бесплатные рефераты

Международные валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны

Сетка паритетов служит для измерения взаимных отклонений рыночных курсов любой пары валют; допустимыми пределами отклонений курсов от центрального являются +2,25%, для Италии - +6%. Сетка паритетов служит основой для проведения валютных интервенций.

Кроме того, ежедневно определяется расхождение между рыночным и центральным курсами каждой валюты в ЭКЮ. Предел отклонений по отношению к ее центральному курсу, называемым "индикатором", или "порогом" отклонений, составляет приблизительно 75% максимального взаимного отклонения валют. Рыночный курс валюты может достигнуть "порога" отклонений по отношению к ЭКЮ, не выйдя за предел его допустимых колебаний по отношению к национальным валютам стран-участниц ЕВС. Этот "сигнальный" механизм призван заранее предупреждать страны о приближающемся нарушении двусторонних соотношений валютных курсов.

Сетка паритетов и ее связь с ЭКЮ является основой валютных интервенций и системы взаимного кредитования и расчетов. Обычно интервенции проводятся одновременно банками стран, курсы валют которых достигли противоположных максимально допустимых пределов взаимных отклонений. Банк сильной валюты покупает слабую валюту, и наоборот, банк слабой валюты продает сильную. Однако, покупка сильной валюты означает для страны со слабой валютой затрату валютных резервов, и это ограничивает масштабы ее интервенционных операций, вынуждая прибегать к другим методам регулирования: ужесточению денежно-кредитной политики, повышению учетных ставок и т. д. Предполагается, что страна с сильной валютой примет меры к расширению спроса, либерализует денежно-кредитную политику и снизит учетные ставки. Однако заставить ее принять эти меры невозможно - не испытывая трудностей в проведении валютных интервенций (т. е. продажи своей валюты на рынке), она может ими и ограничиться.

В результате использование сетки паритетов теоретически обязывает страны со слабой валютой постоянно проводить жесткую внутреннюю экономическую политику в интересах поддержания валютной стабильности. Эта система дает односторонние преимущества странам с сильной валютой, поэтому по вопросу о системе взаимосвязи валютных курсов вспыхнули острые разногласия между странами, ранее участвовавшими в "европейской валютной змее", и государствами, в ней не участвовавшими, но вошедшими в ЕВС.

Великобритания, Франция и Италия настаивали на том, чтобы контроль за валютными курсами осуществлялся только путем их привязки к ЭКЮ, т. к. в этом случае меры по изменению экономической политики обязана принимать та страна, изменение валютного курса которой идет вразрез с курсами большинства участников. Вследствие высокого общего удельного веса слабых валют в корзине ЭКЮ это могло бы привести к тому, что страны с сильной валютой оказались бы вынуждены принимать меры к ослаблению своей денежной единицы по отношению к остальным валютам ЕВС. Не случайно ФРГ наотрез отвергла эти предложения, заявив, что новая система должна быть не менее "строгой" чем "змея", и содействовать снижению темпов инфляции, а не их выравниванию на более высоком уровне. В результате предложенного Бельгией компромисса основным механизмом поддержания валютных курсов стала сетка паритетов, а привязка к ЭКЮ - дополнительным, так как принятие мер при нарушении "порога" является желательным, но не обязательным.

Введение механизма поддержания валютных курсов и система валютных интервенций повлекло за собой создание системы кратко- и среднесрочного кредитования, в которую входят следующие элементы:

1) система кредитов типа "своп", существовавшая в рамках двусторонних отношений между центральными банками. Операции "своп" осуществляются банками тех стран, курсы валют которых достигли допустимых пределов взаимных отклонений, причем размер этих операций не лимитируется. Кредит должен быть погашен в течение 45 дней после окончания месяца, в котором он был предоставлен. В случае происшедшего за этот период изменения паритетов потери должна возместить сторона со слабой валютой;

2) фонд краткосрочного кредитования в размере 14 млрд. ЭКЮ. Для каждой страны определены величина взноса в этот фонд и объем допустимого кредита. Кредиты предоставляются на срок от 3 до 6 месяцев с правом продления до 9 месяцев;

3) фонд предоставления среднесрочных кредитов (от 2 до 5 лет) в размере 11 млрд. ЭКЮ.

Краткосрочное кредитование проводится центральными банками без каких-либо условий, а среднесрочные кредиты предоставляются при условии проведения экономической политики, одобренной Советом министров ЕЭС на уровне министров финансов.

В целом механизм ЕВС значительно отличается от механизма "европейской валютной змеи". Для ЕВС характерны более широкий круг участников (и возможность участия в ней на правах ассоциированных членов стран, не входящих в ЕВС); более жесткие обязательства стран-членов в области проведения внутренней экономической политики; иной принцип оценки отклонений валютных курсов и использование корзины ЭКЮ в качестве индикатора для выявления этих отклонений; тесная координация действий стран-членов в рамках системы, при этом регулирование валютных курсов не должно быть связано с американским долларом.

Однако между "европейской валютной змеей" и ЕВС имеются и сходные черты. Легко проследить преемственность основных элементов этих двух систем: на смену "змее" - "суперзмея", ЕФВС должен быть преобразован в ЕВФ. При образовании ЕВС предполагалось, что это будет не просто переход от одних элементов к другим, а качественный скачок к более высокому уровню интеграции, для которой характерны усиление наднационального характера регулирования и ярко выраженный политический аспект. По замыслам ее инициаторов, главной отличительной чертой ЕВС должен был стать упор на координацию внутренней экономической и финансовой политики. Хотя полностью реализовать поставленную задачу странам-участницам не удалось, определенные шаги в намеченном направлении были сделаны.

ЕВС коренным отличается не только от своей предшественницы - "европейской валютной змеи", но и от ныне действующей ямайской валютной системы. Хотя ямайские соглашения предусматривают возможность создания валютных группировок, ориентирующихся на какую-либо валютную корзину, отличную от СДР, а также возможность установления режима "стабильных, но регулируемых паритетов", создание группировки, основные элементы которой противостоят принципам ямайской валютной системы, представлялось маловероятным.

Действительно, в рамках ЕВС предусмотрены введение стандарта ЭКЮ вместо стандарта СДР, использование "демонетизированного" золота в качестве важного резервного актива, поддержание относительно стабильных валютных курсов, создание ЕВФ, что может подорвать позиции МВФ. Но если принципы ямайской валютной системы в значительной степени так и остались пока на бумаге (речь прежде всего идет о том, что СДР не стали основой нового валютного механизма), то такая же ситуация характерна и для ЕВС. На деле основой ямайской валютной системы стал американский доллар, который и в рамках ЕВС играет до сих пор непропорционально большую роль.

Несмотря на вышеперечисленные недостатки и трудности, практически стопроцентно можно утверждать, что "плавающие" валютные курсы будут существовать в мировой экономической системе достаточно большой период времени. Те рыночные силы, которые ныне определяют "подвижность" обменных курсов валют и их чувствительность к потокам и перемещениям капитала, превосходят в своем могуществе даже самые мощные в экономическом отношении государства в способности поддерживать курсы своих валют на фиксированных уровнях за счет валютных интервенций на внешних рынках и их стерилизации на рынках внутренних. Более того, сегодня правительственные органы многих стран предпочитают иметь стабильную основу для внешней торговли, нежели абсолютно независимую денежно-кредитную систему внутри страны. В настоящий момент не возникает вопроса о поиске лучшей международной валютной системы. Вероятнее всего на сегодня она единственная возможная.


3. Организация внешнего валютного рынка.

Внешний валютный рынок - это самый большой финансовый рынок в мире, на котором осуществляются международная торговля и обмен иностранных валют. Каждый день на нем происходят сделки на десятки и даже сотни миллиардов долларов.  Внешний валютный рынок отнюдь не  централизованное мероприятие,  он действует через ряд многочисленных учреждений, а участвующие в рыночном процессе дилеры и брокеры связываются друг  с другом посредством телексов,  телефонов и телефаксов.

Главными экономическими агентами внешнего валютного рынка выступают экспортеры, импортеры, держатели портфелей активов. Наряду с "первичными" субъектами валютного рынка — экспортерами и импортерами, формирующими базисный спрос и предложение валюты, - выделяют и "вторичных" — тех участников валютного рынка, которые торгуют непосредственно валютой. Это коммерческие банки, валютные брокеры и дилеры. Определение "вторичные" весьма условно, поскольку в настоящее время около 90 % всех валютных сделок на внешнем валютном рынке не связаны с торговыми операциями. Большая часть торговли валютой — это обычная биржевая игра в целях получения прибыли, где в качестве объекта фигурируют обменные курсы валют. Наиболее крупные центры международного валютного рынка расположены в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Франкфурте-на-Майне, Брюсселе.

Важнейшими субъектами в сфере международного денежного обращения выступают правительственные органы. Денежно-кре­дитные отношения в мировой экономике затрагивают националь­ные интересы государств. Закономерно, что в ходе эволюции этих отношений вырабатывались правила и законы, регулирующие эти отношения, приемлемые с точки зрения национальных интересов.

Валютные отношения представляют совокупность эконо­мических отношений, связанных с функционированием денег. Деньги, как мировые деньги, обслуживают внешнюю торговлю и услуги, миграцию капитала, перевод при­былей на инвестиции, предоставление займов и субсидий, науч­но-технический обмен, туризм, государственные и частные де­нежные переводы.

Валютные отношения осуществляются на национальном и международном уровнях. На национальном уровне они охваты­вают сферу национальной валютной системы. Националь­ная валютная системаэто форма организации валютных отношений страны, определяемая ее валютным законодательством. Особенности НВС определяются степенью развития и специфики экономики, а также внешнеэкономических связей той или иной страны.

Связующим звеном между национальными валютными систе­мами являются валютный курс и паритет. Валютный курс пред­ставляет соотношение между валютами отдельных стран или «цену» валюты данной страны, сраженную в валютах других стран.

Паритет — это соотношение валют, соответствующее их золотому содержанию. Паритет лежит в основе курса валют. Но курс валют почти никогда не совпадает с паритетом.

Международная валютная система (МВС) является формой организации валютных отношений в рамках мирового хозяй­ства. Она возникла в результате эволюции мирового капита­листического хозяйства и юридически закреплена межгосудар­ственными соглашениями.

Основные участники  торговых  сделок  на внешнем валютном рынке - это крупные коммерческие банки,  во многих случаях выполняющие функции дилеров в рыночном процессе. Эти банки располагают сетью филиалов в разных странах или валютными счетами в банках других стран. Проводя через такие банки торговые и иные внешнеэкономические операции, клиенты имеют возмож­ность вносить средства на счет банка в одной стране и при необхо­димости переводить эти вклады в другую страну в иной валюте, т.е. основная часть валютного оборота — это депозиты до востребования и лишь сравнительно небольшая часть связана с наличной валютой.

Иногда коммерческие банки выступают в роли брокеров.  В этом качестве они не "поддерживают позицию" по определенным валютам, но только сводят вместе продавцов и покупателей.  Так,  например,  какая-либо английская фирма может попросить лондонский банк выступить в роли брокера при необходимой ей организации обмена долларов на фунты.

Рыночное и государственное регулирование валютных отношений.

Как свидетельствует мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений.

Государство издавна вмешивалось в валютные отношения – вначале косвенно, а затем непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. Рыночное и государственное регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции, порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования валютных отношений.

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика - совокупность мероприятий, осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений в соответствии с текущими и стратегическими целями.

Направление и формы валютной политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.

Одним из средств реализации валютной политики является валютное регулирование - регламентация государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной власти, косвенное - с использованием экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных группировках развивающихся стран.

Валютная политика определяет подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Основные причины регулярных встреч на высшем уровне кроются в интернационализации хозяйственных связей, нестабильности и неравномерности экономического и политического развития стран, партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют цель выработать единую экономическую и политическую стратегию.

Приведем небольшой пример из истории.

Капиталистические страны вступили во вторую Мировую войну уже с расстроенными международными валютно-финансовыми связями. Многие из них ввели правительственный валютный контроль еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг.

Объектом правительственного валютного контроля являлись все операции с иностранной валютой. В странах, где были введены валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без разрешения соответствующих органов валютного контроля иностранную валюту, вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резидентами данной страны за экспортированный ими товар или оказанные иностранцам услуги, или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в обмен на национальную валюту казначейству, национальному банку или другому уполномоченному на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного органа валютного контроля в национальном банке.


6. Международный валютный фонд (МВФ)

Международный валютный фонд был создан в 1947 году. В соглашении о нем говорится, что одной из его целей является “содействовать” созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют росту мировой торговли. Существование МВФ показало, что его деятельность была подчинена устранению валютных ограничений, являющихся серьезным препятствием на пути экономической экспансии монополий США и других развитых стран. В составе Фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были возложены следующие функции:

- собирать и систематизировать валютное законодательство стран-участниц.

- постоянно наблюдать за всеми изменениями в области валютного законодательства.

- изучать формы и методы валютных ограничений, применяемых отдельными государствами.

- разрабатывать предложения Директорату Фонда и рекомендации правительствам отдельных стран о путях и средствах ликвидации валютных ограничений.

- вести переговоры со странами-членами об отмене или ослаблении тех или иных форм валютных ограничений.

В первые же годы существования Фонда, правящие круги США убедились, что не могут добиться ликвидации валютных ограничений, опираясь только на ресурсы Фонда. Тогда, учитывая огромную потребность всех стран, особенно стран Западной Европы в долларах, они прекратили кредитование их через МВФ и объявили так называемый “план Маршала”.

Кредиты по “плану Маршала” предоставлялись странам Западной Европы в порядке двухсторонних соглашений между правительством США и правительством соответствующей страны-заемщика. Эти соглашения содержали обязательства стран, получающих кредит по “плану Маршала”, относительно отмены или ослабления применяемых ими валютных ограничений.

Для того, чтобы устранить валютные ограничения в международных расчетах по текущим операциям, МВФ способствовал созданию европейского платежного союза (ЕПС) и введению, хотя и в несколько урезанной форме, многосторонних расчетов между странами Западной Европы.

МВФ за время своего существования, несмотря на давление, которое он оказывал на правительства, состоящих в нем государств, не выполнил поставленной перед ним задачи в отношении полной ликвидации валютных ограничений и  восстановления неограниченной обратимости капиталистических валют.

МВФ и платежные балансы участвующих в нем стран.

МВФ создан для того, чтобы посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов, который должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных балансов стран, не располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за границей.

Фонд предоставляет свои ресурсы участвующим в нем странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на национальную валюту.

Годы существования МВФ показали, что путем частичной интернационализации золотых и валютных резервов нельзя разрешить проблему международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не достаточными для того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов состоящих в нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и другими странами в качестве одного из средств давления на менее могущественные страны. Ниже приведена шкала процентных ставок, начисляемых МВФ с мая 1963 года.


Время пользования кредитом


Сумма кредитов в процентах и квоте


от 0% до 50%

от 51% до 100%

от 100% и более

До 3 месяцев

Проценты не взимаются

От 3 до 6 мес.

2,0

2,0

2,0

От 6 мес. до 1г.

2,0

2,0

2,5

От 1 до 1,5 лет

2,0

2,5

3,0

От 1,5 до 2 лет

2,5

3,0

3,5

От 2 до 2,5 лет

3,0

3,5

4,0

От 2,5 до 3 лет

3,5

4,0

4,5

От 3 до 3,5 лет

4,0

4,5

5,0

От 3,5 до 4 лет

4,5

5,0

--

От 4 до 4,5 лет

5,0

--

--


Кредитные операции МВФ можно разделить на два периода: первый период- с 1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год.

Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.

МВФ устроен по образцу акционерного предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:

США- 17,7%; Германия- 5,5%; Япония- 5,5%; Великобритания- 4,9%; Саудовская Аравия- 3,4%; Италия- 3,1%; Россия- 2,9%; доля стран ЕС- 26,2%.

24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится лишь 40,4% голосов.

Директор-распорядитель (с 1987 г.)- Мишель Камдессю (Франция), его заместители (с 1994 г.)- Стэнли Фишер и другие (США).

На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной деятельности. Наименее развитым странам предоставлялись льготные кредиты за счет специальных фондов.

МВФ не только непосредственно кредитует страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительства промышленно развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов, а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает доступ стране на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит, МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве ее гаранта.

 

7. Банк Международных Расчетов (БМР ).

БМР является старейшим из существующих международных валютно-финансовых организаций капиталистического мира. Он был создан в 1930 году.

Идея о создании банка возникла в связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах Германии странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.

Американский план взимания германских репараций и расчетов европейских стран-должников коммерческих банков США по военным долгам предусматривал так называемую коммерциализацию военных долгов. Согласно этому плану, получившего название “плана Юнга” (по имени его автора), Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа направлялись на уплату репараций странам- победительницам, которые должны были из этих сумм погасить свой долг по военным займам, полученным в США.

БМР предназначалась роль механизма, способствующего выпуску и распространению облигаций германского займа  на рынках частных капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этому займу и конверсию доходов от займа в репарационные платежи.

Основной капитал банка установлен в 500 млн. золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.

Высшим органом управления Банка является общее собрание руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции банка. Физические и частные юридические лица, располагающими акциями банка, в собрании не участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год для того, чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет прибылей и убытков.

Дальнейшее развитие банка было прервано валютным кризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой войной. Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда МВФ.

Устав БМР запрещает выпускать банкноты, представлять ссуды правительствам, открывать на имя правительств текущие счета, держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимым имуществом или устанавливать контроль над каким-либо предприятием.

Операции с коммерческими банками он производит только с согласия ЦБ страны, на территории которой эти банки функционируют.

Специфика БМР заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности. Это определяет место БМР как вспомогательного органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи. БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в “группе десяти”, обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданного в 1964 г., Административного совета ЕФВС (1979), осуществляет клиринговые расчеты в ЭКЮ (с середины 80-х).

БМР – ведущий информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка – одно из авторитетных экономических изданий в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию наблюдения за международными операциями банков. Иногда рекомендации, подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее значение, чем межгосударственные решения.

БМР превратился в международную валютно-кредитную организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых операциях, центром экономических исследований и форумом международного валютно-кредитного сотрудничества.

 

9. Международное движение капиталов.

Вывоз капитала за рубеж, его активная миграция между странами стали важнейшей отличительной чертой современ­ного мирового хозяйства и международных экономических от­ношений.

С появлением машинного производства специфика междуна­родного разделения труда начинает испытывать на себе возрас­тающее влияние международного движения капиталов, которое в общем виде можно определить как движение финансовых потоков кредитов и обязательств из страны в страну. В условиях, когда международная конку­рентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических изменений, усиливается значение вы­воза капитала. Заемщики получают средства для инвестиционных вложений в настоящее время, а кредиторы — обязательства или акции, которые гарантируют им получение процентов или дивиден­дов в будущем.

Многообразные формы вывоза капитала — прямые частные инвестиции, государственные займы, кредиты международных фи­нансовых организаций — стали важнейшей движущей силой, раз­вивающей и углубляющей мирохозяйственные связи. При этом подходы к оценке этого явления весьма неоднозначны: от конку­ренции между странами за получение иностранного капитала и технологий — до прямого ограничения иностранных инвестиций из опасений подрыва контроля над национальной экономикой. По­добная неоднозначность оценок характерна как для стран, прини­мающих капитал, так и для вывозящих.

Общий мировой выигрыш от свободного движения капитала, обоснованный в экономической теории, служит слабым утешением для стран, оказавшихся в роли неплатежеспособных должников. У многих развивающихся стран размеры сумм обслуживания долгов нередко превышают размеры новых поступлений капитала. Эти страны либо не соблюдают графики выплат по долгам, либо вовсе отказываются от платежей. Ситуация в целом характеризуется как кризис системы международного кредитования. Этот кризис при­обрел хронический характер.

Один из сильных всплесков кризиса международного кредитования приходится на 1982 г., когда десятки стран-должни­ков объявили, что у них нет возможности расплачиваться по своим прежним долгам. Этому всплеску предшествовал период увеличения инвестиций в развивающиеся страны в виде кредитов под процент правительствам этих стран или предприятиям, имеющим правитель­ственные гарантии. В период, предшествовавший пику кризиса, у основных международных банков увеличился объем средств, позво­лявших проводить активное кредитование. Источниками этих средств были накопление нефтедолларов и инфляционная денеж­но-кредитная политика развитых стран.

Необходимость расчетов по заимствованиям в условиях недопо­лучения прибыли оказалась для многих стран неразрешимой про­блемой. В результате вспыхнул долговой кризис. Когда от платежей отказывается суверенный заемщик, каковым является государство, — проблема выходит за чисто экономические рамки. Мировое сообщество озабочено данной проблемой и ведет поиски путей преодоления кризиса системы международного кредитования.

Для решения этой сложной проблемы предлагается связывать проблему платежей с выдачей новых кредитов, страховать займы через залог, который может перейти в собственность кредитору в случае остановки выплат по долгу, и т.п. Считается, что как вид страхования можно рассматривать и взаимную зависимость стран, когда торговля и кредитование между странами идут в обоих на­правлениях. Так, тот факт, что развитые страны и государства Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Тайвань и др.) являются исправными плательщиками по государственным займам, объясня­ют и тем, что их собственное экономическое положение во многом определяется торговлей со странами-кредиторами.

Международный валютный фонд (МВФ) связывает выдачу новых кредитов не только с проблемой погашения старых долгов, но и с проведением в стране определенной макроэкономической политики.

Наиболее эффективной формой движения капитала признается использование его в предпринимательской форме, в частности прямые зарубежные инвестиции. Их осуществляют как имеющие национальную принадлежность, так и многонациональные фирмы. Прямые и портфельные инвестиции осуществляются через приоб­ретение акций или кредитование зарубежных предприятий. При портфельных инвестициях предприятие не принадлежит инвестору и не подконтрольно ему. Прямые зарубежные инвестиции имеют место, когда предприятия находятся в значительной степени в собственности инвестора или инвестор имеет возможность контро­лировать деятельность зарубежного предприятия. Такой контроль предполагает использование управленческого опыта, торговой марки, технологий, знание рынка, что дает значительные экономи­ческие преимущества фирмам, созданным на основе прямых инвес­тиций, способствует выпуску конкурентоспособной продукции. Для стран, являющихся аутсайдерами в жесткой конкурентной борьбе на мировых рынках, налаживание производства конкурентоспособ­ной продукции является важнейшей составной частью их экспорт­ной стратегии.

Следует отметить, что в подходе к оценке последствий прямых зарубежных инвестиций и в странах базирования (из которых идет отток капитала), и в странах принимающих (куда направляется капитал) существует большой разброс мнений. В публичных дис­куссиях в странах, принимающих капитал, преобладает тема наци­ональной экономической безопасности. Причем ее обыгрывают и сторонники, и противники прямых зарубежных инвестиций. Так, если первые приветствуют открытие зарубежной фирмы как сред­ства создания новых рабочих мест, то вторые заявляют о выкачива­нии средств из страны и эксплуатации местного населения ино­странным капиталом.

Более конкретной оценка выгод и потерь для страны в целом при использовании иностранного капитала становится, когда речь идет о налогообложении. Направление потоков капитала, кроме всего прочего, связано с поиском условий, обеспечивающих наи­меньшие издержки производства и низкий уровень налогообложе­ния. Правительства стран, желающих привлечь иностранный капи­тал, предоставляют для него специальные налоговые льготы. Страны базирования могут вводить дополнительные услуги для регулиро­вания оттока инвестиций или получения выигрыша от дохода на инвестиции своих граждан.

Миграция капитала происходит, когда он может быть помещён в другом государстве с большей нормой прибыли, чем в своей стране. Причинами вывоза капитала ради большей прибыли являются: а) перенакопление капитала в регионе, откуда он вывозится; б) несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях всемирного хозяйства; в) наличие в государствах, куда экспортируется капитал, более дешёвого сырья и рабочей силы; г) интернационализация производства.

Характерно, что экспорт капитала может осуществляться и при нехватке капита­ла для внутреннего инвестирования.

Перенакопление капитала характерно для крупных корпораций, которые получают монопольную сверхприбыль в определённых отраслях и не заинтересованы в менее выгодном использовании своих средств внутри  государства. Повышенный спрос на капитал в странах, куда он экспортируется, объясняется неравномерностью развития экономики разных государств. Страны, испытывающие потребность в иностранных капиталовложениях, создают для них наиболее благоприятные условия. Зарубежных собственников капитала из развитых стран особенно привлекает возможность использовать в экономически более слабых государствах сравнительно дешёвые факторы производства (низкая заработная  плата, невысокие цены на сырьё, воду, энергию). В результате сбережений на всех видах издержек производства иностранные инвесторы получают более высокую норму прибыли.

Важной причиной, расширяющей масштабы экспорта капитала, является интернационализация производства. Будучи первоначально результатом зарубежных капиталовложений, интернационализация постепенно становится постоянно действующим фактором расширения экспорта капитала. Когда предприятия отдельных стран превращаются в звенья международного производственного организма, они получают возможность использовать выгоды разделения труда и сложившихся в мировой экономике хозяйственных и денежных связей.

Прямые инвестиции обеспечивают фактически полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений. Вновь возникающие или приобретаемые готовые предприятия становятся филиалами расположенной в другой стране материнской фирмы, которая образует центр международного производственного объединения. Прямые иностранные инвестиции распределяются во всемирном хозяйстве неравномерно.

Портфельные инвестиции важный источник привлече­ния иностранного капитала для финансирования облигационных займов, выпускаемых крупнейшими корпорациями, центральны­ми (государственными) и частными банками. Посредниками в осуществлении зарубежных портфельных инвестиций выступа­ют, как правило, крупные инвестиционные банки.

Средне- и долгосрочные кредиты используются для пополне­ния основного капитала, кредитования и финансирования опера­ций по приобретению акций, учреждению филиалов, строитель­ству и реконструкции зарубежных инвестиций. В роли главных заемщиков выступают, прежде всего, международные корпора­ции

Одной из важнейших тенденций в процессе вывоза капитала в послевоенный период стало активное вмешательство государ­ства с регулирующими, контролирующими, стимулирующими функциями в этот процесс.

Воздействие промышленно развитых стран на миграцию капитала осуществляется, например, путем стимулирования экспорта—импорта капитала на национальном и межгосудар­ственном уровнях. Политика государства в отношении пере­мещения капитала в форме займов, портфельных инвестиций и т. п. строится на основе устранения всех возможных ограни­чений в его движении.


8. Международное кредитование и финансирование развивающихся стран.

Особенности международного кредитования развивающихся стран.

Во-первых, значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии,  осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов.

Во-вторых, нет универсальной системы международного кредитования разнородных развивающихся государств. Для каждой страны формируется механизм международного кредитования в зависимости от уровня ее развития, экономической конъюнктуры (особенно платежеспособности), отношений с ведущими странами-донорами и международными валютно-кредитными и финансовыми институтами, репутации на мировом рынке ссудных капиталов и т.п.

В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков.

В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. Поэтому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства.

Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи).

Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам.

I. Официальное финансирование развития (ОФР).

  1.Официальная помощь развитию (ОПР), в том числе двухсторонняя и многосторонняя.

  2.Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее.

II. Экспортные кредиты.

III. Частные кредиты и субсидии.

  1.Международное банковское кредитование.

  2.Эмиссия ценных бумаг.

  3.Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.

Итого приток ресурсов: I + II + III.

Мировой кредитный рынок — это часть рынка ссудного ка­питала, которая включает в себя: 1) мировой денежный рынок (краткосрочные депозитно-ссудные операции от одного дня до года, а также рынок евровалют); 2) мировой рынок капиталовдве составляющие: средне- и долгосрочные иностранные креди­ты и рынок еврокредитов (от 1 года до 15 лет).

Мировой рынок ссудных капиталов приобрел в последние десятилетия стремительное развитие. Оно обусловлено дол­госрочными тенденциями движения ссудного капитала, общей либерализацией государственно-правовых норм, регулирующих это движение на национальном уровне, расширением действия ценных бумаг, интеграционными процессами. Мировой рынок ссудных капиталов охватывает совокупность различных компа­ний, банков, валютно-кредитных учреждений, обеспечивающих движение ссудного капитала в мировом хозяйстве. Важной тен­денцией в развитии мирового хозяйства и международных эко­номических отношений конца XX столетия являлось то, что международные кредитно-финансовые отношения по темпам роста значительно опережали темпы роста как промышленного производства, так и международной торговли.


II.   1. Платежный баланс страны.

Колебания валютного курса оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют макро­экономические последствия. Закономерно, что в большинстве стран валютный курс рассматривается как важный объект регулирования при проведении государственной экономической политики, а сис­тему плавающих валютных курсов чаше называют системой коррек­тированных плавающих валютных курсов.

Потребность в корректировке валютных курсов возникает в связи с необходимостью достижения сбалансированности внешних расчетов. Оценка последней дается на основании платежного ба­ланса страны — систематизированном перечне всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономичес­кие связи. Счета платежного баланса отражают сделки страны с остальным миром. Счета группируются по видам сделок. Ниже приведена типичная структура платежного баланса страны.

Платежный баланс страны

1. Счет текущих операций.

Товарный экспорт.

Товарный импорт.

Сальдо торгового баланса.

Экспорт услуг.

Импорт услуг.

Сальдо услуг.

Трансферты.

И т о г 1. Сальдо текущих операций.

2. Движение капиталов.

Приток капитала.

Отток капитала.

И т о г 2. Сальдо баланса движения капитала.

Сумма итога 1 и итога 2.

3. Официальные резервы.

Счет (баланс) текущих операций отражает все поступления и расходы иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также чистые трансферные платежи из страны в другие государства. Счет (баланс) движения капитала отражает сделки по купле или продаже активов (валюта, акции, облигации, недвижимость). Третий раздел баланса — изменения в официальных валютных резервах — фиксирует изменения в резервах центрального банка, используемых для достижения сбалансированности платеж­ного баланса по текущим операциям и движению капитала.

Связь между двумя частями платежного баланса — счетом теку­щих операций и счетом движения капиталов — это, по сути, связь между финансовыми рынками и рынками товаров. Ее можно про­иллюстрировать с помощью формулы, на основе которой мы опре­деляем национальный доход открытой экономики:

Y=C + I + G + NX.                                                      (1)

Чистый экспорт (NX) — разница между экспортом и импортом товаров и услуг — есть не что иное, как сальдо счета текущих операций.

Если из обеих частей уравнения (1) вычесть потребление (С) и государственные расходы (G), то левая часть уравнения (У-C-G) есть форма выражения национальных сбережений, или просто сбережения (S). Формула (1) может быть представлена в виде

S = l +NX.                                                                    (2)

Продолжим преобразования и вычтем из обеих частей уравнения (2) инвестиции (I). Получим:

                S-I = NX.

Разница между внутренними сбережениями и инвестициями — это счет движения капиталов платежного баланса. Если инвестиции превышают внутренние сбережения страны, тогда инвестиционные проекты финансируются за счет займов на мировых финансовых рынках. Если национальные сбережения превышают инвестиции, то не инвестированные внутри страны средства могут быть исполь­зованы для выдачи кредитов другим странам. Такие кредиты могут использоваться целевым назначением для оплаты товаров и услуг данной страны и в других целях.

Иначе говоря, счет движения капитала должен уравновешивать текущий счет платежного баланса. Если средства, получаемые из-за границы в обмен на чистый экспорт товаров и услуг, являются величиной положительной, т.е. мы имеем активное сальдо по теку­щим операциям, то оно уравновешивается оттоком капитала из страны. Если страна имеет дефицит по текущим операциям, то он компенсируется притоком капитала.

Однако на практике суммарный итог первого и второго разделов платежного баланса не уравновешивается автоматически. Для до­стижения равновесия приходится использовать резервные активы центральных банков и правительственных органов.

Поскольку изменения валютного курса имеют ощутимые по­следствия для экономики, закономерно, что он является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосу­дарственных отношениях.

Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию — снижение курса валюты, так и на ревальва­цию — повышение курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный спрос за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации.

Как и для всех форм мировых экономических отношений, для валютного регулирования характерно маневрирование в рамках протекционизма и либерализма. К числу протекционистских мер можно отнести такую форму прямого вмешательства государства в валютную сферу, как валютные ограничения. При их использовании государство осуществляет контроль над операциями с золотом и валютой. Национальные экспортеры не имеют права продавать вырученную иностранную валюту на рынке. Они обязаны сдавать ее в обмен на национальную по официальному курсу. Могут огра­ничиваться переводы за границу и вывоз, а иногда и ввоз капитала.

Баланс (итоговое сальдо) платежей.

Итоговое сальдо платежей страны можно грубо определить как разницу между тем, что эта страна получает, и тем, что она тратит, наряду с разницей суммы привлекаемых зарубежных инвестиций и суммы инвестиций, которые ее граждане делают в других странах.

I. Если страна экспортирует в стоимостном выражении больше товаров и услуг, чем импортирует, то она будет получать больше иностранной валюты, чем тратить. Допустим, Великобритания имеет активное сальдо своего текущего торгового баланса.  Это значит, что британские экспортеры получают больше, чем вынуждены заплатить импортеры. Следовательно, британские предприятия стремятся получать фунты стерлингов, а не иностранную валюту, вследствие чего излишки иностранной валюты будут продаваться в обмен на фунты стерлингов. Это рыночное давление предложения и спроса приведет к увеличению стоимости фунта стерлингов по отношению к другим валютам.

Если  же Великобритания имеет дефицит торгового баланса, то имеет место превышение предложения фунтов стерлингов над спросом, и давление рынка приведет к снижению стоимости фунта стерлингов.

II. Эти же принципы применимы к инвестициям. Если иностранные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в Великобритании, то для этой цели они обязаны покупать фунты стерлингов. Если английские граждане стремятся вложить свои деньги за рубежом или иметь банковский  счет в иностранной валюте, то им нужна иностранная валюта. Таким образом, предложение и спрос со стороны инвесторов порождают рыночное давление на колебания курсов валют. 

Превышение и дефицит баланса платежей могут повлиять не только на текущие валютные курсы (известные как курсы "спот"), но также на курсы, по которым дилеры на внешних валютных рынках (то есть банки) готовы продать или купить валюту в форвардных валютных сделках.

 

2. Движение капитальных средств в Украине.

Следует напомнить, что одна из важнейших задач для Украины в экономической сфере — определить свое место в мировом хозяйстве, соответствующее потенциалу страны. Будучи составной частью советской экономики, украинская была ориентирована на участие в междуна­родном разделении труда преимущественно в рамках СЭВ. Особен­ностью этой интеграционной группировки было планово-централи­зованное регулирование внешнеэкономических связей. Это позво­ляло ограждать национальные экономики от "бурь мирового рынка", но одновременно лишало необходимости постоянно объективно оценивать уровень эффективности национального производства. Закономерным следствием таких "тепличных" условий стало отста­вание от мировых интеграционных процессов, слабая встроенность в систему международного разделения труда, международную тор­говлю и международные валютно-финансовые отношения.

Современный этап валютного регулирования в Украине начался в конце 80-х годов. Отмена монополии внешней торговли и валютной монополии государства привела к децентрализации валютных ресурсов и создала предпосылки для формирования в Украине внутреннего валютного рынка.

Принятый в феврале 1993г. Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" регламентирует проведение валютных операций на территории Украины. Декретом определены принципы осуществления валютных операций в Украине, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями. Субъекты валютных отношений подразделяются декретом на две категории: резидентов и нерезидентов.

Надо сказать, что одно из главных средств реализации валютной политики - валютное регулирование, то есть государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений.

Основными институтами, осуществляющими валютное регулирование в Украине, являются Национальный банк Украины и Кабинет Министров Украины.

Сделки, связанные с куплей - продажей финансовых активов, а также с международной практикой предоставления и получения кредитов  и  займов, называются операциями по счетам движения капитальных средств.

Одна из серьезнейших проблем торгового баланса заключается в утечке капитала в различных формах. Как показывает мировой опыт, капитал частично возвращается в страну происхождения, после преодоления страной кризисной ситуации. Но на Украине пока этой тенденции не наблюдается. Выход из этого положения заключается в увеличении эффективности валютного и экспортного контроля, которые могут ограничить утечку капитала.

Ситуация в Украине является крайне сложной, и внешняя финансовая поддержка способна облегчить кризис. Конечно, исключительно за счет международных финансовых ресурсов ни одной глубокой экономической проблемы решить нельзя. Было бы очень рискованным, если бы Украина решила жить только за счет иностранной поддержки. Очень важным является и привлекательность Украины для частного капитала. Необходимо искать представителей международного бизнеса, которые захотят инвестировать свои средства в развитие нашей экономики, поскольку они привезут сюда свое оборудование, технологии, рабочие места, откроют новые экспортные возможности. Процесс интеграции украинской экономики в мировую может значительно повысить уровень жизни населения. Поэтому необходимо работать над вопросом интеграции Украины в мировую экономику. Но для этого необходимо посмотреть вокруг, проанализировать сегодняшнюю ситуацию вокруг страны, ее положение в мире, перспективы получения иностранных инвестиций в экономику страны.

Иностранные инвестиции начинают играть все более существенную роль в экономике Украины. Можно отметить следующие положительные факторы влияния инвестиций на экономику Украины:

- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как конкретных проектов в сфере производства, так и бюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга);

- привносимые иностранными инвесторами в украинскую экономику современные технологии способны существенно повысить конкурентоспособность отечественного производства (что особенно важно для экспортно ориентированных отраслей);

- предприятия с иностранными инвестициями, создавая новые рабочие места, способствуют повышению уровня занятости населения Украины и снижению социальной напряженности;

- конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” украинскими предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом;

- в долгосрочной перспективе “встраивание” Украины в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.

Классификация иностранных инвесторов.

Во-первых, это действительно крупные компании, готовые налаживать собственное производство и дилерскую сеть, в первую очередь из США, ФРГ и др. западноевропейских стран, к которым в последнее время все большее желание проявляют крупные корпорации из Южной Кореи. Эти компании готовы иногда идти даже на временные потери, но дождаться лучших времен и с уже имеющихся плацдармов начать наступление на восстанавливаемый украинский рынок.

Второй тип инвесторов, который получает распространение в последние годы - различные фонды, стремящиеся как это принято во всех цивилизованных странах, диверсифицировать собственные инвестиции и обеспечить своим вкладчикам достойный уровень прибыли.

Третий тип инвесторов - это не всегда самые крупные и самые известные иностранные компании, но в Украине они могут найти и находят специфические ниши для своего бизнеса. Это, в частности, касается украинской нефтедобычи, куда в виду не слишком больших объемов производства трудно привлечь лидеров отрасли.

Четвертый тип - это уже упоминавшиеся желающие “отмыть” деньги, либо просто наслушавшиеся рассказов собственной прессы о “новых русских” (украинцах), ставших миллионерами за считанные месяцы. Но сейчас, когда инфляция подавлена, подобные чудеса случаются все реже.

Пятый тип инвесторов - компании из Восточной Европы и бывшего СССР, которые уже на основе новых принципов пытаются наладить кооперацию с украинскими предприятиями, используя часто неформальные отношения, производственные связи и знание рынка.

 

3. Проблемы внешнеэкономической политики Украины.

На сегодня интеграция Украины в мировое экономическое пространство является обязательным заданием в построении ее государственности и экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое хозяйство Украина будет встречаться с огромными сложностями. Это обуславливается рядом причин.

Во-первых, Украина еще не определилась в полной степени с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностей интегрирования в нее Украины.

Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с позиций активного конкурентного противостояния в мировом рынке.

В третьих, существуют явные противоречия регионального характера, решение которых возможно только с помощью  долгосрочных договорных принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой с другими, которые существуют в мировом экономическом хозяйстве.

Внешнеэкономическая политика - весь комплекс проблем, решение которых нацелено на органическое интегрирование национального хозяйства в систему мирового хозяйства с целью максимизации своей доли мирового дохода.

Украина как независимая страна находится в геополитическом торговом пространстве 10 приграничных государств: России, Польши, Белоруссии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Турции, Грузии. Это огромный потенциальный рынок сбыта украинской продукции. С этими странами Украина имеет общую границу, а с Турцией и Грузией - морскую в акватории Черного моря.

Продвижение товаров Украины на рынки ЕС и ЕАСТ проходит с большим трудом в связи с наличием тарифных барьеров, экспортных ограничений, антидемпингового регулирования.

На рынке ЕС следует взять курс на максимально быстрое адаптирование отечественного производства к экономическим реалиям современного рынка. На вооружение следует взять опыт Японии, Южной Кореи, Тайваня по энергосбережению и умению производить продукцию с минимальными затратами, конкурентно способную на этом региональном рынке. Без этого Украина не сможет успешно интегрироваться в ЕС и мировую хозяйственную систему.

Украина должна учитывать интеграционные процессы в странах Азии, АТР. Там набирает силу такое объединение государств в общий рынок, как АРЕС (Аsia and Pasifics Economics Corporation) в составе 15 государств, созданное в 1989 году. В эту группировку входят страны АСЕАН, НИС и такие развитые страны как Япония, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия, а также Китай. Чтобы утвердится на этом рынке, Украина должна постоянно стимулировать торговлю со странами АТР. На этом рынке находит сбыт продукция химической промышленности и прежде всего, удобрения, прокат черных металлов, электрооборудование, сварочные аппараты, газовые турбины, транспортные средства, определенные виды продукции АПК. Перспективными товарами на рынке АРЕС могут быть высококачественная продукция машиностроения, судостроения, электроника.

 

3. Экспортный потенциал Украины

Сегодняшние реалии взаимоотношений Украины с мировой хозяйственной сферой  характеризуются неподготовленностью ее экономики к высокоэффективным формам внешнеэкономического сотрудничества.

Ориентация на поддержку отечественного товаропроизводителя позволяет более эффективно решать вопросы использования внешнеэкономического потенциала. Внешняя торговля должна быть одним из важнейших источников роста производства НД и ВВП. А пока же отечественный производитель на внешних рынках чувствует себя неуютно, сковано, в постоянном страхе за падение производства, снижение качества товаров, пассивное сальдо торговли.

Чтобы побороть отсталость нашего производства, его системную несовместимость с мировым, необходимо перейти к новой модели взаимоотношения национального хозяйства с мировым. Именно поэтому следует ориентироваться на производственно-инвестиционную модель,  где в поле зрения является не только сфера обмена (внешняя торговля), но и сотрудничество по всем направлениям производственно-технического процесса, с вынесением части из них за национальные рамки. Ориентация исключительно на внешнеэкономическую модель сотрудничества приведет к еще большему углублению структурного кризиса, поскольку она в значительной мере является производной от существующей структуры производства. В данном случае речь следует вести не о выходе на мировую арену отдельных украинских товаров, а о функционировании на этой арене как определенных конкурентоспособных отраслевых и межотраслевых блоков, регионально-производственных анклавов и т.д.

Как показывает международный опыт, сегодня прорыв на мировые рынки основывается, как правило, не просто продуктом, и даже не отраслью, а межотраслевым комплексом, который состоит из определенных вновь созданных технологических систем. Его конкурентное ядро занимает определенную для него технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и партнерами. Выявление и поддержка развития таких отраслевых (межотраслевых) “кустов” в Украине  ¾ это очень важное и необходимое дело.

Главная цель государственной внешнеэкономической политики состоит в создании условий для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ у отечественных товаропроизводителей.

Экспортная ориентация  экономики и либерализации внешнеэкономических связей - как основное  задание внешнеэкономической политики Украины - требует определения существующих и потенциальных конкурентных преимуществ украинских товаропроизводителей, а также причин, которые их формируют, и механизма реализации этих преимуществ.

Ключом к пониманию наших позиций на внешних рынках является интегрированный критерий конкурентоспособности ¾ уровень эффективности использования ресурсов. Украина имеет значительные природные преимущества: достаточное число рабочей силы, выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы и т.д.  Но это только возможные потенциальные преимущества, которые еще требуется развивать и реализовывать.

Необходимо определиться, что следует понимать под экономическим (и в том числе  ¾ экспортным) потенциалом. Потенциал социально-экономической системы ¾ понятие относительное, и его измерение выполняется в региональном срезе (для стран) по многомерному динамическому критерию, который интегрирует природно-ресурсные, экономические, социальные, политические   и другие условия.

Потенциал системы ¾ это ее способность достичь поставленной цели при наличных ресурсах и условиях их использования, то есть это уровень эффективности использования ограниченных ресурсов.

С такой позиции и следует рассматривать экспортный потенциал, который можно определить как сумму благ, которые национальная экономика может произвести и реализовать за свои границы, без убытков для себя, но во всех случаях ¾ при определенных внешних и внутренних ограничениях ¾  пытаясь максимизировать собственную прибыль.

Экспортный потенциал страны ¾ это также способность национальной экономики воспроизводить свои конкурентные преимущества на мировой арене.

В высокоразвитых странах необходимость поддержки значительной конкурентоспособности привела к рождению нового типа хозяйственного развития, при котором относительное равновесие отраслевых и технологических структур изменилось на постоянные, динамически последовательные реформы структуры хозяйствования.

Конкурентоспосбность национальной экономики ¾ это решающий критерий, на который необходимо обращать внимание при решении проблем либерализации внешнеэкономических связей и уровня открытости экономики, что является первым камнем  в  фундаменте внешней политики.

Можно выделить 3 этапа повышения конкурентоспособности Украины на мировом рынке.

I. Стабилизация и наращивание производства в определенных направлениях, в соответствии со стратегическими целями, традиционными товарными связями, со смещением акцента на готовую продукцию. Необходимо сберечь экспортный потенциал металлургического комплекса и некоторых химических производств, постепенно преобразуя их на новые технологические процессы. В определенном понимании, этот уровень является "товарно-конъюнктурным", но его основное задание ¾ закрепление на традиционных рынках, а также экспансия на новые через активное влияние на конъюнктуру (агрессивный маркетинг товарных рынков) и развитие существующих конкурентных преимуществ.

II. Реализация определенных временных преимуществ, которые обеспечиваются относительно невысокой стоимостью рабочей силы, наличием развитых производственных фондов и технологических знаний, а также материальных ресурсов. Эта модель интеграции в мирохозяйственную систему является традиционной для  стран, которые развиваются, особенно ¾ на стартовом этапе. Ее ключевой элемент ¾ ставка на привлечение иностранного капитала и подключение к глобальным технологическим связям.

III. Реализация конкурентных преимуществ, воплощенных в высоких технологиях ¾ как существующих, так и будущих. Украина имеет такие разработки, и при определенных условиях они могут исполнять роль экспортного тарана. Но, как уже подчеркивалось, для этого нужно создать соответствующие условия не только на внутреннем, но и на внешнем уровне. Говорится, с одной стороны, о государственной поддержке таких разработок за счет государственных субсидий, а с другой, ¾ о поддержании их высокой конкурентоспособности на международном рынке через систему межгосударственных соглашений, договоренностей и стратегических союзов,  через отстаивание рыночных ниш, допустимый уровень протекционизма и т.д.

Эффективное включение в мировое разделение труда предполагает прорыв по всем трем направлениям. Но стратегическим приоритетом является  использование конкурентных преимуществ высшего порядка, воплощенных в уникальные технологические и научные разработки. Одно из основных заданий первых двух уровней, которые сами по себе являются важными инструментами интеграции, состоит в ресурсном поддерживании процесса этого вхождения через конкурентные преимущества третьего уровня.

Безусловно, реализация механизма интеграции в мировую экономику невозможна без динамических рыночных преобразований в государстве.















Список использованной литературы:


1. Балабанов И.Т. -  Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. - М.: Финансы и статистика, 1992г.

2. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей.— М.: Прогресс-Универс, 1995г.

3. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996г.

4. Основы экономической теории. Под редакцией Камаева В. Д. – М. изд-во МГТУ им. Баумана, 1997г.

5. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.— М.: Прогресс-Универс, 1994.

            6. Носкова И.Я., Максимова Л.М. “Международные экономические отношения”. – М.: Экономик-пресс, 1997. – 282 с. 

7.      Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва

8. Сокуренко С. "Как организовать торговлю со странами Европы" Экономика Украины №6 1997г.

9. Дергачев В. "Особенности мирохозяйственной интеграции Украины на основе свободных экономических зон" Экономика Украины №12 1998 г.

10. Омельянович О. "Состояние и проблемы торговли Украины" Экономика Украины №7 1998 г.

11. Пряхин Н. "Международные торговые объединения и организации" Российский Экономический Журнал №2 1995 г.

12. Тортунов Д. "Страны СНГ: непростой путь к экономической интеграции" Российский Экономический Журнал №4 1997 г.

13. Панфиленко О.Н. "МВФ и страны третьего мира: что дальше?" Коммерсант, №5, 1996 г.

14. Онищенко В. "Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины" Экономика Украины №2, 1999 г.



Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ