бесплатные рефераты

Международная трудовая миграция

 

Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Помимо экономических мотивов процесс международной миграции обусловливается также соображениями политического, этнического, культурного, семейного и иного характера. Таким образом, международная миграция рабочей силы является частью широкого явления – международной миграции населения, когда данный процесс не связан прямо с трудоустройством.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией понимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией – въезд в страну на постоянное место жительства. Международная миграция включает также процесс репатриации – возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий:

- иммигранты и не иммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммигрантов, 80 – 90-е гг. были периодом высокого уровня иммиграции;

- работники-мигранты по контракту. Их к концу 90-х гг. в мире насчитывалось более 25 млн. человек. Многие страны зависят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

- нелегальные иммигранты. Их число в конце 90-х гг. превышало 30 млн. человек. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

- лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась – до более 1 млн. человек к концу 90-х гг. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономического положения в своих странах;

- беженцы. Поданным ООН, в мире на конец 90-х гг. насчитывается более 22 млн. беженцев (из них около 4 млн. возвратившихся в места прежнего проживания, но находящиеся под патронажем ООН). Большинство сегодняшних беженцев живут в специальных лагерях. Находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада.

 

4.3.Масштабы миграции.

 

По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине 90-х годов составляло примерно 1 млн. человек, то есть в принимающие страны приезжало в среднем на 1 млн. человек больше, чем уезжало. По прогнозам, в ближайшие годы в связи со стабилизацией мировой экономики сальдо будет сокращаться.

Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной миграцией, измеряются сотнями миллиардов долларов и вполне сопоставимы по масштабам с ежегодными прямыми зарубежными инвестициями (табл.1).

На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченных переводов, тогда как на все развивающие страны – только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля временных рабочих-мигрантов, и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62%, трудовые доходы – около 31% и перемещение мигрантов – около 7%.

 

 

 

 

 

 

Денежные потоки, связанные с трудовой миграцией

( в млрд. долл.)

 

 

 

 

1987 г.

 

1990 г.

 

1993 г.

 

Трудовой        доход

Кредит

   13,8

  19,5

  20,7

Дебет

- 16,0

- 25,6

- 26,7

Частные неоплаченные

Переводы

Кредит

   64,9

 

  100,1

 

  95,6

 

Дебет

- 58,2

- 91,8

- 102,5

 

Итого

Кредит

  78, 7

  119,6

  116,3

Дебет

- 74,2

-117,4

- 129,1

 

Источник: IMF. Balance of Payments Statistics Yearbook. – 1994. – Part 2. – P. 56, 60.

 

Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентам осуществляет Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт. Наиболее крупные переводы частного характера осуществляются их основных развитых стран (США, Германии, Японии, Великобритании) и новых индустриальных стран и нефтедобывающих стран (Кореи, Саудовской Аравии и Венесуэлы). Основными получателями переводов из-за рубежа являются развитые страны, в основном за счет перевода части зарплат работников иностранных подразделений ТНК, военнослужащих, размещенных за рубежом, сотрудников загранаппарата. Во многих развивающихся странах масштабы переводов частного характера составляют 25 – 50% доходов от товарного экспорта (Бангладеш, Ямайка, Малави, Марокко, Пакистан, Португалия, Шри-Ланка, Судан, Турция). В Иордании, Лесото, Йемене переводы достигают 10 – 50% ВНП.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4.Центры притяжения эмигрантов.

 

В силу экономических причин основные потоки мигрантов всегда направлялись из стран с низкими личными доходами в страны с более высокими доходами.

Модно выделить следующие страны и регионы, являющиеся точками притяжения мигрантов из других стран.

1.                                                США, Канада и Австралия.

Будучи наиболее экономически развитой страной, США, является основным направлением миграции как низко квалифицированной, так и высококвалифицированной рабочей силы. Каждый год туда приезжает больше иммигрантов. Чем во все остальные страны, вместе взятые. Основные потоки низко квалифицированной рабочей силы направляются в США из близлежащих латиноамериканских стран – Мексики, стран Карибского бассейна. Высококвалифицированные работники иммигрируют в США практически из всех стран мира, включая Западную Европу, Латинскую Америку, Россию, Индию и т.д. Приток иммигрантов в США и Канаду к середине 90-х годов оценивается в 900 тыс. человек в год. В США легально иммигрируют 740 тыс. человек в год и эмигрируют 160 тыс. человек. Чистая иммиграция (миграционное сальдо) составляет 580 тыс. человек.

2.                                                Западная Европа.

Наиболее развитые западноевропейские страны, и, прежде всего страны. Входящие в Европейский союз, притягивают рабочую силу из менее развитых западноевропейских стран (Португалии, Мальты, Испании), арабских стран Северной Африки и Ближнего Востока, стран Африки к югу от Сахары, восточноевропейских стран и республик бывшего СССР. Миграции работников из африканских стран – бывших колоний западноевропейских государств способствуют общность языка. Исторически сложившиеся традиционные торговые и иные связи. Притоки иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивались на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, в рамках западноевропейской интеграции создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами Европейского союза и унификацию трудового законодательства.

3.                  Ближний Восток.

Нефтедобывающие страны этого региона привлекают дешевую рабочую силу на тяжелые низкооплачиваемые работы. Рабочие приезжают в основном из соседних арабских стран, а также из Индии. Пакистана, Бангладеш, Кореи, Филиппин. Более половины рабочей силы Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара, Бахрейна, Кувейта и Омана составляют иностранные рабочие.

 

4.                 Другие развивающиеся страны.

Новый феномен 90-х – интенсификация трудовой миграции среди самих развивающихся стран. Обычно потоки работников направляются в те страны, которые быстрее продвигаются по пути экономических реформ. Так, в Латинской Америке сезонные рабочие и рабочие на сборочные предприятия направляются в Аргентину и Мексику. В Африке к югу от Сахары на Берег Слоновой Кости, Нигерию и ЮАР приходится более половины притока всех иммигрантов. В результате войны в Персидском заливе в 1991 году около 1 млн. египтян покинуло Ирак, 800 тыс. йеменцев уехали из Саудовской Аравии и около 500 тыс. рабочих покинули Кувейт, куда на их место прибыли рабочие из Индии и Египта.

5.                  Новые индустриальные страны.

В связи с бурным развитием этих государств Юго-Восточной Азии туда значительно увеличился приток иммигрантов, нанимающихся на временные работы. Особенно это заметно в случае Южной Кореи и Малайзии.

Практически все страны, в которые иммигрирует более 25 тыс. человек в год, - высокоразвитые государства с ВНП более 6900 долл. На душу населения. Источник эмиграции – развивающиеся страны, главные из которых – Мексика и страны Азии.

 

4.5.“Плюсы” и “минусы” миграции.

 

С теоретической точки зрения доходы страны – экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой еще столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалифицированные кадры.

Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них  стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что по меньшей мере треть рабочей силы переедет в США. Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу?

Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом 1едуюгцие преимущества:

— повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

— иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос, а товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

— при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и професси-1альную подготовку;

— иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они пор­ами могут быть уволены;

— иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

Организация экономического сотрудничества и развития ЭСР утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляется в семьях переселенцев. В Швейцарии — 24%, а в Люксембурге — почти 38%. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населения страны, на соотношение рождаемости смертности коренных жителей эта статистика не влияет никаким образом.

Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести

возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др.

Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ.

Основные из них следу­ющие.

1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источ­ник поступления СКВ в страну.

По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте това­ров составляет 20%, услуг — 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы име­ла поступления от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., фактическая прибыль от этого экспорта соста­вляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экс­порт рабочей силы являлся фактически главным источником ва­люты для Югославии.

Расчеты зарубежных специалистов показывают, что роль частных переводов особенно велика для стран со средним уров­нем развития. Для этих стран экспорт рабочей силы представля­ет значительный источник валютного дохода, в отдельные годы превышающий поступления по остальным видам внешнеэконо­мических связей.

За последние 15 лет экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Переводы из-за ру­бежа в эту страну от работающих за рубежом больше поступ­лений от экспорта товаров и услуг в 5 раз.

Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возраста­ют у развивающихся стран наиболее высокими темпами — 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализиро­ваться на трудовых услугах, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например, для АРЕ экс­плуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм — 600 млн. долл., переводы эми­грантов — более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали поступления от экспор­та. По данным на начало 90-х годов, около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран — более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят из поступлений от эмигрантов.

2. Экспорт рабочей силы означает уменьшение давления из­быточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального на­пряжения в стране.

3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей си­лы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.

В то же время страны—экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное — это «утечка умов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике.

«Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Однако «утечка мозгов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет работали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.

Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описываются как отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако, отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Примером могут служить китайские промышленные рабочие в Индонезии и Малайзии, предприниматели из Гонконга в Канаде, индийские и ливанские бизнесмены в Африке, иорданские и палестинские служащие в нефтедобывающих странах Персидского залива. Более того, иммигранты во многих странах заполняют вакансии, на которые все равно нет претендентов среди местного населения. Неквалифицированные работники из Турции и Северной Африки составляют 60 – 80% иммиграции в Германию, Францию. На тяжелую работу охотно нанимаются палестинцы в Израиле, индонезийцы в Малайзии. Боливийцы в Аргентине. Более того, некоторые отрасли производства, дающие, в том числе экспортный доход для стран, не выжили бы без иммигрантов. В числе примеров – горнорудная промышленность ЮАР. Сельскохозяйственные плантации Доминиканской Республики, Малайзии и Испании, каучуковая и резиновая промышленность Малайзии.

Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением в результате притока иммигрантов реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы.

 

4.6. Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции.

 

       Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной по­литики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необ­ходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законо­дательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

     Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществля­ется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую не­совпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигран­тов, то в функции страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов ми­грантов за рубежом.

     Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импор­теров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Право­вое выражение взаимной заинтересованности стран, прини­мающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции.

     В настоящее время значительное число учреждений и орга­низаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

      Комиссия ООН по народонаселению располагает соот­ветствующим фондом, часть которого используется на субсиди­рование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных дого­воров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохране­ния), содержит специальные нормы, которые касаются физиче­ского состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Ме­ждународной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международ­ной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, свя­занной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации (СИМЕ).

     Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является признание государствами, ратифици­рующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав тру­дящихся-мигрантов обеспечивается:

     • организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;

     • принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся имми­грации и эмиграции граждан;

     • принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъ­езд, перемещение и прием мигрантов;

     • организацией соответствующих медицинских служб;

     • разрешением переводить на родину заработок и сбереже­ния трудящихся-мигрантов.

    Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. Посреднической дея­тельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

     • наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

     • частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на кото­рой данные операции будут производиться, при соблюде­нии условий и в тех случаях, которые могут быть преду­смотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами при­нимающей и направляющей стран.

      В данной Конвенции также указывается, что лицо или орга­низация, способствующие незаконной миграции, подлежат со­ответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необ­ходимость письменного оформления трудовых контрактов и со­блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

      Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с граж­данами страны пребывания также и в уровне минимальной зара­ботной платы, а в тех странах, где это предусмотрено националь­ными законодательствами, — возможность участвовать в процеду­рах по установлению размера заработной платы. При этом огова­ривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

      Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образова­ние или повысить квалификацию в стране пребывания.

       Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равнопра­вие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без граж­данства в области социального обеспечения. Государства, при­нявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отно­шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении неза­висимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обя­зательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенси­онное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

      Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и прини­мать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содер­жит требования, предъявляемые государствам в отношении ра­венства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или чле­нов их семей.

      Ратификация заинтересованными государствами междуна­родных конвенций, регламентирующих процесс трудовой ми­грации, является необходимым условием для их осуществления.

 

4.7. Миграционная политика Российской Федерации.

     Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономиче­ские и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории Рос­сии оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов бе­женцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.

      Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граж­дан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудо­устраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов насе­ления в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конфе­ренции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигран­тов была признана безотлагательная необходимость международ­ной помощи. На территории России оказались сотни тысяч пере­мещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов.

       Правительство Российской Федерации вынуждено в этих ус­ловиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с други­ми странами на двусторонней и многосторонней основе по про­блемам миграции населения и трудовых ресурсов.

      Выход России на внешние рынки труда предполагает фор­мирование полноценной, обоснованной миграционной полити­ки. В России уже сложилась правовая база регулирования ми­грационных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

       Разработана федеральная миграционная программа. Прави­тельство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализа­ции прав мигрантов.

      Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм, обеспечивающих права российских гра­ждан на трудоустройство за границей, способствуют заключен­ные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

      Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлени­ем трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением ми­грантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Форми­рование правовой и организационной базы регулирования ми­грационных процессов в РФ продолжается.

      Наиболее важные аспекты российской миграционной поли­тики:

• реализация гражданами РФ прав на свободу перемеще­ния;

• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;

      • обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации мигрантов.

      Поскольку Россия в международной миграции является од­новременно принимающей и направляющей стороной, при раз­работке российской миграционной политики приходится ориен­тироваться на реализацию многоцелевых направлений.

     В области импорта рабочей силы наиболее важными за­дачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зару­бежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального  использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

      В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграци­онной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предприниматель­ского опыта и образования.

Принципиальное значение для РФ имеет создание приори­тетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирова­ния в сферу экономики. С этой целью намечено создать специ­альную структуру, занимающуюся консультированием, инфор­мационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказы­вающую им конкретную помощь. Возможно также предоставле­ние различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

        С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

• введение специальных депозитных счетов;

• продажа земельных участков под строительство;

• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы, хранимые в строго определенных банках;

• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров длительного пользования;

• создание специального пенсионного фонда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

     

 

Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям трудовых доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, получаемого в результате миграции, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающих денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся — источником эмиграции.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массовой эмиграции.

Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных особенностей современных МЭО.

      Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ре­сурсов, международные организации по миграции совер­шенствуют законодательство, механизм регулирования ми­грационных процессов и потоков, руководствуясь принци­пами свободы и демократии с учетом национальных инте­ресов.

      Международная организация труда являете уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и пред­принимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важ­ных функций состоит в принятие конвенций и рекоменда­ций, устанавливающих международные трудовые стандар­ты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное стра­хование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба най­ма, рабочая инспекция.            В России создана правовая и организационная база эмиг­рации и иммиграции трудовых ресурсов, разработана фе­деральная миграционная программа, заключены двусто­ронние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирова­ния России в мировое сообщество должна стать ратифика­ция международных конвенций, регламентирующих про­цессы трудовой миграции.


Список литературы:

 

 

 

 

 

 

1.   Борисов Е.Ф., Петров А.А., Стерликов Ф.Ф. Экономика:     Справочник. – 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998.

2.       Долан Э., Линдерт  А. “Макроэкономика.” СП б., 1996.

3.                 Киреев А.П. “Международная экономика.”

4.                 Макконнелл К.Р. Брю С.Л. “Экономикс”. М., 1992. Т.1.

5.                 Мэнкью Г. Принципы экономики. Учебник XXI века.  СП б. 1999.

6.                 Сакс Дж. “Рыночная экономика в России”. М. 1995.

7.                 “Экономическая теория: учеб. для вузов”/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С.

8.                 Лившиц А.Я.  Введение в рыночную экономику. М., 1992.    

9.                  Овчинникова “Международная экономика”

10.             Тарасевича. 3-е изд. СПб., 1999

11.             “Экономика”: Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ,1999.

11.    “Мировой рынок труда.” — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.

12.    “МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Междуна­родной конференцией труда. 1919—1986”. — Женева, 1988. - С. 1428-1446.

13.    “Неисповедимы пути иммиграции”// «Российская газета», 8 октября 1996., с.3.

14.    “Федеральная миграционная программа” //«Российская газе­та», 20 августа 1996., с. 4—6.

15.            “Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996”// «Российская газета», 16 августа 1996 г.

16.            А. Кваша “Что такое демография”, Москва-мысль 1993г.

17.            В.Ишшункин “Многообещающая демография в России”,2001

18.            И.Ушаков “Демографическое настоящее и будущее Европы” “МЭ и МО”, 1991

 

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ