них
изменений и дополнений и т.д.
По
уставу организации проверяется соответствие уставных видов деятельности
фактически выполняемым данной организацией. Например, по строительно-монтажным
организациям, изначально создаваемым для осуществления строительной
деятельности, таковая должна быть приведена в уставе в качестве основной. В
уставе может быть также указан конкретный профиль выполняемых строительных и
монтажных работ. В частности, вид основной строительной деятельности может
быть указан в уставе как «строительство зданий и сооружений» или «производство
строительно-монтажных работ».
Далее
проверяется наличие государственной лицензии на право осуществления видов
деятельности, подлежащих государственному лицензированию. Действующим
законодательством предусмотрены последствия осуществления лицензируемой
деятельности без наличия лицензий. Так, согласно ст. 173 ГК РФ сделки,
совершенные в ходе лицензируемой деятельности организациями, не имеющими лицензии,
могут быть признаны судом недействительными по иску этого юридического лица,
его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего
контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Налоговым органам в
соответствии с п. 11 ст. 7 Закона «О государственной налоговой службе РСФСР» от
21 марта 1991 г. предоставлено право предъявлять в суды общей юрисдикции или в
арбитражные суды иски о признании сделок недействительными. Статьей 167 ГК РФ
предусмотрено, что в случае признания судом сделки, совершенной юридическим
лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью,
применяется двусторонняя реституция, согласно которой каждая из сторон обязана
возвратить другой все полученное по сделке. Проверку наличия государственных
лицензий следует проводить с учетом требований Федерального закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г,
В
ходе проверки учредительных документов устанавливается правомерность отнесения
проверяемой организации к субъектам малого предпринимательства. Согласно
действующему порядку для малых предприятий установлен льготный режим уплаты
отдельных налогов, предусмотрены льготы по отдельным налогам, а также
упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.
До
1 января 2002 г. было предусмотрено освобождение от уплаты налога на прибыль в
первые два года работы (при условии, если выручка от указанных видов
деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ)
для малых предприятий, осуществляющих производство и переработку
сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров
народного потребления, строительных материалов, медицинской техники,
лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов
жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения,
включая ремонтно-строительные работы.
В
третий и четвертый год работы такие малые предприятия уплачивают налог в
размере 25 и 50% установленной ставки при условии, если выручка от указанных
видов деятельности превышает 90% общей , суммы выручки от реализации продукции
(работ).
Если
организация наряду с льготируемой деятельностью занимается также и другими
видами деятельности, она обязана обеспечить раздельный учет результатов
хозяйственной деятельности. Общехозяйственные (накладные) расходы при этом
подлежат распределению пропорционально выручке от реализации продукции (работ,
услуг) от названных видов деятельности.
Аудит учетной политики
После
аудита учредительных документов аудиторы приступают аудиту учетной политики
проверяемой организации, проверке вопросов соблюдения методологии
бухгалтерского учета и порядка составления бухгалтерской отчетности.
В
качестве основных нормативных документов при этом используются:
Положение
по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98),
утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998г.;
Положение
по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998г.;
Положение
по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99),
утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999г.;
Методические
рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности
организации, утвержденные приказом Минфина России от 28 июня 2000 г.
На
этой стадии аудита устанавливаются:
•
способы организации и ведения бухгалтерского учета;
•
соответствие записей в бухгалтерском учете действующей мете,
•
соблюдение типовой корреспонденции счетов бухгалтерскою учета;
•
правильность отражения хозяйственных операций в соответствующих синтетических
и аналитических регистрах бухгалтерского учета;
•
правильность отражения итоговых данных по Главной книге и другим синтетическим
регистрам по соответствующим статьям бухгалтерской отчетности и др.
По
результатам аудита делаются предварительные выводы о возможных нарушениях по
соответствующим участкам бухгалтерского учета, которые могут привести к
нарушениям законодательства. Например, хозяйственные операции, отраженные в
учете с отступлением от типовой корреспонденции счетов, приводят, как правило,
к нарушениям гражданского и налогового законодательства.
Анализ
форм бухгалтерской отчетности, правильности заполнения отдельных статей, увязки
показателей форм отчетности между собой и внутри каждой формы позволяет выявить
хозяйственные операции, не соответствующие законодательству Российской
Федерации, которые также могут привести к налоговым ошибкам.
Учетная
политика организации на отчетный год должна быть оформлена соответствующим
организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением и т.п.).
Существенные способы ведения бухгалтерского учета, принятые учетной политикой,
подлежат раскрытию в пояснительной записке в составе годовой бухгалтерской
отчетности организации (п. 3 ПБУ 1/98). Составной частью пояснений к
бухгалтерской отчетности является отчет исполнительного органа организации,
если его формирование предусмотрено действующим законодательством. Включение
приказа по учетной политике в состав бухгалтерской отчетности либо
представление его в налоговые органы по месту регистрации организации в
отдельном виде (кроме пояснительной записки или отчета исполнительного органа
в составе бухгалтерской отчетности) действующими нормативными документами не
предусмотрено. В учетной политике отражается выбор одного из нескольких
способов ведения и организации бухгалтерского учета, допускаемых
законодательством и нормативными документами, входящими в систему нормативного
регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
2. Аудит основных средств
Аудит
основных средств осуществляется с учетом положений, отраженных следующими
нормативными актами:
Федеральным
законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.;
Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденным приказом Минфин на России от 29 июля 1998 г;
Методическими
указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными
приказом Минфина Росси от 13 июня 1995 г.;
Положением
по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным
приказом Минфина России от 30 марта 2001 г.;
Постановлением
Совета Министров СССР «О единых норма амортизационных отчислений на полное
восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 декабря 1990 г.
(действовало до 1 января 2002 г.);
Классификатором
основных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002
г. (действует с 1 января 2002 г.);
Постановлением
Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка исчисления индекса
инфляции, применяемого) индексации стоимости основных фондов и иного
имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой
прибыли» от 21 марта 1996 г. (действовало до 1 января 2002 г.);
Планом
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 1 ноября
1991 г. (с последующими дополнениями и изменениями) (действовало до 2001 г.);
Планом
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31 октября
2000 г. (действует с 2001 г.);
Положением
о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. (с
последующими изменениями и дополнениями) (действовало до 1 января 2002 г.);
Приказом
Минфина России «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору
лизинга» от 17 февраля 1997 г.;
Законами
Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27
декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями), «О налоге на имущество
предприятий» от 13 декабря 1991г. (с изменениями и дополнениями); Налоговым
кодексом РФ (части первая и вторая).
Направления аудита основных средств
Аудит
основных средств является одним из этапов аудиторской проверки. Перед аудитором
на данном этапе стоят следующие задачи:
•
оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в
бухгалтерии предприятия и по материально ответственным лицам в местах
эксплуатации основных средств;
•
проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным
средствам;
•
проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по операциям,
связанным с приобретением и выбытием основных средств у физических и
юридических лиц;
•
проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт
основных средств;
•
проверка результатов произведенной инвентаризации и переоценки основных
средств.
Независимо
от организационной формы собственности аудит основных средств необходимо
начинать с ознакомления с учетной политикой предприятия в части организации
учета основных средств. Основные средства согласно единой типовой
классификации группируют по отраслевому признаку: промышленность,
сельское хозяйство, транспорт и др., что позволяет получить данные об их
стоимости в каждой отрасли. По назначению основные средства предприятий подразделяют
на производственные основные средства основной сферы деятельности;
производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные
средства. По видам выделяют следующие группы основных средств предприятий:
здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование;
транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь и принадлежности;
хозяйственный инвентарь; рабочий продуктивный скот; многолетние насаждения;
капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства. В состав
основных средств включают также капитальные вложения в арендованные объекты,
относящиеся к основным средствам. По принадлежности основные средства
подразделяют на ( собственные и арендованные, а по признаку использования —
находящиеся в эксплуатации; в реконструкции и техническом перевооружении; в
запасе; на консервации.
Следующий
этап аудита основных средств — проверка результатов последней инвентаризации
основных средств.
Затем
следуют:
•
ознакомление с материалами по переоценке основных средств за проверяемый период
и их отражение в учете;
•
проверка наличия приказов (распоряжений) о создании на предприятии постоянно
действующей комиссии по списанию основных средств, о лицах, ответственных за
сохранность основных средств м местах эксплуатации, о наличии с ними договоров
о полной материальной ответственности;
•
ознакомление с договорами купли-продажи основных средств, заключенными с
юридическими и физическими лицами;
•
ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных
списков по конкретным материально ответственным лицам бухгалтерией предприятия;
•
установление обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными
документами.
Источники,
используемые при аудите основных средств, завися от учетной политики
предприятия и принятой предприятием организационной формы бухгалтерского
учета. Это выражается в выборе организацией форм учета (журнально-ордерной,
мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной), а также в перечне
применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в
них. Следует помнить, что при любой форме учета о рации по движению основных
средств должны оформляться унифицированными межведомственными формами
первичной учетной документации. К их числу относятся:
форма
ОС-1 — Акт (накладная) приемки-передачи основных средств;
форма
ОС-3 — Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и
модернизированных объектов;
форма
ОС-4 — Акт на списание основных средств;
форма
ОС-4а — Акт на списание автотранспортных средств;
форма
ОС-6 — Инвентарная карточка учета основных средств;
форма
ОС-14 — Акт о приемке оборудования;
форма
ОС-15 — Акт приемки-передачи оборудования в монтаж;
форма
ОС-16 — Акт о выявленных дефектах оборудования.
Документы,
форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах
унифицированных форм первичной учетной документации, должны соответствовать
требованиям, предъявляемы» документам.
Важным
моментом в организации аналитического учета основных средств является
качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор
проверяет правильность проведения последней инвентаризации, выявленные при этом
ошибки и их исправление. Если инвентаризация основных средств не проводилась в
течение последних 2-3 лет, аудитор может потребовать ее проведения с целью снижения
аудиторского риска.
Синтетический
учет движения основных средств и их износа ведется в журналах-ордерах № 13, 10
и 10/1, а при использовании компьютерных информационных технологий — в
машинограммах дебетовых и кредитовых оборотов по счетам 01,02. Данные по этим
регистрам необходимо сверить с Главной книгой, балансом (форма № 1), приложением
к бухгалтерскому балансу (форма № 5).
При
проверке начисления амортизации основных средств важно установить
правильность их отнесения к соответствующей группе амортизационных отчислений.
В целях налогообложения прибыли до 1 января 2002 г. для этого
руководствовались Постановлением Совета Министров СССР «О единых нормах
амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного
хозяйства СССР» от 22 ноября 1990 г. Начиная с 1 января 2002 г. нормы
амортизации для целей налогообложения приведены в Классификаторе основных
средств, утвержденном Постановлением Правительства РФ 1 января 2002 г.
Для
проверки правильности отнесения амортизации на счета затрат или на другие
источники устанавливают, к какому виду относятся основные средства:
производственного или непроизводственного назначения. Амортизацию по основным
средствам производственного назначения относят на издержки производства и
обращения (счета 20, 25, 26 и др.), а непроизводственного назначения — на счет
29.
Следует
отметить, что некоторым предприятиям для целей налогообложения разрешено
применять метод ускоренной амортизации активной части производственных
основных фондов. Согласно постановлению Совета Министров РСФСР «О мерах по
поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. малые
предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополнительно как
амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных фондов со
сроком службы свыше 3 лет, а также на общих основаниях производить ускоренную
амортизацию активной части производственных фондов. При этом необходимо иметь в
виду, что при прекращении деятельности малого предприятия до истечения первого
года сумма дополнительно начисленной амортизации подлежит восстановлению за
счет увеличения балансовой прибыли предприятия.
Механизм
ускоренной амортизации активной части производственных основных фондов
разрешено применять предприятиям высокотехнологичных отраслей экономики для
внедрения эффективных видов машин и оборудования (п. 7 постановления
Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г.).
Решение
о применении механизма ускоренной амортизации в целях налогообложения
отражается в учетной политике предприятия и доводится до сведения налоговых
органов.
Для
целей бухгалтерского учета могут применяться следующие методы начисления амортизации
основных средств:
•
равномерного (линейного) списания стоимости;
•
начисления амортизации пропорционально объему выполненных работ;
•
списания стоимости по сумме чисел (метод суммы чисел), или кумулятивный метод;
•
уменьшающегося остатка.
Два
последних метода считаются методами ускоренного списания. К наиболее часто
встречающимся нарушениям учета амортизации основных средств относятся:
•
начисление амортизации основных средств один раз в квартал;
•
продолжение начисления амортизации по объектам с истекшими сроками нормативной
эксплуатации;
•
неправомерное ускоренное начисление амортизации основных средств.
•
неправомерное начисление дополнительной амортизации на малых предприятиях
(путают первый год функционирования предприятия с первым годом эксплуатации
основных средств);
•
списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в первый' квартал после
ввода в эксплуатацию основных средств, а не равномерно в течение года.
Проверка
учета капитальных вложений включает рассмотрение ведения аналитического
учета по счету 08 «Капитальные вложения», а также отнесение затрат по
капитальному строительству и оформление ввода в эксплуатацию основных средств.
По
общему правилу сумма уплаченного НДС при приобретении объектов основных средств
в первоначальную стоимость не включается, однако из этого правила есть
исключения, установленные действующим законодательством. В частности, НДС
включается в первоначальную стоимость основных средств в случае приобретения
основных средств субъектами малого предпринимательства, работающими в режиме,
упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
Все
предприятия, объединения и организации независимо от их ведомственной
подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта
основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию
продукции (работ, услуг). Кроме того, предприятия могут создавать ремонтный
фонд (резерв) с отчислением в него средств по утвержденным ими на пятилетие нормативам.
На конец года остатков резерва расходов на ремонт основных средств не должно
быть. Для учета средств ремонтного фонда используется счет 96 «Резервы
предстоящих расходов и платежей». Непредвиденные расходы на ремонт основных
фондов также можно списывать на счет 97 «Расходы будущих периодов» с
последующим отнесением на счета затрат.
Типичные ошибки, выявляемые при аудиторских проверках
К
типичным ошибкам, выявляемым при аудите основных средств, относятся следующие:
•
аналитический учет основных средств должен вестись в инвентарных карточках
(форма ОС-6), однако зачастую предприятия считают ведение таких карточек
излишним, ссылаясь на имеющиеся в бухгалтерии копии инвентарных списков, а те
предприятия, где эти карточки ведут, не всегда соблюдают требование полноты
занесения реквизитов;
•
материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных
средств, учитываемых на счете 01 «Основные средства»;
•
информация о наличии основных средств по данным Главной книги не соответствует
информации об их остатках по данным инвентарных карточек, что нередко влечет
за собой недоначисление или переначисление амортизации;
•
в состав первоначальной стоимости объекта основных средств включается вся сумма
процентов за пользование кредитом (займом), уплаченных банку (некредитной организации)
как до ввода, так и после ввода объекта в эксплуатацию;
•
при покупке основных средств у физических лиц не всегда производится удержание
подоходного налога[1];
•
предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком
нормативной эксплуатации;
•
не всегда предъявляются санкции к подрядчику за нарушение срока проведения
ремонта;
•
остатки ремонтного резерва не присоединяются к прибыли отчетного года.
3. Аудит производственных запасов
К
производственным запасам относятся сырье, основные и вспомогательные
материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные
части, тара, используемая для упаковки и транспортировки продукции (товаров),
малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
При
проведении аудита производственных запасов следует пользоваться нормативными
документами:
Федеральным
законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.; Положением по ведению
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.;
Методическими
указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств,
утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г.;
Положением
по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ
5/98), утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 1998 г.;
Положением
по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01),
утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. (действует с 1 января
2002 г.);
Методическими
указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов,
утвержденными приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г.;
Планом
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 1 ноября
1991 г. (с последующими дополнениями и изменениями) (действовало до 2001 г.);
Планом
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31
октября 2000 г. (действует с 2001 г.);
Положением
о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. (с
последующими изменениями и дополнениями) (действовало до 1 января 2002 г.);
Законами
Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27
декабря 1991 г., «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г.,
Налоговым кодексом РФ (части первая и вторая).
Согласно
Положению ПБУ 5/98 (ПБУ 5/01) к материально-производственным запасам (МПЗ)
относится часть имущества:
•
используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;
•
предназначенная на продажу;
•
используемая для управленческих нужд организации.
В
состав материально-производственных запасов включаются сырье и материалы,
готовая продукция, товары, а также инвентарь и хозяйственные принадлежности,
используемые в качестве средств труда в течение периода времени, не
превышающего 12 месяцев.
Положение
ПБУ 5/98 (ПБУ 5/01) определяет также порядок оценки в бухгалтерском учете и
отчетности материально-производственных запасов в зависимости от канала
поступления,
Направления аудита МПЗ
Круг
рассматриваемых аудитором вопросов при проверке МПЗ очень велик, но в основном
они могут быть сведены к следующему:
•
оценка организации учета сохранности и списания материальных ценностей;
•
проверка организации и порядка ведения складского хозяйства;
•
проверка наличия дорогостоящего сырья, материалов и других
запасов;
•
изучение договоров (контрактов) на поставку материальных
ценностей;
•
проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по операциям,
связанным с приобретением, выбытием и переоценкой материальных ценностей.
Независимо
от организационно-правовой формы собственности аудит производственных запасов
включает:
•
ознакомление с учетной политикой предприятия в части организации учета
производственных запасов;
•
установление обеспеченности бухгалтерии действующими нормативными документами;
•
ознакомление с материалами проводимых инвентаризаций;
•
проверку актов приема-передачи имущественных ценностей при смене материально
ответственных лиц;
•
проверку ведомостей учета материальных ценностей;
•
проверку стоимости реализации материальных ценностей, полученных сотрудниками
(не ниже рыночной), и фактов внесения денег в кассу предприятия;
•
проверку правильности списания стоимости материальных ценностей,
израсходованных на производственные и другие нужды;
•
проверку соблюдения метода оценки материалов (ПБУ 5/98, п. 15).
ПБУ
5/98 (ПБУ 5/01) предоставляет организациям право выбрать вариант оценки материально-производственных
запасов при их списании. Пункт 15 ПБУ 5/98 определяет возможность
выбора следующих методов оценки материалов, готовой продукции, товаров,
учитываемых по покупной цене, при списании и ином выбытии:
•
по себестоимости каждой единицы;
•
по средней себестоимости;
•
по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных
запасов (метод ФИФО);
•
по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных
запасов (метод ЛИФО).
Организация
может применять в течение отчетного года как элемент учетной политики один
метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных
запасов.
Материально-производственные
запасы, приобретаемые за плату, принимаются к бухгалтерскому учету в сумме
фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на
добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных
законодательством Российской Федерации). Данная позиция распространяется на
такие виды материально-производственных запасов, как материалы (счет 10),
товары (счет 41).
В
действующей нормативной базе предусмотрены случаи включения сумм НДС в
стоимость приобретенных МПЗ:
•
при приобретении МПЗ у организаций розничной торговли в соответствии с п. 19
инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. (с последующими
изменениями и дополнениями) суммы НДС расчетным путем не выделяются и на
расчеты с бюджетом не относятся. Аналогичный порядок предусмотрен гл. 21
Налогового кодекса РФ;
•
организации, использующие для своей продукции разнооборотную тару, имеющую
залоговые цены, в том числе стеклопосуду, учитывают эту тару по залоговым
ценам на счете 10 «Материалы», включая НДС.
Фактические
затраты на приобретение МПЗ включают:
•
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставки;
•
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги,
связанные с приобретением материально-производственных запасов;
•
таможенные пошлины и иные платежи;
•
вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям;
•
затраты по заготовке и доставке материально-производственных запасов до места
их использования, включая расходы по страхованию;
•
затраты на услуги транспорта по доставке материально-производственных запасов
до места их использования, если они не включены в цену на запасы,
установленную договором;
•
затраты по содержанию заготовительно-складского аппарата организации.
•
затраты заготовительно-складского аппарата, предварительно собранные на
специальном субсчете счета 26, распределяются пропорционально стоимости
приобретенных материально-производственных запасов.
•
оплата процентов по кредитам поставщиков до оприходования
материально-производственных запасов на склад организации;
•
затраты по доведению материально-производственных запасов до состояния, в
котором они пригодны к использованию.
Формирование
фактических затрат на приобретение МПЗ отражается следующими записями: дебет
счетов 10, 41, кредит счетов 60, 76, 26.
Фактическая
себестоимость МПЗ, внесенных в счет вклада в уставный капитал
организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной
учредителями, если иное не предусмотрено законодательством РФ (например,
Федеральным законом «Об акционерных обществах» и др.).
Учредительными
документами определен1 вклад в уставный капитал: дебет счета 75,
кредит счета 80.
Фактическое
поступление МПЗ в счет вклада в уставный капитал: дебет счетов 10,41, кредит
счета 75.
Фактическая
себестоимость МПЗ, полученных организацией безвозмездно, определяется исходя
из их рыночной стоимости на дату оприходования. Оприходование безвозмездно
полученных МПЗ по рыночной стоимости: дебет счетов 10, 41, кредит счета 91.
Фактическая
себестоимость МПЗ, приобретенных в обмен на другое имущество (кроме денежных
средств), определяется исходя из стоимости активов, переданных или подлежащих
передаче организацией. Последняя устанавливается исходя из цены, по которой в
сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных
активов.
Переход
права собственности на обмениваемые товары определен ст. 570 ГК РФ: «Если
законом или договором мены не предусмотрено иное, право собственности на обмениваемые
товары переходит к сторонам, выступающим по договору мены в качестве
покупателей, одновременно после исполнения обязательств передать
соответствующие товары обеими сторонами».
С
учетом изложенного, момент реализации у организаций — участников бартерной
операции наступает одновременно как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
В
бухгалтерском учете организаций поступление МПЗ по товарообменным операциям
отразится следующими записями:
1.
Дебет счета 62, кредит счета 90 — отражена задолженность по отгруженной
продукции по бартерному договору;
2.
Дебет счета 90, кредит счета 43 — фактическая себестоимость отгруженной
продукции по бартерному договору;
3.
Дебет счета 90, кредит счета 76 — НДС по отгруженной продукции;
4.
Дебет счета 90, кредит счета 99 — финансовый результат;
5.
Дебет счетов 10, 41, кредит счета 60 — приняты к учету МПЗ, поступившие по
договору бартера;
6.
Дебет счета 19, кредит счета 60 — НДС по оприходованным МПЗ;
7.
Дебет счета 60, кредит счета 62 — закрыты взаимозачеты по бартерному договору;
8.
Дебет счета 76, кредит счета 68 — НДС по отгруженной продукции по бартерному
договору, причитающийся к уплате в бюджет;
9.
Дебет счета 68, кредит счета 19 — суммы НДС по оприходованным МПЗ отнесены на
расчеты с бюджетом.
В
бухгалтерском учете выручка от реализации при бартерных операциях отражается
по договорной стоимости.
Положение
ПБУ 5/98 (5/01) предоставляет право организациям розничной торговли производить
оценку приобретаемых товаров по стоимости приобретения или по продажной
(розничной) стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) на счете 42 «Торговая
наценка».
Счет
42 предназначен для информации о торговых наценках (скидках) на товары в
организациях розничной торговли при ведении учета товаров по продажным ценам.
Такие организации определяют валовой доход от реализации путем расчета среднего
процента торговой наценки. Методика расчета среднего процента торговой наценки
и реализованного торгового положения приведена в письме Госналогслужбы России
«Рекомендации по проведению документальной проверки правильности исчисления и
уплаты НДС в предприятиях розничной торговли» от 8 декабря 1992 г.
Первичным
бухгалтерским документом, «увязывающим» розничную цену, цены поставщика и
торговую наценку, является реестр розничных цен. Порядок оформления реестра
рассмотрен в письмо Минэкономики России от 20 декабря 1995 г.
В
бухгалтерском учете организаций розничной торговли, ведущих учет товаров в
отпускных ценах, будут сделаны следующие записи:
1.
Дебет счета 41, кредит счета 60 — оприходован товар от поставщиков;
2.
Дебет счета 41, кредит счета 42 — начислена торговая наценка на оприходованный
товар;
3.
Дебет счета 50, кредит счета 90 — оприходована выручка в кассу за реализованный
товар;
4.
Дебет счета 90, кредит счета 41 — списан реализованный товар.
В
конце отчетного периода произведен расчет реализованной торговой наценки.
Суммы наценок на остаток нереализованных товаров в организации розничной
торговли могут быть определены по процентному соотношению.
При
расчете среднего процента торговой наценки в числитель заносятся следующие
данные: сальдо счета 42 на начало периода плюс оборот по кредиту счета 42 за
отчетный период минус оборот по дебету счета 42; в знаменатель — оборот по
реализации за отчетный период (кредит счета 90 плюс сальдо по счету 41 на конец
отчетного периода). Торговая наценка на остаток товара на конец отчетного
периода (сальдо по счету 42 на конец года) определяется путем умножения
остатка товаров на конец отчетного периода. Сторнируется реализованная торговая
наценка: дебет счета 90, кредит счета 42 — сторно.
При
выборе учетной политики предприятия розничной торговли определяют, вести ли им
учет товаров по покупной или продажной стоимости с применением счета 42.
Оценка
материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении
определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета
иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия к
бухгалтерскому учету запасов по договору.
Важным
вопросом является отражения в бухгалтерском балансе на конец отчетного года
сырья, материалов, готовой продукции, товаров, цены на которые снизились в
течение отчетного года, которые морально устарели или частично потеряли свое
первоначальное качество, по цене возможной реализации, если она ниже
первоначальной стоимости приобретения (п. 11 ПБУ 5/98). Источником возмещения
разницы между возможной ценой реализации и балансовой стоимостью остатков МПЗ
на конец отчетного года является финансовый результат. В бухгалтерском учете
организации на конец отчетного года (31 декабря) делается следующая запись:
дебет счета 91, кредит счетов 10, 41 — 1енка МПЗ.
Уценка
на конец отчетного года разрешается для сырья, материалов, готовой продукции,
товаров. Ранее такое право организации имели только в части материалов. Уценка
проводится один раз в год на конец отчетного года. По действующему налоговому
законодательству суммы уценки, отнесенные в состав внереализационных расходов,
учитываются для целей налогообложения.
Наряду
с ранее применяемыми методами ФИФО, ЛИФО, средней себестоимости
предусматривается применение метода оценки списы-1емых МПЗ по себестоимости
каждой единицы. Это метод оценки применяется по материально-производственным
запасам, используемым в особом порядке, или по запасам, которые не могут
обычным образом заменять друг друга.
Организация
может применять в течение отчетного года как элемент учетной политики один
метод оценки по каждому отдельному аду (группе) материально-производственных
запасов.
Пункт
25 ПБУ 5/98 требует отражения в приказе об учетной политике организации, как
минимум, следующей информации о материалах, готовой продукции, товарах:
•
методы оценки материально-производственных запасов по их идам. В приказе об
учетной политике указываются методы, применяемые по отдельным группам
материалов, готовой продукции, товаров (если они учитываются по покупной
стоимости), при их списании выбытии): по себестоимости каждой единицы, средней
себестоимости, методы ФИФО, ЛИФО. Для организаций розничной торговли
определяется метод учета товаров по покупной стоимости или по продажной
(розничной) цене;
•
последствия изменения в учетной политике методов оценки
материально-производственных запасов. Так как организация может применять
различные методы оценки по каждой группе материально-производственных запасов в
течение отчетного года, то на следующий отчетный год может быть заявлен другой
метод оценки какой-либо их группы при выбытии. При этом необходимо оценить
экономические последствия такого изменения;
•
стоимость материально-производственных запасов, переданных залог. МПЗ,
переданные в залог, остаются собственностью организации, отражаются на балансе
залогодателя. В бухгалтерском учете залогодателя суммы переданных в залог
материально-производственных запасов отражаются на забалансовом счете 009
«Обеспечения обязательств и платежей выданные» в сумме, указанной в договоре;
•
разница между фактической себестоимостью материально-производственных запасов
и стоимостью их возможной реализации на конец отчетного года. В целях
обеспечения реальности данных годового баланса организации, как уже
отмечалось, в ПБУ 5/98 предусмотрена оценка материально-производственных
запасов (кроме МБП, оборудования к установке) по цене возможной реализации,
если она окажется ниже стоимости их заготовления на конец отчетного года. Сумма
уценки подлежит отнесению на финансовый результат, но по действующему
законодательству не учитывается для целей налогообложения.
Синтетический
и аналитический учет материальных ценностей ведется в журнале-ордере № 10,
ведомости № 10 «Движение материальных ценностей (в денежном выражении)» в
разрезе складов, либо в ведомости формы № В-2 «Учет производственных запасов и
готовой продукции», либо в материальных отчетах на каждое материально ответственное
лицо, либо в машинограммах, построенных в разрезе складов и материально
ответственных лиц по номенклатуре материальных ценностей, с учетом прихода,
расхода и остатков на начало и конец отчетного периода.
Необходимо
проверить первичные документы, на основании которых были оприходованы материальные
ценности (счета-фактуры, накладные, доверенности, чеки, товарно-транспортные
накладные и т.д.); факты регистрации поступающих грузов, выданные доверенности,
приходные ордера, накладные и т.д.; проведение оплаты за эти
товарно-материальные ценности (через банк, по чековой книжке и т.д.). Во всех
первичных документах отдельной строкой должен быть выделен НДС, который не
включается в стоимость производственных запасов.
При
реализации товара сотрудникам по ценам ниже рыночных разница в стоимости подлежит
налогообложению. Если есть факты дарения, премирования материальными
ценностями сотрудников предприятия, то должны быть оформлены и соответствующие
документы — приказ, распоряжение, а также удержан подоходный налог (в случаях,
предусмотренных законодательством) и начислен единый социальный налог.
При
отпуске материалов на сторону проверяются наличие накладных, доверенностей,
оценка стоимости реализации (не ниже рыночных цен на аналогичные материалы),
поступление выручки от реализации в полном объеме на расчетный счет или в
кассу предприятия с соблюдением установленного лимита расчетов наличными. При
реализации по ценам ниже рыночных следует рассчитать разницу и увеличить на
нее налогооблагаемую прибыль за соответствующий период.
Типичные ошибки, выявляемые при аудиторских проверках
К
типичным ошибкам, выявляемым при аудите материально-производственных запасов
относятся следующие:
•
несоответствие информации о наличии производственных запасов по данным Главной
книги и журналов-ордеров;
•
несвоевременное оприходование товарно-материальных ценностей;
•
изменение метода оценки запасов в течение года;
•
учет сохранности и списания материальных ценностей ведется с нарушениями;
•
отсутствуют акты приема-передачи имущественных ценностей при смене материально
ответственных лиц;
•
необоснованно завышается расход материалов;
•
сумма уценки производственных запасов относится на финансовый результат, в
результате чего уменьшается налогооблагаемая прибыль.
4. Аудит кассовых операций
При
проведении аудиторской проверки кассовых операций необходимо принять во
внимание следующие нормативные документы:
•
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.;
•
Порядок ведения кассовых операций в РФ, утвержденный решением Совета
директоров ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г.; другие нормативные документы Банка
России.
Аудит
кассовых операций основан на изучении следующих документов:
первичные
документы: кассовая книга; приходные кассовые ордера; расходные кассовые
ордера; квитанции к объявлению на взнос наличными; денежные чековые книжки;
платежные ведомости на выдачу заработной платы, пособий, премий; документы,
подтверждающие размер установленного банком лимита остатка кассы; журнал регистрации
приходных и расходных кассовых ордеров; отчеты кассира; договор о материальной
ответственности кассира и расписка кассира в том,, что он ознакомлен с Порядком
ведения кассовых операций в РФ; приказы руководителя и акты инвентаризации
кассы;
регистры
синтетического и аналитического учета: Главная книга; журнал-ордер № 1 и 1/1;
ведомость № 1 и 1/1;
отчетность:
отчет о движении денежных средств (форма 4).
Направления аудита кассовых операций
Аудит
кассовых операций включает проверку взаимосвязи между регистрами бухгалтерского
учета и проверяемыми первичными документами. При этом проверяется
соответствие:
•
данных кассовых отчетов с данными первичных документов;
•
данных журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 с кассовыми отчетами и кассовой
книгой;
•
данных журнала-ордера № 1 и ведомости № 1 оборотам и сальдо за каждый месяц,
отраженным в Главной книге;
•
месячных оборотов по кредиту счета 50 «Касса», отражающих расходы, отнесенные в
дебет других счетов, с записями в Главной книге по дебету соответствующих
счетов;
•
данных журнала-ордера № 1 данным за отчетный период, отраженным в форме № 4
приложения к балансу.
Аудит
кассовых операций также включает проверку проведения инвентаризации кассы.
Аудитору
следует ознакомиться с материалами проведенных инвентаризаций. При этом нужно
иметь в виду, что инвентаризация проводится силами заказчика в установленные
учетной политикой сроки, в соответствии с приказом Минфина России «Об
утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
от 13 июня 1995 г.
В
соответствии с п. 37 Порядка ведения кассовых операций в РФ внезапная ревизия
кассы производится в сроки, установленные руководителем предприятия, а также
при смене кассиров на каждом предприятии с полным полистным пересчетом
денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. Остаток
денежной наличности в кассе сверяется с данными учета по кассовой книге. Для
производства ревизии кассы приказом руководителя предприятия назначается
комиссия, которая составляет акт. При обнаружении ревизией недостачи или
излишка ценностей в кассе в акте указываются их сумма и обстоятельства
возникновения.
В
аудит кассовых операций также входит проверка правильности документального
оформления хозяйственных операций. При этом следует проверить:
•
наличие приказа руководителя о назначении кассира на работу, договор о полной
материальной ответственности с кассиром, ознакомление кассира с Порядком
ведения кассовых операций в РФ (наличие расписки);
•
порядок приема наличных денег. Согласно п. 3 Порядка ведения кассовых операций
в РФ прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением
за товары, работы, услуги производится с обязательным применением
контрольно-кассовых машин. При расчетах наличными деньгами с юридическими
лицами применение ККМ не требуется, прием наличных денег от юридических лиц
оформляется приходным кассовым ордером. При этом необходимо проверить
соблюдение предельно допустимого размера расчетов наличными деньгами между
юридическими лицами по одному платежу;
•
соответствие остатка в кассе установленному лимиту. Предприятия могут иметь в
своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по
согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков
касс пересматриваются. Аудитору нужно потребовать справку из банка,
устанавливающую лимит остатка кассы.
Предприятия
обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов
остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с
обслуживающими банками, поэтому при проверке необходимо проследить за
соблюдением лимита за каждый день. Предприятия не имеют права накапливать в
своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления
предстоящих расходов, в том числе на оплату труда. Однако предприятия, имеющие
постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут
расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот. Предприятия
имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов
только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий
не свыше 3 рабочих дней.
Банки
имеют право систематически проверять соблюдение предприятиями требований
Порядка ведения кассовых операций в РФ, а также проверять целевое использование
наличных средств, полученных по чеку в банке.
Корешки
чековых книжек должны храниться в сброшюрованном виде и при закрытии счета в
банке предъявляться в банк. За нарушение Порядка ведения кассовых операций на
организацию могут быть наложены штрафы в соответствии с п. 9 Указа Президента
РФ «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в
бюджет налогов и иных обязательных платежей» от 23 мая 1994 г.
Аудитор
также должен помнить, что кассовые операции оформляются типовыми
межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и
организаций, которые утверждаются Госкомстатом России по согласованию с ЦБ РФ и
Минфином России. Неправильно оформленные первичные документы, фиксирующие
совершение кассовых операций, свидетельствуют о неудовлетворительном
внутреннем контроле организации.
Согласно
п. 23 Порядка ведения кассовых операций в РФ каждое предприятие ведет только
одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и
опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге
заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
При наличии у организации кассовых операций с иностранной валютой, они должны
отражаться в одной кассовой книге с рублевыми операциями (в рублевом и валютном
эквивалентах).
Необходимо
также проверить своевременность заполнения кассовой книги. Записи в кассовую
книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по
каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце
рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег
в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира
второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и
расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Отражение
операций за несколько дней в одном листе кассовой книги недопустимо.
Учет
кассовых операций может вестись автоматизированным способом. При этом в
машинограмме «Вкладной лист журнала регистрации приходных и расходных кассовых
ордеров», составляемой за соответствующий день, обеспечивается также
формирование данных для учета движения денежных средств по целевому назначению;
машинограммы «Вкладной лист кассовой книги» и «Отчет кассира» должны
составляться к началу следующего рабочего дня, иметь одинаковое содержание и
включать все реквизиты, предусмотренные формой кассовой книги. Нумерация
листов кассовой книги в этих машинограммах осуществляется автоматически в
порядке возрастания с начала года. В машинограмме «Вкладной лист кассовой
книги», последней за каждый месяц, должно автоматически печататься общее
количество листов кассовой книги за каждый месяц, а в последней за календарный
год — общее количество листов кассовой книги за год. «Вкладные листы кассовой
книги» в течение года хранятся кассиром отдельно за каждый месяц. По окончании
календарного года они брошюруются в хронологическом порядке. Общее количество
листов за год заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера
предприятия, и книга опечатывается.
В
условиях автоматизированного ведения кассовой книги должна производиться
проверка правильности работы программных средств обработки кассовых документов.
Типичные ошибки, выявляемые при аудиторских проверках
При
аудиторских проверках кассовых операций обычно выявляются следующие ошибки:
•
осуществление расчетов с населением без применения контрольно-кассовых машин;
•
отсутствие приказа о полной материальной ответственности кассира;
•
использование для отражения прихода наличных денег в кассу не приходных
кассовых ордеров, а других форм;
•
допущение неоговоренных исправлений при составлении кассовых документов;
•
отсутствие в приходных кассовых ордерах подписи главного бухгалтера или лица,
уполномоченного письменным распоряжением руководителя;
•
превышение лимита остатка кассы;
•
превышение предельно допустимого размера расчетов наличными деньгами между
юридическими лицами;
•
отсутствие документов, подтверждающих факт инвентаризации кассы;
•
отражение движения наличных денег в кассовой книге за несколько дней на одном
листе;
•
отсутствие указания в приходных (расходных) кассовых ордерах основания
получения наличных средств;
•
отсутствие журнала регистрации приходных и расходных кассовых ордеров;
•
не прошитая кассовая книга, не пронумерованные листы кассовой книги и т.п.;
•
отсутствие в документах, приложенных к ПКО и РКО, штампа «Оплачено» с указанием
даты;
•
выдача наличных денег выдаются из кассы под отчет при отсутствии полного
отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу;
•
отсутствие в расходных кассовых ордерах подписи руководителя, главного
бухгалтера или лица, уполномоченного на это письменным распоряжением
руководителя;
•
отсутствие указаний документа, удостоверяющего личность получателя при выдаче
наличных из кассы;
•
отсутствие подписи лиц, получивших наличные деньги из кассы;
•
отсутствие доверенности на получение денег из кассы;
•
отсутствие надписи кассира при получении наличных денег по доверенности: «По
доверенности»;
•
отсутствие разрешительной надписи о выдаче денег за подписями руководителя и
главного бухгалтера на титульном (заглавном) листе платежной ведомости;
•
не составляется реестр депонированных сумм;
•
допущены подчистки и неоговоренные исправления в кассовой книге;
•
записи кассовой книги сделаны карандашом.
Выводы Глава 9.
Аудит отдельных хозяйственных операций
1.
Аудиторская проверка начинается с просмотра учредительных документов:
учредительного договора, устава организации, свидетельства о государственной
регистрации, свидетельства о внесении в государственный реестр предприятий.
2.
При проверке учредительных документов устанавливаются: организационно-правовая
форма и вид собственности организации, вид деятельности организации согласно
уставу и фактически осуществляемая деятельность, соответствие вида
деятельности коду отрасли народного хозяйства по ОКОНХ, принадлежность
организации к субъектам малого предпринимательства в зависимости от источников
формирования уставного капитала и численности персонала.
3.
Далее проверяется наличие государственной лицензии на право осуществления
видов деятельности, подлежащих государственному лицензированию.
4.
После аудита учредительных документов аудиторы приступают к аудиту учетной
политики проверяемой организации, проверке вопросов соблюдения методологии
бухгалтерского учета и порядка составления бухгалтерской отчетности.
5.
Учетная политика организации на отчетный год должна быть оформлена
соответствующим организационно-распорядительным документом (приказом,
распоряжением и т. п.). В учетной политике отражается выбор одного из
нескольких способов ведения и организации бухгалтерского учета, допускаемых
законодательством и нормативными документами, входящими в систему регулирования
бухгалтерского учета в Российской Федерации. Существующие способы ведения
бухгалтерского учета, принятые учетной политикой, подлежат раскрытию в
пояснительной записке в составе годовой бухгалтерской отчетности организации.
6. При аудите основных средств решаются
следующие задачи: оценка организации синтетического и аналитического учета
основных средств в бухгалтерии предприятия и по материально ответственным
лицам в местах эксплуатации основных средств, проверка правильности
ежемесячного начисления амортизации по основным средствам, проверка соблюдения
предприятием налогового законодательства по операциям, связанным с
приобретением и выбытием основных средств у физических и юридических лиц,
проверка и эценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт
основных средств, проверка результатов произведенной инвентаризации и
переоценки основных средств.
7.
Основными вопросами, затрагиваемыми аудитором при проверке материально-производственных
запасов, являются следующие: оценка организации учета сохранности и списания
материальных ценностей, организация и порядок ведения складского хозяйства,
включая инвентаризацию, проверка наличия дорогостоящего сырья, материалов и
других запасов, изучение договоров (контрактов) на поставку материальных
ценностей, проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по
операциям, связанным с приобретением, выбытием и переоценкой материальных
ценностей.
8.
Аудит кассовых операций включает: проверку взаимосвязи между регистрами
бухгалтерского учета и проверяемыми первичными документами, проведение
инвентаризации кассы, проверку правильности документального оформления
хозяйственных операций.
[1] С 1 января 2001г. обязанность налога на доходы от продажи имущества
возложена на самого налогоплательщика.
|