19. Формы и
методы государственного регулирования экономики.
Прежде всего важно
различать две основных формы: прямое вмешательство через расширение предприятиями
и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики. Прямое
вмешательство государства — это и принятие государственной собственности на
материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными
законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между
всеми элементами рыночной системы. Примеры государственного регулирования
экономизм путем издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним
можно отнести, помимо упомянутого антитрестовского законодательства в США,
положение о кооперации во Франции и т.п. Косвенное вмешательство. В
зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены
на: стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно)
равновесия между сбережениями и инвестициями;
обеспечение полной
занятости;
cтимулирование
экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей
cилы; воздействие на
общий уровень цен в целях его стабилизации и цены; на некоторые специфические
товары; поддержку устойчивого экономического роста; перераспределение доходов;
и некоторые другие цели. Для проведения этих разнообразных мер государство
прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике.
Фискальная политика — это бюджетная политика. Ее можно определить как политику,
проводимую путем манипулирования государственными доходами (прежде всего
налогами) и расходами. Кредитно-денежная политика — это политика, проводимая
путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной
сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с
другом. Подробнее различные направления прямого и косвенного государственного
регулирования рассматриваются в последующих главах. Однако эта связь в рыночной
и централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной
экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут
оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования
естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся
централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления
возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый
мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка.
Главная проблема при этом — не убить в объятиях государства этот животворящий
интерес.
20. Денежно-кредитная политика государства. Деньги являются важным внутренним
элементом рыночного механизма хозяйствования, непосредственно участвующим в
«обмене веществ», который происходит в процессе воспроизводства. Деньги
интегрированы в этот процесс, находятся в зависимости от него и в то же время
оказывают на него обратное влияние. Поскольку денежное обращение нельзя
рассматривать в отрыве oт других сфер экономики, то и денежно-кредитную
политику следует осуществлять в единстве с мерами по регулированию народного
хозяйства g целом. Другими
словами, регулирование денежного обращения н широком смысле слова предполагает
осуществление мероприятий, направленных не только на монетарную, но и
немонетарную сферу экономики, и значит требует комплексного подхода. К
немонетарным методам регулирования следует отнести, прежде всего, такие
действия, которые нацелены на устранение структурных диспропорций в сфере
производства, на повышение его технологического уровня эффективности.
Сокращение благодаря этому издержек производства внесет значительный вклад в
борьбу с инфляцией издержек. В этом же направлении будет действовать и
антимонопольная политика, направленная на ограничение роста монопольных цен.
Особое значение в деле стабилизации денежного обращения приобретает политика
стимулирования сбалансированного экономического роста. Увеличение объема
производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной
способности денег. В развитой рыночной экономике центральный банк в состоянии
оказывать существенное воздействие как на величину спроса на деньги, так и на
объем их предложения. Спрос регулируется косвенным образом через изменение
условий предоставления центральным банком кредитов, а также условий продажи
государственных ценных бумаг. Влияние на предложение денег (в наличной и
безналичной форме) обеспечивается монополией центрального банка на эмиссию
банкнот, а также его правом на изменение уровня минимальных обязательных
резервов по различным видам депозитов. Эмиссия денег центральным банком
осуществляется в процессе кредитования коммерческих банков, покрытия дефицита
государственного бюджета, покупки им ценных бумаг и иностранной валюты. Коммерческие
банки, со своей стороны, участвуют в депозитной эмиссии, которая ограничена
объемами собственных и привлеченных средств, а также размерами обязательных
резервов, устанавливаемых центральным банком. В качестве «денежной базы»
выступают те обязательства центрального банка по отношению к частному сектору,
которые он непосредственно контролирует . В денежную базу включаются наличные
деньги, находящиеся у населения и в кассах банков, а также денежные средства
коммерческих банков, депонированных в центральном банке в форме обязательных
резервов. Поскольку компоненты денежной массы служат средством обеспечения
банковских депозитов, то денежная масса в целом предстает как величина
производная от денежной базы. Эта взаимосвязь выражается формулой М=мВ,
где
М - денежная масса, м - мультипликатор, В - денежная база.
Воздействуя
на денежную базу, центральный банк имеет возможность влиять на размеры денежной
массы.
Денежно-кредитное
регулирование, осуществляемое центральным банком, является элементом
экономической политики государства и представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на обеспечение нормального функционирования денежного
обращения, устойчивости, национальной денежной единицы, стабильности её
покупательной способности, а также обеспечение равновесного развития экономики
в целом.
К основным методам
регулирования денежного обращения, которые использует центральный банк следует
отнести:
— политику
рефинансирования (включая учетную и ломбардную политику);
— политику
минимальных резервов;
— политику открытого
рынка;
— валютное
регулирование;
— регулирование
деятельности кредитных институтов и организации платежно-кредитных отношений;
— установление
ориентиров роста денежной массы (таргетирование).Рефинансирование
коммерческих банков осуществляется путем предоставления кредитных ресурсов
в форме прямы кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг
(ломбардные кредиты), а также организации кредитных аукционов. Цель
рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитного обращения.
Прибегая к рефинансированию, центральный банк выступает кредитором последней
инстанции или банком банков.
Валютное регулирование осуществляется ЦБ РФ посредством: проведения
внутренней денежно-кредитной политики, валютных интервенций, использования
государственных резервов международных платежных средств.
21..Финансовая политика государства. Государственный
бюджет – формирование и использование.
Финансовая политика представляет систему государственного регулирования,
связанную с правительственными расходами и налогами. Структура бюджетных
расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете
стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим образом
(%).Финансовая система включает в себя: 1) различные сферы финансовых
отношений в рамках данной страны, 2) совокупность финансовых учреждений
страны. Финансовые отношения охватывают отношения, связанные с образованием и
движением финансовых ресурсов между: 1) государством и предприятием
(предприятиями), 2) между самими предприятиями, 3) между отдельными
государствами. К финансовым учреждениям государства относятся: министерство
финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления, финансовые
отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления.
Финансовая
система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды
социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного
страхования, финансы предприятий, отраслей, различные специальные денежные
фонды. Государственный бюджет - главное звено всей финансовой системы, с
помощью которого государство распределяет и перераспределяет ВНП и
национальный доход. Финансовая политика, направленная на стимулирование подъема
в экономике, обычно приводит к дефициту государственного бюджета, что
создает дополнительные осложнения в экономической ситуации. Наи более
распространенные методы финансирования дефицита государственного бюджета -
внешние и внутренние займы, эмиссия денег и использование бюджетного излишка
предшествующих лет. Эмиссия приводит к неконтролируемой инфляции, подрываются
стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цены - заработная
плата», воспроизводится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к ростувнутреннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается
неравномерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных
инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процентной
ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поколение.
Большие
размерывнешнего долга представляют существенную проблему.
Если платежи по нему составляют значительную часть от внешнеэкономической
деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы становится
трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов
или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в России,
обязательства выплаты по займам превышают все поступления от
внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает
международный авторитет страны, подрывает ее независимость.
Центральное место в системе
государственных финансов занимает государственный бюджет. Бюджетная система
представляет собой довольно сложный механизм, отражающий особенности той или
иной страны, ее социально-экономического строя, а также государственного
устройства. Эта система формируется на основе всей совокупности
социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то
или иное государство. Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее
государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство,
бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение — государственный и
местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США,
ФРГ) имеется промежуточное звено — бюджеты штатов, земель и соответствующих им
административных образований. Государственный бюджет представляет собой
централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство
страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также
выполнения необходимых социально-экономических функций. В современных
условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования
экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления
антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет собой
сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций.
Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов
государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований. По
своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются: на расходы по
государственному управлению; на военные расходы; расходы на социально-экономические
цели; расходы на хозяйственную деятельность государства; расходы по
осуществлению внешнеэкономической деятельности. Расширение функций государства
сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются
темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП. Например, в США
государственные расходы в XX столетии выросли более чем в 350 раз. Только за
период с 1980 по 1989 фин. годы расходы федерального бюджета увеличились в два
с лишним раза (с 433,5 млрд. долл. до 877,2 млрд. долл.). К числу важнейших
статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием
наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных
секторов экономики. Все более значительное место занимают и расходы на создание
объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь — на образование и здравоохранение.
Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая
военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты,
к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия
инвалидам войн, ветеранам и т.д. Важной составной частью финансовой системы
государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются в
первую очередь объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ,
развитие средств связи, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов
власти используются также на содержание местной администрации, полиции,
органов суда и прокуратуры. Важное место в расходах местных бюджетов занимают
также расходы на социально-культурные нужды, объекты здравоохранения,
поддержание экологического равновесия. Доходы государственного бюджета состоят
в первую очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными
органами власти, государственных займов, а также поступлений так называемыхвнебюджетных
или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено необходимостью
мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных целей, прежде всего
социально-экономического характера. К их числу относятся социальное
страхование, строительство дорог, охрана окружающей среды, подготовка и
переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их постоянно растет,
примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках которого насчитывается
свыше 800 подобных фондов. Общей материальной основой всех доходов государства
является перераспределение национального дохода, огосударствление значительной
части вновь созданной в стране стоимости. Важнейшими составными частями
механизма этого перераспределения являются налоги, государственные займы, а
также поступления внебюджетных фондов.
22. Интернационализация хозяйственной
жизни.
Являясь
экономической основой мирового хозяйства, интернационализация предполагает
развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают
производство одних стран с потреблением его результатов в других.
Интернационализация возникла в период перехода капитализма на машинную стадию.
Не случайно ее развитие связано с углублением международного разделения труда с
растущей дифференциацией различных видов деятельности. Это было развитие
интернационализации вглубь, но она развивалась одновременно и вширь,
распространяясь на новые страны и регионы. Общественное воспроизводство
на любом уровне - предприятия, фирмы, региона страны, национальной
экономики - не может формироваться и действовать вне
мирохозяйственных связей. Производственные процессы, принимая международный
характер, предполагают устойчивые связи между предприятиями н фирмами разных
стран, организуя филиалы и подразделения, фирмы с зарубежными партнерами на
основе взаимовыгодного разделения труда. Интернационализация создала систему
взаимозависимости всех стран и регионов, но уровни этой взаимозависимости при
общей тенденции экономического роста существенно отличаются.
Интернационализация в целом ведет к нивелировке уровней развития отдельных
стран, сближению размеров издержек производства, росту производительности труда
и экономики труда в мировом масштабе. Ионой чертой углубления
интернационализации хозяйственной жизни стало возникновение и развитие мировой
инфраструктуры, которая включает' мировую транспортную систему, мировую сеть
информационных коммуникаций и связи.
Интернационализация
привела к возникновению мирового хозяйства и его структура представлена
следующими элементами:
— мировой рынок товаров
и услуг;
— мировой рынок
капиталов;
— мировой рынок
рабочей силы;
— международная
валютная система;
—международная
кредитно-финансовая система.
Наглядно
интернационализация проявила себя в деятельности транснациональных
корпорации (ТНК). Интернационализация производства, развитие международных форм
обобществления приводят к развитию транснационального капитала. В мировом
хозяйстве все современные экономические отношения проявляются в форме
миграции капитала, которая осуществляется на нескольких уровнях: между центрами
современных развитых государств (США - Западная Европа - Япония), между
отдельными странами, между одинаковыми отраслями государств, В любом случае эти
отношения осуществляются через ТНК. ТНК - международные фирмы, имеющие филиалы
в двух и более странах, управляющие ими из одного или нескольких центров; они
проводят согласованную экономическую политику, распределяя ресурсы, технологию
и ответственность для достижения наивысшего результата. Возможность
образования международных компаний появилась благодаря вывозу капитала за
пределы страны. Вывоз капитала и образование международных компаний привели
также к разделу мирового рынка на сферы влияния между финансовыми
группировками. Создание ТНК позволяет переносить производство, снабжение или
элементы управленческой структуры в те страны, где это представляется наиболее
выгодным. В организации учета применяется система комплексных интеграционных
систем, с помощью телекоммуникационной связи непрерывно учитываются все
поступления и платежи компаний по всем странам, где фирма осуществляет свои
операции. Финансы, подготовка и переподготовка кадров - это аспекты
деятельности, которые стали компонентами комплексных интеграционных систем ТНК.
Вся деятельность международных компаний подтверждает, что ТНК - это фирмы,
имеющие свои подразделения в разных странах, но управляют они этими
подразделениями из одного центра. К 1996г. общее число ТНК составило примерно
40 тысяч, они имеют 250 тысяч филиалов за рубежом. Это самый активный сектор мирового
хозяйства, на него приходится более 200 млрд. долл. ежегодного прироста прямых
зарубежных инвестиций. Начиная с 1977г. около половины прямых инвестиций США
осуществляется в форме совместных предприятий, что обеспечивает большие выгоды
всем участникам такого сотрудничества. Это новый этап хозяйственной
деятельности ТНК - «сплетение» ТНК, принадлежащих к разным национальным и
интернациональным экономическим центрам.
Деятельность ТНК
находится в тесной связи с процессом дальнейшей интеграции западного мира.
Однако все эти процессы осуществляются в условиях острой конкуренции.
Происходит небывалый рост заинтересованности государств в развитии
внешнеэкономических связей, во внешних рынках сбыта. Сейчас конкуренция ведется
с помощью широкого набора государственных мер регулирования внешнеэкономической
деятельности.
23.теории международной торговли. Развитие международного
разделения труда и производственной специализации, необходимость и выгодность
внешней торговли объясняеттеория сравнительных преимуществ. Эта
теория исходит из того реального факта, что каждая страна располагает разными
природными условиями, факторами производства, научно-техническими
возможностями. Различия между странами в условиях производства и делают
необходимым и взаимовыгодным международный обмен. Ещё А. Смит указал на то,
что особые природные условия, наличие тех или иных ресурсов обеспечивают
преимущества в издержках производства каждой страны в сравнении с другими.
Причем для страны может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров
за границей. Если, например, издержки производства определенного товара в
стране А ниже, чем в стране Б, то для последней целесообразно не производить
этот товар у себя, а импортировать его из страны А. Соответственно страна Б
будет экспортировать в страну А другой товар при условии, что издержки на его
производство будут ниже, чем в стране А. Таким образом, по Смиту, разница междуабсолютными издержками есть условие развития международной торговли.
Развитие
идей А. Смита нашло своё отражение в концепциисравнительных издержек
Д. Рикардо - Р. Торренса - Дж. Ст. Милля. В отличие от А. Смита Д. Рикардо
показал, что обмен является выгодным даже в тех случаях, когда страна
производит все товары при более высоких издержках производства, чем за
границей. В основе его анализа было соотношение затрат труда на производство
различных товаров в одной и той же стране, которое неодинаково у разных
народов. Стране выгодно продавать те товары, национальные издержки которых
относительно меньше, а покупать те товары, издержки которых относительно выше.
Выигрыш от внешней торговли тем выше, чем больше разница в сравнительных
издержках.
Идеи
Д. Рикардо в дальнейшем развил Дж. Ст. Милль, который для того чтобы
установить, как складываются цены в международном обмене при изменении издержек
производства и спроса, разработал модель, где рассматривается обмен двух стран
и двух товаров. Дж. Ст. Милль указывал, что стоимость импорта зависит в любой
стране от объема экспорта отечественной продукции или, другими словами,
стоимость иностранных товаров зависит от условий международного обмена. В
результате, по его мнению, обмен продукцией должен происходить по таким
стоимостям, чтобы экспорт данной страны мог полностью покрыть её импорт. Он подчеркивал
ту мысль, что если бы две торгующие друг с другом страны попытались
производить всё, что они импортировали сами, то труд и капитал не были бы так
производительны. Для него международная торговля является средством
удешевления производства.
Так же, как А. Смит и Д. Рикардо, К. Маркс рассматривал закономерности
международного обмена с позиций трудовой теории стоимости. Причем у Маркса в
основе меновых пропорций на мировом рынке лежит уже не национальная, аинтернациональная
стоимость, которая определяется общественно необходимым рабочим
временем, требующимся для изготовления товара при среднемировых общественно
нормальных условиях производства. Общественно необходимые затраты здесь
тяготеют к условиям производства в стране, являющейся крупнейшим поставщиком данного
товара на мировой рынок. Следует только помнить, что довольно часто такими
поставщиками бывают страны, доля которых в мировом производстве не самая
большая.
Так
же, как и Д. Рикардо, К. Маркс считал, что страна, имеющая более низкую
производительность труда, может получать выгоду от вывоза продукции, если она
на вырученные деньги сможет купить необходимые товары дешевле, чем если бы она
их производила сама. В частности, он указывал на то, что может сложиться
ситуация, что «страна отдает овеществленного труда in natura [в натуральной форме] больше,
чем получает, и что всё-таки получает при этом товары дешевле, чем могла бы
сама их производить»'.
По
мере вытеснения на Западе теории трудовой стоимости различными вариантами
теории факторов производства концепция сравнительных издержек была существенно
модифицирована. Её стали рассматривать с точки зрения«международного
распределения факторов производства» или «относительного изобилия факторов
производства». Новую трактовку разработали в 30-е годы этого столетия
шведские экономисты Э. Хекшер и Б.Олин, а затем развил и уточнил П. Самуэльсон.
В соответствии с их подходом в основе международной торговли лежит то или иное
соотношение факторов производства в различных странах (разная обеспеченность
ими). Страна должна специализироваться на производстве и вывозить те товары,
для производства которых требуются факторы, которыми она богата (а значит, цены
этих факторов низкие) и ввозить те товары, которые требуют использования
дефицитных факторов производства. В результате участники международной
торговли получают выгоду от повышения производительности труда и рационального
использования ресурсов.
В модели Хекшера-Олина рассматриваются две страны и два фактора
производства (труд и капитал), причем перелив факторов из страны в страну
отсутствует, а производственная функция каждого товара в обоих странах
одинакова, т.е. данное количество труда и капитала производит там одинаковое
количество товаров (другими словами, предполагается одинаковая технология). Кроме
того, предпосылкой анализа является наличие совершенной конкуренции.
Функционирование данной модели схематично идет следующим образом. Богатая
капиталом страна А специализируется на производстве и экспорте капиталоемкого
товара. Спрос на капитал растет, растет его цена. В то же время страна богатая
трудом специализируется на трудоёмком товаре, результатом чего является рост
спроса и цены на труд. В итоге цены факторов производства в различных странах
выравниваются, а значит, товары, произведенные в них, становятся равными по
трудоёмкости и капиталоемкости.
Развитие
данной концепции шло в дальнейшем по пути учёта новых факторов и условий
производства. В частности, в соответствующие модели включались такие факторы,
обеспечивающие сравнительные преимущества, как квалифицированный и
неквалифицированный труд, человеческий капитал, земля и другие естественные
ресурсы, структурные сдвиги, обусловленные НТП, циклом «жизни продукта» и т.п.
В
60-е годы XX в. получила распространениетехнологическая интерпретация
международной торговли, по которой стимулом её развития выступают различия в
темпах и характере технических нововведений (технологический разрыв между
странами). Из-за того, что технические новшества, новая продукция
первоначально появляются в какой-либо одной стране, она приобретает
сравнительные преимущества. Тем самым фактически обосновывалась необходимость
специализации развитых стран на производстве и экспорте наукоемких (имеющих
большие затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские
разработки), а также капиталоемких (приборостроение, электроника и т.п.)
товаров. Остальным же странам рекомендовалось специализироваться на
производстве и экспорте материалоёмких, трудоёмких и тех капиталоемких
товаров, изготовление которых загрязняет окружающую среду.
24. Международные валютные
отношения.Важнейшей составной частью всемирного хозяйства являютсямеждународные
валютные отношения, через которые осуществляются платежные и расчетные
операции в мировой экономике. Совокупность форм организации валютных
отношений и составляет международную валютную систему. Основой международной
системы являются национальные валюты. Сюда также входят национальные и
коллективные резервные валютные единицы, международные ликвидные активы,
валютные паритеты и курсы, условия взаимной обратимости валют, международные
расчеты и валютные ограничения, валютные рынки и мировые рынки золота и т. д.
Исторически международная валютная система сложилась к концу XIX века, когда в
большинстве развитых стран получила распространение твердая золотая валюта,
применяемая и для обслуживания международных расчетов и платежей. Был введензолотой стандарт, предусматривавший в международных расчетах
обязательное использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку
монет и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег
с золотом и т. д.
С началом первой
мировой войны эта система прекратила свое существование и возобновилась лишь в
1922 г после Генуэзской конференции, где было достигнуто соглашение озолотодевизном
стандарте, когда основным инструментом регулирования международных
расчетов становятся заместители золота (девизы), в качестве которых выступают
некоторые национальные и коллективные валюты. В 30-е годы все развитые страны
отошли от золотого стандарта. В 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции страны
пришли к соглашению.Мировым денежным эталоном была провозглашена международная
денежная единица — СДР, хотя она так и не превратилась в мировые деньги.
Национальные валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные
валюты, называются конвертируемыми, соответственно — не способные к такому
обмену — неконвертируемыми. С 1976 г. в международных расчетах действуетдевизная
система, при которой ни одна из национальных валют, включая доллар, не
разменивается на золото. Юридически роль мировых денег выполняют девизы, то
есть национальные и коллективные валюты. Поскольку национальные валюты утеряли
прямую связь с золотом, то и официальная твердая цена на золото ликвидирована,
что означает демонетизацию золота, которое перестало выполнять функцию
всеобщего средства платежа как на внутреннем, так и на мировом рынке. Золото
все больше превращается в обычный товар, цена на который в бумажных деньгах
устанавливается в соответствии со спросом и предложением на мировом рынке.Тем
не менее золото все же остается особым товарным ликвидным активом, который в
определенных случаях может быть продан за деньги, а вырученные деньги —
использованы для расчетов по платежным балансам.
Широкое
распространение во внешнеэкономических связях получиликоллективные
валютные единицы как новые формы проявления сущности денег. Сюда можно отнести
СДР (специальные права заимствования), введенные Международным валютным фондом
в 1970 г. Это несуществующая в материальной форме счетная единица. Оценка СДР
осуществляется на базе «корзины» валют, включающей: доллар — 42%,
западноевропейские денежные единицы (фунт стерлингов, франк, марку) — 45%,
йену — 13%. К коллективным валютам относится и ЭКЮ (европейская счетная
единица), созданная странами-членами ЕЭС в 1979 г. Она оценивается на базе
десяти валют европейских стран, которые для ее обеспечения депонировали 2800 т
золота (в виде записей) и доллары. Из счетной единицы ЭКЮ постепенно
превращаются в реальные деньги — инструмент урегулирования международных
расчетов. В конце 70-х годов проявилась тенденция к превращению данных
коллективных валют в мировые деньги для обслуживания международных расчетов.
Так, например, транснациональные банки призналиЭКЮ как полноправную
евровалюту, участвующую на международном частном рынке ссудных капиталов. В
дальнейшем, вследствие нтернационализации хозяйственной жизни, система
коллективных валютных денег, видимо, может придти к формированию
универсального, единого для всех стран наднационального платежного средства,
своего рода всемирных денег.
25 международные
экономические отношения.Свобода торговли и протекционизм.
Все страны в той или иной степени включены в международное
разделение труда и, следовательно, в мировое хозяйство. Характер и тенденции
мирового хозяйства предполагают судьбы государств и формы международного
взаимодействия, специфику участия каждой страны, характер
торгово-экономических, финансовых и других связей между странами. Уровень развития
производительных сил в той или иной стране определяет ее место в структуре
мирового хозяйства. Это место не закреплено за страной навечно, но уже сейчас
можно выделить центр мирового хозяйства — про-мышленно развитые страны с
эффективным рыночным хозяйством. Страны центра способны быстро реагировать на
мирохозяйственную конъюнктуру, осваивать достижения НТП и экспортировать
высокотехнологиче-скую продукцию.Развивающиеся страны - периферия - имеют, как
правило, сырьевую специализацию, недостаточно эффективный механизм
саморазвития, отно сительно низкий уровень внутренней интегрированности
экономики. В этих странах преобладают внерыночные и внеэкономические рычаги
организации хозяйства, действующие при вмешательстве государства.
Мировое
хозяйство представляет собой систему торгово-экономических,
научно-технических, валютно-финансовых, социальных и политических отношений
составляющих его субъектов. Основными субъектами мирового хозяйства являются:
национальные государства; транснациональные корпорации; международные
организации и институты. Мировое хозяйство нельзя рассматривать как сумму
национальных государств - это целостная и в то же время противоречивая система
взаимодействия национальных хозяйств, вся совокупность участников мирового
хозяйства, которая связана общественным разделением труда системой международных
экономических отношений. Упорядоченность хозяйственных связей достигается при
помощи организационно-правовых форм. Целесообразно отметить в этом процессе
деятельность международных экономических организаций, правовые нормы и
инструменты, регулирующие отношения партнеров, устанавливающие их права и
обязанности, взаимную ответственность.
Исторически существуют различные формы
государственной защиты национальных интересов в борьбе на мировых рынках. В
XV-XVIII вв., когда одной из основных экономических теорий выступал
меркантилизм, государство всячески стимулировало экспорт и сдерживало импорт
товаров, то есть придерживалось жесткогопротекционизма (защиты)
собственной промышленности путем введения высоких ввозных пошлин,
государственной монополии на торговлю определенными видами товаров. Но
протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней торговли, к самоизоляции.
Поэтому в период промышленного переворота страны неизбежно переходят кполитике
свободной торговли (фритредерства). Основой такой хозяйственной политики
стала теория сравнительных издержек Д. Рикардо. Именно Великобритания смогла
на этих позициях завоевать новые рынки и выйти на передовые позиции в мировой
экономике. Позже и другие страны постепенно встали на позиции фритредерства. Либерализация
внешней торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для
всего мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.
Классическими видами
торгового протекционизма являютсяимпортные пошлины, или таможенные
тарифы. Подсчитано, что они почти всегда снижают уровень благосостояния в
торгующих странах, в том числе и в той, от которой исходит инициатива введения
этих ограничений во внешней торговле.
Протекционизм следует рассматривать как сложное явление
современных международных экономических отношений. Так, если тарифы
незначительно ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который
можно направить на социальные программы, снижение налогов и т. д. Особенно
это относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как
один из источников государственных доходов.От 1/4 до 3/5 государственного
бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспечивается в настоящее
время за счет таможенных пошлин. Политика протекционизма во многих странах
направлена для поддержки новых отраслей, создания дополнительных рабочих мест,
защиты национальной безопасности и национального престижа. Однако следует
отметить, что протекционизм в целом приводит к замедлению научно-технического
прогресса, так как у производителей снижаются побудительные мотивы поиска
новых технологий, ведущих к снижению издержек производства. Если прежде
протекционизм опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после
Второй мировой войны значительно увеличилось значениенетарифныхбарьеров, количество которых постоянно растет и насчитывает в настоящее
время около 50 различных видов. Целью нетарифных барьеров является общее
ограничение импорта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К числу
нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли,
обеспечение государственного потребления только товарами отечественного
производства, сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты
на продовольственные товары и т. п. Наибольшее распространение в последние
годы получил такой вид нетарифного ограничения какимпортные квоты,
т. е. количественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое
государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает ограниченное
количество лицензий на импорт и запрещает нелицензированный ввоз.
Государственный протекционизм может касаться как импорта, так и экспорта,
причем в отношении экспорта чаще используетсяполитика
субсидирования, чем налогообложения, хотя субсидирование экспорта идет
вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ рассматривает
экспортное субсидирование как «нечестную конкуренцию» и рекомендует странам-импортерам
данной продукции принимать ответные меры через установление протекционистских
«компенсационных пошлин». Но существует множество путей государственного
субсидирования в обход требований ГАТТ, например, предоставление
низкопроцентных займов экспортерам или их иностранным клиентам, организация
рекламы и др.
26. Экономическая интеграция: формы,
тенденции развития.
В последние
десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные процессы сближения и
взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких стран, направленные на
создание единого хозяйственного организма и получившие названиеинтеграции.
Она пронизывает самые различные стороны экономической и политической жизни
интегрирующихся стран.
Интеграция выступает
как высшая форма проявления интернационализации хозяйственной жизни, как
результат очень высокого уровня международного разделения труда и
кооперационных связей. Можно сказать, что при этом международные экономические
взаимосвязи становятся настолько прочными, что происходит глубокое взаимопереплетение
национальных процессов воспроизводства. Хотя интернационализация хозяйственной
жизни достигла глобальных масштабов, в настоящее время интеграционные
процессы носят в основном региональный характер. Наиболее развитые
интеграционные союзы находятся в Западной Европе. Именно здесь прежде всего
обнаруживается несовместимость современного производства с узостью внутренних
рынков, действуют центростремительные тенденции к объединению отдельных стран.
Этому способствует также стремление выстоять в борьбе с конкурентами из США и
Японии. В середине 60-х годов в Западной Европе было создано Европейское
экономическое сообщество («Общий рынок»), в рамках которого к настоящему
времени отменены таможенные пошлины и сняты внутренние ограничения на экспорт
и импорт, введены единые таможенные тарифы по отношению к импорту из третьих
стран, создан общий режим регулирования цен в сельском хозяйстве и аграрный
фонд, установлены либеральные условия миграции капитала и рабочей силы,
создана европейская валютная система с единой расчетной единицей — ЭКЮ. Идея
объединения Европы в настоящее время начинает осуществляться на практике.
Предполагается, что после 1992 года будет завершено создание действительно
«единого внутреннего рынка» 12 стран Западной Европы. Вводятся единые
гражданские паспорта, системы стандартов, коммуникаций и транспорта, общая
таможенная система, унифицируются налоги, отменяются все пошлины и регулирующие
инструкции во взаимной торговле, будут признаваться равноценными национальные
дипломы об образовании. Идет процесс создания экономического союза и постепенного
преобразования Европейского экономического сообщества в Европейский Союз, в
котором каждая страна будет сохранять свою самобытность. Принято решение и о
создании валютного союза на базе постепенного установления валютных паритетов
и выравнивания уровней экономического развития всех стран-членов ЕЭС. Предполагается,
что в результате создания валютно-экономического союза ЕЭС получит собственную
денежную единицу — прочный и стабильный ЭКЮ.