Методологические подходы по экономической оценке природных ресурсов
Методологические подходы по экономической оценке природных ресурсов
ВВЕДЕНИЕ
Человеку нужно не три аршина земли, не
усадьба,
а весь земной шар, вся природа.
А.П.Чехов « крыжовник», 1898г.
Рациональное
использование природно-ресурсного потенциала тесно связано с выявлением и
формированием определенных приемов, позволяющих осуществлять экономическую
оценку, природоохранных мероприятий и различных
территориально-производственных комплексов. Содержательная сущность
экономической оценки сводится к установлению экономического эффекта,
выраженного в денежной форме в ходе функционирования и дальнейшей эксплуатации
всего природно-ресурсного комплекса. Основой этой оценки является учет и оценка
становления и развития природно-ресурсного потенциала и объекта в результате их
длительной работы. Важными условиями осуществления экономической оценки
являются не только единая методологическая основа, но и фактический результат
рационального использования природных ресурсов, а также учет всех временных
факторов в период осуществления оценочных операций.
Зарубежная и отечественная практика в период рыночных
отношений столкнулась с огромными сложностями методологического характера,
связанными с экономической оценкой природоохранных мероприятий. Хотя по разным
районам страны систематически проводятся оценочные работы, в этом плане в них постоянно
наблюдаются значительные методологические диспропорции.
Важной проблемой при этом является
установление конкретного объекта экономической оценки, в качестве которого, по
нашему мнению, должен быть представлен географический комплекс землепользования,
сочетающий в себе концентрацию различных видов природных ресурсов с учетом
административно-территориальных и хозяйственных комплексов.
При оценке пространственного комплекса
последовательно ведется определение базовых оценок отдельных видов природных
ресурсов, на основе которых осуществляются конкретные группировки по отдельным
элементам: агроклиматическому, гидрометеорологическому, ландшафтному,
эколого-экономическому и т.д. На основе отдельных ее результатов может быть
осуществлено и природно-хозяйственное районирование. Сформировавшиеся таким
образом экономические оценки как по отдельным, так и по совокупным природным
ресурсам могут быть положены в основу формирования целой системы цен и
ценообразования за отдельные виды природных ресурсов и всего географического
комплекса предприятий и организаций, пользующихся земельными ресурсами.
Важную значимость сейчас приобретают
проблемы формирования общей индивидуальной стоимости в географическом плане
как отдельных природных ресурсов, так и ресурсов, непосредственно функционирующих
в рамках территориально-производственных комплексов. Во всех без исключения
случаях стоимостная оценка природных ресурсов непосредственно связана с
единичными природными ресурсами и объектами природопользования, в качестве которых
нами рассматриваются конкретные виды полезных ископаемых, однородные по
качеству и условиям функционирования, а также качественно однородные земли
городского и сельскохозяйственного назначения. Особый смысл приобретает
формулировка важного компонента понятийно-терминологического аппарата, в качестве
которого выступает так называемый объект природопользования. В общепринятом
плане он представляет собой географически локализованный комплекс или довольно
сложное пространственное сочетание, воплощающее в себе многочисленные элементы
единичных природных ресурсов и предпосылок окружающей среды. В общепринятом
понимании, опираясь на опыт зарубежных стран, следует отметить, что объект
природопользования является глобальной категорией, предусматривающей совокупное
взаимозависимое рациональное использование природно-ресурсного потенциала и
всех имеющихся предпосылок при данном уровне функционирования промышленных
предприятий и свойственных им технологий. При этом важной особенностью
функционирования этой категории является так называемая более или менее
относительная однородность природно-хозяйственного механизма, специализация
экономики, высокого уровня технической обеспеченности и формирования надежных
материальных и трудовых условий. Эта довольно сложная экономическая категория
является необходимой таксономической структурой, непосредственно согласующейся
с содержательной сущностью территориальных формирований в области природных
ресурсов. Иначе говоря, это глобальный источник ресурсообеспечения,
расселенный на вполне определенной территории и учитывающий совокупность
воздействующих современных и перспективных факторов, способных эффективно
влиять на рациональное использование всего природно-ресурсного потенциала
территории.
1.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ,
ВОВЛЕКАЕМЫХ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ
Разработка и реализация
государственной стратегии устойчивого развития России в качестве одного из
важнейших направлений предполагает социально-экономическую оценку природных
ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, и ее отражение в составе
национального богатства страны. В широком понимании национальное богатство —
важнейший макроэкономический показатель, характеризующий экономическую мощь и
потенциал страны. Динамика этого показателя определяет уровень эффективности
народного хозяйства страны. В методологическом смысле общепринятая трактовка
категории «национальное богатство» включает: недвижимое и движимое имущество
(основной и оборотный капитал, имущество домашних хозяйств), природные блага
(месторождения полезных ископаемых, сельскохозяйственные земли, лесные и
водные ресурсы) и нематериальное богатство (образовательный и духовный
потенциал, здоровье нации и ее духовное богатство). В свою очередь полнота
структуры богатства предопределяется целью проводимой его оценки и ролью той
или иной его составляющей.
1.2 Методические основы оценки природных ресурсов
Методология оценки национального
богатства, в особенности относительно его «материальной» части, может
базироваться на измерении стоимости любых элементов богатства с позиций их полезности.
Относительно оценки «природной составляющей» национального богатства вопрос до
последнего времени остается остро дискуссионным. Значительную активность в этом
направлении проявляют представители научной школы, которая базируется на
принципах рентообразующих факторов. Производственные основные фонды могут быть
оценены по их совокупной капитализированной отдаче, рассматривая их как
производственный потенциал.
Осознание необходимости экономической
(стоимостной) оценки природных ресурсов и одновременно с этим практические
работы по этой проблеме начались во многих странах мира несколько десятилетий
назад. Отставание нашей страны в решении этих проблем очевидно, так как только
с развитием рыночных отношений возникла реальная необходимость стоимостной
оценки природно-ресурсного потенциала. Указанная проблема тем более очевидна,
что поддержание современного экономического уровня страны в значительной мере
зависит от степени рациональности использования, вовлечения в хозяйственный
оборот, в том числе и от сдачи в аренду природных ресурсов. Экономическая
оценка природных ресурсов представляет собой определение их ценности в
денежном выражении в фиксированных социально-экономических условиях
производства при заданных режимах природопользования и экологических
ограничениях на хозяйственную или иную деятельность. Экономическая оценка
природных ресурсов применяется для:
§ определения
стоимости природных ресурсов;
§ выбора оптимальных
параметров их эксплуатации
(использования);
§ определения
экономической эффективности инвестиций в
природно-ресурсный комплекс;
§ определения
убытков от нерационального и не комплексного
использования природных ресурсов;
§ отражения
оценки доли природных ресурсов в структуре
национального богатства;
§ установления
платежей и акцизов за пользование природными ресурсами;
§ определения
залоговой стоимости природных объектов и
ресурсов;
§ прогнозирования
и планирования использования природных
ресурсов;
§ определения
величины компенсационных платежей, связанных с выбытием или изменением
целевого назначения природных ресурсов;
§ решения
других задач, связанных с рациональным использованием природных ресурсов.
С учетом анализа и обобщения
имеющегося отечественного и зарубежного опыта можно отметить, что
государственная политика в области оценки природных ресурсов, прежде всего,
должна быть
направлена на:
1) экономическую реализацию
полномочий государства как
собственника природных ресурсов;
2) обеспечение совершенствования
методов оценки эффективности инвестиционных программ и проектов в сфере
природопользования, особенно в условиях дальнейшего развития процесса приватизации;
3) формирование рынка экологических
товаров, работ и услуг, в
том числе — риэлтерских услуг по экономической оценке природных ресурсов;
4) создание рынка экологического
страхования и экологического аудита в сфере природопользования;
5) создание механизма предоставления
лицензий на природопользование на платной и конкурсной основе.
Система стоимостных оценок природных
ресурсов призвана решить целый комплекс важных народнохозяйственных задач: создать
механизм учета и воспроизводства национального богатства страны; разработать
принципы инвестирования природоэксплуатирующих отраслей; внедрить методы
управления запасами природных ресурсов и решить проблемы ресурсосбережения;
обеспечить сбалансированное развитие территорий; разработать единую систему
платежей за пользование природными ресурсами, разработать методологию оценки
объектов недвижимости и др.
Ряд задач возможно решить, используя
конкретные стоимостные оценки как отдельных видов ресурсов, так и их
совокупности (для целей комплексного использования), в том числе:
§ разработка
системы показателей национального богатства с
учетом природных ресурсов на основе их рыночной стоимости (позволит
сопоставить объемы ресурсов, качество, их ценовую структуру, определить
приоритеты рентабельности использования ресурсов на всех уровнях управления);
§ усовершенствование
системы показателей контроля экономической безопасности страны и регионов (т.
е. наряду с показателями физических объемов и соотношений между структурными
составляющими минерально-сырьевой базы или прироста запасов и объемов их
добычи и погашения, рассматривать стоимостные показатели, позволяющие
оперировать новыми критериями и категориями: инвестиционная активность, защита
от рисков и природно-ресурсное страхование, эффективность деятельности
природоэксплуатирующих предприятий, в том числе — средоохранной и внешнеторговой;
соотношения между собственниками природных ресурсов, например, государством и
другими собственниками);
§ внедрение
программных и экономических методов управления природными ресурсами (формирование
фондов на восстановление, охрану, изучение ресурсов, определение залоговой
стоимости природных ресурсов, обоснование капитальных вложений и регулирование
инвестиционных потоков, оценка эффективности инвестиционных проектов и программ,
сопоставление с мировыми стандартами).
Оценка природных ресурсов — сложная
междисциплинарная, межведомственная задача, которая становится первоочередной
в условиях рыночной экономики. Основные проблемы в этом вопросе возникают из-за
отсутствия общепринятой методологии экономических оценок ресурсов и процессов
ресурсопотребления и соответствующей правовой и нормативно-методической базы.
Разработку методов денежных оценок природных ресурсов длительное время
сдерживала недостаточная обоснованность теоретических посылок. Более того,
природные ресурсы зачастую рассматривались в отрыве от проблем оценки элементов
национального богатства и их воспроизводства. Именно отсутствие до настоящего
времени единых согласованных методических подходов по социально-экономической
оценке природных ресурсов (стоимости земли, недр, лесов и др.) не позволяет их
учитывать и отражать в составе национального богатства страны, наряду со
стоимостью основных производственных фондов, зданий и сооружений и др.
В этой связи главная задача состоит в
разработке общей концепции экономической (стоимостной) оценки природных
ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки
разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с точки зрения
согласования интересов экономики и природопользования.
Важное значение при этом принадлежит
определению комплексного показателя природно-ресурсного потенциала территории,
который бы учитывал:
§ наличие
(объем и типы) природных ресурсов региона;
§ значение
природных ресурсов и поддержание устойчивости
природных систем, т. е. рациональное сочетание и допустимые интервалы
колебаний запасов, не влекущие за собой изменения устойчивости системы в
целом;
§ функциональную
роль природных ресурсов и условий окружающей среды в формировании хозяйственной
деятельности в регионе (оптимальные направления использования ресурсов в
пределах природо-ресурсного потенциала с учетом процессов самовосстановления
для возобновляемых ресурсов), т. е. в обеспечении равновесия и устойчивости
регионального эколого-экономического развития.
Необходимо отметить, что советской
экономической наукой долгое время отрицалась необходимость учета ренты
(экономической оценки природных ресурсов) в экономических отношениях, исходя из
известного постулата К. Маркса о том, что «земля не есть продукт труда,
следовательно, не имеет стоимости» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 25, ч. II, с. 172).
Считалось, что общество не может предоставить природные ресурсы в пользование
на условиях платы самому себе. Одновременно делался вывод о том, что ликвидация
класса земельных собственников в ходе социалистической революции открывает
возможность утверждения принципа бесплатного предоставления земли и ее недр в
пользование коллективов. Декретом «О Земле» (1917), как известно, земля была
передана в обработку бесплатно. И если в первые годы советской власти еще
существовала арендная плата за пользование землей и ее недрами (разработка недр
облагалась подесятинной платой и долевыми отчислениями добычи), то, начиная со
второй половины 20-х годов платное пользование природными ресурсами
ограничивалось, пока вовсе не было упразднено. Указанное обстоятельство не
способствовало объективному отражению природно-ресурсного потенциала страны
через его стоимостную оценку в составе национального богатства.
Необходимость платности использования
природных богатств была осознана не сразу, чему способствовали как естественные
факторы (богатство страны природными ресурсами), так и политико-экономические
факторы (необходимость ускоренного развития тяжелой промышленности как основы
социализма и т. д.) Однако по мере преимущественно экстенсивного развития
производства стала проявляться как относительная, так и абсолютная ограниченность
отдельных природных ресурсов, что сопровождалось резким ухудшением состояния
окружающей среды. Данное обстоятельство привело к пониманию того, что для
рационального использования природных ресурсов директивного управления явно
недостаточно, и лишь прекращение бесплатного вовлечения природных ресурсов в
хозяйственный оборот, их отражение в составе национального богатства на
основе стоимостной (денежной) оценки может способствовать улучшению ситуации.
В целом отдельные элементы учета экологического фактора в хозяйственной деятельности
на основе механизма платного (возмездного) использования природных богатств,
существовавшие в условиях планово-директивной экономики, носили больше
декоративный и декларативный характер.
В настоящее время работы по
стоимостной оценке природных ресурсов в современном ее понимании находятся в
самой начальной стадии. Значительный интерес к вопросам экономической оценки
природных ресурсов и оценки ущерба от загрязнения и нерационального
природопользования был проявлен в связи с формированием в стране в конце 80-х
— начале 90-х годов системы платного природопользования. Этому способствовало
принятие ряда законов «О плате за землю», «О недрах» и Закона РФ «Об охране
окружающей природной среды» (1991), а также Водного кодекса РФ, Лесного кодекса
РФ, Закона РФ «О животном мире», Закона РФ «О континентальном шельфе
Российской Федерации», которые заложили основу перехода на рыночные отношения в
сфере природопользования. Однако сложность практического применения указанных
экономических оценок, отсутствие должной информационной и нормативной базы не
привели к реальному использованию оценок.
Критически осмысливая проделанную
работу, следует отметить, что введение платы за пользование природными
ресурсами и отчислений на их охрану и воспроизводство практически строились без
учета экономических оценок, хотя проработки в этом направлении велись различными
министерствами и ведомствами при отсутствии общего государственного подхода и
единой методологии.
Так, в 1993—1997 гг. в соответствии с
распоряжением Правительства РФ в виде эксперимента в раде субъектов Российской
Федерации отрабатывались вопросы учета и социально-экономической оценки
природных ресурсов. Значительный интерес при этом представляют заделы в данном
направлении в Иркутской, Ленинградской, Московской и Ярославской областях. К
примеру, в Ярославской области в научно-производственном предприятии «Кадастр»
выполнялись аналитическая и практическая работа по экономической (денежной)
оценке природных ресурсов, в том числе — с участием специалистов США
(Гарвардский институт международного развития). В 1997 г. завершился эксперимент по разработке комплексных территориальных кадастров природных
ресурсов как инструмента учета, сбора, обработки и предоставления на
федеральном и региональном уровне информации, необходимой для принятия
управленческих решений, которая в том числе может быть использована и при установлении
системы стоимостных показателей.
С принятием нового Гражданского
Кодекса Российской Федерации интерес к оценке природных ресурсов возобновился
на новом уровне. Последнее обстоятельство связано с наличием в ГК РФ статьи
130, которая относит природные ресурсы к недвижимости, в связи с чем возникает
проблема их экономической оценки. В настоящее время ряд коммерческих и
общественных структур (Российское общество оценщиков, Федеральный фонд оценки
и др.) проводят определенную работу по развитию оценочной деятельности в сфере
природопользования. При этом делается попытка принятия указанными структурами
нормативных документов в этой сфере (например, стандарт Российского общества
оценщиков «Оценка минерального сырья», 1996). В то же время вопросы введения
лицензирования оценочной деятельности, утверждения нормативных и методических
документов в этой области требует осуществления соответствующего
государственного регулирования через систему органов природоресурсных
министерств и ведомств.
По ряду причин как объективного, так и
субъективного характера (ограниченность финансирования указанных работ и пр.)
работа по внедрению оценок в целом по России не получила широкого применения.
Перспектива развития данного направления по экономической оценке природных
ресурсов во многом связана с практической реализацией вышеуказанной статьи ГК
РФ, а также с принятием государственной политики в области использования,
охраны и воспроизводства природных ресурсов.
1.2 Подходы к экономической оценке природных ресурсов
Как было отмечено выше, до настоящего
времени отсутствует единство методических подходов по экономической оценке природных
ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот, и ее отражение на
макроэкономическом уровне. Наибольшее развитие получили подходы к ее
определению исходя из:
1) общей экономической стоимости
(ценности) ресурса;
2) затратного подхода и его
модификации;
3) воспроизводственного подхода;
4) оценки ресурсов, основанных на
дифференциальной ренте.
В последние годы интенсивно
развиваются подходы, которые основываются на учете косвенной стоимости
использования природного ресурса, например, через измерение эффекта от сохранения
биоразнообразия, через «косвенную стоимость использования» или через
определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова
(углеродный кредит).
В настоящее время в экономической
науке получили развитие следующие основные подходы социально-экономической
оценки природных ресурсов для их отражения в структуре национального богатства
(по рыночной стоимости).
Затратный подход. В
соответствии с этим подходом оценка природных ресурсов определяется по
величине затрат на их добычу, освоение или использование. Отметим, что на этом
принципе основано установление платы за забор воды промышленными предприятиями,
действующее в настоящее время. Основным недостатком рассматриваемого подхода
для целей использования данной оценки в национальном богатстве страны является
то, что природный ресурс более высокого качества, расположенный в более удобном
для освоения месте, получит меньшую стоимость, в то время как его потребительская
стоимость будет выше «плохого» ресурса. Таким образом, данный подход менее
применим для стимулирования рационального природопользования.
Указанный метод основывается на
определении общей совокупности всех элементов затрат живого и овеществленного
труда (непосредственно трудовых затрат, средств производства и иных
составляющих) на освоение, разведку, вовлечение в хозяйственный оборот,
количественное воспроизводство и качественное возобновление, а также на охрану
и защиту различных видов природных ресурсов. Исчисление такого рода затрат
может производится при этом в ценах как на какой-либо исходный момент (по
величине и структуре издержек), так и в существующих ценах на момент проведения
расчетов.
Результативный
подход. Согласно этому подходу экономическую оценку (стоимость)
имеют лишь те природные ресурсы, которые приносят доход. Другими словами,
стоимость ресурса определяется денежным выражением первичной продукции,
получаемой от эксплуатации природного ресурса, либо разницей между полученным
доходом и текущими затратами. Такой подход также имеет много недостатков.
Во-первых, не для любого природного ресурса можно определить стоимость
первичной продукции. К примеру, сырая нефть, добытая из скважины, имеет вполне
определенную товарную стоимость, в то время как определение дохода от воды в
первичном продукте представляет сложную проблему, например, если это не
товарная (минеральная) вода, используемая для непосредственного потребления
(как питье). Во-вторых, доход от использования ресурса может быть как прямым,
так и косвенным, который очень сложно оценить. Это относится, в частности, к
использованию природных объектов в рекреационных целях, к климатическим ресурсам
территории и т. д. В-третьих, при таком подходе не учитывается фактор времени.
Неиспользуемый ресурс, не имеющий в соответствии с данным подходом стоимости,
может быть востребован и даже стать дефицитным в процессе освоения территории,
развития новых технологий и производств в целом.
Наряду с экономической оценкой
непосредственно природных ресурсов Р. Костанзой и другими представителями
школы экологической экономики предпринимаются попытки оценить в стоимостном
выражении отдельные экосистемные функции природного капитала (табл. 12.1). Хотя
на практике выполнить это довольно сложно, так как большая часть этих услуг
(чистый воздух и вода, регулирование климата, ассимиляция отходов,
эстетическая привлекательность ландшафта и т. д.) предоставляется и формируется
без участия рынка.
Таблица 1.1
Экономическая
ценность экосистемных услуг Земли
Тип экосистемы
|
Общая площадь,
млн. га
|
Общая экономическая ценность на 1 га, долл. в год*
|
Общая экономическая ценность экосистемных услуг, млрд.
долл. в год*
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Морские, в том числе:
Открытый океан
Устья
Морские плантации
Коралловые рифы
Шельф
Наземные, в том числе:
Тропические леса
Бореальные леса
(леса умеренного
пояса)
Луга/степи
Болота/увлажнен-
ные места
Озера/реки
Пустыни
Тундры
Скалы/вечные
снега
Сельскохозяйственные земли
Городские территории
Всего:
|
36 302
33 220
180
200
62
2 660
15 323
1 900
2 955
3 898
330
200
1 925
734
1 640
1 400
332
51 625
|
252
22 832
19 004
6 075
1 610
2 007
302
232
14 785
8 498
Оценка не
проводилась
Оценка не
проводилась
Оценка не
проводилась
Оценка не
проводилась
92
|
20 949
8 381
4 110
Оценка не
проводилась
Оценка не
проводилась
Оценка не
проводилась
Оценка не
проводилась
128
33 268
|
* Курс 1994 г.
Примечание: для сравнения
суммарный ВНП для всех стран планеты составил в 1996 г. около 18 000 млрд долл. США.
Источник: Глазырина И.
П. Природный капитал в экономике переходного периода. — М.: НИА-Природа, РЭФИА,
2001. — С. 159.
Затратно-ресурсный
подход. В этом подходе при определении стоимости природного
ресурса соединяются затраты на его освоение и доход от его использования.
Данная концепция имеет то достоинство, что социально-экономическая оценка
природного ресурса, полученная таким способом, будет выше, чем в предыдущих
случаях, что стимулирует рациональное природопользование. Однако, ему присущи
недостатки первых двух подходов.
Воспроизводственный
подход. Данный подход является сравнительно новым, поскольку
связан с обострением экологической обстановки в стране. Суть его состоит в
следующем. Совокупность возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов на
определенной территории и состояние окружающей среды, приближенное к
естественному (заданному) уровню, рассматривается как некий стандарт, отправной
уровень. Использование какого-либо природного ресурса должно подразумевать его
восстановление в прежнем качестве (для возобновляемых ресурсов) и количестве,
либо (для невозобновляемых) компенсации с учетом не ухудшения качества
окружающей среды в данном месте. Стоимость природного ресурса будет в данном
случае определяться как совокупность затрат, необходимых для воспроизводства
(или компенсации потерь) ресурса на определенной территории. Однако подобный
подход предполагает потенциальную дефицитность природных ресурсов и во многих
случаях может привести к завышенным оценкам природных ресурсов. Принимая во
внимание тот факт, что в ряде регионов резервы экстенсивного использования
природных ресурсов практически исчерпаны, а состояние окружающей среды близко к
критическому, именно подобный подход представляется наиболее актуальным и
целесообразным.
Следует отметить, что с точки зрения
обеспечения экологически устойчивого развития воспроизводственный подход
представляется наиболее приемлемым, однако из-за высоких компенсационных затрат
сфера его применения ограничивается (применительно к задачам сохранения
биоразнообразия — в основном редкими и исчезающими видами и особо охраняемыми
территориями). Оценки, проводимые методом восстановительной стоимости, наиболее
приемлемы в условиях отсутствия данных о рыночных ценах на биологические
объекты. По оценкам, стоимость охотничьих ресурсов Московской области
составляет порядка 31 млн долл. США или 7,4 долл./га. Аналогично по условным
затратам на воспроизводство определяется стоимость органических веществ
определенной экосистемы, фаунистических ресурсов. Так, к примеру, по
экспертным оценкам стоимость фаунистических ресурсов Московской области
составляет 131 долл./га, а восстановительная стоимость животного мира — 375
долл./га. Таким образом, общая эколого-экономическая оценка ресурсов животного
мира в данном регионе составляет 1572 млн долл. США. Данные расчеты выполнялись
в 1995—1996 гг. в рамках проекта Глобального экологического фонда «Сохранение
биологического разнообразия России».
Подход на основе такс
возмещения ущерба. Данный подход является разновидностью перечисленных выше
подходов и предполагает экономическую оценку природных ресурсов
(преимущественно биологических) и отдельных их видов на основе такс
(нормативов) возмещения ущерба, убытков и потерь, связанных с нарушением
режимов природопользования, незаконного изъятия ресурсов из экосистемы,
нарушением природоохранных норм и правил, законодательства в области охраны
окружающей среды и т. д.
Достаточно достоверные данные о
стоимостных оценках биологических природных ресурсов могут быть получены на
основе такс для исчисления взыскания за ущерб, причиненный незаконным
добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира, т. е. на основе
прямого ущерба ресурсам.
Подход по оценке
биопродукции на основе метода анкетного опроса населения. По оценкам,
стоимость ежегодно извлекаемой биопродукции (рыболовство, сбор грибов,
дикорастущих плодов и ягод) составляет в Московской области 234 млн долл. США.
Кроме того, при экономической оценке
природных ресурсов могут использоваться и другие подходы, например, по оценке
ресурса на основе его рыночной стоимости, которая определяется по результатам
аукционов, торгов; на основе готовности населения платить за пользование
(рекреационные цели, повышение образования и экологической культуры и т. п.)
определенными природными ресурсами и территорией и др. Последний подход получил
достаточно широкое развитие в последнее время за рубежом в связи с рекреационным
использованием территорий природных национальных парков.
Кадастровый подход. Данный подход
к оценке природных ресурсов базируется на совокупности информации о конкретном
виде природного ресурса, включая характеристики его количества (запасов), возраста,
качественного состава и структуры, местоположения и множества иных показателей
(индикаторов). Кадастровые группы, на которые разбиваются те или иные природные
ресурсы, например, земельные, приводятся, как правило, в баллах (например, от
1 до 100). По данным имеющихся кадастров должны определяться условия получения
самого высокого чистого дохода и самых низких затрат по освоению,
использованию, воспроизводству и охране данного вида естественных активов.
Кадастровый метод обеспечивает более детализированную оценку природных
ресурсов по сравнению с упрощенными затратным и рентным методами и может быть
использован в совокупности с каждым из них.
Рентный подход. Трактовки
теории ренты очень разнообразны, а предлагаемые способы ее исчисления
достаточно сложны и для многих ресурсов не разработаны. Эта неопределенность
затрудняет внедрение в практику рентных оценок и платежей. Дифференциальная
рента является основой экономических отношений в сфере природопользования. Это
обусловлено тем обстоятельством, что переход к рыночным условиям
хозяйствования, происходящий в нашей стране в настоящее время, требует создания
системы природопользования, основанной на налогообложении недвижимости. В
основе современных концепций налогообложения недвижимости лежит принцип изъятия
в пользу общества дифференциальной ренты. Она должна явиться важнейшим
источником доходов бюджетов различных уровней, а также регулятором
распределения различных видов деятельности в территориальном разрезе. Это
обуславливает необходимость более подробного рассмотрения теории
дифференциальной ренты.
В последнее время получили развитие оценки
природных ресурсов через «косвенную стоимость использования» или через
определение эффекта от лесонасаждения и сохранения растительного покрова (углеродный
кредит). Последний подход может найти реальное применение при
регулировании глобального использования природных ресурсов и управлении
выбросами парниковых газов на основе торговли правами на загрязнение. В данном
случае как раз и используется экономическая интерпретация понятия
«ассимиляционный потенциал окружающей среды».
Торговля квотами на выбросы
загрязняющих веществ в окружающую среду относится к числу перспективных
экономических инструментов экологической политики. Первоначально введенный на
уровне фирм и предприятий, данный механизм управления природопользования в
настоящее время получает новое развитие в сфере международных отношений. Особую
актуальность данное положение получило после Конференции ООН по изменению климата
в г. Киото (декабрь 1997), где мировому сообществу впервые удалось договориться
о взаимоприемлемых количественных обязательствах по ограничению и сокращению
объема техногенных выбросов парниковых газов (основу которых составляют
углекислый газ, метан, азотные соединения).
Суть данного подхода состоит в
следующем: развитые страны, как и страны с переходной экономикой, приняли
обязательства по сокращению выбросов парниковых газов, а в качестве точки
отсчета (базового уровня) взят 1990 г. Присоединившиеся к Конвенции страны к 2000 г. должны сократить свои выбросы до базового уровня. К примеру, к 2008 г. США обязаны снизить загрязнение атмосферы на 3%, страны ЕС — на 8%, Япония — на 6%. По
прогнозам, Россия в обозримом будущем не будет выбирать свои квоты, и в 2010 г. выбросы страны составят лишь 92—96% от уровня 1990 г. В этих условиях возникает реальная
возможность торговли неиспользованными квотами на выбросы парниковых газов в
размере 250 млн т ежегодно при рыночной цене одной тонны 10 долл. США. Продавая
квоты на выбросы парниковых газов, которые связаны с потеплением климата,
странам-загрязнителям, Россия только за период до 2005 г. может получить не менее 18 млрд долл. Объем таких сделок до уровня 2008 г., согласно расчетам Бюро экономического анализа при Минэкономразвития России, может возрасти
до 14,7—22,9 млрд долл. Таким образом, ежегодно Россия может получать на
мировом рынке по продаже квот на выбросы в атмосферу парниковых газов до 3 млрд
долл. Однако выигрыш на рынке квот прямо связан с необходимостью технологического
перевооружения производства, следования мировым стандартам
энергоэффективности, принципам устойчивого ведения лесного хозяйства.
В таблице 1.2 показаны количественные
ограничения выбросов парниковых газов для отдельных стран, определенные Киотским
протоколом.
Таблица 1.2
Количественные
ограничения выбросов парниковых газов, определенных Киотским протоколом для
индустриально развитых и развивающихся стран
№
п/п
|
Страна
|
Изменение выбросов
парниковых газов по сравнению с базовым 1990г., %
|
№
п/п
|
Страна
|
Изменение выбросов
парниковых газов по сравнению с базовым 1990г., %
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
|
Австралия
Австрия
Бельгия Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Греция
Дания
Европейское сообщество
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Канада
Латвия
Литва
Лихтенштейн
Люксембург
Монако
|
108
92
92
92
92
94
92
92
92
92
92
110
92
92
94
92
92
92
92
92
|
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
|
Нидерланды
Новая Зеландия
Норвегия
Польша
Португалия России
Румыния
Словакия
Словения
США
Украина
Финляндия
Франция
Хорватия
Чехия
Швейцария
Швеция
Эстония
Япония
|
92
100
101
94
92
100
92
92
92
93
100
92
92
95
92
92
92
92
04
|
Отметим, что Киотский протокол подписала 84 страны,
в том числе и Россия.
По оценкам Центра подготовки и
реализации проектов технического содействия (ЦПРП), суммарный выброс
парниковых газов в России (по всем контролируемым Киотским протоколам газам:
двуокиси углерода, метана, закиси азота, гидрофторуглеродам, перфтор-углеродам
и гексафториду серы) в базовом 1990 г. составил 3064 млн т (с учетом
лесохозяйственной деятельности).
В настоящее время доля России в общем
возможном выбросе по соглашению стран составляет: 17,4%, доля США — 36%, Японии
— 9%, Германии — 7% и Великобритании — 4%. Предполагается, что основные трудности с
распределением квот коснутся Японии, где указанные выбросы превышают норму на
10%. Таким образом, по мнению экспертов, в случае вступления в силу Киотского
протокола эта страна может стать основным покупателем российских квот. Кроме
Японии в числе потенциальных покупателей российских прав на загрязнение
воздуха могут оказаться Канада и некоторые страны ЕС.
Значительный опыт по изучению и использованию
природоохранных функций лесопромышленного подкомплекса АПК по смягчению
антропогенных климатических изменений накоплен, в частности, в Саратовской
области. В данном регионе выполнены обоснования и ведутся практические работы
по созданию новых углеродоемких лесов, а также по развитию принципов товарного
углеродного кредита, который представляет собой количество двуокиси углерода,
депонированного в среднем за год на определенной территории.
В Экологической доктрине Российской
Федерации (2002) в качестве одного из главных экономических и финансовых
механизмов по обеспечению рационального природопользования и охраны окружающей
среды предусмотрено включение в экономические показатели полной и все
возрастающей ценности природных объектов и экологических услуг и их учет при
принятии решений.
ВЫВОД
Экономическая оценка природных
ресурсов (объектов) определяет в стоимостном выражении их ценности в
фиксированных социально-экономических условиях производства при заданных
режимах природопользования и экологических ограничениях на хозяйственную и
иную деятельность.
Экономическая оценка природных
ресурсов является составной частью экономических активов страны. Не относятся
к экономическим активам те природные ресурсы, которые не могут быть собственностью,
в том числе государственной, например, океаны. Не относятся к экономическим
активам отдельные, недоступные природные ресурсы, которые по этим причинам
не включены и в ближайшее время не могут быть вовлечены в хозяйственный
оборот.
Экономическая оценка природных
ресурсов достигает целей:
*эффективного управления
природными ресурсами;
*учета стоимости
природных ресурсов в составе экономических активов страны;
*обоснования
стратегий, долгосрочных и среднесрочных планов социально экономического
развития Российской Федерации и ее субъектов;
* включения
показателей экономической оценки природных ресурсов в систему
социально-экономических отношений в обществе;
* решения всего
комплекса вопросов, связанных с рациональным использованием природных
ресурсов.
Конечно методы
экономической оценки природных ресурсов надо совершенствовать и эффективнее
применять, поскольку это в дальнейшем приведет к более
|