3.Экономическая
сущность и цели денежно-кредитной политики
4.Механизм
реализации денежно-кредитной политики государства
5.Денежно-кредитные
и фискальные рычаги структурной перестройки экономики Украины
Заключение
Литература
Введение
При определении объективной необходимости
денежно-кредитной политики в условиях трансформации экономики в особенности
важным есть понимание ее сущности, целей, механизма и инструментов реализации.
Денежно-кредитная политика является составной экономической политики
государства, одновременно реализует как политические, так и экономические цели.
Экономическая сущность денежно-кредитной политики состоит в совокупности
экономических и административных мероприятий государства и Национального банка,
направленных на использование экономических инструментов денежно-кредитного
механизма для осуществлению влияния на субъекты денежно-кредитного рынка с
целью стабилизации национальной денежной единицы, регулирование предложения
денежной массы, ликвидности и кредитоспособность банковских институтов для
обеспечения необходимого экономического возрастания, занятости и сдерживания
инфляционных процессов.
Такое определение сути денежно-кредитной
политики дает возможность выделить иерархическую структуру ее задач и целей
соответственно тех политико-правовых и экономических условий, в которые она
осуществляет. Поэтому можно наметить стратегическую цель, которая реализует
конечный этап, и текущую денежно-кредитную политику, которая ориентируется на
решение конкретных и текущих задач тактического характера. Определение
иерархической структуры в интересах денежно-кредитной политики необходимое при
конкретизации тактических задач для достижения общего результата. Тактические
целые денежно-кредитной политики за своей направленностью могут не совпадать с
общеэкономической целью, но они дают возможность достичь отдельных результатов
состояния экономики, или отдельных ее составных, которые являются определенной
степенью в экономической модели, которая реализует стратегическую цель.
Ныне в отечественной экономической литературе
денежно-кредитная политика отождествляется с монетарной политикой НБУ. Основной
целью такой политики есть стабилизация национальной денежной единицы и
денежного рынка за счет контроля и управление эмиссией денег и банковской
системой. Но реализовать эту задачу в условиях переходной экономики монетарная
политика может только в совокупности с фискальной политикой государства, причем
и фискальная, и денежно-кредитная политика должны составлять единый механизм
достижения конкретной цели на соответствующем этапе. Хотя денежно-кредитная и
фискальная политика выступают как отдельные составные при достижении конечного
макроэкономического результата, эффективность их действий состоит в определении
тактических целей и во взаимодействии в походке их реализации. Такое
взаимодействие определяет эффективность и действенность каккаждой
отдельной составной, так и в целом экономической политики государства.
Итак, целью данной работы является
рассмотрение механизма денежно-кредитной политики Украины а переходный период.
1. Механизмы денежно-кредитной политики
В соответствии с мировым опытом в сфере
денежно-кредитного регулирования ни монетаризм, ни теория государственного
регулирования самые собою не воплощаются в экономическую политику стран.
Преимущество предоставляется рыночным механизмам сравнительно с
административными методами регулирования. Примером может быть либерализация
банковского законодательства в европейских странах в начале 90-х лет XX
столетие.
Выбор и объединение экономических
инструментов, которые применяются при определенных условиях, зависит от
стратегии центрального банка. Вообще центральные банки могут использовать:
— административные или рыночные инструменты;
— инструменты прямого или косвенного влияния;
— коротко-, средне- или долгосрочные
мероприятия.
Например, в сфере учетной политики центральный
банк может применять прямое регулирование на денежном рынке и вместе с тем —
косвенное влияние на рынок капиталов.
Долгосрочными мероприятиями денежно-кредитной
политики есть такая стратегия центрального банка, которая рассчитанная на
период с одного года до нескольких десятилетий. Примером инструментов
долгосрочного регулирования являются традиционные инструменты денежной политики
(например, обязательных банковских резервов, финансирование и т.п.).
Мероприятиями краткосрочной политики могут быть операции с ценными бумагами,
операции "своп" в границах валютной политики и т.п..
Административными инструментами денежной
политики есть эмиссия денежной наличности, внедрение минимума кредита
центрального банка, который предоставляется правительственным и банковским
учреждениям, прямое регулирование ссудных операций банков, определение маржи,
процентов для финансирования отдельных областей экономики и т.п..
Использование методов административного
регулирования объемов и структуры денежного обращения наибольшее
распространенно в странах с переходной экономикой.
Рыночными (или экономическими) инструментами
денежно-кредитной политики являются такие классические инструменты как:
— осуществление операций на открытом рынке;
— регулирование нормы банковских резервов;
— регулирование учетной ставки процента на
займы, которые предоставляются центральным банком.
Каждый из указанных механизмов имеет
собственный перечень средств, усовершенствование которых происходит не один
десяток лет.
2. Создание и развитие денежной системы
Украины
Становление Украины как независимого,
суверенного государства обусловило необходимость создания собственной денежной
системы, которое обеспечивало бы возможность украинским властным структурам
самостоятельно руководить денежным оборотом и денежным рынком в интересах
развития национальной экономики. Организационно-правовые основы создания
денежной системы Украины были заложены в Законе Украины «О банках и банковской
деятельности», принятому Верховной Радой Украины 20 марта 1991 г. Этим законом
Национальному банку Украины предоставлялось монопольное право осуществлять
эмиссию денег на территории Украины и организовывать их оборот, обеспечивать стабильность
денег, проводить единую денежно-кредитную политику и т.п.. Это означало, что
никакие другие органы нашей страны, а тем более других стран, не имели права
вмешиваться в эту сферу. Затем оборот денег на нашей территории становился
подвластным исключительно органам украинского государства.
Первые практические шаги относительно
создания собственной денежной системы были сделаны после выхода Украины с
состава СССР, если 10 января 1992 г. были внедренные украинские
купоно-карбованцы многоразового пользования как дополнения к рублевой денежной
массе. То есть в обороте одновременно оказались два вида валюты —
предшествующие рубли, эмиссия которых перешла от союзного правительства к
Российской Федерации, и купоно-карбованцы, право эмиссии которых было закреплено
за НБУ. Весь безналичный оборот продолжал обслуживаться исключительно
предшествующей, теперь уже русской, валютой — рублями.
Чтобы ослабить отрицательные следствия
параллельного оборота двух валют, Президент Украины указом «О реформе денежной
системы Украины» от 12 ноября 1992 г. ввел купоно-карбованець в сферу
безналичного оборота и изъял из него рублевые деньги. Новые деньги были названы
«украинский рубль», получили статус временных национальных денег и стали единой
на территории Украины средством платежа. Украинский рубль как временные деньги
взял на себя львиную частицу финансовых неурядиц переходного периода и выполнил
этим свою исторически-жертвенную миссию. На нем методом попыток и ошибок
строилась национальная денежная система Украины. Введением в общий оборот
украинского рубля завершился первый этап формирования национальной денежной
системы Украины.
На втором этапе Национальный банк Украины,
опираясь на нормы Закона Украины «О банках и банковской деятельности» (1991
г.), отрабатывал отдельные элементы и организацию функционирования денежной
системы. К основным направлениям и наиболее ощутимых результатов развития
денежной системы на этом этапе можно отнести:
1. Развитие собственного эмиссионного
механизма, который включает:
— создание Банкнотно-монетного двора НБУ,
которое имеет полный цикл высококачественного производства бумажных денег и
монеты;
— разработка дизайна, установление номинала,
платежных признаков, обеспечение системы защиты дензнаков и монет;
— разработка правил выпуска в обращение,
сохранение, инкассации, изъятие из оборота денежной наличности, ведение
кассовых сделок и т.п.
2. Формирование механизма регулирование НБУ
предложения денег, задачей которого есть:
3. Разработка методики и методологии
денежно-кредитной политики НБУ, накопление опыта практического применения
инструментов денежно-кредитной политики, размежевание сфер применения
фискально-бюджетной и денежно-кредитной политики.
4. Развитие национальной платежной системы,
которая охватывает:
¾создание системы электронных платежей на
межбанковском уровне;
—разработка методических и инструктивных
документов относительно организации безналичных расчетов на межхозяйственном
уровне;
—разработка методических и организационных
основ создания электронной системы массовых платежей.
5. Формирование механизма валютного регулирования,
которое включает:
—развитие инфраструктуры валютного рынка и
формирование методических и организационных основ осуществление операций на
нем;
—порядок регулирования валютного курса;
—создание механизма формирование и
использование золотовалютных резервов;
—формирование отчетности относительно
платежного баланса страны, осуществление его анализа и прогнозирование.
6. Разработка и испытание на практике
специальных мероприятий из преодоления гиперинфляции и регулирование инфляции.
Перечисленные мероприятия дали возможность
сформировать на протяжении 1993—1996 гг. правовые и организационные основы
национальной денежной системы рыночного типа, которая способная была обеспечить
надлежащее управление денежным оборотом соответственно потребностям экономики страны.
Новой ситуации, которая сложилась в управлении
денежным оборотом, не отвечал статус временной валюты, что сохранялся за
украинским рублем. Временные деньги не могут надлежащим образом выполнять одну
из важнейших функций — функцию накопления. Это подрывает интересы экономических
субъектов к накоплению денег как источника инвестирование, сдерживает
экономическое возрастание, снижает эффективность антиинфляционной политики,
укрепление государственных финансов. В связи с этим особой остроты приобрело
вопрос внедрения в оборот постоянной денежной единицы — гривны. 25 августа 1996
г. Президент Украины подписал Указ «О денежной реформе в Украине», согласно
которому с 2 по 16 сентября 1996 г. из оборота был изъятый украинский рубль и
введенная постоянная денежная единица — гривна и ее сотая часть — копейка.
Этим закончился второй этап развития денежной
системы Украины и начался третий.
На третьем этапе происходит дальнейшее
усовершенствование механизмов и инструментов денежной системы, которые были
разработаны на предшествующем этапе. Важной вехой здесь стало принятие
Верховной Радой Украины в мае 1999 г. Закона «О Национальном банке Украины».
Хотя в этом законе непосредственно о денежной системе язык не идет, тем не
менее те функции НБУ, которые составляют основу денежной системы, нашли широкое
отображение. Это, в частности, раздел IV «Денежно-кредитная политика», раздел V
«Управление наличным денежным обращением», раздел VIII «Деятельность
Национального банка относительно операций с валютными ценностями». В них четко
выписанные права и обязанности НБУ относительно обеспечения стабильности
национальных денег, регулирование денежного оборота, определенные методы и
инструменты денежно-кредитной политики и прочие виды деятельности НБУ, которые
формируют денежную систему страны [2 c.179].
3. Экономическая сущность и цели
денежно-кредитной политики
Каждая страна, в зависимости от формы
политической власти, определяет основные направления своего
социально-экономического развития. Товарная форма хозяйствования базируется на
рыночном механизме взаимосвязи между субъектами хозяйственной деятельности.
Данная взаимосвязь основывается, с одной стороны, на действии объективных
экономических законов товарного производства, с другой стороны, на стремлении
реализации своих субъективных потребностей и интересов каждым индивидуумом.
Объединение объективного и субъективного в конкретной форме хозяйствования
порождает одно из главных противоречий рыночной экономики. Функционируя на
действии объективных экономических законов, рыночная экономика старается
развиваться, используя механизм саморегулирования. Такая точка зрения была в
основе экономических концепций саморегулирования и экономического равновесия
рынка. Так, Ж-Б. Сей в своей работе «Трактат политической экономии» (1803 г.), рассматривая
процесс функционирования рыночного отношения, писал, что каждый
товаропроизводитель изготовив продукт старается его реализовать, а получив
деньги старается их избавиться. купивши необходимые нему товары. Ж-Б Сей
установил, что в сфере реализации существует тождественность, которая
автоматически устанавливает экономическую равновесомую в рыночном хозяйстве.
Слабое развитие продуктивных сил и товарного производства не порождал
характерных для рыночной производства противоречий, связанных с кризисами
перепроизводства, периодического нарушения экономического равновесия и
структурной диспропорции в рыночном хозяйстве. В такой схеме реализовывались
интересы каждого товаропроизводителя, который вырабатывал столько продукции,
сколько мог реализовать на рынке с прибылью для себя. Своей очередью
объективные экономические законы рынка, механизм рыночного ценообразования
определяли необходимое количество продукции для потребления. Реализация такой
взаимосвязи порождала теоретические концепции о совершенстве рыночного
механизма саморегуляции.
Классическая политическая экономия в роботах
А. Смита и Д. Рикардо, основываясь на трудовой теории стоимости, старалась
определить механизм рыночного саморегулирования как пропорциональность между
количеством денег, которые находятся в оборота и общей суммой цен товарной
массы. Если данная пропорция поднимается, вступают в действие законы
количественной" теории и стоимость денег, как определял Д. Рикардо,
изменяется исключительно от их количества.
В дальнейших исследованиях функционирования
рыночного механизма в роботах Л. Мизера, Э. Бем-Баверка, Л. Вальраса были
сделанные попытки соединить принципы маржинализма с теориями денег. Так, в
своей работе «Элементы чистой политической экономии» Л. Вальрас впервые
построил систему уравнений, с помощью которых показал взаимосвязь в
экономической системе разных рынков. Он доказывал, что свободная рыночная
экономика может самостоятельно, без регулирования достичь состояния общего
равновесия, то есть, одновременного равновесия на всех рынках и в экономической
системе в целом. Исследование Л. Вальраса имели фундаментальное значение для
дальнейшего развития западной политической экономии. Так, Й. Шумпетер назвал
главную работу Вальраса «священным писанием» политической экономии. В дальнейшему
теорию экономического равновесия использовал в своих исследованиях один из
основателей английской политической экономии А. Маршалл, который в работе
«Принципы политической экономии» использовал математический анализ при изучении
спроса и предложения на рынках. Он выходил из позиции, что противоречие рынка
решаются уравновешенностью между спросом и предложением, то есть отстаивал
возможность саморегуляции рынка[6 c.95].
Дальнейшее развитие товарного производства
доказал невозможность концепции о саморегуляции рыночного механизма. Бушующее
развитие производственных сил. возрастание количества товаропроизводителей,
углубляли специализацию и кооперацию, что создавало объективные условия для
появления большого количества финансово-кредитных институтов, которые, с одной
стороны, решало противоречия взаимосвязи между субъектами хозяйствования, а, из
другого, делали эту взаимосвязь более сложным. Все это и, прежде всего,
внедрение достижений научно-технического прогресса в производство,
необходимость структурной перестройки, появление новых технологий служит
объективной основой цикличности экономического развития товарного производства.
Рыночная экономика, как определил в своих роботах Й. Шумпетер. в процессе
своего развития подлежит обязательному влиянию институциональных и политических
факторов государства. В своей работе «Социализм, капитализм и демократия» (1942
г.), он доказывал, что для прогресса экономики главным с не столько
количественные возрастания, а качественные изменения и инновации. Соответственно
возрастает роль предпринимателя, его влияние на экономические процессы.
Субъективность такого влияния объективно требует государственного
вмешательства.
Разные экономические школы неоднозначное
подошли к формам вмешательства государства в экономические процессы и целей
денежно-кредитной политики государства. Представители кейнсианской доктрины и
приверженцы чикагской школы монетаризму М. Фридмена по-разному определяли
причины экономических противоречий и формы государственной денежно-кредитной и
фискальной политики. Но как показал следующее развитие экономической теории,
приверженцы этих школ в современных условиях пришли к общему заключению,
которое объединяет эти направления в экономической теории неоклассического
синтеза.
Для определения объективной необходимости
денежно-кредитной политики в особенности важно правильно понять ее сущность,
целые, инструменты и механизм реализации. Всякая денежно-кредитная политика,
которая проводится государством одновременно реализует как политические, так и
экономические цели. Политические цели определяются государственным устройством,
существующей законодательной базой и социально-политическим направлением
развития общества, которые реализуют органы государственной власти и
государственного управления. И сегодня достижение политических целей
невозможное без решения социально-экономических проблем. Соответствующей
действительности состояние экономики есть материальной базой для политического
развития общества, не возможно построить материально высокоразвитое общество с
высокой ступенью социальной защиты каждого гражданина в условиях обострения
экономических противоречий и падение производства. Поэтому политические и
экономические целые сегодня нельзя рассматривать и реализовывать в отдельности,
а только в совокупности, как одно целое.
При этом необходимо указать, что можно
определить общеэкономические цели экономической политики государства, которые
носят стратегический характер, и конкретные цели денежно-кредитной политики,
которые имеют тактическое значение, носят ли автономный характер. За своей
сущностью денежно-кредитная политика - это государственное регулирование сферы
денежного обращения и кредитного отношения. Основная цель такой политики
подчиненная общеэкономической политике государства и направленная на достижение
экономической стабильности и прогресса в условиях оптимального уровня основных
макроэкономических показателей. Мы видим, то цели общеэкономической политики
государства и денежно-кредитной политики в конечной цели совпадают, но при этом
следует отметить, что на краткосрочных этапах они могут не совпадать. Как
справедливо отмечает А. Гальчинский, общая целевая направленность
денежно-кредитной политики не только не возражает, а предусматривает
определение ее спешных автономных целей. Последние принято рассматривать в
теории денег как тактические цели денежно-кредитной политики. Этим определением
снова же таки подчеркивается структурная подчиненность всего комплекса
денежно-кредитной политики макроэкономической задачей. Но при этом необходимо
указать, что в конкретной экономической ситуации, денежно-кредитная политика
может не совпадать с конечной целью. Мы видим, что денежно-кредитная политика
имеет более гибкие рычаги для оперативного вмешательства государства с целью
реализации тактических целей, которые могут быть промежуточным этапом на пути к
макроэкономической стабильности.
В экономической литературе общепринятым есть
утверждение, которое высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в
обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема
производства. Положения, которые денежные отношения есть одной из составных
совокупности всего рыночного отношения, разрешает сделать вывод, что цели
денежно-кредитной политики есть производными от общеэкономических целей и
определяются приоритетами последних. Одним из постулатов такой взаимосвязи есть
положение, которое одной из целевых функций денежно-кредитной политики есть
достижение стабильности национальной денежной единицы. Вместе с тем мы видим,
что такая стабильность есть обязательным необходимым условием при решении
макроэкономических задач.
На сегодня денежно-кредитная политика
отождествляется с монетарной политикой. Основной целью такой политики е
стабильность национальной денежной единицы и денежного обращения за счет
контроля за эмиссией денег и кредитным механизмом. Но реализовывать эту задачу
монетарная политика может лишь в совокупности с фискальной политикой
государства, при чем и фискальная, и денежно-кредитная политика должны
составить единый механизм достижения конкретной цели на определенном этапе.
Хотя денежно-кредитная и фискальная политика выступают как отдельные составные
для достижения конечного макроэкономического результата, эффективность их
действий состоит в определении тактических целей и взаимодействия в ходе их
реализации. Поэтому, хотя монетарная и фискальная политика относительно
автономные, имеют собственный инструментарий и механизм реализации, их
взаимодействие есть одной из главных факторов экономической стабильности и
возрастания.
В зарубежной экономической литературе
выделенная такая иерархическая структура задач и целей денежно-кредитной
политики[4c.352]. Высшая конечная цель денежно-кредитной политики состоит в
обеспечении стабильности цен, полной занятости и возрастании реального объема
производства. Вместе с тем авторы выделяют текущую денежно-кредитную политику,
которая ориентируется на более конкретных и доступных целях чем глобальная
задача.
Эти конкретные цели включают у себя
тактические, которые достигаются путем проведения ежедневных последовательных
операций на открытом рынке ценных бумаг и промежуточные цели, которые
регулируют значение ключевых сменных в экономической системе на годовых и более
длинных временных интервалах. Высочайшие задачи, промежуточные и тактические
цели создают иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне
проходит корректирование соответствующей цели для обеспечения выполнения задача
более высокого порядка.
Определение иерархической структуры в целях
денежно-кредитной политики необходимое при конкретизации текущей задачи для
достижения общего результата. Тактические цели денежно-кредитной политики по
своей направленности могут не совпадать с общеэкономической целью. Так,
политика «дешевых денег» направлена на увеличение денежной массы в обороте,
стимулирует возрастание объемов производства и вместе с тем приводит к росту
цен и инфляции. Мы видим, что решая одно противоречие, порождаем другое. В
зависимости от значимости конкретной задачи, которое стоит перед
денежно-кредитной политикой, будет направлен и механизм ее действия. Властные
правительственные структуры определяют приоритетность направлений экономической
политики, определяют иерархию их значимости и последовательность реализации.
Результативность и совершенство реализации такой задачи зависит от эффективности
действия механизма денежно-кредитной политики, учете влияния и управление
побочными факторами, которые возникают при таких условиях, и взаимодействие и
факторами фискальной политики государства.
Важно также определить последовательность
действий денежно-кредитной политики в ходе реализации конкретных этапов из
достижения промежуточной цели. Так например, в условиях стагфляции, политика
роста цен на отдельные виды товаров будет промежуточным результатом для
структурной перестройки экономики, оживления и дальнейшего роста производства.
При чем, для достижения такого результата
могут использоваться рычаги как денежно-кредитной политики, так и фискальной
политики государства в виде льготного налогообложения отдельных областей и
предприятий, или их бюджетное финансирование или государственные закупки. С
вышеприведенного можно сделать вывод, который денежно-кредитная политика,
которая проводится государством, не может вместе с тем решить все
социально-экономические противоречия и иметь общеэкономические положительные
следствия.
Большое значение денежно-кредитная политика
имеет как психологический фактор влияния на общество и каждого индивидуума в
отдельности. Политико-экономическое состояние в государстве, прохождение
экономикой соответствующей фазы деловой активности создает определенную
психологическую ситуацию, которое формирует психологию каждого субъекта,
определяя при этом его интересы и потребности. Психологическое состояние в
обществе влияет на поведение индивидуума, направляя его на активизацию предпринимательской
деятельности и расширение производства, или наоборот, предопределяет его к
вкладыванию денежных средств в недвижимость, государственные ценные бумаги,
другие фиксированные активы. Учет психологического состояния субъектов очень
важно при выборе тактических целей денежно-кредитной политики и инструментов
механизма его реализации.
Экономической теорией разработанные
соответствующие модели влияния денежно-кредитной политики на конкретные
макроэкономические показатели: объемы производства, занятость, уровень цен, а
также зависимость этих показателей от использования отдельных инструментов и
методов. В зависимости от прохождения экономикой определенной стадии
экономического цикла, денежно-кредитная политика изменяется. Так, в период
экономического кризиса, депрессии в производстве весь инструментарий монетарной
политики направленный на увеличение денежной массы, ее активизацию и
обеспечение доступности для субъектов экономической деятельности денежных и
кредитных ресурсов. Такая политика получила название политики «дешевых денег».
В случае, если активность рынка и производства превышает научно обоснованные
темпы экономического роста, которое угрожает перенасыщением рынка,
денежно-кредитная политика направлена на уменьшение объемов денежных и кредитных
ресурсов, увеличением цены на них и получила название политики «дорогих денег».
Такая дифференциация подходов к соответствующей экономической ситуации
возможная благодаря гибкости денежно-кредитной политики, которая, своей
очередью, дает возможность использовать ее в небольшие промежутки времени для
решения наиболее острых конкретных задач.
Весомость и необходимость использования
монетарных методов в социально-экономической политике правительства
денежно-кредитная политика находит отображаясь в его программе и механизме
реализации, при этом она может также выражать классовой цели и интересы.
Поэтому, в зависимости от экономической и политической ситуации в стране, на
определенных этапах развития, отдельные приоритеты могут быть предоставлены тем
ли другим стратегическим целям. Общая целевая направленность денежно-кредитной
политики, определение спектру ее тактических целей часто приводит к конфликту
между ними, того центрального банка в своей текущей монетарной политике
необходимо определять приоритеты между противоположными целями.
Стратегические цели выдвигаются для
долгосрочного периода, их достижение, как правило, сопровождается
корректированием денежно-кредитной политики соответственно полученным
промежуточным результатам, органы государственной власти разрабатывают
промежуточные и тактические целые, а при необходимости и систему
взаимосвязанных и тактических целей, последовательная реализация которых
разрешает достичь конечной стратегической цели. Потребность в определении
промежуточных тактических целей вызванная тем, что инструменты проведения
денежно-кредитной политики, операции на открытом рынке, политика относительно
учетной ставки и резервных требований - в основному не имеют непосредственного
влияния на определенную стратегическую цель. Кроме того, реализация тактических
целей, в отдельных случаях может маты и обратный результат. Поэтому очень
важная теоретическая разработка моделей, которые учитывают не только
непосредственная взаимосвязь влияния инструментов денежно-кредитной политики на
экономические показатели, но и дают возможность учесть влияние политических,
социальных, психологических и других факторов.
Учет побочных факторов влияния в ходе
осуществления денежно-кредитной политики в особенности важное для стран с
переходной экономикой, к которых относится и Украина. Процесс
политико-экономических превращений в условиях трансформации экономики к рынку
определяет стратегические целые Украины. Но при этом использование тех или
других моделей денежно-кредитной политики, которые применялись в странах
рыночной экономики не всегда приемлемое для Украины. Прежде всего, это связан с
тем, что в Украине степень развития рыночного отношения, механизм
функционирования финансово-кредитных институтов и его инфраструктура не
обеспечивают возможность эффективного использования монетарной политики. Другой
причиной является параллельное существование частного и государственного
сектора, использование рыночных и административных методов управления. Почему,
используя монетарные методы, всегда следует учитывать влияние государственного
сектору, его значение и место в рыночном механизме. При этом необходимо
указать, что чисто административный метод преобразования государственных
предприятий в частные без учета экономической целесообразности и
обоснованности, без соответствующей материальной, финансовой основы,
инфраструктурного обеспечения и в особенности без учета
социально-психологических факторов не только не дает положительного результата,
а и служит основой для возрастания социально-экономических противоречий.
Для стран с переходной экономикой важным
фактором, который влияет на денежно-кредитную политику является
внешнеэкономическая политика страны, ее место в мировом сообществе и степень
сотрудничества с международными финансово-кредитными институтами. Так, Украина,
проводя свою денежно-кредитную и валютную политику, должна ориентироваться на
МВФ, Мировой банк и Европейское сообщество, при чем реализация валютной
политики имеет значительное влияние на экономические процессы в середине
страны, которая определяет необходимость корректирования монетарной и валютной
политики.
Одним из факторов, который отрицательно влияет
на эффективность денежно-кредитной политики является несогласование в действиях
и противостояние разных ветвей власти, которая приводит к дестабилизации и
недостаточно эффективного выполнения принятых решений. Как правило, принятие
конкретных экономических программ и законов перерастает в политическое
противостояние между законодательной и исполнительной властью. Своей очередью
несогласование в действиях разных ветвей власти, политическое противостояние
партий и группировок приводит к принятию экономических документов, которые не
имеют реального экономического обоснования, а реализуют интересы
финансово-политических групп. Все это приводит к тому, что денежно-кредитная
политика действует только на уровне денежно-кредитной системы и почти не влияет
на реальный сектор экономики.
4. Механизм реализации денежно-кредитной
политики государства
Степень развития финансово-кредитной системы,
его инфраструктурных элементов определяет механизм денежно-кредитной политики,
инструментарий последней, а в конечном результате эффективность ее проведения.
Теория и практика денежно-кредитной политики различает две группы инструментов,
с помощью которых осуществляется комплекс мероприятий в реализации ее
стратегической цели. При этом различают инструменты прямого (директивного) и
опосредствованного влияния на денежную массу, его структуру и активность. К
наиболее важных и известных в экономической теории инструментов первой группы
относят:[6 с.105]
- механизмы наличной эмиссии,
- установление границы кредита центрального
банка, который предоставляется правительству и банковским учреждениям;
- прямое регулирование ссудных операций
банков, установление маржи, определение границы и стоимости кредитных ресурсов,
которые выделяются в соответствии с приоритетами макроэкономической политики
для отдельного финансирования, ограничение потребительского кредита;
- ограничение отдельных видов деятельности
коммерческих банков на основе существующего законодательства и отдельных
постановлений и приказов Центрального банка.
Наиболее широко прямые методы государственного
регулирования денежного обращения применяются в странах с переходной экономикой
или слабо развитой финансово-кредитной системой. Так, в странах с переходной
экономикой, где значительную роль сыграет государственный сектор, а рыночные
институты и механизмы еще недостаточно сильные, наиболее целесообразно
применять объединение прямых и опосредствованных инструментов регулирования
объема и структуры денежной массы. И необходимо заметить, что применение прямых
методов влияния денежно-кредитной политики может быть эффективной только на
определенных периодах экономического развития. Долгосрочное их использование
приводит к тому, что финансово-кредитные институты приспосабливаются к их
влиянию и само влияние не только теряет эффективность, но и порождает
отрицательные следствия и противоречие.
Система опосредствованного регулирования
денежного обращения включает три основных инструмента с помощью которых
Центральный банк осуществляет свое влияние на денежный рынок. В экономической
литературе определенные три основных инструмента денежно-кредитной политики,
которую проводит Центральный банк: 1) осуществление операций на открытом рынке;
2) регулирование нормы банковских резервов; 3) регулирование нормы учетной
ставки проценту на займы, которые предоставляются Центральным банком.'
Использование каждого инструмента предопределяет необходимость соответствующего
механизма его реализации, которая заключает инструментарий влияния на
конкретные базовые показатели, изменение в которых влияет на денежное
предложение.
Каждый метод опосредствованного регулирования
может использоваться как в отдельности, так и в совокупности с другими, при чем,
в зависимости от конкретной экономической ситуации и цели, которая ставит перед
собою денежно-кредитная политика на данном промежутке времени, комплексный или
индивидуальный подход в использовании методов может изменяться. Применение
методов также зависит от влияния общей социально-экономической политики,
которое реализуется в стране. Как правило, в странах с переходной экономикой
важным фактором, который определяет выбор методов денежной политики центральным
банком есть ориентация на социально-политические процессы и противоречие.
Наиболее весомым методом денежно-кредитной
политики являются операции на открытом рынке, который проводит центральный
банк. Проведение таких операций, прежде всего, предопределяет необходимость
существования в стране развитого рынка государственных ценных бумаг. Рынок
государственных обязательств в современных условиях выполняет вместе с тем две
функции: обслуживает государственный долг и используется как рычаг
денежно-кредитной политики. Эти две функции не возражают одна одну, а логически
дополняют и взаимодействуют. Так, операции, которая проводит центральный банк
на открытом рынке, оказывают содействие его развитию и повышают доверие к
государственным ценным бумагам. Возрастание количества операций на рынке ценных
бумаг порождает систему посреднических структур, оказывает содействие развитию
инфраструктуры и технического обслуживания за осуществление соглашений.
Взаимосвязь между данными функциями обнаруживается и в том, что финансирование
государственных затрат через эмиссию ценных бумаг приводит к увеличению объемов
общей денежной массы, то есть, предложения денег. Этот процесс своей очередью
влияет на обесценение денег и инфляцию. Поэтому проведение Центральным банком
на открытом рынке вместе с тем операций противоположного характера разрешает
стабилизировать рынок в условиях покрытия дефицита государственного бюджета.
Важность финансирования дефицита
государственного бюджета через размещение государственных займов определяется
меньшим уровнем инфляции в сравнении с финансированием через эмиссию наличной
массы. Обслуживание дефицита бюджета за счет размещения государственного займа
есть наиболее высокоэффективной формой, которая есть проявлением высокого
степени развития финансово-кредитной системы и его институтов, определяет
финансовую возможность государства относительно обеспечения займа, повышает его
международный кредитный рейтинг.
Развитие фондового рынка и проведения на нем
государством активной денежно-кредитной политики разрешает максимально
эффективно использовать все структурные элементы денежной массы и, прежде
всего, временно свободные средства населения и юридических лиц. Это разрешает
поддерживать стабильные и оптимальные объемы денег в оборота, привлекать
дополнительное количество денег через банковскую систему и осуществлять при
этом контроль государством. В особенности важный этап развития рынка
государственных ценных бумаг для стран с переходной экономикой, поскольку они
постоянно испытывают бюджетный дефицит, а большое количество денежных ресурсов,
который перераспределяется государством, используется не в производственной
сфере, а для уплаты государственной задолженности и других непроизводственных
затрат.
Операции по купле центральным банком ценных
бумаг у коммерческих банков и населения разрешает осуществить дополнительную
денежную эмиссию за одновременного возрастания покупательной способности
населения и увеличение кредитных ресурсов коммерческих банков.