Малые предприятия
Документом, подтверждающим
право на ведение упрощенного учета и налогообложения, является патент,
выдаваемый органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по
месту постановки налогоплательщика на налоговый учет предприятия.
Базой для обложения единым
налогом становится доход предприятия, исчисляемый как разница между полученной
выручкой от реализации товаров и суммарной стоимостью использованных в производстве
сырья, материалов, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат
на аренду производственных помещений и транспортных средств, налогов на
добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, отчислений в социальные
внебюджетные фонды, а также уплаченных предприятием таможенных платежей.
Однако до сих пор субъекты
Федерации, особенно органы местного самоуправления, пытаются устанавливать
произвольные налоги. Конечно, проще забрать у начинающих малых
предпринимателей средства для латания дыр в бюджете. Это тоже своего рода
передел, перераспределение. По сути будет происходить перераспределение средств
от малых предприятий и регионов, которые не получали государственную
поддержку, к малым предприятиям и регионам, которые уже включены в такую
систему. На "опоздавших" и "раскачивающихся" налоговое
давление усилится.
Такой механизм формирует у
"успевших на поезд" иждивенческие настроения и не стимулирует
легальное расширение производства. Этот механизм не освобождает частных
товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую
зависимость. В результате наблюдается массовое выбивание денег и все новых и
новых льгот в государственных и региональных структурах. Параллельное существование
в сознании каждого предпринимателя одновременно двух экономик - легальной и
нелегальной ("черный нал") ведет к
одновременному сочетанию двух жизненных философий - честной и нечестной. (При
этом человек и государство остаются как бы врагами.) Поэтому вопрос об
отношении государства и общества к предоставлению налоговых и кредитных льгот
малым предприятиям приобретает политическое значение.
41
А. Блинов
А
дополнительные частные и государственные инвестиции в малый бизнес? Внешне
привлекательна ситуация, когда государство увеличивает объем инвестиций в малый
бизнес, но при этом на столько же возрастают налоговые сборы с предприятий
данной категории. Баланс для бюджета достигнут, но отрицательные последствия
такой арифметики - дисбаланс интересов - неизбежны.
Целесообразно
законодательно установить для малых предприятий единый налог в размере 30%.
Это позволит создать благоприятную среду для функционирования
предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в
обществе.
Инвестиционная
политика
Не менее важной
проблемой является поиск инвестиционных ресурсов, иначе процесс становления
малых форм предпринимательства будет чрезмерно длительным. У государства
достаточных средств для этого нет и вряд ли они будут, но есть государственная
собственность. Представляется целесообразным часть ее не выставлять на аукционах
на продажу, а сдавать малым предприятиям на конкурсной основе в долгосрочную
аренду (лизинг), при этом приоритет должен принадлежать предпринимательским
структурам в регионах с благоприятным предпринимательским климатом.
Привлечение средств частных
инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при
использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства,
регулирующего их деятельность. Одним из основных источников привлечения средств
в государственные и региональные фонды могут стать капиталы частных
инвесторов, аккумулируемые через облигационные займы.
Однако облигации под малый
бизнес не будут ликвидными, а следовательно, и привлекательными для частных,
особенно иностранных, инвесторов, если малые предприятия не получат налоговых
льгот. В противном случае доходность (ликвидность) возможна только за счет
построения финансовых пирамид.
Для оценки уровня
привлекательности инвестиций целесообразно создать банк данных по предприятиям
различных форм свбствен-ности. Основой банка данных
призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником информации об
имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание новых предпринимательских
структур в каждом регионе, о неиспользуемых производственных мощностях,
объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных
трудовых и сырьевых ресурсах.
Одним из элементов
целенаправленной политики в сфере малого предпринимательства должно стать
обеспечение ее тесной связи с процессом приватизации. В программе приватизации
необходимо учесть возможности участия малого бизнеса. Доходы от приватизации
нужно направлять не только в федеральный фонд поддержки
42
_____________________________Малое
предпринимательство и большая политика
малого предпринимательства, но и в
аналогичные региональные фонды, которые могли бы получать примерно 20°о дохода от реализации региональной и муниципальной
собственности. Кроме того, как один из вариантов санации крупных предприятий,
приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна
быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых
предприятий.
Исключительно важной
задачей является создание более благоприятных условий для привлечения
иностранного капитала к участию в процессе приватизации путем обеспечения
соответствующих гарантий и льгот малому предпринимательству, включая предоставление
права на владение контрольным пакетом акций.
Особенно актуальным
является создание на приграничных территориях межрегиональных
межгосударственных консалтинговых структур (бизнес-центров). Целесообразность
создания подобных структур должна быть обоснована при подготовке соответствующих
межправительственных соглашений, таких же, как при формировании
финансово-промышленных групп. Необходимо обеспечить режим наибольшего
благоприятствования для подобных структур. В частности, стоит подумать о
принятии соответствующих нормативных актов, которые способствовали бы
деятельности подобных бизнес-центров.
Производственная
и инновационная инфраструктура малого предпринимательства
Нельзя забывать
и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш
МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких
технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие
предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным
потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде
всего нетрадиционного.
Развитию малого бизнеса
может послужить и интеграция малых предприятий в производственные сети более
мощных экономических структур, причем особую роль в решении этой проблемы могли
бы сыграть финансово-промышленные группы. Организационные формы такой
интеграции самые разнообразные: лизинг, франчайзинг,
долгосрочные контакты на поставки комплектующих под определенные финансовые
гарантии и т.д. Преимуществом такого варианта промышленной организации является
создание гарантированных рынков сбыта для малого бизнеса, особенно в тех
случаях, когда финансово-промышленные группы осуществляют прорыв на экспортные
рынки.
Широкое распространение
сети бизнес-инкубаторов и других инновационных структур - другое условие
успешного развития малого бизнеса в России. Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила
заслуженное признание во всем мире. Их важная
43
А.
Блинов___________________________________________________________________
роль в ускорении научно-технического
прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости
и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена
мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства
и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке
законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков,
а также разработке национальной программы в области
инновационной политики с учетом конверсии.
В соответствии со своими
задачами технопарки осуществляют экспертизу и отбор
инновационных предложений, научно-технических проектов и программ,
направленных на создание и внедрение новой техники и наукоемких технологий, а
также оценку рисковости этих предложений, оказывают
содействие в проведении научно-исследовательских работ и передаче их
результатов в производство. Кроме того, они предоставляют малым инновационным
предприятиям производственные площади, оборудование для выполнения научно-исследовательских
работ, предлагают юридические, финансовые, маркетинговые, хозяйственные и иные
услуги, содействие в правовой и коммерческой защите интеллектуальной
собственности.
Создание технопарков
требует участия не одного, а нескольких регионов в рамках межрегиональных экономических
ассоциаций. К сожалению, реальных практических шагов в этом плане не предпринимается,
дело ограничивается пока обсуждениями. Не вызывает сомнений, что усилиями
одних лишь предпринимательских, научных и аналитических кругов проблему не
решить, нужна активная работа соответствующих исполнительных и представительных
структур субъектов Российской Федерации, межрегиональных экономических
ассоциаций.
Для развития
производственной и инновационной инфраструктуры малого бизнеса необходимы
соответствующая кадровая база, высокоэффективные формы отбора и подготовки
предпринимателей и государственных служащих с применением современных тренинго-вых методов, использованием кооперативных и
командных форм организации бизнеса.
Важным инструментом
поддержки малого предпринимательства могут стать
территориально-производственные зоны (ТПЗ). Они
формируются на базе предприятий оборонных отраслей промышленности с целью
размещения на их площадях малых предприятий, для чего предлагаются
незагруженные производственные мощности.
Главным координатором
работы в зоне является координационный совет ТПЗ, действующий на общественных
началах. Основными задачами координационного совета является обеспечение
условий для эффективного использования незагруженных мощностей, сохранения
рабочих мест путем координации и контроля производственной деятельности
российских и иностранных юридических и физических лиц на предприятиях
оборонного комплекса.
Небольшой опыт
функционирования ТПЗ накоплен в Нижегородской области. Однако распространение
его и на другие предприятия оборонных отраслей промышленности требует
специального анализа.
44
_____________________________Малое предпринимательство и
большая политика Бизнес - власть: механизм взаимодействия
Для того чтобы
между бизнесом и властными структурами установились партнерские отношения,
необходима четкая схема их сотрудничества. На наш взгляд, она должна
базироваться на принятии закона "О регулировании лоббистской
деятельности в федеральных органах государственной власти".
Очевидно, чем органичнее
вписывается предприниматель в новую экономическую систему, тем чаще он склонен
прибегать к "цивилизованному" лоббированию через благоприятное для
него изменение нормативных актов органами власти. И, наоборот, чем труднее
данному руководителю осуществлять свои функции в новых условиях, тем
характернее для него стремление лоббировать "по-советски" -посредством
прямого "выколачивания" средств для его предприятия.
Важным фактором, влияющим
на лоббистскую деятельность, является размер
руководимого предприятия. Наиболее активно действуют крупные предприятия. Для
средних предприятий лоббирование выступает, скорее, эпизодом, а тысячи мелких
предприятий либо совсем не проявляют активности в этой сфере, либо действуют в
основном на местном и региональном уровнях. Правда, необходимо отметить тот
факт, что многие малые и средние предприятия пытаются отстаивать свои интересы
коллективным образом - посредством политических действий различных
предпринимательских объединений.
Весьма специфически
осуществляется в России лоббирование в интересах предпринимателей, действующих
в непроизводственной сфере: торговле, финансах, сервисе и т.д. Здесь
сосредоточены усилия большинства деловых людей "новой волны", что
вполне закономерно, учитывая особо высокую оборачиваемость капиталов в данной
сфере. В связи с этим эксперты предостерегают, что по мере либерализации
экономики у высших государственных руководителей могут возникать и чисто
субъективные интересы, совпадающие с интересами крупных торгово-финансовых
групп.
Отношения малого бизнеса с
властными структурами всех уровней сегодня хорошо описываются известной в
биологии моделью "хищник - жертва". Если опросы двух-трехгодичной давности показали определенную
сбалансированность прав и обязанностей предпринимателей и государства, то
теперь около 80% предпринимателей не получают никакой помощи ни от
центральных, ни от местных органов власти. На вопрос к предпринимателям:
"Согласны ли вы с тем, что сейчас невозможно решить большинство
хозяйственных проблем без взяток чиновникам?" - положительный ответ дали 70,8%
опрошенных.
Развитие малого
предпринимательства - важная политическая проблема. Пожалуй, никем в России уже
не оспаривается истина, что стабильность в обществе зависит от того,
располагает ли оно мощным средним классом. Однако до сих пор эта политика
остается декларативной. Необходима целостная системная методология развития малого
предпринимательства. Дело совсем не в бюджете и даже не в налогах. Дело в
свободе, в правах, в отношениях государства к малому бизнесу.
45
А. КОЛЕСНИКОВ, директор программы "Малый бизнес" АНХ,
Л. КОЛЕСНИКОВА,
кандидат технических наук, зам. директора программы "Малый
бизнес" АНХ
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЙ И ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
(Толковыи словлрь жнваго великорусскАГО языка ВлАДи<«1рА даля. 1882,
толп. трет1н, с. 388)
К вопросу о
терминологии
За
прошедшие несколько лет в печати, специализированной, в том числе научной,
литературе и просто в кругах специалистов, деловых людей прочно вошли в обиход
такие клише, как "малый и средний бизнес", "малые и средние
предприятия (МСП)", "предприятия малого
и среднего бизнеса", "малый бизнес как сектор эконо мики", "предприниматели малого бизнеса", "предпринимательство и малый
бизнес". Не касаясь пока экономического содержания, стоящего за этими
понятиями, сделаем несколько кратких замечаний относительно самой терминологии
и ее адекватности как органике русского языка - одного из самых богатых
достояний российской культуры, так и международной деловой терминологии в этой
области.
Прежде всего подчеркнем,
что вопросы терминологии не являются просто абстрактной научной или чисто
филологической проблемой. Игнорирование того глубинного содержания на уровне
подсознания, которое скрывается порой за внешне безобидными словесными клише,
на каком-то этапе может принести соответствующий, но неожиданный, не всегда
желаемый и справедливый результат. С Другой стороны, учитывая, что при всех
противоречиях развития реформ Россия идет по пути интеграции в мировое
экономическое сообщество, следует своевременно обращать внимание на вопросы
деловой терминологии. В особенности это важно при введении но-
Малый и
средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения
вых терминов, отражающих новые для
реформируемой экономики России явления.
Можно отметить, что
вышеперечисленные клише, а также некоторые другие обороты, не столь широко
употребляемые, как, например, "малые формы хозяйствования (МФХ)"\ не только не содержат в себе каких-либо
смысловых противоречий с точки зрения чистоты русского языка, но и имеют
совершенно определенные аналоги в деловом английском языке: "small business", "small businesses", "small and
medium enterprises (SMEs)", "small
business sector", "small business-owners", "entrepreneurship and small business".
Вместе с тем с чьей-то
легкой руки в профессиональной лексике специалистов прочно укрепляются и такие
"неологизмы", как "малый предприниматель" или "малый
сектор экономики", иногда даже переползая с отдельных страниц диссертаций
и научных статей в нормативно-правовые акты и документы государственной
важности. Прочно утвердившийся в официальных документах оборот "малое
предпринимательство" также может быть подвергнут сомнению в отношении
адекватности своего использования, тем более что он начал применяться только в
России.
Относительно таких
словесных комбинаций можно отметить следующее.
Во-первых,
предпринимательство (любое) - чрезвычайно многогранная и интегральная, по
сути, сфера человеческой деятельности, граничащая в своих различных проявлениях
с искусством, наукой, спортом, игрой, порой с искусством военной стратегии и...
- этот перечень можно было бы продолжить. Причем надо заметить, что существует
"большое искусство" и просто "искусство", но нет
"малого искусства", иначе это уже не искусство, а плохая
художественная самодеятельность. Существует "большой спорт" и просто
"спорт", но нет "малого спорта", иначе это уже не спорт, а
физкультура. Есть "большие ученые" и просто "ученые", но
не существует "малых ученых", или это уже не ученые, а юные члены
кружка технического творчества. Соответственно неправомерно, на наш взгляд,
говорить о "малых предпринимателях" и/или "малом
предпринимательстве", поскольку понятия "предпринимательство" и
"малый бизнес" взаимосвязаны, но не эквивалентны. При этом владелец
малого бизнеса или собственник (или соучредитель) малой фирмы, управляющий
своим делом, -всегда предприниматель, но не всякое предпринимательство - малый
бизнес.
Во-вторых, с точки зрения
международной деловой терминологии понятие "малое предпринимательство"
также не имеет аналогов и является, по всей видимости, сугубо отечественным
вариантом перевода термина
"small business".
Относительно же такого
оборота, как "малый сектор экономики", можно только развести руками,
задав себе и употребляющим этот термин вопрос: "В каком смысле
малый?"
' Ичитовкин Б.Н. Малые формы хозяйствования. М.: Экономика, 1991. 47
А. Колесников, Л. Колесникова________________________________________________
Достижима ли
универсальность определения малого и среднего бизнеса?
В последние
10-15 лет малые и средние предприятия стали привлекать к себе все более
пристальное внимание как исследователей, ученых-экономистов, так и политиков в
различных странах. Все более широкое признание получает способность
предприятий малого и среднего бизнеса вносить существенный вклад в решение
проблем занятости и повышения конкурентоспособности целых отраслей^. В связи с этим усиливается интерес как к изучению
малых фирм, особенностей управления малым бизнесом, так и к анализу тенденций
изменения состояния данного сектора экономики и формируется потребность в
соответствующей информации.
В настоящее время есть уже
ряд примеров крупномасштабных исследований по различным аспектам развития МСГР. Появляются такие исследования и в России^, а также в других странах Восточной Европы^. Однако полученные данные носят достаточно
фрагментарный характер. Во многом это объясняется отсутствием единого подхода
к определению малого и среднего предприятия.
Отдельные попытки как
зарубежных^ так и отечественных исследователей
выработать единое или обобщенное определение, по-видимому, заранее обречены на
провал. В силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться
формальное определение малого и/или среднего предприятия, дифференцированности объективных внешних условий
всегда будут появляться вариации на эту тему, соответствующие конкретным
условиям и специфическим задачам. О практической неосуществимости такого рода
задачи говорится в ряде работ^, при этом
подчеркивается, что для разных целей могут использоваться (что и делается)
различные определения.
Отметим также, что для
решения одних задач необходимо строгое или формальное определение, для решения
других - достаточно наличия общих согласованных подходов к пониманию
содержания, стоящего за тем или иным понятием.
Учитывая реальный опыт и практику развития МСП в мире и в России, можно выделить следующие
проблемные области, требую-
" Focus on SMEs. Panorama of EU
Industry. - EUROSTAT, 1995, No 6, p. 61-69.
" PROMEESE Profiles of
Management Excellence in European Small Enterprises. A European research
project coordinated by the Industrial Training Authority of Cyprus. 25th
European Small Business Seminar. September, 1995.
" Малый бизнес России. Проблемы и перспективы.
Аналитический доклад. РАРМП. М., 1996; Мониторинг предпринимательства. Малый бизнес
России: Адаптация к переходным условиям. - Предпринимательство в России, 1995,
№ 1,2
^ Kondratowicz A.,
Maciejewski W., Moravski L. Polish SMEs 94. Empirical Research 1992-1994. Warshaw, 1995.
^ Brooksbank R. Defining the
Small Business: A New Classification of Company Size. - Entrepreneurship and
Regional Development, 1991, No 3, p. 17-31.
" Focus on SMEs. Panorama of EU Industry; Stanworth J., Gray C. Bolton. 20 Years On: The Small Firm in 1990s. - Small Business Research Trust,
National Westminster Bank, PCP, 1991; Storey D.J.
Understanding the Small Business Sector. Routledge, 1994.
48
_____________Малый и средний
бизнес: эволюция понятий и проблема определения
щие использования формального определения
размера предприятия или неформального согласованного подхода (табл. 1).
Таблица
1
Проблемные области и использование формального/неформального подхода к
определению малого и/или среднего предприятия
|