бесплатные рефераты

Лекции по курсу «Финансы, кредит, денежное обращение» (2004г.)

Лекции по курсу «Финансы, кредит, денежное обращение» (2004г.)

1.  Сущность и функции финансов

Финансы возникли в условии становления товарно-денежных отношений под влиянием развития государства и его потребностей в ресурсах. Впервые термин стал применяться в 13-15 веках  в Италии. Финансы являются частью экономических отношений. Они опосредствуют процесс общественного воспроизводства, возникают на второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта, когда появляется его денежная форма. Обеспечивают распределение, и перераспределение общественного продукта позволяют сформулировать ресурсы государства, организаций и населения.

Финансы как экономическая категория совокупности экономический отношений возникают в процессе образования, распределения  и использования определенных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения общественного воспроизводства.

Субъекты финансовых отношений: организации, ПБОЮЛ, работающее население, государство.

Финансовые отношения носят денежный характер, так как возникают на основе денежного оборота. Имеют распределительный характер-стоимость  общественного продукта распределение по целевому назначению и субъектам финансовых отношений. Материальной основой финансовых отношений является финансовые ресурсы, которые образуются у субъектов, хозяйств и государства, за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений. Используются через денежные фонды размещение, воспроизводство, материальное стимулирование работников, на удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, как элемента категории проявляется в их функциях

1.        Формирование денежных фондов – государство через финансовую систему, с помощью налогов мобилизует денежные средства для нужд государства, отдельных регионов.

2.        Распределительная – по средствам финансов происходит перераспределение валового продукта и национального дохода между сферой материального производства и социально-культурной сферой, регионами, отраслями, членами общества, на уровне предприятия формируются фонды.

3.        Контроль за формированием и использованием денежных фондов. Необходимо для определения своевременного поступления средств, выявление нерационального использования денежных ресурсов, поиска резервов.


2.  Финансовая система РФ, ее звенья и органы управления

Финансовая система- это совокупность сфер и звеньев финансового отношения, взаимосвязанных между собой, посредствам которых осуществляется формы финансового и воспроизводственного процесса.

Цель государственных финансов – формирование центральных ресурсов для финансирования потребностей финансов и кредитов, формируются доходы части бюджетов домашних хозяйств, бюджетными сферы.

Фонды страхование предназначены для возмещения ущерба нанесенного стихийными бедствиями, выплаты застрахованными лицам материальная обеспеченность при наступлении страховых случаев.

Цель финансов предприятий формирование финансовых ресурсов для использования в процессе текущей производственной деятельности, обеспечивают в предстоящем периоде, формирует доходы части домохозяйств и государства.

Цель финансов домохозяйств – формируются доходы части общественного бюджета и их использование для текущего потребления и накопления.

Для финансов управления и контроля создаются специальные финансовые органы под руководством министерства финансов РФ. Он является федеральным органом исполнительной власти. Его задача проведение единой государственной политики и обеспечение общего руководства организацией финансов в стране. В 1991 году для обеспечения полного поступления налогов в государственный бюджет создается государственная налоговая служба, затем министерство налогов и сборов. Оно имеет право проводить проверку доходов связанных с исчислением и уплатой налогов, приостановление операций по банковским счетам.

Задача федерального казначейства – контроль за использование федерального бюджета на местах, сбор, обработка и анализ о состоянии государственных финансов.

Счетная палата – контроль за использованием доходных и расходных статей федерального бюджета, по объеме структуре и целевому назначению. Контроль за движением средств бюджета в центральном банке и уполномочивает                      предоставление информации о ходе использования федерального бюджета.

3.  Финансовый механизм

Финансовых механизм – система установленная государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. В зависимости от степени регулирования со стороны государства подразделений.

·    директивный связан с отношением, в котором непосредственно участвует государство (налоги, государственный кредит, бюджет и т.д.)

·    Регулирующий – определяет основное направление использования хозяйственных отношений                           не затрагивающие интересы государства.

В состав финансового механизма входят:

* финансовые инструменты (денежные средства, ценные бумаги, кредитные ресурсы)

* финансовые методы – способ воздействия

* финансовые отношения на хозяйствующий процесс. Влияет на движение финансовых ресурсов и развитие коммерческих отношений (планирование, прогнозирование, кредитование, налогообложение,  системы расчетов, материальное стимулирование и ответственность страхование, лизинг, залоговые операции, трансфертные операции)

* финансовые рычаги и приемы воздействия финансовых механизма, прибыль, доход, финансовые санкции, арендная плата, дивиденды, проценты ставки по ссудам, дисконтирование, инвестиции, формы расчетов, виды кредитов.

Правовое обеспечение – законодательные акты, постановления, письма.

Нормативное обеспечение – инструментальные нормативы, нормы, методики, указания и т.д.

Информационное обеспечение состоит из разного рода и вида экономической, финансовой и прочей информации.

4.  Взаимоотношения предприятий с различными звеньями финансовой системы

Финансовая деятельность предприятия –организация финансового отношения возникающего у него в процессе работы с другими юридическими и физическими лицами. Является частью денежных отношений, возникающих при движении денежных средств, сопровождающимися формированием и использованием фондов денежных средств. Совокупность финансовых отношений предприятий можно группировать по целевому назначению:

      Денежные отношения, возникающие при формировании уставного капитала и в целевых фондах внутри хозяйственной казны. Зависят от организационно-провавой формы предприятия.

      Денежные отношения с другими предприятиями, связанные с куплей-продажей товарно-материальных ценностей, уплатой и получением штрафов, внесением денежных средств в уставный капитал других предприятий, участие в распределении прибыли от совместной деятельности с другими предприятиями.

Денежные отношения между предприятием и финансовой системой по уплате налогов в бюджет и внебюджетные фонды, штрафные санкции при использовании этих фондов (ассигнования из бюджета, дотации, субсидии)

Денежные отношения между предприятием и банками по расчета за банковские услуги, при получении и возврате кредитов, уплате процентов за предоставленные кредиты, внесение средств на депозиты, получение процента по ним.

Денежные отношения между предприятиями и страховыми компаниями, по страхованию коммерческих и финансовых рисков, имущества, отдельных категорий работников.

Денежные отношения с товарными и фондовыми биржами по операциям с производственными и финансовыми активами.

Денежные отношения с филиалами и дочерними предприятиями по формированию основных и оборотных средств, финансовых расходов, распределении и перераспределении прибыли.

Денежные средства с работниками по оплате труда, начисление дивидендов, удержание и перечисления НДФЛ (налог на доходы физических лиц) по поручению налоговых служб.

Денежные отношения с акционерами, не являющимися членами трудового коллектива.

Отношения с аудиторскими фирмами, вышестоящими организациями и т.д.

5.  Понятие и структура финансового рынка

Финансовая деятельность предприятий неразрывно связана с функционированием финансового рынка

Финансовый рынок – рынок на котором объектом купли-продажи выступают разнообразных финансовые инструменты и услуги (ценные бумаги, валюты, кредиты на ресурсы и т.д.)

Его функции:

- мобилизация временно свободного капитала

- распределение аккумулятивной свободного капитала между его потребителями

- формирование рынка ценностей по отдельным финансовым инструментам и услугам

- осуществление посредничества между продавцом и покупателем финансовых инструментов

- формирование условий снижения финансовых и коммерческих рынков

- ускорение оборота капитала для развития экономического процесса в обществе.


Классификация финансовых рынков.


1.              По видам обращения финансовых активов

·               кредитный рынок – (рынок ссудного капитала) – объекты купли-продажи – свободные кредитные ресурсы на условиях возвратности и уплаты процентов (переводные векселя, аккредитивы, чеки)

·               Рынок ценных бумаг (фондовый) объектом купли-продажи являются все виды ценных бумаг имитированных (выпущенных) предприятиями, государством, различными институтами. Улучшает процесс инвестирования временно свободных финансовых ресурсов.

·               Валютный рынок – объектом купли – продажи является иностранная валюта и финансовые инструмент обеспечивающие операции с валютой. Удовлетворение потребностей хозяйственных субъектов в иностранной валюте для осуществления внешнеэкономических операций, снижения финансовых рисков, валютные операции, устанавливаемый валютный курс по видам валют.

·               Рынок золота – объектом купли – продажи являются драгоценные металлы и компании осуществляемые по страховании финансовых активов, осуществляемые финансово-спекулятивные сделки, удовлетворяющие потребности в промышленном, бытовом употреблении этих металлов и камней.

2.              По организационным формам функционирования рынков

·               Организованно-биржевой рынок – обеспечивает концентрацию спроса и предложения в одном месте, устанавливает объективную систему цен на финансовые инструменты и услуги, проверяет финансовое состояние систем товаров, ценных бумаг,  допускает к торговли, процедура торговли носит открытый характер, гарантирует исполнение торговых сделок.

·               Не организованный (внебиржевой, уличный рынок) – осуществляет операции с теми же финансовыми инструментами, сделки по которым не регистрируются на бирже. Уровень финансового риска выше, снижен уровень юридической защищенности покупателя, снижается уровень их информированности.

3.              По региональному признаку:

·                    местный финансовый рынок

·                    региональный финансовый рынок

·                    национальный

·                    мировой

4.                   По условиям обращения финансовых инструментов:

·                    первичный рынок – осуществляет первичное размещение эмиссии ценных бумаг

·                    вторичный рынок – постоянное обращение ценных бумаг, проданных ранее на первичном рынке, обеспечивает ликвидность ценных бумаг, распределение финансовых рисков, установление курсовой стоимости ценных бумаг.



6.  Сущность и виды денег

Деньги – специфическое финансовое средство, используется для покупки других средств, признается всеми как средство обращения, которое принимают в обмен на товары и может использоваться для накопления богатства и использоваться в будущем. Является особым видом товара, служащим всеобщим эквивалентом, натуральная форма денег срастается с общественной функцией всеобщего эквивалента. Деньги являются связующим звеном между всеми хозяйствующими субъектами стимулирующими развитие производства, опосредствуют движение товаров и услуг. Деньги имеют товарное происхождение, с развитием обмена сменялись различные формы стоимости (простая, случайная, полная(развернутая) всеобщая, денежная)


Виды денег:

- металлические монеты – слиток металла определенной формы, вес и проба которого         подтверждены поставленным на нем штампом государства

- бумажные деньги –представители полноценных денег, не имеют стоимости, снабжены государственным принудительным курсом, приобретая представительскую стоимость в обращении, выполняют роль покупного или продажного средства. Эмитентами бумажных денег в РФ является Центральный Банк. Эмиссионный доход, как разница между наличной стоимостью выпущенных бумажных денег и стоимостью их выпуска является важным элементом государственного дохода.

- кредитные деньги – прошли развитие – вексель(письменное обязательство должника), акцептовый вексель (имеет гарантию со стороны банка), банкнота, как электронные деньги, кредитные карточки.


7.  Функции денег

Деньги обслуживают процесс обращения посредствам выполнения ими следующих функций:

·                    мера стоимости

·                    средство обращения

·                    средство платежа

·                    средство образования сокровищ и накопления (функция накопительной стоимости)

·                    мировые деньги


8.  Понятие денежного обращения

Денежное обращение  – это движение денег в наличных и безналичных формах, которые обслуживают реализацию товаров, работ, услуг, нетоварные платежи в экономике страны. Главной задачей регулирования денежного обращения является поддержание оптимального соотношения между доходом населения в денежной и стоимостной форме товаров и платных услуг. Регулирование денежного обращения осуществляется при помощи денежной реформы и деноминаций.

Денежная реформа – полное или частичное преобразование денежной системы, проводящееся для стабилизации и укрепления денежного обращения, должна проводится в условно стабильной экономической и политической ситуации в стране. У нас 1922-1924 гг, 1947 г.

Деноминация – техническая операция которая выражается в замене старых денег новыми, с приравненной одной денежной единице в новых знаках и больше половины единиц в старых знаках. Происходит сокращение денежной массы  в обращении, изменяется масштаб цен. У нас 1961 г., 1991 г.

Проводимое регулирование денежного обращения в РФ производилось на основе конституции РФ, федеральных законов, актов издаваемых президентом  РФ, правительством, ЦБ.

Основные функции ЦБ – защита и обеспечение устойчивости рубля, выполняет следующие задачи:

·   прогнозирование – организация, производство, перевозки, хранение монет и банкнот, создание их резервных фондов.

·   Установление правил хранения, инкассации наличных денег для кредитных учреждений

·   Установление признаков платежеспособности денежных знаков, порядка замены поврежденных банкнот, и может их уничтожение

·   Определяет порядок введения массовых операций


В зависимости от изменения кура валюты различают процессы:

* ревальвация – повышение курса национальной валюты по отношению к валютам    других стран

*  девальвация – снижение курса национальной валюты по отношению к валютам других стран


9.  Закон денежного обращения

Денежной массой или количеством денег в обращении называется сумма денежных единиц, обозначенная на всех денежных знаках, находящихся в обращении.

Количество денег необходимое для обращения в стране определяется законом денежного обращения. Его сущность:  при выполнении функции средства обращения, количество денег должно быть равно сумме цен реализации товаров, деленной на число оборотов одной единицы.

Филлер предложил формулу:


М=Р х Q / V ,

Где:

Р – уровень товара цен

Q – количество обращения товаров

V – скорость обращения.


Закон денежного обращения при выполнении денег средство обращения выражает экономическую зависимость от  следующих факторов:

·               количество продуктов, товаров и услуг

·               уровня цен или тарифов

·               скорости обращения денег.

С появлением функции денег, как средства платежа закон денежного обращения был конкретизирован

       D= Р+О+ К-ВП/ Со,


Где:

D – количество наличных и безналичных денег

Р – сумма цен, реализации товаров и услуг

О – сумма платежей по обязательному по которым наступил срок платежей

К – сумма цен товаров, продуктов в кредит

ВП – сумма взаимно погашающих платежей

Со – среднее число оборотов денег, как средство обращения и платежа.

Важным показателем денежного обращения является денежная масса. Она представляет собой наличные и безналичные покупательные и платежные средства, обеспечивают обращение товаров и услуг товаров и услуг а экономике страны и принадлежащие частным лицам и институциональными собственность и государству.

В структуре денежной массы выделяется:

Активная часть - денежные средства реально обслуживающие хозяйственный оборот

Пассивная часть – денежные накопления и остатки на счетах, которые могут служить расчетными средствами.


10.       Измерение денежной массы

Для характеристики денежной массы применяются обобщенные показатели – денежные агрегаты, которые позволяют анализировать количество, измерение денежного обращения на конкретною дату и на определенный период, разрабатываются мероприятия по регулированию темпов роста и объема денежной массы. Ранжируется от абсолютно ликвидных до абсолютно не ликвидных. Состав денежных агрегатов в России.

Мо – наличные деньги (абсолютно ликвидные)

М1=1о+ средства предприятий на расчетных счетах, вклады в коммерческих банках , депозиты населения до востребования в сберкассах, средства страховых компаний.

М2=М1+срочные вклады населения в сбербанках

М3=М2+облигации государственных займов депозитных сертификатов.

Объем денежной массы находящихся в зависимости от количества денег в обращении и скорости их оборота, количество денежной массы определяется государством – эмитентом денег Рост эмиссии обусловлен потребностями товара оборота и государством. Скорость обращения денег является показателем интенсивности движения денег при функционировании их в качестве средства платежа и обращения. Для расчета этого показателя используется косвенные методы. В России насчитывается 2 показателя скорости в зависимости от полноты охвата оборота  наличных денег. Скорость возврата денег в кассы ЦБ России.

Сумма поступления денег в кассы банка/ среднегодовая масса денег в обращении.

Скорость обращения денег в налично-денежном обороте.

Сумма поступлений и выдачи наличных денег ( в том числе денег в обращении)/ среднегодовая масса денег в обращении.

Изменение скорости обращения денег зависит от цикличности развития экономики, темпов экономического роста, движения цен, структуры платежеспособности оборота, развитие кредитных операций, системы взаимных расчетов, уровня % ставок кредит, применения электронных средств денежного расчетов, уровень покупательной способности денег.


11.                        Сущность и функции бюджета, его роль в финансовой системе

Финансовые отношения складывающиеся у государства с различными организациями – называются бюджетными. Бюджетные отношения возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием центрального бюджетного фонда денежных средств, которые предназначены для удовлетворения общегосударственных потребностей. Размер бюджетного фонда зависит от уровня развития экономики, методов управления социальных задач.

Государственным бюджетом называет совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны, это основной финансовый план государства на текущий год имеющий силу закона.

Функции бюджета:

·                            распределение ВВП и национального дохода между отраслями и территориями

·                            доход за доходами и расходами бюджета (позволяет проанализировать своевременность и полноту поступлений финансовых средств в распоряжение государства, сложившиеся пропорции в распределении бюджетных средств, эффективность их использования)

Функции бюджета реализуются через бюджетные механизмы т. е. через методы и способы формирования доходов и расходов.

Величина бюджета отображает степень централизации финансовых ресурсов в руках государства, зависят от масштабность структурных сдвигов в экономике страны.

Государственный бюджет строится по балансовому методу (дефицит и профицит).









12.                        Бюджетная система России, понятие, уровни и принципы функционирования

Бюджетная система России – это основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируется нормами права, совокупность федеральных бюджетов, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетным устройством называется взаимосвязь между отдельными звеньями бюджетной системы, организацией и принципами ее построения.

   Состоит из 3 уровней:

1.        федеральный бюджет РФ (1)

2.        бюджет субъектов РФ (89)

3.        местные бюджеты (>528000)

   В каждый уровень входят бюджеты государства, внебюджетных фондов различных уровней.

   Федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ, муниципальный образований – составляют консервированный бюджет РФ.

   Бюджетное устройство основывается на принципах:

1.              единство бюджетной системы – обеспечивается единой правовой базой, бюджетной классификацией, формами бюджетных договоров.

2.              Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы

3.              самостоятельность бюджетов – обеспечивает наличие собственных источников дохода и правом определять их использование.

4.              Принцип полноты – в каждом звене бюджета системы доходов и расходов должны отображаться в полном объеме.

5.              Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.

6.              Гласность. Публичное утверждение бюджета отчетов, об их исполнении, бюджетное послание президента РФ.

Доходная часть бюджетов субъектов РФ (БСФР) должна состоять из закрепленных доходов – это те доходы которые поступают полностью или в твердо фиксированной доли  в соответствии бюджета.

Регулирующие доходы – это средства передаваемые из вышестоящего звена  бюджетной системы ниже стоящему, сверх закрепленных доходов для покрытия расходов, устанавливается в % на предстоящий финансовый год.

Дотация – это средства передаваемые безвозмездно из вышестоящего звена в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при их дефиците, без целевого назначения.

Субсидии –средства передаваемые из вышестоящего звена нижестоящему на финансирование строго целевого мероприятия и на определенный срок.

Кредитные ресурсы – средства которые передаются на определенный срок, на проценты и на возвратной основе.

В расходах БСРФ основная часть заключается в расходах на национально-социальные цели. Из средств ФБ осуществляется финансирование расходов на оборону, государственные программы, дотации  отдельным отраслям и бюджетным территориям.

Расходы бюджетов всех уровней на 2 уровня: текущие расходы и расходы бюджетного развития.

В бюджет развития входят: ассигнования на финансовые инвестиции и инновационную деятельность.


13.                        Бюджетная классификация, понятие и значение

Бюджетной классификацией – является основным методологическим документом на основе которого состоит и исполняется бюджет

Бюджетной классификацией – называется систематическая экономическая группировка доходов и расходов по однородным признакам, отражает социально-экономическое содержание показателей бюджетного планирования, она обязательна для всех учреждений составляющих и исполняющих бюджет , позволяет применять принцип сопоставимости, т.е. возможность сравнения экономически развитые страны, проводить анализ, необходимый для предоставления международного кредита и других целей.

Состав бюджетной классификации:

1.  классификация доходов бюджета РФ;

2.  Функциональная классификация расходов бюджета РФ;

3.  Экономическая классификация расходов бюджета РФ

4.  Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета РФ

5.  Классификация источников внешнего финансирования дефицитов бюджета

6.  Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

7.  Классификация видов государственных внешних долгов РФ, субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

8.  Ведомственная классификация расходов федерального бюджета.


14.                        Доходы бюджета: классификация, структура, источники

доходы бюджета – это денежные средства поступающие безвозмездно и безвозвратном порядке в соответствии с законом РФ, в распоряжение органов  государственной власти РФ, субъектов РФ и органов самоуправления.

Доход бюджета образуется за счет:

1 налоговых видов дохода:

2 неналоговых видов дохода

3 безвозмездных перечислений.

1.  – это обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, к ним относятся федеральные, региональные, местные налоги, а также штрафы и пени уплаченные за нарушение налогового законодательства.

2.  1. Доходы от использования имущества находящихся в государственной или муниципальной собственности (арендная плата, % по остаткам банковских средств на счетах в банках, средства от возврата государственных кредитов, от продажи имущества полученных  как обеспечение по кредитам, доходы в виде прибыли приходящихся на долю государства в уставных капиталах товариществ, обществ и унитарных предприятий)

2.  2. Доходы от платных услуг, которые оказывают органы государственной власти и местного самоуправления (штрафы, конфискация, средства полученные от возмещения вреда полученных РФ)

2.  3. Финансовая помощь и бюджетные ссуды в виде дотаций, субвенций, субсидий.

Поступления от международных организаций и правовых иностранных государств, юридических и физических лиц, безвозмездные перечисления по взаимных расчетам.

15.                        Расходы бюджета: классификация, структура

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансирование обеспечение выполнения задач и функций государства и местного самоуправления. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

·   ассигнование – на содержание бюджетных учреждений;

·   средства на оплату товаров, работ и услуг – выполняются юридическими лицами по государственным и муниципальным контролем;

·   Трансферты  населению – бюджетные средства по обязательным выплатам населению пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат;

·   Бюджетные кредиты юридическим лицам;

·   Субвенции и субсидии;

·   Инвестиции в уставный капитал юридических лиц;

·   Бюджетные ссуды, дотации, субвенции, в бюджеты других уровней

·   Кредиты иностранным гражданам

·   Средства на обслуживание и погашение долговых обязательств долговых обязательств


Расходы бюджета группируются по 3 структурам:

1.Функциональная – строится в соответствии с основными функциями государства, состоит из 4 уровней:

·   представлен в виде 21 раздела расходов, определяет расходы бюджетных средств на оборону страны, государственное управление, международная деятельность, участие государства в развитии нации и техники, с/х, энергетики, социально-культурной деятельности

·   имеет 99 разделов, которые конкретизируют  направление расходов бюджетных средств

·   классифицирует целевые статьи расходов федерального бюджета по конкретным направлениям деятельности

·   детализирует целевые статьи.

2.Экономическая – группируются статьи расходов по экономическому принципу. Расходы делятся на 2 статьи:

·   капитальные, включают статьи затрат на инвестиции в действующие и и создаваемые юридические лица

·   текущие – часть расходов бюджета обеспечивающая функционирование органов государственной власти

3.Ведомственная – показывает адресное выделение финансовых ресурсов и отображает распределение средств по конкретным распорядителям. 138 федеральных министерств и ведомств





























16.                        Бюджетный процесс: понятие, принципы, участники и стадии бюджетного процесса

Бюджетный процесс регламентирует нормы права деятельности государственных органов и организацию местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов в бюджет.

Принципы организации бюджетного процесса:

·   обеспечение единства правовой базы бюджетной классификации и форм бюджетной документации

·   соблюдение самостоятельности бюджетных процессов между органом власти, формированием доходов, и их использованием

·   установление рационального соотношения между доходами и расходами бюджетов всех уровней.

Участниками бюджетного процесса являются:

¨ президент РФ

¨ государственная дума

¨ совет федерации

¨ министерство финансов

¨    федеральное казначейство

¨    государственные внебюджетные социальные фонды

¨    главные распорядители бюджетных средств

¨    получатели бюджетных средств


Стадии бюджетного процесса

1.Составление проекта бюджета, начинается с послания президента. Затем этим выверяются следующие показатели:

Ö    объем ВВП

Ö    темпы роста ВВП

Ö    уровень инфляции

Составляется прогноз социально-экономического развития на планируемый год и 2 последующих на основе прогноза министерства финансов, составляется балансовый доход и расход, его направляют для рассмотрения правительства РФ @ 1 марта.

2.Рассматривание и утверждение проекта бюджета в форме закона правительства до 15.08 изучаются предоставленные материалы, рассматриваются основные характеристики федерального бюджета и не позднее 15.08 направляют его в государственную думу. К проекту бюджета применяются следующие документы

Å прогноз социально-экономического развития РФ

Å проекты программ внутреннего и внешнего государственного заимствования

Å прогноз изменения тарифов на газ, электричество и тепловую энергию

Å проекты бюджета государственных внебюджетных фондов и другие документы

В процессе рассмотрения проекта бюджета в государственной думе до 01.10 напраляют «Оценка ожиданий исполнения федерального бюджета» на текущий финансовый год.

Предварительное распределение дохода и расхода на текущий финансовый год.

Для первого чтения отведено 40 дней. Изучается общая сумма доходов и расходов. Во втором чтении утверждают расходы до 25.09. В третьем чтении до 15.11 распределяется расход по разделам, утверждаются размеры средств федерального фонда финансирования поддержки субъектов РФ. Расходы на целевые программы, инвестиции, проекты предоставления средств на основой возвратной основе, проект внешних заимствований. На четвертое чтении отводят 10 дней, и утверждают проект бюджета  и утверждают проект бюджета, передают совету федерации. После принимает бюджет совет федерации, он отправляет на подпись президенту и опубликовывает в СМИ

3.Исполнение бюджета – выполнение доходных и расходных частей бюджета в сумме, утверждается законом. Бюджета осуществляется по росписи доходов и расходов. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет министерство налогов и сборов, федеральное казначейство, органы на местах.

4.Рассмотрение и утверждение отчета о использовании федерального бюджета. В конце календарного года министерство финансов издает распоряжение о закрытии финансового года и подготовки отчета об исполнении бюджета в целом и по каждому государственному внебюджетному социальному фонду. Главный распорядитель бюджетных средств обобщенная отчетность подведомственных бюджетных организаций. Министерство финансов предоставляет в правительство отчет, затем в государственную думу и счетную палату. Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении бюджета и дает свое заключение. По итогам рассматривания отчета и заключения счетная палата принимает решение отклонить или утвердить отчет. Отчет публикуется в СМИ.


17.                        Понятие о кредитной системе РФ, ее основные звенья

Необходимость кредитных отношений в рыночной экономике общеизвестна. С одной стороны, у отдельных фирм, частных лиц и прочих участников рыночных отношений возникают временно свободные денежные средства: излишки денежных средств в виде амортизационных отчислений, временно свободные средства в связи с несовпадением времени реализации товаров и услуг и времени приобретения новых партий сырья, материалов и т.д., а также в связи с сезонным производством; средства, накопленные, но не использованные для расширения производства, выплаты заработной платы, денежные доходы и сбережения населения. С другой стороны, у участников рыночных отношений возникает потребность в дополнительных средствах, сверх тех, которые они имеют на данный момент.

Возникает противоречие, вполне разрешимое с помощью особой инфраструктуры рыночного хозяйства - кредитной системы.

При рассмотрении кредитной системы нужно учитывать, что она базируется на реализации сложных экономических отношений, прошедших длительный исторический путь развития и играющих консолидирующую роль в структуре всех экономических взаимосвязей.

Различают два понятия кредитной системы:

·        совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма);

·        совокупность кредитно-финансовых учреждений, аккумулирующих свободные денежные средства и предоставляющих их в ссуду (институциональная форма).

В первом аспекте кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему во втором (институциональном) понимании. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки. Однако, кредитная система - более широкое и емкое понятие, чем банковская система, включающая лишь совокупность банков, действующих в стране.

Как было сказано выше, кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности так называемых небанковских банков, т.е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако, несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 РЕФЕРАТЫ