Лекции по Финансам
Основные изменения, ожидаемые в ближайшее время в
налоговой политике, связаны с принятием налогового Кодекса, который повлечет за
собой :
1)
Существенное
сокращение числа налогов, не дающих ничего в фискальном плане(больше расходов
на взимание.
2)
Сокращение числа
налоговых льгот, перекладывающих налоговое бремя на “нельготников”,нарушая
принцип справедливости.
3)
Предполагается
смягчение штрафных санкций для нарушений, не связанных со злым умыслом.
4)
Для МП
предусматривается возможность перехода на упрощенную систему налогообложения - предприятия вместо существующего количества
налогов могут перейти на единый налог на доход, взимаемый по ставке 30% с
совокупного дохода(чистый доход + ФОТ), где посчитать сложно, то с выручки
предприятия(10%) - для предприятий с численностью <=15 человек с выручкой
<100000 min окладов в год, сюда не относятся кредитные, страховые
учреждения, участники рынка ЦеБу; предприятия, выпускающие подакцизную
продукцию.
5)
С целью. повышения
собираемости налогов осуществляется переход к уплате НДС и других налогов по
счетам-фактурам.
6)
Еще один вопрос
касается права введения местных налогов. Свободная практика существовала в 94-95 годах, когда
на местах было установлено более 120 налогов. Это право отменили к 1.01.97,
т.к. существовало очень много не соответствующих законодательству налогов.
Однако не стоит бояться налогового произвола, т.к. при чрезмерном местном
налогообложении население данного региона отрицательно воспримет этот момент,
который скажется на следующих выборах в местные органы власти.
7)
Хотят ввести
декларацию о расходах (помимо декларации о доходах). Т.е. при покупке дорогих вещей (>300 min размеров
оплаты труда), необходимо сообщать об источниках данной суммы. С этой же целью
ставится введение налога на недвижимость, который должен объединить налог на
землю и налог на имущество.
Таким образом, в перспективе налоговой политики неплохо бы увидеть
переход к стабильному, устойчивому налоговому законодательству.
Лекция 16.
4. Расходы
госбюджета - это экономические отношения, связанные с распределением и
использованием централизованных денежных фондов государства по отраслевому,
целевому и территориальному назначению.
Расходы бюджета тесно связаны с функциями государства.
У каждого государства есть 4 первоочередные функции : экономическая,
социальная, управления, военная. Поэтому и в расходах бюджета основное место
занимают 4 группы : экономического назначения (на финансирование
НХ), расходы на социально-культурные мероприятия - финансирование
отраслей, обслуживающих население , в основном, путем предоставления бесплатных
услуг (здравоохранение , образование, расходы на предоставление социальной
помощи отдельным слоям и категориям населения; расходы на управление
- связаны с финансированием органов исполнительной и законодательной власти,
осуществляющих управление страной. В условиях госкредита есть и расходы на
обслуживание государственного долга; военные расходы.
Существующая классификация содержит и разделение по отраслевому
признаку (строительство, с/х); по целевому назначению (расходы на
капвложения, в бюджетных - расходы на з/пл, капремонт, приобретение инвентаря);
по уровням звеньев бюджетной системы или уровням управления
(федеральные расходы, расходы субъектов федерации, местных бюджетов).
В связи с переходом 2 года назад на новую бюджетную
классификацию, важное значение приобрела классификация расходов по
функциональному признаку (объединяет несколько признаков). Статьи расходов (из
расчета затрат по консолидированному бюджету = 947 трлн. руб.) :
1. Госуправление - 1,9% (1/3 - федеральный бюджет) - финансирование
Парламента, администрации Президента, Правительства, других органов
исполнительной власти без отраслевых министерств и ведомств, Счетной палаты -
20-25%, остальное - фискальные органы - милиция, таможня, ГНС
2. Международная деятельность - 2,6%
(полностью - федеральный бюджет) - расходы на реализацию международных
договоров, международное сотрудничество(предоставление кредитов другим странам,
лимит в настоящее время - 2,7 трлн. руб); расходы на содержание дипломатических
представительств, посольств за рубежом(1 трлн); взносы в международные
организации (ООН, ЮНЕСКО - 3,3 трлн); предоставление предприятиям кредитных
ресурсов, полученных от иностранных представительств, банков, организаций - 14
трлн. руб; выделение валютных средств по решению Правительства - 3 трлн,
неторговые операции - 2,6 трлн.
3. Национальная оборона - 10,6% (за счет
федерального бюджета) - содержание мощной армии -1,7 млн.чел., примерно 1/2 -
на текущее содержание ВС(денежное довольствие); 20% - покупка вооружения и
техники; военные НИОКР - около 7%; кап. строительство - 8%; пенсии
военнослужащим - 14%(Федеральный бюджет их перечисляет в ПФ). Нехватка
расшифровки показателей - всего 7 в России, в то время как в США - около 1200
показателей.
4. Расходы на правоохранительные органы -
6,2% (80% - Федеральный бюджет; 20% - субъектов федерации на содержание
муниципальной милиции). Треть всех расходов - на содержание МВД, 10%- на
внутренние войска; 20% - на уголовно-исправительные учреждения, 1,5 трлн. - на
содержание НП; 20% - госбезопасность, также расходы на пограничные и противопожарные
службы.
5. Федеральная судебная система - 0,3%
(за счет Федерального бюджета)
6. Фундаментальные исследования и содействие
НТП - 1,6% (95% за счет Федерального бюджета) - финансирование РАН,
государственных научно-технических программ.
7. Финансирование промышленности, энергетики,
строительства - 6,1% (2/3 - Федеральный бюджет) - дотации, федеральная
помощь важнейшим отраслям этих сфер (основная часть - угольная промышленность -
15% всех расходов - 6 трлн.); 15% - на воспроизводство минерально-сырьевой базы
(проблема - сократилась геологоразведка); остальное - госинвестиции из
федерального бюджета - 25 трлн.(из которых 40% - социальные инвестиции на
жилищное строительство, военнослужащим, программы “Свой дом”, Метрострой - 3
трлн, конверсия оборонных отраслей; задолженность прошлых лет перед
строителями; 5,5 трлн. руб. - реально на производство)
8. Финансирование с/х - 3,7% (1/3 -
Федеральный бюджет) - льготное кредитование засчет бюджета с/х предприятий -
закупка семян, топлива, запчастей; на землеустройство (охрана, рекультивация,
мелиорация); целевые дотации с/х предприятиям (в виде компенсации разницы в
ценах или предоставления различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо,
семена, дотации, на племенное животноводство, компенсация части страховых взносов;
закупка засчет государства с/х техники, передача в аренду с последующим
выкупом; финансовый лизинг - закупка с/х техники.
9. Охрана окружающей Среды - 0,4% (1/2 -
Федеральный бюджет)
10. Финансирование транспорта, связи, информатики - 1,5% (> 90% - бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты) - речной транспорт.
11. ЖКХ - 11,1% - все 100% засчет субъектов федерации и местных бюджетов.
Включает дотации , т.к. население оплачивает лишь 27% услуг.
12. Финансирование рыночной инфраструктуры
- 400 млрд - 0,05%
13. Предупреждение и ликвидация стихийных
бедствий и ЧС - 1% всех
расходов (99% - Федеральный бюджет).
14. Расходы на образование - 11,2% (15% - из федерального бюджета -
финансирование ВУЗов в федеральной собственности, ПТУ; из бюджетов регионов -
остальные ВУЗы и ПТУ, местные бюджеты - общеобразовательные школы и дошкольные
учреждения)
15. Культура и искусство; СМИ - 6,8% (2/3
- за счет субъектов федерации и местных бюджетов). Федеральный бюджет
предоставляет средства в основном на СМИ - телевидение, радио, некоторые
центральные печатные издания; местные бюджеты - ДК, клубы, библиотеки
(городские).
16. Здравоохранение и физическая культура - 6,8% (15% - федеральный бюджет). Хотя и
есть система ОМС , но из бюджета все равно выделяются большие средства, т.к. у
нас бюджетно-страховая медицина. Финансируются исследовательские центры, РАМН,
СЭС (Федеральный бюджет), иногда скорая помощь.
17. Социальная политика -5,1%, из них 1/3
- федеральный бюджет - расходы на соц. обеспечение, предоставление помощи,
пособий, компенсаций различным слоям населения(помимо внебюджетной системы);
пособия беженцам; программа “Дети России, социальная помощь матерям, детским
домам, предоставление социальных пенсий (деньги для ПФ из Федерального
бюджета); доплаты к пенсиям госслужащих.
18. Обслуживание государственного долга - растет в % отношении из года в год -
составляет 8,6% - все 100% из Федерального бюджета - уплата % по внешнему и
внутреннему госдолгам, погашение основной суммы долга.
19. Пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота -1,3% - вся сумма из
Федерального бюджета.
20. Прочие расходы - 14,9% (1/2 -
Федеральный бюджет). 70% - финансовая помощь субъектам федерации и нижестоящим
бюджетам, Фонд трансфертов; объекты социально-культурной сферы, переданные на
баланс(местные бюджеты); резервный фонд (Президента, Правительства) - 1,5 трлн.
руб, государственная поддержка Крайнего Севера.
* - Есть еще расходы целевых бюджетных фондов -
3,4% ( образовавшиеся в результате консолидации части внебюджетных фондов -
дорожный фонд, фонд экономического стимулирования).
Лекция 17. 25.04.1997.
5.
Расходы госбюджета в настоящее время не покрываются доходами, отсюда важнейшее
направлении политики в области расходов - их всемерное сокращение и
рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих
эффективное использование средств и повышение действенности контроля за
использованием бюджетных средств.
В качестве мероприятий для повышения эффективности
федерального бюджета можно предложить всемерное расширение предоставления
бюджетных средств на возвратной основе. Безвозвратное финансирование
негосударственных организаций с 1997 года осуществляется на строительство,
реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета
акций или доли в уставном капитале предприятия.
На возвратной основе предоставляются бюджетные
средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании с/х
предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК;
расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование
расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам. Обычно
бюджетные ссуды на эти цели предоставляются под уплату % в размере 1/2 учетной
ставки ЦБ.
Очень серьезная проблема бюджета - то, что он большой,
громоздкий. Однако,при наличии дефицита госбюджета, государство старается с
наибольшей отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции).
Реально на инвестиции идет 25 трлн. руб, в то время как это является важнейшим
условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает вопрос - как дать max эффект,
стимулировать частные инвестиции.
Первый инструмент регулирования - финансирование
высокоэффективных технических проектов :
1)
Выбираются
высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое предприятие
может выставить свой проект.
2)
Выдается кредит сроком на
2 года на долевых началах с условием, что сам инвестор вложит не менее 20%.
В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет
из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень
ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.
В 1997 году появился новый инструмент - предоставление
госгарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных
денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта,
государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой
организацией-кредитором :
1.
Государство обязуется
возместить до 60% долга
2.
При заключении договора о
госгарантии предприятие должно иметь залог с рыночной стоимостью на 25% больше
суммы заимствованных средств
3.
Условия возмещения -
обстоятельства непреодолимой силы; факторы экономического риска в расчет не
принимаются.
4.
Гарантии предоставляются
на конкурсной основе. I критерий отбора - наличие положительного ЧДД (если
раньше эффективность проекта оценивалась через рентабельность = отношение
прибыли к затратам, то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в
бюджет, и в течение 1997-2005 сумма взносов в бюджет должна превысить затраты
государства на проект, причем при расчете за каждый год будет производиться
деление на коэффициент дефлятора(корректировка на инфляцию).
Естественно,не все заложенные в бюджете в позиции госдолга 50 трлн.
будут выплачены как гарантии, реально - лишь 1-2 трлн, однако, эти средства
должны вытянуть из частников большое количество инвестиций.
В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один
механизм стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития(27
трлн.). Его значение - дополнительные инвестиции в различные проекты.
Поскольку он устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета
развития было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые
основные средства. 2 основных источника :
I.
Связанные кредиты
иностранных государств, банков - 15 трлн.
II.
Выпуск внутренних займов.
Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной
основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные
с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление
госгарантий.
Другой важный вопрос, связанный с расходами - создание
нового механизма госзакупки товаров. До сих пор заключение контрактов
производилось с произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены
были завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор
поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при
низкой цене.
Другая важная проблема - сокращение расходов на ЖКХ,
где дотации государства достигают 100 трлн. руб. Население покрывает 27%
жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время назревает жилищно-коммунальная
реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий малоимущим.
Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются альтернативные формы
обслуживания - конкуренция частных предприятий с государственными по оказанию
коммунальных услуг.
Среди традиционных направлений сокращения расходов
стоит отметить такие направления как затраты на ВПК и госаппарат.
Тема : Бюджетное устройство и бюджетный процесс.
1. Характеристика бюджетной
системы России (самостоятельно).
2. Межбюджетное регулирование.
3. Бюджетный процесс.
2. Межбюджетное
регулирование - предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в
различных формах. Основные формы :
1)
Дотации.
2)
Субвенции
3)
Бюджетные ссуды
4)
Отчисления от
регулирующих налогов и доходов
5)
Трансферты.
1) - самая простая форма; для сбалансирования из
вышестоящих бюджетов предоставляется сумма(абсолютная) средств. Эта форма самая
несовершенная и порождает иждивенчество.
2) - целевая дотация бюджету для финансирования
определенных мероприятий (USA,England). Это более прогрессивная форма, которая
может предоставляться на долевых началах.
3) - предоставление средств на возвратной основе под
небольшой процент.
4) - наиболее распространенная до последнего времени
форма; когда с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается
определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет
(раньше - налог с оборота). Этот способ стимулировал изыскание дополнительных
средств для роста сбора налогов. Недостаток - % отчислений устанавливается
виртуально, свой для каждого региона, отсюда стремление повысить %, а не искать
средства.
5) Новый механизм - бюджетный федерализм,
заимствованный у Германии, когда распределение средств производится при помощи
трансфертов. Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого
фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) -
в эти фонды направляется 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных
пошлин.
Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый
потенциал = сумма поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов /
количество жителей региона.
Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это
25% НДС, региональный налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с
населения, 50% акцизов на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме
акцизов на нефть, газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы;
транспортный налог; + региональные налоги (налог на имущество, лесной налог) =
налоговый потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со
средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если
этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов определяется
пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не хватает, то регион
имеет право на дополнительный трансферт.
Естественно, трансферты не отменяют остального
регулирования ( например, Москва имеет высокий налоговый потенциал, но тем не
менее получает субвенции).
Важное значение имеет бесперебойное поступление
средств из регионов (оставляют часть средств у себя). При нарушении отдельными
регионами правил уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены санкции :
1) Приостановление финансирования из федерального
бюджета программ и мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч.
трансферты, субвенции).
2) Приостановление поставки продукции из
централизованных государственных ресурсов.
3) Прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям
данного региона.
3. Бюджетный процесс - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение
бюджетов различных уровней. Рассмотрим бюджетный процесс на примере
федерального бюджета :
Проект федерального бюджета готовится Минфином РФ
вместе с различными планами и прогнозами, обосновывающими проект бюджета.
Проект Федерального бюджета передается в Правительство, после одобрения должен
быть вынесен до 01.09 текущего года на рассмотрение Госдумой, что
сопровождается выступлением Президента. Передаются также предварительные итоги
социально-экономического развития на текущий год, прогноз на планируемый год,
составляется отдельный документ “Основные направления бюджетной и налоговой
политики”; прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного
бюджета РФ, федеральные целевые программы, расчеты по отдельным разделам и статьям
доходов и расходов Федерального бюджета; ряд других документов.
Одновременно вносятся в Госдуму на рассмотрение
проекты законов о бюджетах Государственных внебюджетных фондов. Если требуется
внести изменения в законы о взимании налогов - то предоставляются проекты
изменений в налоговом законодательстве.
Сначала весь налог попадает в Комитет Госдумы по
бюджету, налогам, банкам и финансам. Комитет просматривает документы с точки
зрения полноты и правильности оформления, и если есть замечания, то пакет может
быть возвращен для уточнения и дополнения.
После положительного заключения Комитета, совет
Госудмы утверждает комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов
бюджета (комитет по обороне, социальной политике).
По 1 экземпляру закона попадает в Совет Федерации,
комитеты Госдумы и другие органы, имеющие право законодательной инициативы.
До рассмотрения проекта Федерального бюджета в первом
чтении должны быть приняты законы и поправки к ним о взимании налогов,
страховых взносов.
Рассмотрение проекта Федерального бюджета проходит в 4
чтениях. В 1 чтении ( не позднее 45 дней после предоставления проекта
Правительством) рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета -
1) доходы федерального бюджета в разрезе группы статей бюджетной классификации;
2) распределение доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов
федерации (по НДС, акцизам, подоходному налогу и т.д.; 3) размер бюджетного
дефицита и источники его покрытия; 4) общий объем расходов бюджета.
Одновременно рассматривается проект бюджета в
комитетах Госдумы. Все их заключения передаются в Комитет по бюджету ...,
который затем передает материалы непосредственно в Госдуму.
В 1 чтении бюджет может быть отклонен в 3-х вариантах
:
1. Передать бюджет в согласительную комиссию для уточнения
( в Комиссии - представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ).
2. Вернуть законопроект Правительству на
доработку.
3. Поставить вопрос о доверии Правительству.
II чтение (в течение 15 дней со дня принятия в 1-ом
чтении) - утверждаются расходы Федерального бюджета по разделам функциональной
классификации. Бюджет может быть отклонен и передан в согласительную комиссию.
III чтение ( не позднее 25 дней после принятия
второго) - расходы утверждаются по разделам функциональной классификации, по ведомственной
классификации, федеральным целевым программам, программам государственных
внешних заимствований и кредитов другим государствам; + перечень защищенных
статей; поправки, изменения по каждой позиции расходной части бюджета,
внесенные отраслевыми комитетами, Комитетом по Бюджету.
IV чтение - в течение 15 дней после принятия в третьем
чтении. Производится окончательное решение вопроса с поправками,
рассматривается поквартальное распределение доходов и расходов, ставится на
голосование бюджет в целом.
После утверждения Госдумой - в течение 5 дней
передается в Совет Федерации, после его одобрения - на подпись Президенту.
Лекция 18. 15.05.1997.
Если бюджет не утвержден до начала отчетного года, то
финансирование ведется по объемам, аналогичным по разделам бюджета,
сложившегося в IV кв. предыдущего года.
Исполнение бюджета.
Исполнение бюджета происходит в строгом соответствии с
законом о бюджете, но в процессе исполнения могут возникнуть ситуации, когда
нужно вносить корректировки :
1) Если сверхплановые доходы - то дополнительные
бюджетные поступления распределяются Минфином в соответствии с решениями
Правительства РФ, т.е. это деньги, которые тратит Правительство без
необходимости согласования с Парламентом.
2) Доходы меньше запланированных - возникает
болезненная ситуация, связанная с необходимостью сокращения бюджетных расходов.
В настоящее время сокращение расходов производится при помощи механизма
секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета,
кроме защищенных статей. Здесь следует отметить 2 ключевых момента : 1.
Пропорциональность сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном
процессе => невозможно лоббирование министерствами размера сокращения), хотя
при секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале
по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%. 2. Есть перечень
защищенных статей. не подлежащих секвестированию, который устанавливается
ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в этом году : зарплата в
бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия,
выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере
здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов;погашение внутреннего долга в
части выплат населению; расходы бюджета развития.
В процессе исполнения бюджета важное значение
уделяется контролю за целевым использованием предоставленных средств.
Предусматриваются следующие санкции :
- при нецелевом использовании средств из
Федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается
штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ (сейчас 36%*2= 72%);
- в случае предоставления на возвратной основе и
несвоевременной выплате % (обычно в размере 1/2 учетной ставки), то взымаются
пени в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый день просрочки.
- при несвоевременном возврате - прекращение
всех форм господдержки.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в этом
году осуществлен переход на закупки продукции для госнужд через проведение
торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года УКАЗ
Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и
сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для
государственных нужд”.
Раньше госзакупки производились произвольно, т.е.
заключался договор с определенным предприятием на поставку товаров, при этом
многие госслужащие злоупотребляли своим служебным положением и при заведомой
договоренности приобретали продукцию по завышенным ценам, куда включался “откат”
(представительские выплаты для руководителей организации-поставщика), стоимость
отстроенных дачных городков, квартир, автомобилей личного пользования. Таким
образом, бюджет терял огромные средства. Эти проблемы существовали и в бывшем
СССР, и во многих других странах.
Сейчас же впредь до принятия федерального закона об
организации торгов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд,
Указом устанавливается, что “...заказы на закупку товаров, работ и услуг...для
государственных нужд размещаются на торгах(конкурсах), если иное не
предусмотрено ФЗ и Указами Президента РФ”.
Для участия в процедуре по размещению заказов на
закупки продукции для государственных нужд юридические лица и индивидуальные
предприниматели должны удовлетворять квалификационным требованиям :
· должны иметь необходимые профессиональные
знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные
возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным,обладать
необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта,
исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных
платежей в государственные внебюджетные фонды;
· не должен быть неплатежеспособным, находиться
в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным
(банкротом)
· поставщиком не может являться организация, на
имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой
приостановлена.
Преимущественный способ закупки, товаров, работ и услуг для госнужд
должен быть открытый конкурс. Он осуществляется следующим образом :
ведомственный орган публикует в печатных СМИ приглашение к участию в торгах, в
т.ч. и на английском языке - чтобы участвовали инофирмы - указывается
количество, место поставки, условия, сроки, критерии оценки квалификации
поставщиков. По запросу поставщиков им за плату высылается конкурсная
документация - подробная инструкция о том, как готовить заявки, по каким
критериям и как будет оцениваться каждый поставщик при отборе, на каких
условиях заключается госконтракт, т.е. весь механизм прохождения торгов.
После этого поставщик посылает курьеров или отправляет
почтой заявку в запечатанном конверте в указанный срок под расписку.
Заказчик может потребовать от поставщика обеспечения
участия его в торгах, т.е. необходимо подтвердить , что он располагает
достаточными ресурсами - банковская гарантия, залог, поручительство, но
обеспечение не должно превышать 3% предполагаемой стоимости госконтракта.
После поступления заявок пакеты не вскрываются. Затем
формируется конкурсная комиссия - 3 представителя от заказчика,и по 1
представителю от каждого поставщика, которая осуществляет вскрытие конвертов с
заявками на участие в торгах(конкурсе) и оценку этих заявок по истечении срока,
указанного в конкурсной документации и принимает решение о выигравшей заявке
(предложении, оферте или котировке) . Наименование, адрес и цена заявки на
участие в торгах каждого поставщика объявляются членам комиссии и немедленно
заносятся в протокол процедуры закупок.
При определении наиболее предпочтительной заявки
заказчик учитывает критерии:
1)
Цену заявки с учетом
всех преимуществ
2)
Расходы на
эксплуатацию,техническое обслуживание и ремонт продукции, сроки доставки
товаров, завершения работ или предоставления услуг, функциональные
характеристики продукции, порядок и сроки осуществления платежей и условия
предоставления гарантий на продукцию.
3)
Обеспечение
национальной обороны и безопасности.
Если в конкурсе один поставщик, то торги считаются несостоявшимися.
Может быть ситуация отклонения всех заявок.
Но открытый конкурс - один из способов организации.
Могут быть и другие способы - проведение закрытых торгов. Если это технически
сложная продукция, которую могут поставить ограниченный круг предприятий и если
цена госконтракта <2500 min месячных оплат труда. Разновидность закрытых -
специализированные закрытые торги, предполагающие полностью скрытую информацию
для нужд гособороны.
Для контракта стоимостью до 2500 min оплат труда
заказчиком применяется система отбора котировок (прайс-листов) у различных фирм
- на продукцию, имеющуюся на рынке в достаточном количестве. Кроме того,
размещение заказов у единственного источника(предприятия) может применяться
только при наличии срочной потребности в продукции, и если продукция может
получена только от одного поставщика и ему нет замены. Заказчик имеет право на
проведение внутреннего конкурса без допуска инофирм. Этот механизм действует
для всех госзакупок(и территориальные и внебюджетные фонды)
Еще одна проблема - кассовое исполнение бюджета
- которое до последнего времени осуществлялось уполномоченными банками. В
принципе сама схема исполнения неплохая, если бы не серьезные нарушения в
работе КБ, которые крутят бюджетные средства. При введении системы Федерального
Казначейства, предполагалось ему сразу поручить кассовое исполнение, но эта
схема оказалась очень сложной. Сейчас повышены требования к КБ и отбор
осуществляется в соответствии с системой показателей. Основные критерии отбора
на 1997 год :
- сколько лет имеет лицензию(не менее 3 лет);
- min размер собственного капитала банка - 500
млрд. руб (для создания 13,5млрд)
- размер резервного фонда банка не менее 15% от
оплаченного уставного капитала, чтобы обеспечить набор надежных банков;
- в активах банка должно быть не менее 15% от
собственного капитала в государственных ценных бумагах;
- должна отсутствовать задолженность по расчетам
с Федеральным бюджетом и внебюджетными, положительный результат деятельности за
прошедшие годы, наличие положительного результата аудиторской проверки,
отсутствие нарушений налогового законодательства и ряд более частных
требований.
В 1997 году обслуживать Федеральный бюджет доверили 13 банкам :
Сбербанк, Менатеп, Внешторгбанк, Автобанк, Мосбизнесбанк, ОНЭКСИМБанк.
В настоящее время ставится задача перехода от
кассового исполнения через КБ к кассовому исполнению через учреждения ЦБ и
Сбербанка, причем основную ставку делают на ЦБ, счета Федерального Казначейства
будут держаться в РКЦ.
Тема : Внебюджетные фонды.
Как известно из состава финансовой системы, наравне с
госбюджетом, государство для выполнения своих функций создает разнообразные
внебюджетные фонды. Для них, в отличие от бюджетных характерны следующие
особенности :
1.
Для них характерна
более узкая целевая направленность (финансирование характерного круга задач).
2.
Наличие специфических
источников формирования. У каждого внебюджетного фонда своя система платежей
(преобладают обязательные взносы, имеющие очень много общего с налогами).
3.
Высокая мобильность
внебюджетных фондов.
Лекция 19. 16.05.1997.
Достоинства внебюджетных фондов.
1.
Позволяют преодолеть
остаточный принцип финансирования социальных и других расходов.
2.
Позволяют разгрузить
госбюджет, беря на себя часть его расходов, разрешают проблему финансирования
бюджета.
3.
Имея строго целевое
направление использования средств, дают возможность увеличить ресурсы,
мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать засчет увеличения налогов
в госбюджет, но при увеличение ставок сборов во внебюджетные фонды понятно, что
эти расходы связаны с конкретными интересами общества, и это воспринимается с
большим пониманием.
В РФ создаются внебюджетные фонды на разных уровнях управления - есть
федеральные , субъектов федерации, местные. На федеральном уровне существует
около 50 внебюджетных фондов. Практически все внебюджетные фонды можно разбить
на 2 группы :
- фонды социального назначения (Пенсионный Фонд, Фонды Обязательного Медицинского Страхования,
Государственный Фонд Занятости, Фонд Социального Страхования, Федеральный фонд
социальной поддержки населения, после событий 1993 года - Фонд взаимопомощи и
примирения );
- фонды экономического назначения (разнообразны по совей направленности и источникам, составляют большую
часть внебюджетных фондов. Особенно много фондов, связанных с финансированием
научно-технических работ, например, Российский Фонд технологического развития,
почти 20 отраслевых фондов НИОКР (лесного хозяйства, по металлургии, газовой
промышленности) - они создаются засчет обязательных отчислений подведомственных
предприятий в размере 1,5% от реализованной продукции , которые включаются в
с/с.)
Иногда отдельно выделяют экологические фонды, хотя их вполне можно
отнести к социальным.
Очень много различных внебюджетных фондов поддержки,
такие как, Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции - для
развития рыночных отношений в России; отраслевые фонды - Фонд финансовой
поддержки электроэнергетики и электрификации - для финансовой помощи отстающим
предприятиям на развитие, восполнение недостатка оборотных средств. Выделяют
также фонды регулирования (Минтопэнерго, металлургической промышленности),
гигантский единый фонд стабилизации и развития РАО “Газпром” - его величина -
10 трлн. руб. в год. Назначение этого фонда - инвестирование отраслевых
проектов по развитию газовой промышленности. За такими крупными фонжами
необходим строжайший государственный контроль.
Все экономические фонды в конечном счете направлены на
финансирование научно-технических работ прикладного характера, инвестиции
(вложение средств в перспективные проекты), оказание финансовой помощи.
Что касается источников существования фондов, то
большинство из них живут засчет обязательных взносов, хотя есть фонд,
формирующийся за счет средств от реализации военной техники Минобороны.
Многие экономические фонды на региональном и местном
уровне носят инвестиционный характер. В Москве - это внебюджетные фонды
развития, создающиеся засчет займов, реализации имущества, есть инновационные
фонды.
Внебюджетные фонды находятся в ведении исполнительных
органов власти. Для оперативного управления крупными внебюджетными фондами
создается специальный административный аппарат, остальные фонды управляются
различными ведомствами или исполнительными органами власти.
Одной из проблем, существующих в РФ в настоящее время,
является то, что контроль за внебюджетными фондами менее тщателен и
эффективен,чем за бюджетом,т.к:
1)
Не предусмотрена
длительная, детальная процедура рассмотрения бюджета внебюджетных фондов в
законодательных и исполнительных органах власти.
2)
Внебюджетные фонды
фактически выведены из-под контроля системы Минфина, а ведь именно она в лице
Федерального Казначейства, КРУ контролирует средства государственного бюджета.
В связи с этим происходит много нарушений, поэтому необходимо принятие
кардинальных мер. Они могут быть связаны с устранением такого недостатка
внебюджетных фондов, как полное закрепление ресурсов за внебюджетным фондом,
т.е. если имеется излишек средств в распоряжении внебюджетного фонда , то он не
может быть перераспределен, отсюда вытекает замораживание средств, которые
можно было бы использовать более рациоанльным образом, т.е. нет той
маневренности, присущей бюджетным фондам. Это порождает определенные стремления
Минфина, а теперь и большинства членов Правительства к консолидации
внебюджетных фондов в бюджет. Несколько лет назад произошла консолидация с
бюджетом Дорожного фонда, фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы,
фондов социального развития Налоговой Службы, Налоговой Полиции, таможенной
службы.
Эта консолидация означает, что внебюджетный фонд,
превращаясь в бюджетный, не теряет своей направленности, идет в бюджете
отдельной строкой, и хотя нет возможности перераспределения средств по другим
статьям, но на него распространяются все процедуры законодательного
рассмотрения и контроля Минфина Эта тема консолидации в настоящее время
прослеживется во многих нормативных документах. Представители же внебюджетных
фондов в основном против объединения, объясняя это ущемлением своей
деятельности.
Рассмотрим 4 наиболее крупных социальных фонда , на
которые приходится 2/3 ресурсов, аккумулируемых во внебюджетных фондах страны ;
Пенсионный Фонд РФ.
Органы управления ПФ - Правление (осуществляет
оперативно-методическое руководство деятельностью Фонда, представляет его во
взаимоотношениях с государственными, общественными и международными
организациями), исполнительная дирекция и ревизионная комиссия. Отделения этого
внебюджетного фонда есть во всех регионах и крупных городах. Средства ПФ
формируются за счет следующих источников :
- страховые взносы предприятий и учреждений,
организаций по тарифу 28% от фонда заработной платы;
- лица, занимающиеся индивидуальной
предпринимательской деятельностью - 5%.
- все работающие платят взнос в размере 1% от
заработка;
- участие госбюджета в финансировании ПФ,
который предоставляет средства для выплаты социальных пенсий людям, не имеющим
заработка (инвалиды детства и т.д.), трудовой книжки, пенсий военнослужащим,
надбавок к пенсиям (для госслужащих); компенсаций, принятых по решению
федеральных или региональных органов власти;
- добровольные взносы граждан, предприятий,
общественных организаций;
- доходы от коммерческих операций в
финансово-кредитной сфере (ПФ разрешены инвестиции в фондовые ценности и
банковские ресурсы.
Использование средств :
· выплата пенсий (основная масса - около 90% расходов - выплата
трудовых пенсий без пенсий для военнослужащих);
· социальные пенсии - 1,5%;
· пенсии военнослужащим и другие государственные
пенсии (МВД, ФСК) -5%
расходов. Финансируются из госбюджета, хотя по действующему
законодательству,эти пенсии тоже относятся к трудовым.
· содержание аппарата ПФ - 0,7%;
· расходы по доставке пенсий - 3,6%;
· пособие на погребение - 0,5%.
Пенсионный фонд в ближайшее время ожидают большие
перемены, связанные с консолидацией, и прежде всего, с пенсионной реформой,
которая коренным образом изменит систему формирования ресурсов. Вместо
существующих страховых взносов мы перейдем к накопительной системе песионного
страхования, когда на каждого работающего гражданина открывается
персонифицированный счет, где будет накапливаться вся сумма страховых взносов,
и пенсии будут выплачиваться исходя из величины этой суммы. Эта накопительная
система предполагает :
I. Стремление работника к поискам такого места
работы, где страховые взносы уплаичваются в ПФ в полной сумме.
II. Увеличение доли участия работника в
формировании средств ПФ. На Западе это соотношение 50/50, у нас же 1/28 .
С каждым годом финансовое положение ПФ ухудшается вследствие :
- неуплаты заработной платы;
- организации выплаты заработной платы на многих
предприятиях косвеным способом(“черный нал”) + системы личного страхования
жизни(использовались, чтобы избежать уплаты налогов и взносов с ФОТ), когда с
каждым работником заключается договор страхования на дожитие, и если работник
не помрет в течение следующего месяца, то ему уплачивается страховая сумма
эквивалентная его заработной плате, которая не включается в ФОТ. Однако в
начале 96 года было принято постановление о включении страховых возмещений в
состав ФОТ.
Фонд социального страхования РФ.
Также как и ПФ, ФСС РФ - специализированное
некоммерческое учреждение при Правительстве РФ. В ФСС входят :
- региональные отделения
- центральные отраслевые
отделения(осуществляющие управление средствами ФСС в отраслях НХ);
- филиалы региональных и центральных отраслевых
отделений, являющиеся юридическими лицами;
- Центральный аппарат фонда во главе с
Правлением и Председателем.
В настоящее время система ФСС находится в совместном правлении
государства и профсоюзов, а раньше она была вся в ведении профсоюзов.
Формирование средств фонда :
- страховой взнос предприятий в размере 5,4% от
ФОТ;
- доходы от инвестирования временно свободных
средств фонда в государственные ЦеБу и банковские вклады;
- добровольные взносы;
- средства из Федерального бюджета на выплату
пособий и компенсаций жертвам атомных аварий (“Чернобыль”);
- оплата путевок населения в санаторно-курортные
учреждения (2-3%).
Использование средств фонда :
· 65% всех расходов идет на выплату пособий;
· 31% - санаторно-курортное обслуживание
трудящихся - оплата части путевок в санаторно-курортные учреждения профсоюзной
сети;
· 4% - содержание аппарата фонда.
Среди всех пособий важнейшее значение имеют;
Þ пособия по временной нетрудоспособности (пособия по
болезни) - составляют примерно 4/5 всех пособий;
Þ пособия по беременности и родам(женщины за 72 дня до
родов и 72 дня после родов получают пособие в размере з/пл) - 10% от суммы всех
пособий;
Þ пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет (в размере
2*min оклад) - 6% ;
Þ прочие пособия - 4% .
Пособия из ФСС выплачиваются работающим через бухгалтерию. Но чтобы не
гонять зря деньги, определенный процент тарифа остается на предприятии.
Лекция 20. 23.05.1997.
Кроме перечисленных расходов надо иметь ввиду, что
средства фонда также расходуются на содержание аппарата, создается резерв для
обеспечения финансирования выплат пособий и других выплат.
Фонды обязательного медицинского страхования.
Система ФОМС включает в себя :
- Федеральный Фонд Обязательного Медицинского
Страхования;
- региональные фонды ОМС (созданы во всех
регионах, кроме Чечни и Нижегородской области).
Если не введена система региональных ФОМС, то страховые взносы
собираются в региональный бюджет.
Источники средств ФОМС :
¨ страховые взносы предприятий, организаций и
других юридических лиц за работающих граждан - 3,6% от фонда оплаты труда (этот
уровень достаточно низок по сравнению с другими странами, где 7-8%). Этот тариф
распадается в следующих пропорциях : 0,2% - ФФОМС ; 3,4% - региональные ФОМС. Т.е. основная часть финансовых ресурсов
концентрируется на региональном уровне, а федеральный фонд выполняет лишь
вспомогательные функции, выравнивает уровень финансирования через ОМС между
регионами;
¨ страховые взносы из соответствующих бюджетов
(по распоряжению органов госвласт) за неработающих граждан - детей,
пенсионеров, безработных;
¨ спонсорские, добровольные пожертвования;
¨ средства, полученные в результате
инвестирования временно свободных финансовых ресурсов фонда.
Своеобразие системы ОМС заключается в том, что фонды ОМС, как правило,
напрямую не финансируют медицинские учреждения . Для этого используется еще
одно звено - страховые медицинские организации (ок. 500), которые получили
лицензию на ведение медицинского страхования. СМО заключают договор с
различными медицинскими организациями, затем заключают договор с региональным
ФОМС, который после этого выделяет средства страховой компании для оплаты тех
медицинских услуг, которые будут оказаны мед. учреждениями лицам,
застрахованным данной компанией. Со страхователем, обслуживающимся в данном
мед. учреждении СМО также заключают договор .
Однако, не весь контингент охвачен договорами. В
случае, если договора не заключены (многие ОМС в регионах ходят работать
напрямую с мед. учреждениями, а также есть такие регионы, где нет страховых
компаний вообще), то услуги медицинской организации оплачиваются самим ФОМС
через филиалы.
Основные статьи расходования средств ФОМС :
· оплата медицинских услуг (существует множество различных систем
оплаты);
· на содержание аппарата ОМС - 2,8% всех
расходов.
· денежные средства на содержание страховых
компаний - до 5% от суммы, выделяемой на финансирование мед. учреждений ; средства на профилактические меры по снижению
заболеваемости;
· создание резервных фондов. До последнего времени были резервные фонды в
составе ОМС, но говорят, что их отменили; существуют также резервные фонды СМО.
СМО финансируются путем авансирования, однако, необходимо примерно
знать, сколько больных обратится в страховые организации). Поэтому необходима
система выделения, сейчас выделение средств производится по среднедушевому
нормативу (т.е сумма страховых поступлений за месяц (за вычетом средств
на содержание ОМС) / количество жителей, обслуживаемое ФОМС * количество
жителей, обслуживаемых данной СМО.
Существует ряд проблем, связанных с финансированием
ФОМС. Одна из них - это неуплата страховых взносов предприятиями. Однако более
острая проблема заключается в неуплате страховых взносов государством за
неработающих, в то время как пенсионеры являются одними из главных потребителей
медицинских услуг (на Западе - 30% общей массы). В связи с этим многие мед.
учреждения отказывают неработающим в помещении их на стационарное лечение из-за
больших затрат.
В последнее время все больше ходит слухов о возможных
реформах во внебюджетных фондах. Они касаются консолидации фондов, а также идеи
объединения различных внебюджетных фондов, например ФСС и ФОМС. В некоторой
мере это предоставляет возможность перераспределения средств, кроме того, во
многих странах уже существует опыт объединения медицинского и социального
страхования.
Фонд занятости населения.
Находится в ведении Госслужбы занятости населения. Основные
источники формирования ресурсов фонда :
- обязательные отчисления предприятий и
организаций по тарифу 1,5% от ФОТ (90% всех поступлений);
- средства федеральных, региональных и местных
бюджетов для финансирования конкретных мероприятий по госпрограммам занятости;
- добровольные взносы;
- доходы от инвестирования временно свободных
финансовых ресурсов.
Основная задача фонда - оказание поддержки людям, потерявшим и ищущим
работу. Направления использования средств :
· расходы на профобучение и социальную адаптацию
- 14%;
· организация общественных работ и поддержка
рабочих мест - 36%, из них :
создание и сохранение рабочих мест в виде помощи предприятиям и организациям
для поддержки уровня рабочих мест - 29%; общественные работы для безработных -
1%; компенсационные выплаты к зарплате - 6%.
· материальная поддержка безработных - 23%
расходов (выплата пособий по
безработице ; досрочные пенсии( если человек остается без работы не более чем
за 2 года до наступления пенсионного возраста);
· информационное обеспечение - 4-5% средств (сбор и обработка информации о свободных
местах работы, вакансиях, что требует немалых расходов);
· особенность ФЗ - высокие расходы по содержанию
аппарата - 11% (причины :
многочисленный аппарат, недостаток контроля за расходованием средств);
· как и в других внебюджетных фондах, создаются
резервные фонды на случай ЧС
( в данном случае - массовые освобождения от работы работающих граждан, которые
возникают и в настоящее время на региональном уровне.
Формирование ФЗ происходит и в территориальном
разрезе. В регионах существуют специальные службы занятости, а при них
создаются Фонды Занятости.
В заключении стоит отметить, что многие внебюджетные фонды создаются на
региональном уровне. Обычно источниками местных внебюджетных фондов служат:
Þ дополнительные доходы и сэкономленные финансовые
ресурсы, полученные местными органами власти в результате проведения тех или
иных мероприятий;
Þ добровольные взносы;
Þ доходы от выпуска местных займов и денежно-вещевых
лотерей;
Þ штрафы за загрязнение окружающей среды, нерациональное
использование природных ресурсов, за порчу и утрату объектов
историко-культурного наследия,
Þ штрафы за административные нарушения, иногда
выявленные в связи с уклонением от уплаты местных налогов, с завышением цен на
те виды продукции,работ,услуг, стоимость которых регламентируется;
Þ взыскания с выявленных скрытых доходов предприятий и
учреждений в муниципальной собственности;
Þ в некоторых регионах и на местах созданы валютные
внебюджетные фонды, формирующиеся засчет валютных отчислений предприятий в
муниципальной собственности ( в Москве валютный внебюджетный фонд - $500 млн).
Printed by MMV
May, 1997
Страницы: 1, 2, 3, 4
|