бесплатные рефераты

Малые предприятия

Документом, подтверждающим право на ведение упрощенного учета и налогообложения, является патент, выдаваемый органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия.

Базой для обложения единым налогом становится доход пред­приятия, исчисляемый как разница между полученной выручкой от реализации товаров и суммарной стоимостью использованных в про­изводстве сырья, материалов, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду производственных помещений и транспортных средств, налогов на добавленную стоимость, уплачен­ных поставщикам, отчислений в социальные внебюджетные фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.

Однако до сих пор субъекты Федерации, особенно органы мест­ного самоуправления, пытаются устанавливать произвольные нало­ги. Конечно, проще забрать у начинающих малых предпринимателей средства для латания дыр в бюджете. Это тоже своего рода передел, перераспределение. По сути будет происходить перераспределение средств от малых предприятий и регионов, которые не получали го­сударственную поддержку, к малым предприятиям и регионам, кото­рые уже включены в такую систему. На "опоздавших" и "раскачива­ющихся" налоговое давление усилится.

Такой механизм формирует у "успевших на поезд" иждивенчес­кие настроения и не стимулирует легальное расширение производ­ства. Этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависи­мость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все но­вых и новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное существование в сознании каждого предпринимателя одновременно двух экономик - легальной и нелегальной ("черный нал") ведет к одновременному сочетанию двух жизненных филосо­фий - честной и нечестной. (При этом человек и государство остают­ся как бы врагами.) Поэтому вопрос об отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот малым предприятиям приобретает политическое значение.

41


А. Блинов

А дополнительные частные и государственные инвестиции в ма­лый бизнес? Внешне привлекательна ситуация, когда государство увеличивает объем инвестиций в малый бизнес, но при этом на столько же возрастают налоговые сборы с предприятий данной категории. Баланс для бюджета достигнут, но отрицательные последствия такой арифметики - дисбаланс интересов - неизбежны.

Целесообразно законодательно установить для малых предпри­ятий единый налог в размере 30%. Это позволит создать благоприят­ную среду для функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в обществе.

Инвестиционная политика

Не менее важной проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе процесс становления малых форм предприниматель­ства будет чрезмерно длительным. У государства достаточных средств для этого нет и вряд ли они будут, но есть государственная собствен­ность. Представляется целесообразным часть ее не выставлять на аук­ционах на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским структурам в регионах с благо­приятным предпринимательским климатом.

Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и све­дение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность. Одним из основных источников привлечения средств в государственные и региональные фонды мо­гут стать капиталы частных инвесторов, аккумулируемые через обли­гационные займы.

Однако облигации под малый бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и привлекательными для частных, особенно иностран­ных, инвесторов, если малые предприятия не получат налоговых льгот. В противном случае доходность (ликвидность) возможна только за счет построения финансовых пирамид.

Для оценки уровня привлекательности инвестиций целесообраз­но создать банк данных по предприятиям различных форм свбствен-ности. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, ко­торая должна стать источником информации об имеющихся возмож­ностях и условиях инвестирования в создание новых предприни­мательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых произ­водственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ре­сурсах.

Одним из элементов целенаправленной политики в сфере малого предпринимательства должно стать обеспечение ее тесной связи с процессом приватизации. В программе приватизации необходимо учесть возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватиза­ции нужно направлять не только в федеральный фонд поддержки

42


_____________________________Малое предпринимательство и большая политика

малого предпринимательства, но и в аналогичные региональные фон­ды, которые могли бы получать примерно 20°о дохода от реализации региональной и муниципальной собственности. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объедине­ние) малых предприятий.

Исключительно важной задачей является создание более благо­приятных условий для привлечения иностранного капитала к учас­тию в процессе приватизации путем обеспечения соответствующих гарантий и льгот малому предпринимательству, включая предостав­ление права на владение контрольным пакетом акций.

Особенно актуальным является создание на приграничных тер­риториях межрегиональных межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров). Целесообразность создания подобных структур должна быть обоснована при подготовке соответствующих межправительственных соглашений, таких же, как при формирова­нии финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего благоприятствования для подобных структур. В част­ности, стоит подумать о принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы деятельности подобных бизнес-центров.

Производственная и инновационная инфраструктура малого предпринимательства

Нельзя забывать и о создании определенных условий для само­стоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значитель­ным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного.

Развитию малого бизнеса может послужить и интеграция малых предприятий в производственные сети более мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы могли бы сыграть финансово-промышленные группы. Организационные формы такой интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг, дол­госрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта про­мышленной организации является создание гарантированных рын­ков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех случаях, когда финан­сово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные рынки.

Широкое распространение сети бизнес-инкубаторов и других инновационных структур - другое условие успешного развития мало­го бизнеса в России. Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная

43


А. Блинов___________________________________________________________________

роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благососто­яния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости пред­принимательства и падения инновационных стимулов следует уде­лить особое внимание разработке законодательных актов, регламенти­рующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.

В соответствии со своими задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор инновационных предложений, научно-техничес­ких проектов и программ, направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а также оценку рисковости этих предложений, оказывают содействие в проведении научно-ис­следовательских работ и передаче их результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным предприяти­ям производственные площади, оборудование для выполнения науч­но-исследовательских работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной собственности.

Создание технопарков требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональных экономических ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предприни­мается, дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомне­ний, что усилиями одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических ассоциаций.

Для развития производственной и инновационной инфраструк­туры малого бизнеса необходимы соответствующая кадровая база, высокоэффективные формы отбора и подготовки предпринимателей и государственных служащих с применением современных тренинго-вых методов, использованием кооперативных и командных форм орга­низации бизнеса.

Важным инструментом поддержки малого предпринимательства могут стать территориально-производственные зоны (ТПЗ). Они формируются на базе предприятий оборонных отраслей промышлен­ности с целью размещения на их площадях малых предприятий, для чего предлагаются незагруженные производственные мощности.

Главным координатором работы в зоне является координацион­ный совет ТПЗ, действующий на общественных началах. Основными задачами координационного совета является обеспечение условий для эффективного использования незагруженных мощностей, сохранения рабочих мест путем координации и контроля производственной дея­тельности российских и иностранных юридических и физических лиц на предприятиях оборонного комплекса.

Небольшой опыт функционирования ТПЗ накоплен в Нижегород­ской области. Однако распространение его и на другие предприятия оборонных отраслей промышленности требует специального анализа.

44


_____________________________Малое предпринимательство и большая политика Бизнес - власть: механизм взаимодействия

Для того чтобы между бизнесом и властными структурами уста­новились партнерские отношения, необходима четкая схема их со­трудничества. На наш взгляд, она должна базироваться на принятии закона "О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти".

Очевидно, чем органичнее вписывается предприниматель в но­вую экономическую систему, тем чаще он склонен прибегать к "циви­лизованному" лоббированию через благоприятное для него измене­ние нормативных актов органами власти. И, наоборот, чем труднее данному руководителю осуществлять свои функции в новых услови­ях, тем характернее для него стремление лоббировать "по-советски" -посредством прямого "выколачивания" средств для его предприятия.

Важным фактором, влияющим на лоббистскую деятельность, является размер руководимого предприятия. Наиболее активно дей­ствуют крупные предприятия. Для средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а тысячи мелких предприятий либо со­всем не проявляют активности в этой сфере, либо действуют в основ­ном на местном и региональном уровнях. Правда, необходимо отме­тить тот факт, что многие малые и средние предприятия пытаются отстаивать свои интересы коллективным образом - посредством поли­тических действий различных предпринимательских объединений.

Весьма специфически осуществляется в России лоббирование в интересах предпринимателей, действующих в непроизводственной сфере: торговле, финансах, сервисе и т.д. Здесь сосредоточены уси­лия большинства деловых людей "новой волны", что вполне законо­мерно, учитывая особо высокую оборачиваемость капиталов в данной сфере. В связи с этим эксперты предостерегают, что по мере либера­лизации экономики у высших государственных руководителей могут возникать и чисто субъективные интересы, совпадающие с интереса­ми крупных торгово-финансовых групп.

Отношения малого бизнеса с властными структурами всех уров­ней сегодня хорошо описываются известной в биологии моделью "хищ­ник - жертва". Если опросы двух-трехгодичной давности показали определенную сбалансированность прав и обязанностей предпринима­телей и государства, то теперь около 80% предпринимателей не получа­ют никакой помощи ни от центральных, ни от местных органов влас­ти. На вопрос к предпринимателям: "Согласны ли вы с тем, что сей­час невозможно решить большинство хозяйственных проблем без взя­ток чиновникам?" - положительный ответ дали 70,8% опрошенных.

Развитие малого предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того, располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика остается деклара­тивной. Необходима целостная системная методология развития ма­лого предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в свободе, в правах, в отношениях государства к ма­лому бизнесу.

45


А. КОЛЕСНИКОВ, директор программы "Малый бизнес" АНХ,

Л. КОЛЕСНИКОВА, кандидат технических наук, зам. директора программы "Малый бизнес" АНХ

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ


(Толковыи словлрь жнваго великорусскАГО языка ВлАДи<«1рА даля. 1882, толп. трет1н, с. 388)

К вопросу о терминологии

За прошедшие несколько лет в печати, специализированной, в том числе научной, литературе и просто в кругах специалистов, дело­вых людей прочно вошли в обиход такие клише, как "малый и сред­ний бизнес", "малые и средние предприятия (МСП)", "предприя­тия малого и среднего бизнеса", "малый бизнес как сектор эконо мики", "предприниматели малого бизнеса", "предпринимательство и малый бизнес". Не касаясь пока экономического содержания, сто­ящего за этими понятиями, сделаем несколько кратких замеча­ний относительно самой терминологии и ее адекватности как орга­нике русского языка - одного из самых богатых достояний российс­кой культуры, так и международной деловой терминологии в этой области.

Прежде всего подчеркнем, что вопросы терминологии не явля­ются просто абстрактной научной или чисто филологической пробле­мой. Игнорирование того глубинного содержания на уровне подсозна­ния, которое скрывается порой за внешне безобидными словесными клише, на каком-то этапе может принести соответствующий, но неожи­данный, не всегда желаемый и справедливый результат. С Дру­гой стороны, учитывая, что при всех противоречиях развития ре­форм Россия идет по пути интеграции в мировое экономическое сообщество, следует своевременно обращать внимание на вопросы деловой терминологии. В особенности это важно при введении но-


Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

вых терминов, отражающих новые для реформируемой экономики России явления.

Можно отметить, что вышеперечисленные клише, а также неко­торые другие обороты, не столь широко употребляемые, как, напри­мер, "малые формы хозяйствования (МФХ)"\ не только не содер­жат в себе каких-либо смысловых противоречий с точки зрения чистоты русского языка, но и имеют совершенно определенные аналоги в де­ловом английском языке: "small business", "small businesses", "small and medium enterprises (SMEs)", "small business sector", "small business-owners", "entrepreneurship and small business".

Вместе с тем с чьей-то легкой руки в профессиональной лексике специалистов прочно укрепляются и такие "неологизмы", как "малый предприниматель" или "малый сектор экономики", иногда даже пере­ползая с отдельных страниц диссертаций и научных статей в норматив­но-правовые акты и документы государственной важности. Прочно утвердившийся в официальных документах оборот "малое предпри­нимательство" также может быть подвергнут сомнению в отношении адекватности своего использования, тем более что он начал приме­няться только в России.

Относительно таких словесных комбинаций можно отметить сле­дующее.

Во-первых, предпринимательство (любое) - чрезвычайно много­гранная и интегральная, по сути, сфера человеческой деятельности, граничащая в своих различных проявлениях с искусством, наукой, спортом, игрой, порой с искусством военной стратегии и... - этот пере­чень можно было бы продолжить. Причем надо заметить, что существу­ет "большое искусство" и просто "искусство", но нет "малого искусст­ва", иначе это уже не искусство, а плохая художественная самодеятель­ность. Существует "большой спорт" и просто "спорт", но нет "малого спорта", иначе это уже не спорт, а физкультура. Есть "большие уче­ные" и просто "ученые", но не существует "малых ученых", или это уже не ученые, а юные члены кружка технического творчества. Соот­ветственно неправомерно, на наш взгляд, говорить о "малых пред­принимателях" и/или "малом предпринимательстве", поскольку понятия "предпринимательство" и "малый бизнес" взаимосвязаны, но не эквивалентны. При этом владелец малого бизнеса или собствен­ник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий своим делом, -всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство - малый бизнес.

Во-вторых, с точки зрения международной деловой терминоло­гии понятие "малое предпринимательство" также не имеет аналогов и является, по всей видимости, сугубо отечественным вариантом пере­вода термина "small business".

Относительно же такого оборота, как "малый сектор экономи­ки", можно только развести руками, задав себе и употребляющим этот термин вопрос: "В каком смысле малый?"

' Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. 47


А. Колесников, Л. Колесникова________________________________________________

Достижима ли универсальность определения малого и среднего бизнеса?

В последние 10-15 лет малые и средние предприятия стали при­влекать к себе все более пристальное внимание как исследователей, ученых-экономистов, так и политиков в различных странах. Все бо­лее широкое признание получает способность предприятий малого и среднего бизнеса вносить существенный вклад в решение проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей^. В связи с этим усиливается интерес как к изучению малых фирм, осо­бенностей управления малым бизнесом, так и к анализу тенденций изменения состояния данного сектора экономики и формируется по­требность в соответствующей информации.

В настоящее время есть уже ряд примеров крупномасштабных исследований по различным аспектам развития МСГР. Появляются такие исследования и в России^, а также в других странах Восточной Европы^. Однако полученные данные носят достаточно фрагментар­ный характер. Во многом это объясняется отсутствием единого под­хода к определению малого и среднего предприятия.

Отдельные попытки как зарубежных^ так и отечественных ис­следователей выработать единое или обобщенное определение, по-видимому, заранее обречены на провал. В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого и/или среднего предприятия, дифференцированности объек­тивных внешних условий всегда будут появляться вариации на эту тему, соответствующие конкретным условиям и специфическим зада­чам. О практической неосуществимости такого рода задачи говорится в ряде работ^, при этом подчеркивается, что для разных целей могут использоваться (что и делается) различные определения.

Отметим также, что для решения одних задач необходимо стро­гое или формальное определение, для решения других - достаточно наличия общих согласованных подходов к пониманию содержания, стоящего за тем или иным понятием.

Учитывая реальный опыт и практику развития МСП в мире и в России, можно выделить следующие проблемные области, требую-

" Focus on SMEs. Panorama of EU Industry. - EUROSTAT, 1995, No 6, p. 61-69.

" PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises. A European research project coordinated by the Industrial Training Authority of Cyprus. 25th European Small Business Seminar. September, 1995.

" Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. Аналитический доклад. РАРМП. М., 1996; Мониторинг предпринимательства. Малый бизнес России: Адаптация к переходным условиям. - Предпринимательство в России, 1995, № 1,2

^ Kondratowicz A., Maciejewski W., Moravski L. Polish SMEs 94. Empirical Research 1992-1994. Warshaw, 1995.

^ Brooksbank R. Defining the Small Business: A New Classification of Company Size. - Entrepreneurship and Regional Development, 1991, No 3, p. 17-31.

" Focus on SMEs. Panorama of EU Industry; Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s. - Small Business Research Trust, National Westminster Bank, PCP, 1991; Storey D.J. Understanding the Small Business Sector. Routledge, 1994.

48


_____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

щие использования формального определения размера предприятия или неформального согласованного подхода (табл. 1).

Таблица     1

Проблемные области и использование формального/неформального подхода к определению малого и/или среднего предприятия

Проблемные области

Формальный подход

Неформальный подход

Статистические наблюдения Разработка государственных программ поддержки малых предприятий Налогообложение Образование Исследования

х х х х х

х х х

/. Статистические наблюдения и сопоставление деятельности малых и средних предприятий. Можно выделить различные уровни такого анализа:

- межфирменный (сравнительный анализ самого широкого спек­тра, например, сопоставление стилей менеджмента, производитель­ности и других аспектов деятельности фирм самых разных отраслей, регионов);

- внутриотраслевой (сравнительный анализ деятельности МСП одной и той же отрасли);

- межотраслевой (сопоставление деятельности МСП разных от­раслей - микроуровень, а также сопостав.ление отраслевых секторов МСП - макроуровень анализа);

- межрегиональный и международный (сравнительный анализ деятельности как фирм - микроуровень, так и секторов МСП - макро­уровень - различных регионов и стран).

2. Разработка государственных программ поддержки малых предприятий. Можно выделить местный, региональный, федераль­ный (национальный) и межгосударственный уровни значимости та­ких программ.

3. Налогообложение, включая местный и федеральный уровни.

4. Образование (обучение):

- бизнес-образование (ориентация преимущественно на микро­уровень - на управление малой фирмой);

- экономическое образование (ориентация в большей степени на макроэкономические аспекты МСП как сектора экономики - макро­уровень).

5 •Исследования: изучение предприятий малого и среднего биз­неса, стилей менеджмента, особенностей маркетинга и других аспектов управления (микроуровень); изучение МСП как сектора экономики и процессов управления развитием этого сектора (макроуровень).

Вместе с тем, несмотря на невозможность выработки единого универсального определения для всех перечисленных выше и возни­кающих новых задач, в ЕС уже в течение ряда лет делаются попытки

4. "Вопросы экономики" 7.                                                                                49


А. Колесников, Л. Колесникова

использования единого определения для решения задачи статисти­ческих наблюдений за феноменом МСП.

Более того, для решения задачи формирования единой системы статистических наблюдений и обеспечения возможности проведения анализа на межрегиональном и международном уровнях в настоящее время ведется работа над двухлетним проектом по выработке единой системы статистических наблюдений за развитием МСГР. В то же время в каждой стране - члене ЕС параллельно существуют свои на­циональные подходы к определению МСП, иногда также варьиру­ющиеся в зависимости от конкретных задач.

Сущность проблемы определения размера предприятия

Р. Бруксбэнк выделяет и анализирует следующие три составля­ющие проблемы определения размера предприятия^.

Что есть размер предприятия^ В разное время разными авто­рами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера пред­приятия (организации), как, например, "масштабность операций" ("the scale of operations"), или "пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач)" ("the scope of an organisation and its responsibilities"). Наиболее часто в исследовательских целях использовали показатели "число занятых", "стоимость активов" или "годовой оборот" ("объем продаж") и др. Вследствие разнообразия подходов, к тому же варьирующихся по числовым значениям тех или иных показателей, участвующие в обсуждении проблем далеко не всегда имели и имеют в виду одно и то же, употребляя понятия мало­го и среднего бизнеса.

Как следует измерять размер предприятия? Даже если в каче­стве ответа на вопрос: "Что есть размер предприятия?" выбирают­ся те или иные критерии измерения размера (что вряд ли является действительно ответом на поставленный вопрос!), то использование различных численных параметров в качестве границ изменения выб­ранных критериев неизбежно обусловливает проблему сопоставимос­ти на различных уровнях сравнительного анализа. Однако в зависи­мости от выбранного критерия одна и та же компания может быть одновременно отнесена к крупным, средним или малым предприятиям, так, например, рекламная фирма с огромным оборотом, относительно средним масштабом операций и с небольшим числом сотрудников. То, что считается "средним" для одной отрасли или одного сегмента рынка, может быть отнесено к "малому" или "крупному" в другом контексте. Сравним, например, оборот фирм в музыкальной индуст­рии, бизнес-образовании и в промышленности, строительстве, или понятия "масштабность операций" для России и Люксембурга.

* Focus on SMEs. Panorama of EU Industry.

" Brooksbank R. Defining the Small Business: A New Classification of Company Size.

50


____________Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения

Где проходит линия раздела? Даже после решения вопросов: "Что есть размер?" и "Как его следует измерять?" - все еще будет оставаться нерешенным вопрос: "Где проходит линия, разделяющая малые, средние и крупные фирмы?". К. Грэй и Дж. Стэнуорт делают следующий вывод по этому поводу: "Никакое универсальное опреде­ление малого предприятия не сможет быть достаточным для всех за­дач. Мойщик окон, независимый магазин с двумя работниками, фер­мер с 300-ми акрами земли, одним наемным рабочим и трактором или каким-нибудь другим оборудованием, швейная фабрика с 50-ю со­трудниками - все они сталкиваются с общими проблемами, отличны­ми от проблем транснациональных корпораций. Необходимо не столько иметь для всех задач универсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного, сколько сделать полезные обобще­ния о малых и крупных предприятиях"^.

Варианты подходов к определению малых и средних предприятий

Можно выделить количественный, качественный и комбиниро­ванный подходы к определению малого и среднего предприятий.

Количественные определения МСП. В определениях малых и/ или средних предприятий, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов.

При этом известны определения, основанные только на примене­нии одного из данных критериев (например, прежнее определение ЕС - численность занятых); может быть использована комбинация этих критериев, как в новом определении ЕС (табл. 2, 3). Однако, хотя подобные критерии и являются наиболее распространенными, разброс мнений о количественных параметрах изменения таких кри­териев чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных странах. Это вполне объяснимо как широким

Таблица

Определение малого и среднего предприятий по методологии ЕС (январь, 1995 г.)

Предприятия

Численность занятых, человек

Годовой оборот, млн. ЭКЮ

Баланс, млн. ЭКЮ

Малое Среднее

менее 50 50-250

менее 4 менее 16

менее 2 менее 8

Источник: PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises.

° Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s.


спектром задач, для которых используются формальные определе­ния, •так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах. В дополнение к этим объективным факторам накладыва­ются и субъективные представления тех или иных исследователей или политиков о том, что есть малый и/или средний бизнес.

Данные таблицы 3 свидетельствуют также об отсутствии общего консенсуса исследователей по вопросу определения размера предпри­ятия даже в национальном масштабе, так как большая часть приве­денных критериев относится к Великобритании, одной из первых за­падноевропейских стран, обратившей внимание на феномен МСП и целенаправленно развивающей этот сектор экономики.

Таблица 3 Варианты количественных определений среднего предприятия

Тип исследования

Балансовая сто­имость активов, млн. ф. ст.

Объем продаж, млн. ф. ст.

Число занятых, человек

Определение размера фирмы в целях




бухучета

1,4-5,75

1,4-5,75

50 - 250

Планирование в среднем бизнесе


10-33,3'

-

Стратегия в среднем бизнесе

-

-

10 - 500

Корпоративное планирование




в среднем бизнесе Великобритании

-

9-160

1800-4999

Экспортные маркетинговые стратегии




в среднем бизнесе Великобритании

-

-

100-500

Факторы успешного роста компаний




в США

-

16-666*

-

Факторы успешного роста компаний в




электронной промышленности




Великобритании

-

10-120

-

Инновации в промышленности Греции

-

-

50-250

Маркетинговые исследования в




среднем бизнесе

-

-

100-500

Стратегии развития технологий в




среднем бизнесе

-

13-66*

-

- Доллары США пересчитаны в фунты стерлингов.

Источник: Brooksbank R. Defining the Small Business: a New Classification of Company Size.

Главным достоинством количественных определений является удобство их использования. Такие критерии, как оборот или числен­ность занятых, как правило, доступны для исследователей. Основ­ными недостатками количественных подходов являются их абсолют­ность, отсутствие теоретической базы, определяющей выбор того или иного показателя и границ его изменения, и в связи с этим трудность их использования для сравнительного анализа.

Качественные варианты определений предусматривают исполь­зование качественных критериев. Возможно также дополнение каче­ственного определения некоторыми количественнымии показателями. Однако и такой подход опирается в основном на субъективные суж-

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ