бесплатные рефераты

Лизинг

            Необходимость страхования имущества, передаваемого в лизинг, отмечается и  Конвенцией “О международном финансовом лизинге”, заключенной в г. Оттаве 28.05.88г.

            В соответствии с п. 18 ст. 2 “Временного положения о лизинге” “лизингополучатель несет все расходы по содержанию лизингового имущества, его страхованию, включая страхование своей ответственности перед лизингодателем..., если иное не предусмотрено договором лизинга”.

            В соответствии со ст. 929 Гражданского кодекса РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

            По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:

1)  риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества;

2)  риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам - риск гражданской ответственности;

3)  риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов - предпринимательский риск.

            Имущество может быть застраховано по договору страхования в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. Причем договор страхования имущества, заключенный при отсутствии интереса в сохранении застрахованного имущества у страхователя или выгодоприобретателя, недействителен.

            Договор страхования имущества в пользу выгодоприобретателя может быть заключен без указания имени или наименования выгодоприобретателя (страхование “за счет кого следует”). При заключении такого договора страхователю выдается страховой полис на предъявителя. При осуществлении страхователем или выгодоприобретателем прав по такому договору необходимо представление этого полиса страховщику.

            Договор страхования риска ответственности за причинение вреда считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретателей), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственных за причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен.

            В случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

            Для отечественного страхового рынка эти виды страхования традиционны. Единственное, что может усложнить решение вопросов страхования лизинговой деятельности, это если стоимость поставляемого по лизингу оборудования настолько значительна, что требуется механизм перестрахования.

            Статьей 967 Гражданского кодекса РФ данный механизм предусмотрен. При этом риск выплаты страхового возмещения или страховой суммы, принятый на себя страховщиком по договору страхования, может быть им застрахован полностью или частично у другого страховщика (страховщиков) по заключенному с последним договором перестрахования.

            К договору перестрахования применяются правила, подлежащие применению в отношении страхования предпринимательского риска, если договором перестрахования не предусмотрено иное. При этом страховщик по договору страхования (основному договору), заключивший договор перестрахования, считается в последнем договоре страхователем.

            При перестраховании ответственным перед страхователем по основному договору страхования за выплату страхового возмещения или страховой суммы  остается страховщик по этому договору.

            В случае использования механизма перестрахования российская страховая компания принимает на себя, к примеру, 10-15% общего объема страховой суммы, а оставшуюся большую часть передает более крупному страховщику или формирует страховой пул из нескольких компаний.

            Чаще всего к механизму перестрахования прибегают при поставках зарубежного оборудования по лизингу, когда его стоимость составляет многие миллионы долларов и имеется требование зарубежного партнера на участие в сделке солидной зарубежной страховой компании.

            По договору страхования предпринимательского риска, к которому относится и риск непогашения лизинговых платежей, может быть застрахован предпринимательский риск непосредственно самого страхователя и только в его пользу.

            Российскими страховыми компаниями, такими, как “Росгосстрах”, “Россия”, “Ингосстрах”, разработаны специальные условия страхования платежей по лизинговым операциям “Правила добровольного страхования риска непогашения лизинговых платежей”.

           

2.4.3. Льготы и преференции по лизингу

            История развития отечественного лизингового бизнеса свидетельствует о том, что к настоящему времени уже успела сложиться определенная практика установления различных видов льгот для участников лизинговых сделок по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности.

            Как правило, предоставленные органами государственной власти и управления льготы касаются освобождения (полного или частичного) лизингодателей, лизингополучателей, кредиторов лизинговых операций от налогообложения (прибыли, НДС, других налогов и сборов); таможенных платежей (налогов, пошлин) при импортных, а в перспективе и экспортных поставках сдаваемого в лизинг оборудования, техники; применения выгодного для сторон механизма амортизации и учета лизингового имущества.

            Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 года № 1369 “О развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско-германской компании “ЕВРОЛИЗИНГ”.

            В вышеназванном постановлении речь шла о предоставлении льгот по операциям лишь одной компании. Для всех остальных действовало указание Главного управления Государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР от 5 июня 1990 года № 11-38/20 “О пропуске товаров по лизинговым контрактам”, в соответствии с которым товары, поставляемые в СССР на условиях долгосрочной аренды (лизинга), рассматривались как “ввозимые окончательно с представлением оформленной соответствующим образом грузовой таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин и других сборов и платежей в соответствии с действующими правилами”. На указанные товары не распространялись льготы, которые были предусмотрены Таможенным кодексом СССР от 18.06.93, и обязательства об обратном вывозе таможенными учреждениями не принимались.

            Это указание было отменено только спустя четыре года приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 18 июля 1994 года № 336.

            До настоящего времени те льготы, которые были предоставлены постановлением союзного правительства № 1369 от 29 декабря 1990 года, оказались уникальными и до сих пор непревзойденными на общероссийском уровне.

            В частности, было предусмотрено, что в процессе осуществления лизинговых операций с компанией:

            - налог на экспорт и  импорт и таможенные пошлины со стоимости машин и оборудования, ввозимых в СССР согласно заключенным лизинговым контрактам, взимаются в установленном размере в момент перехода права собственности к советским юридическим лицам с остаточной стоимости оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности;

            - советские юридические лица, заключившие контракты на условиях компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение лицензии на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения задолженности по таким контрактам.

            Два последующих распоряжения Правительства Российской Федерации, содержащие льготы по лизингу, касались авиационных предприятий.

            Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17 декабря 1991 года № 159-р устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением “Аэрофлот - Советские авиалинии” обязательств в иностранной валюте по указанному соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный резерв РСФСР будут производиться с выручки объединения “Аэрофлот - Советские авиалинии” в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за вычетом затрат на оплату эксплутационных расходов за рубежом и лизинговых платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов.

            Распоряжением от 24 мая 1994 года № 737-р были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западно-европейских банков.

            В Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга предусматривалось:

            - рассмотреть вопрос о государственной поддержке в 1995 году создаваемых лизинговых компаний;

            - подготовить предложения о возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях.

            29  июня  1995  года  Правительство  Российской  Федерации  приняло Постановление № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, которым официально была введена только одна льгота. Было указано, что лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем.

            Государственный таможенный комитет Российской Федерации в письме от 20 июля 1995 года № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” указал на то, что товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи  с этим таможенное оформление данных товаров необходимо производить в соответствии с указанием Государственного таможенного комитета России от 25 апреля 1994 года № 01-12/328 с предоставлением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, в котором указывалось, что “применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, специального налога и акцизов в случаях временного ввоза (вывоза):

            - транспортных средств, используемых для международных транспортных перевозок пассажиров и товаров, включая запасные части, обычные принадлежности, контейнеры и другое транспортное оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с транспортными средствами;

            - запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта временно ввезенных (вывезенных) транспортных средств, используемых для международных транспортных перевозок пассажиров и товаров;

            - профессионального оборудования (за исключением оборудования, используемого для промышленного производства товаров, транспортировки товаров, эксплуатации природных ресурсов, строительства, ремонта и содержания зданий, строений и сооружений, упаковки товаров, землеройных работ и другого подобного оборудования);

            - контейнеров (включая необходимые для данного контейнера принадлежности и оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с контейнером и возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо ввозимые (вывозимые) отдельно и возвращаемые вместе с контейнером);

            - поддонов.

            При этом предельный срок временного ввоза (вывоза) указанных товаров составляет один год. В отношении иных товаров, а также в случаях продления сроков временного ввоза (вывоза) товаров, указанных выше, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с порядком, установленным вышеназванным указанием: «при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта”.

            В  постановлении  Правительства   Российской  Федерации   от  20  ноября  1995  года № 1133 “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” было пересмотрено ранее действовавшее Положение о составе затрат, относимых на себестоимость продукции и, соответственно, выводимых из-под обложения налогом на прибыль. В связи с этим был введен специальный пункт, согласно которому в себестоимость включаются “проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга”. Специалистами это нововведение было оценено положительно, учитывая, что лизинговые компании, приобретая оборудование в аренду, неизбежно пользуются долгосрочными банковскими кредитами. Кроме того, на себестоимость стали относить лизинговые платежи по операциям финансового лизинга, чтобы стимулировать лизинговую деятельность у самих предприятий - пользователей оборудования.

            Приказом Центрального Банка России от 24 апреля 1996 года № 02-94 “Об утверждении Положения об изменении видов валютных операций” был несколько упрощен ранее действовавший порядок проведения валютных операций, связанных с международным лизингом. В частности, теперь не требуется специального разрешения Банка России для следующего вида валютных операций:

            - переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании;

            - переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты в оплату аренды арендуемых нерезидентами у резидентов воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов при условии, что арендная плата зачисляется на валютный счет резидента, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, не реже одного раза в 180 дней с момента передачи указанных объектов в аренду независимо от срока аренды;

            - переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату арендуемых резидентами у нерезидентов воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов, а также находящегося за пределами Российской Федерации любого движимого имущества при условии, что передача указанных объектов в аренду осуществляется не позднее 180 дней с момента перевода иностранной валюты независимо от срока аренды;

            - получение (возврат) юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от уполномоченных банков (уполномоченным банкам), имеющих полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте. Предоставление юридическим, физическим лицам кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней уполномоченными банками, имеющими полномочия по предоставлению указанных кредитов. Выплата (прием) процентов за пользование кредитами в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с договором уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по предоставлению (возврату) указанных кредитов;

            - перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа;

            - перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа.

            Вместе с тем остальные виды валютных операций, связанных с движением капитала, а также не запрещенные Банком России, по-прежнему осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае, если иное не установлено Банком России.

            В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” предусмотрено введение принципиально важных для стимулирования развития лизинговой деятельности норм:

            а) «условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя  или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга». Данный пункт внес неясность в деятельность лизинговых компаний, так как усугубил проблемы переоценки стоимости имущества и порядка начисления амортизации;

            б) «ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех». Необходимо отметить, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” предприятиям предоставлялось право применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных фондов по высокотехнологичным отраслям с коэффициентом ускорения не выше 2;

            в) «доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества».

            6 декабря 1994 года был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, который позволял освободить от уплаты налога на добавленную стоимость технологическое оборудование и запасные части к нему, ввозимые по импорту. 13 апреля 1995 года приказом Государственного таможенного комитета № 248 (действует в редакции изменений и дополнений от 31.01.97) был утвержден механизм реализации данного закона и объявлен перечень технологического оборудования и транспорта общественного пользования, освобожденного от налогообложения. При этом в качестве технологического оборудования рассматриваются средства производства для производства средств производства либо товарной продукции. Теперь, если предприятие покупает оборудование по утвержденному Государственным таможенным комитетом перечню, налог оно не платит. Например, в соответствии с Приложением 2 к вышеназванному приказу не облагаются налогом на добавленную стоимость ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации «железнодорожные локомотивы; автомобили, предназначенные для перевозки 10 человек и более; вертолеты гражданские; самолеты гражданские; суда круизные, экскурсионные и аналогичные суда, предназначенные в основном для перевозки пассажиров; паромы всех типов ...».

            Если же необходимых средств на покупку  дорогостоящего оборудования не хватает, то оборудование арендуется у лизинговой компании. При такой схеме финансирования лизингодатели должны заплатить налог на добавленную стоимость. Однако если государство освобождает от налогообложения стоимость самого оборудования, зачем облагать налогом его амортизацию и проценты за кредит в ходе аренды?

            Полностью данная проблема не была решена постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации». Поэтому Российская ассоциация лизинговых компаний в середине сентября 1996 года предложила ввести в законопроект  закона “О лизинге” следующую норму: “в целях налогообложения доходом от лизинговой деятельности считать разницу между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем, и суммой, возмещающей стоимость имущества, являющегося объектом лизинга, а также суммой, возмещающей проценты за пользование заемными средствами, использованными на приобретение имущества, передаваемого в лизинг, а также страховые взносы в случаях, когда страхователем имущества, сдаваемого в лизинг, является лизингодатель”.1

            Необходимо иметь в виду, что в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (в редакции изменений и дополнений Государственной налоговой службы № 1 от 23 января 1996 года, № 2 от 14 марта 1996 года, № 3 от 22 августа 1996 года) от налога на добавленную стоимость освобождаются операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции.           

В то же время указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных операций:

            - предоставление  в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

            - лизинговые операции;

            - оказание консультационных и информационных услуг;

            - платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме.

            При этом следует учесть, что организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).

            В постановлении Правительства РФ от 2 июня 1996 года № 763 “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” предусмотрено освобождение акционерного общества “Авиастар” от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов на временно ввозимые на территорию Российской Федерации авиадвигатели, комплектующие изделия и компоненты для изготовления самолета ТУ-204.

            Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” предлагается внести изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом:

            - освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет;

            - освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров);

            - освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга.

            Этим постановлением также предусматривается создание Фонда содействия развитию лизинга.

            В постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” предусмотрено:

            - разработать особенную часть Налогового кодекса Российской Федерации, содержащую комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства;

            - реализовать в 1996 году комплекс мер по формированию вторичного технологического оборудования, составляющего объект финансового лизинга и используемого для технического перевооружения и модернизации производства.

            В пункте 4 вышеназванного постановления указано, что в целях дальнейшего развития и государственной поддержки лизинговой деятельности в Российской Федерации, активизации инвестиционного процесса и технического перевооружения и модернизации производства на основе использования операций финансового лизинга необходимо:

            - ежегодно, в 1997 - 2000 годах, предусматривать в Федеральной инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. рублей для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга;

            - при формировании проекта федерального бюджета на 1997 год предусмотреть в структуре инвестиций, направляемых на конкурсной основе для реализации высокоэффективных коммерческих проектов, целевые средства в размере 1 трлн. рублей для финансирования инвестиционных проектов в области технического перевооружения и модернизации производства, реализуемых с использованием операций финансового лизинга.


ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЗИНГА НА ТРАНСПОРТЕ

3.1. Операторы лизингового бизнеса в области транспорта

Основываясь на данных, опубликованных в периодической печати, на начало 1996 года в России насчитывается около 25 наиболее активных лизинговых компаний. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования, причем при дефиците финансовых ресурсов эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащение их производства, то есть заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема. Мониторинг деятельности крупнейших лизинговых компаний России в области транспорта провел А. Акиндинов в статье «Лизинг в России  в самом начале становления», опубликованной в газете «Экономика и жизнь» от 22.03.96, № 12.

Согласно данным, приведенным в вышеуказанной статье, на российском рынке присутствуют следующие  группы лизингодателей:

            - коммерческие лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, например: “РГ-Лизинг” (Сбербанк), “Промстройлизинг” (Промстройбанк), “Лизингбизнес” (Мосбизнесбанк), “Инкомлизинг” (Инкомбанк). Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается непосредственно в банк за получением кредита на приобретение основных средств;

            - коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку, например: “Аэролизинг”, “Лукойл-лизинг”, ориентирующиеся на обслуживание предприятий определенной отрасли. Во многом отраслевые лизинговые компании ориентируются на поддержку государства;

            - лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов, например: “Агропромлизинг”, “МЛК”, “Ликострой”, финансируемые за счет соответствующих бюджетов. Эти компании жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов.

Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями (а они обычно используют льготное бюджетной финансирование) являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями;

            - лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, например, “Крейт-лизинг”, “Петролизинг”;

            - иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, например, Iveko, Scania, DAF.

            Компания “Балтийский лизинг” (“Балтлиз”) была зарегистрирована в июне 1990 года в г. Санкт-Петербурге. Уставный капитал составляет 50 млн. рублей. Учредителями компании выступили Промышленно-строительный банк (г. Санкт-Петербург), Российская государственная страховая компания, Балтийское морское пароходство, Научно-исследовательский институт по материально-техническому снабжению (НИИМС при Госснабе СССР) в лице его Петербургского отделения, АО “Научные приборы”.

            Лизинговую деятельность компания начала с крупной сделки в интересах одного из своих учредителей - Балтийского морского пароходства, которому были предоставлены на семь лет в лизинг четыре судна - сухогруза общим дедвейтом 60 тыс. тонн, построенных на верфях Германии. Кредит для закупки судов был предоставлен Промышленно-строительным банком. Затем компания сдавала в лизинг контейнеровозы, промышленное оборудование, вертолеты, строительную технику, оргтехнику, некоторые виды сельскохозяйственной техники, транспортные средства, осуществляла лизинг недвижимости.

            Оперативным лизингом “Балтлиз” не занимается.

            Лизинговая компания “Промстройлизинг” создана в сентябре 1992 года Промстройбанком России с участием его партнеров. Первые сделки были связаны с предоставлением в лизинг на полгода грузовых автомобилей “КамАЗ”.

            В середине 1996 года “Промстройлизинг” привлекает для лизинговой деятельности финансовые ресурсы не только Промстройбанка, но и под его гарантии средства западных инвесторов, кредитные ставки которых значительно ниже ставок российских банков.

            Компания “Аэролизинг” (г. Москва) была создана в 1993 году как акционерное общество закрытого типа.

            Основными учредителями компании являются: государственное предприятие “Роснефть” и акционерное общество “Нефтяная компания “ЛУКОЙЛ”. Из-за высокой стоимости современных самолетов и отсутствия возможности использования недорогих государственных кредитных ресурсов в конце 1995 - середине 1996 года компания “Аэролизинг” в большей степени занималась ремонтом авиатехники, нежели сдачей клиентам самолетов в лизинг. Перспектива развития компании состоит в получении государственных кредитов для закупки самолетов и последующей их сдаче в долгосрочный лизинг.

            Компания “РК-лизинг” была создана при коммерческом банке “Российский кредит”. Лизинговыми операциями “РК-лизинг” начала заниматься с конца 1994 года.

            Компания заключает сделки по поставкам практически всех видов оборудования  от пекарни до автомобиля  на условиях отсроченного платежа на срок от одного года до четырех лет. При организации схем финансирования поставки оборудования по международному лизингу используются гарантии КБ “Российский кредит”.

            Зарубежные производители уже заключили с банком соглашения о поставке в Россию машин и оборудования на сумму более 100 млн. долларов США. Портфель заказов содержит около 500 лизинговых проектов. Реализуются договоры о поставке на условиях лизинга машин и комплектующих с крупнейшими автомобильными концернами - германским “Мерседес-Бенц”, итальянским “Ивеко”. В 1996 году было принято решение организовать сделки непосредственно между фирмами-изготовителями оборудования и лизингополучателями на основе гарантий, предоставляемых КБ “Российский кредит”. При этом в качестве обеспечения сделок рассматриваются гарантии Минфина Российской Федерации, Правительства Москвы (предусматривается специальная строка в городском бюджете) или надежное материальное обеспечение.

            Инвестиционный банк “Восток-Запад” занимается лизингом без создания специальной лизинговой компании. Большинство клиентуры банка в области лизинговых отношений состоит из крупных неторговых организаций по транспортным перевозкам. Учредителями банка являются АО “Автотрактороэкспорт”, ВАО “Автоэкспорт”, ВАО “Трактороэкспорт”, Камчаткомагропромбанк и компания “Икар Холдинг АГ” (Швейцария).

            В основном, банк предлагает автотранспортным предприятиям, выполняющим международные перевозки, долгосрочный финансовый лизинг грузовых тягачей и полуприцепов ведущих европейских производителей автомобильной техники. Партнерами банка по совместному финансированию лизинговых проектов выступают такие компании, как Mersedes-Benz, Iveko, Volvo, Krone, Trailor и другие.

            При рассмотрении заявок на финансирование лизинговых контрактов инвестиционный банк “Восток-Запад” отдает преимущество в кредитовании проектов:

            - крупным предприятиям, профессионально занимающимся перевозками грузов, обладающим собственным парком автопоездов, ремонтной базой, штатом квалифицированных водителей;

            - крупным предприятиям - действительным членам АСМАП, имеющим опыт международных перевозок и сложившиеся устойчивые связи с грузоотправителями, экспедиторами и зарубежными партнерами;

            - крупным предприятиям, имеющим устойчивое финансовое положение и регулярные поступления фрахтовых платежей в свободно конвертируемой валюте.

            Важно отметить, что договор лизинга предусматривает  оформление залога в пользу банка в виде собственности на транспортные средства, здания, ценные бумаги, а также вексельное оформление платежей.

3.2. Лизинг авиатехники

            В настоящее время наглядно виден рост оперативного лизинга на мировом рынке без наличия особых налоговых льгот в авиации.

            Мировой рынок оперативного лизинга самолетов вырос практически о нулевой отметки в 1982 году до 10% всего лизингового рынка на настоящий момент. 1

            Что    касается   Российской   Федерации,   то  70%   российского     авиапарка

(около  3000   реактивных   самолетов)  находится   в   настоящее  время  на  пределе

эксплутационных   возможностей,   а   новые   Ил-96,   Ил-114,   Ту-204   и    Ту-134

безнадежно отстали от графиков ввода в эксплуатацию.

Из-за того, что авиапромышленность не может дать отечественным авиакомпаниям машины нового поколения, несколько авиакомпаний России объявили о намерении взять в лизинг лучшие образцы западной авиатехники.1

            Правительство РФ в своем распоряжении № 737-р от 24 мая 1994 года поддержало это решение и по согласованию с Государственным таможенным комитетом России освободило полностью от оплаты таможенных пошлин и налогов самолеты А310-300, запасные части и двигатели к ним, временно ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между производственно-коммерческим объединением “Аэрофлот - советские авиалинии» (правоприемник - АО “Аэрофлот российские международные авиалинии”) и консорциумом западноевропейских банков.

            Следующим шагом в развитии лизинговых отношений в области авиации было распоряжение Правительства РФ № 1445-р от 9 сентября 1994 года, в котором было принято предложение Министерства транспорта России о полном освобождении сроком на 5 лет от оплаты таможенных пошлин и налогов двух самолетов Боинг 767-300, запасных частей  и двигателей к ним, временно ввозимых на территорию Российской Федерации в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным акционерным обществом “Аэрофлот - российские международные авиалинии” и компанией “Дженерал Электрик Кэпитал Корпорейшн”.

            Лизинг самолетов выгоден и грузовым авиаперевозчикам. Так, компания “Волга-Днепр” взяла в лизинг несколько грузовых самолетов Боинг-747, ведь эксплуатация даже выдающихся по своим характеристикам АН-124 “Руслан” из-за нестандартного способа разгрузки - через кормовую рампу и через опрокидывающийся нос - очень затруднительна в зарубежных аэропортах, которые рассчитаны на систему “бортовой люк - грузовой терминал”.2

            Авиакомпании в вопросе приобретения зарубежных самолетов на условиях лизинга, в первую очередь, руководствуются критерием экономической целесообразности. Эксплуатация даже давно снятых с производства Боингов 737-200 выгоднее использования российских авиалайнеров, так как по расчетам специалистов западные авиалайнеры сжигают на 15 - 20% меньше топлива, а затраты времени на предполетное обслуживание примерно на 30% ниже.

            Как отмечается в статье «Иностранным инвестициям по лизингу не следует чинить препятствия», опубликованной в газете «Финансовые известия» от 12 декабря 1995 года № 102, наиболее распространенным путем получения западных самолетов является лизинг подержанных машин. Их стоимость примерно в семь раз ниже рыночной цены новых, соответственно снижаются и лизинговые ставки. Размер ежемесячных выплат за арендуемый самолет составляет 1% его стоимости плюс проценты по банковскому кредиту (обычно не выше 5%).

В этих условиях единственным способом поддержания конкурентоспособности российского авиастроения, по мнению экспертов, является оснащение российских самолетов западными двигателями. “Аэрофлот” запланировал ремортизацию парка Ил-86 американско-французскими двигателями, что позволит на 20% снизить расход топлива и почти вдвое - уровень шума и выхлопа вредных веществ. Последнее очень важно, так как с 1996 года в Европе введены строгие экологические нормы для пассажирских самолетов.

            В целях обновления парка гражданской авиации современными самолетами, обеспечения народного хозяйства воздушными судами специального назначения и содействия экспорту высокотехнологичной продукции авиационной промышленности Правительство РФ приняло постановление № 1211 от 3 ноября 1994 года “О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской авиации России в 1995 - 1996 годах”. В п. 1 вышеуказанного постановления Правительство РФ по согласованию с Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ принимает предложение Министерства транспорта РФ и Государственного таможенного комитета РФ об организации государственного лизинга воздушных судов и привлечении средств федерального бюджета на возвратной основе для закупки современных самолетов.

            В п. 2 данного постановления Министерству экономики РФ и Министерству финансов РФ дается  указание “предусмотреть в Федеральной инвестиционной программе на 1995 год выделение средств в размере 670 млрд. рублей для передачи на возвратной основе лизинговым предприятиям для закупки в 1995 году 12 самолетов Ту-204 у Ульяновского акционерного общества “Авиастар” и  3 самолетов Ту-204-200 у Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова, а также предусмотреть выделение средств для закупки в 1996 году 10 самолетов Ту-204 у Ульяновского акционерного общества “Авиастар” и 5 самолетов Ту-204-200 у Казанского авиационного производственного объединения имени С.П. Горбунова”.

            В целях ускорения оснащения гражданской авиации Российской Федерации конкурентоспособными магистральными самолетами нового поколения, повышения безопасности полетов и содействия экспорту высокотехнической продукции Президент РФ в Указе № 825 от 7 июня 1996 года “О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации РФ” постановил, что “одним из направлений государственной политики в области развития гражданской авиации Российской Федерации является создание системы лизинга отечественной авиационной техники нового поколения как основы обновления парка воздушных судов и содействия ускоренному созданию выгодных финансовых условий отечественным и иностранным банкам для вложения средств в приобретение указанной техники в целях последующей передачи ее в лизинг российским авиакомпаниям”.

            В развитие “Программы развития гражданской авиационной техники России до 2000 года”, утвержденной Указом Президента РФ от 29.01.96 № 112, Правительство РФ в постановлении № 783 от 2 июля 1996 года дает распоряжение Министерству финансов РФ и Министерству экономики РФ «изыскать и привлечь средства по контракту, заключенному акционерным обществом “Авиастар” и египетской фирмой “Като Ароматик” под гарантии Правительства РФ, оформленные в соответствующем порядке, для постройки самолетов Ту-204, в объеме 30 млн. долларов США».

В п. 2 вышеуказанного постановления акционерное общество “Авиастар” освобождается от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов на временно ввозимые на таможенную территорию РФ в соответствии с вышеупомянутым контрактом, авиадвигатели, комплектующие изделия и компоненты для изготовления каждого самолета Ту-204.

Государственному таможенному комитету РФ совместно с Министерством финансов РФ предлагается рассмотреть предложение акционерного общества “Авиастар” о дополнительном привлечении средств для реализации программы производства самолетов Ту-204, имея в виду направление в течение пяти лет половины суммы таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов, уплачиваемых при растаможивании грузов на территории аэродрома акционерного общества “Авиастар”, на развитие лизинга самолетов (30%), на организацию и развитие таможенной зоны этого аэродрома (10%) и на развитие реформ в Ульяновской области (10%), предусматривая эти суммы в установленном порядке в проекте федерального бюджета.

В целях привлечения инвестиций для переоснащения парка самолетов российских авиакомпаний Правительство РФ в распоряжении от 27 марта 1997 года № 404-р приняло предложение Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ о поддержке представленного финансово-промышленной группой “Российский авиационный консорциум” и акционерным обществом “Москоу Авиэйшн Интернешнл” проекта изготовления и передачи в лизинг 20 самолетов Ту-204 с двигателями российского производства ПС-90А за счет привлечения иностранных кредитов. Привлечение кредита зарубежных кредитно-финансовых учреждений Внешэкономбанком в размере до 150 млн. долларов США под платежную гарантию Правительства РФ на предусмотренные выше цели признано целесообразным.

В постановлении Правительства РФ № 146 от 2 февраля 1998 года «О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России», касающемся проблемы повышения эффективности деятельности авиакомпаний России, отмечается, что данная проблема по-прежнему остается актуальной, так как продолжается уменьшение объемов авиаперевозок и авиационных работ, выполняемых гражданской авиацией, финансово-экономическое состояние большинства авиапредприятий является неудовлетворительным, их инвестиционная активность низка, отсутствуют реальные сдвиги в области повышения безопасности полетов. В пункте 4 вышеуказанного постановления в целях повышения эффективности деятельности авиакомпаний “Министерству  экономики РФ с участием Федеральной авиационной службы России предлагается организовать рассмотрение на конкурсной основе предоставленных авиакомпаниями проектов лизинга воздушных судов отечественного производства. При проведении конкурса предпочтение отдавать проектам, предусматривающим взаимные обязательства производителей и эксплуатантов авиационной техники в соответствии с международными стандартами, и при необходимости вносить в установленном порядке отдельные для каждого случая проекты решений Правительства РФ по лизингу воздушных судов отечественного производства”.


3.3. Лизинг автотранспортных средств

Ряд лизинговых компаний специализируется на поставке российским предприятиям грузовых автомобилей и автобусов зарубежных производителей на условиях финансовой аренды. Это направление привлекает внимание лизингодателей по следующим причинам:

            - рентабельность автоперевозок, в том числе и в международном сообщении, довольно высока и достигает иногда 50%1 , что делает предприятия, работающие в этой отрасли высококлассными заемщиками, способными гарантированно отвечать по своим обязательствам;

            - российские автотранспортные предприятия заинтересованы в приобретении автотранспортной техники за рубежом, даже несмотря на ее высокую стоимость. Это связано с тем, что большинство автомобилей указанного класса, производимых в России и странах СНГ, не отвечают по ряду параметров существующим европейским нормам и стандартам, что ограничивает их использование на территории стран Западной Европы.

Таким образом, образуется своеобразный баланс интересов. Лизинговая компания получает возможность заключить сделку с надежным клиентом. Автотранспортные предприятия, занимающиеся доходным бизнесом, но часто не имеющие возможности единовременно выплатить стоимость техники, получают возможность получить технику на условиях лизинга и погашать ее стоимость из выручки от эксплуатации.

Лизинговые компании, специализирующиеся на сдаче в лизинг автотранспортных средств, выделяют следующие существенные моменты, которые затрудняют организацию лизинга импортной автотранспортной техники в России:

1.        При  таможенном  оформлении  автотранспортная    техника   облагается

высокими таможенными пошлинами. Так,  грузовые автомобили грузоподъемностью  более 20 тонн  (код ТН ВЭД 8704) в  соответствии с   Приказом

Государственного таможенного комитета “О ставках ввозных таможенных пошлин” № 258 облагаются пошлиной в размере 20%. С учетом налога на добавленную стоимость, также подлежащего уплате на таможне в размере 20%, затраты на покупку оборудования увеличиваются уже на 44%;

1.      В соответствии с п. 48 “Инструкции о порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды” от 15.05.95 № 30 (с изменениями и дополнениями) налог на приобретение автотранспортной техники, уплачиваемый лизингодателем при приобретении автотранспорта, составляет 20% от ее стоимости без учета налога на добавленную стоимость (для прицепов и полуприцепов ставка налога равна 10%). С учетом этого налога общие затраты на приобретение автотранспортной техники увеличиваются по сравнению с его конкретной ценой на 68%;

2.      В соответствии с действующими «Едиными нормами амортизационных отчислений», утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.90 № 1072 импортные автотранспортные средства в основном подпадают под начисление норм в процентах от стоимости машины на 1000 км пробега при фактическом ее использовании. В связи с этим возникают затруднения  в определении общей суммы лизинговых платежей, в состав которых должны входить суммы амортизационных отчислений. А ведь именно амортизационные отчисления являются основным источником погашения привлеченных лизингодателем средств, график возврата которых жестко оговаривается.

В целом можно отметить, что стоимость импортных автотранспортных средств при их ввозе в Россию значительно увеличивается из-за высоких таможенных платежей и налога на приобретение автотранспортных средств. Это делает затруднительным их приобретение российскими предприятиями, которые обычно испытывают недостаток в оборотных средствах. В этой ситуации именно лизинговая схема, позволяющая погашать стоимость объекта лизинга в течение нескольких лет, может помочь отечественным предприятиям.

На государственном уровне лизинг автотранспортных средств регулируется, преимущественно, локальными нормативными актами по отношению к конкретной сфере    производственной     деятельности   (строительству,     агропромышленному


комплексу, производственной деятельности и т.д.).

Например, в целях улучшения обеспечения предприятий г. Москвы современными средствами механизации, повышения уровня использования строительной техники, создания условий по проведению единой технической политики и в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 года № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” Правительство г. Москвы 4 июля 1995 года приняло постановление № 582, в котором принимается предложение Департамента строительства, Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Москомимущества, ряда строительных предприятий, Мосстройэкономбанка об учреждении открытого акционерного общества “Лизинговая компания “Ликострой”. Уставный капитал компании составляет 1,5 млрд. рублей, доля города в уставном капитале – 50%. К основным видам деятельности ОАО “Лизинговая компания “Ликострой” относятся: оценка хозяйственной деятельности лизингополучателя, в том числе его платежеспособности; анализ заявок на получение машин и оборудования в лизинг на их соответствие приоритетным задачам строительного комплекса по выполнению городского заказа; финансовый и оперативный лизинг строительных и дорожных машин, механизмов, опалубки, оснастки, средств малой механизации, транспорта, а также оборудования и механизмов для предприятий промышленности строительных материалов; сервисные услуги, связанные с эксплуатацией предмета лизинга; информационные и консультационные услуги по подбору и использованию предмета лизинга.

В качестве средства государственной поддержки ОАО “Лизинговой компании “Ликострой” в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 года № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов”  рекомендовано применять механизм ускоренной амортизации основных фондов, сдаваемых в лизинг. Департаменту строительства предписывается ежеквартально не менее 25% средств, аккумулируемых во внебюджетном фонде развития производственной базы строительной индустрии, направлять ОАО “Лизинговая компания “Ликострой” на приобретение машин и механизмов для нужд строительного комплекса города на условиях льготного инвестиционного кредита г. Москвы (до 25% от учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации) на срок не менее трех лет.

Во  исполнение  постановления  Правительства  г. Москвы  от  13  февраля  1996 года № 143 “О предложениях по структурным преобразованиям промышленности города в целях стабилизации товарного производства”, предусматривающего участие государства “в формировании рыночной инфраструктуры промышленного комплекса, составной частью которой являются организация и распространение лизинговых операций как одной из форм товарного обращения, а также с целью ускорения обновления парка оборудования, создания условий по проведению единой технической политики в промышленности города” Правительство г. Москвы в своем постановлении № 404 от 7 июля 1996 года объявило об учреждении еще одной лизинговой компании ОАО “Московская лизинговая промышленная компания”, 50% уставного капитала которой принадлежит городу в лице  Москомимущества.

Учитывая важное социально-экономическое значение для города вывода АМО “ЗИЛ” из кризисного состояния, Правительство г. Москвы приняло 8 октября 1996 года постановление № 845 “О мерах по выводу в 1996 – 1997 годах АМО “Завод им. И.А. Лихачева” из кризисного состояния”. Данным постановлением был утвержден антикризисный бизнес-план, предусматривающий увеличение выпуска современной конкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям городского хозяйства, снижение издержек, реструктуризацию производственных мощностей, привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков и позволяющий АМО “ЗИЛ” в середине 1997 года выйти на безубыточную работу. Приложением № 1 к вышеуказанному постановлению утверждена Программа поставок в 1996 – 1997 годах автомобильной техники АМО “ЗИЛ” для нужд городского хозяйства г. Москвы, в которой предписывается  поставить ОАО “Лизинговая компания “Ликострой” автомобили ЗИЛ 5301 в количестве 100 штук. Было принято решение внести предложение в Московскую городскую Думу о включении в перечень категорий плательщиков, освобождаемых от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, юридические лица, расположенные на территории г. Москвы и приобретающие автомобильную технику, выпускаемую АМО “ЗИЛ”.

«Примеру столичных властей последовали Администрация Нижнего Новгорода и Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области. Под их руководством был проведен первый лизинговый аукцион по продаже автомобилей АО “ГАЗ”. В ходе торгов было продано 15 лотов. Срок предоставления автомобилей в лизинг составил один или два года. Все лоты были проданы по цене, превышающей стартовую в среднем в два раза. Планируется проводить лизинговые аукционы с периодичностью примерно один раз в три недели. До конца года на конкурс предполагается выставить 200 – 300 машин».1

Проблема таксомоторного обслуживания пассажиров в Москве ввиду острого дефицита надежных и комфортабельных отечественных и высокой стоимости зарубежных автомобилей вызвала необходимость привлечения промышленного потенциала   города   к  ее   решению.   В   распоряжение   Премьера   Правительства

 г.  Москвы  от  25  ноября  1996  года № 1127-РП предлагалось организовать изготовление в Москве специальных автомобилей – такси по технологии фирмы “Metrokab (UK) Ltd” “с последующей передачей их в лизинг московским таксомоторным паркам, а также других модификаций автомобилей для медицинской помощи, ритуальных услуг и т.д.”. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом внешних связей, Московской лизинговой компанией предписывалось проработать вопрос с российскими и иностранными банками о привлечении кредитных ресурсов для обеспечения производства и передачи в лизинг выпускаемых автомобилей таксомоторным паркам и другим лизинополучателям Москвы.

Во исполнение вышеуказанного распоряжения Премьера Правительства Москвы было принято постановление Правительства г. Москвы от 13 мая 1997 года № 342 “О создании Открытого акционерного общества “Москэб”, учредителями которого являлись: АООТ “Тушинский машиностроительный завод” (30 млн. рублей – 30%); Правительство Москвы (19 млн. рублей – 19%); Московская лизинговая компания (11 млн. рублей – 11%);  Metrokab LH Ld (40 млн. рублей – 40%).

3.4. Развитие лизинговых отношений на морском транспорте

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1992 года № 1513 “О мерах по возрождению торгового флота России” Правительство Российской Федерации в своем распоряжении от 21 марта 1992 года № 534-р приняло предложение Комитета рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства России о развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом. В данном распоряжении была установлена льгота для лизингополучателей рыболовецких судов: они освобождались в 1992 году от обязательной продажи в Республиканский валютный резерв Российской Федерации валютной выручки от реализации на экспорт производимой ими рыбной продукции при условии, что валютная выручка будет использоваться на расчеты по лизингу и приобретение материально-технического обеспечения рыболовецких судов. Министерству экономики России и Министерству сельского хозяйства России при установлении и распределении общереспубликанской квоты экспорта на рыбную продукцию было рекомендовано учитывать, начиная с 1993 года, необходимость внесения лизингополучателями арендной платы за лизинг рыболовецких судов.

Что касается дальнейшего развития лизинговых отношений в области рыболовецкого хозяйства, то в приказе Роскомрыболовства от 18 июля 1994 года № 114 “О внесении дополнений в Положение о порядке выдачи разрешений на строительство, приобретение, аренду и переоборудование рыбопромысловых, научно-исследовательских, поисковых и рыбоохранных судов” отмечалось, что практика применения Положения показала следующее: “в настоящее время одним из основных способов приобретения рыбопромысловых судов является долгосрочная аренда на условиях бербоут-чартера с последующим переходом права собственности и договор лизинга судов”.

Стимулом для развития лизинговых отношений на морском транспорте послужило письмо Департамента морского транспорта Министерства транспорта России от 5 мая 1994 года № ДМТ-35/790, утвердившее Инструкцию по составу затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной эксплутационной деятельности морского транспорта”, в которой оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключаемыми договорами лизинговых операций включалась в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной экономической деятельности морского транспорта. Это условие можно отнести к разряду налоговых льгот по операциям лизинга для предприятий морского транспорта, так как оплата услуг банков в соответствии с договором лизинга относится не на прибыль, а на себестоимость продукции предприятий морского транспорта, что, соответственно, снижает налогооблагаемую прибыль.

В  постановлении  Правительства  Российской  Федерации  от  18  сентября  1995 года № 930 “Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года “Рыба” лизинг назван одним из приоритетных направлений развития рыбного хозяйства, необходимых для сохранения и дальнейшего развития производственного потенциала рыбной отрасли, обеспечения стабилизации и дальнейшего роста производства рыбной продукции.

Необходимость развития лизинговых отношений в сфере морского транспорта отмечается и в Указе Президента Российской Федерации от 17 января 1997 года № 11 “О федеральной программе “Мировой океан”.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


            Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:

·         инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, так как за лизингодателем сохраняются права собственности на переданное имущество;

·         лизинг предполагает 100-процентное кредитование и не требует немедленного начала платежей, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды, приобретать дорогостоящее имущество;

·         часто предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на его приобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;

·         лизинговое соглашение более гибко, чем ссуда, так как предоставляет возможность обеим сторонам выработать удобную схему выплат. По взаимной договоренности сторон лизинговые платежи могут осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на взятом в кредит оборудовании. Ставки платежей могут быть фиксированными и плавающими;

·         для лизингополучателя уменьшается риск морального и физического износа и устаревания имущества, так как имущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование; так как платежи по лизингу не привязаны к нормам амортизации, то при лизинговых отношениях лизингополучатель имеет дело с ускоренной амортизацией имущества;

·         лизинговое имущество не числится у лизингополучателя на балансе, что не увеличивает его активы и освобождает от уплаты налога на это имущество;

·         лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингополучателя и соответственно снижают налогооблагаемую прибыль;

·         производитель получает дополнительные возможности сбыта продукции, так как ограниченное финансирование инвестиций часто не позволяет предприятиям своевременно обновлять технологическую систему.

При наличии у предприятия альтернативы – взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга – ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда:

·         предприятие-поставщик испытывает трудности со сбытом своей продукции, а предприятие – будущий лизингполучатель не имеет в достаточном объеме собственных средств и не может взять кредит для приобретения нужного ему оборудования;

·         предприниматель только начинает собственное дело (что часто имеет место в малом предпринимательстве).

Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации), а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования. Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.

Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы  развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры. Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.

Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.

Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.

Список литературы

1.   Газман В.Д. «Лизинг: теория, практика, комментарии», М., 1997 г.

2.   Кабатова Е.В «Лизинг: правовое регулирование, практика», М., «Инфра - М», 1996 г.

3.   Балтус П., Майджер Б. «Школа европейского бизнеса», «Лизинг-ревю», 1996 г., № 1.

4.   Чекмарева Е.Н. «Лизинговый бизнес», М., «Экономика», 1993 г.

5.   Сусанян К.Г. «Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами», М., «Мировой океан», 1992 г.

6.   Медведков С.Ю. «Лизинг в экономике США», «США: политика, экономика, идеология», 1980 г., № 5.

7.   Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ, М., 1996 г.

8.   Комментарии к I части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О.Н. - М., «Инфра-М», 1997 г.

9.   Комментарии ко II части Гражданского кодекса РФ под ред. Садикова О.Н. - М., «Инфра-М», 1997 г.

10. Комментарии к проекту Налогового кодекса РФ (под ред. Шаталова С.Д.), М., «Международный центр финансово-экономического развития», 1996 г.

11. «Экономика и жизнь», № 12 от 22.03.96.

12. «Сегодня» от 02.02.96.

13. «Российская газета» от 12.03.96.

14. «Лизинг-ревю», № 5/6 за 1997 год.

15. «Экономические новости» № 18, сентябрь 1996 года.

16. «Финансовые известия» № 102 от 12.12.95.

17. Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.94 (в ред. изменений и дополнений от 12.08.96), часть II от 26.01.96 (в редакции изменений и дополнений от 24.10.97).

18. Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» от 28.05.88 (по состоянию на 31.12.94).

19. Федеральный закон «О присоединении РФ к конвенции УНИДРУА «О международном финансовом лизинге» № 16-ФЗ от 08.02.98.

20. Закон РФ «О налоге на добавленную стоимость» № 1992-1 от 06.12.91 (в ред. изменений и дополнений от 28.04.97).

21. Указ Президента РФ «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» № 1929 от 17.09.94.

22. Указ Президента РФ “О дополнительных мерах по развитию гражданской авиации РФ” № 825 от 07.06.96.

23. Указ Президента РФ “О федеральной программе “Мировой океан” № 11 от 17.01.97.

24. Постановление Совета Министров СССР «О развитии лизинговых операций в деятельности совместной советско-французской-германской компании «Евролизнг» № 1369 от 29.12.90.

25. Постановление Совета Министров СССР «Единые нормы амортизационных отчислений», № 1072 от 22.10.90.

26. Постановление Правительства РФ «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” № 967 от 19.08.94.

27. Постановление Правительства РФ “О селективной поддержке авиационной промышленности и гражданской авиации России в 1995 - 1996 годах” № 1211 от 03.11.94.

28. Постановление Правительства РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 1418 от 24.12.94.

29. Постановление Правительства РФ «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» № 633 от 29.06.95.

30. Постановление  Правительства  РФ “Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года “Рыба”  № 930 от  18.09.95.

31. Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о лицензировании лизинговой деятельности в РФ» №  167 от  26.02.96.

32. Постановление  Правительства   РФ “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли”  № 1133 от  20.11.95.

33. Постановление Правительства РФ “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” № 763  от 02.06.96.

34. Постановление Правительства РФ “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации”  № 752 от 27.06.96.

35. Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204» № 783 от 02.07.96.

36. Постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России», № 146 от 02.02.98.

37. Распоряжение Правительства РФ «О развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом» № 534-р от 21.03.92.

38. Распоряжение Правительства РФ «О полном освобождении от оплаты таможенных пошлин и налогов самолетов А-310-300»» № 737-р от 24.05.94.

39. Распоряжение Правительства РФ «О некоторых таможенных льготах в отношении ввозимой авиационной техники» № 1445-р от 09.09.94.

40. Распоряжение Правительства РФ «О мерах по привлечению инвестиций для переоснащения парка самолетов российских авиакомпаний» № 404-р от 27.03.97.

41. Указание ГТК РФ «О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза)» № 01-12/328 от 25.04.94.

42. Приказ ГТК РФ «О ТН ВЭД СНГ и о внесении изменений и дополнений в отдельные нормативные акты ГТК России» № 248 от 13.04.95 (действует в редакции изменений и дополнений от 31.01.97).

43. Письмо ГТК РФ «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений» № 01-13/10268 от 20.07.95.

44. Приказ ГТК РФ “О ставках ввозных таможенных пошлин” № 258 от 26.04.96 (в ред. изменений и дополнений от 19.03.98).

45. Письмо Госбанка СССР «О плане счетов бухгалтерского учета» № 270 от 16.02.90.

46. Приказ ЦБ РФ “Об утверждении Положения об изменении видов валютных операций”  № 02-94 от 24.04.96.

47. Инструкция ГНС РФ «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды”  № 30 от 15.05.95 (в ред. изменений и дополнений от 31.03.98).

48. Инструкция ГНС РФ “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” № 39  от 11.10.95 (в ред. изменений и дополнений от 29.12.97).

49. Письмо Департамента морского транспорта Министерства транспорта России «Об инструкции по составу и учету затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной эксплутационной деятельности морского транспорта» № ДМТ-35/790  от 05.05.94.

50. Приказ Роскомрыболовства “О внесении дополнений в Положение о порядке выдачи разрешений на строительство, приобретение, аренду и переоборудование рыбопромысловых, научно-исследовательских, поисковых и рыбоохранных судов”  № 114 от 18.07.94.

51. Постановление Правительства г. Москвы «Об учреждении открытого акционерного общества «Лизинговая компания Ликострой»» № 582 от 04.07.95.

52. Постановление  Правительства  г. Москвы “О предложениях по структурным преобразованиям промышленности города в целях стабилизации товарного производства”  № 143  от  13.02.96.

53. Постановление Правительства г. Москвы  “О мерах по выводу в 1996 – 1997 годах АМО “Завод им. И.А. Лихачева”   № 845 08.10.96.

54. Распоряжение   Премьера   Правительства   г.  Москвы «Об организации выпуска автомобилей-такси «Метрокэб» на производственных площадях АООТ «Тушинский машиностроительный завод»» № 1127-РП от  25 .11.96.

55. Постановление Правительства г. Москвы “О создании Открытого акционерного общества “Москэб”  № 342 от 13.05.97.

56. Проект Федерального закона «О лизинге» (принят ГД РФ 24.10.96 в первом чтении).






 

 

 

 

 


 

 

 






 








           

           

           

           



           

           


           

           

           

 


1 Сусанян К. «Лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами», Москва, «Мировой океан», 1992 год, стр. 12

1 Медведков С.Ю. «Лизинг в экономике США» «США: политика, экономика, идеология», 1980 г., № 5, стр. 101

2 Балтус П., Майджер Б. «Школа европейского бизнеса», «Лизинг-ревю», 1996 г., №1

1 Чекмарева Е.Н. «Лизинговый бизнес», Москва, «Экономика», 1993 г., с. 49

1 Чекмарева Е. «Лизинговый бизнес», Москва, «Экономика», 1993 год, стр. 58

1 Сусанян К. «Самые выгодные сделки: лизинг, бартер, товарообмен с зарубежными партнерами», Москва, «Мировой океан», 1992 г., стр. 79

1 «Материалы Международной конференции по развитию лизинга в РФ», Москва, 1996 г., стр. 45

1 Голощапов В.Н. «Состояние и перспективы развития лизингового бизнеса в России», «Материалы международной конференции по развитию лизинга в России», Москва, 1996 год, стр. 19

1 Газман В.Д. «Лизинг: теория, практика, комментарии», Москва, 1997 г., стр. 37

1 «Сегодня» от 2 февраля 1996 года, стр. 4

2 Петров В. «Наши самолеты - для наших компаний», «Российская газета» от 12 мая 1996 года

1 Потоцкий М. «О лизинге автотранспортных средств», «Лизинг-ревю» № 5/6, 1997 год

1 “Экономические новости”, № 18, сентябрь 1996 года


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ