бесплатные рефераты

Маркетинговое исследование рынка потребительских услуг: спрос на высшее бизнес-образование студентам...

Маркетинговое исследование рынка потребительских услуг: спрос на высшее бизнес-образование студентам...

Содержание



1. Введение_________________________________________3

2. Теоретические основы маркетинговых исследований_____5

3. Практическое проведение маркетингового исследования и представление полученной информации______________________11

4. Разработка практических выводов и рекомендации по спросу на высшее бизнес образование_________________________________________22

5.Список использованной литературы___________________24

6.Приложение_______________________________________________25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение



Маркетинговые исследования являются одной из неотъемлемых сторон маркетинга в целом. Если маркетинг - одна из модификаций планирования, то маркетинговые исследования представляют собой своего рода систему об­ратной связи, обязательно присущую любому виду плановой деятельности. Задача маркетинговых исследований состоит именно, в целенаправленных поисках целевой группы потребителей.

В нашей работе сделан акцент на реальных маркетинговых исследова­ниях, проводившийся в течении нескольких недель.

Спектр проблем, затрагиваемых этими исследованиями, достаточно широк: их структура и направления, исследование емкости и конкурентной среды рынка, сегментации рынка, процесса принятия решения получения второго высшего образования, отношения потребителей к услугам организа­ции.

Наши маркетинговые исследования были связаны с рынком потреби­тельских услуг- спрос на высшее бизнес образование среди студентов Ульяновского Авиационного Колледжа.

В последние годы в России рынок потребительских услуг интенсивно развивается, обостряется конкурентная борьба. Использование научно-обос­нованных методов маркетинговых исследований дает возможность предпри­ятиям быстрее адаптироваться к объективным рыночным условиям, разраба­тывать четкие стратегические перспективы деятельности, выдерживать кон­куренцию за счет лучшего приспособления предоставляемых услуг к запро­сам конечных потребителей.

Развитие аналитического аспекта маркетинга на потребительском рынке имеет исключительно важное значение, так как отсутствие четко раз­работанных стратегий, базирующихся на результатах маркетинговых иссле­дований, приводит к снижению эффективности маркетинговой деятельности и потере конкурентных преимуществ предприятий.

Основной объект настоящего исследования составляют индивидуаль­ные потребители – на языке хозяйственного права – физические лица.

Понятие маркетингового исследования рынка определяется как объек­тивный сбор, регистрация и анализ всех фактов по проблемам, относящимся к продаже и перемещению товаров и услуг от производителя к потребителю. Маркетинговые исследования также могут охватывать все виды исследова­тельской деятельности, связанные со стоящей маркетинговой ситуацией. Це­лями маркетинговых исследований являются снижение степени неопреде­ленности при принятии маркетинговых решений и обеспе­чение непрерыв­ного контроля за их реализацией. В ходе исследований решаются следующие группы задач:

- оценка состояния и тенденций развития конъюнктуры рынка;

- исследование поведения потребителей, анализ деятельности кон­курентов,

- анализ маркетинговой деятельности.

По степени периодичности выделяют постоянные и разовые иссле­до­вания.

Если необходимо объяснить наблюдаемые явления, проводятся качест­венные исследования. Получение и анализ достоверных факти­ческих дан­ных, а также проверка точности гипотез, выдвинутых в процессе качествен­ного анализа, — цель количественных исследований. В зависимости от ха­рактера используемой информации маркетинго­вые исследования могут быть кабинетными, основанными на опуб­ликованной информации, и полевыми, использующими специально собранную для анализа первичную информа­цию.

Особое место в системе маркетинговых исследовании занимают па­нельные исследования, проводимые на основе периодических опро­сов спе­циально выделяемой группы лиц.

При организации маркетинговых исследований руководствуются сле­дующими правилами:

- анализ должен соответствовать поставленной цели и выполняться для её реализации;

- используемая информация должна отражать всю совокупность про­цессов, тенденции и явлении, а также содержать не только опубли­кованные данные, но и информацию, собранную с помо­щью опросов, наблюдений и экспери­ментов;

- при проведении анализа оценивается не только разрабатываемый рынок, но и рынок непосредственных конкурентов и конечных по­требителей;

- всегда принимается во внимание постоянная необходимость совер­шенство­вания услуг и других элементов маркетинга, учитываются аналогичные дей­ствия конкурентов;

- рынок необходимо исследовать постоянно для своевременной адап­тации к его требованиям;

- в ходе анализа важно учитывать уровень надежности информации, возмож­ность заведомой дезинформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы маркетинговых исследований

 

 

 Высшее бизнес образование приобретает все большую популярность. Наличие дипломов о высшем бизнес образовании постепенно становится стандартом на рынке труда, особенно когда речь идет о престижных вакансиях. Государственные и ком­мерческие вузы предлагают все виды образования: гуманитарное, техническое, экономическое, даже спортивное и артистическое. Все зависит от  желания и финансовых возможностей. Профессиональное образование - самое выгод­ное вложение денег. Важное условие при выборе университета - вуз должен давать государ­ственный диплом о высшем образовании.


 Несмотря на  насыщенность рынка специа­листами экономического профиля, престиж этих профессий остается на высоком уровне.   Для того чтобы по-настоящему заработать хорошие деньги, и необхо­димо высшее образование. И именно экономическое, потому что это образо­вание как нельзя более близко к науке зарабатывать деньги. Каждые пять лет объем знаний в мире удваивается. Это означает, что высшее профессиональ­ное образование, полученное однажды в жизни, перестает быть панацеей. Если раньше достаточно было получить фундаментальное образование один раз, то сейчас в информационную эпоху и в условиях бурного развития чело­вечества, когда от работника требуется порой абсолютно разносторонняя подготовка, когда ценность приобретает междисциплинарная подготовка, все чаще для каждого конкретного человека встает вопрос о подготовке в разных (как правило, смежных) отраслях. Экономические спец. отделения пережили большой наплыв студентов лет десять тому назад, когда тысячи инженеров (а технари и сейчас составляют до 80% учащихся экономических спец. отделе­ний) поняли, что без дополнительных знаний в новых условиях им не вы­жить. С тех пор спрос на высшее бизнес образование в области экономики остается стабильно высоким. Бум на высшее бизнес образование начался в нашей стране в 1997 году. Тогда специалисты утверждали, что пройдет пять лет, рынок подготовит новых специалистов и интерес к высшему бизнес образованию начнет спадать. Прогноз не оправдался. Опрос, проведенный нами, позволил соста­вить типичный портрет потребителя этой образовательной услуги. Сегодня такой мотив, как "при­обрете­ние новых знаний", выдвинулся на пер­вое ме­сто. Это и неудивительно.

Стоит упомянуть и о таком мотиве получения высшего бизнес образо­ва­ния, как расширение возможностей в поисках новой работы. Если раньше специалисты, имевшие диплом о высшем бизнес образовании, были редкостью, то сейчас спрос на высшее бизнес об­разования растёт год от года. Больше всего переучиваются на юристов, ме­неджеров, экономистов, финансистов, специалистов по ценным бумагам, бухгалтеров, аудиторов и маркетологов. То есть на самые ходовые сегодня профессии.

         Обладатели высшего бизнес образования особенно востребованы в круп­ных российских фирмах.

         Таким образом, на современном этапе высшее бизнес образование уже нельзя на­звать роскошью, оно стало насущной необходимостью, условием и, до оп­ре­делённой степени, гарантией карьерного роста.

Высшее бизнес образование обладает по сравнению с первым рядом преимуществ. Можно подобрать себе удобную форму обучения - дневную, вечернюю, за­очную или даже экстернат. Преуспевающие люди, как правило, предпочи­тают вечернее отделение. Учиться можно без отрыва от производства, а ка­чество такого образования реально выше, чем, например, на заочном отделе­нии. Свободные посещения, надо заметить, не практикуются, поэтому ходит на занятия приходится регу­лярно, несколько раз в неделю по вечерам. Наме­тилась серьёзная асимметрия в распределении российской рабочей силы по отраслям, профессиям и уров­ням образования. Они предполагают также, что примерно с середины 1990-х годов наблюдалось резкое ослабление связей между рынком труда и систе­мой образования. Начиная с этого момента, об­разовательная динамика при­обрела автономный характер, мало связанный с процессами реструктуриза­ции экономики, с ее отраслевой или профессио­нальной перестройкой.

Согласно теории фильтра, задача системы образования - не столько пе­редача учащимся знаний и навыков, сколько проверка их способностей, ко­торые существуют до и помимо обучения. Чем способнее человек, тем более высо­ких ступеней образования он достигает; аттестат или диплом всего лишь удостоверяют его более высокую потенциальную производительность и фак­тически служат пропуском на лучшие рабочие места. Сегодня лидерами  высшего бизнес образования являются финансовое и экономическое образование. Затем идут юридическое образование и компьютерные техно­логии. Далее с большим отрывом - медицина и инженерно-тех­нические специальности.  Все специалисты в данной об­ласти сходятся во мнении, что в нашей стране рынок труда пока складыва­ется под влиянием нестабильных экономических условий, следовательно, трудно поддается прогнозированию. И какие-либо прогнозы можно строить максимум на 3-5 лет. Так что же они нам предсказывают?

Специалисты утверждают, что выпускники экономических вузов по-прежнему остаются самыми популярными на рынке труда - на их долю при­ходится свыше 40% спроса. И хотя многие сегодня говорят о "перепроизвод­стве" экономистов, это весьма далеко от реальности. Люди с экономическим и финансовым образованием вот уже много лет уверенно занимают первые строчки в рейтингах престижных профессий. И это не удивительно: бизнес в России развивается стремительно, и именно экономическое образование дает уверенность в завтрашнем дне. Второе место среди востребованных специа­листов принадлежит выпускникам технических вузов, особенно тем, которые специализируются в области информационных технологий (IT).

Растет спрос на квалифицированные технические кадры. Такие специа­листы теперь нужны везде, особенно на производстве. Интересно то, что предприятия готовы брать даже совсем молодых людей с минимальным опы­том работы и даже без опыта вообще. Особенно высоко на сегодняшний день котируются представители инженерно- технических специальностей. Рабо­тодатели буквально сбиваются с ног в поисках высокопрофессиональных производственников. Среди специалистов, которым эксперты предрекают хорошие перспективы на ближайшие годы, значатся инженеры-химики, пи­щевики и инженеры-строители. Ведь на рынке товаров широкого потребле­ния ожидается открытие ряда новых крупных предприятий. Кроме того, бы­стрыми темпами развивается рынок сырья, упаковки и оборудования для пищевого производства. В результате всех этих процессов специалистов по управлению производством и инженерно-технический персонал ждет огром­ный спрос на рынке труда.

По-прежнему высок спрос на бухгалтеров и экономистов. По мнению рекрутеров, спрос этот в ближайшие годы стабилизируется, но, тем не менее, останется высоким. А вот количество предложений по трудоустройству со­трудникам смежных профессий - финансовым специалистам и аналитикам - будет расти. Вообще, спрос на работников финансовой сферы в ближайшие годы не уменьшится.

Очень велик сегодня спрос на маркетологов и бренд-менеджеров, ко­личество рабочих мест для них увеличивается год от года. Эта тенденция со­хранится в ближайшие 3-5 лет, ведь компаний, создающих собственные мар­кетинговые отделы, становится все больше.

Менеджеры по продажам нынче в большом дефиците. Необходимо только отметить, что в последнее время требуются не менеджеры по прода­жам широкого профиля, а узкие специалисты, например, по продуктам пита­ния, спортивным товарам или определенному оборудованию. Не хватает также торговых представителей и мерчендайзеров. Объясняется это в первую очередь быстрым ростом объемов оптовой и розничной торговли в нашей стране.

Рекрутеры также отмечают, что разнообразные специалисты для сферы услуг сегодня очень высоко востребованы на рынке труда. Это связано с рос­том гостиничного и ресторанного бизнеса в нашей стране, а также увеличе­нием потребления всех других видов услуг населением. Такая тенденция прогно­зируется и на ближайшие годы. Например, развитие платной меди­цины обу­славливает высокий спрос на медицинских работников всех уров­ней и спе­циализаций.

В качестве новой тенденции стоит отметить появление спроса на ре­гиональных менеджеров, городских и региональных торговых представите­лей. Это связано с расширением деятельности многих компаний и выходом их на региональные рынки. В связи с этим и идет набор

Значительным импульсом для развития образования стала возможность пре­доставления образовательных услуг на платной основе. С одной стороны, это расширило возможность выбора обучающимся уровня и вида образова­ния, с другой, в условиях ограниченности бюджетных средств, позволило привлечь в учебные заведения дополнительные финансы для их развития. Практика показала, что даже в сегодняшних сложных социально-экономиче­ских усло­виях население готово оплачивать свое образование. Так, размеры платного приема в государственные вузы составили в 2000 году свыше 40% от общих размеров приема. Значительную роль в расширении возможностей получения желаемого образования начали играть негосударственные образо­вательные учреждения высшего образования. В настоящее время число их составляет около 700, а контингент студентов около 500 тыс. человек или почти 10 % от общего контингента студентов вузов.

Прием в вузы в 2010 г. по сравнению с 2000 г. может сократиться на 25 – 30 % при соответствующем сокращении общего контингента студентов. Одно­временно будут возрастать контингенты обучающихся по программам после­вузовского образования (аспирантура, докторантура, интернатура, ор­дина­тура, доп. подготовка, переподготовка и повышение квалификации) до 12 - 20 млн. человек в год. Кроме того, возрастет спрос на получение второго выс­шего образования до 0,2 - 0,8 млн. человек в год, что потребует решить про­блему полной или частичной государственной поддержки этого процесса. Развитие данного направления позволит существенно повысить социальную мобильность занятого населения и создать условия для эффективного удов­летворения потребностей рынка труда в высококвалифицированных специа­листах.

В отношении путей сохранения и эффективного использования потен­циала высшей школы предлагается определить следующие направления.

Прежде всего, необходимо расширение масштабов до подготовки и пе­репод­готовки работающих и высвобождающихся работников. Имеющиеся оценки показывают, что потенциальные размеры этого контингента обучаю­щихся не менее 2,0 – 2,5 млн.чел. ежегодно.

Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы под­готовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей ква­лификации, имея в виду повышение эффективности аспирантуры и докто­рантуры, требовательности при решении вопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий.

Какой вуз выбрать: доступный или престижный?

Учиться во второй раз в вузе с "именем" значительно дороже, чем в ма­лоизвестном, независимо от того, идет ли речь о государственной или него­сударственном учебном заведении. Одно дело, если работник хочет стать универсальным специалистом и получает высшее бизнес образование в смежной области: экономист-аудитор, менеджер-юрист, историк-социолог, филолог - специа­лист по связям с общественностью и пр. В данном случае  высшее образование по­зволяет претенденту справляться с уже существующими обязанностями на качественно новом уровне и подняться на более высокую ступеньку карьер­ной лестницы. Словом, выйти на новый виток уже существующей орбиты.  В  этом случае рядовым сотрудникам можно ограничиться дипломом доступ­ного вуза, так как для работодателя определяющим фактором будет про­фильность полученного образования. А вот при рассмотрении кандидатуры на позицию топ-менеджера принципиальным моментом будет качество по­лученного образования. Парадокс заключается в том, что качественное обра­зование, как правило, ассоциируется с брэндами проверенных временем ву­зов. Дело в том, что престижные учебные заведения, кроме громкого имени, предлагают и качественное обучение (конечно, если студент учится, а не стоит в очереди за дипломом), поскольку со студентами работают те же пре­подаватели, что и на дневном отделении.

 А вот к дипломам негосударственных вузов многие работодатели от­носятся с изрядной долей скепсиса. Отчасти это связано со свойственным сознанию многих стереотипом, что "за деньги можно не учиться". Отчасти с тем, что многие негосударственные вузы возникли не так давно и еще не ус­пели, что называется, "обкатать" свою программу. Поэтому, несмотря на то что неко­торые коммерческие высшие учебные заведения предлагают дейст­вительно высококлассное образование, на рынке труда сохраняется опреде­ленная дис­криминация их выпускников.

 Диплом престижного вуза, безус­ловно, позволит быстрее наверстать упущенное время и возможности и ста­нет от­личным трамплином в новую сферу деятельности.

Профессиональные рекрутеры ут­верждают, что для работодателя решающее значение имеет все-таки предше­ствующий опыт кандидата на вакансию, его реальные достижения и владение определенным набором знаний и наработок в данной сфере деятельности. Однако, как известно, удача приходит к тем, кто не стоит на месте.

Современные исследователи качества образования, стратегий его раз­вития в условиях информационной цивилизации отмечают, что развитие эко­но­мики, социальной сферы, образовательного рынка имеют следующие не­дос­татки:

  •  Специализация студентов государственных и негосударственных ву­зов не отвечает современным потребностям общества.
  •  Уровень ведущих стран мира - 350-400 студентов на 10 тыс. населе­ния.
  •  Цель - иметь 25% трудоспособного населения с высшим образованием, что минимально необходимо для перехода на рыночно-технологиче­ский путь развития.
  •  Спрос на образование не удовлетворяется: средний конкурс по России в государственные вузы - 2,3 чел./место. В Москве и крупных городах - выше.  Причем, в частные вузы с полным возмещением затрат на обу­чение спрос возрос в 7 раз. Особенно не удовлетворен спрос на специ­альности, формирующие "рыночные" профессии.

Решение указанных проблем лежит в создании новых образовательных технологий, развитии ресурсов связи, изменении на рынке образовательных услуг, переносе образовательных технологий в телекоммуникационные среды, изменении роли преподавателя, т.е. выявления важнейшей социально-экономической предпосылки развития систем дистанционного образования – неспособность существующей образовательной системы отвечать потребно­стям  общества в качественной подготовке специалистов, в том числе, педа­гогических  кадров.

Для этого необходимо сформулировать принципы построения нацио­нальной системы дистанционного образования: принцип организации ком­плексной системы образования, объединяющей до вузовскую подготовку (школа, колледж), вуз и послевузовское образование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Практическое проведение маркетингового исследования и представление полученной информации

 

 

Для внедрения концепции маркетинга нам необходимы четко разрабо­танные и научно-обоснованные методы проведения исследований. Слож­ность этой задачи в том, что теория маркетингового исследования – синтети­ческая область знаний, вобравшая в себя методологические, методические и процедурно-технические приемы, принятые и утвердившиеся в различных научных дисциплинах, при разработке этих подходов и подчинении их мар­кетинговым целям.

            Анализ содержания маркетингового исследования показывает, что на разных его этапах используются различные группы методов. При разработке плана  определили методы проведения исследования и сбора информации, а на этапе реализации плана – выбранные методы обработки и анализа полу­ченных данных. Мы использовали полевой метод исследования (field re­search), так как нам необходимо было собрать новые данные, основанный на анкетировании. Преимущества этого метода состоят в том, что мы имеем возможность исследования не воспринимаемых с помощью наблюдения об­стоятельств, но надежность (достоверность) информации более низка. Сбор первичных данных с помощью опросов базируется на теории статистиче­ского наблюдения, в первую очередь на теории выборки, и требует дополни­тельной разработки рабочего инструментария (анкет, опросных листов) в со­ответствии с требованиями, предъявляемыми к их составлению и содержа­нию.

         Большинство авторов сводятся в том, что первичная маркетинговая ин­формация обладает такими неоспоримыми преимуществами, как достовер­ность и оперативность. В то же время нельзя и отрицать, что и кабинетное исследование данных, полученных из вторичных источников, может обеспо­коить исследователя важными сведениями об общем состоянии спроса рынка услуг, тенденциях его развития.

         Цель опроса в том, чтобы правильно оценить человеческие мнения и по­требительское поведение. Мы разработали опросный лист, состоящий из девяти вопросов (см. приложение 1). После устранения ошибок у нас получился опросный лист состоящий из одиннадцати вопросов (см. приложение 2). С помощью этого листа мы опросили сто студентов Ульяновского Авиационного Колледжа с целью исследования степени заинтересованности в получении высшего бизнес образования. Вот какие данные мы получили:

                                                                                               


        






         На первый вопрос «Собираетесь ли Вы получать высшее

образование?» мнения студентов разделились следующим образом:

   

   Да            Нет

   96%          4%               


 



1-96%;

2-4%.


                                         

Рис.1 Собираетесь ли Вы получать высшее образование?

96% опрошенных студентов Авиационного колледжа хотели бы получить высшее бизнес образование, 4% не желают.



На второй вопрос «В каком учебном заведении Вы предпочли бы

обучаться? », ответили так:


В государственном                    В коммерческом                            Все равно

           97%                                               0%                                              3%










   1-97%;

   2-0%;

   3-3%;

Рис. 2 В каком учебном заведении Вы предпочли бы обучаться?


В государственном высшем учебном заведении предпочитают обучаться 97% студентов Авиационного Колледжа. Трем процентам опрошенных студентов

Без разницы в каком высшем учебном заведении получать образование: в государственном или коммерческом.



На третий вопрос : «При поступлении в учебное заведение для Вас решающим фактором будет»,ответили следующим образом:



Отсрочка от армии  2%

Качественное образование   70%

Последовательное изучение дисциплин (экзамен после изучения каждой дисциплины, а не во время специальной сессии)   8%

Возможность совмещать работу с учебой    53%

Другой фактор (укажите, пожалуйста, какой)    0%


1.Отсрочка от армии  2%

2.Качественное образование   70%

3.Последовательное изучение дисциплин (экзамен после изучения каждой дисциплины, а не во время специальной сессии)   8%

4.Возможность совмещать работу с учебой    53%

5.Другой фактор  0%

Рис. 3 При поступлении в учебное заведение для Вас решающим фактором будет?


2% опрошенных хотят обучаться из-за отсрочки от армии. 70% желают получить качественное образование. Обучаться с последовательным изучением дисциплин хотят 8% опрошенных. 53% опрошенных хотят совмещать работу и учебу.



На четвертый вопрос «Какую из ниже перечисленных специальностей Вы выбираете» получены такие ответы:


Менеджмент организации  27%

Маркетинг    8%

Финансы и кредит   22%

Бухгалтерский учет  16%

Управление персоналом   3%

Коммерция  22%

Другая специальность (укажите, пожалуйста, какая)  2%




 

 

           

1-27%;

2-8%;

3-22%.

4-16%                                                        

5-3%

6-22%

7-2%

Рис.4 Какую из ниже перечисленных специальностей Вы выбираете?

 

Данные показывают, что 27% студентов хотят обучаться специальности "Менеджмент организации", 8% специальности "Маркетинг". Специальности "Финансы и кредит"22%.  16% - "Бухгалтерский учет", 3% специальности "Управление персоналом", 22% специальности "Коммерция", 2% другой специальности (1% специальности "PR, реклама" и 1% специальности "Мировая экономика").



На пятый вопрос «О каких высших учебных заведениях Ульяновска, которые обучают по выбранной специальности Вы слышали (перечислите, пожалуйста, не менее пяти)», студенты ответили так:


Ульяновский Государственный Университет (УлГУ) 100%

Ульяновский Государственный Технический Университет (УлГТУ) 100%

Институт Авиационных Технологий и Управления (ИАТУ)  86%

Открытая Школа Бизнеса (ОШБ)   4%

Современная Государственная Академия (СГА)  78%

Сельскохозяйственная Академия (СХА)  44%

Ульяновский Государственный Педагогический Университет (УлГПУ) 56%

Институт Дистанционного Образования (ИДО)  78%


 

1- УлГУ

2- УлГТУ

3- ИАТУ

4- ОШБ

5- СГА

6- СХА

7- УлГПУ

8- ИДО                                     

              

Рис. 5 О каких высших учебных заведениях Ульяновска, которые обучают по выбранной специальности Вы слышали (перечислите, пожалуйста, не менее пяти)

 

Все опрошенные студенты УлГУ и УлГТУ. 78% студентам известны ИДО и СГА. Институт Авиационных Технологий и Управления известен 86%. 56% студентам известен Ульяновский Государственный Педагогический Университет. Сельскохозяйственная Академия известна 44% студентам. Открытая Школа Бизнеса известна у 4% опрошенных.


Далее мы попросили студентов назвать учебные заведения в нашем городе, где они предпочли обучаться (В каком из них Вы предпочли бы обучаться?). Получили следующие данные:












В каком из них Вы предпочли бы обучаться?


1-УлГУ (43%);

2-УлГТУ (22%);

3-ИАТУ (20%);

4-ИДО (12%);

5-Сельскохозяйственная Академия (2%);

6-СГА (1%).

Рис.6 В каком из них Вы предпочли бы обучаться?


Из диаграммы видно, что наибольшей популярностью пользуется УлГУ, его назвали 43% студентов Авиационного Колледжа, на втором месте -УлГТУ, так ответили 22% студентов. На третьем месте по предпочтению ИАТУ – 20%. В ИДО предпочли бы обучаться 12% опрошенных. В Сельскохозяйственной Академии предпочитают обучаться 2% студентов, в СГА-1%.


Затем мы спросили студентов: " Почему Вы предпочли бы  обучаться в этом учебном заведении ?"


 

 

 

 

 

1-Престижно;

2-Качественное образование;

3-Близко к дому;

4-Доступная форма обучения

Рис.7 Почему Вы предпочли бы  обучаться в этом учебном заведении?

Большинство опрошенных (46%) предпочтут обучаться в выбранном ими учебном заведении из-за того, что там престижно учится. 32% студентов считают, что в выбранном ими учебном заведении качественное образование. 26 % предпочитают обучаться близко к дому. Из-за доступной формы обучения пойдут обучаться в выбранное учебное заведении 4% опрошенных студентов.


Следующим вопросом был: "Из каких источников Вы узнали об этом учебном заведении?"




1-Рассказали знакомые, родители;

2-Интернет;

3-Телевиденье;

4-Радио;

5-Другой источник.


Рис. 8 Из каких источников Вы узнали об этом учебном заведении?

 

 

Данные показали, что в первую очередь студенты Авиационного Колледжа узнали об учебном заведении, в котором они хотят обучаться от знакомых и родителей (86%). Из Интернета получили информацию об учебном заведении  9% опрошенных студентов, из телевидения-3% опрошенных. Информацию об учебном заведении 1% опрошенных студентов получил по радио, еще 1% опрошенных студентов из другого источника (газета "Работа для Вас").



   Среди опрошенных студентов были те, кто не собирается получать высшее бизнес образование. На вопрос "Почему Вы не собираетесь получать высшее образование?" получили следующие данные:


 

 


1-Нет денег;

2-Нет времени;

3-Нет желания учиться дальше.

Рис. 9 Почему Вы не собираетесь получать высшее образование?

 

Среди не собирающихся получать высшее бизнес образование, 50% не имеет на это средств, 25% не имеют на это времени и 25% просто не хотят учиться дальше.


На вопрос: "Специальность, на которой Вы сейчас обучаетесь?" студенты ответили так:





1-Менеджмент

2-Бухгалтерский учет

3-Коммерция

Рис. 10 Специальность, на которой Вы сейчас обучаетесь?

 

Специальности "Менеджмент" сейчас обучаются 56% опрошенных студентов. Специальности "Бухгалтерский учет" 24% опрошенных и специальности "Коммерция" 20 % опрошенных студентов.


На последний вопрос: "Ваш пол" получили данные:



1-Женский

2-Мужской

Рис. 11 Ваш пол?

 

Среди опрошенных  96% девушек, и 4% парней.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Разработка практических выводов и рекомендации по спросу на высшее бизнес образование


Развитие стратегического аспекта концепции потребительского марке­тинга базируется на использовании разнообразных методов маркетинговых исследований, которые должны осуществляться по самым разным направле­ниям. Создание информационно – аналитической базы для разработки стра­тегий маркетинга на потребительском рынке, прежде всего, требует постоян­ного изучения привлекательности и возможностей рынка. Поэтому предпри­ятиям необходимо использовать четко разработанные и научно – обоснован­ные методики, позволяющие получить объективную оценку емкости, конку­рентной структуры рынка, основных тенденций его развития. Данные мето­дики предусматривают применение комплекса научных, аналитико-прогно­стических методов, методических приемов из разных областей знаний. Ре­зультаты исследования спроса высшего бизнес образования среди студентов Ульяновского Авиационного колледжа показали, что методы исследования ем­кости и конкурентной среды рынка должны опираться на анализ внутренней и внешней статистической информации, характеризующей учебную базу ВУЗа, качество получаемого образования, количество часов изучаемых предметов, состав преподавателей и студентов. Кроме того, необходима ин­формация о разнообразной структуре предложения, потребительских свойст­вах, особенностях применения полученной услуги в будущем.

Большинство опрошенных нами студентов хотели бы получать высшее бизнес образование. Большая часть студентов хотела бы обучаться специальности  "Менеджмент организации", "Финансы и кредит" и "Коммерция"

 Наибольшей популярностью среди студентов пользуется УлГУ, УлГТУ и ИАТУ ,предоставляющие возможность получения высшего бизнес образования. Среди факторов, влияющих на получение высшего бизнес образования , главными выделяют престижность обучения в этом учебном заведении, предоставления качественного образования в этом учебном заведении и близкая расположенность учебного заведения к месту проживания. 

В отношении путей сохранения и эффективного использования потен­циала высшей школы предлагается определить следующие направления.

- расширение и введение новых специальностей (часть опрошенных студентов пожелала учиться специальности "PR, реклама" и "Мировая экономика");

- расширение, открытие новых филиалов (например, при ИАТУ);

- расширить список средств рекламы (Интернет, телевиденье, радио, пресса)

- необходимо проводить родительские собрания или беседы с преподавательским составом колледжа (86% опрошенных студентов узнали о предпочитаемом заведении от знакомых, родителей);

Необходимо продолжить работу по совершенствованию системы под­готовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей ква­лификации, имея в виду повышение эффективности аспирантуры и докто­рантуры, требовательности при решении вопросов о присуждении ученых степеней и присвоения ученых званий. Решение проблем лежит в создании новых образовательных технологий, развитии ресурсов связи, изменении на рынке образовательных услуг, переносе образовательных технологий в теле­коммуникационные среды, изменении роли преподавателя, т.е. выявления важнейшей социально-экономической предпосылки развития – неспособ­ность существующей образовательной системы отвечать потребно­стям  об­щества в качественной подготовке специалистов.

Результаты маркетинговых исследований потребительского рынка, вы­полненных по предлагаемым методикам, могут использоваться для разра­ботки эффективных стратегий маркетинга, позволяющих организациям фор­мировать четкие конкурентные преимущества на рынке потребительских то­варов.



























Список использованной литературы


  1. Андреев А. А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук. 13.00.02. - М., 1999
  2.  Анурин В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2004. – 270 с.
  3. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995.
  4. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. - М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство, 2002.
  5. Гаврипин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ. 1995.
  6. Гарунов М.Г., Семушина Л.Г., Фокин Ю.Г. и др. Этюды дидактики высшей школы. -М.: НИИ ВО, 1994. 135 с.
  7. Георгиев М.Р. Журнал "Обучение в России", №9, декабрь 2002
  8.  Голубкова Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика. 1993.
  9.  Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ, М,: Прогресс. 1990.
  10.  Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие, М.: Финстатинформ. 1994.
  11. Крюкова И.В. Журнал "Обучение в России", № 3, июнь 2002
  12.  Маркетинг. Сборник: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1984.
  13.  Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э.. Современный маркетинг, М.: Финансы и статистика, 1991.
  14. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технологии обучения в ВШ. - М:  1996. 288 с.















ПРИЛОЖЕНИЕ










© 2010 РЕФЕРАТЫ