Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее время все
чаще и чаще употребляется в русском языке. Открываются "школы
менеджеров", создаются "клубы менеджеров", проводятся
"семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том, что же
именно скрывается за этим красивым словом.
Слова "менеджер" и "менеджмент"
употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй
четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в
соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную
работу, руководствуясь современными методами.
В литературе менеджмент
определяется как управление производством, система методов, принципов, средств
и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения
эффективности производства или иной общественной деятельности.
В связи с этим
возникает вопрос: есть ли для нас необходимость не только изучать, но и
вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке
существует термин "управление", а проблемы управления производством
достаточно полно раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти
понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и ряда
других причин их сущность далеко неодинакова.
1.1 Что следует учитывать при выборе структур
управления.
1.1.1 Признаки оптимизации структуры:
· Небольшие подразделения с
высококвалифицированным персоналом
· Небольшое чило уровней
руководства
· Наличие в структуре групп
специалистов
· Быстрая реакция на изменения
· Высокая производительность
· Низкие затраты
1.1.2 Влияющие факторы:
· Технология
· Вшешнее окружение
· Размер предприятия
· Стратегия бизнеса
· Система решений
· Сложившиеся структура
· Имеющийся персонал
1.1.3 Признаки структуризации:
· Функциональное назначение
· Обслуживаемый продукт
· Обслуживаемая группа
потребителей
· Обслуживаемый регион
· Интервал рабочего времени
· Количество подчиненных
· Обслуживаемый процесс
Совокупность результативности всех видов деятельности
выше, чем простая сумма результатов каждого из них в отдельности.
1.2 Структура предприятия.
Департамезация - деление организации на отдельные
блоки (отделы, отделения, бюро)
1.2.1 Сравнение вариантов структур
Структура - это средство для достижения цели
организации.
1.2.2 Функциональная структура
Преимущество:
·
Эффективность
за счет специлизации деятельности
·
Централизованный
контроль за стратегическим решениями
·
Деференцация
и делигирование полномочий
Недостатки:
·
Содействие
узкой специлизации подразделений
·
трудности
координации
·
ограниченная
возможность для развития менеджеров
1.2.3 Подраздиленческая структура.
Преимущество:
·
Оперативное
реагирование на изменение ситуации
·
Сблидение
стратегических и текущих решений
·
Сблидение
ответственности и управления
·
Перспективы
для роста менеджеров
Недостатки:
·
Сложность
в определении интервалов власти
·
Различия
квалификации персонала в однотипных подразелениях
·
Внутреняя
конкуренция за ресурсы
·
Внутрение
конфликты при списании накладных расходов
1.2.4 Централизация управления
Преимущества:
·
Улучшается
контроль и координация
·
Увязываются
интересы групп
·
Эффективно
используется центральный аппарат
Недостатки:
·
Повышается
время принятия решений
·
Гасится
инициатива
·
Задерживается
рост квалификации менеджеров
2. Электронные
каналы маркетинга и дистрибуции
Концепция
маркетинга за многие годы своего существования претерпела ряд изменений.
Сегодня наибольшую популярность приобрела модель “маркетингового управления”,
т.е. долшосрочного планирования и прогнозирования, опирающаяся на иследованиях
рынка, поведения и привычек покупателя, использование комплексных методов
формирования спроса и стимулирование посредникрв, удовлетворение потребностей
конкретных целевых групп покупателей. В центре современной концепции маркетинга
находитсяпотребитель. И если до последнего времени возможность получения его
“рентгеновского снимка” представлялась практически нереалищуемой, то со
становлением интерактивных каналов связи мечты о “прозрачном” покупателе стали
приобретать реальные формы.
Современное
общество предоставляет все большему количеству своих членов право выбора при
покупке товаров и услуг. И выбор этот в первую очередь базируется на качестве
обслуживания. Потребитель уже оценил преимущества интерактивного контакта с
продавцом, главными из которых являются быстрая реакция на запросы, высокая
скорость выполнения заказов, удобство получения почти неограниченной
информации.
Исследования,
проведенные в Германии, показывают, что средний возраст путешествиников по
киберпространству составляет 29 лет; 62% из них или имеют высшее образование,
или близки к его завершению.
Высшие
руководители ряда компаний продолжают считать, что контингент пользователей
глобальных сетей составляют лишь одни студенты и университетские профессора,
которые в киберпространстве занимаются исключительно поиском научной информации
и ничего не покупают. Данные немецких коммерческих банков свидетельствуют об
обратном. Так большая часть обращений к WEB-серверу крупнейшего из них -
Deutsche Bank - осуществляется с домашних ПК и с мест работы, а не из вузовских
и школьных стен.
Отличительной
особенностью INTERNET как новой инфраструктуры маркетинга и сбыта является тот
факт, что здесь пока не действует основной принцип рыночной экономики: спрос
рождает предожение. Опыт многих стран свидетельствует, что не потрибитель
определяет объем цифровых услуг. Напротив, поставщики и производители приходят
к выводу о необходимости вспрыгнуть на подножу отходящего экспресс “INTERNET”.
И объясняется это не только вопросами престижа, но и опасением, что лучшие
места на этом перспктивном рынке расхватают другие.
Не менее важным
преимуществом электронных каналов является более тестный контакт с покупателем.
Интерактивный контакт с покупателем обеспечивает также более тесную привязку их
к фирме.Рагнал Нильсон, директор информационного отдела одного из крупнейших
тоговых домов в ФРГ Karstadt, не сомневается в том, что в век глобальной
электронной торговли внимательное отношение к покупателю станет решающим
фактором в конкурентной борьбе, поскольку соперники будут находится на
расстоянии одного щелчка мыши.
“Население”
киберпространства пока состоит почти исключительно из мужчин (по различным
оценкам, на 70-90%). В этой связи, например, поставщики автомобилей находятся в
лучшем положении по сравнению с продовцами продуктов питания и одежды, так как
последние выбираются в основном женщины, а они пока еще далеки от ПК.
Продвигаемый товар должен представлять интерес для возрастной категории 18 - 40
лет, поскольку именно к ней относится 70% “населения” киберпространства.
Нельзя, однако,
упускать из виду тот факт, что стопроцентные потребители электронного рынка,
которых в России, не больше полумилиона, имеют родственников и друзей , в большинстве
своем еще не познавших возможностей кибернетического мира, но являющихся его
косвенными потребителями.