Медицинское страхование в России, проблемы его развития
Однако форму медицинского или, как тогда
было принято называть, больничного страхования социальная помощь при болезни
получила только во второй половине XIX в. Именно в это время начало
активно проявлять себя профсоюзное рабочее движение, одним из важных
результатов которого стало создание во многих европейских странах страховых
больничных касс. Эти кассы образовывались за счет взносов работодателей и работников
и управлялись соответственно представителями администрации предприятия и
профсоюзного комитета. Кассы предоставляли своим членам денежную помощь в виде
пособия, частично возмещающего трудовой доход, потерянный во время болезни,
единовременной выплаты и пенсии семье в случае смерти работника, компенсации
роженицам. Кроме того, предусматривалось оказание медицинской и лекарственной помощи.
Пионерами в больничном страховании выступали Англия и Германия. Именно в
Германии в 1833 г. был издан первый государственный Закон об обязательном
больничном страховании рабочих.[17]
2.1.1. Развитие
медицинского страхования в России
В России становление системы помощи
населению при болезни связывается, в первую очередь, с развитием в конце XIX в. земской
медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей.
Медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого
распространения в силу ее аграрности и очень малого периода пореформенного
капиталистического развития.
Зарождение элементов социального
страхования и страховой медицины в России началось в XVIII – начале XIX вв.,
когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы
взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия
работодателей) общества взаимопомощи – предшественников больничных касс. Первое
страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных
случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге.
Развитие и формирование системы
обязательного медицинского страхования в России проходило в несколько этапов.[18]
1 этап. С марта 1861 г. по июнь1903 г. В 1861 г. был
принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования
в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались
товарищества, а при товариществах – вспомогательные кассы, в задачи которых
входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий
участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. Участниками
вспомогательной кассы при горных заводах стали рабочие, которые уплачивали в
кассу установленные взносы (в пределах 2-3% заработной платы). В 1866 г. был
принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц.
Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось
требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству
рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих.
Открывшиеся
в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не
могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская
помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.
Фабричные
страховые кассы начали создаваться в начале XX в. преимущественно на крупных
предприятиях Москвы и Санкт-Петербурга. Принципы их организации и функционирования
были аналогичны западноевропейским.
2 этап. С июня 1903 г. по июнь 1912 г. Особое значение в
становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в
1903 г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного
случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях
фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По данному
Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных
случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны
выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и
пенсий.
3 этап. С июня 1912 по июль 1917 г. В 1912 г. III
Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в
том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай
болезни и несчастных случаев – закон о введении обязательного медицинского
страхования для работающих граждан.
В
декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве
и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. С июня-июля 1913
г. были созданы больничные кассы на многих территориях Российской Империи. В
январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих
при несчастных случаях. По закону 1912г. врачебная помощь за счет предпринимателя
оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах:
1.
Первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и
несчастных случаях.
2.
Амбулаторное лечение.
3.
Родовспоможение.
4.
Больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.
К
1916 г. в России уже существовало 2403 больничные кассы, насчитывающие
1961 тысяч членов.[19] Такие
кассы просуществовали до революции, а после принятия запрета о введении
государственной монополии в страховании они потеряли не только свою актуальность,
но и легитимность.
4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года. После Февральской революции
1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей
деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла
от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:
-
расширение круга застрахованных, но не на все категории
работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были
выделены категории застрахованных);
-
предоставление права больничным кассам объединяться, при
необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового
присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);
-
повышены требования к самостоятельным больничным кассам по
числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;
-
полное самоуправление больничных касс работающими, без
участия предпринимателей. Временным правительством были приняты четыре
законодательных акта по социальному страхованию, в которых серьёзно
пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III
Государственной Думой в 1912 г.
5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 г. Советская власть
начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации
Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России
"полного социального страхования".
Основные
положения Декларации были следующие:
-
распространение страхования на всех без исключения наемных
рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;
-
распространение страхования на все виды потери
трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости,
материнства, вдовства, сиротства, безработицы).
Проводимые
Советским правительством реформы способствовали осуществлению полного социального
страхования на началах полной централизации.
Логическим
продолжением начатой политики слияния наркомздравовской и страховой медицины
стало принятие Декрета от 31.10.1918г., которым было утверждено "Положение
о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин
"страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это
соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после
Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической"
и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был
уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание
Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало.
19
февраля 1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной части
бывших больничных касс Народному Комиссариату Здравоохранения", в
результате чего все лечебное дело передавалось Народному Комиссариату
Здравоохранения и его отделам на местах. Таким образом, этим Декретом кассовая
медицина упразднялась. Результаты такой реформы на первых порах в деле борьбы с
инфекционными заболеваниями были достаточно убедительными. Значительно
снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом
и др.), детская смертность и т.д.
6 этап. С ноября 1921 г. по 1929 г. C 1921 г. в стране была
провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь
обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления
Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.
15.11.1921
г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом",
в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся
на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. Для организации
социального страхования на случай болезни были установлены страховые взносы,
ставки которых определялись Советом Народных Комиссаров и дифференцировались в
зависимости от числа занятых на предприятии лиц и условий труда.
Впервые
этим Декретом устанавливался порядок взимания взносов, при этом основными
сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По
Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от 23.03.1926 г. из
всех средств социального страхования образовывались следующие операционные
фонды:
1)
Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов
социального страхования.
2)
Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся
в распоряжении органов здравоохранения.
7 этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот этап можно
охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение
которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался
остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.
В
советское время надобность в медицинском страховании отсутствовала, поскольку
существовало всеобщее бесплатное медицинское обслуживание, а сфера здравоохранения
полностью содержалась за счет средств государственного бюджета, государственных
ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.
8 этап. С июня 1991 года по настоящее время. И лишь с
принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28
июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем
продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в
нашей стране.
В
период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня
жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание
медицинских учреждений в 1991 г. был принят закон о введении в России
медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной.
При чем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского
страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого
времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления
и финансирования новой государственной страховой системы.
В
настоящее время сложилась полисубъектная система финансирования здравоохранения
(рис.1). Однако подавляющую часть средств медицине предоставляют бюджетные ассигнования
на обязательное медицинское страхование.
Рис.
1. Система финансирования сферы здравоохранения в РФ[20]
2.1.3. Перспективы
развития системы медицинского страхования
В
современных условиях необходим принципиально новый подход к организации здравоохранения,
гарантирующий право каждого гражданина на получение медицинской помощи,
соответствующей уровню развития как страны в целом, так и отдельных ее
регионов. Реализацию такого подхода может обеспечить система страховой
медицины.
Как
показывает мировой опыт, переход к страховой медицине является необходимым в
условиях рыночной экономики и развития рынка медицинских услуг, так как он
обеспечивает, во-первых, гарантированность и доступность высококачественность
медицинских услуг (даже при неизбежном росте цен на них) для широких слоев
населения; во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных
финансовых ресурсов в сферу здравоохранения.
Системы
дополнительного (добровольного) медицинского страхования при правильной их
организации обеспечат не только улучшение качества обслуживания застрахованных
по этим системам, но и будут содействовать развитию медицинских услуг для остальной
части населения путем аккумуляции дополнительных финансовых ресурсов в системе
здравоохранения.[21]
Важным аргументом в пользу медицинского
страхования является широкое распространение его в развитых странах мира,
обеспечивающее высокий уровень медицинских услуг разным категориям граждан.
Введение принципов медицинского страхования
предполагает перевод отрасли на рыночные отношения, при которых действуют
жесткие экономические законы. Поэтому обязательным условием этого перевода
является внедрение экономических методов хозяйствования в практику работы
медицинских учреждений.
Рыночная модель хозяйственного механизма
сферы здравоохранения основывается на следующих принципах организации и
функционирования:
- многоукладность
(смешанный характер) экономики здравоохранения;
- хозяйственно-финансовая
самостоятельность учреждений здравоохранения, основывающих свою деятельность
на различных формах собственности;
- социально-экономическая
и юридическая ответственность медицинских учреждений за результаты деятельности;
-
предоставление медицинских услуг путем их купли-продажи по
ценам, обеспечивающим не только покрытие затрат на эти услуги, но и получение
определенной прибыли. Кроме того, цены должны формироваться с учетом качества
медицинских услуг и соотношения спроса и предложения на них на рынке медицинских
услуг;
-
финансирование учреждений здравоохранения в форме
самофинансирования из выручки от реализации медицинских услуг предоставленных
населению, с учетом их количества, качества и эффективности;
-
расширение ответственности за охрану здоровья населения.
Основополагающий
принцип организации сферы здравоохранения в условиях рыночного хозяйства может
быть сформулирован как многоукладность экономики здравоохранения и многообразие
форм организации медицинского населения. Многоукладность экономики здравоохранения
проявляется, во-первых, в параллельном существовании и развитии относительно
обособленных, организационно оформленных секторов медицинского обслуживания населения:
государственной, частной, страховой служб здравоохранения, во-вторых, в существовании
и функционировании экономически и юридически самостоятельных медицинских учреждений,
основывающих свою деятельность на различных формах собственности (государственной,
коллективной, частной).
Значение
этого принципа определяется тем, что социально-ответственная конкурентная
медицина возможна только при параллельном существовании и развитии различных
форм собственности, форм и методов организации хозяйственной деятельности,
управления, источников механизмов финансирования медицинских учреждений, а
также различных методов (плановых и рыночных) регулирования процессов,
протекающих в сфере здравоохранения. Как показывает мировой опыт, существование
альтернативных секторов в общенациональной системе здравоохранения служит
основой и гарантией свободы выбора места и условий работы для медицинских
работников, а также, безусловно, расширяет права больного на свободный,
самостоятельный выбор врача, медицинского учреждения, вида медицинских услуг, в
наибольшей мере соответствующих его интересам.
Необходимым условием эффективного
функционирования многоукладной экономики здравоохранения является создание рынка
медицинских услуг, который должен выступать в качестве
«экономической среды» деятельности медицинских учреждений, механизма, обеспечивающей
взаимосвязь «производителей» и потребителей медицинских услуг, а так же в роли
важнейшего регулятора всей совокупности отношений и социально-экономических
процессов в сфере здравоохранения. Формирование рынка медицинских услуг
предполагает создание условий и предпосылок для реализации системы рыночных свобод
и прав потребителей.
Важнейшей
проблемой функционирования рынка медицинских услуг является проблема создания механизма
ценообразования на услуги, предоставляемые учреждениями здравоохранения.
Основным требованием рыночного механизма ценообразования является свободное
формирование цен на основе договора производителя медицинских услуг (продавца)
и покупателя. В этих условиях необходимо формирование продуманной
государственной и региональной политики цен, учитывающей, что искусственное
сдерживание, «замораживание» цен на услуги здравоохранения может привести к снижению
качества и эффективности медицинской помощи населению.
Экономические
преобразования, проводимые в нашей стране, перевод всей экономики на рыночные
отношения, будут постепенно создавать необходимые предпосылки и условия для
реализации основных положений реформы отрасли. Таким образом, глубина и масштабность
предстоящих перемен диктует целесообразность постепенного внедрения в практику
здравоохранения положений новой финансовой модели отрасти и их поэтапное
освоение.
2.2. Система
обязательного медицинского страхования в России
Обязательное медицинское страхование (ОМС)
– один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части
охраны здоровья и получении необходимой медицинской помощи в случае
заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения.
Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных
органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского
страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает
специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное
медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем
гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской,
лекарственной, и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых
государственными программами ОМС.
Здоровье населения – важнейший элемент социального,
культурного и экономического развития страны. В связи с этим обеспечение
населения гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи, финансируемой
из бюджетов всех уровней и средств ОМС, является важнейшей государственной
задачей. И это положение особо подчеркивается в Программе социально-экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.
Система
обязательного медицинского страхования сегодня играет ключевую роль в решении
этой задачи. Законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,
постановлением Правительства Российской Федерации «О программе государственных
гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи»
от 11 сентября 1998 года № 1096 и последующими его редакциями финансовое
обеспечение основного объема гарантированной бесплатной медицинской помощи населению
(а это более 80%) возложено на фонды ОМС.[22]
2.2.1.
Необходимость создания
Основная цель ОМС состоит в сборе и
капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных
средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных
условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС следует
рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть
государственной системы социальной зашиты наряду с пенсионным, социальным
страхованием и страхованием по безработице. С другой стороны, ОМС представляет
собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям
денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг.
Необходимо заметить, что в сферу ОМС включено только медицинское обслуживание
населения. Возмещение заработка, потерянного за время болезни, осуществляется
уже и дамках другой государственной системы – социального страхования и не
является предметом ОМС.
Медицинское обслуживание в рамках ОМС
предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами
обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в
целом и в субъектах Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ от
11.09.98 г. № 1096 Базовая программа ОМС граждан России содержит основные
гарантии, предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится
амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, предоставляемая в учреждениях
здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при любых заболеваниях,
за исключением тех, лечение которых должно финансироваться за счет средств
федерального бюджета.
Значительно (на 34,6%) возросли поступления
на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 24,1 млрд.
рублей. Однако это только 1/3 часть от расчетной потребности, которая составляет
76,0 млрд. рублей, ведь неработающее население составляет порядка 60% от общей
численности населения Российской Федерации.[23]
В
настоящее время государственные обязательства по предоставлению бесплатной
медицинской помощи не обеспечиваются финансовыми ресурсами. До сих пор не утверждена
базовая программа ОМС, а территориальные программы ОМС финансируются лишь на
40-60%.[24]
2.2.2.
Центральные проблемы ОМС
В
сложившейся экономической ситуации сохранение государственных обязательств по
предоставлению бесплатной медицинской помощи на универсальной основе
практически нереально. При самых благоприятных условиях (Выполнение
обязательств государственного бюджета по взносам на ОМС, привлечение дополнительных
источников финансирования) финансовых ресурсов для обеспечения бесплатности
всех видов медицинской помощи будет недостаточно. При этом важно учитывать, что
чрезмерные обязательства государства ведут к деформации экономических отношений
в отрасли, поскольку в условиях несбалансированности программ ОМС ограничиваются
возможности полноценных договорных отношений между финансирующей стороной и
ЛПУ, а значит, и повышения эффективности и качества оказания медицинской
помощи. Тем самым нарушается важнейшее условие осуществления реформы
здравоохранения – предсказуемость поступлений финансовых ресурсов.
Не
менее очевиден и отрицательный социальный и политический эффект чрезмерной
декларативности государственных обязательств: бесплатность медицинской помощи
становится все более иллюзорной, растет недовольство населения состоянием служб
здравоохранения. Объявив медицинскую помощь полностью бесплатной, государство
все более утрачивает возможности предоставить такую помощь, тем, кто в ней
более всего нуждается. Одновременно активизируется теневой рынок медицинских
услуг с далеко идущими социальными и экономическими последствиями. С одной
стороны, медики сильней реагируют на стимулы, возникающие в сфере теневой экономики,
чем на попытки страховщиков построить разумную систему оплаты по результатам
труда в общественном секторе здравоохранения. С другой – пациенты иногда
вынуждены платить из собственного кармана суммы, не соответствующие реальному
вкладу медиков.
Объем
платных медицинских услуг населению с 1993 г. по 2001 г. увеличился с 1,7 до
4,6% от общего итого платных услуг населению в стране.
Таблица 1
Структура платных услуг населению (в
% к итогу)[25]
|