|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Источник: Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга. Рис.1 В период 1992-1994гг. происходил этап формирования статистики рыночной экономики, поэтому мы не располагаем более специфическими данными о характере инвестиционного процесса. Можно полагать, что падение инвестиционной активности может заключаться в гиперинфляции 1992г. и политическом кризисе в России 1993г. В 1996г. было зафиксировано незначительное снижение объема валютных инвестиций, которое было компенсировано ростом рублевых иностранных инвестиций. Снижение инвестиций 1996г. можно связать с ожиданием политической нестабильности, связанной с выборами Президента России и губернаторов регионов. В целом можно сказать, что за 1995-1996гг. инвестиционный процесс находился в процессе стагнации. Абсолютные объемы инвестиций были на незначительном уровне (менее 180 млн. долларов). В 1997 г. начинается период роста объема иностранных инвестиций. Предпосылкой для этого роста стал рост рублевых инвестиций в 1996 и 1997 гг. в эквиваленте более чем на 30 млн. долларов в год соответственно. В 1997 г. общий объем иностранных инвестиций вырос на 64 млн. долларов или на 37% по сравнению с 1996г. Положительная тенденция проявилась еще сильнее в 1998 г., когда рост валютных иностранных инвестиций превысил данные 1997г. на 80%, валютный эквивалент объема рублевых инвестиций превысил символическую сумму в 100 млн. долларов, а общий объем инвестиций вырос на 75% и превысил 400 млн. долларов. Результаты 1999 г. наглядно доказали, что достижения предыдущих лет были не случайны. Объем иностранных инвестиций в твердой валюте вырос на 114% и достиг 660 млн. долларов США. Объем иностранных инвестиций в рублях достиг величины в 1050 млн. руб. (или 46 млн. долларов). Общий объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга достиг 706 млн. долларов и вырос по сравнению с предыдущим годом на 72%. Рост инвестиций можно объяснить успешной реализацией крупных проектов с участием иностранного капитала в 1999г.: ввод в эксплуатацию завода "Ригли" по производству жевательной резинки; окончание строительства завода "Жиллет Интернешл" по производству бритвенных принадлежностей; введение цеха детского питания заводом "Петмол" открытие первой очереди нефтеналивного терминала компании "Нестэ" в Ломоносове; введение в действие нового пивоваренного производства заводом "Вена"; организация производства пива заводом "Браво". Структура инвестиций из-за рубежа показывает, что наиболее привлекательными отраслями для инвестирования в 1999г. явились промышленность(68,6% от общего объема инвестированных средств), особенно пищевая промышленность, транспорт и связь(17%), а также торговля и общественное питание(10,7%). Табл.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Валютные инвестиции |
Рублевые инвестиции |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего |
100,0 |
100,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Промышленность |
68,6 |
34,0 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт и связь |
17,0 |
0,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Строительство |
0,9 |
7,4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Торговля и общественное питание |
10,7 |
52,6 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие отрасли |
2,8 |
5,4 |
Источник: Investor¢s Handbook: Saint-Petersburg, 2000
Рис.2
Среди стран-лидеров инвестиционного процесса наиболее стабильными инвесторами являются США (от 18% до 44% от общего объема инвестиций для США), затем Финляндия (от 10% до 20%) и Нидерланды (8,4%).
Важные позиции занимают Кипр и Люксембург (вместе - 13%), затем Великобритания. География инвестиций, по-видимому, не совсем адекватно отражает страны происхождения инвестиций, что определяется глобализацией инвестиционного процесса и тенденцией возврата вывезенных ранее из России денежных средств, возвращающихся через страны с режимами offshore.
Властями города проводится взвешенная политика по созданию благоприятного инвестиционного климата за счет разумной налоговой политики. Обеспечивается развитие инновационной деятельности и повышение деловой активности в сфере малого предпринимательства. В настоящее время в Санкт-Петербурге зарегистрировано около 180 тыс. субъектов малого предпринимательства. В малом бизнесе занято свыше 700 тыс. человек (включая вторичную занятость).
Характерно, что в ходе кризиса из города не ушел ни один инвестор. Все инвестиционные проекты в производственном секторе продолжаются. Генеральный директор петербургского филиала компании “Эрикссон” даже заявил, что “только революция может заставить нашу компанию уйти с российского рынка[6]”.
Кризис в стране не отразился на выполнении пилотного проекта реконструкции исторического центра с кредитом Всемирного банка. Величина первого транша кредита - 31 млн. долларов. Подготовлены проекты строительства заводов по производству радиотелефонов и оборудования для автобусов и автомобилей.
Стратегический инвестор-производитель прекрасно осознает, что если он уйдет с петербургского рынка, то эту нишу очень быстро займут другие и вернуться будет гораздо труднее.
Для содействия притоку инвестиций в начале 1997г. Комитетом по внешним связям было подготовлено распоряжение губернатора Санкт-Петербурга "О создании Совета по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга", которое было подписано губернаторам 10.02.1997 за №123. Целью создания Совета явилось формирование эффективной обратной связи, конструктивного диалога между представителями органов власти Санкт-Петербурга и предпринимателями по вопросам улучшения инвестиционного климата в Санкт-Петербурге, создания благоприятных условий для развития деловой активности. В ходе заседаний было подтверждено, что на сегодняшний день наибольшую актуальность представляют вопросы создания эффективного правового пространства для деятельности инвесторов, а также развития инвестиционной инфраструктуры - четко отлаженной схемы работы с инвесторами, создание условий для максимально продуктивного освоения инвестиционных средств и их результативной отдачи.
В заключение можно сказать, что иностранные инвестиции отражают степень доверия зарубежных инвесторов. Место Санкт-Петербурга в мировой и российской экономике в значительной степени определяется способностью привлекать иностранные инвестиции в Россию. Санкт-Петербург, по данным за 1997г. уверенно занимал третье место по объему накопленных иностранных инвестиций после Москвы и Тюменской области. Так, по словам вице-президента Европейского банка реконструкции и развития Дэвида Хекстера[4], Северо-Запад является одним из ключевых регионов для инвестирования в России. По его словам, ЕБРР наиболее интересные инвестиционные проекты осуществляет в Санкт-Петербурге и Новгородской области - эти субъекты Федерации были выбраны банком в качестве опорных. Таким образом, можно сказать, что Санкт-Петербург обладает достаточно высоким потенциалом, в плане получения инвестиций, и обладает достаточным авторитетом среди зарубежных финансистов. В подтверждение этому можно сказать, что город вышел в 1997г. на международный рынок капиталов, разместив еврооблигации. "Объем эмиссии - 300 млн.долл, срок погашения 5 лет, доходность 9,5% годовых, что существенно ниже, чем ставки по кредитам, предоставленным городу ранее иностранными банками. Доходность петербургских облигаций рассчитана как доходность казначейских облигаций США плюс 3,125%"[8]. Сам факт размещения еврооблигаций на столь выгодных условиях говорит о высоком международном рейтинге города и, возможно, открывает путь к снижению цены заимствования у частных зарубежных банков.
Открытие экономики в 1992г. означило резкое возрастание влияния внешних факторов на формирование и функционирование российского рынка. С установлением либерального режима возникла прямая связь между функциями страны в мировой экономике и ее региональным развитием.
Современный этап социально-экономического и общественно-политического развития России характеризуется активизацией региональных процессов. Одним из его существенных проявлений является децентрализация власти и последовательный выход республик, краев, областей, автономных округов на самостоятельную экономическую и политическую арену в качестве самостоятельных субъектов, решающих не только собственную судьбу, но и будущее Российского государства.
Особое место в России, вот уже третье столетие занимает Санкт-Петербург.
Значение внешнеторговой деятельности в экономике Санкт-Петербурга постоянно возрастает. Санкт-Петербург по объему внешнеторгового оборота за 9 месяцев 2000 года - 3,4 млрд.долл.США* - занимает 3-е место среди всех субъектов РФ после Москвы и Тюменской области.
Положительной тенденцией внешней торговли Санкт-Петербурга, проявившейся в 1999г. после девальвации рубля 1998г., стало резкое улучшение баланса внешней торговли (отрицательное сальдо 2 млрд.долл. в 1998г. и 160 млн.долл по оценке на 2000г.), связанное со значительным ростом экспорта предприятий города. Согласно Л.Б. Вардомскому [1], отрицательное внешнеторговое сальдо характерно для приграничных и приморских районов, коим и является Санкт-Петербург, в которых сравнительно широко представлена неорганизованная (челночная) торговля. Через них в Россию завозится, а затем распространяется по остальной территории по каналам мелкооптовой и неорганизованной торговли большая часть импорта.
В этой новой ситуации наблюдаются следующие важные тенденции:
стабильный рост объема внешней торговли, в основном, за счет роста экспорта;
изменение баланса внешней торговли Санкт-Петербурга, положительное сальдо на протяжении двух кварталов подряд;
стабильный и практически линейный рост экспорта предприятий города начиная со 2-го квартала 1999 г.;
стабилизация объема импорта на уровне 60-70% от уровня соответствующего периода прошлого года с некоторой тенденцией к росту.
Динамика внешней торговли позволяет предположить, что в дальнейшем тенденция преимущественного роста экспорта должна продолжиться еще некоторое время (до уменьшения эффекта снижения себестоимости продукции в России, произошедшего за счет девальвации рубля). Значительным резервом роста экспорта является рост производства конкурентоспособной продукции малых и средних предприятий города.
Импорт будет плавно возрастать, как за счет объема потребления экспортерами импортных комплектующих при росте экспорта, увеличения импорта оборудования для модернизации промышленности, так и за счет повышения импорта предметов потребления в соответствии с ростом уровня жизни населения.
С начала 1999 г. наблюдается рост стоимостных объёмов экспорта. При этом его товарная структура (см.Табл.1) не претерпела существенных изменений по сравнению с прошлым годом. На первом месте - продукция машиностроения (54% от общего объёма или $1136 млн.), на втором - экспорт черных и цветных металлов
(21% или $433 млн.). Существенно увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза).
Главные факторы роста экспорта усиление конкурентоспособности российской технологической и сырьевой продукции в связи с девальвацией рубля, ростом цен на мировых рынках на продукцию топливно-энергетического комплекса и другие сырьевые товары.
По итогам 1999 года среди стран-экспортеров Китай занимает 1-е место - 17% от общего объема экспорта Санкт-Петербурга (см. Рис.1), что связано с поставками в Китай корабля, построенного на судостроительном заводе “Северная верфь”. Таким образом, разовая поставка изменила долю стран-участников внешнеэкономической деятельности по Санкт-Петербургу. Следом за Китаем идут Бельгия, затем
США. Стабильно велик экспорт в Финляндию – 6% и в страны СНГ.
Рис.1
Рис.2
Увеличился по сравнению с прошлым годом экспорт древесины и изделий из нее (1,6 раза). Доля торговли со странами СНГ в общем товарообороте составляет 14,2 % (12,2 % в экспорте и 15,9 % в импорте). Снижается товарооборот с Белоруссией, Казахстаном, Украиной. В то же время наблюдается некоторый рост в торговле с Азербайджаном.
В отношении стран Балтии следует сказать, что, несмотря на меры Правительства РФ по ограничению транзита, уровень экспорта Санкт-Петербурга остался примерно на уровне 1998г. А снижение почти в три раза импорта объясняется тем, что продукция
пищевой промышленности Эстонии, Латвии и Литвы стала после кризиса
неконкурентоспособна на петербургском продовольственном рынке.
Табл.1
Всего
в том числе:
Экспорт
Импорт
Дальнее зарубежье
Страны СНГ
Экспорт
Импорт
Экспорт
Импорт
Всего
2101,5
2329,2
1962,9
2129,5
138,6
199,7
в том числе:
Продовольственные товары и сырье для их производства
25,2
1138,2
17,8
1030,6
7,4
107,6
продукция топливно-энергитического комплекса
16,4
11,7
14,9
11,7
1,5
0,0
продукция нефтехимического комплекса
135,4
251,5
123,7
239,7
11,7
11,8
Кожевенное сырье, меха и изделия
10,5
2,5
10,4
2,3
0,1
0,2
Древесина и изделия из нее
162,7
98,7
156,7
93,8
6,0
4,9
Одежда, обувь
49,8
16,1
48,0
12,2
1,8
3,9
Черные и цветные металлы
433,2
103,6
425,0
83,4
8,2
20,2
Продукция машиностроения
1135,7
530,8
1041,3
496,3
94,4
34,5
Прочие товары
132,6
176,1
125,1
159,5
7,5
16,6
Источник: Investor's Handbook, Saint-Petersburg 2000.
Рис.4
Для содействия развитию экспорта и поддержки внешнеторговой деятельности Санкт-Петербург осуществляет программу создания и развития системы бизнес- представительств города за рубежом:
Центр "Бизкон" в Котке (Финляндия) в 2000г. провел в Финляндии более 10 семинаров по экономической тематике, организовал работу по 20 совместным проектам сотрудничества предприятий Санкт-Петербурга и Финляндии. Около 10 предприятий наладили экспорт своей продукции в Финляндию, заключены сделки на общую сумму около 50 тыс.долл США;
Некоммерческое партнерство "Санкт-Петербург - Лондон" провело 10 международных конференций и семинаров по вопросам двустороннего делового сотрудничества, а также несколько крупных российско-британских мероприятий - деловых встреч - в Лондоне и Санкт-Петербурге;
Работа представительства предприятий Санкт-Петербурга в Камеруне способствовала экспорту петербургской промышленной продукции, ее объем составил 20 млн.долл.США;
Начало свою деятельность представительство петербургского фонда "Ямато" в Токио.
Осуществляются программы деловых миссий Санкт-Петербурга:
В 2000г. состоялись поездки делегаций Санкт-Петербурга на Кубу (трижды, в т.ч. во главе с губернатором Санкт-Петербурга и в составе делегации президента РФ В.В. Путина), в Бразилию (установлены партнерские контакты с г. Порто-Аллегре и штатом Рио-Гранде-до-Сул), во Вьетнам, в Иран, а также в страны СНГ и Балтии: Белоруссию, Литву, Эстонию, Таджикистан и Туркмению;
Подписаны документы о сотрудничестве с Севастополем и Гаваной;
Консорциум производителей программного обеспечения "Форт-Росс" провел серию поездок в страны Скандинавии: Данию, Швецию, Норвегию, а также в Гонконг. Консорциум первым в России стал членом международной ассоциации производителей программного обеспечения.
Санкт-Петербург принимает также активное участие в международных выставках:
В 2000г. организованы работы стендов Санкт-Петербурга на выставках: Всемирная выставка ЭКСПО 2000 (Ганновер - Германия, участвовала 21 фирма), МИПИМ (Канны - Франция, участвовало 17 предприятий), ФАХАВ (Гавана - куба, 9 предприятий), выставка для организаторов конференций и конгрессов (Стокгольм - Швеция, около 10 участников), Международная выставка "ПОЛАГРО 2000" (Познань - Польша), Международная ярмарка (Пловдив - Болгария).
В заключение хотелось бы сказать, что, во-первых, особое место Петербурга в России во многом связано с высоким потенциалом интеграции в мировую экономику определенных групп отраслей, образующихся вокруг функций специализации города.
Во-вторых - будущее Санкт-Петербурга во многом определяется развитием внешнеэкономических отношений России и единой Европы. Санкт-Петербург, несомненно, должен развиваться как связующее звено между ЕС и Россией, т.к. на долю ЕС приходится по данным на 1999г. приходится 35% экспорта и 37% импорта Санкт-Петербурга.
Глава 2
2.1 Международные связи Санкт-Петербурга на примере Европейского Союза.
В 90-х годах Россия уделяла основное внимание отношениям с западными странами. «Российский интерес к Европе в новых условиях связан с рядом причин как внутреннего, так и внешнего характера. Хотя Россия все больше сосредотачивается на самой себе, она стремиться избежать международной изоляции, которую просто не может себе позволить. Более того, тесное взаимодействие с внешнем миром является необходимым условием реорганизации России и ее развития. Европа не только близка, но и чрезвычайно важна с экономической точки зрения. Только на страны ЕС приходится более двух пятых торгового оборота страны»[7] (см. Карта 1 и 2).
В настоящее время Санкт-Петербург осуществляет сотрудничество с ЕС, прежде всего, по проектам технической помощи с такими структурами ЕС как:
Европейская Комиссия (Комиссия Европейских сообществ, с Директорами по направлениям финансирования, Бельгия);
Делегация Европейского Союза (Москва, РФ);
Российским бюро по использованию консультационного технического содействия ЕС (Москва, РФ);
Технический офис программы ТАСИС (Санкт-Петербург, РФ);
Технический офис по “малым проектам” программы ТАСИС “Приграничное сотрудничество” (Санкт-Петербург, РФ).
В этой связи Санкт-Петербург получает широкие возможности по продвижению своих проектов с использованием механизмов международных европейских и региональных организаций. В начале 1996 года исполнительный орган Европейского Союза - Европейская комиссия (ЕК) выдвинула Инициативу региона Балтийского моря, сущность которой заключается в том, что реализация программ ЕС “TACIS” для стран СНГ, “INTERREG II” для стран севера Европы и “PHARE” для стран Центральной Европы и Балтии в части, касающейся трансграничного сотрудничества должна в дальнейшем осуществляться с учетом сотрудничества стран в регионе Балтийского моря путем координации программ с использованием механизмов международных региональных организаций этого региона.
Для Санкт-Петербурга это означало, что возможность продвижения крупных инвестиционных проектов определяется их включением в соответствующие программы международных европейских и балтийских региональных организаций.
В настоящее время такими организациями для Санкт-Петербурга, получившими аккредитацию в ЕС являются:
- Совет Государств Балтийского моря;
- Ассоциация европейских городов “Еврогорода”;
- Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря:
- Балтийская Комиссия Форума регионов морского побережья Европы.
Санкт-Петербург в настоящее время является одним из крупнейших регионов России по объемам получаемой технической помощи от иностранных государств и международных организаций. За период 1991-1997 гг. по этим каналам было получено около 200 млн.долл.
Основным донором является Комиссия Европейского Союза, по линии которой за вышеуказанный период реализовано и находятся в стадии реализации проектов и программ на общую сумму более 150 млн.долл. В последние два года объем финансирования от западных стран-доноров и международных финансовых институтов приходится, в основном, на промышленную инфраструктуру (включая, безусловно, и порт Санкт-Петербург), крупные объекты с неразвитой экологической инфраструктурой, конверсионные предприятия). Финансовые вливания в вышеуказанные сектора экономики в виде передачи ноу-хау и поставок оборудования имеют, безусловно, определенный интерес для Санкт-Петербурга.
Сотрудничество с иностранными государствами, международными финансовыми организациями в 1998 году в абсолютных размерах возросло. Это связано с ухудшением экономического, финансового и социального положения России. Общая сумма технического содействия по линии Комиссии Европейского Союза составила 40 млн.долл.
В 1998 г. в Санкт-Петербурге по линии программы Тасис велась работа по 64 проектам на общую сумму 40 млн. ЭКЮ.
Что касается стран - контракторов проектов по линии ЕС, основное место среди них занимают Германия, Великобритания, Франция, Нидерланды. Страны Скандинавии в настоящее время представлены незначительно, хотя в последнее время намечается активизация работы по проектам технического содействия по линии ЕС со стороны Финляндии. На наш взгляд это вызвано рядом причин. Прежде всего - наличие единой границы с Россией, проходящей по линии Ленинградской области. Кроме того, активное двустороннее правительственное сотрудничество Санкт-Петербург - Финляндия позволило последней накопить значительный опыт и знание сегодняшней ситуации и, соответственно, возможностей реализации своих интересов в Северо-Западном регионе России. Вступление Финляндии в ЕС значительно расширяет финансовые возможности этой страны для реализации программ технического содействия, что, безусловно, оказывает благоприятное влияние на экономическую ситуацию самой Финляндии, снимая отчасти проблему безработицы и получая дополнительную информацию по интересующим ее политическим, экономическим и социальным вопросам в Северо-Западном регионе России.
2.1.2Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря
Внешняя политика города, в значительной мере, ориентирована также на страны Северной Европы и страны региона Балтийского моря, считая сотрудничество с ними одним из приоритетов своей международной и внешнеэкономической деятельности и прежде в всего в следующих областях[6]:
- торгово-экономическое сотрудничество, прежде всего, в направлении развития экспорта с использованием научно-технического и промышленного потенциала Санкт-Петербурга;
- улучшение состояния окружающей среды и развитие энергосберегающих технологий;
- развитие градостроительства, в том числе сохранение, реставрация и реконструкция памятников истории и архитектуры, сохранение исторической городской среды;
- развитие систем гражданской безопасности и обеспечения прав человека, включая защиту жителей в условиях обострившейся криминогенной ситуации, борьбу с незаконным оборотом и употреблением наркотиков, защиту от природных и техногенных катастроф;
- развитие потенциала Санкт-Петербурга как центра транзитных перевозок, включая основные элементы инфраструктуры: международные транспортные коридоры, внутригородские и объездные транзитные магистрали, таможенные зоны и транспортные терминалы;
- развитие сотрудничества в области культуры, образования, обмена информацией и туризма;
- достижение более высоких стандартов в социальной сфере и здравоохранении.
Сотрудничество Санкт-Петербурга и партнеров из стран Северной Европы и региона Балтийского моря осуществляется, как правило, в рамках международных программ, в реализации которых Петербург принимает активное участие, среди них можно выделить наиболее значимые:
- программы сотрудничества и развития отношений Европейского Союза в Балтийском регионе и с Российской Федерацией “ Северное измерение ЕС”, предложенной Правительством Финляндии;
- программы сотрудничества с Европейским Союзом “Санкт-Петербург - Европейские ворота России”;
- программы сотрудничества европейских и азиатских городов и регионов;
- программы мероприятий “ Санкт-Петербург - Европейский город культуры - 2003”.
Традиционно, одно из главных направлений сотрудничества Северных стран с Санкт-Петербургом и регионами Северо-Запада России заключалось в содействии развитию рыночной инфраструктуры, адаптированной к сотрудничеству с Европейским Союзом. Такое сотрудничество в основном развивалось по линии прямой технической помощи на развитие инфрастуктуры.
Сотрудничество со странами Северной Европы и странами региона Балтийского моря осуществляется также с помощью участия представителей в работе «Совета государств Балтийского моря».
Совет государств Балтийского моря – межправительственная организация, основанная в марте 1992 года и имеющая в качестве постоянного органа Комитет старших должностных лиц и Рабочие группы :
- по содействию демократическим институтам и правам человека;
- по экономическому сотрудничеству;
- по ядерной безопасности;
- а также Комиссара по Демократическим институтам и правам человека, включающим права национальных меньшинств.
В Совет государств Балтийского моря входит 12 членов: Дания, Эстония, Финляндия, Германия, Исландия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Россия, Швеция и Европейская комиссия (исполнительный орган Европейского Союза).
Представители Санкт-Петербурга в составе делегации Российской Федерации принимают участие в работе СГБМ с 1993 года.
Главы правительств стран , входящих в Совет государств Балтийского моря (от России участвовал Председатель Правительства В.С. Черномырдин) на встрече в г. Висбю 2-3 мая 1996 года одобрили концептуальные положения, учитывающие Инициативу ЕК в отношении региона Балтийского моря, а министры иностранных дел стран СГБМ на ежегодной пятой сессии 3-4 мая 1996 г. в г. Кальмаре (Швеция) приняли Программы действий, включающие Инициативу ЕК, что позволило приступить к разработке и согласованию “Рамочного соглашения по трансграничному сотрудничеству в регионе Балтийского моря” между странами-участницами Совета государств Балтийского моря и Европейским Союзом, создающего юридическую базу для реализации Инициативы ЕК.
В ходе встречи в г. Риге (Латвия) 22-23 января 1998 года главы правительств стран, входящих в Совет государств Балтийского моря, подтвердили свою поддержку дальнейшему сотрудничеству в регионе Балтийского моря, которое будет содействовать формированию стабильной, демократической и процветающей Европы без разделительных линий . Они приветствовали вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским союзом и его странами-членами, а также приняли во внимание сообщение Европейской Комиссии о намерении включить "Северное измерение " в политику ЕС. Они согласились, что деятельность неправительственных организаций является важным дополнительным элементом межправительственного сотрудничества.
Подключение к конкретным направлениям сотрудничества полезно не только в плане подготовки России к реализации положений Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, но и для защиты российских экономических интересов на рынках новых членов ЕС - Финляндии, Швеции - кандидатов на вступление в ЕС - Польши, Латвии, Литвы, Эстонии.
Участие Санкт-Петербурга в работе Совета Государств Балтийского моря позволило оказать поддержку некоторым, осуществляющимся в городе проектам:
-Развитие Морского порта “Санкт-Петербург;
-Развитие Северо-Западного речного порта;
-Кольцевая автомобильная магистраль.
Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря (ОССГБМ) - неправительственная организация стран Балтийского моря, куда входят представители областей, районов и "вольных" городов, расположенных на берегу Балтийского моря. Организация субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря основана в Норвегии (г. Ставангер) в октябре 1993 года .
ОССГБМ выполняет координационные и посреднические функции для всех регионов Балтийского моря, осуществляет общую целевую политику на международных форумах и, используя имеющиеся ресурсы, способствует внедрению конкретных проектов на благо всего региона.
Санкт-Петербург участвует в работе ОССГБМ с 1993 года. Участие Санкт-Петербурга в работе ОССГБМ позволяет:
- расширить торговые, хозяйственные и экономические связи на региональном уровне;
- согласовать политику по борьбе с преступностью, нелегальной миграцией, контрабандой наркотиков и оружия;
- обсудить экономические и культурные возможности Санкт-Петербурга.
Союз Балтийских городов (СБГ) - международная неправительственная организация, основанная на конференции представителей городов стран Балтийского моря в г.Гданьске 11 мая 1992 года с участием представителей Санкт-Петербурга. В настоящее время в Союз входят 79 городов 10 стран Балтийского моря.
Союз Балтийских городов ставит целью стимулирование всестороннего сотрудничества между городами региона Балтийского моря.
СБГ имеет бюджет, формируемый из членских взносов и специальных дотаций ЕС и СМСС. Санкт-Петербург входит в состав СБГ с 1992 года.
Участие Санкт-Петербурга одновременно в Союзе Балтийских городов и в Организации субрегионального сотрудничества государств Балтийского моря определяется его двойным статусом, как города и как субъекта Российской Федерации.
В наше динамичное время многие регионы России, и Санкт-Петербург не является исключением, связаны с зарубежным миром тысячами нитей. В одной работе невозможно дать сколько-нибудь исчерпывающий обзор всех его международных связей. В этой работе автор не коснулся, например, географии внешнего транспорта города, во второй главе было рассмотрено лишь европейское направление международных контактов, что связано с недостатком литературы по международным контактам города, а также не удалось осветить культурные и научные связи. Автором была предпринята попытка составить карты международных связей Санкт-Петербурга и проследить, какая из стран представляет наибольшее значение для города. Для составления карт учитывалось количество соглашений, которое Санкт-Петербург имеет с зарубежными странами и наличие в данной стране городов-партнеров Санкт-Петербурга, т.к. сотрудничество с городами-партнерами занимает важное место во внешних связях города, начало которым было положено в 1953г., когда были установлены первые породненные связи с финским городом Турку.
Несмотря на все препятствия при написании данной работы, автор надеется, что все же удалось уловить основные закономерности направления и эволюции международных связей Санкт-Петербурга.
Если в конце 80-х годов такого города как Санкт-Петербург не существовало на экономической и финансовой карте мира, то теперь он занимает достойное место, как в России, так и за рубежом. Подтверждением чему служат многомиллионные кредиты зарубежных партнеров, участие Санкт-Петербурга в работе организаций как регионального, так и международного масштаба.
1. Вардомский Л.Б. «Внешнеэкономические связи регионов России в контексте проблем федерализации» // Политика и экономика в региональном измерении: Сб.учеб. материалов по курсу "Политическая регионалистика"/ Под ред. В. Климанова и Н. Зубаревич. - М., СПб.: ИГПИ: Летний сад, 2000. - 256с. - (Studia politica; Вып.3).
2. Геополитическое положение России: представление и реальность. Под ред. В. А. Колосова. - М.: Арт-Курьер, 2000г.
3. Жихаревич Б. “Реплика из-за ширмы”// «Эксперт Северо-Запад» №17(24), 9 ноября 2000г.
4. Клепиков А. "Черкесовский форум" // "Эксперт Северо-Запад" №4(33), 5 марта 2001
5. Миронов С. “Всемирный отель «Санкт-Петербург»?”// Эксперт Северо-Запад №20(27), 27 ноября 2000г.
6. Развитие международной деятельности Санкт-Петербурга в рамках участия в работе международных организаций, Комитет по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, 2000
7. Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Д. Тренина; Моск. Центр Карнеги. - М.: S&P, июнь 2000. - 279 с
8. Стратегический план Санкт-Петербурга, Международный центр социально-экономических исследований "Леонтьевский центр", 1998г.
9. "Эксперт" 30 октября 2000 №41(253) (подробнее см. #"_ПРИЛОЖЕНИЕ">ПРИЛОЖЕНИЕ
Для составления карт автором была предпринята попытка рассчитать значение стран мира для Санкт-Петербурга, используя балльную систему. Общий балл рассчитывался следующим образом:
Общ. балл = А + В + С, где
А – количество соглашений между Санкт-Петербургом и данной страной,
1 соглашение = 1 балл;
В – наличие и продолжительность партнерских отношений между Санкт- Петербургом и городами данной страной, 1 – 5 лет отношений = 1 балл;
С – наличие представительства Санкт-Петербурга в данной стране = 1 балл.
* Инфраструктурный потенциал характеризует экономико-географическое положение и его инфраструктурную обеспеченность. Институциональный потенциал характеризует степень развития ведущих институтов рыночной экономики
* Данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.
* Здесь и далее в этой главе данные предоставлены Комитетом по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга.