Международные валютные отношения
являются составной частью и одной из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства.
В них сосредоточены проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых
исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации
хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и
особенно капиталов и кредитов.
Большое влияние на международные
валютные отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны ( особенно
“семерка” ), которые выступают как партнеры соперники. Последние десятилетия
отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.
Под влиянием многих факторов
функционирование международных валютных отношений усложнилось и характеризуется
частыми изменениями. Следовательно, изучение мирового опыта представляет
большой интерес для складывающейся в России и других странах СНГ рыночной
экономики. Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в
Международный валютный фонд ( МВФ ) и группу Международного банка реконструкции
и развития ( МБРР ) требуют знания общепринятого кодекса поведения на мировых
рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Международные валютные отношения – совокупность общественных отношений,
складывающихся при функционировании валюты в мировом хозяйстве обслуживающих
взаимный обмен результатами деятельности национальных хозяйств. Отдельные
элементы валютных отношений появились еще в античном мире – Древней Греции и Древнем Риме – в виде вексельного и меняльного
дела. Следующим этапом их развития явились средневековые “вексельные ярмарки” в
Лионе, Антверпене и других торговых центрах Западной Европы, где производились
по переводным векселям ( траттам ). В эпоху феодализма и становления
капиталистического способа производства стала развиваться система международных
расчетов через банки.
Развитие международных валютных
отношений обусловлено ростом производительных сил, созданием мирового рынка,
углублением международного разделения труда ( МРТ ), формированием мировой
системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.
Международные валютные отношения
постепенно приобрели определенные формы организации на основе
интернационализации хозяйственных связей. Валютная система-форма организации и
регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством
или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая,
международная ( региональная ) валютные системы.
Исторически первыми возникли
национальные валютные системы, закрепленные национальным законодательством с
учетом норм международного права. Национальная валютная система является
составной частью денежной системы страны, хотя она относительно самостоятельна
и выходит за национальные границы. Ее особенности определяются степенью
развития и состоянием экономики и внешнеэкономических связей страны.
Национальная валютная система
неразрывно связана с мировой валютной системой, то есть формой организации
мировых валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями.
Мировая валютная система сложилась к середине XIX в. Характер функционирования
и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее
принципов структуре мирового хозяйства.
Валютный курс и факторы, влияющие на
его формирование.
Важным элементом валютной системы
является валютный курс. Валютный курс необходим для:
взаимного обмена валютами при
торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер
обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других
стран не могут обращаться в качестве законного и платежного средства на
территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на
иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает
иностранную валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты
процентов по внешним займам;
сравнения цен мировых и национальных
рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных
или иностранных валютах;
периодической переоценки счетов в
иностранной валюте фирм и банков.
Валютный курс – ”цена” денежной единицы одной
страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных
единицах ( СДР, ЭКЮ ). Внешне валютный курс представляется участникам обмена
как коэффициент пересчета одной валюты в другую, которая определяется
соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой
валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние
национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.
Производители и покупатели товаров и
услуг с помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других
стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития
какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом.
В связи с резким увеличением
международного движения капиталов на валютный курс влияет покупательная
способность валют по отношению не только к товарам, но и финансовым активам.
Рассмотрим факторы, которые влияют
на валютный курс. Среди них можно выделить следующие:
1. Темп инфляции. Соотношение валют
по их покупательной способности ( паритет покупательной способности ), отражая
действие закона стоимости, служит своеобразным хребтом валютного курса. Поэтому
на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем
ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценивание
денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к
падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция
обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного
курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности
происходят в среднем в течение двух лет.
Зависимость валютного курса от темпа
инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена
товарами, услугами и капиталами. Это объясняется тем, что наиболее тесная связь
между динамикой валютного курса и относительным темпом инфляции проявляется при
расчете курса на базе экспортных цен.
2. Состояние платежного баланса.
Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так
как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников. Пассивный
платежный баланс порождает тенденцию к снижению курса национальной валюты, так
как должники продают ее на иностранную валюту для погашения своих внешних обязательств.
3. Разница процентных ставок в
разных странах. Изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих
равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего
краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных
капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за
границу.
4. Деятельность валютных рынков и
спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к
понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые
валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты. Валютные рынки быстро
реагируют на изменения в экономике и политике, на колебания курсовых
соотношений. Тем самым они расширяют возможности валютной спекуляции и
стихийного движения “горячих” денег.
5. Степень использования
определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах.
6. На курсовое соотношение валют
воздействует также ускорение или задержка международных платежей. В ожидании
снижения курса национальной валюты импортеры стараются ускорить платежи в
иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При
укреплении национальной валюты, напротив, преобладает ее стремление к задержке
платежей в иностранной валюте.
7. Степень доверия к валюте на
национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и
политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами,
оказывающими воздействие на валютный курс. Причем дилеры учитывают не только
данные темпы экономического роста, инфляции, уровень покупательной способности
валюты, соотношение спроса и предложения валюты, но и перспективы их динамики.
Рыночное и
государственное регулирование валютных отношений.
Как свидетельствует мировой опыт, в
условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное
регулирование международных валютных отношений.
Государство издавна вмешивалось в
валютные отношения – вначале косвенно, а затем
непосредственно, учитывая их важную роль в мирохозяйственных связях. С отменой
золотого стандартов 30-х годах ХХв. перестал действовать механизм золотых точек
как стихийный регулятор валютного курса.
Рыночное и государственное
регулирование дополняют друг друга. Первое, основанное на конкуренции,
порождает стимулы развития, а второе направлено на преодоление негативных
последствий рыночного регулирования валютных отношений.
В системе регулирования рыночной
экономики важное место занимает валютная политика- совокупность мероприятий,
осуществляемых в сфере международных валютных и других экономических отношений
в соответствии с текущими и стратегическими целями.
Направление и формы валютной
политики определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией
мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене.
Обоснованием валютной политики
служит определенная теория, возведенная в ранг официальной догмы. Юридически
валютная политика оформляется валютным законодательством- совокупностью
правовых норм, регулирующих порядок совершения операций с валютными ценностями
в стране и за ее пределами, а также валютными соглашениями- двухсторонними и
многосторонними- между государствами по валютным проблемам.
Одним из средств реализации валютной
политики является валютное регулирование- регламентация государством
международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Прямое валютное
регулирование реализуется путем законодательных актов и действий исполнительной
власти, косвенное- с использованием экономических, в частности
валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов
рынка. Региональное валютное регулирование осуществляется в рамках
экономических интеграционных объединений, например в ЕС, в региональных
группировках развивающихся стран.
Валютная политика определяет
подготовку, принятие и реализацию решений по валютным проблемам. Регулирование
валютных отношений включает несколько уровней:
частные предприятия, в первую
очередь национальные и международные банки и корпорации, которые располагают
огромными валютными ресурсами и активно участвуют в валютных операциях;
национальное государство (
министерство финансов, центральный банк, органы валютного контроля);
на межгосударственном уровне.
Органом межгосударственного
регулирования является МВФ, а с середины 70-х годов стали также регулярные
совещания на высшем уровне с ограниченным числом участников. С1993 года Россия
также участвует в этих совещаниях.
Основные причины регулярных встреч
на высшем уровне кроется в интернационализации хозяйственных связей,
нестабильности и неравномерности экономического и политического развития стран,
партнерстве, противоречиях. Постоянные консультации глав государств преследуют
цель выработать единую экономическую и политическую стратегию.
Приведем небольшой пример из
истории:
Капиталистические страны вступили во
вторую Мировую Войну уже с расстроенными международными валютно-финансовыми
связями. Многие из них ввели правительственный валютный контроль еще в период
мирового экономического кризиса 1929-1933гг.
Объектом правительственного
валютного контроля являлись все операции с иностранной валютой. В странах, где
были введены валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без
разрешения соответствующих органов валютного контроля иностранную валюту,
вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную
валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резидентами
данной страны за экспортированный ими товар или оказанные иностранцам услуги,
или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в
обмен на национальную валюту казначейству, национальному банку или другому
уполномоченному на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для
оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего
правительственного органа валютного контроля в национальном банке.
Одной из форм валютных ограничений,
широко применяемых капиталистическими странами, являются количественные
ограничения импорта и экспорта.
Валютные ограничения в экономике
капиталистических государств и в отношениях между этими государствами выполняют
двойственную, противоречивую роль.
С одной стороны, они служат
двойственным средством выравнивания платежных балансов, поддержания курсов
национальных валют и концентрации в руках государства золотых и валютных
ресурсов. Так как валютный контроль ограничивает доступ иностранных товаров и
капиталов на рынок данной страны, он защищает национальный рынок от
экономической экспансии других государств, способствует росту национального
производства.
С другой стороны, валютные
ограничения способствуют развитию предприятий, не зависимых от импортного сырья
и работающих на внутренний рынок. Однако вследствие того, что другие страны
также их применяют, валютные ограничения служат существенным препятствием для
проникновения монополий на рынки других стран.
Монополии США и других стран
заинтересованы в том, чтобы они могли без каких-либо ограничений вывозить свои
товары и капиталы в другие страны и свободно перевозить за границу выручку от
продажи этих товаров и прибыли на вложенный капитал.
Отсутствие правительственных
валютных ограничений является одним из условий, дающих возможность другим
государствам осуществлять неэквивалентный товарообмен и систематически сводить
платежный баланс в расчетах с развивающимися странами с активным сальдо, а
следовательно, поддерживать постоянную финансовую зависимость этих стран от
монополий других государств. Поэтому правящие круги промышленно развитых
государств, испытывающие потребность в расширении внешних рынков сбыта, в
большей мере заинтересованы в отмене или в ослаблении валютных ограничений, чем
в их применении. Вводя валютные ограничения, они всегда рассматривают их как
вынужденную меру и стремятся при первой возможности ликвидировать их, причем не
только у себя, но ив других странах.
Целесообразность установления
свободной обратимости валют или применения валютных ограничений определяется
для каждого государства в тот или иной момент состоянием его экономики и
внешних расчетов. Для промышленно развитых стран в зависимости от состояния
экономики и позиций на мировом рынке в один период свободная обратимость их валют
может быть экономически целесообразной, в другой - наоборот, она не даст для
экономики ничего, кроме вреда.
Международный валютный фонд (МВФ)
Международный валютный фонд был
создан в 1947 году. В соглашении о нем говорится, что одной из его целей является
“содействовать” созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям
между странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют
росту мировой торговли. Существование МВФ показало, что его деятельность была
подчинена устранению валютных ограничений, являющихся серьезным препятствием на
пути экономической экспансии монополий США и других развитых стран. В составе
Фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были
возложены следующие функции:
- собирать и систематизировать
валютное законодательство стран-участниц.
- постоянно наблюдать за всеми
изменениями в области валютного законодательства.
- изучать формы и методы валютных
ограничений, применяемых отдельными государствами.
- разрабатывать предложения Директорату
Фонда и рекомендации правительствам отдельных стран о путях и средствах
ликвидации валютных ограничений.
- вести переговоры со
странами-членами об отмене или ослаблении тех или иных форм валютных
ограничений.
В первые же годы существования Фонда,
правящие круги США убедились, что не могут добиться ликвидации валютных
ограничений, опираясь только на ресурсы Фонда. Тогда, учитывая огромную
потребность всех стран, особенно стран Западной Европы в долларах, они
прекратили кредитование их через МВФ и объявили так называемый “план Маршала”.
Кредиты по “плану Маршала”
предоставлялись странам Западной Европы в порядке двухсторонних соглашений
между правительством США и правительством соответствующей страны-заемщика. Эти
соглашения содержали обязательства стран, получающих кредит по “плану Маршала”,
относительно отмены или ослабления применяемых ими валютных ограничений.
Для того, чтобы устранить валютные
ограничения в международных расчетах по текущим операциям, МВФ способствовал
созданию европейского платежного союза ( ЕПС ) и введению, хотя и в несколько
урезанной форме, многосторонних расчетов между странами Западной Европы.
МВФ за время своего существования,
несмотря на давление, которое он оказывал на правительства, состоящих в нем
государств, не выполнил поставленной перед ним задачи в отношении полной
ликвидации валютных ограничений и восстановления неограниченной обратимости
капиталистических валют.
МВФ и платежные балансы участвующих в
нем стран.
МВФ создан для того, чтобы
посредством частичной интернационализации золотых и валютных резервов
участвующих в нем стран создать пул международных ликвидных ресурсов, который
должен служить источником временного покрытия пассивного сальдо платежных
балансов стран, не располагающих необходимыми для этого собственными ликвидными
ресурсами и не имеющих возможности получить обычный банковский кредит за
границей.
Фонд предоставляет свои ресурсы
участвующим в нем странам в форме продажи необходимой им иностранной валюты на
национальную валюту.
Годы существования МВФ показали, что
путем частичной интернационализации золотых и валютных резервов нельзя
разрешить проблему международной ликвидности. Ресурсы фонда оказались явно не
достаточными для того, чтобы урегулировать пассивное сальдо платежных балансов
состоящих в нем государств. Однако ресурсы фонда широко использовались США и
другими странами в качестве одного из средств давления на менее могущественных
и развивающихся стран. Ниже приведена шкала процентных ставок, начисляемых
МВФ с мая 1963 года.
Время
Пользования
Кредитом
Сумма кредитов в процентах и квоте
от 0% до 50%
от 51% до 100%
от 100% и более
До 3 месяцев
проценты
не
взимаются
От 3 до 6 мес.
2,0
2,0
2,0
От 6 мес. до 1г.
2,0
2,0
2,5
От 1 до 1,5 лет
2,0
2,5
3,0
От 1,5 до 2 лет
2,5
3,0
3,5
От 2 до 2,5 лет
3,0
3,5
4,0
От 2,5 до 3 лет
3,5
4,0
4,5
От 3 до 3,5 лет
4,0
4,5
5,0
От 3,5 до 4 лет
4,5
5,0
--
От 4 до 4,5 лет
5,0
--
--
Кредитные операции МВФ можно разделить на два
периода: первый период- с 1947 по 1956 и второй- с 1957 по 1966 год.
В 1947 году МВФ предоставил кредиты
8 странам на общую сумму 467,7 млн. долларов, в том числе Англии- 240 млн.
долларов, Франции- 125, Голландии- 52 млн.
Однако уже в 1948 году кредитный
механизм фонда, на который возлагались большие надежды, начал работать с
перебоями. Платежные балансы Западной Европы оказались пассивными. Поэтому они
не только не могли погасить задолженность, но и нуждались в новых кредитах.
Руководители МВФ уже в 1948 году
были вынуждены признать, что фонд не может справиться с поставленными задачами,
так как кризис валютно-финансовых отношений оказался значительно глубже, чем
это ожидалось при создании фонда.
Управленческая структура МВФ – Совет управляющих, в котором каждая
страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять
лет. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков.
МВФ устроен по образцу акционерного
предприятия. Поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его
деятельность с помощью голосования определяется долей в капитале. Наибольшим
количеством голосов в МВФ обладают:
“США- 17,7%
Германия- 5,5%
Япония- 5,5%
Великобритания- 4,9%
Саудовская Аравия- 3,4%
Италия- 3,1%
Россия- 2,9%
Доля стран ЕС- 26,2%
24 промышленно развитых государств
имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю остальных стран, составляющих почти 86%
количества членов Фонда, приходится лишь 40,4 голосов”.
Директор-распорядитель ( с 1987 г.
)- Мишель Камдессю ( Франция ), его заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и
другие ( США ).
На первых порах МВФ как кредитор
играл скромную роль. Однако в 70-х и особенно в 80-х годах произошло
значительное расширение его кредитной деятельности.
Наименее развитым странам
предоставлялись льготные кредиты за счет специальных фондов.
МВФ не только непосредственно кредитует
страны-члены, но и помогает им получить кредиты у правительства промышленно
развитых стран, центральных банков, группы МБРР, Банка Международных Расчетов,
а также у частных коммерческих банков. Даже небольшой кредит МВФ облегчает
доступ стране на частный мировой рынок ссудных капиталов. Предоставляя кредит,
МВФ как бы удостоверяет платежеспособность данной страны, выступает в качестве
ее гаранта. Расширение в 70-80-е годы кредитования Фондом развивающихся стран
было связано с существенным ухудшением их валютного положения в результате двух
раундов повышения мировых цен на жидкое топливо. В 1977-1991 гг. развивающиеся
страны-импортеры нефти получили 85,7% кредитов МВФ. Впервые посла 1985 года
сумма кредитов превысила погашение задолженности.
Расширение кредитной деятельности
Фонда обусловлено тремя основными факторами.
1. События на Ближнем Востоке, война
в Персидском заливе привели к сокращению поставок нефти на мировой рынок и
росту цен на нее, что ухудшило платежные балансы ряда стран.
2. МВФ активизировал финансовую
поддержку развивающимся странам, приступившим к макроэкономическим и
структурным реформам, а также включился в урегулирование внешнего долга этих
стран.
3. С 90-х возросли кредиты МВФ
странам Восточной Европы и бывшего СССР в связи с глубокими
социально-экономическими преобразованиями и переходом к рыночной экономике.
Всем ясно, что стабильность
национальной валюты обеспечивает и стабильность на мировом рынке. Доллар
является такой валютой в течение многих лет.
Банк Международных Расчетов ( БМР ).
БМР является старейшим из
существующих международных валютно-финансовых организаций капиталистического
мира. Он был создан в 1930 году.
Идея о создании банка возникла в
связи с решением, а точнее с проблемой решения вопроса о репарационных платежах
Германии странам-победительницам в первой мировой войне и о расчетах по займам.
Американский план взимания
германских репараций и расчетов европейских стран-должников коммерческих банков
США по военным долгам предусматривал так называемую коммерциализацию военных
долгов. Согласно этому плану, получившего название “плана Юнга” ( по имени его
автора ), Германия должна была выпустить внешний заем на рынках частных
капиталов США и ряда стран Западной Европы. Доходы Германии от этого займа
направлялись на уплату репараций странам- победительницам, которые должны были
из этих сумм погасить свой долг по военным займам, полученным в США.
БМР предназначалась роль механизма,
способствующего выпуску и распространению облигаций германского займа на
рынках частных капиталов. Он должен осуществлять расчеты по этому займу и
конверсию доходов от займа в репарационные платежи.
Основной капитал банка установлен в
500 млн. золотых швейцарских франков, эквивалентных 145161290,32 г. чистого
золота. Капитал разделен на 200 тыс. акций по 2500 франков каждая. Оплаченный
капитал составляет 125 млн. франков, или 25% общей суммы основного капитала.
Высшим органом управления Банка
является общее собрание руководителей Центральных Банков стран, имеющих акции
банка. Физические и частные юридические лица, располагающими акциями банка, в
собрании не участвуют. Общее собрание созывается, как правило, один раз в год
для того, чтобы утвердить доклад о деятельности банка, его баланс, счет
прибылей и убытков.
Дальнейшее развитие банка было прервано
валютным кризисом, охватившим многие капиталистические страны, и второй мировой
войной. Но банк не был ликвидирован, а был сохранен в качестве подсобного фонда
МВФ.
Устав БМР запрещает выпускать
банкноты, представлять ссуды правительствам, открывать на имя правительств
текущие счета, держать в своем распоряжении акции и владеть недвижимым
имуществом или устанавливать контроль над каким-либо предприятием.
Операции с коммерческими банками он
производит только с согласия ЦБ страны, на территории которой эти банки функционируют.
С 1982 года БМР предоставляет
промежуточный кредит под гарантию ЦБ странам, ожидающим кредит МВФ, чтобы
избежать кризиса их международной валютной ликвидности. Такие кредиты получили
Венгрия, Мексика, Аргентина, Югославия. Для поддержания политики расширенного
доступа стран с дефицитным платежным балансом к кредитам фонда БМР совместно с
17 центральными банками предоставили Фонду кредит в 2,5 млрд. долларов в 1982
году.
Специфика БМР заключается в строго
конфиденциальном характере его деятельности. Это определяет место БМР как
вспомогательного органа МВФ и группы МБРР, с которыми он имеет тесные связи.
БМР имеет административный пост во Временном комитете МВФ и в “группе десяти”,
обеспечивает работу секретариата Комитета управляющих ЕЭС, созданного в 1964
году, Административного совета ЕФВС ( 1979 ), осуществляет клиринговые расчеты
в ЭКЮ ( с середины 80-х ).
БМР – ведущий
информационно-исследовательский центр. Годовые отчеты Банка – одно из авторитетных экономических
изданий в мире. На базе своих исследований БМР в 1975 году опубликовал хартию
наблюдения за международными операциями банков. Иногда рекомендации,
подготовленные БМР на базе консенсуса, имеют большее значение, чем
межгосударственные решения.
БМР превратился в международную валютно-кредитную
организацию по составу участников и характеру деятельности. Это обусловлено
тем, что БМР является международным банком центральных банков, агентом и
распорядителем в различных международных валютно-расчетных и финансовых
операциях, центром экономических исследований и форумом международного
валютно-кредитного сотрудничества.
Россия в международных валютных
отношениях.
На рубеже 80-90-х годов Россия
вступила на путь создания рыночной экономики. Важной сферой этих преобразований
являются международные валютные отношения страны, поскольку взят курс на
интеграцию в мировое хозяйство. Вступление России в МВФ, группу МБРР, ЕБРР
способствует процессу формирования рыночной модели международных валютных
отношений в соответствии с мировым стандартом, сложившимся в странах с
эффективной системой рыночного хозяйства, и с учетом особенностей трудного
переходного периода от плавной экономики, основанной на государственной
собственности, к рыночной экономике, базирующейся на разных формах
собственности. При этом используется накопленный веками зарубежный и
отечественный опыт.
Валютная система.
Национальная валютная система
находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась. Однако
ее контуры и основные тенденции выявились достаточно определенно. Национальная
валютная система России формируется с учетом структурных принципов мировой
валютной системы, поскольку страна взяла курс на интеграцию в мировое хозяйство
и вступила в июне 1992 года в МВФ. Вот некоторые элементы современной валютной
системы России:
¨ Основой валютной системы
России является российский рубль, введенный в обращение в 1993 году и
заменивший рубль бывшего СССР. Тем самым было завершено обособление
национальной денежной и валютной системы России от денежной и валютной системы
республик бывшего СССР, в обращении которых оставались советские рубли до
введения национальных денежных единиц.
¨ Фактически рубль является
частично конвертируемой валютой по текущим операциям платежного баланса при
сохранении валютных ограничений по ряду операций. Россия, являясь членом МВФ,
ставит целью принятие обязательств по Статье VIII Устава МВФ об отмене валютных
ограничений по текущим операциям платежного баланса.
¨ Курс рубля официально не
привязан к какой-либо западной валюте или валютной корзине. В России введен
режим плавающего валютного курса, который зависит от соотношения спроса и
предложения валютных биржах страны, прежде всего на Московской межбанковской
валютной бирже ( ММВБ ). Официальный курс доллара США к рублю устанавливается
Центральным Банком России по результатам торгов на ММВБ. Курс других валют
определяется на основе кросс курса. При этом в качестве промежуточной ( третьей
) валюты используется курс этих валют к доллару.
¨ Элементом валютной системы
России является регулирование международной валютной ликвидности, которая
определяет обеспеченность международных расчетов необходимыми платежными
средствами. Одним из компонентов международных ликвидных средств России
является резервная позиция в МВФ в размере более 1 млрд. долл. ( 25% квоты ) и
счет СДР.
¨ Следующий элемент валютной
системы - режим валютного рынка. Валютное законодательство России установило,
что операции на валютном рынке могут осуществляться только через уполномоченные
коммерческие банки, имеющие лицензию ЦБ России. Их роль на валютном рынке
России возрастает. Но ведущее место занимают ММВБ и пять других валютных бирж,
которые объединены в Ассоциацию валютных бирж России.
¨ Рынка золота в России
практически нет. Скупка золотых изделий и золотого лома у населения производится
через сеть специальных скупочных пунктов по государственной цене. Признанием за
золотом роли валютного метала, явился выпуск Минфина в 1993 г. золотых
сертификатов, каждый из которых обеспечен 10 кг. золота 0,99999 пробы. Цена
таких сертификатов корректируется с учетом изменения цены золота на Лондонском
рынке и курса рубля к доллару.
¨
Надо
сказать, что в России регулируются валютные отношения с другими странами.
Руководство валютной политикой осуществляет президент, правительство,
государственная дума. Они принимают законодательные акты в области валютной
политики, обеспечивают их соблюдение, распределяют полномочия и функции по
управлению и регулированию. Банк России осуществляет валютное регулирование
путем валютных интервенций на главных валютных биржах ( Москва и
Санкт-Петербург ) и с помощью различных нормативных документов. Валютное
регулирование осуществляют также МИНФИН, МВЭС, Федеральная служба по валютному
и экспортному контролю и некоторые другие учреждения. Валютное законодательство
России регулирует операции в иностранной и национальной валюте. Валютное
регулирование в России включает порядок проведения валютных операций,
формирование валютных фондов, валютный контроль.
Положение российского рубля на
мировом валютном рынке.
Экономическое и политическое значение валютного курса рубля резко возросло
в последние годы.
До 1989-1990гг. валютный режим и
курс затрагивал непосредственно лишь узкий круг лиц и организаций, в основном
советских граждан выезжавших за рубеж, и приезжающих в СССР иностранцев. Во
внешней торговле в условиях ее государственной монополии все разницы,
возникавшие за счет различного уровня внутренних и внешнеторговых цен
поглощались государственным бюджетом. Производители экспортных товаров могли
совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта система ушла в прошлое
вместе с Госпланом, внешнеторговой и валютной монополией государства.
Значительная свобода цен,
либерализация внешней торговли для предприятий, увеличение движения физических
лиц через границы и другие факторы в рамках происходящих изменений системы
делают курс рубля одним из важнейших экономических параметров.
В условиях переходной экономики и
глубокого кризиса с достаточным основанием может ставиться вопрос о разумном
ограничении этой конвертируемости, иными словами - об ужесточении валютного
контроля.
В нашей стране и во многих других
странах с центрально-плановой экономикой часто практиковалось завышение курса
национальной валюты. Это было возможно только потому, что характер экономики
только таких государств был нерыночный.
Ныне курс рубля в серьезной мере
затрагивает материальные интересы различных групп населения, различных
предпринимательских структур и т.п. и потому закономерно находит определенное
отражение в политической жизни и борьбе. Наиболее ярко это проявилось в ходе
“валютного кризиса” в октябре 1994 и последующих разборок в высших эшелонах
власти. В принципе рыночная экономика не может быть застрахована от таких
потрясений, но их масштабы и последствия могут быть уменьшены разумной
государственной политикой. В условиях инфляции и экономического кризиса падение
курса рубля в последние годы было неизбежно.
“Общепризнанно, что естественной
основой формирования курса валюты является соотношение ( паритет ) ее
покупательной способности внутри страны с покупательной способностью валют, с
которыми она сравнивается”.
В связи с уменьшением как
экспортных, так и импортных операций доля России в мировой торговле упала с 3%
во второй половине 80-х годов до 1% в 1992 году.
Одна из серьезнейших проблем торгового
баланса заключается в утечке капитала в различных формах. Это можно объяснить
тем, что российским предприятиям-экспортерам разрешено оставлять до 50%
валютной выручки. Потом эти предприятия размещают эти деньги в российских
банках, которые, в свою очередь, открывают счета в зарубежных банках.
Если взять и суммировать различные
формы утечки капиталов, значительная часть которого поддается только экспертной
оценке, то составители платежного баланса называют цифру в 15-17 млрд. долларов
за 1992 год. Надо заметить, что такие цифры характерны для стран, которые
переживают социально-экономические и политические трудности. Как показывает
мировой опыт, капитал частично возвращается в страну происхождения, после
преодоления страной кризисной ситуации. Но в России пока этой тенденции не
наблюдается. Выход из этого положения заключается в увеличении эффективности
валютного и экспортного контроля, которые могут ограничить утечку капитала.
Валютно-кредитные отношения России
со странами СНГ имеют специфический характер, но постепенно начинают
приобретать форму, характерной для мировой практики:
1. укрепляются таможенные режимы;
2. в расчетах используется
конвертируемая валюта;
Валютная политика России.
Надо сказать, что одним из главных
средств реализации валютной политики – валютное регулирование, то есть государственная регламентация валютных
отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный
контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение
международных валютных соглашений. Из традиционных форм валютной политики,
известных мировой практике, в нашей стране применяются следующие:
“валютные ограничения;
регулирование режима валютного
курса;
девизная политика в форме валютных
интервенций;
управление золотовалютными
резервами;
регулирование степени
конвертируемости рубля.
Дисконтная политика, направленная на
стабилизацию курса рубля в России, не применяется, поскольку валютные
ограничения и тяжелое экономическое положение препятствуют свободному движению
иностранного краткосрочного капитала”.
Заключение.
Итак подведем итоги. Из всего выше
сказанного можно узнать, что валюта капиталистических стран, в том числе и
России, делится на обратимые, частично обратимые и необратимые.
Обратимыми называются валюты стран,
полностью отменивших валютные ограничения как для нерезидентов, так и для
резидентов. Эти валюты обмениваются на любую иностранную валюту.
Частично обратимые – это валюты стран, отменивших
валютные ограничения не по всем валютным операциям. К частично обратимым
валютам относятся валюты большинства западноевропейских стран, которые в
декабре 1958 года отменили валютные ограничения для нерезидентов ( иностранные
физические и юридические лица ).
К необратимым валютам относятся
валюты стран, полностью сохраняющих валютные ограничения по всем валютным
операциям.
Российский рубль скорее всего можно
отнести к частично обратимой валюте, так как валютные ограничения в нашей
стране еще существуют, а снять валютные ограничения будет означать гибель рубля
из-за притока иностранного капитала. Валютные ограничения следует не снимать до
тех пор, пока экономическая и политическая обстановка в нашей стране не
стабилизируется и уровень инфляции, как фактор действующий на курс валюты, не
будет минимальным. Эта задача не так уж и сложна, как считают специалисты, если
правительство и другие органы правильно организуют валютную политику в России.
Литература
1.
Чижов
К. Я. “Международные валютно-финансовые организации капитализма”
2.
Носкова
И.Я. “Международные
экономические отношения”
3.
Стадниченко
А.И. “Валютные потрясения на Западе”