бесплатные рефераты

Молодежный рынок труда

Необходимо ускорить создание автоматизированной информационной системы рынка рабочей силы молодежи в возрасте до 18 лет и инвалидов,  которая позволит обеспечить адресное создание рабочих мест.

Надеемся4, что предпринимаемые социальными партнерами меры помогут молодым специалистам обрести свое рабочее место в жизни.

VI. Проблемы Выпускников на рынке труда.

Результаты работы в группе5 по теме "Выпускники вузов на рынке труда"

В первую очередь участники обсудили в целом вопрос реализации гражданами и защиты законом права на труд. При этом были выделены следующие важные проблемы:

1.Право на труд закреплено законодательством и соответствует норме демократического государства.

2. Защита права на труд в настоящее время существует на законодательном уровне, а так же принят Закон о занятости населения, но механизмы их реализации недостаточно отработаны и недостаточно финансово обеспечены.

3. Некоторые положения этого закона плохо выверены с точки зрения сегодняшней экономической и социальной ситуации. В частности, это касается определения суммы пособия по безработице. Пособие высчитывается от определенной законом суммы минимальной заработной платы, что в разы меньше, чем реальный прожиточный минимум.

4. Кроме того, сложным остается вопрос о получении статуса безработного. Наиболее остро данная недоработка в законодательстве отражается на гражданах, уволенных в запас из российской армии (как рядовых, так и офицеров).

5. Также существует несоответствие между формальным определением в законе о занятости понятия "подходящей работы" и реальными требованиями к работе, которая может быть названа подходящей.

Участники группы пришли к выводу, что перечисленные проблемы могут быть решены только на федеральном уровне. Однако существует возможность выхода на федеральный уровень с законодательной инициативой через обращение к избранным в регионе депутатам федеральных структур.

На перечисленные выше общие проблемы, по мнению участников группы, накладываются сложности, характерные именно для выпускников вузов на рынке труда. После анализа и ранжирования на обсуждение были вынесены следующие проблемы:

 -Отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и опыта работы и сложность получения этого опыта.

 -Проблема дискриминации женщин при приеме на работу.

 -Проблема дисбаланса между спросом на определенные специальности на рынке труда и существующим предложением специальностей со стороны ищущих работу.

 -Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии.

 -Инфантилизм молодежи в поиске работы.

 -Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

В ходе обсуждения и анализа этих проблем были выработаны определенные конструктивные предложения.

Отсутствие опыта и стажа работы

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

Решение этой проблемы участники группы видят в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.

Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.

Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки ОБЖ, посредством создания соответствующей странички в Internet.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

Проблема дискриминации женщин при приеме на работу

Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.

Изменить ситуацию крайне трудно. Участники группы предложили следующие решения проблемы.

Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.

Другим предложением стало - использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.

Еще одним решением проблемы может стать в перспективе предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.

Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности.

Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда

Проблема заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

Другим механизмом адаптации к требованиям рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.

Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых специальностей.

Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти в группе.

Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии

Проблема "вуз-армия-рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.

В качестве возможных путей решения было предложено разработать на муниципальном уровне через департамент занятости населения специальную программу по адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых запаса российской армии.

Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами.

Инфантилизм молодежи в поиске работы

Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

Другим важным моментом является необходимость наличия у выпускников вузов высокого уровня самоорганизации с тем, чтобы в поиске работы иметь возможность соответственно встречать и преодолевать трудности, связанные с не комфортностью предлагаемого труда.

Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о принципах и технологиях поиска.

Необходимо проводить специальные курсы для родителей с тем, чтобы способствовать включению данного механизма на уровне семьи.

Подобные программы (для молодых людей и родителей) разработаны в городе, и участники семинара договорились о практическом взаимодействии по этому вопросу.

Проблема неосведомленности населения о своих правах6 и возможностях в поиске работы

В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано о возможностях поиска работы. При этом играют роль как уже упоминавшаяся пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно.

В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке вакансиях. Также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию.

В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить частично снять каждую из названных в докладе проблем.

В ходе обсуждения выяснилось, что позитивные изменения, произошедшие в последнее время в структурах департамента занятости, конструктивные усилия служб занятости далеко не всегда доносятся до населения.

VII. Предложения для преобразований в области студенческой занятости

Занятость студентов не только на временной, но на регулярной работе во время их учебы в вузе – это реальность тех экономических и социальных условий, в которых оказалась к концу XX века сфера высшего образования и рынка труда нашей страны. Об этом говорят и численность работающих студентов, и причины начала трудовой деятельности во время учебы в вузе. Среди таких причин есть общие для всех групп населения - масштабность и глубина структурной перестройки в экономике, большее разнообразие экономической практики; снижение уровня материального благополучия основной части населения – и специфические для студенчества - резкое и значительное по величине ухудшение экономического положения вузов, сокращение государственного распределения выпускников вузов по местам работы и возможностей для студентов получить опыт работы во время обязательной практики; отказ большинства вузов от ответственности за организацию досуга студентов.

     По данным опроса, проведенного в рамках проекта среди студентов Российских вузов, работающих оказалось около половины. Почти 20% имели постоянную работу с недельной загрузкой свыше 30 часов. Более четверти работающих студентов работали в режиме полной рабочей недели. От первого к выпускному курсу занятость возрастает.

Сегодня работа для студента – получение практического профессионального опыта, новых знаний, недополученных в вузе и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства; ознакомление с условиями работы в различных организациях, что помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа – возможность самостоятельно зарабатывать деньги.

Есть основания предполагать, что август 1998 года внес определенные коррективы в ситуацию со студенческой занятости, обострив проблемы трудоустройства, с одной стороны, с другой – открыв новые возможности для сотрудничества с отечественными производителями, перспективу востребованности по некогда утратившим спрос специальностям. Есть основания ожидать дальнейшего роста актуальности выхода студента на рынок труда, роста численности работающих студентов.

 Актуальность проблемы и реальная возможность ее решения дает основания для некоторых рекомендаций в области решения проблем студенческой занятости в России7.

Необходима программа с более четкой координацией деятельности следующих субъектов, действующих на данном сегменте рынка труда:

 -отдельные вузы города и департамент высшего образования;

 -потенциальные работодатели студентов, их ассоциированные представители.

 -специализированные службы занятости при городской и областной администрации;

 -организации, участвующие в деятельности трудоустройству и адаптации молодежи и студентов на рынке труда на коммерческой основе (кадровые агентства, учреждения дополнительного образования) ; 

 - общественные организации, выступающие как в роли работодателя, так и посредника на рынке труда, способствующие обучению и развитию студентов как будущих работников;

студенты

Эффективным решением может стать комплексная программа адаптации студентов на рынке труда с особым вниманием к “проблемным” вузам и специальностям.

Важнейшими ее направлениями должны стать:

 

Область управления студенческой занятостью:

* Обучение студентов процессу трудоустройства, широкое информирование о возможностях трудоустройства, профессионального роста и развития для студентов. Важным моментом является стимулирование активности самих студентов через их участие в развивающей их деятельности (общественных организациях, деловых играх и пр.).

* Принятие мер по расширению потенциального объема спроса на работника-студента (как стажера, так и полноценного работника) с разработкой системы стимулирования работодателя (налоговые льготы, частичная компенсация затрат на дообучение работника, совместные проекты по решению внутренних задач предприятий и пр.).

* Содействие в разработке приемлемых форм сотрудничества студента и работодателя с необходимым учетом интересов и прав обеих сторон.

Область организации учебного процесса

* Придание гибкости учебной программе и учебному расписанию.

Сотрудничество по линии “вуз-государство-работодатель” в адаптации учебной программы к требованиям вуза (прохождение стажировки на предприятиях, производственный заказ на подготовку работников, участие практиков в разработке и реализации учебных планов и пр.)

Область контроля и исследовательской деятельности

* Продолжение исследования студенческой занятости, анализ ее динамики и специфики применительно к вузам, учебным специальностям, курсам, сферам бизнеса и типам рабочих мест. Изучение ее влияния на трудовую карьеру выпускников.

* Использование полученных данных для разработки рекомендаций субъектам студенческой занятости.

Одним из элементов комплексного подхода к решению проблем может стать создание специального агентства студенческой занятости в кооперации. Можно открыть отделения этого агентства во всех вузах города.

Варианты мероприятий в рамках комплексной программы содействия студенческой занятости

Месячник ликвидации безграмотности студентов на рынке труда”, проводимый 2 раза в год (весна, осень) с комплексом мероприятий (обучение, консультации, деловые игры, лекции от практиков в различных сферах бизнеса и экономики и пр.)

Ярмарка-презентация выпускников вузов перед окончанием обучения в вузе с привлечением к участию потенциальных работодателей, кадровых агентств. Время проведения – март-апрель.

Телефонные линии”, по которым студенты смогут получить бесплатную информацию о возможностях на рынке труда (вакансии, операторы, необходимые формальности при трудоустройстве, трудовых спорах, пр.). 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 В данной работе сделана попытка, дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Очевидно, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работу все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.

Итак, теперь можно уже с уверенностью говорить о том, что рынок труда это не только отношения между наемными молодыми работниками как субъектами предложения труда и предпринимателями как субъектами спроса, возникающие по поводу купли-продажи этого труда. Ведь рынок труда испытывает колоссальное влияние со стороны различных субъектов трудовых отношений: это и профсоюзы, отстаивающие интересы молодых наемных работников перечисленными в пункте V. способами, и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.

В нашей же экономике с присущим ей крупным государственным сектором и активным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении эффективной социальной экономики рано. Этому способствует и несовершенство правовой базы, и налогового законодательства, и коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно решать проблемы на рынке труда, нужно сначала реформировать все сферы экономической, политической и социальной жизни общества.

 

Обзор нормативно-правовой базы по теме “Молодёжь на рынке труда”

Основные права граждан в сфере занятости и трудоустройства закреплены в Конституции РФ. В частности, ст. 37 Конституции устанавливает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. В свою очередь, государство обязуется гарантировать наиболее эффективное осуществление этих прав, а также на защиту от безработицы.

Основные направления государственной политики в сфере занятости и трудоустройства перечисляются в Законе “О занятости населения в РФ” от 19 апреля 1991 года. В частности, государственная политика направлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Признано, что выпускники средних и высших учебных заведений относятся к категории граждан, нуждающихся в дополнительных гарантиях по обеспечению рабочими местами, так как в основном они, не имея достаточных навыков и квалификации, не готовы к жёсткой конкуренции на современном рынке труда. Не последнее место занимает и низкий уровень социальной обустроенности молодых специалистов.

Само понятие “молодой специалист”, предполагавшее ранее некий социальный статус, гарантировавший трудоустройство после окончания учебного заведения, а также дополнительные трудовые права и социальные гарантии (не установление испытательного срока при приёме на работу, невозможность увольнения в течение первых 3 лет, право на льготную очередь при получении жилплощади и т.д.), ушло в прошлое. Сегодня “молодой специалист” – выпускник учебного заведения, готовый реализовать свои способности к труду и испытывающий сложности при устройстве на работу.

Помочь молодым специалистам в решении проблемы трудоустройства призвано законодательство о труде молодёжи7, а также правовые нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодёжи от учёбы к трудовой деятельности.

На федеральном уровне основным нормативным актом является Федеральная целевая программа “Молодёжь России (1998 – 2000 гг.)”, которая предусматривает необходимость дальнейшего развития нормативно-правовой базы, в том числе и на региональном уровне, финансовой поддержки молодёжного предпринимательства, поддержки комплексных программ в области занятости, поддержки молодёжных бирж труда, центров занятости и т.д.

Особое место в перечне основных действий по вопросам занятости выпускников образовательных учреждений занимает программа “Молодёжная практика”, направленная на расширение возможностей трудоустройства и приобретения профессиональны знаний, навыков и умений молодых специалистов. Эта программа предполагает оказать содействие в трудоустройстве 200 – 250 выпускникам учебных заведений, 25% которых будут трудоустроены на постоянную работу по окончании “Молодёжной практики”.

Ст. 182 КЗОТ РСФСР и “Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием”, утверждённое Постановление Правительства РФ от 19 сентября 1995 года, реализуют и регламентируют механизм трудоустройства молодого специалиста на основе заключения студентом за три месяца до окончания учёбы контракта с работодателем на срок до 3-х лет, по предложению, которое делается руководителем учебного заведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

 

                             Схема занятости населения.

 

 Молодежный рынок труда
 


     Население

 Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда
 

 

 


   Не способные работать по найму                             Способные работать по

 Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда
 


найму

        Старики   инвалиды      дети              Не занятые по найму    Занятые по найму

 Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда  Молодежный рынок труда
 

 


         занятые в домашних      предприниматели, фермеры,        учащиеся  высших  и

     хозяйствах                          занятые индивидуальной            средних учебных

                                                                 трудовой деятельность              заведений с отрывом

                                                                             (ИТД)                               от производства

 

                                                                                                военнослужащие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 

Рекомендации по улучшению ситуации в области студенческой занятости

1.

Проблемные

Аспекты

Задачи

Механизмы

Участники

Низкая информированность о возможностях и предложениях на рынке труда России, других стран

* Сделать доступным максимально необходимый объем информации по рынку труда для всех субъектов в области студенческой занятости

* Приблизить деятельность специализированных учреждений к их реальным потребителям, добиться большей эффективности их деятельности

* Упростить некоторые этапы трудоустройства студентов и поиска работника-студента

* Аккумулировать и систематизировать имеющуюся информацию по мерам, предпринимаемым в области студенческой занятости.

Издание регулярного информационного бюллетеня “Рынок труда для студентов”, распространение по вузам, специализированным учреждениям

Стенды в вузах города с информацией о месте нахождения специализированных учреждений, услугах, новости о рынке труда.

Презентации деятельности специализированных учреждений по вузам города (Ярмарки-презентации операторов на рынке труда – реальные, в Интернет)

Поддержание специализированной странички для Интернет, позволяющей работодателю бесплатно размещать информацию о вакансиях (временная, разовая, прочая работа для студентов), студентам предлагать собственные услуги.

Систематический сбор и распространение информации о предлагаемых вакансиях

- городские и областные молодежные службы занятости

- кадровые агентства

Отсутствие у большинства студентов навыков ориентации на рынке труда

* Обучать навыкам трудоустройства, воспитание культуры активного поиска работы

Введение в программу обучения лекционных и практических занятий по курсу “Ориентация на рынке труда”

- кадровые агентства

- представители бизнес организаций

Массовый отъезд высококвалифицированных работников-студентов и выпускников на работу за границу

* Содействовать росту привлекательности работы в стране и городах, улучшению условий работы студентам и выпускникам

* Контролировать процесс временного “отъезда” молодых людей

Сотрудничество с организациями, принимающими стажеров и предоставляющие возможность прохождения стажировки

Поддержание связи со студентом, уехавшим за рубеж, адресная рассылка тем, кто работает “там”, поиск потенциальных работодателей для них здесь (в России)

  Городские и областные службы

  Организации, организующие стажировки и отъезды

  Кадровые агентства

Инфантилизм и пассивность студентов

* Стимулировать активность и поддерживать деятельность молодежных общественных организаций, в т.ч. занимающихся проблемами занятости студентов

* Пропагандировать необходимость активной позиции и личной ответственности за свое будущее

Программа сотрудничества и поддержки инициатив общественных объединений, способствующих адаптации студентов и выпускников на рынке труда

 

Вузы

вузовские и городские студенческие организации.

Правовая незащищенность работающих студентов

Предпосылки:

Распространенность неформальной занятости среди студентов (без письменного, трудового, в неформальном секторе экономики)

Низкая заплата в легальном секторе

* Содействовать развитию правового сознания и защите прав студентов на рынке труда

* Содействовать в поиске приемлемых механизмов индивидуальных и … соглашений между работодателями и работающими студентами

Консультации для студентов по вопросам, защита в спорных вопросах с льготной оплатой услуг

Разработка типовых трудовых договоров и распространение по различным каналам

Заключение договоров (оформление) через вузы, агентства занятости

Введение в программу обучения курса “Основы трудового права”

Вузы

Организации, предлагающие юридические услуги

Кадровые агентства

Городские и областные службы занятости

Расхождение учебной программы и реальных потребностей рынка

* Создавать системы дополнительного обучения, переквалификации, при вузах и специализированных учреждениях, занимающихся трудоустройством.

Заключение договоров между разно профильными вузами по возможности взаимного предоставления образовательных услуг для студентов и выпускников

Привлечение практиков для чтения разовых лекций и курсов по актуальным вопросам

Проведение в вузах встреч со своими успешными выпускниками (ставшими профессионалами, адаптировавшимися на рынке труда)

Выпускники

Представители бизнес сектора

Обучающие организации,

Отсутствие координации между субъектами, действующими на рынке труда

* Способствовать прозрачной деятельности полномочных субъектов с системой открытых публичных отчетов

* Регулярно обмениваться информацией между субъектами

Проведение регулярных встреч между городскими и областными структурами, привлечение независимых организаций (кадровых агентств, общественных объединений)

Все субъекты

Отсутствие организованных форм стажировки и практики студентов

* Адаптировать учебные планы к реальным потребностям рынка

* Стимулировать индивидуальной активности студента при поиске организации для прохождения стажировок

Заключение трехсторонних договоров между местной администрацией, вузом и предприятиями города по организации стажировок и производственных практик для студентов.

Прямые обращения вузов в организации, сотрудничество с ассоциированными организациями предпринимательства и бизнеса

 

Отсутствие механизмов реализации разработанных программ

* Использовать зарубежный и отечественный опыт содействия студенческой занятости

* Популяризовать имеющийся опыт для всех субъектов (вузов, работодателей, студентов, госучреждений)

Обмен, стажировки специалистов

Проведение конференции с участием всех заинтересованных сторон

Сбор и распространение информации об инициативах общественных организаций

(Интернет, вузы) через каналы общественных организаций

Совместные проекты

Координационные центры общественных организаций  (спец передачи на молодежную тематику, о рынке труда, занятости)

Учреждение “Студенческого банка” (или фонда)

Назначение средств: кредиты для дополнительного обучения, прохождения платных стажировок в отечественных и зарубежных организациях

Финансирование программ занятости студентов

*Нужны деньги!

Способствовать экономии расходов бюджетных средств за счет согласованной деятельности всех субъектов

Поддерживать предпринимательские инициативы студентов, других активностей на рынке труда, способствующих успешной адаптации и профессиональному росту

Взносы

– отчисления от государственных и муниципальных программ, - целевые и не целевые взносы коммерческих организаций, некоммерческих фондов и прочих организаций, осуществляющих поддержку подобных мероприятий.

Сотрудничество вуза и предприятий

Договоры на подготовку специалистов и заказы на выпускников

Стажировки и практика, экскурсии на заводы

Приглашение руководителей эффективных предприятий из производства

Совместные проекты: открытие лабораторий или отделов при вузах,

Написание дипломов в рамках производственных задач

Высокая конкуренция на рыке труда (много людей с высшим образованием, безработица)

Дефицит рабочих мест для студентов

 

 

* Расширить потенциальный список рабочих мест за счет государственных, производственных предприятий

* Способствовать росту привлекательности для студентов производственной сферы

* Широко использовать найм студентов внутри вуза (обслуживающий персонал и пр.) и через вуз (предоставление образовательных и прочих услуг)

Вузы

Предприятия

Специализированных учреждений

Сотрудничество с исследовательскими коллективами при вузах и использование имеющихся наработок

Отсутствие систематического контроля за ситуацией

* Регулярный (ежегодно или раз в 2 года) мониторинг занятости студентов и выпускников Российских вузов

* Разрабатывать кратко-, средне- и долгосрочные планы деятельности по адаптации студентов на рынке труда с участием всех заинтересованных сторон

Вузы, исследовательские коллективы

Городские и областные службы

Предприниматели города и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

 

Законодательство о труде молодежи:

 

1. Не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет.

Для подготовки молодежи к производственному труду допускается прием на работу обучающихся в образовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими 14-летнего возраста с согласия родителей, усыновителей или попечителей (ст. 173 КЗоТ РФ).

2. Несовершеннолетние (лица, не достигшие восемнадцати лет) в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными настоящим Кодексом и другими актами трудового законодательства (ст. 174 КЗоТ РФ).

3. Запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственному развитию (в игорном бизнесе, ночных кабаре и клубах, в производстве, перевозке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами). Запрещаются переноска и передвижение несовершеннолетними тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ст. 175 КЗоТ РФ).

Помимо работ с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда лица моложе 18 лет не могут привлекаться:

а) к работам, выполняемым вахтовым методом (п. 2.2 Основных положений о вахтовом методе организации работ (утв. пост. Госкомтруда СССР. ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 г.));

б)  к работам по совместительству;

в) к работам, связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками (ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1985 г.).

Запрещается заключение письменного договора о полной материальной ответственности с несовершеннолетними, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.

Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам и к работам в выходные дни (ст. 177 КЗоТ РФ).

4. Работникам моложе 18 лет ежегодный оплачиваемый отпуск устанавливается продолжительностью не менее 31 календарного дня и может быть использован ими в любое удобное для них время года (ст. 178 КЗоТ РФ).

Отпуск за первый год работы работникам моложе восемнадцати лет предоставляется до истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы по просьбе работника (ст. 71 КЗоТ РФ).

5. Для рабочих моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются, исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени для лиц, не достигших восемнадцати лет.

Для молодых рабочих, поступающих на предприятие, в организацию по окончании общеобразовательных школ, профессионально-технических учебных заведений, а также прошедших профессиональное обучение на производстве, в предусмотренных законодательством случаях и размерах и на определяемые им сроки могут утверждаться пониженные нормы выработки. Эти нормы утверждаются администрацией предприятия, организации по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом предприятия, организации (ст. 179 КЗоТ РФ).

6. Для работников, обучающихся без отрыва от производства в общеобразовательных школах и профессионально-технических учебных заведениях, устанавливается сокращенная рабочая неделя или сокращенная продолжительность ежедневной работы с сохранением заработной платы в установленном порядке; им предоставляются также и другие льготы (ст. 189 КЗоТ РФ).

7. Предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для несовершеннолетних были предусмотрены еще пост. НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. (бюлл. Трудового фронта, 1921, № 5).

Молодые рабочие от 16 до 18 лет не должны назначаться на работы, заключающиеся исключительно в переноске или передвижении тяжестей весом свыше 4,1 кг. Предельная норма переноски тяжестей для несовершеннолетних от 16 до 18 лет составляет: для юношей 16,4 кг, девушек - 10,25 кг. Нормы передвижения касаются перемещения тяжестей на вагонетках, двух- и трехколесных тележках. Переноска и передвижение тяжестей несовершеннолетними в пределах указанных в пост. Норм, допускаются лишь в случаях, если они непосредственно связаны с выполняемой ими постоянной профессиональной работой и отнимают не более одной трети рабочего времени.

8 Расторжение трудового договора (контракта) с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя помимо соблюдения общего порядка увольнения допускается только с согласия государственной инспекции труда субъекта Российской Федерации и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних. При этом расторжение трудового договора (контракта) по основаниям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 статьи 33 настоящего Кодекса, производится лишь в исключительных случаях и не допускается без последующего трудоустройства (ст. 183 КЗоТ РФ).

Ст. 33 КЗоТ РФ:

п. 1 - ликвидация предприятия, учреждения, организации, сокращение численности или штата работников;

п. 2 - обнаружившееся несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации либо состояния здоровья, препятствующих продолжению данной работы;

п. 6 - восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу

9. "Молодежная практика" - одно из направлений работы органов Федеральной государственной службы занятости населения (далее - центр занятости) Российской Федерации с безработной молодежью, зарегистрированной в службе занятости, по созданию возможностей для ее трудоустройства и повышения конкурентоспособности на рынке труда (положение об организации временной занятости безработной молодежи – "Молодежная практика" (утв. Приказом ФСЗ РФ от 22.11.94 № 150 (в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24 января 1996 № 18)).

10.  На основе обобщения и анализа собранной о предприятиях информации центр занятости проводит подбор безработной молодежи для участия в "Молодежной практике" по следующим критериям:

1) состоят на учете в районном (городском) центре занятости в качестве безработных свыше 3-х месяцев. Приоритетным правом пользуются длительно безработные граждане. При этом в исключительных случаях для выпускников образовательных учреждений среднего (полного) общего образования и лиц, не завершивших указанное образование по каким-либо причинам, в случае их отказа от профессиональной подготовки направление на "Молодежную практику" может предлагаться со дня признания их безработными;

2) отсутствие в период подбора участников подходящей для них работы;

3) возраст от 16 до 26 лет включительно ("Положение об организации временной занятости безработной молодежи – "Молодежная практика" (утв. Приказом ФСЗ РФ от 22 ноября 1994 № 150, в ред. Приказа ФСЗ РФ от 24 января 1996 № 18)).

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

 

Социальные службы для молодежи являются составной частью государственно-общественной системы социальных служб и социальной помощи населению. Выделение социальных служб для молодежи объясняется спецификой данной возрастной категории и наибольшей потребностью вступающих в жизнь молодых людей в социальной поддержке.

  С 1 сентября 1993 года в г. Белгороде начала работать Молодежная биржа труда "Шанс", созданная отделом по делам молодежи администрации Белгородской области. Позже, в мае 1994 года согласно Постановления Главы администрации Белгородской области была создана Специализированная служба социальной поддержки молодежи Белгородской области, деятельность которой направлена на оказание различного вида социальной помощи молодежи и подросткам г. Белгорода и Белгородской области.

Необходимость создания службы в поддержку молодежи возникла давно.
Опыт показывает, что такие организации действительно нужны молодым людям.

Учитывая необходимость государственных мер по социальной поддержке молодежи, включения ее в производственную, творческую, духовную жизнь общества, основываясь на Указе Президента РФ №1075 от 16.09.92 года "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" Специализированная служба социальной поддержки молодежи Белгородской области оказывает комплексную поддержку молодежи в целях снижения социальной напряженности.

В настоящее время директором СССПМ Белгородской области является Говорушенко Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


[1] Статья 62 Конституции ЭР; ПАЭ № 67— 69 от 8 декабря 1995 г.

2Павленков В.А.»Рынок труда», М.,1998г.

3  « Экономист», Золоторева Р.Г.,1999г., с.12

4 Отдел МФП по защите экономических интересов трудящихся

 

5 «Молодые бизнесмены»

6 см. приложение 3.

7 см. приложение 4.

8 Подробнее в приложении 2: рекомендации по улучшению ситуации в области студенческой занятости.

7 см. приложение 3.

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010 РЕФЕРАТЫ