3.
История возникновения и развития монополии в
России.
4.
Международные монополии.
5.
Виды монополий.
6.
Причины существования монополий.
7.
Естественные монополии.
8.
Антимонопольная политика.
9.
Вывод.
Монополия – (от моно… и греч. Poleo – продаю),
исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты,
тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности
(индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над
отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации
производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения
монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния,
которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
При анализе монополии важно учитывать неоднозначность
самого термина ,,монополия’’. Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления
из этимологии слова ,,моно’’- один, ,,полио’’- продаю. В реальной
действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке
действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих
субститов. Следовательно в использовании термина монополия, а тем более
,,чистая’’ монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно
некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: ,,несовершенный
конкурент’’ (П.Самуэльсон), ,,ценоискатель’’ (П.Хейне).
Формирование и рост монополий исторически неразрывно
связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический
капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий
привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и ,,чистая’’
абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две
полярные рыночные ситуации, два логических предела. ,,…монополии есть прямая
противоположность свободной конкуренции…’’ (В.И.Ленин ,,Полное собрание
сочинений’’).
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения
экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического
прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое
ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и
другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной
властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют
технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут
тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить
свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как
себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии
играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как
монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их
прибыли.
История монополий неразрывно связана с развитием тех
процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства,
придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной
собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические
слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических
объединений и новейшие формы объединений. Каждый из этих процессов имеет
самостоятельное значение в развитии современного капитализма. И вместе с тем
каждый из них по-своему ускорял развитие монополизации хозяйства.
Методы концентрации и централизации капитала, применявшиеся
в 19 веке, не обеспечивали достаточного сосредоточения капитала для
эффективного массового производства. Концентрация производства, создание новых
крупнейших заводов и фабрик требовали резкого расширения рамок капиталистической
собственности. Способы такого быстрого расширения размеров капиталистической
собственности, находящейся под единым контролем, находящейся под единым
контролем, существовал давно, но лишь под влиянием быстрого роста
производительных сил они получили широкое распространение и решающее значение.
Это, в первую очередь, акционерная форма организации капиталистических
компаний.
Важнейшая сторона развития монополий связана с новой ролью
банков и других финансовых институтов с так называемой системой участия. Рост
концентрации производства и капитала постоянно усиливал необходимость
расширения роли банков, заставляя промышленные компании искать с банками
прочных связей для получения долгосрочных ссуд, открытия кредита в случае
изменении экономической конъюнктуры. Банки из скромных посредников превратились
во всесильных монополистов. Это означало формальное создание ,,общего
распределения средств производства’’. Но по содержанию это распределение
частное, то есть сообразованное с интересами монополистического капитала.
Сращивание банковского и промышленного капитала привело к образованию
финансового капитала и финансовой олигархии.
Важной формой создания отраслевых и межотраслевых
монополистических союзов явилась система участия. Возможность ее развития
заложена в акционерной форме организации компаний принадлежит владельцу
контрольного пакета акций. Если владельцем контрольного пакета акций является
другая компания, то она тем самым получает возможность руководить своей
«дочерней» компанией. Это и есть система участия, которая может носить
многоступенчатый характер, обеспечивая компании, находящейся на самом верху
пирамиды, контроль над громадными капиталами.
Быстрый рост размеров капитала обеспечивался также
усилением централизации, происходившей в форме слияний независимых компаний.
Эта форма централизации капитала широко использовалась в США. Первая большая
волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах 19 века и в
первые годы 20 века. В результате были образованы крупнейшие компании, подчинившие
себе целые отрасли промышленности. В металлургии – «Стандард ойл», в
автомобильной – «Дженерал моторс» и т.п. Вторая большая волна монополистических
слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были
образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной
тары и т.д. В европейских странах развивались иные формы монополизации.
Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили
распространение и на международной арене, как форма международной монополии.
Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия,
получили названия трестов и концернов. В их главе стояли держательские
компании, которыми являлись финансовые институты ( банки, инвестиционные
компании). Трест как правило объединял предприятия одной отрасли, в концерн
входили предприятия различных отраслей. Тресты развивались по пути усиления
производственных взаимосвязей входящих в них предприятий. Параллельно этому
развивалась вертикальная концентрация внутри трестов: присоединялись
предшествующие и последующие экономические звенья. В концерне производственная
основа капиталистической концентрации шла по пути комбинирования
производственных процессов. Развитие капиталистических комбинатов одновременно
вело к росту вертикальной и горизонтальной концентрации.
Развитие концернов было обусловлено процессами
комбинирования, необходимостью более тесной кооперации различных производств,
что требовало более централизованного контроля. Неслучайно уже после второй мировой
войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежние
дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия
непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны
наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так
называемых конгломератов. В конгломератах, получивших развитие в основном в
США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой
никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными
условиями сбыта. Создание конгломератов – результат усиления с середины 20 века
концентрации научных исследований, управления. В конгломератах создаются
условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный
рынок капитала.
Развитие всех видов монополистической концентрации
неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и
национального богатства стран сосредотачивается в руках горстки крупнейших
монополий. Об этом свидетельствуют статистические данные о доле капитальных
активов у крупнейших 200 корпораций обрабатывающей промышленности США в общей
сумме активов обрабатывающей промышленности 48,3 % в 1948 году и 60,1% в 1969
году. В Великобритании доля капитальных активов, находящихся в руках 100
крупнейших фирм обрабатывающей промышленности, торговли и услуг выросла с 44% в
1953 году до 62% общего объема активов в 1963 году.
Монополии появились и в России, но их развитие было
своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века ( Союз
рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в
непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и
деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение в его системе ( металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему
возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах
действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на
водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском
деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный
капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее
воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии
постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего
образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт
при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.
Возникали и объединения трестовского типа ( Товарищество «Бр.Нобель», ниточный
трест и др.). Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих
порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование
против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность
монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых
монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке
правительства ( «Продпаравоз», военнопромышленные монополии). Нелегальное
положение создавало неудобства ( ограничение коммерческой и юридической
деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя
разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты – «Продамет»,
«Продуголь», «Продвагон», «Кровля», «Медь», «Проволока», РОСТ и др. – по форме
были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых
определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те
же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период
промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число
торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько
десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие
крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами
концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и
развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация,
«Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа
Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства
монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (
металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное
производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и
почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая
и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась
деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число
монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева,
Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным
производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе
сращивания монополий с государственными органами ( металлургический комбинат,
Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по
инициативе и при участие правительства ( организации Ванкова, Ипатьева,
Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были
ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации
промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и
распределительные органы монополий при создании органов управления народным
хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы
связанные с ними.
Особый вид монополий – международные монополии.
Экономической основой возникновения и развития международных монополий является
высокая степень обобществления капиталистического производства и
интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности
международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны
по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например:
американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего
предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их
суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных
мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле»
размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность
международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного
капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например:
англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест
фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку
объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими
сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение,
противодействие какого-либо правительства и т.д. Основные формы объединения:
учреждение монополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельно
существующего треста или концерна; приобретение одной монополией доли
контрольного пакета акций иностранной монополии; непосредственное слияние
активов фирм разных стран ( слияние де-юре); объединение компаний различных
национальностей посредством «квазислияний». Последнее осуществляется путем
обмена акциями между фирмами сохраняющими юридическую независимость, либо
посредством взаимного назначения администраторов, либо через коллективное
владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа – наиболее
распространенная форма образования международных трестов и концернов. Они
помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность, не
только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную
самостоятельность, корпоративную структуру, индивидуальные особенности
производства и сбыта, собственные торговые знаки, прежнее место расположение
штаб-квартир материнских компаний и принадлежность к национальному
законодательству своей страны.
Объективной
основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на
рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать
цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным
уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном
итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный
спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают
хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы
могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует
предложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия
представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает
монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем
ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках
существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок
любого нового продавца. Фирма обладающая монопольной властью проводит политику
ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам
потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь
надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у
разных потребителей, умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».
Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы
конкуренции. Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной
конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится
только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень
высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два
типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией
и большим размером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть
несколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае
существует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции с
дифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товар
определенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка, торговая
марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множество
производителей, много действительных или воображаемых различий в продукции,
очень слабый контроль над ценами.
Есть несколько причин существования монополий. Первая:
«естественная монополия». Если производство любого объема продукции одной
фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то
говорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь –
экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше ее
стоимость. Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над
некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде
знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример: алмазная монополия
«Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма «Ксерокс» контролировала
процесс изготовления копий, называемый ксерографией, потому что она обладала
знаниями в области технологий, в ряде случаев защищенных патентами. Третья:
государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или им
предоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторых
случаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран только
государственные монополии могут продавать табак.
В российской промышленности существуют четыре тысячи
предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них
естественных монополий – 500.
Классическим примером естественных монополий на федеральном
уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные
перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне –
коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.;
такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной
собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы
сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в
связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых
подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Монополия означает определенную степень власти над ценой. И
эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной
доли отраслевого производства ( концентрация и централизация производства и капитала),
тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание
искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света
и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. .
Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. И чтобы
поставить определенный заслон деструктивным силам монополизации, было
разработано антимонопольное законодательство. Антитрестовская политика
представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путем создания
препятствий для возникновения, использования или защиты монопольной власти.
Применение такого экономического регулирования необходимо для:
-
обеспечения баланса интересов потребителей (
доступные цены ) и ругулируемых предприятий ( финансовые результаты
привлекательные для кредиторов и новых инвесторов );
-
определения структуры тарифов на основе принципов
справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов
потребителей;
-
стимулирования предприятий к сокращению издержек и
излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности
инвестиций;
-
создания условий для развития конкуренции (
например: обеспечения открытого равного доступа конкурентов к информационным
сетям ).
Наиболее
разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее к
тому же и наиболее давнюю историю. Оно базируется на «трех китах», трех
основных законодательных актах :
1.
Закон Шермана ( 1890 год ). Этим законом
запрещалась тайная монополизация торговли, захват единоличного контроля в той
или иной отрасли, сговор о ценах.
2.
Закон Клейтона ( 1914 год ) запрещал
ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовую дискриминацию ( не во
всех случаях, а только тогда, когда это не диктуется спецификой текущей
конкуренции ), определенные виды слияний, переплетающиеся директораты и др.
3.
Закон Робинсона-Пэтмэна ( 1936 год ) – запрет на
ограничительную деловую практику в области торговли: «ножницы цен», ценовая
дискриминация и др.
В августе
1995 года был принят закон «О естественных монополиях», также в России
существует закон от 22.03.1991 года «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках». Но в отличие от
американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и все
понимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеет
множество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать по
своему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, то
есть проблема решена формально-административным образом.
Нашу экономическую политику все время кидает из
административного произвола по управлению производством к стихии
самостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживается
ущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальное
решение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должной
направленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательной
экономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующие
законодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные
производственной базе и хозяйственным отношениям.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Курс экономической теории. Учебное пособие. Киров,
1993 год.
2.
С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993
год
3.
Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии
России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.
4.
В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский
монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
5.
«Обуздаем ли монополии»// Российская газета 1994
года 9 июля.
6.
В.Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного
законодательства» // Независимая газета 1994 год 1 февраля.
7.
Государственно-монополистическая политика в сфере
науки и техники. М., 1989 год.