|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Себестоимость реализованной продукции |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.2 Себестоимость реализованной продукции
1. Определение
Согласно IAS себестоимость продукции представляет собой затраты, возникающие в процессе производства или основной деятельности предприятия. Например, в себестоимость продукции включаются материальные затраты, заработная плата производственных рабочих и износ производственного оборудования. Обычно такие затраты принимают форму выбытия или уменьшения таких активов, как денежные средства и их эквиваленты, запасы, основные средства.
Действующее в российской системе учета Положение о составе затрат, по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5.08.92 No 552 с последующими изменениями и дополнениями, определяет себестоимость продукции как стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Таким образом, базовое определение себестоимости реализованной продукции сходно в обеих системах.
В целом, все производственные расходы можно классифицировать в российской системе учета как:
· себестоимость продукции - расходы, связанные с производством продукции/оказанием услуг;
· коммерческие расходы - расходы по реализации, учитываемые на счете 43 "Коммерческие расходы" и относящиеся к реализованной продукции. До утверждения новой формы отчета о финансовых результатах и их использовании в российской системе учета такие расходы включались в себестоимость реализованной продукции. В соответствии с новой формой указанного отчета информация о таких расходах выделяется отдельной строкой.
· Общехозяйственные расходы - расходы, учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и относимые непосредственно на счет реализации. До утверждения новой формы отчета о финансовых результатах и их использовании в российской системе учета такие расходы включались в себестоимость реализованной продукции. В настоящее время информация о таких расходах также предоставляется отдельной строкой.
2. Различия
2.1 Концепция производственных и периодических расходов
В соответствии как с IAS, так и с российской системой учета, расходы можно разделить на производственные и периодические.
Производственные издержки - это расходы, осуществляемые для приведения товаров или услуг в товарное состояние. Например, прямые трудозатраты, прямые расходы, накладные производственные расходы, товары для перепродажи и затраты на транспортировку по приобретенным товарам. Стоимость запасов рассчитывается с учетом таких издержек.
Периодические расходы - это общехозяйственные расходы, не включаемые в оценку товарно-материальных запасов и, соответственно, рассматриваемые как затраты того периода, в течение которого они были понесены. Например, аренда административного здания, заработная плата административного персонала, вознаграждение, выплаченное аудитору, и коммерческие расходы.
В Плане счетов, действующем в настоящее время в российской системе учета, отражена концепция производственных и периодических издержек, но не достаточно четко разработаны принципы ее применения. В соответствии с новой формой отчета о финансовых результатах и их использовании управленческие (периодические) расходы выделяются отдельной статьей. Однако данное выделение возможно для предприятий, использующих в учете концепцию разделения затрат на производственные и периодические и принявших в учетной политике порядок списания периодических (общехозяйственных) расходов непосредственно на счет реализации. Остальные предприятия должны отражать данные расходы в части реализованной продукции в отчете о финансовых результатах и их использовании по статье "Себестоимость реализации товаров, продукции, работ, услуг".
2.2 Оценка материально-производственных запасов
Положения IAS, также как и РСУ, рассматривают оценку и представление материально-производственных запасов (ресурсов, предназначенных для продажи или потребления в процессе производства товаров или услуг, подлежащих продаже) в контексте системы фактической себестоимости. Исходя из принципов IAS при реализации материально-производственных запасов следует исходить из того, что стоимость таких запасов должна быть отражена как издержки того периода, в котором был признан соответствующий доход по методу начисления. Существуют несколько методов определения себестоимости реализованных товарно-материальных запасов, в том числе:
· по стоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО);
· по стоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);
· по методу средневзвешенной стоимости.
Все три метода являются допустимыми как в IAS, так и в российской системе учета, однако в IAS метод ЛИФО является наименее предпочтительным методом и если предприятие использует метод ЛИФО, требуется предоставление более подробной информации. Несмотря на то, что в IAS все три метода являются допустимыми, предприятие должно последовательно применять один и тот же метод из года в год. Российская система учета позволяет предприятиям каждый год выбирать, какой метод оценки стоимости товарно-материальных запасов они будут использовать в следующем году.
2.3 Оценка товарно-материальных запасов по чистой цене возможной реализации
Согласно IAS товарно-материальные ценности следует учитывать по наименьшему из себестоимости и чистой цены возможной реализации. Чистая цена возможной реализации представляет собой предполагаемую цену реализации в нормальных условиях, за вычетом предполагаемой стоимости завершения обработки и предполагаемых затрат по продаже.
Товарно-материальные ценности учитываются по чистой цене возможной реализации, когда предполагается, что себестоимость таких предметов возместить не удастся. Возмещение себестоимости товарно-материальных ценностей будет невозможно в том случае, если такие товарно-материальные ценности испорчены, если они полностью или частично устарели, или же если цены на них упали. Кроме того, возместить их себестоимость будет невозможно в том случае, если увеличиваются предполагаемые затраты на завершение обработки или предполагаемые издержки по продаже. Практика снижения стоимости товарно-материальных ценностей до чистой цены возможной реализации согласуется с теорией, согласно которой активы не следует учитывать по стоимости выше той, которую предполагается выручить от их продажи или использования.
Снижение стоимости товарно-материальных ценностей до чистой цены возможной реализации, как правило, осуществляется на индивидуальной основе. В то же время, в некоторых случаях целесообразно сгруппировать аналогичные или взаимосвязанные виды запасов.
Если условия, ранее обусловившие снижение стоимости товарно-материальных ценностей до чистой цены возможной реализации, изменяются, сумма списания сторнируется таким образом, чтобы новая стоимость представляла собой наименьшее из себестоимости и пересмотренной чистой цены возможной реализации.
Общую величину снижения стоимости товарно-материальных ценностей до чистой цены возможной реализации, а также все убытки по товарно-материальным ценностям следует отражать как затраты периода, в котором было проведено такое снижение, либо имели место такие убытки.
Согласно "Положению о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации" No 170, допускается частичное или полное списание устаревших или испорченных предметов. Многие российские предприятия так и не внедрили такое списание в свою практику из-за жесткого подхода налоговой инспекции. Налоговые органы зачастую оспаривают законность уценки товарно-материальных ценностей и требуют специального учета уцененных товарно-материальных ценностей.
3. Необходимая информация
Для правильной классификации расходов в финансовой отчетности следует проанализировать сальдо на счете 26 "Общехозяйственные расходы" и сгруппировать расходы следующим образом:
· расходы по уплате процентов
· общехозяйственные и административные расходы
· расходы по заработной плате
· прочие расходы
· прочие налоги
4. Устранение различий
4.1 Резерв на переоценку товарно-материальных запасов
Предприятие "Утюг" провело
инвентаризацию товарно-материальных запасов на 31 декабря 1995 г. В ходе
инвентаризации и впоследствии были выявлены следующие позиции ТМЦ (все цифры
- в млн. руб.)
Инвентар-ный номер
Стоимость
Рыночная стоимость
Дополни-тельные затраты обработки
Чистая цена возможной реализации согласно РСУ
Чистая цена возможной реализации согласно IAS
56798
100
50
10
50
40
79877
200
250
20
200
200
93955
150
100
-
100
100
47687
300
350
-
300
300
34547
100
70
15
70
55
35676
200
0
0
0
0
72345
100
50
5
50
45
Итого
1,150
770
740
Если предположить, что в предыдущем году
резерв не создавался, исправительная проводка для целей IAS должна выглядеть
следующим образом:
Д-т "Списание чистой цены возможной реализации"
770-740=30
К-т "Товарно-материальные запасы"
30
5. Требования к предоставлению информации в финансовой отчетности
В отношении себестоимости реализованной продукции не требуется предоставления специфической информации, однако необходимо предоставлять следующую информацию:
· политика предприятия в отношении определения стоимости товарно-материальных запасов и используемая формула расчета себестоимости;
· сумма проводки, сторнирующей списание запасов, которая стала необходимой в результате повышения чистой цены возможной реализации.
·
Коммерческие и общехозяйственные расходы
5.3 Коммерческие и общехозяйственные расходы
1. Определения
Коммерческие расходы - это расходы, связанные с получением заказов от покупателей и реализацией готовой продукции. Реклама, маркетинговые исследования, заработная плата торгового персонала и комиссионные посредникам, расходы на хранение и доставку готовой продукции рассматриваются как коммерческие расходы, поскольку они осуществляются после завершения процесса производства продукции. Следовательно, расходы на хранение сырья являются производственными издержками и включаются в состав накладных производственных расходов, в то время как расходы на хранение готовой продукции рассматриваются в составе коммерческих расходов.
Общехозяйственные расходы включают в себя затраты на содержание различных административных и технических подразделений, таких как бухгалтерия, отдел обработки данных, отдел кадров. Примерами административных расходов являются заработная плата руководящих работников, заработная плата делопроизводителей, расходы на содержание офиса, аренда офиса, затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и судебные издержки.
В российской системе учета предусмотрены два отдельных счета, на которых учитываются коммерческие и общехозяйственные расходы, а именно, счет 43 "Коммерческие расходы" и счет 26 "Общехозяйственные расходы".
Согласно Плану счетов, общехозяйственные расходы аккумулируются на счете 26 и представляют собой расходы, которые не имеют непосредственного отношения к процессу производства. В них входят административные расходы, расходы на оплату труда работников, не участвующих непосредственно в процессе производства или оказания услуг, амортизация офисного и административного оборудования, арендные выплаты за административные помещения, расходы на оплату информационных услуг и услуг аудиторов.
Согласно как IAS, так и российской системе учета, коммерческие и общехозяйственные расходы относятся к периодическим расходам.
2. Различия между IAS и российской системой учета
2.1 Коммерческие расходы
В прежней форме отчета о финансовых результатах и их использовании коммерческие и общехозяйственные расходы включались в себестоимость реализованной продукции. Новая форма российского отчета о финансовых результатах и их использовании согласуется с IAS в части раздельного представления информации о производственных и непроизводственных издержках. Трудность, о которой следует помнить российским предприятиям при переходе на учет Согласно IAS заключается в правильной классификации расходов при включении в отчет о прибылях и убытках на основании вышеприведенного определения производственных и периодических издержек.
2.2 Расходы, не учитываемые в составе издержек при налогообложении
В соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, существует ряд затрат, не включаемых в себестоимость продукции, и, соответственно не уменьшающих выручку предприятия при расчете налога на прибыль. К таким расходам относятся, в частности, затраты по содержанию объектов социальной сферы, жилищного фонда, расходы по выплате единовременных поощрений отдельным работникам, премии, выплачиваемые работникам при отсутствии разработанных системных положений о премировании и т.д. Источником покрытия подобных затрат является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после налогообложения, или фонды потребления.
Часть затрат, по которым существуют установленные нормативы, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в полной сумме и, соответственно, отражаются в составе себестоимости в отчете о финансовых результатах и их использовании. Однако, для целей налогообложения эти расходы принимаются в пределах, установленных законодательством. К таким расходам относятся, в частности, командировочные расходы, расходы на рекламу, расходы на обучение.
Такой порядок учета данных "нормируемых" расходов был введен, с отчетности за 1995 год. Однако на практике многие предприятия игнорируют данный порядок и продолжают включать данные затраты в пределах установленного норматива в себестоимость продукции (работ, услуг), а сверх нормативов - относить за счет чистой прибыли (фондов) предприятия, искажая тем самым показатели себестоимости реализованной продукции в отчете о финансовых результатах и их использовании
2.3 Расходы организационного периода
В российской системе учета отдельные статьи расходов организационного периода, такие как сумма расходов по созданию предприятия, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом учредителей в уставный капитал, расходы по получению специального разрешения по осуществлению отдельных видов деятельности и другие расходы, связанные с образованием юридического лица, учитываются как нематериальные активы, и по ним начисляется амортизация. Согласно IAS такие расходы не капитализируются, а относятся непосредственно на счет прибылей и убытков.
2.4 Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР)
Стандарт No 9 IAS дает следующие определения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ:
Научно-исследовательские работы - оригинальные и плановые исследования, проводимые в целях получения новых научных или специальных знаний.
Опытно-конструкторские работы - применение результатов научных исследований или иных знаний при разработке плана или проекта производства новых или существенно усовершенствованных материалов, приборов, продуктов, технологий, систем или услуг, до начала промышленного производства или использования.
Согласно IAS расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы необходимо отражать в учете как расходы того периода, в течение которого они были понесены, за исключением тех случаев, когда соблюдаются следующие условия (в таких случаях их необходимо включать в раздел основных средств баланса):
· имеется четкое определение продукта или технологии, а затраты, связанные с таким продуктом или технологией, могут быть выделены отдельной суммой и достоверно определены;
· можно продемонстрировать техническую целесообразность продукта или технологии;
· предприятие намеревается либо производить продукт или технологию на продажу, либо использовать;