бесплатные рефераты

Мировая экономика (ответы на 94 экзаменационных вопросов)

Гос. регулирование внешней сферы осуществляется с помощью широкого круга мер:

-таможенные тарифы- регуляторы внешней торговли

-нетарифные меры регулирования (пошлины, импортные депозиты, таможенные процедуры, технические стандарты и нормы, валлютные ограничения, регулирование движения капитала, налоговые меры и т.д.  За последние десятилетия уровень тарифов значительно понизился, но в тоже время происходит расширение нетарифных мер, которые понизили объем мировой торговли примерно на 13%.

Межгосударственные и международные организации внедряются в рыночный механизм, преобразуя его, добавляя новые элементы.

Многосторонний компонент структуры межгосударственной координациимирохозяйственных процессовимеет двухступенчатую систему:

-          региональная координация в рамках торговых и таможенных объединений. На их уровне идет согласование экономической политики, разработка прогнозов, программ социально- экономического развития, мероприятий по структурной перестройке хозяйств.

-          Общемировая координация( создание специализированных организаций ООН- Международного валютного фонда(МВФ), Международного банка реконструкции иразвития(МБРР) и Генерального соглашения о тарифах и торговле(ГАТТ).

Проблемы мировой торговли являются объектом деятельности Всемирной торговой организации(ВТО). Цель которой снижать тарифы, соблюдать режим национального отношения.

В валютно кредитной сфере международное регулирование осуществляется МВФ и МБРР.

МВФ – предназначен для установления норм регулирования валютных курсов, многостороней системы платежей, предоставление при валютных затруднениях кредитов.

МБРР – занимается кредитованием инвестиционных проектов, финансированием структурных реформ, принимает участие в подготовке проектов. Страны, получившие кредит, обязаны предоставить ему информацию о своем финансово экономическом положении.

Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) – разрабатывает вопросы внутренней экономической политики промышленно развитых стран и их координацию.

В середине 70-х годов образовалась Большая семёрка( США, Япония, ФРГ, Великобритания , Франция, Италия, Канада . Осн. цель их встреч – выработка рекомендаций по наиболее острым экономическим проблемам мирового хозяйства. Осн. вопросы совещаний: пути оздоровления экономики, проблемы энергетики, международная торговля, пути стабилизации валютной системы, отношения промышленно развитых и развивающмхся стран, проблемы восточно европейских стран.

Анализ хозяйственного механизма показывает, что произошли существенные изменения в функционнровании рынка. Он во многом утратил черты свободного рынка, стал управляемым.

       

 

16.    Мировой экономический порядок.

Международные режимы  (порядки) -  международнорегулирующие структуры - условия, в основе которых лежат взаимоприемлемые нормы, определяемые государственные и межгосударственные рамки поведения в какой-либо сфере международной деятельности. Понятие мирового экономического  порядка  включает в себя международную валютную систему, регулирование межгосударственных валютных отношений, общемировую торговую систему и регулируемые отношения, является основой сделок в сфере международного обмена, международные принципы налогообложения, определяющие права в межгосударственных отношениях (главная роль принадлежит МВФ и ГАТТ).

На состояние мирового экономического порядка влияние оказывает иерархичность мирового хозяйства, когда одни страны обладают большей мощью, чем другие (на долю США приходится 45% ВВП большой семерки). Первые послевоенные годы - расцвет США, за 30-40-е гг. доля США в мировом доходе возросла с 29 до 33%, при этом произошло снижение роли Англии с 9% до 6%, в промышленном производстве на долю США приходилось 37% мирового объема продукции. Политика формирования послевоенной системы включала план Маршалла для ЕС, расширение капиталовложений в Лат. Америке,  создание системы влиятельных международных экономических организаций - МВФ, ГАТТ, МБРР, в которых США занимали лидирующее положение.

Затем произошло усиление позиций ЕС, Японии, которые стали противостоять США по многим мировым экономическим вопросам. Образование ЕС отразилось на общем мировом экономическом порядке. С распадом колониальных империй развивающиеся страны пытались изменить существующую мировую экономическую систему, и в 1974 г. они провели через ГА ООН резолюцию о новом экономическом порядке. В основе которого находились следующие принципы: эффективный контроль государств над своими хозяйственными ресурсами, требования справедливого соотношения цен на сырьевые и промышленные товары и смягчения резких колебаний спроса на сырье, предложения о ликвидации долгов наименее развитых стран и облегчения условий погашения кредитов , предоставленных остальным развивающимся странам, предложение о ежегодной передаче   по каналам помощи средств в размере 1% ВВП промышленно развитых стран без всяких условий, требования создания системы передачи новых технологий развивающимся странам.

В 80-е гг. США изменили подход к сложившемуся в тот период мировому экономическому порядку. Была сделана ставка на возрастание доли США в мировом экспорте. В начале 1991 г. США выступили с предложением о новом мировом порядке. Данная концепция подразумевала многостороннюю коллективную безопасность при направляющей роли США, создание инфраструктуры для распространения в мире влияния США, так как утверждалось, что стабильность экономического режима моет быть достигнута только в мирохозяйтсвенной структуре, где доминирует лидер.

17.    Интернационализация рынков капитала.

Интернационализация рынков капитала связана с приграничным объединением рынков ценных бумаг и в меньшей степени рынков прямых капиталовложений, банковских займов и депозитов. Она измеряется объемом операций на международных рынках и соответствующих операций на внутренних рынках.

Объем и изменение операций в стоимостном отношении показывают доступ на международные рынки капиталов. Этот показатель растет по всем секторам рынка капиталов. Так, выпуск ценных бумаг все больше осуществляется на международных рынках.

Оборот вторичного рынка ценных бумаг растет еще быстрее. Продажи валют на мировом рынке увеличиваются параллельно с объемом сделок с ценными бумагами – свыше 1 трлн. долл. в день , т.е. рост в 25 раз с 1980г.

Показатели международных операций на рынках капиталов также быстро растут. Ведущей силой активизации международных операций выступает процесс институционализации сбережений, сосредоточения их в руках небанковских кредитных учреждений.

Соотношение операций , пересекающих границы, и держание портфелей ценных бумаг подтверждает наличие тенденции к интернационализации рынков капитала.

Постоянное перемещение капитала через национальные границы, обусловленное углубленной интернационализацией производства, превратило международные кредитные отношения в неотъемлемую часть мирохозяйственных связей. Начиная с последней трети нынешнего  столетия кредитные рынки стали функционировать как совокупности , объединеные общими закономерностями развития, что позволяет говорить о формировании мировой кредитно финансовой системы, включающей движение облигационных, банковских займов, портфельных, прямых капиталовложений, а также экономическую мощь.

В структуре движения частного капитала ведущее место занимают облигационные займы и прямые капиталовложения, а среди государственных средств – экономическая мощь.

 

18.    Мировой рынок ссудных капиталов.

Ссудный капитал – денежный капитал, предоставляемый и мобилизуемый на условиях возврата и уплаты процента.

Кредит способствует непрерывности производственных процессов и перераспределению капиталов, выравниванию норм прибыли, увеличивает размеры накопления капитала, создает условия для расширения производства и содействует централизации капитала.

Внутрений рынок ссудных капиталов изолирован от внешнего , международного, а кредитные учреждения, находящиеся на территории страны и занимающиеся международными операциями, не являются составной частью экономики.

Современный рынок ссудных капиталов сложился к началу 60-х годов. Функционально он делился на:

-          рынок краткосрочных капиталов , или денежный рынок( включает депозитно- ссудные операции со сроком от одного дня до одного года)

-          рынки среднесрочных и долгосрочных капиталов – рынок капиталов ( период до 5-7 лет)

Финансовый рынок – денежные ресурсы на нем привлекаются посредством выпуска ценных бумаг различных типов и сроков действия: рынки облигационных займов, акций, коммерческих векселей и других ценных бумаг.

Основу функционирования международного рынка ссудных капиталов составляет еврорынок, на котором депозитно – ссудные операции осуществляются в евровалютах в экстерриториальных центрах. Евровалюта – это любая денежная единица, которая вложена в кредитные учреждения за пределами страны происхождения и находится вне юрисдикции и контроля валютных органов этой страны. Она создается когда кто – либо переводит средства в национальных денежных единицах в кредитные учреждения другого государства для оплаты товаров и услуг , осуществления валютных операций или размещения в депозиты.

Еврорынок располагает относительно самостоятельной и гибкой системой процентных ставок, что позволяет евроцентрам предлагать клиентам более высокие проценты по депозитам и низкие по кредитам по сравнению с национальным рынком капиталов. Несмотря на это рынок евровалют и национальный рынок ссудных капиталов связаны между собой через переплетение денежных потоков.

Крупные национальные и иностраные рынки капиталов издавна сложились и действуют в ведущих индустриальных странах, а снедавних пор сформировались и в развивающихся странах.

Основными институтами рынка являются:

-          банковские компании. На первом этапе экономического развития комерческие банки доминируют. На среднем и высшем уровнях развития возрастает значение специализированных посредников и рынков ценных бумаг. Прцесс интернационализации кредитно – финансовой инфраструктуры привел к созданию банковских синдикатов для разовых операций по сбыту и распределению облигаций промышленных компаний. По мере удлинения сроков предоставляемых кредитов группы крупных банков различных стран начали создавать устойчивые консоциумы для предоставления средне- и долгосрочных займов. Международные ассоциации крупнейших банков были образованы для совместного обеспечения своих клиентов всеми видами банковских услуг.

-          Государство, которое выступает в виде центральных и местных органов власти, казначейства или других уполномоченных учреждений и может выполнять функции кредитора , заемщика или играть роль гаранта и поручителя по внешним обязательствам частных юридических лиц.

Для осуществления государственного страхования экспортных кредитов во многих странах были созданы ,а позднее реорганизованы , специальные институты. В одних случаях они являются государственными организациями(США), в других – полугосударственными(Британия, Франция), а в третьих – частными компаниями, оперирующими от имени и за счет правительства(Германия). В большинстве индустриальных стран экспорт кредитуется частной банковской системой. Практика государственного кредитования внешнеторговых операций распространяется повсюду и прежде всего через деятельность государственных и полугосударственных внешнеторговых банков.

-          Межгосударственные банки и валютные фонды. Банк международных расчетов (БМР) – наблюдает за состоянием еврорынка и обеспечивает регулирование валютных и крединтых отношений во всем мире.

-          Транснациональные корпорации (ТНК) являются крупными субьектами международных кредитных отношений. Они располагают гиганскими внутрикорпоративными накоплениями и покрывают за счет самофинансирования более половины потребности в своих ресурсах. Тем не менее ТНК постоянно нуждаются в средствах для обслуживания растущщего производства и сбыта продукции. ТНК используют все типы рынков – национальные, иностранные и международный еврорынок. ТНК использую рынок ссудных капиталлов не только для получения кредитов на обслуживание текущих платежей или долгосрочных вложений, но и для наиболее выгодного размещения принадлежащих им денежных и финансовых требований.

 

19.    Размещение кредитных ресурсов на международных рынках капитала.

Основная часть ресурсов (45- 50%) предоставляется в форме облигационных займов на евровалютных рынках. Доля иностраных облигационных займов невелика(10-11%).

Источниками финансирования международных рынков капитала являются:

синдицированные займы, евроноты(вексель), облигации.ю акции, депозиты.

 

Основная доля средств международных рынков капитала поглощается заемщиками из стран ОЭСР(40-60%). Крупнейшие из них  - корпорации США(27% банковских займов), Британии(9%), Канады и Австралии.В развивающихся странах крупнейшими заемщиками являются Саудовская Аравия и Мексика.

Основными кредиторами на международных рынках ссудного капитала также являются промышлено развитые страны, среди которых крупнейшим экспортером является Япония, далее Швейцария, Нидерланды, Германия.

Фактор платежеспособности является одним из серьезных ограничителей предоставления финансовых ресурсов.

Усиливающаяся интернационализация рынков капитала предполагает использование единой глобальной учетной ставки, которая представляет среднеарифметическую взвешенную ставку. Увеличение государственного долга объясняет основной сдвиг в учетных ставках. Каждый пункт увеличения государственного долга вызывает увеличениедолгосрочных ставок примерно на 14 пунктов, а краткосрочных учетных ставок от 50 до 75 пунктов.

На величину учетных ставок влияет также уровень прибыли. Повышение нормы прибыли объясняет недостаток капитала.

 

20.    Причины и последствия кризиса международной задолженности.

Кризис внешней задолженности начался в 1982 г., когда Мексика отказалась от выплаты своей задолжености иностранным комерческим банкам . тогда и Латиноамериканские страны объявили о прекращении части своих платежей по долгам. Кризис внешней задолжености быстро распространился на большое число государств из регионального в мировое явление.

Причины возникновения кризиса:

- До середины 70 – х годов основными внешними источниками финансовых ресурсов развивающихся стран выступали члены комитета помощи развитию, частные прямые капиталовложения и экспортные кредиты. На их долю приходилось 60-80% притока внешних ресурсов. До начала 70-х годов только крупные банки(британские) имели кредитные отношения с развивающимися странами. Со второй половины 70-х годов роль этих источников кредитования снизилась , а доля банковских источников возросла. Займы предоставлялись индивидуальными кредиторами или синдикатами. Один банк не может предоставить большие суммы. При синдицированном кредите – несколько банков предоставляют кредит(большие суммы). Для одного банка это была бы большая сумма , а для нескольких – эта сумма незначительна.

Ведущее место в предоставлении синдицированных займов занимали американские банки(свыше половины), затем британские и германские(по 16%), канадские , японские и французские. Европейские банки были менее активны. Ведущее положение ТНБ США в международном кредитовании развивающихся стран привело к сильному увеличению прибылей этих банков от международных операций.

-          расширению кредитования со стороны ТНБ способствовал десятикратный рост цен на нефть в конце 1973 года, который вызвал увеличение дефицитов платежных балансов нефтеимпортирующих  стран, особенно развивающихся.Государства ОПЕК могли бы финансировать дефицит платежных балансов, но существовавшие институциональные и рыночные ограничения препятствовали установлению прямых финансовых связей между странами ОПЕК и развивающимися странами.нефтеэкспортеры не могли полностью использовать полученые за нефть поступления в своей экономике. Страны – члены ОПЕК переводили нефтедоллары на банковские счета на евровалютном рынке, что резко увеличило возможности кредитования.

-          Резкий спрос на кредиты со стороны развивающихся стран был связан со структурными сдвигами в мировой экономике. пЕренос ТНК в развивающиеся страны ряда традиционных производств вызвал в странах Третьего мира подъем инвестиционного спроса.

-          Условия новых займов , предоставляемых ТНБ развивающимся странам , стимулировали увеличение спроса. Реальные учетные ставки на эти займы в1972-1976 годах были отрицательными, что повышало заинтересованность заемщиков в получении кредитов, особенно на короткий срок. Они надеялись , что инфляция уменьшит реальную сумму долга.

-          В начальной стадии развития прцесса кредитования ТНБ не уделяли внимания тому, как использовались займы нефтеимпортирующими странами, полагая что новые должники развиваются успешно. Считали, что экспортные доходы нефтеимпортирующих развивающихся стран будут расти быстро, создавая условия для обслуживания долга.

-          Ссудный капитал использовался на финансирование текущих расходов правительств и корпораций, на оплату старых долгов(около 80% заимствований развивающихся стран). В географическом отношении основными заемщиками были страны Латинской Америки(50% общего объема), страны Восточной Азии и бассейна Тихого океана(1/4 предоставленных ссуд), африканские страны(10%).

-          Увеличение долга  в конце 70-х годов дополнилось изменением воспроизводственных процессов в мировом хозяйстве под влиянием среднесрочного цикла экономического развития и изменения ценовых пропорций на мировом рынке. Начало 80-х годов совпало с выплатой основной части задолженности развивающихся стран.

-          Одна из причин обострения проблемы выплат долгов – предоставление займов в американских долларах. В условиях завышения курса доллара в 80-х годах развивающиеся страны должны были тратить больше, чем раньше, для погашения долга.

-          Возрастание выплат по международной задолженности вновь повысило спрос на кредиты, но уже для оплаты долгов. Но банки резко сократили предоставление новых ссуд развивающимся странам. Они испугались неплатежей из-за ухудшения ликвидности государств третьего мира.

-          Образованию кризиса способствовало бегство капитала за границу.

Долговой кризис оказал отрицательное влияние на экономичесеое развитие стран- дложников., привело к росту процентных ставок и вынуждало государство использовать ссудный капитал для финансирования внешних и внутренних деффицитов. Это сокращало возможности расширения капиталовложений.

 

21.    Подходы кредиторов и должников к разрешению кризиса международной задолженности.

В начале 80х годов стало ясно, что дальнейшее развитие долгового кризиса могло привести к крупным потерям не только развивающихся стран, но и ТНБ, сдерживать развитие экономики ведущих капиталистических стран.

Подходы кредиторов:

1.        В 1983-1985гг ТНБ стремились вынудить должников по одиночке решать свои долговые проблемы. Это осуществлялось в форме отсрочки долгов или предоставления новых займов для обслуживания старых. В основу пересмотра задолженности был положен принцип регулярной выплаты процентов. Пересмотр банковской задолженности сопровождался ужесточением условий для должников.

2.        В 1986-1987гг произошло смягчение условий пересмотра долгов. Было заключено 31 соглашение. Общая сумма пересмотренных долгов увеличилась в 3 раза. Но объем новых кредитов сократился.

3.        С 1988гг предоставление новых кредитов увеличилось, но они концентрировались в основном на Мексике и Аргентине. И, хотя произошло улучшение пересмотра долгов, общее количество соглашений значительно уменьшилось.

Кризисные развивающиеся страны пытались найти решение проблем международной задолженности. Был выдвинут тезис об ответственнности за сложившуюся ситуацию как должников так и кредиторов. Во второй половине 80х годов развивающиеся страны в составе группы 77 выдвинули совместную программу урегулирвания проблем внешней задолженности. В ней предлагалось увязать размер платежей по долгам с фактическими возможностями заемщиков. Ограничить эти платежи определенной долей доходов от экспорта и долей ВВП. Развивающиеся страны выступали за значительное снижение уровней процентов. По государственным и гарантировнным государством займом. За списание задолженности по гос. кредитам, полученным наименнее развитыми странами.

В 1988 году были объявлены предложения , получившие название плана Брейди.

Уменьшение долга, снижение % ставок стало частью международной стратегии в отношении задолж. коммерч. банкам. Это предполагало перевод необслуживаемой задолженности в меньшие обязательства, кот-е можно было полностью обслуживать, поощрения банков обменивать их требования к стране должнику на новые обязательства с различной степенью гарантий. Страна должник должна была принимать жесткую программу структурной перестройки в соответствии рекомендациями МВФ, включая ликвидацию бюджетного дефицита, изменения ценообразования либерализацию внешнеторгового  валютного режима, установление реального валютного курса.

План Брейди рекомендовал продление сроков долговых платежей, перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную, снижение общей суммы задолженности, а также увеличение притока внешних ресурсов в кризисные страны. Для этого предусматривалось увеличить средства в существующих международных фондах и создать новые.

В конце 80-х – начале 90-ч годов число коммерческих банков, снизивших долг увеличилось, банки проводили различные операции по разрешению кризисной ситуации, включая обратную покупку долга, обмен долга на нац. валюту и обмен дога на акции.

Обмен дога на акции заключается втом, что инвестор покупает со скидкой на вторичном рынке ценных бумаг, доолг у комерч. банка. Представляет его центральному банку страны должника для получения средств в национальной валюте, которые затем инвестируются. Такая операция по пересмотру долга получила значительное распространение.

Обен долговых бумаг – операция, когда кредиторы продают задолженность разв. стране со скидкой в номинальной стоимости в национальной валюте.

Обмен в национальной валюте одного долга на другой. В этом случае правительство – должник покупает со скидкой на вторичном рынке долговые обязательства какой – либо страны , чтобы потом обменять их по полной стоимости на свой долг этой стране.

При обмене долга на акции правительство может платить наличными за долговые бумаги или выпустить инвестиционные сертификаты или другие ценные бумаги, чтобы финансировать приобретение акций. Урегулирование внешнего долга заменяетего на внутрений государственный долг, что также требует его обслуживания. Чистый бюджетный выигрыш зависит от скидки , с какой правительство передало долг.

Обязательства перед международными институтами (МВФ, МБРР) должны выполняться в полном объеме и не подлежат пересмотру , хотя целый ряд стран имеет просроченные платежи.

Пересмотр государственных долгов обсуждается в Париже . Среднеразвитым странам , имеющим высокий уровень задолженности удлиняются сроки выплат , предоставляется возможность правительствам – кредиторам продавать или обменивать займы по официальной помощи и неконсессионные кредиты.

22.    Состояние международной задолженности в 90-е годы.

23.    Динамика производства продовольствия в мире.

24.    Мировая и национальная продовольственная безопасность.

Продовольственная безопасность - постоянная доступность достаточного количества продовольствия для поддержания активной, здоровой жизни людей. В основе - достаточность продовольствия и физическая возможность населения получить его. Существуют различные уровни продовольственной безопасности: мировой, региональный, национальный, местный, уровень домашних хозяйств. Смысл продовольственной безопасности - в целом в мире должно производиться достаточное количество продовольствия для удовлетворения  растущих потребностей. Продовольственная безопасность измеряется количеством дней, в течение которых потребление может быть осуществлено за счет имеющихся в стране запасов. ФАО считает минимальным уровнем для надежного обеспечения продовольственными товарами мировые запасы от прошлого урожая в 17% от мирового потребления или достаточные для потребления в течение около 2 месяцев. Мировой запас зерна опускался за последние годы до 40 дней только в 1974 г. и 1975 г. Концепция продовольственной безопасности на национальном уровне предполагает, что страна должна произвести достаточно продуктов для собственных нужд, но если этому не способствуют сравнительные преимущества, то она должна быть способна импортировать его. Индекс продовольственной безопасности был рассчитан для 113 развивающихся, в 37 странах в 1988 г. уровень продовольственной безопасности был низким, причем из них 22 находятся в Африке. Существует несколько способов определения обеспеченности продовольственными продуктами населения: обеспеченности продуктами для поддержания необходимой физической активности, роста, веса, содержания в продуктах питательных и минеральных веществ, способность населения приобрести необходимые продукты питания, потребности в калориях (наиболее часто). В к. 80-х гг. необходимые энергетические потребности человека в развитых странах были 3400 калорий в день, а в развивающемся мире - 2700 калорий. Рубеж недоедания - в среднем 1784 калории. За последние десятилетия произошли положительные изменения в обеспеченности продовольствием в мире. За 70-8--е гг. доля населения развивающегося мира, не получающая необходимого минимума питания, сократилась с 36% до 20%.  60% голодающих живут в Азии, 30% - в Африке, 10% - в Западной Азии и Лат. Америке. Существенный прогресс был достигнут в КНР, где доля недоедающих сократилась с 40% до 20%, улучшения ситуации наблюдались в странах Ближнего Востока, Северной Африки. В странах Карибского бассейна и Лат. Америки ситуация, наоборот, резко ухудшилась. В странах Тропической Африки число голодающих увеличилось вдвое. Отрицательные тенденции наблюдается и в республиках бывшего СССР. Однако ежегодно в развивающихся странах умирает от голода 20 млн. человек. Недоедание включает также недостаток в пище микроэлементов и витаминов.  Около 6 млн. человек страдает в мире от кретинизма (Южная и Восточная Азия). Коэффициент самообеспеченности продовольствием в промышленно развитых странах поднялся с 99% до 113%, однако в развивающихся странах он понизился до 98%. В связи с этим продовольствие является важной частью внешней торговли. Мировой экспорт зерна =11% общего объема его производства. Основные поставщики - развитые страны Запада. Производя 30% с/х продукции, они обеспечивают 70% мирового экспорта с/х товаров и 40% импорта. Из чистых импортеров продовольствия развитые страны превратились в неттоэкпорторов. Из развитых стран экспортируются даже сахар, рис, цитрусовые. Доля развивающихся стран, стран Восточной Европы сократилась. Перепроизводство продовольствия в развитых странах понизило мировые цены на продовольствие, что привело к невыгодности  увеличения производства в развивающихся странах. Большая часть развивающихся стран является нетто-импортерами зерна (133).

 

25.    Продовольственная помощь.

Начало 70-х гг. - обострение продовольственной проблемы в целом ряде развивающихся стран - необходимо принятие мер для смягчения. Важным инструментом смягчения является продовольственная помощь: предоставление на условиях льготных кредитов и безвозмездных даров.  С середины 70-х гг. объем продовольственной помощи увеличился с 8 млн. тонн зерна в год до 13 млн. тонн в 90-х гг. + увеличились льготные поставки незерновых продуктов питания (порошковое молоко, растительное масло). Несмотря на увеличение объема продовольственной помощи значение импорта увеличилось, а доля помощи сократилась. 70% помощи направляется в Африку, особенно - Египет, Марокко, Тунис. Продовольственная помощь стала идти и в республики бывшего СССР и страны бывшего соц.. лагеря, за исключением Словакии, Венгрии, Чехии. Выгоды стран-получателей: помощь смягчает нехватку продовольствия, обеспечивает оказание помощи голодающим, уменьшает валовые расходы на импорт продовольствия, позволяет сэкономить средства, необходимые для других отраслей экономики. Но выгоды эти краткосрочны. В долгосрочном плане происходит переориентация международной          помощи с поставок продовольствия на передачу технологий и снабжение техникой и др. средствами производства. Техническая и финансовая помощь оказывается не только с/х, но и др. отраслям продовольственного комплекса. Имеется отрицательное воздействие стран-доноров: использование помощи для оказания политического давления, увязка продовольственной помощи с программами экономического и соц. развития.  Развивающиеся страны выступают за увеличение льготного кредитования и безвозмездной помощи. Предоставление продовольственной помощи проводится на двусторонней и многосторонней основах. Ею занимаются организации ОЭСР, ЕС, ОПЕК и др. В 80-е гг. наблюдалась тенденция к уменьшению помощи через межгосударственные организации и увеличению через неправительственные. Сейчас основными организациями, координирующими оказание продовольственной помощи, являются ФАО, ГА ООН (Всемирный Продовольственный совет), ИФАД (Международный фонд с/х развития). Среди государств 1 место - США, до 60% всей продовольственной помощи (политика продовольственного оружия). С 80-х гг. растет роль западноевропейских стран.

26.    Производство и масштабы использования минерального сырья.

Минеральное сырье является исходным материалом любого производственного процесса., поэтому оно оказывает влияние на экономику и может вызвать серьезные потрясения. Напряженность в использовании минеральных ресурсов связана с ограниченность. природных ресурсов, несоответствием размещения минеральных ресурсов и уровня развития производительных сил, кроме того горная промышленность в целом создает 10% ВВП мира.

Промышленно развитые страны: среднегодовой объем потребления металла возрос в 3 раза, первичного источника энергии - в 2,5 раза.

Факторы, определяющие динамику роста потребления минеральных ресурсов: уровень материального производства, общий рост материального производства, влияние НТР. Изменение структуры экономики в связи с НТР приводит к повышению спроса на те  виды минерального сырья, которые ранее не использовались. Однако несмотря на НТР и развитие прогресса по-прежнему сохраняется высокий уровень спроса на традиционные металлы: сталь, медь, цинк, свинец.  Рост потребления ресурсов, импорта их использования оказывает давление на ресурсный потенциал планеты, что влечет за собой обострение проблемы ресурсообеспеченности. существует 2 подхода к вопросу о достаточности ресурсов.

1) Минеральные ресурсы небезграничны, но если исходить из предельного содержания элементов в земной коре, их достаточно на тысячи и миллионы лет. Лучшего всего человечество обеспечено железной рудой и алюминием (280 лет). Из энергетических ресурсов больше всего запасы каменного угля - на 600 лет, нефти и газа на 40-60 лет.

2) За послевоенный период значительно увеличилась величина ресурсов промышленной категории, причем увеличение шло значительными темпами. В целом со Второй мировой войны промышленные запасы увеличились. В период 70-90-х гг. проходило увеличение практически по всем видам сырья, за исключением никеля (сокращение на 10%). Наибольшее увеличение произошло в отношении марганца, кобальта, алмазов. Таким образом оснований для пессимизма нет.

Проблемы территориального соответствия минеральных ресурсов и природных сил.

По мере роста добычи минеральных ресурсов и перехода к освоению труднодоступных месторождений с низкокачественным сырьем увеличивается разрыв между добычей и производством. Для разработки месторождений требуются огромные капиталовложения (около 1 млрд. долларов). Многим частным компаниям не под силу проводить разработку.  Наблюдается тенденция к разрыву между размещением производительных сил и добычи. В середине 70-х гг. в развивающихся странах было сосредоточено около 50% разведанных запасов минеральных ресурсов, а объем обрабатывающей промышленности - 13-14%. Что касается промышленно развитых стран, то в них 23% запасов и 61% предприятий. Сейчас соотношение изменилось. Доля добычи в развитых странах возросла, а доля развивающихся стран сократилась. Промышленные страны в целом средне обеспечены экономическим сырьем. Запасы нефти, приходящиеся на развитые страны, - 12% от мировых запасов. Среди развитых стран наиболее значительными энергетическими ресурсами обладают Австралия (уран, медь, бокситы, свинец), ЮАР (марганец, золото, алмазы, уран),  США (молибден, фосфаты). На промышленно развитые страны приходится 1/3 добычи минеральных ресурсов в мире. На 100% они зависят от импорта марганца, слюды.  На Западную Европу приходится 8% производства минеральных ресурсов, удовлетворяют свои потребности только  в железной руде, ртути, калийных удобрениях. В Японии очень низкий уровень обеспеченности минеральными ресурсами (только уголь и цинк). Основные запасы минеральных ресурсов сосредоточены в Азии  (1/3).  Развивающиеся страны до последнего времени потребляли мало сырья, однако сейчас увеличивается их собственная потребность в ресурсах. Развивающиеся страны являются крупными экспортерами минерального сырья. Однако сейчас основная часть экспортных поставок минерального сырья осуществляется промышленно развитыми странами (76%). Поставки из развивающихся стран обеспечивают 50-55% потребностей ЕС в минеральном сырье. В развивающиеся страны поступают значительные валютные прибыли за экспорт сырья.  С середины 70-х гг. резко возросла доля нефти, мировая энергетика переходит на жидкое топливо. В середине 70-х гг. произошел энерго-сырьевой кризис, который оказал значительно влияние на развитие мировой экономики.  Если в 1973 г. 1% ВВП промышленно развитых стран шел на импорт сырья, то к началу 80-х гг. он возрос до 5% совокупного ВВП.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 РЕФЕРАТЫ