Международный валютный фонд и характеристика его деятельности
Международный валютный фонд и характеристика его деятельности
Федеральное агентство по образованию
Омская Академия МВД РФ
ТЕМА:
«Международный валютный фонд и основные характеристики
его деятельности»
Предмет: Мировая экономика
Выполнила: студентка гр.11
Проверил:
Омск
2009
Содержание.
- Введение………………………………………………………………………………………....3-4
- Структура
управления…………………………………………………………..........................4-5
- Квоты, определяющие финансовый
доступ и количество голосов стран-членов……..………………………………………………………………………………………..5
- Развитие формул квот………………………...…………………………………………………...6
- Вступление в МВФ…………………………………………..……………………………………6
- Высшие должностные лица
МВФ………………………………………...……………………6-8
- Цели
МВФ……………………………………………………………………………..…………..8
- Кредитная деятельность
МВФ……………………………………………………..…………8-14
- Роль МВФ в регулировании
международных валютно-кредитных отношений………..…………………………………………………………………………...14-15
- Организационная структура
МВФ……………………………………………..........................16
- Список
литературы……………………………………………………………………………...17
Введение.
Международный
Валютный Фонд
— межправительственная организация, предназначенная для регулирования
валютно-кредитных отношений между государствами–членами и оказания им
финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного
баланса, путем предоставления кратко– и среднесрочных кредитов в иностранной
валюте. Фонд — специализированное учреждение ООН — практически служит
институциональной основой мировой валютной системы. Международный Валютный Фонд
был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с
01 по 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью–Гэмпшир). Конференция
приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое является его Уставом и вступило в силу
27 декабря 1945 года; практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.
СССР принял
участие в Бреттон-Вудской конференции, но, впоследствии, в связи с холодной
войной он не ратифицировал статьи соглашения МВФ. По той же причине на
протяжении 50-60-х годов из МВФ вышли Польша, Чехословакия и Куба. В результате
глубоких социально-экономических и политических реформ, имевших целью переход
от централизованно планируемой экономики к рыночной и интегрирование
национальных экономик в мировое хозяйство, в начале 90-х годов бывшие
социалистические страны, а также государства ранее входившие в состав СССР,
вступили в Фонд (за исключением КНДР и Республики Кубы). Россия стала членом
МВФ с 1 июня 1992г, а остальные страны СНГ и Балтии – на протяжении с апреля по
сентябрь 1992г.
В 1999г. (по
состоянию на Январь) число стран – членов МВФ составляло 182. Кроме того, после
завершения всех требуемых процедур место бывшей СФРЮ может занять ФРЮ (в
составе Сербии и Черногории).
Постоянное место
пребывания руководящих органов Фонда – Вашингтон. Помимо того, имеются отделения
в Париже, Женеве, Токио и при ООН в Нью-Йорке.
Официальными
целями МВФ
являются: «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой
сфере в рамках постоянно действующего учреждения»; «содействовать расширению и
сбалансированному росту международной торговли», что имело бы своим следствием
развитие производственных ресурсов, достижение высокого уровня занятости и
реальных доходов всех государств-членов; «обеспечивать стабильность валют,
поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди
государств-членов» и не допускать «обесценения валют с целью получения
конкурентных преимуществ»; оказывать помощь в создании многосторонней системы
расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении
валютных ограничений; предоставлять на временной основе
государствам-членам
средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять
нарушения равновесия в их платежных балансах».
По мере эволюции
мировой валютной системы, а также трансформации деятельности МВФ статьи
соглашения трижды пересматривались. Первая серия поправок была осуществлена в
1968-69гг., в связи с образованием механизма специальных прав заимствования
(СДР – аббревиатура от английского SDR (Special Debt Rights)), во второй,
произведенной в 1976-78гг., были определены основные принципы нового, Ямайского
международного валютного устройства, сменившего Бреттон-Вудскую валютную
систему. Третья поправка 1990-92гг. предусматривала введение санкций в виде
приостановки права участвовать в голосовании в отношении стран-членов, не
выполнивших свои финансовые обязательства перед фондом. Кроме того, в стадии
ратификации странами-членами находится принятая Советом управляющих поправка к
уставу, касающаяся специального, разового выпуска СДР. Готовятся также
поправки, накладывающие на страны-члены обязательства по либерализации
международного движения капиталов.
Структура управления.
Управление в МВФ
осуществляется согласно Статьям Соглашения. В структуру управления МВФ входят
Совет Управляющих, Временный Комитет, Комитет Развития, Исполнительный Совет,
Управляющий, персонал.
Совет
Управляющих — высший руководящий орган МВФ, в котором каждая страна-член представлена
управляющим и его заместителем, назначаемыми на пять лет. Обычно это министры
финансов или руководители центральных банков. Совет управляющих обычно
собирается на сессии один раз в год, но может собираться или принимать
постановления, голосованием по почте и чаще.
Временный
Комитет исполняет
решения Исполнительного Совета. Состоит из 24 управляющих МВФ, министров или
других официальных лиц сравнимого ранга. Временный Комитет собирается
дважды в год и отчитывается Совету Управляющих об управлении и функционировании
международной валютной (monetary) системы, а также вносит предложения об изменении
Статей Соглашения.
Комитет
Развития так
же, как и Временный Комитет состоит из 24 управляющих МВФ, министров или других
официальных лиц сравнимого ранга, дает рекомендации и отчитывается Совету
Управляющих МВФ.
Исполнительный
Совет. Совет
управляющих делегировал многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е.
директорату, который несет ответственность за ведение дел МВФ, включающих
широкий круг политических, оперативных и административных вопросов, в
частности, предоставление кредитов странам-членам и осуществление надзора за их
политикой в
отношении
валютных курсов. Исполнительный совет работает на постоянной основе в
Штаб-квартире Фонда в Вашингтоне и обычно проводит свои заседания три раза в
неделю.
Исполнительный совет МВФ выбирает на
пятилетний срок директора-распорядителя, который возглавляет штат сотрудников
Фонда (на сентябрь 1998г. – 2660 чел, из 122 стран) и ведает текущими делами;
он выступает в качестве председателя Исполнительного совета.
Директор-распорядитель (с 1987г.) – Мишель Камдессю (Франция; в мае 1996г.
переизбран на 3-й срок, начавшийся с 16 января 1997г.), его первый заместитель
(с 1994г.) – Стэнли Фишер (США).
Управляющий. Избранный Исполнительным
Советом, Управляющий МВФ возглавляет Исполнительный Совет и является главой персонала
организации. Под управлением Исполнительного Совета Управляющий отвечает за повседневную
деятельность МВФ. Управляющий назначается на пять лет и может быть переизбран
на последующий срок.
Персонал. Статьи Соглашения требуют от
персонала, назначенного в МВФ демонстрации самых высоких стандартов
профессионализма и технической компетентности, и отражает интернациональность
организации. Приблизительно 125 наций представлены среди 2,300 сотрудников
организации.
Квоты, определяющие финансовый доступ и количество голосов
стран-членов.
Каждый член МВФ
имеет свою квоту (долю), выраженную в СДР, которая равна участию страны-члена в
МВФ. Квота, которая была придумана для отражения отношения размеров экономики
стран-членов, является базовым элементом во взаимоотношениях финансового и
организационного характера стран-членов и Фондом. Она определяет количество
голосов, имеющихся у страны-члена МВФ, и равна 250 "базисных"
голосов, которые предоставляются каждой стране, участвующей в Фонде плюс 1 голос
за каждые 1000,000 СДР. Квота также определяет сумму подписки страны на капитал
МВФ и возможность использования ресурсов Фонда. Страна-участник обязана
оплатить 25% от величины своей подписки в СДР или в валюте других
стран-участниц, определяемой МВФ, согласно уставу; остаток страна оплачивает в
своей валюте.
Развитие формул квот.
Первоначально
квоты стран-членов МВФ определялись, но не напрямую, согласно Бреттон - Вудской
формуле. Основными переменными этой формулы были такие показатели как годовые
импорт и экспорт, золотые запасы и долларовые балансы, национальный доход. Эти
показатели служили базисом для исчисления квот до 60-х годов.
В 1963 г. Бреттон - Вудской формула была пересмотрена, а также были добавлены новые формулы.
Взятые вместе,
они использовались как помощники в определении начальных квот новых членов и
увеличении квот старых участников. Эти формулы объединяют экономические
показатели, описанные выше, а также текущие доходы, текущие расходы, а также
показатели, связанные с экспортом и импортом.
В начале
восьмидесятых МВФ упростил процедуры расчета квот и усовершенствовал
экономические данные, используемые в формулах.
Вступление в
Международный Валютный Фонд.
Когда страна
собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и
сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с
похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается
комитетом "Участников" (membership) Исполнительного совета. После того, как страна собирающаяся
вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет
(в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих. По завершении всех
формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания
Статей Соглашения.
На 1 августа 1997
года 181 страна являлась членом Фонда с суммой квот порядка 145,3 млрд. СДР.
Высшие должностные лица Международного
валютного фонда [3]
Управляющий директор
|
Родриго де Рато y Фигаредо
|
Первый
Представитель(Заместитель) Управляющего директора
|
Джон Липский
|
Представитель(Заместитель)
Управляющего директора
|
Мурилио Португалия
|
Представитель(Заместитель)
Управляющего директора
|
Токатоши Като
|
Консультант
|
Хайме Каруана*
|
Экономический Консультант
|
Свободный
|
Африканский Директор Отдела
|
Абдулайе Байо-Чане
|
Азиатский и Тихоокеанский
Директор Отдела
|
Дэвид Бертон
|
Европейский Директор Отдела
|
Майкл К. Депплер
|
Директор Отдела Внешних
сношений
|
Мазуд Ахмед
|
Директор Отдела Финансов
|
Майкл Кун
|
Финансовый Директор Отдела
Дел
|
Тереза М.
|
Человеческий Директор
Отдела Ресурсов(Средств)
|
Лиам П. Эбрилл
|
Международный валютный фонд
Назначает Директора
|
Лесли Липшиц
|
Юридический(Законный)
Генеральный консул Отдела
|
Шон Хаган
|
Ближний Восток и Директор
Отдела Средней Азии
|
Мошин С. Хан
|
Денежно-кредитный и Рынки
Капитала(Столицы)
Директор Отдела
|
Хайме Каруана
|
Развитие Политики(Полиса) и
Директор Отдела Обзора
|
Марк Аллен
|
Директор Отдела
Исследования
|
Свободный
|
Отдел Секретаря
|
|
Секретарь
|
Shailendra J. Anjaria
|
Директор Отдела Статистики
|
Роберт В. Эдвардс
|
Технология и общий Директор
Отдела Услуг
|
Франк Харнишфеджер
|
Западный Директор Отдела
Полушария
|
Anoop Singh
|
Офис Бюджета и Планирующего
Директора
|
Барри Поттер
|
Офис Внутреннего
Контрольного и Инспекционного Директора
|
Берт Кеуппенс
|
Офис Технического
Исполняющего обязанности директора Управления Помощи
|
Mario de Zamaróczy
|
Региональный офис для Азии
и Тихоокеанского Директора
|
Akira Ariyoshi
|
Офисы в европейском
Директоре
|
Салех М. Нсули
|
Офис в Организации
Объединенных Наций
|
Специальный Представитель в
ООН
|
Райнхард Мунцберг
|
Офис Независимая Оценка
Директор
|
Томас А. Бернес
|
Цели Международного Валютного Фонда [4]
(1)
Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой
сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для
консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми
проблемами.
(2)
Способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной
торговли и за счет этого добиваться достижения и поддержания высокого уровня
занятости и реальных доходов, а также развития производственных ресурсов всех
государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи
экономической политики.
(3)
Содействовать стабильности валют, поддерживать упорядоченный валютный режим
среди государств-членов и избегать использования девальвации валют в целях
получения преимущества в конкуренции.
(4)
Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим
операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных
ограничений, препятствующих росту мировой торговли.
(5)
За счет временного предоставления общих ресурсов Фонда государствам-членам при
соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая
тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без
использования мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном
или международном уровне.
(6) В
соответствии с вышеизложенным – сокращать продолжительность нарушений
равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать
масштабы этих нарушений.
Кредитная
деятельность МВФ.
В Уставе Фонда
для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия: 1)
сделка (transaction) - предоставление валютных
средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг
за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными
органами - казначействами, центральными банками,
стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.
Страна,
нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку
(purchase) или иначе заимствование (drawing) иностранной валюты либо СДР в
обмен на эквивалентное количество сисей
национальной валюты, которое зачисляется на счет
МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять
равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в
Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции
не должны были являться кредитными в строгом смысле
слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита
главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этою МВФ. как
правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»
соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет
спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Доступ
стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями.
Согласно первоначальному Уставу они состояли в следующем: во-первых, сумма
валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его
новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать
25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в
активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты,
внесенных в Фонд но подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их
возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять
лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в
исключительных обстоятельствах и его действие может
приостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц разовый комиссионный сбор в размере
0,5% от суммы сделки и определенную плату (charge), или процентную ставку, за предоставляемые им кредиты,
которая базируется на рыночных ставках.
По истечении
установленного периода времени страна-член обязана произвести обратную операцию
— выкупить национальную валюту у Фонда, вернув ему
средства в СДР или иностранных валютах. Помимо
того, страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для
Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных
резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается
другим государством- членом, то тем самым
погашается ее задолженность Фонду.
Приобретаемая
страной-членом в МВФ первая порция иностранной валюты в размере до 25% квоты (до Ямайского соглашения
бывшая золотая доля) с 1978 г. называется резервной долей. Она определяется как
превышение величины квоты страны-члена над суммой находящегося в распоряжении
Фонда запаса национальной валюты данной страны.
Средства в
иностранной валюте, которые могут быть приобретены
страной-членом сверх резервной доли (100% величины квоты), делятся на четыре
кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная сумма кредита, которую страна
может приобрести у МВФ в результате полного использования резервной и
кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты. Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие проведение ею
соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются в «письме о
намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна использует
кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его предписаний, он
может ограничить или полностью прекратить кредитование страны. Использование
первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой покупки иностранной
валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую сумму немедленно после
одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с МВФ соглашения о резервном
кредите.
Соглашения о
резервном кредите, или соглашения
«стэнд-бай» (Stand-by Arrangements), обеспечивают стране-члену гарантию того, что она сможет получать
иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную в соответствии с договоренностью
в любое время при соблюдении страной оговоренных условий. Подобная практика
предоставления кредитов аналогична открытию кредитной линии.
Главным
назначением кредитов «стэнд-бай» является в
настоящее время кредитование макроэкономических стабилизационных программ
стран-членов МВФ. Валюта, предоставляемая Фондом в виде резервного кредита в
рамках верхних кредитных долей, выдается определенными порциями (траншами) через
установленные промежутки времени в течение срока соглашения.
Основанием для
обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы
расширенного кредитования может быть серьезное нарушение равновесия платежного
баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства,
торговли или ценового механизма. Соглашения о расширенных кредитах обычно
ограничены сроком в три года; при необходимости и по просьбе стран-членов — до
четырех лет. С ноября 1992 г. действуют следующие лимиты доступа стран-членов к
ресурсам МВФ в рамках резервных и расширенных кредитных соглашений (вместе или
раздельно): предоставление кредитов на протяжении
года до 68 "и квоты страны-члена: кумулятивная, включающая задолженность
страны но ранее полученным кредитам, предельная величина - 300"/о квоты (в
чистом исчислении, т. е. за
вычетом суммы предстоящего выкупа страной ее национальной валюты в течение
срока кредитного соглашения).
Специальные
фонды. В
целях расширения своих кредитных возможностей МВФ
практикует создание специальных фондов (англ. facility - устройство, механизм, фонд). Они
различаются по целям, условиям и стоимости кредита.
1. Фонд компенсационного и непредвиденного кредитования
предназначен для кредитования стран-членов МВФ, у которых дефицит платежного
баланса обусловлен внешними, не зависящими от них факторами. В их числе:
стихийные бедствия, непредвиденное падение мировых цен, промышленный спад и
введение протекционистских ограничений в странах-импортерах. появление товаров-заменителей и т. п. Этот фонд включает три компонента:
1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные
поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье;
2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран-импортеров зерна, испытывающих
трудности в связи с ростом мировых цен на зерно: с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. кредитование стран-импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа:
3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь для помощи странам, испытывающим
влияние непредсказуемых внешних факторов (до 30% квоты).
Кроме того,
страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет
особой кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору
в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности
платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной
выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных
кредитов ограничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов
Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной
выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного
применения двух из трех компонентов механизма компенсационного кредитования
устанавливается комбинированный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа
к кредитам Фонда компенсационного и непредвиденного кредитования с учетом всех
его компонентов составляет 9 5 "/о квоты страны.
2. В июне 1969 г. создан Фонд кредитования буферных (резервных) запасов для оказания помощи странам,
участвующим в создании подобных запасов сырьевых товаров в соответствии с
международными соглашениями, если это ухудшает их платежный баланс. Лимит —
30% квоты.
3. С 1989 г. функционирует Фонд финансовой поддержки операций по сокращению и обслуживанию внешнего
долга. Это объясняется активной ролью МВФ в урегулировании долгового кризиса
развивающихся стран в 80-х годах. При предоставлении резервных или расширенных
кредитов странам-должникам часть суммы этих кредитов (до 25%) может быть
зарезервирована в целях сокращения основного долга. Кроме того, в целях
частичной компенсации процентных платежей либо дополнительного обеспечения
основного долга при обмене по паритетной стоимости долговых обязательств на
облигации с более низкой процентной ставкой МВФ может выделять дополнительные
средства сверх резервных или расширенных кредитов. Лимит кредитов составляет с
ноября 1992 г. 30% квоты страны. Фактически величины дополнительного кредита определяются
Фондом в результате рассмотрения каждого конкретного случая, с учетом «степени
радикальности» программы макроэкономической стабилизации и структурной перестройки
соответствующей страны.
4. В апреле 1993 г. МВФ учредил Фонд поддержки структурных преобразований. Этот фонд ориентирован на страны,
осуществляющие переход к рыночной экономике путем радикальных экономических и
политических реформ. Поводом для его использования может быть, во-первых,
резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к многосторонней, основанной
на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение
стоимости импорта из-за мировых цен, особенно на энергоносители, и. в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов в данном случае обусловливается
выполнением страной-заемщицей набора более «мягких»
макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение
стандартных полномасштабных резервных кредитов. Страны-члены могут получать
средства в рамках «промежуточного», или «переходного», кредитования до 50% их
квоты. Кредиты предоставляются двумя равными долями по 50% каждая с интервалом
в полгода. Практически этот фонд образован главным образом для стран бывшего
СССР, переживающих огромные трудности в условиях перехода к рыночной экономике
и не способных пока выполнять обычные жесткие требования МВФ.
Получение
странами членами МВФ средств из специальных фондов - это дополнение к их кредитным долям. Использование страной
ресурсов специальных фондов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ
запас ее национальной валюты сверх кумулятивных пределов,
установленных для получения кредитных долей.
Кроме
функционирующих ныне четырех специальных фондов МВФ периодически создает временные
кредитные фонды в целях решения острых проблем международных валютных
отношений. Для их формирования привлекаются заемные средства из различных
внешних официальных источников. К временным специальным фондам относятся:
1) Нефтяной фонд в
объеме 6,9 млрд. СДР, или 8 млрд. долл. (1974—1976
гг.). предоставлял кредиты странам-членам МВФ для покрытия дополнительных
расходов, вызванных увеличением стоимости импорта нефти и нефтепродуктов.
Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны—экспортеры нефти.
Развивающиеся страны количественно преобладали среди получателей кредитов, но
их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия
предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие
процентные ставки (не менее 7,2% годовых); обязательное выполнение
рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной
политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного
фонда был ограничен: за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на
импорт подорожавшей нефти;
2) Доверительный фонд —
в объеме 4 млрд. СДР, или 4,9 млрд. долл. (1976-- -1981 гг.); создан в основном за счет прибыли от
продажи на аукционах части золотого запаса МВФ. Получателями кредитов из этого
фонда являлись наименее развитые страны. Условия
данных кредитов были сравнительно льготные: страны-заемщики не вносили в МВФ эквивалент получаемых средств в национальной
валюте, процентная ставка невысокая 0,5%, срок кредита 10 лет. Эти условия
в наибольшей степени отвечали требованиям
развивающихся стран. 55 стран получили из доверительного фонда 3 млрд. СДР.
Остальная часть была передана развивающимся государствам пропорционально их
квотам:
3) Фонд дополнительного кредитования или фонд Виттевеена-по имени директора-распорядителя МВФ;
время действия 19791984 гг. Цель этого фонда — предоставлять за счет заемных
средств дополнительные кредиты странам, испытывающим особенно резкие и затяжные кризисы
платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы фонда
Виттевеена (7,8 млрд. СДР, свыше 10 млрд. долл.) сформированы за счет кредитов
13 стран-членов МВФ, а также Швейцарского
национального банка. Кредиты из этого фонда получили
26 стран:
4) Фонд расширенного доступа
к ресурсам МВФ; преемник фонда дополнительного кредитования, функционировал
в 19811992 гг. Цель фонда предоставлять дополнительные кредиты
странам-членам, у которых масштабы неравновесий платежных балансов непомерно
велики по сравнению с размерами их квот. Этот фонд использовался в тех случаях,
когда страна нуждалась в средствах в больших размерах, чем она могла получить
в МВФ в рамках четырех кредитных долей и системы расширенного кредитования, и
на более продолжительный срок для осуществления корректирующих экономических
мер при большем периоде погашения кредита. Источником
ресурсов фонда являлись собственные средства МВФ, привлеченные в форме
подписки, и заимствования у других стран. В связи с увеличением квот стран-членов МВФ указанный фонд прекратил свою деятельность
в ноябре 1992 г.;
5) Фонд структурной перестройки
(с марта 1986 г.): предоставляет льготные
кредиты беднейшим развивающимся странам,
испытывающим хронический кризис платежного баланса в целях осуществления
среднесрочных программ макроэкономической и структурной перестройки. По
состоянию на сентябрь 1993 г. 36 стран (из 61 страны, имеющей на них право)
получили эти льготные кредиты в сумме 1,5 млрд. СДР,
или около 2,1 млрд. долл. Условия займов: 0,5% годовых: погашение в течение 10
лет; т рационный период до 5'/2 лет. Лимит кредитов — до 50% квоты. Источник
ресурсов (2,7 млрд. СДР) — погашение кредитов, предоставленных доверительным
фондом;
6) Расширенный фонд
структурной перестройки; с декабря 1987 г. предоставляет кредиты за счет как неиспользованных ресурсов фонда структурной перестройки, так и специальных
займов и пожертвований (6 млрд. СДР). По своим целям и механизму функционирования
этот фонд является преемником фонда структурной перестройки. Помимо 61 страны
право получения кредитов от этого фонда в апреле 1992 г. было предоставлено еще 11 странам, включая Албанию и Монголию. 29 стран использовали это
право к сентябрю 1993 г. на сумму 3,2 млрд. СДР (фактически - 2,4 млрд. СДР).
Страна-член имеет возможность получать эти кредиты сроком на 3 года до 190% квоты,
иногда при исключительных обстоятельствах до 255% квоты. Первоначально срок для
заключения соглашений о займах был установлен по ноябрь 1990 г., в дальнейшем он неоднократно продлевался (до 28 февраля 1994 г.).
В конце 1993 г. образован новый расширенный фонд структурной перестройки — правопреемник предыдущего. Объем
нового фонда — 5 млрд. СДР (около 7 млрд. долл.) для предоставления льготных
займов сроком три года и 2 млрд. СДР (около 3 млрд. долл.) для субсидирования
процентных ставок по этим займам. К маю 1994 г. 43 страны согласились участвовать в формировании этого фонда. В программах структурной перестройки экономики,
которые станут осуществляться при содействии нового фонда, будет уделяться
больше внимания социальной защите населения и совершенствованию структуры
государственных расходов. Срок действия нового расширенного фонда структурной
перестройки — до конца 1996 г., а средства по заключенным соглашениям будут
предоставляться странам-заемщикам до конца 1999 г.
Образование
дополнительных специальных фондов в рамках МВФ путем заимствования ресурсов у
других стран-членов - это одно из проявлений процесса адаптации системы
межгосударственного кредитования и валютного регулирования к меняющимся
условиям мировой экономики. МВФ выполняет роль посредника при перераспределении
ссудного капитала от более благополучных стран-кредиторов к странам, испытывающим потребность в кредитах. Одновременно, оказывая силовое воздействие на экономическую
политику стран-заемщиц. он выступает в качестве
гаранта возвращения этих средств.
Роль МВФ в
регулировании международных валютно-кредитных отношений.
МВФ осуществляет
наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который
фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
За время своего
существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного
наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных
отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора
межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. Одновременно он начинает играть важную
роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится
ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики,
международной координации, согласования
национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно
функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.
Список литературы:
1. www.mvf.ru/o_fonde.php
2. www.mvf.ru/history.php
3. www.imf.org
4. www.krugosvet.ru/articles/63/1006379/1006379a3.htm
|