бесплатные рефераты

Мировая экономика (шпаргалка)

Мировая экономика (шпаргалка)

Вопрос 1. Международная экономика и ее признаки.

Признаки:

1.Развитая сфера обмена товарами;

2.Развитая сфера международного  движения факторов производства;

3.Международные формы производства на предприятиях, расположенных в нескольких странах;

4.Самостоятельная международная финансовая сфера, не связанная ни с обслуживанием товаров, ни с факторами производства;

5.Система международных механизмов регулирования в целях обеспечения сбалансированности и стабильности экон. развития;

6.Экон. политика государств, исходящая из принципа открытости.


Основной тенденцией современной МЭ является ее Глобализация.


Вопрос 2. Нетарифные методы регулирования международной торговли.

1)      Количественные методы:

– квотирование;

-         лицензирование;

-         «добровольное» ограничение экспорта

2)      Скрытые методы:

-         технические барьеры;

-         внутренние налоги и сборы;

-         политика государственных закупок;

-         требование о содержании местных компонентов

3)      Финансовые методы:

-         субсидии;

-         экспортный кредит;

-         антидемпинговые меры

4)      Негосударственные методы:

-         торговые договоры;

-         установление режимов торговли.


Вопрос 4. Международная миграция рабочей силы.

Под международной (внешней) миграцией рабочей силы понимается перемещение населения через государственные границы для того, чтобы вступить в трудовые отношения с работодателями в другой стране. К трудовым мигрантам не относятся коммерсанты-«челноки», а также лица, выезжающие за рубеж в служебные командировки (при  отсутствии контракта с иностранными работодателями).

Внешняя миграция рабочей силы подразделяется на:

-   трудовую эмиграцию – выезд трудоспособного населения из страны пребывания для долговременного или постоянного проживания в другой стране;

-   трудовую иммиграцию, то есть приезд рабочей силы в данную страну из-за границы.

Выделяют следующие виды трудовой миграции:

1) безвозвратная, при которой мигранты выезжают на постоянное место жительства в принимающей стране;

2) временно-постоянная, когда миграция ограничены сроком пребывания в стране от одного года до шести лет;

3) сезонная миграция, которая связана с кратковременным (в пределах года) въездом для работы в тех отраслях хозяйства, которые имеют сезонный характер (сельское хоз-во, рыболовство, сфера услуг). Разновидностью сезонной миграции  является кочевничество , сохранившееся в Африке и Западной Азии;

4) маятниковая (челночная, приграничная)- ежедневный переезд из одной страны в другую и обратно. Таких мигрантов называют фронтельерами.

5) нелегальная – незаконный въезд в другую страну в поисках работы или прибытие в нее на законных основаниях (по частн. приглашениям, в кач-ве туристов и т.д.) с последующим нелег. трудоустр-вом.

6) «утечка умов» - международная миграция высококвалифицированных кадров (ученых, редких специалистов, иногда звезд искусства, спорта).


Вопрос 5. Сущность международных экономических отношений

Мировое хоз-во является сложной системой. Вся совокупность национальных экономик скреплена твижением товаров, услуг и факторов производства (экон. ресурсов). На этой основе между странами возникают МН экономические отношений (МЭО) – внешнеэкон. связи, мирохозяйственые связи – то есть хоз. отношения между резидентами и нерезидентами (юрилич. и физич. лицами разных стран). Их можно классифицировать по формам:

МН торговля товарами и услугам. Перемещение факторов производства лежит в основе таих МЭО, как международное движение капитала, МН миграция рабочей силы, МН торговля знаниями (МПТ). Что касается остальных факторов производства, помимо капитала, труда и знаний (технологий), то природные ресурсы немобильны и участвуют в МН связях почти всегда опосредованно, через МН торговлю изготовленной на их основе продукции. такой фактор, как предпринимательские способности (предпринимательство, предприн. опыт), перемещается обычно вместе с капиталом, рабочей силой и знаниями (технологией) и поэтому обычно не фигурирует как самостоятельная форма МЭО. В отдельную форму нужно выделить МН валютно-расчетные отношения, которые хотя и являются производной от МН торговли и движения факторов производства (особенно капитала), приобрели большую самостоятельность в мировом хоз-ве.

Приведенная типология МЭО не претендует на то, чтобы быть единственно верной. Существуют и другие типологии.


Вопрос 7. Меркантилистская теория международной торговли

Сторонники этой теории не учитывали той выгоды, которую в ходе международного разделения труда страны получают от импорта иностранных товаров и услуг, а экономически оправданным считали только экспорт. Поэтому меркантилисты считали, что стране нужно ограничить импорт (кроме импорта сырья) и стараться все производить самой, а также всячески поощрять экспорт готовых изделий, добиваясь притока валюты (золота). приток золота в страну в результате положительного торгового баланса увеличивал возможности накопления капитала и тем самым способствовал экономическому росту, занятости и процветанию страны.

Главным недостатком этой теории следует считать представление меркантилистов, идущее еще от средневековья, что экономическая выгода одних участников товарообменной сделки (в данном случае стран –экспортеров) оборачивается экономическим ущербом для других . К главному достоинству меркантилизма можно отнести разработанную ими политику поддержки экспорта, которая, однако, сочеталась с активным протекционизмом и поддержкой отечественных монополистов. В России наиболее ярким мерк-том был Петр I, который всячески поощрял рос. промыш-ти и экспорт товаров, в т.ч. через высокие ввозные пошлины, раздачу привилегий отечественным монополистам.


Вопрос 8. Механизм международной передачи технологий.

МПТ обеспечивается правовой защитой. В большинстве стран новые технологии защищаются 1 или несколькими правовыми инструментами – патентами, лицензиями, копирайтами (право воспроизведения), товарными знаками.

Формы передачи технологий:

1.      Патентное соглашение -

2.      Лицензионное соглашение – разрешение на использование в определенных пределах своих прав на технологию.

3.      Ноу-хау – предоставление технического опыта и секретов производства, использование которых обеспечивает определенные преимущества

4.      Инжиниринг – предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования оборудования.

5.      Передача технологий на коммерческих условиях между странами в рамках соглашений о промышленном сотрудничестве, научно-технич. и производственной кооперации, инвестиционном сотрудничестве.

6.      На некоммерческой основе – передача технологий в форме выставок, научных конференций, обмена в публикациях.


Вопрос 9. Теории абсолютных преимуществ.

Создатель А.Смит.

Теория гласит, что стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки производства выше, чем у заруб. стран, и экспортировать те товары, по которым у нее изд-ки пр-ва ниже, чем за рубежом, т.е. имеются абсолютные преимущества. В противоположность меркантилистам А.Смит выступал за свободу конкуренции внутри страны и на мировом рынке, разделяя выдвинутый франц. экономич. школой физиократов принцип невмешательства государства в экономику.

К наиболее сильной стороне теории абс. пр-в нужно отнести то, что она демонстрирует преим-ва м-унар. торговли для всех ее участников, к слабой стороне –что она не оставляет в м-унар. торговле места тем странам, у которых все товары приводятся без абс. преим-в.


Вопрос 10. Типы интеграционных объединений.

МН экономич. интеграция – процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономич. связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, то есть слияния рег. интегр. объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Самая простая форма МН экон. интеграции – зоны свободной торговли. Отменяются торговые ограничения для стран-участниц интеграционной группировки, и снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины. В рез-те создается преференциальная зона, характеризующаяся наличием в ней условий для свободной от тарифных и количественных ограничений МН торговли товарами и услугами. Соглашения о зонах своб. торговли соответствуют современной МН внешнеэкономической практике и концепции ВТО, направленными на либерализацию внешней торговли и стабилизацию торговой политики стран-участниц.

Участие в зонах свободной торговли может привести к банкротству национальных производителей, не выдержавших соперничества с ин. поставщиками товаров и услуг.

Форма более тесного сотрудничества – таможенный союз. Наряду с отменой внешнеторг. ограничений внутри интеграционного объединения установлен единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран. В ряде случаев таможенный союз дополняется платежным союзом, предусматривающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной ден. системы.

При дальнейшем развитии процесс интеграции стран достигает формы общего рынка. Подписывается договор для товаров, услуг, капиталов и людей. В этом случае в интеграц. процесс включаются факторы пр-ва и до некоторой степени координация внешнеэкон. политики. Кроме того, создание общего рынка требует гармонизации многих промышл. стандартов и правовых норм. при этом особое внимание уделяется системе мероприятий, предотвращающих нарушение норм и регулирующих конкуренцию.

Опыт ЕС, реализовавшего этап общего рынка, показывает, что проведение политики в рамках этого этапа должно осуществляться  при условии обязательного соблюдения странами-участницами взаимно согласованных регламентов (на правах нац. законов). В то же врем директивы, адресуемые гос-вам-членам, также обязательны для исполнения, но каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов их выполнения.

Наиболее сложная форма – с высокоразвитыми внешнеэкономич. и политич. связями – экономический и валютный союз. При его достижении договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экон. и вал. политики. Следствием экономич. и валютного союза выступает введение наднациональных институтов управления интеграционным сообществом – совета глав государств, совета министров, центрального банка и т.д.

Дальнейшее развитие форм МН экон. интеграции, возможно, приведет к превращению интеграц. объединения в политич. союз, т.е. к превращению интегр. объединения в конфедеративное государство.  Прообразом полит. союза может служить Швейцарская конфедерация кантонов.


Вопрос 11. Теория сравнительных преимуществ.

Основоположник – Д.Рикардо. Он доказал, что в м-унар. торговле выгодно участвовать всем странам.

Теория отн. преим-в рекомендует стране импортировать тот товар, изд-ки пр-ва которого в стране выше, чем по экспортируемому товару. Впоследствии экономисты доказали, что это распространяется не только на две страны и два товара, но и на любое количество стран и товаров.

Главным дост-вом теории является убедительное доказательств того, что м-унар. торговля выгодна всем ее участникам, хотя одним она может давать меньше выгоды, а другим – больше. В этом – огромное достижение рикардианской теории, которая доказывает, что и во внешней торговле подтверждается идея Смита о выгодности разделения труда для всех ее участников. Основным недостатком теории Рикардо можно считать то, что она не объясняет, почему сложились сравнительные преимущества. 


Вопрос 12. Торговля лицензиями. Виды лицензионных платежей.

Основная форма передачи технологий – лицензионная торговля.

Виды лиценз. платежей:

Роялти – периодич. отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения, зависящие от размера прибыли.

Паушальный платеж – зафиксированный в соглашении единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии.

Участие в прибыли – отчисления в пользу лицензиара части прибыли, полученной от коммерческого использования технологий.

Участие в собственности – передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за лицензию.


Вопрос 13. Модель Хекшера-Олина.

В 20-30-е гг. XX века швед. экон-ты Хекшер и Олин развили неоклассические взгляды на природу внешней торговли в следующей теореме:

Поскольку страны в разной степени и в различных соотношениях наделены факторами производства, то каждая страна стремится экспортировать товары, в которых интенсивно используются избыточные для нее факторы производства, а импортировать – товары с интенсивным использованием дефицитных факторов пр-ва. Таким образом, если Россия богато наделена минеральными ресурсами, а Германия – технологией и управленческими ресурсами по производству машинно-технической продукции, то структура товарного обмена между странами очевидна.

В теории Хекшера-Олина оба фактора – труд и капитал – мобильны и могут перемещаться между странами. Тем самым они дополняют, а иногда и заменяют международную торговлю, как это происходит, например, с МН движением капитала на базе которого за рубежом организуется производство тех товаров, которое иначе могли бы быть туда экспортированы.

Другим выводом из теории Хекшера-Олина, который был сделан   амер. экон-том Полом Самуэльсоном, является то, что перемещение факторов производства  между странами ведет к выравниванию цен, точнее, выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах.

Уязвимые стороны теоремы Хекшера-Олвина состояли в игнорировании единичного разделения труда. Действительно, теорема предполагает, что факторы не подвержены  миграции, поэтому страны обмениваются такими товарами, производство которых основано на полном технологическом наборе ресурсов, присутствующих в каждой стране изначально. Тогда как возрастающий объем экспорта каждой страны представляет собой результат импорта иностранного капитала и МН кооперации производства в рамках единичного разделения труда. Теорема может объяснить специализацию страны на основе изобилия природных ресурсов, но его трудно применить  в отношении воспроизводимых ресурсов: кап-л, квалиф. раб. сила, технология.


 Вопрос 14. Государственное регулирование передачи технологий.

Государственное регулирование МПТ может быть вызвано рядом причин:

-         стремление удержать технологическое лидерство;

-         соображение нац. безопасности. Гос. контроль направлен на предотвращение попадания технологий производства вооружений и технологий 2-го назначения в страны, правительства которых проводят враждебную политику;

-         условия МН соглашений.

Прямое гос. регулирование вывоза и ввоза технологий осуществляется органами экспортного контроля методами таможенного и пограничного контроля.

Косвенное регулирование – через систему гос. регистрации патентов и торговых знаков. В некоторых случаях для получения права экспортировать тот или иной технологически емкий товар требуется специальное разрешение правительства.


Вопрос 15. Западноевропейская интеграция (ЕС).

Европейский союз (???скока членов?) представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено тем, что именно в Зап. Европе после Второй Мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими нац.-государственными границами его функционирования, Кроме того, до 90-х гг. зап.-европ. интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла в стремлении зап.-европ. стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экон. и валютный союз; политич. союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.


Вопрос 17. Парадокс Леонтьева.

Логическая безупречность теоремы Хекшера-Олина впервые была поставлена под сомнение в конце 40-х гг. амер. экон-том российского происхождения Василием Леонтьевым. С помощью созданной им модели межотраслевого баланса он исследовал структуру импорта и экспорта и пришел к удивительным выводам, названным позднее парадоксом Леонтьева.  Оказалось, что импорт США в 1947 году был капиталоемким по сравнению с экспортом, в то время как последний отличался трудоемкой структурой по сравнению с импортом. В это было невозможно поверить в то время, поскольку технологическое лидерство США было неоспоримо, и в соответствии с теоремой Хекшера-Олина следовало ожидать, наоборот, преобладание капиталоемкого экспорта и трудоемкого импорта. В последующем расчеты Леонтьева были повторены как самим автором, так и другими исследователями, и результаты, опровергающие теорему, были подтверждены как для США, так и для других стран.

Объяснения парадокса Леонтьева сводятся к следующим положениям:

- дифференциация факторов производства: необходимо учитывать качество и неоднородность таких агрегированных факторов производства как труд и капитал, в частности, нужно разделять рабочую силу на мало и высококвалифицированную. США и другие высокоразвитые страны экспортируют такую трудоемкую продукцию, в которой доминирует доля высококвал. труда. Соответственно, развитые страны могут импортировать капиталоемкую продукцию, произведенную с помощью традиционных малотехнологичных видов капитала;

- существует т.н. обратимость факторов производства. Один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране. например, рис, производимый в трудоизб. и капиталонедостаточном Вьетнаме, не может не быть трудоемким, т.к. производится почти вручную. Обратимость факторов производства впервые была доказана амер. эк-том Минхасом в начале 60-х гг.


Вопрос 18. НАФТА.

Соглашение о создании североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 г. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских транснациональных корпораций, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-восточной Азии стремительно наращивали экономический потенциал; усилилось Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.

Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить финансовые, НТ и предпринимательский потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. 

Соглашение предусматривало либерализацию внешнеэкономических отношений, демонаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями.

В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%. Кроме того, предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окр. среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями.

По своему экон. потенциалу сев. и юж. партнеры по НАФТА многократно уступают США. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам (Греция, Ирландия, Португалия) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки.

Тем не менее, участие в НАФТА может позволить Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет, во многом благодаря стремительному росту поступлений иностранного капитала.

Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды: ожидается значительное расширение американского  экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий амер. пром-ти. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА амер. ТНК рассчитывают на расширение своего экон. участия в Лат. Америке.

Канада рассчитывает с помощью НАФТА расширить рынки сбыта, сократить изд-ки пр-ва и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (комп-ы, телекоммуник. и т.д.) Кроме того, формирование либерализ-го рын. пространства континентальных масштабов будет стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, гл. образом, из стран ЕЕ и Японии.

Лат. – амер. страны во многом недовольны деят-тью НАФТА, но некоторые выражают стремление присоединиться в будущем к этой крупной экон. структуре.



Вопрос 19. ВТО/ГАТТ.

генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), предшественник ВТО – это многостороннее соглашение, содержащее принциы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. оно было подписано в Женеве 30 окт. 1947 г. и вступило в силу с 1 янв. 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения МН учреждение (также называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции МН организ-и по вопросам торговли и являлось центральным МН органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мир. торговли и принимали решения, касающиеся правовых  основ МН торг. отношений.

Важная особенность ГАТТ – возможность его совершенствования, развития новых правовых норм и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономич. связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная цель – содействие развитию и либерализации Мн торг. отношений путем:

-                           ликвидации таможенных ограничений;

-                           устранения всех форм дискрим. в МН торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;

-                           повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торг. обмена.

Деятельность ГАТТ основывается на след. принципах:

-                           осуществление торговли без дискриминации на основе режима наибольшего благоприятствования и национального режима;

-                           защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

-                           сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их несогласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

-                           предоставление консультаций странам – участницам с целью урегулирования проблем торговли;

-                           развитие МН торговли на основе справедливой конкуренции;

-                           предоставление льготного режима для развив. стран;

-                           заключение особых норм регулирования МН торговли для текстиля и одежды.

Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли периодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижению тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общей сложности 25 лет, и до 19994 г. прошло 8 т.н. торговых раундов.

Правовой основой ВТО (с 1 янв. 1995) являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую орг-ю часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле и услугам (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов. Некот. документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положение.

Местопребывания ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят 128 гос-в; еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении. 

Главная цель ВТО заключается вдальнейшей либорализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим многосторонним правилам по внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС).


Вопрос 27. Деятельность ТНК в России.

Основное кол-во МН компаний сосредоточено в регионах с высокоразвитой инфраструктурой – МСК, СПб. Сравнительно небольшое число предприятий с ин. капиталом размещается в промышленно развитых областях – Моск. обл., Ленингр., Нижегородской, а также в регионах с преобладанием экспортоориентированной добывающей промышленности – Тюменской и Магаданской областях, Приморском крае.

В конце 90-х гг. ряд регионов начал проводить политику привлечения ин. инвесторов, предоставляя им дополнит. налоговые льготы.

ТНК на рос. рынке функционируют согласно своей традиционной географической стратеги. В частности, европейкие ТНК размещают свои капиталы в основном в Москве и Северо-Западном регионе России, а американские и японские компании расширяют свою деятельность в центральных районах, на Урале, в Сибири и Приморье.

К российским добывающим предприятиям топливно-энергетического комплекса наибольший интерес проявляют американские и японские ТНК. Примером плодотворного сотрудничества в нефтедобыче на территории России может служить российско-американское предприятие «Полярное сияние» на Ардалинском месторождении Тимано-Печорского нефтегазового района. Оно создано амер. ТНК «Коноко» и рос. геологоразведочным предприятием «Архангельскгеология». Подсчитано, что в виде налогов в бюджет РФ за время работы «Полярного сияния» будет перечислено около 1 млрд долл.

Активность ТНК несколько возросла после утверждения в 1995г. Фед. зак. «о соглашениях о разделе продукции». Согласно этому ФЗ ин. инвестору предоставляется право пользования участками недр на основе специального соглашения с гос. органами РФ о разделе произведенной продукции между Россией и ин. инвестором. В соглашении оговаривается особый порядок налогообложения, при котором отменяется взимание сборов, пошлин и др. платежей за искл. налога на прибыль и за право пользования недрами. 

В течение последних лет с ТЭК соперничает пищевая промышленность. (Пример – «Россия» с 1995 г.)


Вопрос 21. Государственное регулирование миграции раб. силы.

Целью государственного регулирования трудовой миграции  является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется посредством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возраст, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Страны-реципиенты применяют следующие виды ограничений на въезд трудовых иммигрантов:

-         профессиональная квалификация (наличие диплома, определенный стаж работы);

-         возрастной ценз;

-         состояние здоровья (запрет на въезд наркоманов, больных СПИДом и психическими заболеваниями);

-         социальные и политические ограничения (не допускается иммиграция лиц, ранее осужд. за уголов. преступления, а также членов партий тоталитарного типа).

Весьма жестким методом государственного регулирования трудовой миграции является количественное квотирование, т.е. законодательное установление максимальной доли иностранной рабочей силы в рамках экономики в целом, отдельных отраслей и предприятий. При этом стремясь не допустить иммигрантов из «нежелательных» стран и регионов мира (Азия, Африка), страны-реципиенты устанавливают количественные квоты на въезд  иностранцев их определенных стран.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

-         уплату иммигрантам пошлины за трудоустройство;

-         первоочередной прием иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

-         налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

-         ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты – на профессии. Другие – в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, спец-ты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплач., непрестижную, тяж. и вредную работу).

Развитые страны под давлением профсоюзов и полит. партий, кот. считают трудовую миграцию главной причиной безработицы среди местного населения, реализуют программы стимулирования реэмиграции. В рамках этих программ применяются  либо ден. выплаты иммигрантам при добровольном увольнении с работы и отъезде на родину, либо специальная профес. подготовка ин. работников, которая позволила бы им претендовать на более высокооплач. и престижн. работу на родине. Так, Франция поощряет репатриацию выходцев из Сев. Африки.

В этом же направлении действуют программы экон. помощи развитых стран регионам массовой эмиграции (создание в странах-донорах новых предприятий с целью приостановить новые потоки труд. эмиграции, предоставление кредитов иммигрантам, желающим открыть на родине собственные предприятия).


Вопрос 22. Содружество независимых государств.

Зарубежные страны – члены СНГ и Балтии заложили фундамент рыночной экономики и сделали существенный шаг на пути вхождения в систему международных экономических отношений. В целом завершился переход от планово-административного регулирования внешнеэкономических связей к рыночному механизму.

Постсоветские республики установили внешнеторговые связи с большим количеством стран, стали заметными партнерами на ряде мировых товарных рынков, т.е. существенно расширилась география торговых отношений. Эти связи стали больше отражать долгосрочные тенденции в участии бывших советских республик в международном разделении труда.

Данные страны начали активно привлекать иностранные капиталовложения по линии не только межгосударственных кредитов и займов МН финансовых учреждений, но и, что особенно важно, прямых инвестиций.

В то же время реальные масштабы вовлечения большинства стран – членов СНГ в мирохозяйственные связи пока еще остаются скромными. Если учитывать внутриреспубликанские поставки советского периода, то объем внешней торговли этих стран в настоящее время еще не достиг уровня распавшегося СССР, Это определяется сложным экономическим положением новых государств и большим падением производства, имевшим место в 1992 – 1995 гг. и еще далеко не восстановленным.

К негативным сторонам также следует отнести усугубление аграрно-сырьевого характера экспорта стран – членов СНГ. Те страны, которые не располагали заметными возможностями вывоза топливно-сырьевых товаров (Белоруссия, Армения, Прибалтика), пытались активизировать экспорт промышленных изделий, но результаты пока не большие. 


Вопрос 24. Мировая валютная система.

В каждой стране существует своя национальная денежная система: ту ее часть, в рамках которой формируются валютные ресурсы и осуществляются международные платежи, называется национальная валютная система.

На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система – форма организации международных валютных отношений. Она сложилась на основе развития мирового рынка и закреплена межгосударственными соглашениями.

В мировую валютную систему сходят следующие обязательные элементы:

-         международные пакетные средства;

-         механизм установления и поддержания валютных курсов;

-         порядок балансирования международных платежей;

-         условия конвертируемости (обратимости) валют;

-         режим работы валютных и золотых рынков;

-         права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

Мировая валютная система в таком виде возникла не сразу. Она прошла долгую эволюцию, которая началась вслед за промышленной революцией и формированием мировой системы хозяйства. Условно эту эволюцию можно разделить на три этапа:

 

а) Первый этап

Возникновение системы «золотого стандарта» (XIX-начало XX в.), когда центральную роль в международной валютно-кредитной системе играло золото.

Эра золотого стандарта наступила в 1822 г., когда Британская империя объявила свою национальную денежную единицу (фунт стерлингов) свободно обратимой в золото по установленному государственному курсу (чистое содержание золота в фунте стерлингов составляло тогда 7,322 г).

Вслед за Великобританией золотой стандарт установили США, а затем страны Западной Европы и Россия. Наибольшей силы и твердости золотой стандарт достиг между 1880 и 1914 гг.

К числу явных преимуществ валютных отношений, основанных на золотом стандарте, относится отсутствие при золотом стандарте резких колебаний валютных курсов и низкую инфляцию. Это объясняется тем, что система золотого стандарта требует от каждой страны-участницы обменивать свою национальную валюту на золото (и обратно) по фиксированному курсу. Именно фиксированное золотое содержание валютной единицы делает невозможным резкие колебания валютного курса и крупные спекуляции на продаже-покупке иностранных валюты.

Важно учесть и другие: поскольку золото-металл достаточно редкий, то произвольно увеличить его количество, находящееся в распоряжении банков и правительства, непросто (в отличие от бумажных денег, которых можно напечатать сколько угодно). Соответственно, произвольно увеличивать масштабы денежного обращения было невозможно. В условиях золотого стандарта бумажные деньги свободно размениваются на золотою Следовательно, излишнее их количество немедленно вернется в банк, который будет сам наказан за излишнюю эмиссию: вместо золота у него останется бумага (банкноты). Это означает, что при реальном золотом стандарте инфляции весьма незначительна.

Однако золотой стандарт имел и недостатки. Во-первых, в этой системе существует жесткая взаимосвязь между объемом денежной массы, обращающейся в мировой экономике, и объемом добычи и производства золота. Открытие новых месторождений золота и рост его добычи приводили к мировой инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства и торговли вело к дефициту наличных денежных средств.

Страницы: 1, 2


© 2010 РЕФЕРАТЫ