|
||||||||||||||||||||||||||||||
Формальное понятие ликвидации Ликвидация представляет собой прекращение деятельности
юридического лица без правопреемства, т.е. прекращение, как
самого юридического лица, так и его прав и обязанностей. С юридической точки
зрения, только свидетельство государственного образца об исключении из Единого
Государственного Реестра юридических лиц доказывает прекращения деятельности
предприятия. "Ликвидация" путем смены учредителе Большинство юридических лиц (подавляющее большинство)
"ликвидируются" путем смены состава участников и должностных лиц,
регистрируя соответствующие изменения в учредительных документах. На самом деле
никакой ликвидации в этом случае не происходит, так как юридическое лицо
продолжает существовать, оно по-прежнему состоит на налоговом учете и сохраняет
обязательства перед кредиторами. На что же рассчитывают организации,
"ликвидирующиеся" таким образом? Какие способы прекращения деятельности (ликвидации) предприятия существуют? Исследования рынка прекращения деятельности предприятий выявили пять наиболее часто используемых форм "ликвидаций": Смена собственников предприятия и руководителя. Изменение местонахождения предприятия в другой регион. Реорганизация в форме слияния или присоединения. Банкротство по упрощенной процедуре. Добровольная ликвидация в соответствии со ст. 61–64 ГК
РФ. Однако необходимо отметить, что не все из
перечисленных выше способов ликвидации предприятий ведут к исключению из
Государственного реестра юридических лиц. А именно свидетельство
государственного образца об исключении из Единого Государственного Реестра
юридических лиц доказывает прекращения деятельности предприятия с юридической
точки зрения. Основания для ликвидации юридического лица В ходе рассмотрения исков о ликвидации юридических лиц выработана определенная практика разрешения таких споров, изложенная в Обзоре практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), который необходимо учитывать при реализации положений ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), определяющей основания для ликвидации юридического лица. В частности, необходимо иметь в виду следующее. 1. В части ликвидации организаций, осуществляющих лицензируемую деятельность: осуществление коммерческой организацией деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии может являться основанием для ее ликвидации. Банк России вправе предъявить иск о ликвидации кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ) с изменениями на 8.07.99 г. Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, если в течение одного месяца с момента отзыва у нее лицензии не создана ликвидационная комиссия или в отношении организации не применяется процедура банкротства. 2. В части ликвидации в связи с несоответствием учредительных документов организации действующему законодательству: не приведение в установленный срок акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью учредительных документов в соответствие с законом, регулирующим порядок создания и деятельности таких обществ, может являться основанием для их ликвидации (в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ). 3. В части ликвидации после объявления организацией о добровольной ликвидации: наличие решения о добровольной ликвидации юридического лица не исключает возможности обращения в суд с иском о его принудительной ликвидации, если указанное решение не выполняется и имеются основания, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ (если после принятия решения о ликвидации, в частности, не была назначена ликвидационная комиссия, не определены порядок и срок ликвидации, т.е. ликвидация фактически не проведена); невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица о добровольной его ликвидации не является основанием для возбуждения иска о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов. 4. В части ликвидации в связи с нарушением юридическим лицом требований закона: решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократными нарушениями закона принимается судом с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий. Так, при рассмотрении иска о ликвидации торгового предприятия суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, а также учитывая, что ответчик является единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация могла бы вызвать негативные последствия для проживающих там граждан, отказал в иске о его ликвидации; в случае нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений. Поскольку анализ материалов дела о ликвидации юридического лица свидетельствовал о том, что нарушения, допущенные ответчиком, нельзя рассматривать как грубые и они носят устранимый характер, а также учитывая отсутствие доказательств причинения существенного ущерба интересам участников общества, суд отказал в иске о ликвидации акционерного общества в связи с нарушением им правил ведения реестра акционеров общества. В Обзоре также определены права ликвидационной комиссии юридического лица. Так, в соответствии с п. 12 Обзора руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (круг полномочий ликвидационной комиссии определен ст. 63 ГК РФ, исходя из содержания которых и было принято указанное решение). Следует также обратить внимание на п. 10 Обзора, в соответствии с которым при наличии проверенных данных о фактическом прекращении юридическим лицом деятельности и отсутствии сведений о месте нахождения его органа и учредителей вопрос о ликвидации этого юридического лица должен решаться в соответствии со ст. 180 Федерального закона от 8.01.98 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Такое решение было принято по искам о ликвидации организаций, которые не начинали свою деятельность после регистрации либо прекратили ее, вследствие чего не выполняются требования об уплате налогов, представлении отчетности и др. Подтверждением таких фактов могут быть, в частности: · справки банков, в которых были открыты счета этих юридических лиц о том, что банковские операции по ним не проводятся в течение последних 12 месяцев; · сведения (документы) из налогового органа о неисполнении налоговых обязательств; · документы, подтверждающие факт выбытия органа юридического лица с последнего известного места нахождения и неизвестности нового адреса. В судебной практике возникают также вопросы о возможности прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в порядке, применимом к ликвидации юридического лица. Однако, учитывая особенности правового положения граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые определены в Законе РСФСР от 7.12.91 г. N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации" и Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 8.07.94 г. N 1482, решено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, не применяются нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица и подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Общая схема процедур ликвидации предприятий (ЗАО и ООО) В случае признания предприятия банкротом подается
заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом, и далее выполняются
стандартные процедуры, разработанные в соответствии с Законом о
несостоятельности (банкротстве) предприятий. 1. создание ликвидационной комиссии; 2. уведомление регистрирующего органа о ликвидации предприятия, согласование с ним решения о ликвидации и состава ликвидационной комиссии; 3. переоформление карточки с образцами подписей в банке; 4. публикация заявления о ликвидации; 5. уведомление работников и проведение комплекса мероприятий по увольнению работников; 6. извещение налоговой инспекции, внебюджетных органов и органа Госкомстата о ликвидации; 7. выявление кредиторов и их письменное уведомление о ликвидации; 8. выявление дебиторов и принятие мер по взысканию дебиторской задолженности; 9. составление промежуточного ликвидационного баланса и его утверждение; 10. продажа имущества; 11. выплата денежных сумм кредиторам; 12. составление ликвидационного баланса и его утверждение; 13. получение согласований внебюджетных фондов и органа Госкомстата; 14. получение с согласования налоговой инспекции; 15. передача оставшегося имущества акционерам (участникам); 16. закрытие счета в банке; 17. получение согласования Комитета по управлению имуществом в случаях, определенных законодательством; 18. передача материалов в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц для исключения ликвидационного предприятия из единого государственного реестра и уничтожение печати; 19. получение в регистрирующем органе свидетельства о ликвидации. Основания и порядок ликвидации ООО Ликвидация юридического лица представляет собой прекращение его функционирования без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п.1 ст.61 ГК РФ). Ликвидация юридического лица может быть осуществлена по решению учредителей (участников), т. е. добровольно, и по решению суда, т. е. принудительно. Основаниями добровольной ликвидации ООО являются окончание срока деятельности организации и достижение цели, ради которой было создано общество. Это касается обществ, в содержании устава которых указана основная цель их создания и установлен период действия юридического лица (5 лет, 8 лет, 10 лет и т. д.). Решение о добровольной ликвидации, принятое уполномоченными органами в соответствии с учредительными документами общества, должно быть оформлено протоколом собрания участников. При ликвидации филиала, кроме протокола, вышестоящий орган управления издает приказ, в котором указываются основания, порядок и сроки ликвидации, а также состав ликвидационной комиссии. Нередко в деятельности обществ с ограниченной ответственностью встречаются случаи, когда учредителями не выполняется решение о добровольной ликвидации согласно уставу, что приводит к спорам с органами, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц. Регистрационные палаты обращаются в суды с исками о принудительной ликвидации обществ. Однако практика разрешения таких споров (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 13.01.2000 N 50) показывает, что подобная ситуация не является основанием для возбуждения иска, если в деятельности общества не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых актов. Рассмотрим основания принудительной ликвидации ООО. 1. Признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законов или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Это может быть обнаружено либо сразу после создания общества, либо в процессе его функционирования. Например, после регистрации ООО, учредителем которого являлось физическое лицо, при проверке органами местного самоуправления паспортных данных учредителя был установлен факт их фальсификации. Физического лица по месту жительства и созданного ООО по указанному юридическому адресу не оказалось, что явилось основанием для предъявления в суд иска о принудительной ликвидации общества. В практике арбитражных судов возникают вопросы, связанные с разрешением споров о ликвидации юридических лиц в соответствии с исками государственных налоговых инспекций. Имеются в виду случаи, когда после регистрации общества так и не начинали своей деятельности либо прекращали ее. В подобных ситуациях суды руководствуются ст.180 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", а именно нормами _2 гл.X, регулирующими проведение процедуры банкротства отсутствующего должника (п.10 информационного письма Президиума ВАС N 50). При этом заявитель должен представить доказательства, подтверждающие фактическое прекращение деятельности юридического лица в виде справок учреждений банков, в которых были открыты счета зарегистрированного общества, сведений налоговых органов о неисполнении юридическим лицом налоговых обязательств в течение последних 12 месяцев. 2. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии). Лицензирование отдельных видов деятельности регулируется Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ (ред. от 12.05.2000). В соответствии со ст.7 названного закона лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности. Если юридическое лицо осуществляет несколько видов деятельности, лишение его лицензии на ведение какого-либо одного вида деятельности не может рассматриваться как основание для его ликвидации, если после аннулирования лицензии юридическое лицо прекратило этот вид деятельности. Возможно признание иска о ликвидации организации в связи с аннулированием лицензии. Например, при обращении Банка России в арбитражный суд с иском о ликвидации кредитной организации, у которой была отозвана лицензия на осуществление банковских операций, иск был удовлетворен, поскольку в течение одного месяца с момента отзыва лицензии организация не создала ликвидационную комиссию. 3. Осуществление деятельности в нарушение закона. В соответствии с п.9 Временных правил аудиторской деятельности в РФ аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельностью. Осуществление аудиторской фирмой видов деятельности в нарушение законодательства служит основанием для искового заявления о ликвидации фирмы. Решение суда по иску о ликвидации юридического лица в связи с неоднократным нарушением закона принимается с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий. Так, в информационном письме от 13.01.2000 N 50 рассмотрена ситуация, характерная для обществ с ограниченной ответственностью. В арбитражный суд обратилась государственная налоговая инспекция с иском о ликвидации организации, которая допустила повторное нарушение Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин". Истец обосновал свои требования на ст.6 названного закона, предусматривающей при выявлении повторного нарушения предприятием его положений обязанность налоговых органов обращаться с иском в суд о ликвидации данного юридического лица. Суд, оценив характер допущенных ответчиком нарушений, не признал их достаточным основанием для принятия решения о ликвидации юридического лица. Суд принял во внимание и то обстоятельство, что ответчик являлся единственным торговым предприятием в населенном пункте и его ликвидация могла привести к негативным последствиям для проживающих там граждан (п.13 информационного письма Президиума ВАС N 50). В результате иск о ликвидации юридического лица не был удовлетворен. Если имеются нарушения юридическим лицом требований закона или иных правовых актов, которые могут быть устранены, суд вправе предложить ему принять меры по устранению этих нарушений. Например, в случае нарушения сроков взноса вкладов в уставный капитал ООО органы, осуществляющие регистрацию юридических лиц, могут обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о ликвидации общества. Суд до принятия решения о ликвидации может предоставить обществу возможность устранения допущенного нарушения. Учредителям (участникам) общества предоставляется возможность изменения состава учредителей и имущественных вкладов, а также принять ряд других мероприятий, направленных на сохранение юридического лица. 4. Нарушение требований п.3 ст.7 Закона N 14-ФЗ, согласно которой число участников ООО не должно быть более пятидесяти. Если число участников общества превысит установленный предел, ООО в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив либо сократить число участников до установленного предела. В противном случае общество может быть ликвидировано в судебном порядке. 5. Несоблюдение требований п.3 ст.20 Закона N 14-ФЗ в части стоимости чистых активов общества, а именно: если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов; если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации. 6. Признание судом в соответствии со ст.65 ГК РФ банкротства ООО. В ст.2 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" понятие "банкротство" определяется как признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Для возбуждения дела о банкротстве арбитражным судом в ст.5 Закона N 6-ФЗ установлены размеры требования к должнику: 500 минимальных размеров оплаты труда для юридического лица и 100 минимальных размеров оплаты труда для физического лица. Ликвидация общества с ограниченной ответственностью, как и любого юридического лица, представляет собой определенную схему действий, конечной целью которых является исключение организации из государственного реестра. Учредители (участники) общества или органы, принявшие решение о ликвидации, обязаны сообщить об этом органам, осуществляющим государственную регистрацию, для внесения ими в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что общество находится в процессе ликвидации. В практике арбитражных судов рассматриваются спорные ситуации по вопросу передачи информации при принудительной ликвидации юридических лиц. Это связано прежде всего с тем, что п.1 ст.62 ГК РФ предусмотрены случаи, когда решение о ликвидации юридического лица принимается учредителями (участниками) либо органом, уполномоченным на то учредительными документами, и не распространяются на судебные органы. Вместе с тем, с целью соблюдения прав и законных интересов третьих лиц и для обеспечения государственного контроля за проведением ликвидации юридического лица, осуществляемой по решению суда, Высший Арбитражный суд в информационном письме N 50 рекомендует судам направлять в порядке информации органам, осуществляющим регистрацию юридических лиц, решения о ликвидации. Установлен единый порядок ликвидации общества с ограниченной ответственностью. Орган, принявший решение о ликвидации организации, назначает ликвидационную комиссию, в состав которой должны входить главный бухгалтер ликвидируемого общества, а также сотрудники бухгалтерии, отдела кадров, юристы и т. д. Председателем комиссии может быть назначен руководитель организации или один из его заместителей. С момента назначения комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами ликвидируемой организации (п.3 ст.62 ГК РФ). Решение о ликвидации, состав ликвидационной комиссии, заявление по установленной форме, а также протокол собрания учредителей представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию (п.1, 2 ст.62 ГК РФ). После рассмотрения представленных документов регистрационные органы дают разрешение на уничтожение печати организации и на размещение в печати публикации о ее ликвидации и сроках заявления требований кредиторов. Комиссия должна принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности. Объявленный срок заявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента опубликования информации о ликвидации. По истечении срока заявленного дня предъявления требований кредиторами комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Предварительно, до составления этого баланса, следует осуществить ряд подготовительных процедур: увольнение персонала ликвидируемого общества. С этой целью издается приказ руководителя, с содержанием которого в обязательном порядке должны быть ознакомлены все члены общества. Кроме того, организация передает сведения о предстоящем увольнении работников в службу занятости; ликвидационная комиссия обязана установить все организации, учредителем которых является юридическое лицо, и вывести его из состава учредителей. Если ликвидируемое предприятие является единственным учредителем другой организации, то эта организация должна быть тоже ликвидирована; ликвидационная комиссия должна осуществить сверку расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами. На основании актов сверки и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности общества; ликвидационная комиссия в письменном виде уведомляет кредиторов о ликвидации общества и принимает меры к получению дебиторской задолженности. На стадии составления промежуточного ликвидационного баланса организация должна произвести инвентаризацию имеющихся ценностей в соответствии со ст.12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и в порядке, определенном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 N 49. Если имеющихся у организации денежных средств на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса будет недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия, руководствуясь положениями ст.63 ГК РФ, может осуществить продажу имущества общества с публичных торгов. Не подлежат реализации следующие виды имущества: арендуемое имущество, имущество, являющееся предметом залога, имущество, находящееся на ответственном хранении, личное имущество работников. Одновременно с оценкой дебиторской задолженности осуществляется контроль за порядком погашения кредиторской задолженности. Выплата денежных средств кредиторам осуществляется в порядке очередности, определенной ст.64 ГК РФ, начиная с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключением кредиторов пятой очереди. В соответствии со ст.64 ГК РФ требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: - требования граждан, перед которыми юридическое лицо несет ответственность за вред, причиненный жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (пенсии потерпевшим, выплаты которых предусмотрены пожизненно или только в течение определенного срока). Капитализированные средства перечисляются в фонд социального страхования, который выполняет функции государственного социального страхования; - расчеты с персоналом общества по выплате выходных пособий, оплаты труда и вознаграждений по авторским договорам. Согласно ст.40.3 КЗоТ РФ при ликвидации организаций за высвобожденными работниками сохраняются на период трудоустройства, но не более чем на 3 месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж; - удовлетворение требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества. Если суммы, полученной от продажи предмета залога, недостаточно для полного удовлетворения требований залогодержателя, то он вправе получить недостающую сумму из другого имущества должника, на которое может быть обращено взыскание; - погашение задолженности перед бюджетом по налоговым платежам, а также по обязательным отчислениям во внебюджетные фонды; - удовлетворение требований прочих кредиторов. Такие выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного баланса (п.4 ст.63 ГК РФ). Выплаты каждой последующей очереди осуществляются после полного выполнения обязательств перед кредиторами предыдущей очереди (п.2 ст.64 ГК РФ). В соответствии с п.5 ст.63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями общества по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и передается в налоговую инспекцию для проверки и снятия организации с учета. Кроме того, в соответствии с п.5 ст.84 ч.1 Налогового кодекса Российской Федерации ликвидируемое юридическое лицо, в том числе ООО, обязано подать в налоговую инспекцию заявление о снятии юридического лица с учета. Заявление заполняется налогоплательщиком-организацией в одном экземпляре и представляется в налоговые органы по месту его нахождения одновременно со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе, уведомлением о постановке на учет и копиями заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих в соответствии с действующим законодательством ликвидацию общества. Сведения, указанные в заявлении, должны соответствовать учредительным документам ликвидируемой организации и иным документам, необходимым для снятия организации с учета. При ликвидации ООО после снятия его с учета как налогоплательщика должен быть снят его ИНН. В соответствии с п.5.4 приложения N 1 к приказу МНС России от 27.11.98 N ГБ-3-12/309 (ред. от 24.12.99) "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" в случае ликвидации организации присвоенный ему идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) является недействительным. После получения подтверждения налоговых органов о снятии юридического лица с учета ликвидационная комиссия осуществляет мероприятия по закрытию всех банковских счетов организации. В банк представляется письмо с просьбой о закрытии счета с приложением копии решения о ликвидации. При закрытии счета уполномоченный банк выдает справку и делает отметку в ликвидационной карте ликвидируемого общества. После закрытия банковских счетов организация должна ликвидировать статистические коды, присвоенные в момент создания (ОКПО, ОКОНХ, СОАТО и т. д.) Для этого в соответствующие органы представляются учредительные документы, решение о ликвидации и заполненная ликвидационная карта. Заключительным этапом процесса ликвидации ООО является представление в регистрирующий орган пакета документов, после рассмотрения которых принимается решение об исключении ликвидируемого предприятия из государственного реестра с выдачей свидетельства о ликвидации организации. Ликвидация АО Порядок ликвидации: Совет директоров выносит на общее собрание акционеров вопрос о ликвидации АО. Общее собрание принимает решения о ликвидации АО и о назначении ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия с момента назначения осуществляет управление делами АО, дает сообщение о ликвидации АО, порядке и сроках предъявления претензий кредиторами, направляет письменные уведомления кредиторам. После того как кредиторы предъявили свои претензии АО, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, выносит его на утверждение собрания АО и органа государственной регистрации юридических лиц. После утверждения промежуточного баланса производятся выплаты кредиторам в порядке очередности (при недостатке денежных средств для расчета продается имущество с торгов). По завершении расчетов с кредиторами составляется ликвидационный баланс, который опять же утверждается общим собранием и согласуется с органом госрегистрации. Оставшееся имущество распределяется между акционерами. В единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации АО. Заключение Подводя итог, следует отметить, что ликвидация
предприятия - это прекращение юридического лица без правопреемства, т.е. без
перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Ликвидация бывает добровольной
и принудительной. В принудительном порядке предприятие может быть ликвидировано
по решению суда в случае: осуществления деятельности без надлежащего разрешения
(лицензии) осуществление деятельности запрещенной законом осуществление
деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных
правовых актов наличия иных оснований, предусмотренных законом.. В таком случае
предприятие может быть признано судом банкротом, что в свою очередь, влечет
ликвидацию Список литературы: 1.Алехин Б.И. Как ликвидировать предприятие? - М., Финансы и статистика 1991. 2.Безуглов А. Призрак банкротства бродит по России // Деловой мир. 1995. 16 — 22 января. 3.Беляев С. Эффект банкротства // Экономика и жизнь. 1994 № 29 4. www.Bankrotstvo.ru |
|