Мировой рынок
Мировой рынок
Содержание
Введение………………………………………..3
1 Становление
мирового рынка ………………3
2 Мировой рынок и
его основные черты……..4
3 Международная торговля …………………..5
4 Классификация рынка ………………………6
Заключение …………………………………….9
Список использованной
литературы ……..…10
Введение
Международное разделение труда
и его международная кооперация заложили основы для возникновения мирового
рынка, который развивался на основе внутренних рынков, постепенно выходящих за
национальные границы. В этом реферате мы подробно рассмотрим мировой рынок и
его основные понятия.
1
Становление мирового рынка
Становление простейшей формы внутреннего
рынка, где все, что предназначено для продажи, сбывается самим производителем
покупателю из рук в руки, а все покупается, сразу же оплачивается и забирается
покупателем, относится к самой ранней стадии становления товарного хозяйства,
основанного на разделении труда. Этот тип общения, как свидетельствует история,
практиковался уже в Помпеях, в Остии. Свои рынки имели Древняя Греция, Китай
классической эпохи, Египет, Вавилон, Эфиопия. С появлением денег между
продавцом и покупателем встает купец, который оказывает услуги по продаже
товаров, и меняла, одалживающий на это деньги.
Практически сразу после возникновения рынки
начали специализироваться. Появились национальные рынки товаров, в рамках
которых розничные рынки отделились от оптовых, рынки труда, рынки капитала, и,
самое главное, часть уже ориентировалась на иностранных покупателей. Одной из
разновидностей рынка труда была появившаяся в глубокой древности работорговля.
Известными рынками, куда приезжали за «живым товаром» не только местные, но и
заморские рабовладельцы, были Афины, Рим, Лион и другие западноевропейские
города.
С XVI до середины XVIII века мануфактура, основанная
на разделении труда, создавала условия для более масштабного производства
товаров. Для такого производства городские рынки и ярмарки становились тесными.
Шаг за шагом они расширялись до региональных, государственных, межгосударственных
и, наконец, мировых масштабов. Международные рынки, представлявшие собой ту
часть национальных рынков, которая была непосредственно связана с зарубежными
рынками, возникли в Европе, на Ближнем Востоке, на Дальнем Востоке.
Промышленность была тесно связана с национальными рынками. Великие
географические открытия повлекли за собой активное развитие вывоза товаров во
вновь открытые земли и стали важнейшим фактором развития капитализма в Европе.
Узкая ремесленно – мануфактурная база перестала
отвечать рыночным потребностям, и под давлением спроса в первой половине XIX века возникла крупная
фабрично-заводская индустрия, продукция которой уже не могла сбываться только
на внутреннем рынке, ей требовался всемирный сбыт. Так в эпоху первоначального
накопления капитала произошло стягивание, перерастание локальных центров
межгосударственной торговли в единый мировой рынок. Его окончательное
формирование завершилось к рубежу XIX-XX веков, когда товарное
производство в ведущих странах достигло высокого уровня развития. Эволюция
рынка по схеме «внутренний рынок – национальный рынок – международный рынок –
мировой рынок».
2 Мировой рынок и его
основные черты.
Мировой рынок – сфера устойчивых
товарно-денежных отношений между странами, основанных на международном
разделении труда, и других факторов производства.
Мировой рынок характеризуется следующими основными
чертами:
-
он
является категорией товарного производства, вышедшего в поисках сбыта своей
продукции за национальные рамки;
-
он
проявляется в межгосударственном перемещении товаров, находящихся под
воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения;
-
он
оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю, в
каких отраслях и регионах они могут быть применены наиболее эффективно;
-
он
выполняет санирующую роль, выбраковывая из международного обмена товары и
зачастую их производителей, которые не в состоянии обеспечить международный
стандарт качества при конкурентных ценах.
Товар, находящийся на мировом рынке в фазе обмена,
выполняет информационную функцию, сообщая усредненные параметры совокупного
спроса и совокупного предложения, через которые каждый из участников может
оценивать и адаптировать параметры своего производства.
Выступая сферой межгосударственного обмена
товарами, мировой рынок оказывает обратное влияние на производство, показывая
ему, что, сколько и для кого нужно производить.В этом смысле мировой рынок
оказывается первичным по отношению к производителю и является центральной
категорией международной экономики.
Главным внешним признаком
существования мирового рынка является передвижение товаров и услуг между
странами.
3 Международная торговля
Международная торговля сфера международных
товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли
всех стран мира и состоящую из двух встречных потоков товаров – экспорта и
импорта.
Простейшая модель мирового рынка, называемая
моделью частичного равновесия, показывает основные функциональные взаимосвязи
между внутренним спросом и предложением и спросом и предложением товаров на
мировом рынке, определяет количественные объемы экспорта и импорта, а также
равновесную цену, по которой осуществляется торговля.
Международная внешняя торговля становится
реальным и все более ощутимым фактором воспроизведенного процесса,
удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. В
1996 г. международная торговля товарами и услугами превысила 10,6 трлн. долл.,
а темпы ее ежегодного прироста 6-8%, значительно опережают рост производства
2-2,5%. Внешнеторговый обмен товарами и услугами составил в 1997г. свыше 1/3 по
отношению к суммарному ВВП стран мира – более 27 трлн. дол.
Каждый шестой товар или услуга попадают к
потребителю через мировую торговлю. Без внешней торговли невозможно
удовлетворить разнообразие повседневные потребности населения не только малых
стран, что очевидно, но также средних и больших (США, Китай, Индия, Россия и
т.п.), где доля импортных потребительских товаров в среднем достигает 12-20% от
всех приобретаемых населением. Имеются и другие новые черты современной
международной торговли: обмен услугами увеличивается, и их доля составляет в
настоящее время мировой экспорт (млрд. долл.) почти треть мирового экспорта
(около 1,5 трлн. долл.). При этом основная часть приходится на новые виды –
инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и др. В товарной структуре
международного обмена резко возросла доля готовой продукции – около 2/3, в том
числе поставки кооперационного характера – более половины. Это отражает
возрастающее значение международной производственной и научно-технической
специализации.
7 Классификация рынка
С течением веков происходила все более глубокая
специализация рынков. На данный момент можно привести следующую классификацию.
-
по
специализации рынки делятся на: товарные и рынки услуг (транспортных,
туристических, консультационных);
-
по
объемам сделок на: розничные и оптовые;
-
по
номенклатуре на: фондовые (ценных бумаг); валютные; рынки капиталов; рынки
ссудных капиталов; фьючерские рынки; рынки опционов; рынки рабочей силы; рынки
интеллектуальной собственности (патентов, лицензий, авторских прав, ноу-хау);
рынки вооружений и военной техники; рынки металлов, зерна, нефти, газа;
-
по
значимости на: сильно влияющие на международную экономику (мировой валютный
рынок, нефтяной рынок); слабо влияющие на международную экономику (локальный
рынок зерна или с/х продукции);
-
по форме
организации на: биржевые (рынок ценных бумаг, рынок зерна); внебиржевые (рынок
автомобилей)
-
по степени
монополизации на: монополизированные (на рынке энергоресурсов в нашей стране
господствуют такие гиганты как ГазПром, Лукойл, РосНефть); немонополизированные
(таких очень мало, в основном они существуют на первоначальных стадиях
функционирования рынка);
-
по
официальности на: официальные; неофициальные (серый рынок, черный рынок).
Мировой рынок – совокупность рынков отдельных стран,
связанных между собой товарообменом, регулирование которым происходит на
основании нормативных материалов, регламентируемых Генеральным соглашением по
торговле и тарифам (ГАТТ). Всемирная торговая организация (ВТО), окончательно
пришедшая на смену ГАТТ 1 января 1996г. имеет более стройную и жесткую
структуру. Членами ВТО являются 128 государств, на которые приходится более 90%
оборота международной торговли. В декабре 1996г. на конференции была принята
декларация, в которой подтверждена задача ВТО способствовать интеграции всех
стран в многостороннюю систему регулирования мировой
торговли.
Можно сделать более общие выводы:
-
мировой
рынок представляет собой сферу международного баланса спроса и предложения на
товары, экспортируемые и импортируемые странами;
-
размеры
экспорта определяются размерами избыточного предложения товара, размеры импорта
– размерами избыточного спроса на товары;
-
факт
наличия избыточного предложения и избыточного спроса устанавливается в процессе
происходящего на международном рынке сравнения внутренних цен на одинаковые
товары в различных странах;
-
цена, по
которой осуществляется международная торговля, находится между минимальной и
максимальной внутренними ценами равновесия, существующими в странах до начала
торговли;
-
с одной
стороны, изменение мировой цены ведет к изменению количества экспортируемых и
импортируемых товаров на мировом рынке, с другой – изменение количества
экспортируемых и импортируемых товаров приводит к изменению мировой цены.
Заключение
В этом реферате мы рассмотрели
мировой рынок из чего можно сделать вывод, что основой мирового рынка является
международное разделение труда и другие факторы производства , которое
проявляется через международное движение товаров.
Список использованной литературы
1 «Мировая экономика»
А.В.Стрыгин 2001г
2 «Международная экономика» Миклашевская
Н.А.
Холопов А.В. 2001
|