Модель homo economicus в экономической теории
Модель homo economicus в экономической теории
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОТНОШЕНИЙ (Университет)
МИД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра экономической теории
Аналитическая справка по экономической теории
«Модель homo economicus в
экономической теории»
студентки 1-ого курса
факультета МБДА 1 академической группы
Березенцевой Д.Д.
Проверил Амвросов
В.А.
Москва-2007
год
СОДЕРЖАНИЕ
Экономическая наука и
экономический подход………………………………3
Основные направления
моделирования человека…………………………….4
Homo economicus………………………………………………………………..5
Заключение……………………………………………………………………...8
Список
литературы………………………………………………………………9
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Экономика
есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов.
Лоренс Питер.
«Экономическая наука — это социальная дисциплина,
изучающая то, как отдельные люди и целые общества пытаются удовлетворять свои
материальные потребности и желания», - именно такое определение экономической
теории дал в 1968 году американский экономист Рис (Ray Rees). Ценность этого
высказывания заключается, прежде всего, в том, что его автор охватывает не
только проблему распределения материальных благ, но и делает особый акцент на
поведении отдельных индивидуумов и целых групп людей в условиях ограниченных
средств и ресурсов.
В экономической теории существует особый экономический
подход к рассмотрению человеческого поведения. Это достаточно сложный
психологический анализ, проводимый с экономической «точки зрения». Известный
экономист Гэри Беккер в своей статье «Экономический подход к человеческому
поведению» отметил главную черту, присущую этому подходу – многогранность и
разносторонность. «Я убежден, - утверждает Беккер, -
что экономическая теория как, научная дисциплина более всего отличается от
прочих отраслей обществознания не предметом, а своим подходом. В самом деле,
многие формы поведения составляют предмет исследования сразу нескольких
дисциплин: например, проблема деторождения образует особый раздел социологии,
антропологии, экономической теории, истории, биологии человека и, пожалуй, даже
политологии. Я утверждаю, что экономический подход уникален по своей мощи,
потому что он способен интегрировать множество разнообразных форм человеческого
поведения».
Человеческая личность многообразна, она обладает
большим количеством неповторимых и индивидуальных черт. Именно поэтому
экономисты пришли к выводу о необходимости создания модели человека или
«унифицированного представления о человеке, действующем в определённой системе
социально-экономических координат» («Курс экономической теории» под редакцией
Чепурина М.Н.)
Однако необходимо помнить, что модель «экономического
человека» построена на некоторых упрощениях. Как замечают теоретики, в общем виде такая модель обязана содержать три
группы факторов, представляющих:
1)цели человека,
2)средства для их достижения (как вещественные, так и
идеальные)
3) информацию (знание) о процессах, посредством
которых средства ведут к достижению целей (наиболее важными из таких процессов
являются производство и потребление).
Одной из наиболее важных задач экономической теории является анализ
соотношений целей хозяйствующих индивидов и целей экономического пространства,
в котором происходит эта деятельность. Такой анализ должен опираться на
характеристику деятельности хозяйствующих объектов, определяющих динамику
экономической системы. Очень важно проследить, совпадают ли цели этих агентов
с целью самой системы.
Но почему модель человека играет
столь незаменимую роль в экономической теории. Дело в том, что такая модель
является своеобразным инструментом исследования. Опираясь на сведения,
полученные при исследования поведения отдельных индивидуумов,
экономисты-теоретики строят теории конкуренции, спроса, предложения и др.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ
ЧЕЛОВЕКА
История экономической теории очень
богата. Естественно то, что существует множество направлений «моделирования
человека». Они представлены различными экономическими школами и отличаются друг
от друга степенью абстрагирования от многообразия личностных характеристик, а
также учётом экономической, политической и психологической обстановки, в рамках
которой осуществляется деятельность людей.
Однако даже среди такого многообразия
направлений теоретики выделяют три основных:
Первое направление, представленное английской классической школой,
маржиналистами и неоклассиками, было разработано ещё в XVIII веке,
но его концепция дошла и до наших дней. В основе этого направления лежит
представление современного «человека экономического» (homo economicus), как
рационального индивидуума, главным мотивом деятельности которого является
эгоистический, денежный интерес. Анализ поведения личности в рамках данной
модели основан на использовании постулата о рациональности поведении человека.
Мы подробнее рассмотрим эту модель личности чуть позже.
Второе направление присуще кейнсианской школе, институционализму,
исторической школе. Модели человека,
выбранные в рамках этого направления, представляются более сложными. В
частности, мотивационные стимулы включают в себя не только стремление к
материальным, денежным благам, но и определенные элементы психологического
характера — милосердие, цели, связанные с традициями , с использованием
свободного времени и т. д. Существенно затруднено в этой модели и достижение
поставленных целей хозяйствующих субъектов, несовершенства их интеллекта,
эмоциональности стереотипности поведения в зависимости от привычек... В этих
условиях представляется невозможным достижение целей хозяйствующих субъектов посредством
механизма свободной конкуренции, тем более, что кроме индивидуального, здесь
возникает еще и выраженный групповой интерес. В этих моделях
общество имеет более сложную структуру, для поддержания которой в состоянии
равновесия требуется вмешательство в экономические отношения со стороны
государства.
Третье направление
опирается на принципиально новую разновидность модели «экономического
человека». Возрастает значение не столько материальных, сколько духовных потребностей
личности, то есть удовлетворенность от самого процесса труда, его социальная
сложность и др. Отличительными особенностями новой модели являются динамизм и
многообразие потребностей, главной из которых является потребность в свободе
самовыражения, установления связей с другими людьми, свобода духовного
самоопределения и т.п. Эта модель человека предполагает общество, основанное на
демократических началах с развитыми межгрупповыми связями.
HOMO ECONOMICUS
Экономическая свобода
- это свобода любой деятельности, включающей право выбора и сопряженные с этим
риск и ответственность.
Фридрих Август фон Хайек
Теперь мы бы хотели поподробнее
рассмотреть модель человека homo economicus, лежащую в основе первого направления
моделирования человека.
Итак, в чём же заключается
особенность этой модели личности?
В своей статье "Homo economicus" vs. "Homo reciprocans" Игорь Джадан говорит
о том, что одной из основных гипотез экономической теории является
предположение о существовании "homo economicus" - "человека
экономического", - поведение которого управляется эгоистическими
устремлениями (self-interest) и который при этом способен принимать
рациональные решения. Однако в этой же статье чётко прослеживается убеждение
автора в том, что на практике такая модель поведения человека просто
невозможна. В чём же причина?
В соответствии с теоретической конструкцией, принятой
английской классической школой, а также маржинализмом и неоклассиками индивид
ведёт себя так, чтобы максимизировать полезность в рамках определённых
ограничений, основным из которых является его денежных доход.
Главной чертой homo economicus
является рациональность его поведения, то есть стремление
индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях
ограниченности используемых возможностей и ресурсов.
Понятия
рационального выбора и рационального поведения играют важнейшую роль в
методологии экономической теории. Но здесь они трактуются немного иначе, чем в
других общественных науках (социология, психология, антропология), где
рациональное поведение является скорее синонимом функционального, то есть так
можно назвать поведение индивида или группы, если оно объективно способствует их
сохранению и выживанию, даже если эта цель сознательно не ставится. В свою
очередь с экономической точки зрения рациональность – это «максимизацию данной (любой) целевой функции при данных ограничениях, т.е.
выбор оптимальных средств без каких-либо требований к содержанию
(рациональности) самой цели», как замечает В.С.Автономов. Примером
рационального поведения может служить Уоррен Баффет, второй по богатству
человек в США, чьё состояние составляет более $57 млрд. Заранее оценив и
продумав ситуацию, он добился того, что платит меньше налогов – если мерить в
процентах от общего дохода, чем рядовые сотрудники принадлежащей ему компании Berkshire Hathaway. Причиной этому является то, что
большая часть доходов Баффета – это дивиденды и доходы с капитала, которые
облагаются меньшими ставками, чем заработная плата.
В экономической
теории принято различать полную, ограниченную и органическую
рациональность экономического поведения или (по классификации Оливера
Уильямсона) сильную, полусильную и слабую формы.
Полная
рациональность предполагает наилучшее использование человеком всей имеющейся
информации и достижения наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и
произведёнными затратами. Понятие ограниченной рациональности отражает
невозможность при принятии хозяйственных решений использовать всю полноту
имеющейся информации из-за трудности в её сборе и анализе, а также
ограниченности познавательных способностей человека. Что означает, что человек
сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом
всей полноты информации. В данной ситуации индивидуум уже не максимизирует
потребность, а занимается поиском первого доступного ему уровня удовлетворения.
В случае органической рациональности выбор может быть ограничен юридическими
запретами («не курить в общественных местах!», «вход воспрещён!»), либо
традициями – кричать на улице, вести себя вызывающе в цивилизованном месте.
Понятие «человек
экономический» или homo economicus напрямую связано с понятием «полная рациональность».
Формула «максимум выгоды при минимуме затрат» является своеобразным «девизом»
этой модели поведения личности. Но это ещё больше указывает на абстрактность
данного понятия и объясняет возникновение других моделей.
Но это не мешает
экономистам-теоретикам выделить ряд черт, присущих современному «человеку
экономическому» (не совсем чистого представителя homo economicus). Вот краткая характеристика модели
человека, которую приводит Автономов в своей статье:
«1. Экономический человек находится в
ситуации, когда количество доступных ему ресурсов является ограниченным. Он не может одновременно удовлетворить
все свои потребности и поэтому вынужден делать выбор.
2. Факторы, обусловливающие этот выбор,
делятся на две строго различающиеся группы: предпочтения и ограничения. Предпочтения характеризуют
субъективные потребности и желания индивида, ограничения его объективные
возможности. Предпочтения экономического человека являются всеохватывающими и
непротиворечивыми. Главными ограничениями экономического человека являются
величина его дохода и цены отдельных благ и услуг. В ситуациях, далеких от
модели совершенной конкуренции, ограничениями являются также действия других
участников рынка. Предпочтения экономического человека являются более устойчивыми, чем его ограничения. Поэтому
экономическая наука рассматривает их как постоянные, абстрагируется от процесса
их формирования и изучает реакцию индивида на изменение ограничений.
3. Экономический
человек наделен способностью оценивать возможные для него варианты выбора с
точки зрения того, насколько их результаты соответствуют его предпочтениям. Другими
словами, альтернативы всегда должны быть сравнимы между собой.
4. Делая выбор,
экономический человек руководствуется собственными интересами, которые могут при
этом включать и благосостояние
других людей (например,
членов семьи). Важно то, что действия индивида определяются его собственными предпочтениями, а не
предпочтениями его контрагентов по сделке и не
принятыми в обществе нормами, традициями и т.д. Благодаря предпосылке собственного интереса
всякое взаимодействие
между
экономическими субъектами принимает форму обмена.
5. Находящаяся в
распоряжении экономического человека информация,
как правило,
является ограниченной,
— ему известны
далеко не все доступные варианты действия, а также результаты известных
вариантов, — и не изменяется сама по себе. Приобретение дополнительной
информации требует
издержек.
6. Выбор
экономического человека является рациональным в том
смысле,
что из известных вариантов выбирается тот, который согласно
его
мнению или
ожиданиям в наибольшей степени будет отвечать его
предпочтениям
или, что то же
самое, максимизировать
его целевую функцию. В
современной экономической теории предпосылка максимизации
целевой
функции означает лишь, что люди выбирают то, что они предпочитают, - она просто
устанавливает связь между упорядоченными предпочтениями и актом выбора или
действием. Необходимо подчеркнуть, что мнения и ожидания, о которых идет речь,
могут быть ошибочными, и субъективно рациональный выбор, с которым имеет дело
экономическая теория, может казаться иррациональным более информированному внешнему
наблюдателю. Экономический человек может делать ошибки, но
они
могут быть только
случайными, а не систематическими».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак,
говоря о модели homo economicus, мы с уверенностью можем сказать, что она обладает
слишком большим количеством преувеличений, абстракций и «шероховатостей».
Модель, наиболее удовлетворяющая современным темпам развития экономики, это
скорее homo
socioeconomicus, смешение вышеописанного homo economicus
и homo sociologicus, которое описал в своей
работе Питер Вайзе. Как говорит автор, «человек социальных наук» является человеком, который
совершает действия, направленные на удовлетворение собственных потребностей, координирует
свое поведение с поведением других людей, а также обладает способностью
изменять свои предпочтения. Его «коллеги» – homo economicus и homo sociologicus
– являются специальными случаями этого homo socioeconomicus, которые могут
существовать только в мире равновесия, но не в мире неравновесия. Придаваемые
им свойства и теоретическая предпосылка равновесия делают их монстрами
социальных наук».
Современный
«человек экономический» должен учитывать большое количество окружающих его
факторов и уметь приспосабливаться к различным ситуациям. Для этого ему
недостаточно обладать эгоистическим, денежным интересом, но также необходимо
учитывать мнение окружающих его индивидуумов.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Никакое чтение
не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей.
Иоганн Готфрид Гердер
Гэри С. Беккер
«Экономический анализ и человеческое поведение»
Вайзе П. «Homo
Economicus и homo Sociologicus: монстры социальных наук» // «THESIS». 1993.
Вып.3. С.115-130.
Автономов В.С.
«Модель человека в экономической теории и других социальных науках». //
«Истоки». 1998. Вып.3. С.24-71.
Игорь Джадан. "Homo economicus"
vs. "Homo reciprocans"
«Курс Экономической
теории» под редакцией проф. Чепурина М.Н. и проф. Кисилёвой Е.А.
Журнал «Forbes» декабрь 2007, стр. 58
|