Методика формирования учетной политики предприятия
Методика формирования учетной политики предприятия
Государственный университет
- Высшая школа экономики
Институт профессиональной переподготовки
специалистов
Кафедра международного
бухгалтерского учета и аудита
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Методика формирования учетной политики
предприятия»
Группа
№ 12ФКБ
Студент Батков Л.А.
Научный
руководитель:
к.э.н., доц. Шишкова Т.В.
Москва, 2007
План
Введение
Глава 1. Общие положения по формированию и применению
учетной политики организации для целей бухгалтерского учета.
1.1. Правовое регулирование отношений, связанных с
учетной политикой организации
1.2. Понятие учетной политики организации
1.3. Формирование и применение учетной политики
организации
1.4. Основные элементы учетной политики организации
1.5. Раскрытие учетной политики организации
1.6. Изменение учетной политики организации.
Глава 2. Организационно-технические аспекты учетной
политики организации
2.1. Рабочий план счетов бухгалтерского учета
2.2. Формы первичных учетных документов и документов
внутренней бухгалтерской отчетности
2.3. Порядок проведения инвентаризации активов и
обязательств организации
2.4. Правила документооборота и технология обработки
учетной информации
Глава 3. Методологические аспекты учетной политики
организации
3.1. Учет нематериальных активов
3.2. Сроки и способ списания расходов по
научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам
3.3. Учет основных средств
3.4. Учет материально-производственных запасов
3.5. Учет расходов, связанных с производством и
реализацией продукции
3.6. Учет финансовых вложений
3.7. Учет займов и кредитов
3.8. Учет доходов организации
3.9 Создание резервов
Заключение
Литература
Введение
Правовое
регулирование бухгалтерского и налогового учета осуществляется, как правило,
посредством императивных (обязательных) норм, наличие которых исключает
возможность выбора способа учета организацией при отражении фактов
хозяйственной деятельности и определения налоговых обязательств.
Однако наряду с
обязательными нормативно-правовыми предписаниями, отдельными нормами участникам
хозяйственных отношений предоставлена возможность определенного выбора в
установлении отдельных правил учета, то есть самостоятельного избрания
организацией-налогоплательщиком тех или иных методов бухгалтерского и
налогового учета. В большинстве случаев осуществление такого выбора является
обязательным для налогоплательщика, а его отсутствие может вызвать
неблагоприятные финансовые последствия.
Такая самостоятельность
реализуется организацией путем формирования, принятия и утверждения учетной
политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения, оформляемых в виде
единого либо отдельных документов (Положений). Данные Положения об учетной
политике организации – документы, в которых закрепляется порядок организации и
ведения бухгалтерского и налогового учета в организации в случаях,
предусмотренных законодательством.
В сфере налоговых
отношений учетная политика также приобретает характер мощного финансового
инструмента, посредством которого налогоплательщик может регулировать и
оптимизировать свои налоговые обязательства.
В данной работе
проанализированы организационно-технические и методологические аспекты учетной
политики для целей бухгалтерского учета. Рассмотрены способы ведения
бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов,
материально-производственных запасов, доходов и расходов организации.
Глава 1. Общие положения по
формированию и применению учетной политики организации для целей бухгалтерского
учета
1.1. Правовое
регулирование отношений, связанных с учетной политикой организации
Правовое
регулирование отношений, связанных с формированием и применением учетной
политики организации для целей бухгалтерского учета осуществляется:
·
Федеральным
законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о
бухгалтерском учете);
·
Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской
Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 года №34н
(далее – Положение по ведению бухгалтерского учета);
·
Положением
по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным
приказом Минфина России от 9 декабря 1998 года № 60н.
Закон о бухгалтерском учете и Положение по ведению бухгалтерского учета
регулируют общие вопросы формирования учетной политики организации.
ПБУ 1/98 имеет
особое значение, поскольку данный нормативный акт непосредственно (наиболее
подробно) регулирует вопросы, связанные с формированием (выбором и
обоснованием), раскрытием (приданием гласности) и изменением учетной политики.
1.2. Понятие
учетной политики организации
Понятие учетной
политики для целей бухгалтерского учета закреплено в пункте 2 ПБУ 1/98. Под
учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов
ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения,
текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
При этом к
способам ведения бухгалтерского учета относятся:
·
способы
группировки и оценки факторов хозяйственной деятельности;
·
способы
погашения стоимости активов;
·
порядок
организации документооборота;
·
порядок
проведения инвентаризации;
·
способы
применения счетов бухгалтерского учета;
·
системы
регистров бухгалтерского учета;
·
способы
обработки информации;
·
иные
соответствующие способы и приемы.
Наличие (принятие
и формирование) учетной политики обязательно для организаций всех
организационно-правовых форм (п. 3 ПБУ 1/98). Филиалы и представительства
иностранных организаций, находящихся на территории РФ, могут формировать
учетную политику исходя из правил, установленных в стране нахождения
иностранной организации, если последние не противоречат Международным
стандартам финансовой отчетности (п. 4 ПБУ 1/98).
Иными словами,
учетная политика организации – это обязательный документ, принимаемый
организацией, в котором в соответствии с действующим бухгалтерским
законодательством закрепляются «внутренние» правила (способы) ведения
бухгалтерского учета.
1.3.
Формирование и применение учетной политики организации
Формирование
учетной политики – это совокупность действий организации (ее уполномоченных
лиц), выражающихся в определении (выборе, разработке) способов ведения
бухгалтерского учета (элементов учетной политики), их принятия и утверждения.
При формировании
учетной политики организации необходимо учитывать следующее.
Во-первых,
учетная политика формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации в
соответствии с требованиями нормативных документов.
Во-вторых,
формирование учетной политики должно осуществляться с учетом определенных
предложений (допущений).
Так, согласно
пункту 10 Положения по ведению бухгалтерского учета и пункту 6 ПБУ 1/98 для
ведения бухгалтерского учета в организации учетная политика формируется с
учетом предложения:
1.
имущественной
обособленности (допущение имущественной обособленности);
2.
непрерывности
деятельности организации (допущение непрерывности деятельности);
3.
последовательности
применения ученой политики (допущение последовательности применения учетной
политики);
4.
временной
определенности факторов хозяйственной деятельности (допущение временной
определенности факторов хозяйственной деятельности).
В-третьих,
принятая учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты,
осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и
рациональности (п. 10 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Учетная политика
организации должна обеспечивать:
1.
полноту
отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности
(требование полноты);
2.
своевременное
отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и
бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
3.
большую
готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем
возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование
осмотрительности);
4.
отражение
в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из
правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий
хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
5.
торжество
данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета
на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
6.
рациональное
ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и
величины организации (требование рациональности).
В-четвертых,
учетная политика организации в обязательном порядке должна содержать:
1.
рабочий план
счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета,
необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями
своевременности и полноты учета и отчетности;
2.
формы
первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной
деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных
документов, а также формы документов для внутренних бухгалтерских отчетностей;
3.
порядок
проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
4.
метод
оценки активов и обязательств;
5.
правила
документооборота и технологию обработки учетной информации;
6.
порядок
осуществления контроля за хозяйственными операциями;
7.
другие
решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
В-пятых, при
формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и
организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из
нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по
бухгалтерскому учету.
Если по
конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения
бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется
разработка организацией соответствующего способа исходя из требований ПБУ 1/98
и иных положений по бухгалтерскому учету (п. 8 ПБУ 1/98).
В том случае,
когда нормативным актом по бухгалтерскому учету в отношении конкретного вопроса
установлен единственно возможный способ ведения бухгалтерского учета, данный
способ, не подлежит отражению в учетной политики организации.
В-шестых, учетная
политика организации, сформированная с учетом вышеуказанных предложений
(допущений) и обязательных элементов, принимается организацией в виде
отдельного акта (положения), утверждаемого властно-распорядительным актом
(приказом, распоряжением и пр.) руководителя организации.
В-седьмых,
способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании
учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения
соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они
применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями
организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места
нахождения.
Вновь созданная
организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской
отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая
вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня
государственной регистрации.
Первым отчетным
годом для вновь созданных организаций считается период с даты их
государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для
организаций, созданных после 1 октября, - по 31 декабря следующего года.
Под применением
учетной политики необходимо понимать использование избранных организацией способов
ведения бухгалтерского учета в течение отчетного периода с целью отражения
фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления
отчетности данной организацией.
Действующее
законодательство содержит ряд требований к применению организацией принятой
(утвержденной) учетной политики. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о
бухгалтерском учете принятая организацией учетная политика применяется
последовательно из года в год. Аналогичное требование содержится в пункте 6 ПБУ
1/98.
Принятая
организацией учетная политика подлежит применению организацией не только в
течение отчетного периода, но также и в течение длительного времени – из года в
год, т.е. несколько отчетных периодов.
По общему правилу
учетная политика организации в течение отчетного периода изменению не подлежит.
Изменение учетной политики организации допускается только по основаниям и в
порядке, установленным законом.
1.4. Основные
элементы учетной политики организации
Учетная политика
организации должна включать в себя ряд обязательных элементов.
Одним из
элементов, подлежащих закреплению в учетной политике организации, является
рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и
аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета и
отчетности.
Рабочий план
счетов бухгалтерского учета утверждается организацией на основании Плана счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и
Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября
2000 года № 94н (Далее – План счетов и Инструкция по применению Плана счетов
соответственно).
Рабочий план
счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки
фактов хозяйственной деятельности организации (активов, обязательств,
финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен
содержать полный перечень синтетических и аналитических счетов (включая
субсчета), необходимых для ведения бухгалтерского учета организацией.
В соответствии со
статьей 9 Закона о бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые
организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы
служат первичными учетными документами, на основании которых ведется
бухгалтерский учет.
При принятии учетной политики утверждаются
формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов
хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены унифицированные формы
первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской
отчетности. Утверждаемые формы первичных учетных документов должны содержать
обязательные реквизиты, установленные в п. 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском
учете.
Формы документов для
внутренней бухгалтерской отчетности утверждаются для целей представления
обособленными подразделениями организации (в т.ч. выделенными на отдельный
баланс) информации о своей деятельности. Они должны быть построены таким
образом, чтобы в формах содержались все показатели, необходимые для
последующего формирования достоверного и полного представления о финансовом
положении организации в целом, финансовых результатах ее деятельности и
изменениях в ее финансовом положении.
Учетная политика
организации должна регламентировать порядок проведения инвентаризации
активов и обязательств организации.
В соответствии с пунктом 1
статьи 12 Закона о бухгалтерском учете для обеспечения
достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской
отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и
обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их
наличие, состояние и оценка.
При этом порядок
и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за
исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
При формировании учетной политики организации
закреплению подлежат методы оценки активов и обязательств. К
ним можно отнести методы:
•
формирования первоначальной оценки активов;
•
начисления амортизации активов;
•
оценки активов при их списании;
• оценки обязательств при их возникновении и исполнении.
Указанные методы
должны быть закреплены в отношении каждой статьи активов и
обязательств организации (нематериальные активы, основные средства и т. д.)
Правила документооборота и технология
обработки учетной информации также подлежат обязательному закреплению в
учетной политике организации.
В соответствии с Положением о документах и
документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным Минфином СССР 29 июля 1983
года № 105 (далее — Положение о документообороте), под движением первичных
документов (документооборотом) в бухгалтерском учете понимается их создание или
получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив.
Документооборот организации регламентируется графиком.
График документооборота может быть оформлен в
виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов,
выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с
указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Регистры
бухгалтерского учета могут вестись как ручным способом, так и с применением
вычислительной техники.
В учетной политике организации определяется порядок
осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также другие
решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
1.5. Раскрытие
учетной политики организации
Раскрытие учетной
политики организации означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/98).
Обязанность по приданию
гласности бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на
всех субъектов бухгалтерского учета.
Так, в соответствии с пунктом 3 ПБУ 1/98
требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на
организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:
•
согласно законодательству Российской Федерации (например: ОАО,
банки, биржи, страховые организации, инвестиционные фонды — пункт 1 статьи 16
Закона о бухгалтерском учете);
•
согласно учредительным документам;
•
по собственной инициативе.
В иных случаях раскрытие учетной политики
организации не является обязательным.
Придание учетной политике организации гласности
означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов
бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений
заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 12 ПБУ 1/98 к способам
ведения бухгалтерского учета, подлежащим обязательному раскрытию в
бухгалтерской отчетности, относятся:
•
способы амортизации основных средств;
•
способы амортизации нематериальных и иных активов;
•
способы оценки производственных запасов;
•
способы оценки товаров;
•
способы оценки незавершенного производства;
•
способы оценки готовой продукции;
•
способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ,
услуг;
•
другие способы, без знания о применении которых заинтересованными
пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового
положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности
организации
(п. 11 ПБУ 1/98).
Нормативные акты, непосредственно регулирующие
вопросы учетной политики организации, не определяют термин «заинтересованные
пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обратиться к другим
нормативным актам.
В общем смысле под указанными лицами необходимо
понимать юридических и физических лиц, заинтересованных в информации об
организации (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность
организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999
года № 43н).
Анализ норм законодательства о бухгалтерском
учете позволяет отнести к заинтересованным пользователям бухгалтерской
отчетности, в частности:
•
учредителей (участников) организации или собственников ее
имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
•
территориальные органы государственной статистики по месту регистрации
организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
•
орган, уполномоченный управлять государственным имуществом — для
государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 15 Закона о
бухгалтерском учете);
•
вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона
о бухгалтерском учете);
•
налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.
Существенные способы ведения
бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в
состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная
бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике организации,
если в последней не произошли изменения со времени составления годовой
бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику (п.
15 ПБУ 1/98).
1.6. Изменение учетной политики организации
Изменение учетной политики
организации допускается только по основаниям и в порядке, установленным
законодательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона о
бухгалтерском учете принятая организацией учетная политика применяется
последовательно из года в год, изменение учетной политики может производиться
в случаях:
•
изменения законодательства России или нормативных актов органов,
осуществляющих регулирование бухгалтерского учета;
•
разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского
учета. Согласно пункту 16 ПБУ 1/98 применение организацией нового способа
ведения бухгалтерского учета должно предполагать более достоверное представление
фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость
учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
•
существенного изменения условий ее деятельности. Существенное
изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией,
сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.
При этом необходимо учитывать, что не считается
изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета
фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов,
имевших место ранее или возникших впервые в деятельности организации.
Таким образом, утверждение способа ведения
бухгалтерского учета указанных фактов хозяйственной деятельности возможно в
течение отчетного периода.
При изменении учетной политики необходимо
учитывать следующее:
1)
изменение учетной политики оформляется организацией в виде отдельного
акта (положения), утверждаемого властно-распорядительным актом (приказом, распоряжением
и пр.) руководителя организации (п. 17 ПБУ 1/98). Возможны
два варианта оформления: составление акта, содержащего полный текст учетной
политики, или составление акта, содержащего только текст изменений;
2)
изменение учетной политики должно быть обоснованным. В приказе
об изменении учетной политики организации должно быть указано, по каким
причинам в учетную политику организации вносятся соответствующие изменения;
3)
изменение учетной политики должно вводиться с 1 января года
(начала финансового года), следующего за годом его утверждения соответствующим
организационно-распорядительным документом (п. 18 ПБУ 1/98);
4)
изменения учетной политики на год, следующий за отчетным,
раскрываются в пояснительной записке в бухгалтерской отчетности организации
(п. 23 ПБУ 1/98).
Глава 2. Организационно-технические
аспекты учетной политики организации
2.1. Рабочий план счетов
бухгалтерского учета
Рабочий план счетов
бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов
хозяйственной деятельности организации (активов, обязательств, финансовых,
хозяйстве иных операций и др.) в бухгалтерском учете. Он должен содержать
полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов,
необходимых для ведения бухгалтерского учета конкретной организацией.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета
утверждается организацией на основании Плана счетов и Инструкции по применению
Плана счетов.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов при
утверждении рабочего плана счетов организация самостоятельно не вправе вводить
дополнительные синтетические счета. Подобные счета могут быть введены в рабочий
план счетов организации только для учета специфических операций по согласованию
с Минфином России. Для этого используются свободные номера счетов.
Вместе с тем, организация может не использовать
какие-либо синтетические счета в связи с отсутствием операций, подлежащих
отражению на таких счетах, или в силу организации бухгалтерского учета, которой
не предусматривается использование отдельных счетов. Это касается применения,
например, счетов 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16
«Отклонение в стоимости материальных ценностей», 40 «Выпуск продукции (работ,
услуг)», 42«Торговая наценка» и т. п.
Субсчета, предусмотренные в Плане счетов,
используются организацией исходя из требований управления организацией,
включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять
содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а
также вводить дополнительные субсчета.
Порядок ведения аналитического учета
устанавливается организацией исходя из положений Инструкции по применению
Плана учетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам
бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и
т. д.), а также исходя из особенностей деятельности организации.
Кроме того, при закреплении в учетной политике
рабочего плана счетов организации следует утвердить корреспонденцию
синтетических счетов в отношении фактов хозяйственной деятельности организации,
по которым не предусмотрена корреспонденция в типовой схеме, содержащейся в
Инструкции по применению Плана счетов.
В учетной политике организации следует установить:
•
перечень синтетических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского
учета. Данный перечень может включать не все счета, предусмотренные Планом
счетов;
•
перечень субсчетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета,
составленный на основе Плана счетов и адаптированный к потребностям
организации;
•
перечень аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского
учета, составленный в соответствии с требованиями нормативных актов и
потребностей организации;
•
применяемую корреспонденцию синтетических счетов, не предусмотренную
в типовой схеме.
2.2. Формы первичных учетных документов
и документов внутренней бухгалтерской отчетности
В соответствии со статьей 9 Закона о
бухгалтерском учете все хозяйственные операции, проводимые организаций, должны оформляться
оправдательными документами - первичными учетными документами, на основании
которых ведется бухгалтерский учет.
Перечень лиц, имеющих право подписи первичных
учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным
бухгалтером (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
Первичные учетные документы принимаются к учету,
если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм
первичной учетной документации.
В случае оформления хозяйственных операций
документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм
первичной учетной документации, организация должна соблюдать определенные
правила.
Так, согласно пункту 2 статьи 9 Закона о
бухгалтерском учете подобные документы должны содержать ряд обязательных
реквизитов:
•
наименование документа;
•
дату составления документа;
•
наименование организации, от имени которой составлен документ;
•
содержание хозяйственной операции;
•
измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
•
наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления;
•
личные подписи указанных лиц.
Кроме того, в соответствии с пунктом
13 Положения по ведению бухгалтерского учета в формах первичных документов
могут быть включены дополнительные реквизиты. Подобные дополнения в первичные
учетные документы могут быть внесены в зависимости от характера операции,
требований нормативных актов, методических указаний по бухгалтерскому учету и
технологии обработки учетной информации.
Таким образом, в учетной политике организации следует закрепить:
·
хозяйственные операции, которые оформляются первичными учетными
документами, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм
первичной учетной документации;
·
формы первичных учетных документов, которыми оформляются указанные
выше операции;
·
перечень первичных учетных документов, в которые вносятся
дополнительные реквизиты. В данном перечне нужно указать при каких условиях
вносятся такие реквизиты (всегда или в определенных обстоятельствах), а также
наименование таких реквизитов.
Формы документов для внутренней бухгалтерской
отчетности утверждаются для целей представления обособленными
подразделениями организации (в том числе выделенными на отдельный баланс) информации
о своей деятельности.
Такие формы документов должны быть построены
таким образом, чтобы они содержали все показатели, необходимые для последующего
формирования достоверного и полного представления о финансовом положении
организации в целом, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее
финансовом положении.
Данные формы могут полностью повторять формы
бухгалтерской отчетности организаций и в таком виде, как правило, применяются
в отношении подразделений организации, выделенных на отдельный баланс.
Организация также вправе установить иные формы
отчетности для своих подразделений. Они могут быть составлены в виде регистров
учета, перечней, оборотно-сальдовых ведомостей и т. п. При утверждении форм
документов особое внимание следует обратить на то, какие лица подразделения,
представляющего внутреннюю бухгалтерскую отчетность, имеют право ее подписи
(руководитель подразделения, бухгалтер и т. п.). Ограничения в отношении форм
рассматриваемых документов нормативными актами по бухгалтерскому учету не
предусмотрены.
Кроме того, организации следует установить способ
представления форм внутренней бухгалтерской отчетности (на бумажных носителях,
на магнитных и иных носителях информации (дискеты, диски и т. п.)) и сроки ее
представления.
Каких-либо ограничений по способам представления
внутренней бухгалтерской отчетности нормативные акты по бухгалтерскому учету
также не содержат. При утверждении сроков представления внутренней
бухгалтерской отчетности организации следует исходить из сроков, установленных
для представления бухгалтерской отчетности организации, а также периода
времени, необходимого для составления данной отчетности на основании сведений,
представляемых обособленными подразделениями.
Таким образом, при утверждении учетной политики
организации следует отразить:
•
перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс;
•
формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений,
выделенных на отдельный баланс;
•
способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями,
выделенными на отдельный баланс;
•
срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями,
выделенными на отдельный баланс;
•
перечень подразделений, не имеющих отдельного баланса, но
обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;
•
формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для
подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять
внутреннюю бухгалтерскую отчетность;
•
способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями,
не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю
бухгалтерскую отчетность;
•
срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями,
не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю
бухгалтерскую отчетность.
2.3.
Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о
бухгалтерском учете для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию
имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально
подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
При этом порядок (количество инвентаризаций в
отчетном году, перечень имущества и обязательств, проверяемых в ходе каждой из
них, и г. д.) и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем
организации. Исключение составляют случаи, когда проведение инвентаризации
обязательно. К таким случаям относятся:
•
передача имущества в аренду;
•
выкуп, продажа имущества;
•
преобразование государственного или муниципального унитарного
предприятия;
•
составление годовой бухгалтерской отчетности;
•
смена материально ответственных лиц;
•
выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
•
стихийные бедствия, пожары или другие чрезвычайные ситуации,
вызванные экстремальными условиями;
•
реорганизация или ликвидация организации;
•
иные случаи, предусмотренные законодательством России.
Таким образом, в
учетной политике организации следует отразить:
•
по каждой статье имущества и финансовых обязательств количество
инвентаризаций в отчетном году. Например, основные средства — один раз в год,
товары на складе — ежемесячно и т. д.;
•
даты проведения инвентаризаций.
2.4.
Правила документооборота и технология обработки учетной информации
В соответствии с пунктом 5.1 Положения о
документообороте движение первичных документов в бухгалтерском учете, под
которым понимается их создание или получение от других организаций, учреждений,
принятие к учету, обработка, передача в архив (документооборот),
регламентируется графиком.
Данный график должен устанавливать
рациональный документооборот, т. е. предусматривать оптимальное число
подразделений организации и исполнителей для прохождения каждым первичным
документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота должен способствовать
улучшению всего учетного процесса организации, а также усилению контрольных
функций бухгалтерского учета.
График документооборота может быть оформлен в
виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов,
выполняемых каждым подразделением предприятия, учреждения, а также всеми
исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения
В составе учетной политики организации должен
быть утвержден график документооборота, предусматривающий в отношении каждого
первичного документа, применяемого организацией для оформления фактов
хозяйственной деятельности, следующие сведения:
•
данные о создании или получении документа:
•
количество экземпляров;
•
лицо (служба), ответственное за выписку или за получение документа
от контрагента;
лицо (служба), ответственное за оформление документа;
•
время составления документа (непосредственно в момент совершения
операции, сразу после ее совершения);
•
данные о принятии к учету и обработке документа:
•
лицо (служба), ответственное за представление документа в бухгалтерию
организации;
•
срок представления документа в бухгалтерию организации;
•
порядок представления документа в бухгалтерию организации;
•
лицо (служба), ответственное за проверку документа;
•
данные об обработке документа:
Страницы: 1, 2
|