|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Роль экономического анализа в условиях рыночных отношений неизмеримо возрастает и имеет два аспекта: — внутренний, за счёт растущей ответственности предприятия перед совладельцами, работниками, банками и другими кредиторами; — внешний, как необходимость анализа финансового состояния при установлении деловых контактов упрочении положения на рынке. Финансовая деятельность предприятия охватывает процессы формирования, движения и обеспечения сохранности имущества. Финансовое состояние является результатом хозяйственной деятельности предприятия и характеризуется финансовой устойчивостью, платёжеспособностью и ликвидностью. Основным источником информационного обеспечения анализа финансового состояния является балансовый отчёт, включающий форму 1 - баланс предприятия и форму 2 - отчёт о финансовых результатах. Анализ финансового состояния туристической фирмы включает в себя расчёт коэффициентов платёжеспособности (П) и ликвидности (Л): где - собственный капитал; А - активы где - высоколиквидные активы ; - краткосрочная задолженность.
В первом случае коэффициент рассчитывается как отношение собственного капитала к активам, а во втором - отношение высоколиквидных активов (денежных средств на счетах) к краткосрочной задолженности. Предприятие считается платёжеспособным, если его общие активы больше, чем долгосрочные и краткосрочные обязательства, и ликвидным, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства. При этом необходимо учитывать, что финансовое управление деятельностью и наличие денежных средств более важно, чем текущая прибыль, а отсутствие денежных средств в банке может привести к кризису финансового состояния. Показатели можно считать удовлетворительными и хорошими в случае низких издержек и отсутствия задолженностей. Именно этот немаловажный фактор значительно повышает коэффициенты, а значит, для того, чтобы разобраться в реальном положении дел, необходимо рассмотреть рентабельность и результаты отчёта по прибыли. Функционирование предприятий независимо от видов деятельности и форм собственности определяется его способностью приносить достаточный доход или прибыль как конечный финансовый результат работы В условиях рынка прибыль выступает основным фактором стимулирования предпринимательской деятельности. Она создаёт возможность для расширения деятельности, удовлетворения социальных и материальных потребностей членов коллектива, является основным источником формирования бюджета. За счёт прибыли погашаются долговые обязательства предприятий перед банками и инвесторами. Учитывается также рентабельность работы предприятий и рентабельность продукции. Чем выше уровень рентабельности, тем больше эффективность хозяйствования. В этой связи каждая туристическая фирма производит расчёт общей рентабельности (Ро ), рентабельности продукции ( оборота )(Роб ) и числа оборотов средств Чо . Общая рентабельность определяется как отношение прибыли до начисления процента к активу баланса: Ро= 100% , где Р - прибыль до начисления процента; А - активы. Роб = 100% , где П - прибыль до начисления процента; Вр - выручка от реализации. Чо = 100%, где Вр - выручка от реализации; А - активы. В мировой практике рентабельность еденицы отдельных видов продукции (Рп ) исчисляется так же, как отношение прибыли по данному товару к его себестоимости: Рп = 100%, где Ц - цена товара; С - себестоимость товара. Данная формула может быть использована для расчёта рентабельности отдельных туров. Практика показывает, что наибольшая рентабельность в международном туристическом бизнесе достигается при краткосрочных (до 8 дней) путешествиях с размещением в отелях высокого класса. Организация и техника исполнения операций международного туризма. Основные участники операций международного туризма и система взаимоотношений. Осуществление международных туристических операций предполагает определённые отношения между туристами - потребителями туристических услуг и туристическими фирмами - их производителями и реализаторами, а также отношения последних с различными организациями(банками, транспортными и страховыми компаниями и т.п.), обеспечивающими исполнение этого вида международных услуг. Система отношений этих главных субъектов международного туристического бизнеса представлена на схеме Субъекты операций международного туризма турист
посольства, консульства турагент банки страховые компании туроператор государственные органы
транспортные компании зарубежные партнёры Работа туристических фирм с туристами включает в себя: - предложение туристу или группе туристов определенного набора туристическо-экскурсионных услуг; - получение от клиента денежных средств за путёвку (тур); - перечисление денежных средств определённым организациям за размещение, проживание, экскурсионное обслуживание. Договорные отношения туриста и туристической фирмы складываются как отношения покупателя (заказчика) и продавца (исполнителя). При этом следует подчеркнуть особый характер “продукт”, приобретаемого у туристической фирмы. Вступая с ней в договорные отношения, турист рассчитывает получить в конечном итоге необходимый ему набор услуг. Фирма же предоставляет ему, как правило, ещё не сами услуги. а права (гарантии) получения в определённое время, в определённом месте услуг, непосредственно осуществляемых другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с данным туристом, но состоящими в договорных отношениях с направляющей туристической фирмой. Турист приобретает также и гарантии оказания определённых видов услуг и самой направляющей фирмой. Совокупность этих прав отображается в путёвке, которая является конечным “продуктом” деятельности туристической фирмы и соответственно предметом её реализации. Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором). Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристического продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицо или индивидуальным предпринимателем (турагентом). Взаимоотношения между туроператором и туристом чаще всего строятся на основании агентского договора о предоставлении первым второму права на реализацию туристического продукта, сформированного туроператором. Именно поэтому при организации туров туристические фирмы сотрудничают со страховыми компаниями. Страховой взнос входит в стоимость путёвки. Его величина зависит от тарифа. Существуют четыре разновидности тарифов, которые основываются на: - условиях посольств, которые могут определить минимальную величину страховой суммы, например, для Западной Европы это примерно 30 долларов США; - сроке поездки; - количестве человек в группе (возможны скидки от 5 до 20%); - возрасте (старше 60 лет страховая сумма может быть увеличена в два раза). На сегодняшний день существуют две формы страхового обслуживания туристов. 1. Компенсационная. Предусматривает оплату самим путешественником всех медицинских расходов и возмещение их лишь по возвращении на родину, что, как правило, неудобно, так как вынуждает туриста иметь при себе значительный денежный запас на этот случай. 1.1. Программа страхования багажа. Сумма страхового лимита около 2000 долларов. Она выплачивается по предъявлении документов, подтверждающих, что багаж был утерян или повреждён во время хранения или транспортировки. Это наиболее распространенный вид страхования, т.к. тариф страхования багажа составляет около 50 центов в день. 2. Сервисная. 2.1. Страхование медицинских расходов. 2.2. Юридический и информационный ассистанс - обеспечение правовой поддержки путешественникам в случае административных или гражданских нарушений, а также гарантия получения необходимой информации о наиболее удобных маршрутах. 2.3. Страхование от несчастного случая. 2.4. Программа страхования гражданской ответственности за нанесение ущерба имуществу третьих лиц, нанесённых туристом в результате “неумышленных действий”. Страховой полис - обязательный документ при турпоездке. Большинство стран мира не выдаёт визы без наличия специального страхового полиса. К ним относятся большинство развитых стран: Австрия, Бельгия, Германия, Голландия, Дания, Испания, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, США. Страховой полис как документ, гарантирующий оплату необходимого медицинского обслуживания при наступлении страхового случая, обязательно содержит номер телефона фирмы-партнёра, по которому можно обратится за помощью, информацию о страхователе, страховщике, условиях, стоимости страховки и освобождения от (ответственности) обязательств компании в случае войны, ядерных взрывов, дорожных аварий, хронических заболеваний и т.д. Туристическая фирма пересылает поставщику запрос и гарантийное письмо со сроками поездки, наименованием страны назначения, средств передвижения, принимающей фирмы, количеством туристов поимённо с указанием номера паспорта и возраста. Подобным образом оформляются и визы. Существует несколько видов виз в зависимости от целей поездки - туристические, визы по частному приглашению, визы по деловому приглашению. Оформление виз по частным и деловым приглашениям осуществляется в консульстве страны. Случаи отказа в визе составляют 5 - 7% от числа всех обратившихся, причём отказ может быть пересмотрен. Консульский сбор за данный вид услуг составляет 10-60 долларов США. Оформление туристических виз осуществляется с помощью вызова зарубежной фирмы на определённое количество туристов со списком, заявленным ранее туристическим агентством. После рассмотрения консульством выдаётся виза, общая для всей группы или предназначенная для отдельных туристов. При разработке программ учитывается не столько стоимость, сколько сложность процедуры оформления. Всё описанное характерно прежде всего для Соединенных Штатов Америки и Западной Европы, где к разрешению на въезд относятся очень строго. 14 июня 1985 года в люксембургском городе Шенген государствами Бенилюкса, Францией и Германией было подписано соглашение о предстоящей постепенной отмене паспортного контроля на своих внутренних границах. В июне 1991 года к Шенгенскому соглашению присоединились Испания и Португалия, и был составлен список стран, которые обязательно должны иметь открытый визовой режим. 17 декабря 1992 года был утверждён список из 120 стран, граждане которых для пересечения границ должны иметь визу единого образца (к ним относится и Россия), был принят бланк единой визы и 22 декабря 1994 года представители правительств этих стран подписали официальный протокол о вступлении в силу Шенгенских соглашений с 26 марта 1995 года. В 1997 году к Шенгенскому соглашению присоединились Швеция и Дания. Именно с этого времени российские туристы, выезжающие в одно из этих государств на срок менее трёх месяцев, получают Шенгенскую визу, при более длительном пребывании в стране назначения действуют национальные визы. С одной стороны, передвижение по территории семи европейских государств при оформлении одной визы безусловно очень удобно, но, с другой стороны, существенно удлинился срок (до четырёх недель), в течение которого рассматривается вопрос о выдаче разрешения на выезд. Это связанно с тем, что посольства этих государств посылают друг другу запросы на того или иного обратившегося. Существуют также государства, в которых оформление на въезд осуществляется непосредственно на границе. К ним относятся Бахрейн, Египет, Кения, Ливан, Мальта, Непал, Объединённые Арабские Эмираты и Турция. Безвизовый въезд по приглашению без оформления заграничного паспорта разрешён в страны Восточной Европы, Монголию, Кубу. Российские граждане имеют право на въезд без оформления виз в Колумбию, Малайзию, Эквадор, Кипр и др. страны. При оформлении документов в обязательности турфирмы входит информирование туристов о требованиях пограничных и таможенных служб. Договорное оформление операций международного туризма Система взаимоотношений между основными субъектами операций международного туризма юридический оформляется различными договорами (контрактами). В договор между туристической фирмой и туристом, как правило, содержит следующие типовые условия: — предмет договора (приобретение туристом прав(гарантий) на тур, оформленных в виде путёвки); — стоимость услуг фирмы и форма их оплаты (наличными или перевод денег на расчётный счёт фирмы); — обязанности туристической фирмы (по предоставлению туристического продукта в полном объёме и качественно; по медицинскому страхованию туристов; по оформлению для них посольских виз); — ответственность и освобождение от ответственности сторон (в случаях форс - мажорных обстоятельств, изменения качества предоставляемых услуг, сроков их предоставления, отказа сторон от тура); — обязанности туриста (по оплате, предоставлении необходимых документов для оформления виз и т.п.). В договоре с клиентом целесообразно отразить следующие сведения: дату заключения договора, сроки предоставления услуг, вид транспорта до места отдыха и обратно, класс гостиницы, его наименование и место расположения. Договор между туроператором и турагентом в зависимости от содержания отношений между турфирмами может быть нескольких видов. Агентские соглаашенияя предусматривают передачу производителем услуг туристическому агенту прав на продажу отдельных видов услуг и инклюзив-туров от имени и за счёт туроператора. В договоре обычно содержатся чёткие инструкции по выполнению возложенных задач, территориальное ограничения сферы действия, устанавливаются права и обязанности сторон, а также порядок выплат комиссионных вознаграждений. Объём и характер требований к агенту неодинаков и зависит от конкретных условий, существующих на национальных рынках. В соглашение может быть внесена оговорка, обязывающая агента не вступать в деловые отношения с другими фирмами, а также оговорка о монопольном праве продажи отдельных туристических услуг. Подобная форма деятельности, с одной стороны, даёт возможность работать, не имея больших затрат на рекламу, маркетинг, организацию туров и получая комиссионные, но, с другой стороны, не даёт возможности существенного расширения и получения больших прибылей. Кроме того, агент зачастую слишком зависит от туроператора и по сути дела лишён самостоятельности. Именно поэтому часто туристические фирмы приобретают путёвки как готовую продукцию, сформированную другой компанией, и в последствии продают её дороже. В обязанности продавца входит бронирование мест в гостинице, оформление необходимых для поездки документов, обеспечение туристической группы гидом-переводчиком и информирование покупателя о возможных изменениях, а покупатель осуществляет набор, комплектацию и отправку туристов, обеспечивает предоставление их списков в трёх экземплярах для оформления документов и бронирования мест на транспорте и гостинице, информирует туристов о стоимости и порядке расчётов. В случае не выполнения обязательств и не соблюдения сроков перевода стоимости обслуживания или не предоставления анкет и списков граждан продавец имеет право аннулировать поездку, а покупатель возмещает убытки.
Список литературы 1. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс 1992 2. Бабышев Л. Туризм как отрасль итальянской экономики. МЭиМО. 1995 № 12 3. Балабанов И.Т. Валютные операции М.: Финансы и Статистика, 1993. 200 с. 4. Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского учёта в международном туризме. Экономика и жизнь. 1996 №14. 5. Герчиков И. Маркетинг и международная коммерческое дело М., внешторгиздат 1990 503 с. 6. Никонов А. Экспорт услуг и налогообложения. Экономика и жизнь 1995 №42. 7. По материалам журнала “Travel&Tourism” 1995 №14 8. Легорнев С.Ф. Туризм в экономике открытого типа. Вестник московского Университета 1994 №2. 9. Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. экономика и жизнь. 1995 №42. 10. Сироткин С.П. Экономическая теория. - СПб, 1997. Страницы: 1, 2 |
|