Менеджмент кризисных ситуаций
Менеджмент кризисных ситуаций
Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес:
г. Запорожье,
ул. Мира д. 10, кв. 18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине: менеджмент кризисных
ситуаций
факультет:
дистанционное обучение
специальность: БУБ
отделение: бакалаврат
Преподаватель консультант: Соломенчук А. А.
МАУП
2000.
Вариант 5
5. Основные
организационные характеристики менеджмента кризисных ситуаций.
12. Факторы и признаки
кризисных ситуаций в экономике (с учетом специфики народного хозяйства
Украины).
19. Сформулируйте цель антикризисного
управления предприятием.
5. Основные
организационные характеристики менеджмента кризисных ситуаций.
Менеджмент
кризисных ситуаций осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности и
большого дефицита времени на принятие и реализацию решений. Принятие
управленческим аппаратом решений, которые бы позволили достигнуть желаемого
результата при минимальных негативных последствиях, возможно на основе системы
менеджмента кризисных ситуаций.
Организационная
характеристика и особенности системы менеджмента кризисных ситуаций.
1.
Когда возникает стратегически неожиданная ситуация,
начинает работать коммуникационная сеть для кризисных ситуаций. Эта сеть
действует, пересекая границы организационных подразделений, фильтрует
информацию и быстро передает её во все звенья фирмы.
2.
На время преодоления кризисной ситуации необходимо
перераспределить обязанности высшего руководства: а) одна группа посвящает своё
внимание контролю и сохранению здорового психологического климата на фирме; б)
другая группа ведет обычную работу с минимальным уровнем срывов; в) третья
группа занимается принятием кризисных мер.
3.
Для выработки этих мер вводится в действие сеть
оперативных кризисных групп:
- менеджеры и члены оперативных групп, невзирая на сложившиеся каналы
внутриорганизационных взаимосвязей, создают подразделения или группы
стратегического действия, а не просто планирования;
- связь между кризисными группами и группой управляющих высшего звена
строится по схеме «звезды», напрямую;
- группа управляющих высшего звена и менеджер кризиса в целом формулируют
общую стратегию, распределяют ответственность между исполнителями и
координируют управление;
- низовые оперативные группы выполняют работу на своих участках общей
стратегии преодоления кризиса.
4. Кризисные группы и связь между ними
организуется заранее, и проходят испытание:
- может быть заранее организовано несколько систем связи различного
назначения: одна – для решения кризисных проблем в области сбыта, другая – в
области технологий, третья – в области социальной политики и т.д.;
- кризисные группы обучаются быстро реагировать на принципиально новые
проблемы, сочетая точные методы анализа с творческим подходом.
5. Связи проходят испытания в некризисных
условиях, причем решаются реальные стратегические задачи, как если бы они возникли
неожиданно.
В
соответствии с этим подходом менеджмент кризисных ситуаций включает следующие
этапы:
- диагностику, направленную на локализацию и оценку параметров кризисной
области;
- разработку концепции преодоления кризиса, нацеленную на выработку
стратегических и оперативных мероприятий;
- реализацию этой концепции для устранения кризиса и его последствий, а
также для выхода на намеченные цели нормального функционирования организации.
В свою
очередь, каждый из этих трех этапов предполагает выполнение более детальных
задач.
12.
Факторы и признаки кризисных ситуаций в экономике (с учетом специфики народного
хозяйства Украины).
К факторам кризисных
ситуаций можно отнести источники их возникновения, причины и уровни
организационной принадлежности участников вовлеченных в кризис.
В обобщенном виде среди источников
кризисных ситуаций можно выделять:
-
природные;
-
экологические;
-
производственно-технические;
-
финансово-экономические;
-
социально-психологические.
К причинам
возникновения кризисных ситуаций можно относить:
-
недостаточный уровень
(границы) наших знаний о возможностях предсказания кризиса;
-
определенный уровень
отчуждения или дисфункций в функционировании социально-политических, хозяйственно-экономических,
культурно-психологических механизмов;
-
случайные отклонения,
просчеты и\или ошибки (инженерные, управленческие, политические, исторические и
т.п.);
-
преступные действия в
отношении личности, организации или общества и т.п.
Кроме этих типологических
причин следует различать и смешанные, или комплексные, причины, а также их
сложные взаимосвязи.
Кризисные ситуации могу
разворачиваться на различных уровнях, включающие: личности; группы; организации
(предприятия, фирмы); отрасли (регионы); нации (государства) и т.д.
Признаки кризисной ситуации: наличие соответствующих отклонений от
нормальной ситуации; наличие угрозы высокоприоритетным целям и ценностям;
острый дефицит времени для реагирования на угрозу.
Относительно
кризисной ситуации в экономике Украины можно сказать следующее:
-
признаки кризисной
ситуации в экономике Украины:
значительный спад производства; нарушение сложившихся производственных связей;
банкротство предприятий; рост безработицы; снижение жизненного уровня,
благосостояния населения.
-
факторы кризисной
ситуации в экономике
Украины:
- к
основным источникам кризисной ситуации можно отнести:
производственно-технический (высокий уровень износа основных производственных
фондов, устаревшие технологии); природный (неблагоприятные погодные условия
обусловили низкую урожайность зерновых и других культур в аграрном секторе
экономики); финансово-экономический (отсутствие оборотных фондов у предприятий;
неблагоприятные условия кредитования и инвестирования промышленного сектора
экономики).
- причины
возникновения кризисной ситуации в экономике Украины: недостаточный уровень
(границы) знаний о возможностях предсказания кризиса – ошибки и просчеты в
деятельности руководителей государства (госслужащие: «верхушка» законодательной
и исполнительной власти), из-за их недостаточной компетенции или отсутствия
четкой системы управления; преступные действия в отношении общества и
государства, указанных выше лиц – заангажированность, лоббирование из корыстных
побуждений, удовлетворение личных материальных потребностей в ущерб обществу и
государству в целом и т.д.; случайные отклонения, просчеты и ошибки – инженерные,
управленческие, политические, которые нельзя сбрасывать со счетов
(Чернобыльская катастрофа, выход неожиданных законов и постановлений и т.д.)
19.
Сформулируйте цель антикризисного управления предприятием.
Главной целью антикризисного
управления предприятием является обеспечение прочного положения на рынке и
стабильно устойчивых финансов компании при любых экономических, политических и
социальных метаморфозах в стране. Также следует заметить, что основной целью
менеджмента кризисных ситуаций является недопущение или определенное смягчение
этапа шока от наступления кризиса, всемерное сокращение продолжительности этапа
отката назад и ускоренная адаптация, и стабилизация ситуации.
В его рамках применяются в
основном те управленческие инструменты, которые в условиях экономики Украины,
наиболее эффективны в устранении временных финансовых затруднений и решении
других текущих проблем предприятия.
Главное в антикризисном
управлении предприятием – ускоренная и действенная реакция на существенные
изменения внешней среды на основе заранее разработанной тайны альтернативных
вариантов, предусматривающих различные трансформации в этой сфере в зависимости
от ситуации.
В основе антикризисного
управления лежит процесс постоянных и последовательных инноваций во всех
звеньях и областях действий предприятия.
Антикризисное управление
предприятием нацелено на то, что даже в сложной ситуации, в которой оказалось
предприятие (скажем на грани банкротства) можно было ввести в действие такие
управленческие и финансовые механизмы, которые позволили бы выбраться из
трудностей с наименьшими для предприятия потерями.
Список использованной литературы
1.
Крутько В.Н. Введение
в менеджмент кризисных ситуаций: Практические рекомендации. – К.: МЗУУП, 1994.
– 52 с.
2.
Уткин Э.А.
Антикризисное управление: Учебник. – М., 1997. – 399 с.
3.
Стратегия и тактика
антикризисного управления фирмой. \ Под редакцией А.П. Градова. – СПб., 1996.
4.
Ансофф И.
Стратегическое управление \ Под редакцией Л.И. Евенко. – М., 1989.
|