Международная экономическая интеграция и её современные формы
Международная экономическая интеграция и её современные формы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
“Государственный университет управления”
Кафедра политической
экономии
РЕФЕРАТ
По
дисциплине:
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ЭКОНОМИЯ
И
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
На тему: Международная
экономическая интеграция
и её современные формы
Выполнила: студентка I курса
Дневного
отделения ИИСУ
специальности «Математические
методы в
экономике»
Карева
Александра
Проверила: Рыбина М. Н.
Москва
-2005
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Сущность и уровни интеграции 3
2. Факторы, определяющие интеграционные процессы
3
3.
Формы международной экономической интеграции
5
4. Цели и последствия интеграции
6
5. Теории международной экономической интеграции
7
6. Главные интеграционные группировки мира
9
6.1. ЕС как наиболее
зрелая интеграционная группировка 9
6.1.1.
Перестройка по-западноевропейски
9
6.1.2.Механизм интеграции
11
6.2. Особенности
интеграции в Североамериканском регионе 14
6. 3. Экономическая
интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе 15
6. 4. Интеграция в
Латинской Америке
16
6. 5. Экономическая
интеграция на постсоветском пространстве 17
6.5.1.Факторы
экономической интеграции бывших советских республик 17
6.5.2.Успехи
и неудачи СНГ
19
6.5.3.Перспективы
СНГ
19
7. Заключение
Список литературы
23
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
И ЕЁ СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ
В настоящее время в мировой
экономике действуют две тенденции. С одной стороны, усиливается целостность
мирового хозяйства, его глобализация, что вызвано развитием экономических
связей между странами, либерализацией торговли, созданием современных систем
коммуникации и информации, мировых технических стандартов и норм. Особенно
этот процесс проявляется через деятельность ТНК.
С другой стороны, происходит
экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне,
формируются крупные региональные интеграционные структуры –
развивающиеся в направлении создания
относительно самостоятельных центров мирового хозяйства.
1. Сущность и уровни интеграции
Международная
экономическая интеграция — это процесс хозяйственного и политического объединения стран на
основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между
национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в
различных формах.
На микроуровне этот процесс
идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на основе
формирования разнообразных экономических отношении между ними, в том числе
создания филиалов за границей. На межгосударственном (макро-) уровне интеграция
происходит на основе формирования экономических объединений государств и
согласования национальных политик.
Бурное развитие межфирменных
связей порождает необходимость межгосударственного (а иногда и
надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного
движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках
данного региона, на согласование и проведение совместной экономической,
валютно-финансовой, научно-технической, социальной, внешней и оборонной
политики. В результате - создаются целостные региональные хозяйственные
комплексы единой валютой, инфраструктурой, общими экономическими задачами,
финансовыми фондами, общими наднациональными и межгосударственными органами
управления.
2. Факторы, определяющие интеграционные процессы
Экономическая интеграция
имеет в своей основе ряд объективных факторов, среди которых важнейшее место
занимают:
• глобализация хозяйственной
жизни;
• углубление международного
разделения труда;
• общемировая по своему
характеру научно-техническая революция;
• повышение открытости
национальных экономик.
Все эти факторы взаимообусловлены.
В современных условиях
развитие устойчивых экономических связей между странами и особенно между их
фирмами на основе международного разделения труда приняло глобальный характер.
Все большая открытость национальных экономик, развернувшаяся НТР, международная
торговля, миграция капитала, современные системы транспорта, связи и информации
способствовали переходу процесса интернационализации хозяйственной жизни на
такой уровень, на котором образовалась глобальная сеть взаимосвязей в
целостном мировом хозяйстве с активным участием в нем основной массы фирм
большинства стран мира.
Глобализация хозяйственной
жизни наиболее интенсивно идет на региональном уровне, так как большая часть
фирм имеет контакты с фирмами соседних стран. Поэтому одна из основных тенденций
глобализации мирового хозяйства — образование вокруг той или иной страны или
группы наиболее развитых стран интеграционных зон, крупных экономических
мегаблоков.
Например:
§
США
— на американском континенте,
§
Япония
и США — в Тихоокеанском регионе,
§
ведущие
западноевропейские страны — в Западной Европе.
В свою очередь, в рамках
региональных интеграционных блоков иногда формируются субрегиональные очаги
интеграции, что особенно характерно для Тихоокеанского региона.
Продолжается углубление
международного разделения труда.
Под влиянием НТП усиливается
предметное, технологическое разделение труда на внутрифирменном и межстрановом
уровнях. Возрастает взаимосвязь (взаимозависимость) производителей отдельных
стран на основе не только обмена результатами труда, но и организации
совместного производства на базе кооперирования, комбинирования,
взаимодополняемости производственно-технологических процессов. Интенсивное развитие
кооперирования между фирмами разных стран привело к появлению крупных
международных производственно-инвестиционных комплексов, инициаторами создания
которых чаще всего являются ТНК.
Фактор, стимулирующий
интеграционные процессы — повышение открытости национальных экономик.
Характерными чертами открытой экономики
являются:
• глубокая втянутость
экономики страны в систему мирохозяйственных отношений;
• ослабление или полная
ликвидация ограничений на межстрановые перемещения товаров, капитала, рабочей
силы;
• конвертируемость
национальных валют.
Развитию межгосударственной
экономической интеграции способствует наличие целого ряда предпосылок. Так,
интеграционные процессы наиболее продуктивно происходят между странами,
находящимися примерно на одинаковом уровне экономического развития и имеющими
однородные хозяйственные системы.
Очень важна географическая
близость интегрирующихся стран, расположенных в одном регионе и имеющих общую
границу. Возможность и целесообразность интегрирования во многом определяется
наличием между странами исторически сложившихся и достаточно прочных
экономических связей. Большое значение имеет общность экономических интересов
и проблем, решение которых совместными усилиями может быть значительно эффективнее,
чем порознь.
Препятствия на пути интеграции развивающихся
стран:
§
интегрирующиеся
страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс
интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения;
§
не развита
инфраструктура;
§
различия
уровней и потенциалов развития;
§
политическая
нестабильность.
3. Формы международной
экономической интеграции
Самая простая и наиболее
распространенная форма экономической интеграции — зона свободной торговли,
в рамках которой отменяются торговые ограничения между странами-участницами, и,
прежде всего, таможенные
тарифы и квоты. При этом в отношениях с
третьими странами - у каждого своя политика.
Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между
национальными и зарубежными производителями товаров, что, с одной стороны,
увеличивает опасность банкротства, а с другой — является стимулом для
совершенствования производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин
и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в
отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это
было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и
Латинской Америке.
Другая форма — таможенный
союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли
установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой
политики в отношении третьих стран.
В обоих случаях
межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, для того чтобы
обеспечить для стран-участниц одинаковые возможности в развитии взаимной
торговли и финансовых расчетов.
Таможенный союз часто
дополняется платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость
валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.
Более сложной формой является
общий рынок, который призван обеспечивать его участникам наряду со
свободной взаимной торговлей и единым внешнеторговым тарифом, полное устранение препятствий
для перемещений всех факторов производства,
а также согласование экономической политики, включающее выравнивание
экономических показателей. При
функционировании единого рынка формируются общие фонды содействия социальному и
региональному развитию, создаются наднациональные органы управления и
контроля, совершенствуется правовая система, т.е. возникает единое
экономическое, правовое, информационное пространство.
Экономический союз возникает на этапе высокого
экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая)
экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий.
Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы и
одновременно идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.
Валютный союз - форма и одновременно крупная
составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного
союза являются:
Ø согласованное (совместное)
плавание национальных валют;
Ø установление по соглашению
фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются
Центробанками стран-участниц;
Ø создание единой региональной
валюты;
Ø формирование единого регионального
банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной
единицы.
Этот союз имеет место лишь в Западной
Европе. Только здесь процесс экономической интеграции прошел все указанные
этапы.
Полная экономическая интеграция - единая экономическая политика и,
как следствие, унификация законодательной базы, которая проводится в
условиях общей налоговой системы, наличия единых стандартов, единого
трудового законодательства и т.д.
4. Цели и последствия интеграции
Цели международной
экономической интеграции зависят от той формы, в которой происходит интегрирование.
При формировании зоны свободной торговли и таможенного союза (эти формы
интеграции сейчас являются наиболее распространенными) страны-участницы
стремятся обеспечить расширение рынка и создание благоприятной среды для
торговли между собой, одновременно препятствуя продвижению на рынок конкурентов
из третьих стран.
Европейский союз - высшая на
данный период времени форма интеграции — имеет целью создание на его территории
триединого союза: экономического, валютного, имеющего единую валюту евро, и
политического. Предполагается проведение сбалансированной долгосрочной
социальной и экономической политики.
Развитие экономической интеграции
несомненно имеет положительные эффекты для участвующих сторон и определенные
негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков значительно
усиливает их экономический потенциал, способствует расширению товарооборота и
кооперационно-производственных связей. Это подтверждается развитием многих
интеграционных группировок, в том числе ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР и др.
Кроме того, экономическое
сближение стран в региональных рамках создает благоприятные условия для фирм
стран — участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени
от конкуренции со стороны фирм третьих стран. Это также способствует распространению передовой
технологии.
Далее, интеграционное
взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые
социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития наиболее отсталых
регионов, смягчение положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику,
что характерно для стран — членов ЕС.
Однако взаимодействие
национальных хозяйств происходит с разной степенью интенсивности, в разных
масштабах, проявляясь более четко в отдельных регионах. Для более отсталых стран это приводит
к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение
в пользу более сильных партнеров. Нельзя не отметить, что олигопольный
сговор между ТНК стран-участниц, что приводит к повышению цен.
Более того, периодически
возникают противоречия интересов стран-участниц и внутри группировок.
5. Теории международной экономической интеграции
В теории экономической
интеграции выделяется ряд направлений, отличающихся прежде всего разными
оценками интеграционного механизма. Это неолиберализм, корпорационализм,
структурализм, неокейнсианство, дирижистские направления и др.
Представители раннего неолиберализма
(1950—1960гг.) - швейцарский экономист Вильгельм Репке и француз Морис Аллэ под
полной интеграцией понимали создание единого рыночного пространства в
масштабе нескольких стран, функционирование которого осуществляется на основе
действия стихийных рыночных сил и свободной конкуренции независимо от
экономической политики государств и существующих национальных и международных
правовых актов. Вмешательство же государства в сферу международных
экономических отношений приводит, по их мнению, к таким негативным явлениям,
как инфляция, разбалансированность международной торговли, расстройство
платежей.
Однако развитие международной
экономической интеграции формирование региональных межгосударственных союзов
при активном участии государств показали несостоятельность взглядов ранних
неолибералов. Представитель позднего неолиберализма – американский ученый Бела
Баласса считал, экономическая интеграция ведет к более интенсивному участию
государства в экономических делах. Большое внимание уделялось эволюции интеграции,
происходящей на основе как экономических, так и политических процессов.
В середине 60-х гг. возникло
направление корпорационализма, представители которого — американские
экономисты Сидней Рольф и Юджин Ростоу выявили новый стержень интеграции. Они
считали, что в противоположность рыночному механизму и государственному
регулированию функционирование ТНК способно обеспечить интегрирование
международной экономики, ее рациональное и сбалансированное развитие.
Представители структурализма—
шведский экономист Гуннар Мюрдаль и др. критически отнеслись к идее полной либерализации
движения товаров, капитала и рабочей силы в интегрируемом пространстве,
считая, что свободное функционирование рыночного механизма может привести к
определенным диспропорциям в развитии и размещении производства, углублению
неравенства в доходах. Экономическая интеграция рассматривалась ими как
глубокий процесс структурных преобразований в экономике интегрирующихся стран,
в результате которых возникает качественно новое интегрированное пространство,
более совершенный хозяйственный организм. По их мнению, полюсами развития
интеграции являются крупные фирмы, промышленные компании, целые отрасли
промышленности.
В 70-х гг. широкое распространение
получили идеи неокейнсианства, представители которого — американский экономист
Ричард Купер и др. — в частности, считали, что центральная проблема
международного экономического сотрудничества состоит в том, как уберечь
многообразные выгоды широкого международного экономического взаимодействия от
ограничений и в то же время сохранить максимальную для каждой страны степень
свободы. Неокейнсианцы выдвинули два возможных варианта развития международной
интеграции: первый — интеграция с последующей утратой национальной свободы, но
обязательным согласованием экономических целей и политики; второй — интеграция
с условием сохранения как можно больше национальной автономии. Предполагая, что
ни один из этих вариантов не может быть представлен в чистом виде, они считали
необходимым их оптимальное сочетание путем согласования внутренней и внешней
хозяйственной политики интегрирующихся сторон.
Разновидностью
неокейнсианского направления является дирижизм, теоретики которого также
отрицают решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма и
считают, что создание и функционирование международных экономических структур
возможно на основе разработки интегрирующимися сторонами общей экономической
политики, согласования социального законодательства, координации кредитной
политики. Данное направление экономической мысли представлено голландским
ученым Яном Тинбергеном.
Значительную роль в развитии
теории международной экономической интеграции сыграли отечественные
экономисты. Н.П. Шмелев связывает истоки мировых интеграционных процессов с потребностями
современного международного разделения труда, развитием научно-технического
прогресса, углублением международной специализации и кооперации хозяйственных
структур отдельных стран. Наиболее важными характеристиками интеграции он
считает межгосударственное регулирование экономических процессов, постепенное
формирование интеграционного хозяйственного комплекса с общими пропорциями и
общей структурой воспроизводства; устранение административных и экономических
барьеров, препятствующих свободному передвижению в пределах региона товаров,
капитала и рабочей силы; выравнивание уровней экономического развития
интегрирующихся стран.
В настоящее время в связи с
расширением ЕС за счет вступления в него новых стран разработан ряд моделей
дальнейшего развития европейской интеграции по пути ее углубления, среди которых
выделяются модели «ступенчатой интеграции», «Европы концентрических кругов»,
«дифференцированной интеграции». В основе первых двух моделей заложена идея
создания в ЕС «ядра» из наиболее развитых стран, вокруг которого формируются
«круги» из стран с меньшей глубиной интеграции. Модель «дифференцированной
интеграции» исходит из того, что географическое расширение ЕС должно изменить
концепцию интеграции и предполагает дифференциацию скорости интеграционных
процессов по различным странам. Как и «ступенчатая», «дифференцированная»
интеграция преследует цель углубления интеграционных процессов, но при этом
исключает необходимость подписания договоров и ограничение времени. Предусматривается
также создание «ядра» с разным составом участников.
6. Главные интеграционные группировки мира
Интеграционные процессы не
происходят спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и
межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов
имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных
соглашений объединяются в региональные межгосударственные комплексы и проводят
совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и
хозяйственной жизни.
Среди многочисленных
интеграционных группировок можно выделить:
§
в
Западной Европе - ЕС,
§
в
Северной Америке - НАФТА,
§
в
Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН,
§
в
Евразии — СНГ.
Исторически наиболее четко
интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывалось единое
хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формировались
общие условия воспроизводства и создавался механизм его регулирования. Здесь
интеграция достигла наиболее зрелых форм.
6.1. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка
Европейский союз (ЕС) – объединение европейских
государств, участвующих в процессе европейской интеграции. Включает 25 стран: Бельгию,
Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию,
Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию,
Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме
южной части острова), Мальту.
·
1951–1957 –
Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС);
·
1957–1967 –
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС);
·
1967–1992 –
Европейские сообщества (ЕЭС, Евратом, ЕОУС);
·
c ноября 1993
– Европейский Союз. Название «Европейские Сообщества» часто употребляется
применительно ко всем этапам развития ЕС.
6.1.1. Перестройка по-западноевропейски
Никакое общество не могло бы
существовать и развиваться, если бы в нем не действовал комплекс механизмов,
посредством которых решаются насущные проблемы, периодически преодолеваются
накапливающиеся противоречия, возникающие кризисы. Эти механизмы
«саморегулирования» общества со временен начинают терять гибкость,
окостеневать. Если этот процесс проходит критическую точку, после которой он
становится необратимым, общественная система рушится. Именно в таком
направлении развивался классический западноевропейский капитализм второй
половины XIX и первых десятилетий
XX в. Слишком слабым
предостережением оказались Первая мировая война и революции 1917 г. в России.
И только страшный опыт гитлеризма и сталинизма, Второй мировой войны вызвал
подлинный переворот в общественном сознании европейцев, это тоже было своего
рода шокотерапией, которая помогла понять, что истоки происшедшего необходимо
искать в самом европейском обществе.
Главный итог самоанализа
состоял в том, что общество встало на путь преодоления конфронтационного
мышления во всех его обличьях классовой вражды, политического экстремизма,
национальной нетерпимости. Общественное сознание приняло, не сразу и не без
труда, идею социального консенсуса, достигаемого посредством непрерывного
диалога и поисков компромисса. Новый интеллектуальный, политический и
психологический климат дозволил осуществить глубокую реконструкцию всех
механизмов саморегулирования. В этом смысле мы можем сказать, что в послевоенный
период, главным образом с конца 40-х по начало 70-х годов, Западная Европа
реализовала свой вариант перестройки общества.
Главные составляющие
перестройки по-западноевропейски таковы:
§
переход
к экономике смешанного типа, характеризующейся многообразием форм собственности
при преобладании акционерной формы, поддержанием эффективности механизма
рыночной конкуренции и противодействием монополистическим тенденциям,
развитием теории и практики управления производством (менеджмента) на уровне
предприятий и компаний, созданием системы государственного
(макроэкономического) регулирования;
§
создание
и институционализация разветвленной системы регулирования социальных
отношений, в первую очередь между трудом и капиталом, переход к социально
ориентированной экономической политике и развертывание масштабной социальной
политики («государство благосостояния»), переориентация бизнеса с инвестиций в
технологию на инвестиции в работника;
§
становление
развитой демократии, характеризующейся полным утверждением всеобщего
избирательного права, идейным и политическим плюрализмом, развитием правового
государства, преобладанием политической культуры диалога и консенсуса.
Совокупность происшедших
изменений в большинстве западноевропейских стран настолько значительна, что
дает основание говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии общества,
новой ступени цивилизационного прогресса Западной Европы. У западной
общественной системы есть свои проблемы, весьма непростые.
Один из потенциальных
источников дестабилизации — возникновение общества двух третей. Речь
идет о новой технологической революции, которая повлекла за собой очередную
структурную перестройку экономики и возрождение массовой безработицы. В итоге
наметился новый социальный раскол между большинством населения («две трети»),
которое так или иначе приспосабливается к изменениям, и остальной «третью»,
обреченной порой на случайные заработки, бедность и нищенство, моральную
деградацию.
Другая опасная тенденция
заключается в том, что развивается и, по-видимому, еще не достиг кульминации кризис
потребительского общества. Суть его в том, что нынешняя система производства
и распределения ориентирует человека на потребительство, подрывая одновременно
приоритетное значение такой нравственной и социальной ценности, как труд,
благодаря которой возникла современная западная цивилизация.
Еще один угрожающий феномен
заключается в новом национализме, обращенном прежде всего против
иммигрантов, главным образом из стран «третьего мира». Им отдана на откуп почти
вся неквалифицированная, грязная и непрестижная работа, но в них же
значительная часть коренного населения видит второсортных людей, «чужаков» и
виновников всех социальных бед. По ряду причин доля иммигрантов в рабочей силе
и общей численности населения, скорее всего, будет расти, и это предвещает
дальнейшее обострение этнических отношений.
Тем не менее общественная
система, созданная в Западной Европе, обладает большим запасом прочности.
Механизмы ее саморегуляции являются продуктом длительного исторического развития,
они были усовершенствованы в послевоенные десятилетия. В процессе этой эволюции
во всех странах Западной Европы сложились однотипные, близкие по
основным параметрам социально-экономические и политические системы, что в
значительной мере способствовало взаимопониманию и сотрудничеству. Все это позволяет
предположить, что существующая в Западной Европе общественная система
по-прежнему будет достаточно надежным фундаментом продолжающегося
строительства ЕС.
Расширение Евросоюза имеет
как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС
за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для
нынешних членов, усиливается политический статус ЕС к - мире. С другой
стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных
расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск
нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой
экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь
несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов
на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее
время.
Партнерство России с ЕС юридически
было оформлено в 1994 г. Соглашением о партнерстве и сотрудничестве (СПС)
признано, что Россия является страной с переходной экономикой. Соглашение
предусматривает осуществление для сторон в их внешнеэкономических связях режима
наибольшего благоприятствования в общепринятой в международной практике форме:
расширение сотрудничества в многочисленных направлениях (стандартизации,
науке, технике, космосе, связи), расширение торговли товарами и услугами,
поощрение частных инвестиций и т.д.
Чтобы приблизить момент
выполнения достигнутых договоренностей, в июне 1995 г. было подписано Временное
соглашение о торговле между Россией и ЕС, включающее статьи СПС, которые не
требовали ратификации, т.е. не вели к изменению законодательств государств,
участвующих в соглашении. С 1 декабря 1997 г. СПС вступило в силу.
Евросоюз является главным
торговым партнером России. На его долю приходится 40% ее внешнеторгового
оборота, против 5% — с США. При таком соотношении долларизация внешнеэкономических
связей России не вполне оправдана и в перспективе евро может потеснить доллар с
его определяющих позиций в экономических отношениях России с ЕС. Допуск евро
во внутрироссийский валютный оборот может способствовать дальнейшему развитию
внешнеэкономических связей России с Евросоюзом.
В ближайшие годы главной
задачей в отношениях с ЕС будет реализация СПС и решение конкретных спорных
вопросов в сфере торговли, в частности. Вместе с тем Евросоюз считает, что
необходимые экономические и правовые предпосылки для вступления России в ЕС
еще не созрели.
6.1.2.
Механизм интеграции
Анализ длительного опыта ЕС
позволяет сделать еще один вывод: сообщество продвинулось за счет обеспечения
целой системой политических, правовых, судебных, административных и
финансовых механизмов. Их созданию и совершенствованию неизменно уделяется
первостепенное внимание.
Эта система, сложившаяся в
процессе развития ЕС, основана на некоторых общих принципах, свойственных
западной политической системе в целом, но в своих конкретных формах существенно
отличается от национальных систем. Характерные черты системы политических,
правовых, судебных, административных и финансовых механизмов:
— сочетание институтов двух
типов: межгосударственных и наднациональных. Лица, входящие в органы первого
типа, действуют в качестве официальных представителей государств-членов. Члены
органов второго типа также предлагаются каждым государством, но действуют как
независимые лица, не связанные никакими инструкциями от своих правительств.
Такой двойной принцип формирования способствует поддержанию баланса между интересами
отдельных государств-членов и интересами ЕС в целом;
— гибкое разделение
компетенций между институтами ЕС и национальными правительствами. Можно
выделить три основных варианта разделения компетенций: сферы, в которых
осуществляется общая политика на уровне ЕС (аграрная, торговая и т, д.); Сферы
смешанной компетенции, где за отдельные направления или группы вопросов
отвечают органы ЕС, а остальные по-прежнему находятся в ведении национальных
правительств (региональная, социальная и т. д.); сферы, в которых функции ЕС
ограничиваются координацией действий государств-членов и выработкой рекомендаций
(макроэкономическая, политика в области окружающей среды и т. д.);
— многообразие типов
принимаемых решений — от регламентов и директив, обязательных для исполнения
национальными правительствами и всеми участниками интеграции, до заключений,
имеющих рекомендательный характер;
— примат права ЕС над
национальным правом государств-членов в пределах, определяемых содержанием
основополагающих договоров.
Источником права ЕС являются прежде всего три
договора, учредившие Европейские сообщества, ЕЕА и Договор о Европейском
союзе, а также договоры о присоединении к ЕС новых государств-членов.
В организационной структуре
ЕС нашел отражение традиционный для западной политической системы принцип
разделения законодательной, исполнительной и судебной функций, хотя опять-таки
в очень своеобразных формах. Б число основных институтов Союза входят:
Европейский парламент; Совет; Комиссия; Европейский суд; Европейский совет.
Отступая от порядка, в
котором они перечислены, целесообразно начать их характеристику с Европейского
совета, созданного в 1974 г. Созываемый на уровне глав государств и
правительств по меньшей мере дважды в год, он принимает решения по ключевым
вопросам жизни ЕС. Его решения не имеют обязательной силы, однако они дают
политические импульсы развитию ЕС и определяют основные ориентиры, в
соответствии с которыми действуют Комиссия и Совет министров.
Совет — орган принятия
решений. Он собирается на уровне министров национальных правительств, в связи с
чем иногда именуется Советом министров. Однако в отличие от национальных
советов министров он выполняет законодательные функции; его решения, имеющие
обязательную силу, образуют, вместе с основополагающими договорами, право ЕС.
Другое отличие состоит в том, что он не имеет постоянного состава; фактически
существует множество советов, состав которых зависит от сферы деятельности, к
которой относится рассматриваемый вопрос: Совет министров экономики, Совет
министров сельского хозяйства, Совет министров иностранных дел и т. д.
Уникальным институтом является Комиссия ЕС
(КЕС), имеющая наднациональный характер. Именно на нее приходится львиная
доля повседневной рутинной работы, выполняемой многими тысячами функционеров во
всех областях деятельности, переданных на уровень Сообщества. Главное в работе
КЕС — подготовка решений и их исполнение, включая контроль над тем, как они исполняются
национальными органами. Комиссия управляет финансами ЕС — бюджетом и
структурными фондами.
Европейский парламент (ЕП) —
представительный орган, избираемый с 1979 г. прямым всеобщим голосованием
граждан всех государств-членов один раз в пять лет (до этого депутаты ЕП избирались
национальными парламентами). Европарламент — главный демократический форум
народов, объединившихся в ЕС. В отличие от национальных парламентов он не
является законодательным органом. Вначале ему отводилась в основном консультативная
роль. Со временем функции ЕП были значительно расширены, и ныне он
осуществляет широкий контроль за деятельностью Комиссии, располагая, в
частности, правом вынесения ей вотума недоверия, утверждает бюджет ЕС и отчет о
его исполнении, участвует в процессах выработки и принятия новых законодательных
актов, запрашивает и выслушивает Совет и Комиссию по различным вопросам их
деятельности. Его одобрение обязательно при заключении договоров о вступлении
новых членов в ЕС и соглашений ЕС с третьими странами.
Уникальную роль играет Европейский
суд. Он призван обеспечивать единообразное толкование законодательства ЕС и
сто примат над национальными законодательствами в пределах юрисдикции,
установленной основополагающими договорами. В соответствии с этим он
рассматривает и регулирует разногласия между государствами-членами, между ними
и ЕС, между институтами ЕС, наконец, между ЕС и физическими либо юридическими
лицами. Он также дает заключения по международным соглашениям и предварительным
слушаниям дел, переданных ему национальными судами.
Институциональная система ЕС
не имеет исторических аналогов. Западные правоведы подчас называют ее
«юридическим кошмаром», имея в виду то, что ЕС сочетает в себе черты классической
международной организации и государства двух типов — федеративного и
конфедеративного. Создавая и на ходу реконструируя эту систему, участники ЕС
руководствовались не доктринальным и зачастую даже не политическим, а
функциональным подходом, т. е., по сути, тем же здравым смыслом.
Едкие и ничего и никому не
спускающие западные журналисты давно избрали своей мишенью «брюссельских
еврократов». Действительно, громоздкая бюрократическая машина ЕС, в которой
занято 25 тыс. чел., действует со скрипом, и ей свойственны все черты
современной бюрократии. Тем не менее сложность этой организационной структуры
обусловлена необходимостью согласования интересов как государств, так и
различных социальных или профессиональных групп; она создана с учетом
асимметричности интеграционных процессов, более развитых или динамичных в
одних областях экономической, социальной и политической жизни, неразвитых или
замедленных — в других. В итоге эта, казалось бы, немыслимая гибридная система
выдержала не одни заморозки, живет и приносит увесистые плоды.
Особо следует сказать о таком
«механизме» интеграции, как мобилизация общественной поддержки строительству
объединенной Европы. Ведущую роль в этом сыграли наиболее влиятельные
политические партии — социал-демократические, христианско-демократические,
либеральные и консервативные, которые, за редким исключением, активно
поддерживали курс на интеграцию. Таковы же были позиции большинства профсоюзов,
всех предпринимательских объединений, а также подавляющей части средств
массовой информации, деятелей науки и культуры. Способствовало этому и само
Сообщество, перейдя с 1979 г. на прямые выборы ЕП, начав осуществление программ
европеизации школьного и высшего образования, языкового обучения, поощрения
контактов молодежи и т. п.
Первое из сообществ, ЕОУС,
было создано всего через шесть лет после войны, и совсем еще свежая память о
нацизме не могла не бросать тень на ФРГ. Это лишь крайний пример, а в целом психологические
перегородки, обусловленные национальным эгоцентризмом и давними
предубеждениями против соседей, были достаточно высоки. Они и поныне тормозят
интеграционные процессы. Тем не менее пройденные десятилетия заметно изменили
массовую психологию. Опросы, регулярно проводимые «Европа-рометром» в
государствах—членах ЕС с 1973 г., неизменно показывают высокий уровень
поддержки интеграции: в пределах 70— 80% в среднем по ЕС. В первую очередь это
относится к послевоенным поколениям, которым гораздо больше свойственно
воспринимать себя не только бельгийцами, итальянцами, немцами и т. д., но и европейцами.
Таков один из наиболее важных результатов практики «европейского
строительства».
6.2.
Особенности интеграции в Североамериканском регионе
Вся территория Северной
Америки является зоной свободной торговли, называемой официально
Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА), объединяющим США,
Канаду и Мексику и функционирующим с 1994 г. Длительное время интеграционные
процессы протекали здесь на фирменном и отраслевом уровнях и не были связаны с
государственным и межгосударственным регулированием. На государственном уровне
американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1988
г. Мексика присоединилась к нему в 1992 г.
О масштабах
экономической взаимосвязи этих стран на основе взаимной торговли и движения
капитала можно судить по следующим данным. В США реализуется около 75—80%
канадского экспорта (или 20% ВНП Канады). Доля в иностранных прямых инвестициях
США в Канаде — свыше 75% и Канады в США — 9%. В США направляется около 70%
мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта.
Существующая
структура североамериканского интеграционного комплекса имеет свои особенности
по сравнению с европейской моделью интеграции. Главное отличие —
асимметричность экономической взаимозависимости США, Канады и Мексики.
Взаимодействие хозяйственных структур Мексики и Канады далеко уступает по
глубине и масштабам канадо-американской и мек-сикано-американской
интегрированности. Канада и Мексика скорее являются конкурентами на
американском рынке товаров и рабочей силы, соперниками по привлечению капитала
и технологий американских корпораций, чем партнерами по интеграционному
процессу.
Другая
особенность североамериканской экономической группировки заключается в том,
что ее участники находятся в разных стартовых условиях. Если Канаде за
последнее десятилетие удалось приблизиться по главным экономическим
макропоказателям (объему ВНП на душу населения, производительности труда) к
США, то Мексика, долгие годы находившаяся на положении экономически отсталого
государства с большой внешней задолженностью, пока еще сохраняет значительный
разрыв с данными странами по основным базовым показателям.
Ключевыми
моментами Североамериканского соглашения о свободной торговле, подробно
регламентирующего многие аспекты экономических отношений между тремя соседними
странами, являются:
•
ликвидация всех таможенных пошлин к 2010 г.;
• поэтапное
упразднение значительного числа нетарифных барьеров в торговле товарами и
услугами;
• смягчение
режима для североамериканских капиталовложений в Мексике;
•
либерализация деятельности американских и канадских банков на финансовом рынке
Мексики;
• создание
американо-канадо-мексиканской арбитражной комиссии.
В перспективе предусмотрено
не только углубление внутрирегионального сотрудничества в рамках НАФТА, но и
расширение I состава за счет других латиноамериканских стран.
В апреле 1998 г. в столице
Чили г. Сантьяго на встрече глав государств и правительств 34 стран Северной,
Центральной и Южной Америки была подписана Декларация Сантьяго о создании к
2005 г. Панамериканской зоны свободной торговли с населением 850 млн человек и
общим объемом производимого ВВП более чем 9 трлн долл. Таким образом, речь идет
о формировании межрегионального торгово-экономического сообщества.
6.
3. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Особенностью интеграционных
процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) является формирование
субрегиональных очагов интеграции, степень интегрированности внутри которых
очень различна и имеет свою специфику. В регионе сложился целый ряд локальных
зон из двух или нескольких стран. Так, между Австралией и Новой Зеландией
заключено соглашение о свободной торговле. На основе развития региональной
торговли происходит взаимодополняемость экономик таких стран, как Малайзия и
Сингапур, Таиланд, Индонезия. Однако главным центром притяжения остаются
Япония и Китай. Они занимают доминирующие позиции в регионе.
В Юго-Восточной Азии
сложилась довольно развитая структура — Ассоциация стран Юго-Восточной Азии
(АСЕАН), в кото-Шую входят Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд,
Бруней, Вьетнам, Мьянма и Лаос. Ассоциация возникла в 1967 г., но лишь в 1992
г. ее участники поставили перед собой зада- чу создать к 2008 г. зону
региональной свободной торговли путем поэтапного снижения тарифов внутри нее.
Каждая из стран — членов АСЕАН связана с экономикой Японии, США и с новыми
индустриальным странами Азии. Значительная часть азиатско-тихоокеанской
торговли (в том числе и внутри АСЕАН) приходится на торговлю между местными
филиалами японских, американских, канадских, тайваньских и южнокорейских
корпораций. Растет значение Китая, особенно в странах конфуцианской культуры.
Помимо АСЕАН в
Азиатско-Тихоокеанском регионе действует еще несколько самостоятельных
экономических объединений, среди которых созданное в 1989 г.
Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), представленное вначале
18 странами (Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Китай, Кирибати, Малайзия,
Маршалловы острова, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Республика
Корея, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Филиппины, Чили), к которым затем
(через десять лет) присоединились Россия, Вьетнам и Перу.
Деятельность АТЭС направлена
на стимулирование взаимной торговли и развитие сотрудничества, в частности, в
таких направлениях, как технические стандарты и сертификация, таможенная
гармонизация, развитие сырьевых отраслей, транспорта, энергетики, малого
бизнеса.
Предполагается, что к 2020 г. в рамках АТЭС
будет образована крупнейшая в мире зона свободной торговли без внутренних барьеров
и таможен. Однако для развитых стран, входящих в АТЭС, эта задача должна быть
решена к 2010 г.
Признанным курсом
тихоокеанских экономических организаций является так называемый открытый
регионализм. Суть его в том, что развитие кооперационных связей и снятие
ограничений на движение товаров, трудовых ресурсов и капитала внутри данного
региона сочетается с соблюдением принципов ВТО/ГАТТ, отказом от протекционизма
в отношении других стран, стимулированием развития внерегиональных
экономических связей.
Развитие межгосударственного
экономического сотрудничества на пути к интеграции происходит и в других
регионах Азии. Так, в 1981 г. на Среднем Востоке возник и функционирует по настоящее
время Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива,
объединивший Саудовскую Аравию, Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские
Эмираты и Оман. Это так называемая нефтяная шестерка.
В 1992 г. было объявлено о
создании Организации экономического сотрудничества и развития
центральноазиатских государств (ОЭС-ЭКО). Инициаторами явились Иран. Пакистан
и Турция. В будущем предполагается создание на этой основе Цент
ральноазиатского общего рынка с участием также Азербайджана, Казахстана и
среднеазиатских республик, входящих ныне в СНГ-
В основе формирования торгово-экономических
группировок все чаще лежит общность религиозно-мировоззренческих и культурных
корней. В июне 1997 г в Стамбуле на встрече высокопоставленных представителей
стран различных регионов: Турции, Ирана, Индонезии, Пакистана, Бангладеш,
Малайзии, Египта и Нигерии было решено создать «мусульманскую восьмерку» с
целью торгового, валютно-финансового и научно-технического сотрудничества.
6.
4. Интеграция в Латинской Америке
Экономическая интеграция
латиноамериканских стран имеет свою специфику. Для Латинской Америки на первом
этапе (70-е гг.) было характерным создание многочисленных экономических
группировок с целью либерализации внешней торговли и защиты внутрирегионального
рынка посредством таможенного барьера. Многие из них формально существуют и
сейчас.
К середине 90-х гг.
интеграционные процессы усилились. В результате заключенного в 1991 г. и
вступившего в силу с 1 января 1995 г. торгового пакта между Аргентиной,
Бразилией, Уругваем и Парагваем (МЕРКОСУР), образовался новый крупный региональный
торгово-экономический блок, в котором около 90% взаимной торговли освобождается
от любых тарифных барьеров и устанавливается единый таможенный тариф в
отношении третьих ; стран. Здесь сосредоточено 45% населения Латинской Америки
(более 200 млн человек), свыше 50% совокупного ВВП.
МЕРКОСУР имеет определенную
систему управления и координации интеграционными процессами. В нее входит Совет
общего рынка в составе министров иностранных дел, Группа общего рынка —
исполнительный орган и подчиняющиеся ему 10 технических комиссий. Деятельность
МЕРКОСУР способствует стабилизации экономического развития входящих в него
стран, в частности, сдерживанию инфляции и спада производства. Вместе с тем
имеются и нерешенные проблемы: валютное регулирование, унификация
налогообложения, трудового законодательства.
Стремление стран Центральной
Америки (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) к
экономическому взаимодействию получило правовое выражение в заключенном между
ними еще в 60-е гг. договоре, который предусматривал создание зоны свободной
торговли, а затем Центральноамериканского общего рынка (ЦАОР). Однако
сложившаяся в дальнейшем экономическая и политическая ситуация в этом регионе
значительно затормозила процесс интеграционного взаимодействия.
С середины 90-х гг. на базе ЦАОР, деятельность
которого к тому времени значительно ослабла, создается с помощью Мексики зона
свободной торговли. В результате внутрирегиональный товарооборот значительно
возрос. Для интеграционных процессов, происходящих в Латинской Америке,
характерно, что ряд стран одновременно входят в различные экономические
объединения. Так, страны, входящие в МЕРКОСУР, одновременно с другими
государствами (всего 11 государств) являются членами крупнейшего
интеграционного объединения Латинской Америки — Латиноамериканской ассоциации
интеграции (ЛАИ), в рамках которой в свою очередь функционирует с 1969 г.
Андская субрегиональная группировка, включающая Боливию, Колумбию, Перу, Чили,
Эквадор, Венесуэлу. Боливия и Чили в то же время имеют статус ассоциированных
членов блока МЕРКОСУР.
Достаточно развитой интеграционной группировкой
Латинской Америки является КАРИКОМ, или Карибское сообщество, объединяющее 15
англоязычных стран бассейна Карибского моря. Цель этой группировки — создание
Карибского общего рынка.
В рамках всех интеграционных
группировок Латинской Америки приняты программы либерализации внешней
торговли; разработаны механизмы промышленного и финансового сотрудничества,
определены методы регулирования отношений с иностранными инвесторами и система
зашиты интересов наименее развитых стран.
6.
5. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
Экономика
СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где отдельные части были
тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение труда отнюдь не
всегда было оправданным с точки зрения развития производительных сил. Разрыв
сложившихся связей после распада Советского Союза был очень болезненным.
Сразу же
после распада СССР возникли интеграционные тенденции у бывших советских
республик. На первом этапе они проявлялись в попытках оградить, хотя бы
частично, прежнее единое экономическое пространство от дезинтеграционных
процессов, и в первую очередь в областях, где прекращение связей оказывало
особенно неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства
(транспорт, связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с
1996—1997 гг., усилились стремления к интеграции на иных основах с учетом
возникших реалий.
Россия — естественное ядро
СНГ. Из всех постсоветских республик на нее приходится свыше 3/4 территории,
почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.
6.5.1.Факторы
экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные
тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными
факторами:
• разделение
труда, которое невозможно было полностью изменить за короткий промежуток
времени. Во многих случаях это было и нецелесообразно, поскольку сложившееся
разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим
и историческим условиям развития;
•
длительное совместное проживание в пределах одного государства многих народов.
Оно создало плотную «ткань отношений» в разнообразных областях и формах (из-за
смешанного населения, смешанных браков, элементов общего культурного
пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном
перемещении людей и т.п.). Конфликтность межнациональных и межконфессиональных
отношений (между двумя основными религиями: православием и исламом) в целом
была невысокой. Отсюда желание широких масс населения в странах — членах СНГ
поддерживать достаточно тесные взаимные связи;
•
технологическая взаимозависимость, единые технические нормы.
Однако
интеграционные процессы наталкивались на противоположные тенденции,
определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших советских
республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить свою
государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет, и соображения
экономической целесообразности отступали на второй план, если интеграционные
меры воспринимались как ограничение суверенитета. Но всякая интеграция, даже
самая умеренная, предполагает передачу каких-то прав единым органам интеграционного
объединения, т.е. добровольное ограничение суверенитета в определенных
областях. Запад, с неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на
постсоветском пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР»,
сначала скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции
во всех ее формах. Учитывая растущую финансовую и политическую зависимость
стран — членов СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным
процессам.
Немалое
значение для определения реальной позиции стран по отношению к интеграции в
рамках СНГ имели, особенно в первые годы после распада СССР, расчеты на помощь
Запада в том случае, если эти страны не будут «торопиться» с интеграцией.
Нежелание в должной мере учитывать интересы партнеров, негибкость позиций,
столь часть встречавшаяся в политике новых государств, также не способствовали
достижению договоренностей и их практической реализации.
Различия в
характере системных реформ временами создавали трудности в налаживании взаимных
связей, например, в функционировании платежного механизма и банковской системы.
Интеграционные меры нередко требовали средств и целеустремленности. Часто и то,
и другое отсутствовало. Сильнейший системный кризис во всех странах — членах
СНГ и государствах Балтии сделал материальные трудности, особенно дефицит
обратимой валюты, повсеместным явлением.
Готовность
бывших советских республик к интеграции была различной, что определялось
не столько экономическими, сколько политическими и даже этническими факторами.
С самого начала прибалтийские страны были против участия в каких-либо
структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России и от своего прошлого
как можно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в Европу» было
доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в поддержании и развитии экономических
связей со странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках
СНГ отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более
положитeльноe — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.
Поэтому
многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм «цивилизованного
развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную государственность
таким образом, чтобы неизбежные потери от нарушения сложившихся связей были минимальными.
Задача реального сближения стран — членов СНГ отодвигались на второй план.
Отсюда и постоянное неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд
стран пытались Использовать интеграционный механизм для достижения своих
политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом
стремилась через СНГ установить экономическую и Политическую блокаду Абхазии.
Решение о
создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято президентами
России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений
о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие
советские республики, кроме прибалтийских. В уставе определены цели
Содружества: способствовать сближению членов СНГ в экономической, политической
и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество
между людьми, государственными институтами и предприятиями стран Содружества.
СНГ - открытая организация для присоединения других стран.
6.5.2.Успехи и неудачи СНГ
К главному
экономическому успеху СНГ следует отнести его реальное функционирование как
зоны свободной торговли.
Неудачей
можно считать то, что с 1992 г. по 1998 г. в органах СНГ было принято около
тысячи совместных решений в самых 'различных областях сотрудничества, но
большая часть из них осталась на бумаге по разным причинам, главным образом
из-за нежелания стран-членов идти на какое-либо ограничение своего суверенитета,
без чего реальная интеграция невозможна или имеет крайне узкие рамки. Известную
роль сыграл и бюрократический характер интеграционного механизма, его
неповоротливость, отсутствие у него контрольных функций.
Критика неэффективности
работы СНГ особенно стала слышна в 1997—1998 гг. Часть критиков вообще
сомневалась в жизнеспособности самой идеи интеграции в СНГ, а часть видела в
качестве причины
этой неэффективности бюрократизм, громоздкость и неотлаженность интеграционного
механизма.
Однако все же главное
препятствие для успешной интеграции заключалось не в недостатках
функционирования организационного механизма Содружества, а в отсутствии
согласованной цели интеграции, последовательности интеграционных действий, в
слабой политической воле для достижения прогресса, в экономических трудностях.
Еще не исчезли расчеты у части правящих кругов новых государств на получение
выгод при дистанцировании от России и интеграции в рамках СНГ.
Тем не менее, несмотря на все
эти сомнения и критику, организация сохранила свое существование, поскольку
она нужна большинству стран - членов СНГ. Нельзя сбрасывать со счетов и
распространенные среди широких слоев населения этих государств надежды на то,
что активизация взаимного сотрудничества поможет преодолению серьезных
трудностей, с которыми столкнулись все постсоветские республики в ходе
преобразований социально-экономических систем и упрочения своей государственности.
Глубокие родственные и культурные связи также подталкивали к сохранению
взаимных связей.
6.5.3.Перспективы
СНГ
По мере того как происходило
становление собственной государственности, у правящих кругов стран — членов
СНГ уменьшались опасения, что интеграция может повлечь за собой подрыв суверенитета.
Возможности увеличения поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей
переориентации топливно-сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались
постепенно исчерпанными. Потенциал же расширения экспорта готовых изделий за
пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности продукции
обрабатывающей промышленности стран — членов СНГ. В то же время резервы
расширения торговли в рамках СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются
значительными.
Технологическое разделение
труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода, знакомство с
продукцией друг друга, характер общей подготовки персонала и т.д. создавали хорошие
возможности для взаимного обмена. Конечно, эта продукция по качеству и
техническому уровню часто не соответствует требованиям мировых рынков, но
торговля в границах Содружества позволяет поддерживать часть производств. В
дальнейшем повышать качество и технический уровень продукции легче на базе
работающих предприятий, чем начинать с нуля.
Мировой финансовый кризис,
начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной Азии в 1997 г., ухудшил
перспективы для экспорта стран — членов СНГ. Отрицательное воздействие на интеграционные
процессы оказал финансовый кризис, разразившийся в России в августе 1998 г.
Тем не менее, он серьезно не подорвал объективную заинтересованность стран —
членов СНГ в сохранении и дальнейшем развитии взаимных экономических связей.
Некоторое оживление и модификацию внесла в
интеграционные процессы идея интеграции «разных скоростей», т.е. создание
союзов между различными странами — членами СНГ с разной степенью
интегрированности и с разными сферами совместной деятельности.
Наиболее интенсивная
интеграция в различных областях идет между Россией и Белоруссией. Значительное
большинство бело-; русского населения и высшее политическое руководство страны
выступают за тесный союз с Россией, вплоть до создания конфедеративного
государства.
В 1996 г. был заключен
договор о Союзе Беларуси и России, предусматривающий широкий круг
интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества, он предусматривает
признание дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан
при получении образования, трудоустройстве, сближение Норм социального
обеспечения и т.п. Однако, несмотря на наличие безусловных предпосылок для
глубоких и интенсивных интеграционных процессов, они сталкиваются с немалыми
объективными и субъективными препятствиями, прежде всего с сопротивлением
интеграции с Белоруссией влиятельной части российской политической элиты по
идеологическим соображениям.
С 1995 г. начал формироваться
Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. В
дальнейшем к нему присоединился Таджикистан. Союз преследует цель создания
единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим
странам. Условия Таможенного союза предусматривают постепенную унификацию
хозяйственного права, согласование валютной и денежно-кредитной политики.
Объем необходимой работы оказался очень большим, а интересы в конкретных
областях не всегда совпадали, поэтому результаты оказались меньше
планировавшихся.
В 1996 г. был создан Союз
четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял
экономическую сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях
(науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только
экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер,
на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях.
Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.
Общие интересы в развитии
регионального сотрудничества привели к заключению Центральноазиатского союза
между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном. Его целью
является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого
союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с
помощью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и
интенсифицировать региональные отношения, используя территориальную и
культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в
советские времена.
Идет сближение между
Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого
лежат общие интересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР.
Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из Азербайджана, Туркмении и
Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих
стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути
транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою
очередь, последние страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет
транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения
энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еще не
приняло сколько-нибудь четких организационных форм.
Воздействие регионализации
СНГ на общие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной
стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны,
регионализация означает мини-интеграцию на постсоветском пространстве в тех
случаях, когда общая интеграция оказывается затруднительной. При определенных
обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать
интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие
страны в общую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом
пути те же самые, что и на уровне всего
Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать
должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.
За интеграцией «разных
скоростей» стоят объективные интересы стран — членов СНГ в различных областях.
По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они
вполне могут ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко — и
стимулировать их, однако при условии, если между субрегиональными группировками
не возникнут серьезные противоречия.
Окончательный результат
взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском
пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния
экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами
важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ,
так и за его пределами. Но главным фактором будут результаты развития
экономики и системных реформ, политики руководства в России — естественного
интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и
процветающими, а не с бедными и отсталыми.
Исторический опыт 90-х гг.,
несомненно, самых трудных в развитии стран — членов СНГ и государств Балтии
показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота
по сравнению с межреспубликанскими поставками советского периода,
переориентация внешнеэкономических связей на третьи страны не означают
исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были
естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда,
усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями
политического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация завершается,
и все больше начинают проявляться центростремительные тенденции. Объективные
предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после завершения
системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.
7.
Заключение
Экономическая интеграция
представляет собой объективный процесс, основанный на интернационализации
хозяйственной жизни и международном разделении труда. При этом взаимодействие
осуществляется как на макро-, так и на микроуровне. Международные
интеграционные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми
связями, а долгосрочным сотрудничеством отдельных фирм, прежде всего входящих в
системы различных ТНК.
В мировом хозяйстве
выделяются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены:
Западноевропейский, Североамериканский и Азиатско-Тихоокеанский. Однако
механизм и степень интегрирования в каждом из регионов имеют свои особенности
Наиболее зрелой формой экономической интеграции
является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и
соглашений. В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров,
услуг, капитала и рабочей силы, но и создается экономический, валютный и
политический союз
Интеграция в СНГ опирается на
такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда,
технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного
пространства. Главные препятствия интеграции: опасения в странах — членах СНГ
ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность
строительства новой социально-экономической системы. Организационные рамки
интеграционных процессов определяются разветвленной системой органов
Содружества, Кроме того, на постсоветском пространстве возникло большое число
союзов экономического, политического и гуманитарного характера между
отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие
внутрирегионального сотрудничества — интеграция «разных скоростей».
Результаты интеграции в СНГ
оказались противоречивыми: были достигнуты многие договоренности, но
большинство из них не было выполнено. В то же время Содружество не распалось и
в целом доказало целесообразность своего существования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Кудров В. М.
«Мировая экономика»:
Учебник. – М.: Изд. «БЕК», 2002.
2.
Политическая
экономия и история экономических учений:
Учебник. – Под общ. ред. Поршнева А. Г., Денисова Б. А.:
ГУУ, 2004.
3.
Экономика:Учебник.
Под ред. Булатова А. С. – М.: Экономист, 2003.
4.
Европа и
Россия: опыт экономических преобразований:
Изд. – М., 1996.
|